ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Долженкова В.Е. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №7» г. ЗАРИНСК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Шерстнева Е.А. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №7» г. ЗАРИНСКА
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Этим летом мой папа и я побывали в красивейшем городе нашей страны,
в г. Санкт-Петербург. Мы посетили множество достопримечательностей этого города, но больше всего мне запомнилось посещение Санкт-Петербургского планетария, расположенного в историческом центре Санкт-Петербурга, в Петроградском районе, рядом с Кронверкским каналом в Александровском парке.

Звёздный зал Петербургского Планетария входит в число крупнейших в России. Купол зала, диаметром 25 метров и высотой 15 метров, спроектирован так, что его не видно с внешней стороны здания. Диаметр зала: 23,5 метра, высота: 14,5 метра.

Благодаря аппарату «Планетарий» здесь можно увидеть, как меняется небосвод за сутки, яркими траекториями очерчивают своё движение Солнце и планеты, полюбоваться туманностями, Млечным путём, солнечным затмением и даже загадать заветное желание на «падающую звезду».

Наряду с программами-лекциями по астрономии и космонавтике в этом зале регулярно проходят научные встречи, конференции, семинары с космонавтами и учеными, которые делятся своим опытом и рассказывают о последних тенденциях и открытиях в науке.

В «Звездном зале» Санкт-Петербургского Планетария показывают разные программы, и посетители должны сами выбирать, на какое шоу и какую лекцию они хотят попасть. Здесь есть мероприятия для детей младшего школьного возраста, а есть серьёзные циклы лекций для старшеклассников.

Мы прослушали полнокупольную программу "Путешествие по Солнечной системе" на одном дыхании. Были представлены различные созвездия, планеты солнечной системы, черные дыры. Именно поэтому я выбрала тему исследовательскую работы – «Освоение космического пространства», чтобы углубить свои знания и поделиться с одноклассниками.

Освоение космического пространства объединяет в себе полеты в космос, совокупность отраслей науки и техники, служащих для исследования и использования космоса в интересах человечества.

В течении долгого времени космонавтика основывалась на трех китах: 1) теории движения космических аппаратов; 2) ракетной технике; 3) астрономических знаниях о Вселенной. Сейчас этих китов гораздо больше: теория систем управления космическими объектами (как управлять ракетой, космическим кораблем в космосе), космическая навигация, теория космических систем связи и передачи информации (как связываться с космонавтами, когда они в Космосе, а мы на Земле), космическая биология и медицина (поведение живых организмов и как лечить космонавтов в космосе) и т. д.

Актуальность работы

Когда мы едем на машине в г. Барнаул и не знаем как проехать, мы пользуемся телефоном, в котором есть программа «Навигатор» и она нам указывает путь. Смотрим спутниковое телевидение, получаем сводку о погоде в реальном времени и прогноз на несколько дней. Нам сообщают о вспышках на Солнце, которые приводят к магнитным бурям на Земле. Каждый день человек связан с космонавтикой, порой сам того не замечая или не зная. Считаю, что тема моей работы интересна будет мне и моим одноклассникам, позволит взглянуть на нашу планету из космоса и понять многие процессы, проходящие на ней.

Новизна исследования: вехи истории человечества включают каменный век, железный, век великих географических открытий... Наше время называют веком космическим. Сейчас время изучения Земли из космоса. И среди множества научных направлений появляется новое - космическая география.

Гипотеза: я думаю, космические исследования являются одним из главных достижений всего человечества.

Цель исследования: выяснить какую роль играет освоение космоса в жизни человека и каково влияние этого процесса на человечество в будущем.

Задачи исследования:

1. Обобщить информацию по истории и основным этапам освоения космического пространства;

2.Выяснить какие существуют проблемы освоения космического пространства;

3. Определить значимость освоения космоса.

Объект исследования: человек и космос.  

Предмет исследования: освоение космического пространства.

Методы исследования: сбор и анализ информации, проведение опытов.

Практическая значимость работы:

- практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на классном часе посвященном Дню космонавтики, на занятиях по внеурочной деятельности, а также на уроках окружающего мира.

