Фразовые глаголы – как специфический элемент знания английского языка

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фразовые глаголы – как специфический элемент знания английского языка

Азизов Т.К. 1
1МОУ Удельнинская гимназия
Аревян Н.Р. 1
1МОУ ДПО "МЦ "Раменский дом учителя", МОУ Удельнинская гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Английский язык обладает уникальной морфологией и имеет свои особенности образования разных частей речи, разных слов. Огромную роль в речи играет глагол. Глагол представляет собой универсальную часть речи. Именно поэтому считается, что, в первую очередь, пополнять свой словарный запас необходимо за счет изучения глаголов.

В английском языке есть целый ряд глаголов, которые называют фразовыми. Фразовые глаголы - отличительная особенность английского языка.

Они представляют собой сочетание глагола и предлога, глагола и частицы или глагола и наречия. При этом если после данного глагола поставить другой предлог или другую частицу, то значение, как самого глагола, так и словосочетания в целом в корне изменится. Два или три слова, составляющие сложный глагол, напоминают по форме короткую фразу, поэтому их называют фразовыми глаголами. Фразовых глаголов в английском языке более 12 000.

Гипотеза - чем лучше знание фразовых глаголов, тем легче понимать и общаться с носителями языка.

Актуальность нашей работы состоит в том, что фразовые глаголы широко употребляются в английской речи, являются неотъемлемой частью олимпиадных заданий, ОГЭ и ЕГЭ, которые вызывают особенные затруднения у обучающихся.

Проблема: несмотря на то, что знание фразовых глаголов обязательное и необходимое условие изучения английского языка, не каждое учебное пособие может предложить соответствующий материал в удобном для изучения формате.

Цель работы состоит в определении места фразовых глаголов в современном английском языке и составлении справочных материалов для более удобного и быстрого изучения материала по УМК «Английский в фокусе» для обучающихся 7-11 классов.

Задачи нашего проекта:

1. Изучить теоретическое обоснование понятия «фразовый глагол».

2. Выделить наиболее употребляемые фразовые глаголы и наиболее часто используемые в КИМ ГИА по английскому языку, в олимпиадных работах по английскому языку и их наличие в УМК Спотлайт «Английский в фокусе».

3. Изучить способы запоминания фразовых глаголов.

4. Представить справочный материал в виде брошюры.

5. Сделать вывод по проведенной работе.

Объектом исследования является выявление особенностей и функций фразовых глаголов английского языка.

Предметом исследования являются самые распространенные фразовые глаголы в английском языке как одно из требований при сдаче ЕГЭ, олимпиадных работ, а также для осуществления успешной коммуникации на английском языке.

Итоговый продукт: справочник фразовых глаголов для обучающихся

7-11 классов на основе УМК Спотлайт «Английский в фокусе».

1. История возникновения фразовых глаголов

Происхождение фразовых глаголов можно отследить до самых ранних древнеанглийских письменных источников. Фразовые глаголы частотны в английском тексте любого стиля и жанра, но все же основная сфера их употребления – это разговорная речь. В официально-деловом и научном стиле чаще принято использовать глаголы французского, латинского или греческого происхождения. Это не строгое правило, но устойчивая тенденция, и она имеет долгую историю.

Фразовые глаголы возникли в английском языке естественным образом, однако, произошло событие, которые заставило язык развиваться двумя параллельными путями. Нормандское завоевание Англии 1066 года. После того, как Вильгельм Завоеватель вторгся в страну и захватил власть, в высших слоях общества стал преобладать французский язык, а английский был вытеснен и стал языком простонародья. Такая ситуация сохранялась в течение полутора веков, пока в 1204 году Англия не освободилась от французского господства. За это время французский стал языком образованных людей, и именно из него литераторы заимствовали новые слова, чтобы восполнить обедневшую лексику английского. Кроме того, многие ученые владели латынью и древнегреческим, поэтому они обратились к этим языкам, черпая из них термины для новых областей знаний. Английский язык стал изобиловать иностранными словами.

Со временем многие английские фразовые глаголы расширили свое значение и имеют больше оттенков, чем одиночные глаголы.

