Интерактивный способ использования методики «Благодарностей»

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интерактивный способ использования методики «Благодарностей»

Мирсанова П.А. 1
1ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"
Филатова Е.В. 1
1ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальностьвыбранной темы состоит в том, что психология – наука, которая является одной из основных отраслей научного познания, предмет которой является высшим продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным, внешним миром, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды. Вопрос внутреннего человеческого мира всегда стоял особенно остро. Разработкой различных сложных эффективных методов занимаются опытные психологи, и чтобы что-то для себя понять, нужно записываться на консультации или покупать литературу, связанную с этим. Хотя есть множество методик, которые не требуют никаких затрат, но многие через некоторое время о них забывают и перестают ими пользоваться.

Цель: Создать помощника, помогающего применять в жизни методику «Благодарностей»

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по разделу психология

  2. Провести анкетирование среди 7-8 классов ГОУ «Забайкальского краевого лицея-интерната»

  3. Разработать структуру бота

  4. Протестировать работу бота для определения эффективности

Целевая аудитория:

7-8 классы ГОУ «Забайкальского краевого лицея-интерната»

Методы:

  1. Анкетирование

  2. Сравнение

Овладев данной методикой, у многих изменится психологическое состояние души и отношение человека к окружающему миру.

Основная часть

Глава 1 Виды методов в психологии

1.1 Методы в психологии

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением.

При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы. Так при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод может быть так эффективен, как экспериментальный. Но здесь уже зависит от человека, над которым он будет проводиться и от его собственно говоря от его желания.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования и в основном выделяют следующие 4 группы:

Организационные методы:

- сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.);

- лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

- комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

Эмпирические методы:

- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

- различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

- психодиагностические методы (тесты стандартизированные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

- праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности);

- моделирование;

- биографический метод.

Методы обработки данных:

- методы количественного (статистический) анализа;

- методы качественного (дифференциация материала по группам, их анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

Интерпретационные методы:

- генетический метод, представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»;

- структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что методы – это способ познания внутреннего мира человека через анализ психологических факторов.

1.2 Основные методы

Наблюдение становится научным методом изучения психики лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, изучение психологии коллектива учебной группы. Объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Предметом наблюдения могут являться речевые и не только поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации.

Требования к научному наблюдению:

  1. Постановка цели, составление плана наблюдения.

  2. Обязательное фиксирование результатов наблюдения.

  3. Необходимо фиксировать только факты

  4. Необходимо проанализировать факты и сделать выводы (сравнить их с целью).

  5. Также испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают.

Вторым основным методом является эксперимент. Экспериментируя, исследователь создает условия, в которых психологический факт может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, а может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения. Эксперименты бывают лабораторными и естественными. Лабораторный эксперимент выполняется в лабораторных условиях и с соблюдением четкой инструкции. Это также может создавать некое волнение и напряжение со стороны испытуемого. Естественный эксперимент выполняется в естественных условиях и чаще всего исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого. С этой целью исследование переносится в обычные, естественные условия (урок, игра), в которые незаметно для исследуемого вносятся определенные изменения.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут проводиться с целью не только выявления каких-либо качеств личности, но и формирования их.

Методика «Благодарностей» может в себя включать как самонаблюдение, так и просто наблюдение со стороны психолога или другого специалиста.

1.3 Методика «Благодарностей» в психологии

Часто внимание человека акцентировано на переживаниях негативных сторон куда больше, чем позитивных. Именно благодарность к окружающему миру дает разглядеть всё положительное, даже в самом неприятном событии. Уже в самой попытке взглянуть по-другому, происходит амортизация негатива, что позволяет не погружаться в него с головой.

Данная методика не только включает в себя умение благодарить себя и окружающий мир за проведенные дни, но и акцентирует внимание не на негативе, а на позитиве. К методике относятся:

  • Амортизация негатива, переключение на позитив

  • Выделение опыта из текущей ситуации.

  • Как внутреннее, так и внешнее акцентирование на хорошем.

  • Понимание преимуществ – данной ситуации, или события.

  • Навык разглядеть, и зафиксировать полезность.

  • Взаимосвязь с Вселенной.

  • Саморефлексия. Внутреннее внушение на созидание.

Все это входит в методику «Благодарностей», данные преимущества помогают человеку сконцентрироваться на проблеме и лучше понять себя и свои чувства.

Правильно используя методику «Благодарностей», не только улучшается психологическое состояние человека, но и значительно уменьшает время ее использования. Каждый психолог разрабатывает свой комплект правил и вариантов ее использования для каждого человека. Однако в них содержаться и всеобщие составляющие, основанные на типовых случаях.

К вариантам использования практики относятся:

    • Ведение дневника благодарности.

    • Письма благодарности

    • Молитвы и медитации со словами благодарности и осознанность, фокусирование на этой эмоции.

    • В течение дня испытывать тепло - вспоминать о вещах, которые когда-то сделали или всегда делают человека счастливыми.