  1. Этапы освоения космоса

Изучив историю развития космонавтики, я выяснила, что впервые идея о полетах в космос была высказана Константином Циолковским, который и доказал возможность таких полетов с научной точки зрения.

Циолковскому принадлежит идея применения многоступенчатых ракет. Смысл идеи в том, что каждая ступень снабжена топливом и собственным двигателем. Как только топливо заканчивается, ступень отделяется от основного корпуса, чтобы уменьшить общую массу ракеты. Константин Циолковский считается основоположником теоретической космонавтики.

Началом космической эры человечества считается 4 октября 1957 г. - дата, когда в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Запуск был осуществлен с космодрома Байконур.

Уже через месяц, второй искусственный спутник Земли вывел в космос первое живое существо — собаку Лайку. Этой собаке даже был поставлен памятник.

Следующими объектом исследования стал естественный спутник земли – Луна, спустя 2 года, после первого запуска искусственного спутника, автоматическая межпланетная станция «Луна-3» впервые сфотографировала невидимую сторону Луны.

19 августа 1960 года был осуществлен первый орбитальный полет вокруг Земли. В этом полёте приняли непосредственное участие и благополучно вернулись на Землю известные собаки-космонавты Белка и Стрелка.

12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1» Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур, расположенного в Кызылординской области Казахстана. В настоящее время 12 апреля считается днем космонавтики.

Валентина Терешкова, известная как первая женщина-космонавт, вышла в космос 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».

В дальнейшем, освоение космоса продолжало развиваться быстрыми темпами. Уже в 18 марта 1965 года, космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос.

В следующем году с интервалом всего в месяц, человечество преодолело новый рубеж в покорении космоса. 3 февраля автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила посадку на поверхность Луны, откуда были переданы первые снимки.

1 марта 1966 года станция «Венера-3» осуществила первый межпланетный перелёт, достигнув поверхности Венеры.

16 января 1969 года произведена первая в мире стыковка пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5».

В этом же году, 21 июля Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Именно после этой экспедиции на Землю были доставлены первые образцы грунта Луны.

Не останавливаясь на достигнутом, люди начали запускать летательные аппараты и к другим планетам Солнечной системы. В 1971 году, 2 декабря, на Марс благополучно приземлилась автоматическая межпланетная станция «Марс-3».

В 1975 году, 15 июля, произошла знаменитая стыковка «Союз-Аполлон»: в стыковке участвовал корабль СССР, который пилотировался Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, и корабль США, пилотируемый Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. Эта историческая стыковка послужила толчком для создания международных космических станций.

В дальнейшем, освоение космического пространства продолжалось: в 1986 году была запущена орбитальная станция «Мир».

В 1990 году на околоземную орбиту был выведен телескоп «Хаббл».

В последующие годы автоматические станции «Галилео» и «Кассини» стали первыми искусственными спутниками Юпитера и Сатурна.

2 Сила всемирного тяготения

Из истории развития космонавтики следует, что первая проблема с которой столкнулись ученые – это как преодолеть летательному аппарату силу тяготения нашей планеты и других планет тоже, в случае космических путешествий, к примеру, к Марсу.

Что же такое тяготение? Тяготение (гравитация) - это сила притяжения между двумя телами, то есть сила, с которой эти тела - не важно, большие или маленькие - притягиваются друг к другу. Например, Земля и Луна притягиваются друг к другу.

Считается, что английский ученый Исаак Ньютон в XVII в., наблюдая за падением яблока с яблони, заключил, что есть некая сила, притягивающая яблоко к Земле, и что эта же самая сила притягивает Луну к Земле, а Землю - к Солнцу, и что эта сила действует и на другие планеты Солнечной системы.

Как преодолеть земное тяготение? Для этого надо найти источник силы, противоположной силе тяготения по направлению и превышающей ее по абсолютной величине. Эта сила должна разогнать тело до первой космической скорости. Такую скорость - 28 000 км/ч -можно достичь только с помощью ракеты.

3 Космические ракеты

Мы выяснили, что ракета является единственным летательным аппаратом, способным преодолеть силу притяжения Земли и для доставки космонавтов, оборудования и искусственных спутников на околоземную орбиту или за ее пределы используется ракета.