2. Виды и классификация фразовых глаголов

В строгом смысле, существует три вида фразовых глаголов по способу образования:

фразовые глаголы, образованные с помощью наречий: короткие наречия не всегда легко отличить от предлогов, грамматическое различие в том, что наречию не всегда требуется дополнение: “give up” – «сдаваться, прекращать», “find out” – «выяснить, узнать»;

предложные глаголы требуют после себя употребления тех или иных предлогов, однако имеют буквальный перевод. Эти глаголы нельзя разделить дополнением. Объект, с которым совершается действие, всегда стоит после предлога: “believe in love” – «верить в любовь», “forgive for” – «простить за»;

фразово-предложные глаголы, содержащие и наречие, и предлог. Этих глаголов относительно мало. Они состоят из трех частей: “put up with” – «терпеть, мириться с чем-либо», “come up with” – «придумывать», “look up to” – «уважать, брать пример».

Общая классификация фразовых глаголов следующая:

переходные (transitive), требующие после себя прямого дополнения (“shut down something” – «отключить, остановить»);

непереходные (intransitive), не требующие после себя прямого дополнения (“break down” – «сломаться, ухудшаться»).

В свою очередь, переходные глаголы делятся на - неразделяемые (Inseparable Phrasal Verbs): между элементами неразделяемого фразового глагола нельзя поставить прямое дополнение. Например, “get rid of” – «избавиться от», “come across” – «наткнуться на»; к этой категории относятся все переходные и некоторые непереходные глаголы; – разделяемые (Separable Phrasal Verbs): между элементами разделяемого фразового глагола можно поставить прямое дополнение. Например, “turn up the music” равнозначен “turn the music up”: исключительно переходные глаголы.

3. Изучение фразовых глаголов в

УМК Спотлайт «Английский в фокусе» в 7-11 классах.

Фразовый глагол – это устойчивое сочетание глагола и предлога (иногда наречия), где зачастую глагол определяет основное семантическое значение, а предлог его оттенок. То есть один и тот же глагол может приобретать разные значения в зависимости от предлога:

Call for – 1) заходить за (кем-либо или чем-либо), 2) требовать;

Call in – вызывать, приглашать;

Call off – отменять;

Call out – объявлять громко, выкрикивать.

Это явление похоже на глаголы в русском языке, значение которых уточняется с помощью приставок (написать, дописать, переписать). Такое сравнение поможет учащимся понять суть явления.

Чтобы избежать ошибок в понимании и использовании фразовых глаголов, необходимо ознакомиться с данным грамматическим явлением и систематично учить новые группы фразовых глаголов.

В результате изучения учебников по английскому языку с целью выяснить охват в них фразовых глаголов, упражнений на их закрепление, пришли к выводу, что авторы учебного пособия «Английский в фокусе» охватили по 8 фразовых глаголов в течение 1 учебного года, но 4-5 из них углубляются в изучении в последующие учебные годы.

7 класс

run, give, go, look, come, turn, make, take

8 класс

Bring, call, get, give, go, put, set, take

9 класс

Break, carry, check, come, keep, make, run, turn
10 класс

look, take, go, give, bring, pick
11 класс
Come, put, keep, go, do, talk, carry, check

Изучение данного грамматического явления будет актуальным для обучающихся, так как оно встречается в заданиях 30-36 в ЕГЭ по английскому языку, на всех этапах ВСОШ по английскому языку в разделе «USE OF ENGLISH».

4. Советы по изучению фразовых глаголов

Для изучающих английский язык очень важно правильно организовать фразовые глаголы, что будет способствовать их запоминанию и использованию в устной речи.

В основном выделяют два наиболее эффективных способа.

Первый – группировать глаголы по тематике.

to go on a date/to meet up/to split up/to fall out with.

Второйгруппироватьпочастицам.

to fall down/to write down/to play down/to look down on.

В случае с фразовыми глаголами недостаточно просто записать их в тетрадь, нужно использовать понятный контекст, придумать предложение, которое объясняет смысл глагола и выучить его.

To break up: Natasha broke up with me when she saw all my text messages to Nadia.

Также полезным будет указывать разделяемый это глагол или нет. Как правило, фразовый глагол, который состоит из трех частей, очень редко разделяемый.

to look down on someone – inseparable verb

She really looked down on me when she realized I had been lying.

Фразовые глаголы часто имеют эквивалент из одного слова, который запомнить значительно проще. Но такие слова используются чаще в официальной речи. В неформальном общении чаще употребляются именно фразовые глаголы.

Postpone = to put off 
Investigate = to look into

Хочется поделиться советом, который мы взяли для себя из прочитанной литературы. На самом деле всё не так страшно.

Если вы всерьёз хотите заняться изучением английских фразовых глаголов, то следует вначале открыть словарь и прочесть все значения базовых глаголов (get, take, keep, hold, come, put, go, break, give, run, turn) и предлогов (in, on, off, out, over, along, up, down, about). Если вы прочувствуете смысл этих слов, то освоение фразовых глаголов пойдёт гораздо легче.