    • Глава 2 Создание бота

    • 2.1 Результаты анкетирования среди учащихся 7-8 классов

Для анализа проблемы автор работы провел опрос. Результаты опроса отражены в диаграммах (приложение 1)

Участниками опроса являются ученики 7-8 классов ГОУ «Забайкальского краевого лицея интерната».

В анкетировании были заданы следующие вопросы:

  1. Пользуетесь ли вы мессенджером Telegram?

  2. Как часто вы пользуетесь мессенджером Telegram?

  3. Знаете ли вы о методике Благодарностей в психологии?

Среди опрашиваемых детей, которые пользуются мессенджером Telegram, оказалось 90,2%. Не пользуются – 9,8%.

Исходя из этого вопроса становится понятно, что данный мессенджер востребован среди людей данной возрастной категории.

По вопросу о частоте использования мессенджера Telegram: 51,2% пользуются 11 и более раз в неделю; 17,1% 1-2 раза в неделю; 12,2% не пользуется; 9.8% 5-10 раз в неделю; 9,8% 3-4 раза в неделю.

Больше половины среди опрашиваемых пользуются мессенджером Telegram 11 и более раз в неделю, значит, это является одним из основных виртуальных средств для общения среди участников опроса.

На вопрос о знании методики Благодарностей в психологии отметили, что 53,7% не знают о данной методике; 31,7% немного знают о ней; 14,6% знают о методике благодарностей.

В результате опроса можно сделать вывод, что участники возрастной группы 7-8 классы используют мессенджер Telegram, как основное средство связи, так как пользуются им очень часто. Также выяснилось, что о методике Благодарностей знают лишь малая часть опрашиваемых.

В связи с данными результатами, было решено создать Telegram-бота, с помощью которого ребята смогут лучше узнать о методике Благодарностей в психологии. На этой платформе они смогут самостоятельно попробовать на себе ведение данной методики, пронаблюдать за своим внутренним психологическим состоянием, если будут пользоваться ей регулярно, как и мессенджером Telegram.

2.2 Инструкция создания бота

Прежде чем начинать разработку, бота необходимо зарегистрировать и получить его уникальный id, являющийся одновременно и токеном. Для этого в Telegram существует специальный бот — @BotFather.

Нужно написать ему /start и получаем список всех его команд.

Первая и главная — /newbot —нужно ему отправить. Главный бот предложит придумать имя для бота, которое будут видеть все и смогут по этому имени находить его. Название для своего робота можно подобрать в зависимости от того, чем вы занимаетесь и какого бота надо создать. Вообще, название может быть любым. Обязательное правило – чтобы оно было уникальным. Также желательно, чтобы название было понятным.

Если придуманное имя уже существует, BotFather предложит придумать другое.

Единственное ограничение на имя — оно должно оканчиваться на «bot». В случае успеха BotFather возвращает токен бота и ссылку для быстрого добавления бота в контакты, иначе придется поломать голову над именем.

В моем случае тренировочный бот выступает в качестве интеллектуального помощника. Поэтому его название – Hel_u_help_bot «ПомогуТебе_bot».

Важно проверить полученный токен с помощью ссылки api.telegram.org/bot<TOKEN>/getMe, так как не всегда работает с первого раза.

Далее предстоит работать с сервисом Robochat.io. Это онлайн конструктор для создания чат-ботов, в том числе и в Telegram. Robochat позволяет самому создать бота или систему чат-ботов для социальной сети ВКонтакте и мессенджераTelegram.

Инструкции по подключению площадок немного различаются, но собранные онлайн-помощники всегда добавляются к проекту. Выполняется он в виде определенных блок-схем, состоящих из различных команд, которые будут присвоены будущему боту.

Чтобы подключить бота в данный конструктор, нужно ввести токен уже созданного бота, который отправил специальный бот. Тогда бот подключен к системе и можно дальше его разрабатывать.

2.3 Структура бота

Особенность конструктора Robochat — один бот может работать на нескольких платформах. Настроив сценарий один раз, можно получить целую систему – круглосуточного чат-бота в Telegram.

Событие — это действие пользователя, запускающее определенные ответы бота. Нужно создать шаг «Событие» и выбрать «Впервые написал боту», все последующие действия бот будет выполнять только если человек впервые вступил в диалог.

Теперь нужно создать шаг «Сообщение» и вписать в него приветственный текст. В данном случае бот создан с базой данных.

К шагу можно добавить кнопку для навигации. У таких кнопок можно менять цвет и описание, добавлять эмодзи. Конструктор Robochat поддерживает пять видов кнопок: обычную, ссылку, VK Mini App, оплату на QIWI и ЮMoney.

Важно отметить сообщение как «Стартовый шаг» — бот всегда начинает сценарий с указанного стартового шага.

Для данного бота следует написать такой приветственный текст: «Привет,…!Я чат-бот

Просмотров работы: 48