И так, ракета — летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги, возникающей только вследствие отброса части собственной массы (рабочего тела) аппарата и без использования вещества из окружающей среды.

Принцип движения ракеты заключается в том, что продукты сгорания топлива с большой скоростью выбрасываются из ракеты, толкая ее при этом в противоположную сторону. Заметим, что при движении ракеты ее масса непрерывно изменяется. Конечная скорость ракеты определяется скоростью истечения газовой струи.

Поскольку полёт ракеты не требует обязательного наличия окружающей воздушной или газовой среды, то он возможен не только в атмосфере, но и в вакууме. Словом ракета обозначают широкий спектр летающих устройств от праздничной петарды до космической ракеты. Впервые предложена в 1903 г.
К. Э. Циолковским.

Современная космическая ракета представляет собой сложное сооружение, состоящее из сотен тысяч и миллионов деталей, каждая из которых играет предназначенную ей роль. Но с точки зрения механики разгона ракеты до необходимой скорости всю начальную массу ракеты можно разделить на две части: масса рабочего тела и конечная масса, остающаяся после выброса рабочего тела. Эту последнюю часто называют «сухой» массой, так как рабочее тело в большинстве случаев представляет собой жидкое топливо. «Сухая» масса (или, если угодно, масса «пустой», без рабочего тела, ракеты) состоит из массы конструкции и массы полезной нагрузки. Под конструкцией следует понимать не только несущую конструкцию ракеты, ее оболочку и т. п., но и двигательную систему со всеми ее агрегатами, систему управления, включающую органы управления, аппаратуру навигации и связи, и т. п.,- одним словом, все то, что обеспечивает нормальный полет ракеты. Полезная нагрузка состоит из научной аппаратуры, радиотелеметрической системы, корпуса выводимого на орбиту космического аппарата, экипажа и системы жизнеобеспечения космического корабля и т. п. Полезная нагрузка - это то, без чего ракета может совершить нормальный полет.

Набору скорости ракеты благоприятствует то, что по мере истечения рабочего тела масса ракеты уменьшается, благодаря чему при неизменной тяге непрерывно растет реактивное ускорение. Но, к сожалению, ракета состоит не из одного лишь рабочего тела. По мере истечения рабочего тела освободившиеся баки, лишние части оболочки и т. д. начинают обременять ракету мертвым грузом, затрудняя ее разгон. Целесообразно в некоторые моменты отделять эти части от ракеты. Построенная таким образом ракета называется составной. Часто составная ракета состоит из самостоятельных ракет- ступеней (благодаря этому из отдельных ступеней можно составлять различные ракетные комплексы), соединенных последовательно. Но возможно и параллельное соединение ступеней, бок о бок. Наконец, существуют проекты составных ракет, в которых последняя ступень входит внутрь предыдущей, та заключена внутри предшествующей и т. д.; при этом ступени имеют общий двигатель и уже не являются самостоятельными ракетами. Существенный недостаток последней схемы заключается в том, что после отделения отработавшей ступени резко возрастает реактивное ускорение, так как двигатель остался прежним, тяга поэтому не изменилась, а разгоняемая масса ракеты резко уменьшилась. Это затрудняет точность наведения ракеты и предъявляет повышенные требования к прочности конструкции. При последовательном же соединении ступеней вновь включаемая ступень обладает меньшей тягой и ускорение не изменяется резким скачком. Пока работает первая ступень, мы можем рассматривать остальные ступени вместе с истинной полезной нагрузкой в качестве полезной нагрузки первой ступени. После отделения первой ступени начинает работать вторая ступень, которая вместе с последующими ступенями и истинной полезной нагрузкой образует самостоятельную ракету («первую субракету»). Для второй ступени все последующие ступени вместе с истинным полезным грузом играют роль собственной полезной нагрузки и т. д. Каждая субракета добавляет к уже имеющейся скорости собственную идеальную скорость, и в результате конечная идеальная скорость многоступенчатой ракеты складывается из суммы идеальных скоростей отдельных субракет.