Зубрить сами фразовые глаголы по словарю бесполезно - их слишком много для того, чтобы можно было взять список и выучить все. Эффективным подходом будет просмотр фильмов, где много разговорного языка.

Если вы встречаетесь с фразовым глаголом в тексте и не знаете его значения – помните о том, что смысл в большинстве случаев можно понять из контекста, в котором он употреблён.

5. Трудности перевода фразовых глаголов

При переводе фразовых глаголов может возникнуть ряд трудностей. Прежде всего, из-за отсутствия в русском языке аналогов. Эта особенность этих глаголов называется идиоматичностью. Другими словами, фразовые глаголы - устойчивые обороты, свойственные только английскому языку и не переводимые дословно на другие языки.

При переводе фразовых глаголов нужно быть особенно внимательными. Очень важно научиться выделять эти глаголы в предложении и не путать их с простыми глаголами. Дляпримеравозьмемдвапредложения:

I looked up the meaning of the word in a dictionary.

и

I looked up but didn’t see anything.

В первом предложении look up - это фразовый глагол, следовательно, предложение переводится, как «Я искал значение слова в словаре». А вот второе предложение можно перевести двумя способами: Я искал, но ничего не нашел или Я посмотрел наверх, но ничего не увидел. В таких случаях правильный перевод можно выбрать исходя из контекста.

Другая сложность при переводе фразовых глаголов заключается в том, что большинство из них полисемантичны, то есть имеют по несколько значений. Причем значения эти далеко не всегда синонимичны. Например, словарь Lingvo дает 20 вариантов перевода глагола take in, среди которых выписыватьпонятьобманутьпропускатьсобирать и другие. Вариантов так много, что даже при наличии контекста могут возникнуть трудности при переводе.

Трудности возникают не только при переводе с английского, но и с русского языка. Во-первых, часто фразовые глаголы имеют по нескольку синонимов, и переводчику трудно выбрать из большого количества вариантов. Яркий пример - глагол предлагать/выдвигать. Его можно помимо suggest и propose перевести как put forwardbring forwardput aheadset forward.

Конечно, при переводе на английский трудностей можно избежать, используя обычные глаголы, однако не следует забывать, что фразовые глаголы очень распространены, и используя их Вы будетеразговаривать более грамотно. Причем употребляются они практически во всех стилях, начиная от разговорного и заканчивая официальным. Поэтому нужно стараться запоминать фразовые глаголы и использовать при переводе и в разговоре.

Заключение

Настоящая работа посвящена исследованию фразовых глаголов в современном английском языке. Мы ставили перед собой цель определить место фразовых глаголов в английском языке, рассмотрев их лексические и грамматические особенности. Для этого мы провели теоретический анализ имеющейся литературы по вопросу о фразовых глаголах, статистический анализ учебников «Английский в фокусе» 7-11 классы, демоверсий ЕГЭ по английскому языку, олимпиадные работы по английскому языку. В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:

- фразовые глаголы являются характерной особенностью современного английского языка, ярким, живым и весьма продуктивным элементом, они легко образуются говорящими;

- фразовые глаголы представляют определённую трудность, так как фразовый глагол может иметь не только свое прямое значение, но и совершенно отличное от прямого;

- широкое использование фразовых глаголов - один из самых неожиданных подводных камней, на которые натыкается иностранец при попытке понять живую английскую речь, прочесть газетную статью или художественное произведение.

Полученные в ходе работы результаты, методический справочник (буклет к проекту) могут быть использованы на уроках английского языка при изучении фразовых глаголов, при подготовке к ГИА, к олимпиадам по английскому языку.

Список использованных источников информации

1. Английский в фокусе. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Просвещение, 2017

2. Английский в фокусе. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Просвещение, 2017

3. Английский в фокусе. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Просвещение, 2019

4. Английский в фокусе. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др. – М.: Просвещение, 2019
5. Английский в фокусе. 11класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др. – М.: Просвещение, 2019

6. Фразовые глаголы английского языка, Шуцкий А.Б.- РИО БАРГУ 2012

7. “Фразовые глаголы. Готовимся к ЕГЭ по английскому языку. Власова Н.А. - 2021

8. http://www.native-english.ru/articles/phrasal-verbs

9. https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-11

10. http HYPERLINK "http://www.elenagelvit.ru/":// HYPERLINK "http://www.elenagelvit.ru/"www HYPERLINK "http://www.elenagelvit.ru/". )

11. https://olympmo.ru/

Просмотров работы: 186