Ракета является весьма очень дорогим транспортным средством. Ракеты-носители космических аппаратов «транспортируют» топливо, необходимое для работы их двигателей и собственную конструкцию, состоящую из топливных контейнеров и двигательной установки. На долю полезной нагрузки приходится лишь малая часть (1,5-2,0%) стартовой массы ракеты.

Составная ракета позволяет более рационально использовать ресурсы за счет того, что в полете ступень, выработавшая свое топливо, отделяется, и остальное топливо ракеты не тратится на ускорение конструкции отработавшей ступени, ставшей ненужной для продолжения полета и на рисунке представлены следующие виды ракет. Слева направо:

1. Одноступенчатая ракета.

2. Двухступенчатая ракета с поперечным разделением.

3. Двухступенчатая ракета с продольным разделением.

4. Ракета с внешними топливными емкостями, отделяемыми после исчерпания топлива в них.

Важно отметить, что скорость, развиваемая ракетой, должна быть достигнута очень и очень высокой. Существует понятие космических скоростей: первая, вторая и третья. Первой космической скоростью называется такая скорость, при достижении которой тело (космический аппарат), запущенное с Земли, может стать ее спутником.

Если не учитывать влияния атмосферы, то непосредственно над уровнем моря первая космическая скорость составляет 7,9 км/с и с увеличением расстояния от Земли уменьшается. На высоте 200 км от Земли она равна 7,78 км/с. Практически первая космическая скорость принимается равной 8 км/с.

Для того чтобы преодолеть притяжение Земли и превратиться, например,
в спутник Солнца или достигнуть какой-нибудь другой планеты Солнечной системы, запускаемое с Земли тело (космический аппарат) должно достигнуть второй космической скорости, принимаемой равной 11,2 км/с.

Третьей космической скоростью у поверхности Земли телу (космическому аппарату) необходимо обладать в том случае, когда требуется, чтобы оно могло преодолеть притяжение Земли и Солнца и покинуть Солнечную систему. Третья космическая скорость принимается равной 16,7 км/с. Космические скорости по своему значению огромны. Они в несколько десятков раз превышают скорость звука в воздухе. Только из этого ясно видно, какие сложные задачи стоят в области космонавтики.

Почему же космические скорости такие огромные и почему космические аппараты не падают на Землю? Действительно, странно: Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю и все другие планеты Солнечной системы, не дает им улететь в космическое пространство. Странно, казалось бы, то, что Земля около себя удерживает Луну. Между всеми телами действуют силы тяготения, но не падают планеты на Солнце потому, что находятся в движении, в этом-то и секрет.

Все падает вниз, на Землю: и капли дождя, и снежинки, и сорвавшийся с горы камень, и опрокинутая со стола чашка. А Луна? Она вращается вокруг Земли. Если бы не силы тяготения, она улетела бы по касательной к орбите, а если бы она вдруг остановилась, то упала бы на Землю. Луна, вследствие притяжения Земли, отклоняется от прямолинейного пути, все время как бы "падая" на Землю.

Движение Луны происходит по некоторой дуге, и пока действует гравитация, Луна на Землю не упадет. Так же и с Землей - если бы она остановилась, то упала бы на Солнце, но этого не произойдет по той же причине. Два вида движения - одно под действием силы тяготения, другое по инерции - складываются и в результате дают криволинейное движение.

Закон тяготения определяет не только движение Луны, Земли, но и всех небесных тел в Солнечной системе, а также искусственных спутников, орбитальных станций, межпланетных космических кораблей.

4 Проблемы освоения космического пространства

 До недавнего времени ученые полагали, что освоение ближнего космоса (или околоземного пространства) не оказывает почти никакого влияния на погоду, климат и другие жизненные условия на Земле. Поэтому не удивительно, что освоение космоса велось без оглядки на экологию.

Ученых заставило задуматься появление озоновых дыр. Но, как показывают исследования, проблема сохранения озонового слоя составляет лишь малую часть гораздо более общей проблемы охраны и рационального использования околоземного космического пространства, и прежде всего той его части, которую образует верхняя атмосфера и для которой озон является лишь одной из ее компонентов. По относительной силе воздействия на верхнюю атмосферу запуск космической ракеты подобен взрыву атомной бомбы в приземной атмосфере.

Космос – среда для человека новая, пока еще не обжитая. Но и здесь возникла извечная проблема засорения среды, на этот раз космической. Возникает также проблема загрязнения околоземного пространства обломками космических аппаратов. Причем различают наблюдаемый и ненаблюдаемый космический мусор, количество которого неизвестно. Космический мусор появляется в процессе работы орбитальных космических аппаратов, их последующей преднамеренной ликвидации.

По современным данным, в ближнем космосе находится 3000 тонн космического мусора, что составляет около 1 % от массы всей верхней атмосферы выше 200 километров. Растущее засорение космоса представляет серьезную опасность для космических станций и пилотируемых полетов. Уже сегодня создатели космической техники вынуждены учитывать неприятности, которые сами и создали. Космический мусор опасен не только для космонавтов и космической техники, но и для землян. Специалисты подсчитали, что из 150 достигших поверхности планеты обломков космических аппаратов один с большой вероятностью может серьезно ранить или даже убить человека.

Таким образом, если человечеством в самое ближайшее время не будут приняты эффективные меры для борьбы с космическим мусором, то космическая эпоха в истории человечества может в ближайшее время бесславно закончиться.

Нельзя не признать, что сегодня имеет место отрицательное воздействие космической техники на окружающую среду (разрушение озонового слоя, засорение атмосферы окислами металлов, углерода, азота, а ближнего космоса – частями отработанных космических летательных аппаратов). Поэтому очень важно вести изучение последствий ее влияния с точки зрения экологии.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна.

5 Значимость освоения космоса

Сегодня искусственные спутники Земли используются для многих целей, так, например, для осуществления телефонной и телевизионной связи. Используются для навигации морских судов и самолетов. Сигналы, получаемые со спутников используются для исследований в таких областях науки как метеорология. Данные, получаемые с космических аппаратов, позволяют точнее прогнозировать изменения климата и погодных условий в конкретных регионах, предсказывать наступление стихийных бедствий.

Еще искусственные спутники Земли помогли получить точнейшие контуры всех материков, полуостровов, островов.

Спутники также используются в военных целях: например, спутниковая разведка или же дальнее обнаружение баллистических ракет.

6 Практическая часть

Практическая часть исследовательской работы включает в себя проведение опытов с силой всемирного тяготения, с реактивным движением в горизонтальной плоскости, с реактивным движением в вертикальной плоскости. Рассмотрим их подробнее.

 

Первый опыт, изображенный на фотографии, выглядит как волшебство, но ничего волшебного в нем нет. Простой и наглядный пример действия силы всемирного тяготения. Для опыта мне понадобилось яблоко и сила притяжения Земли.

Отпустив яблоко с некоторой высоты, оно устремилось вниз, к Земле.

К опыту очень важно отнести природное явление, которое мы наблюдаем каждый день. Это движение естественного спутника Земли – Луны вокруг Земли.

Вывод: гравитация (сила тяготения) универсальна: другими словами, одна и та же сила заставляет и яблоко падать на землю, и Луну вращаться вокруг Земли.

Следующий опыт связан с демонстрацией реактивного движения в горизонтальной плоскости.

Для опыта мы использовали надувной шарик, кабель, углекислый газ, которым наполняем надувной шарик. Кабель натянут в горизонтальной плоскости и выполняет функцию «руля» шарика, то есть задает

 

направление движения шарика, заставляет его двигаться в том направлении, которое нам требуется.

Наполнив шарик углекислым газом, мы его фиксировали к кабелю таким образом, чтобы он мог по нему свободно двигаться. Отпустив наполненный газом шарик, газ из отверстия шарика начал быстро высвобождаться, толкая его вперед в заданном направлении. Если бы мы не использовали кабель, то шарик бы двигался хаотично по всему помещению.

 

Опыт с шариком в вертикальной плоскости включает в себя те же действия, что и в предыдущем опыте с шариком, отличие лишь в заданном направлении движения. Целью опыта было заставить двигаться шарик вверх.

Кабель был натянут в вертикальной плоскости, наполненный углекислым газом шарик зафиксирован к кабелю так,

чтобы он свободно мог двигаться вверх. Отпустив шарик, газ, как и в предыдущем опыте, начал быстро высвобождаться из отверстия, но вверх шарик не полетел, он начал вращаться вокруг кабеля. В итоге мы получили другой результат, который тоже важен. Шарик также совершал реактивное движение.

Вывод: очень важно уделять более детальное внимание конструктивным особенностям, чтобы получить требуемый результат.

Хочется добавить, что реактивное движение встречается в природе. Это созревший плод бешенного огурца, выбрасывающий жидкость с семенами. Среди животного мира – это кальмары, осьминоги, медузы, каракатицы, морские гребешки. Перечисленные животные передвигаются, выбрасывая вбираемую ими воду.

7 Выводы

В ходе исследования были рассмотрены основные исторические события и этапы в освоении космоса, хотя их было гораздо больше. За 65 лет освоения космоса человеком в России и мире получены уникальные знания, результаты, опыт. Космос – это природная лаборатория для исследований в различных областях науки.

Также в процессе анализа существующих проблем освоения космического пространства выяснили, что Земля - живое существо, это оазис во вселенной. Она дышит, и у нее есть свои легкие, которые можно увидеть только из космоса в виде бескрайних лесов Сибири и Амазонии, увидеть реки, озера, моря. Но существует ряд проблем, которые в ближайшее время могли бы оказать негативное действие на нашу планету. Например, исчезновение озонового слоя. Полное исчезновение озонового слоя означало бы полное прекращение высших форм жизни на планете. Потому сохранение озонового слоя – глобальная задача человечества. Однако до сих пор действующих средств защиты озонового слоя от воздействия ракетоносителей, от выбросов продуктов сгорания ракетного топлива в атмосферу пока нет.

В результате проделанной работы мы увидели, что освоение космоса не только принесло больше знаний о том, что существует за пределами Земли, но и облегчило жизнь на Земле. Многие из технологий и изобретений, созданных для использования астронавтами, кораблями и зондами, получили очень полезные версии для нашей повседневной жизни.

Заключение

Что же дало нам освоение космоса? Стоило ли оно усилий тысяч людей? Сейчас космонавтика стала настолько обыденной, что порой мы не отдаем себе отчета, что смотрим телевизионные программы благодаря спутниковым антеннам, ведем через спутники телефонные переговоры, слушаем составленные на основе данных из космоса прогнозы погоды, получаем со спутников фотографии о распространении лесных пожаров и других стихийных бедствий. Космические системы позиционирования используются самолётами, морскими судами, автомобилями и туристами. И это только практические результаты.

Таким образом, изучив освоение космоса и поняв его важность, моя гипотеза подтверждается, что исследования космического пространства не следует прекращать, поскольку они приносят ощутимую практическую пользу. Вместе с этим, подобные исследования стоит проводить крайне осторожно, чтобы люди, сами того не подозревая, не нарушили какие-либо естественные процессы.

Литература

1. Циолковский К.Э. Вне Земли. Калуга: Издание Калужского общества изучения природы местного края,1920. 118 c.

2. Кричевский С.В., Иванова Л.В. Воздействия первого полета человека в космос на развитие России и человечества // Воздушно-космическая сфера. 2021. No1. С. 6–17. DOI: 10.30981/2587-7992-2020-106-1-6-17 Krichevsky S. Creation of a «Cosmic» Human: Ideas, Technologies, Projects, Experience, Risks, Limitations and Prospects // Future Human Image. 2020. Vol. 13. P. 32-45. https://doi.org/10.29202/fhi/13/4 Кричевский С.В. «Космический» человек: идеи, технологии, проекты, опыт, перспективы //

3. Воздушно-космическая сфера. 2020. No 1. С. 26-35. DOI: 10.30981/2587- 7992-2020-102-1-26-35

4. Госкорпорация «Роскосмос» (Россия) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.roscosmos.ru/.

   
 
Просмотров работы: 497