Настоящий Маресьев

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Настоящий Маресьев

Синдеев А.А. 1Синдеев М.А. 2
1МБОУ "Мало-Вяземская" СОШ, 6 "Б" класс
2МБОУ "Мало-Вяземская" СОШ, 2 "В" класс
Колотушкина Л.А. 1
1МБОУ "Мало-Вяземская" СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель: изучить подвиг и личность моего родственника летчика Маресьева А.П., как одного из героев Великой Отечественной войны с точки зрения наших современников, опираясь на литературное произведение, художественные хроники и воспоминания самого Маресьева.

Задачи:

1. Изучить генеалогию нашей семьи и место Маресьева А. П. в ней.

2. Самостоятельный анализ возможных белых пятен падения самолета Маресьева А.П. в 1942 году. Опыт нашего двоюродного деда, летчика Синдеева Николая Михайловича.

3. Посещение музейного комплекса «1418 шагов к Победе».

4. Изучить воспоминания самого Маресьева А.П. о знаменитой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.

Актуальность связана с возможностью рассказать обучающимся о летчике Маресьеве А.П. и его подвиге, на которого равняется современное поколение России (рота Маресьевых).

Объект исследования - информация, имеющая отношение к судьбе Маресьева А.П.

Предмет исследования – литературные и печатные издания и интернет источники, личные воспоминания А. П. Маресьева «непричесанный» рассказ самого летчика А.П. Маресьева, стенограмма беседы записана в июле 1943 года и членов семьи.

Методы исследования - сравнительный анализ, экскурсия, обобщение изученной информации.

Работа состоит из введения, основной части и заключения.

Настоящий Маресьев

Мечта Алексея и военная жизнь.

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Сталинградской области, а точнее это хутор Веревкино (Приложение № 1). Наши родители родом из Саратовской области и раньше город Камышин был частью Саратовской губернии, сейчас город относится к Волгоградской области. Алексей Маресьев является нашим дальним родственником, он двоюродный дедушка нашей двоюродной бабушки Ефимовой (Котовой) Эльвиры Владимировны, ее отец Котов Владимир Николаевич двоюродный племянник Маресьеву Алексею (Приложение № 3), Ефимова Э.В. до сих пор проживает в городе Камышине. Нам стало интересно познакомиться с реальными фактами жизни, а не, только как литературного героя повести Бориса Полевого (Мересьева). Именно поэтому, нами выбран для исследования подвиг героя Советского союза Маресьева Алексея Петровича (Приложение № 4).

Из воспоминаний Алексея Петровича «…родился в семье крестьянина в г. Камышине Сталинградской области. 8 лет пошел учиться (Приложение № 2), окончил школу 1-й ступени, во второй ступени проучился до 6-го класса, а потом перешел учиться в школу фабрично-заводского ученичества на лесном заводе. Там у меня работала мать и два брата. Учился я по специальности токарь по металлу, без отрыва от производства на вечерних курсах рабфака при сельскохозяйственном институте, после чего мог ехать в институт». Был комсомольцем.

Узнав из газеты «Правда», что начинается прием в Московский авиационный институт, Алексей Петрович обратился с просьбой выслать документы, правила приема, а на свое предприятие подал заявление, чтобы отпустили. С производства его не отпустили, а послали в Дальневосточный край строить город Комсомольск, потом призван в Красную Армию. Направили его на остров Сахалин, в пограничную авиацию, затем в летную военную школу в город Читу, потом город Батайск, где он ее и закончил. Учится уму нравилось, учеба ему давалась легко. Работал инструктором, так как отлично знал технику пилотирования.

А.П. Маресьев был в составе 296-го истребительного авиационного полка во время Великой Отечественной войны. Летать и осваивать он начинает истребитель И-16, что было очень напряженно, работали и за техников, так как они немного отставали в знаниях.

Боевой вылет первый Алексей Петрович совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, воздушный бой первый провел в районе Днепродзерджинска. «Работали мы на И-16 исключительно по штурмовкам». У него было ориентировочно по 7-8 вылетов в день. Однажды была встреча пара на пару с «Мессершмиттами», так называли немецкие самолеты, но они как обычно, боя не приняли».

В городе Куйбышеве, куда направили Алексея, он стал переучиваться летать на самолете ЯК-1, его назначили командиром звена.

В нашем исследовании, мы обратились двоюродному деду Синдееву Николаю Михайловичу, подполковнику – летчику первого класса (Приложение № 5), сейчас он на пенсии, но имеет огромный опыт управления транспортным самолетом «Руслан», на его счету более 8500 часов полета. Мы поинтересовались у него, что такое «штурмовка» и какие характеристики присущи самолету ЯК – 1. Итак, «штурмовка - это военно-воздушная атака с небольшой высоты, самолет ЯК – 1 одноместный фронтовой истребитель, одномоторный свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла и убирающимся в полёте шасси с хвостовой опорой», один из первых самолетов Великой Отечественной войны.

В марте 1942 года, уже в составе 580-го истребительного авиаполка его направили на Северо-Западный фронт. Здесь, в задачу пилотов входило уничтожение транспортных самолетов, которые подбрасывали боеприпасы и продовольствие 16-ой немецкой армии.

Первый сбитый самолет – транспортник Ju-52 был сбит Алексеем в небе над Демянским выступом в Новгородской области. «За 8 суток их сбили три штуки».

Основные немецкие аэродромы «Псков – Южный Село», «Остров» и «Псков – Западный», аэродромы Риги и Двинска, аэродром «Дно» изображены в Приложении № 6. Условия базирования в самом «Демянском котле» были значительно хуже. В наличии имелось только две площадки – «Демянск» и «Пески». Причем, даже более крупный Демянский - не мог принять одновременно более 30 машин, а аэродром «Пески» более 10 машин. Сесть на эти полосы шириной всего 30 метров могли лишь самые опытные пилоты. Обе площадки могли использоваться только днем. В (Приложение № 7) можно детально рассмотреть и представить себе обстоятельства боевого пути нашего родственника. Здесь же указано место падения. Снабжаясь по воздуху, окруженные подразделения не сдались и два месяца упорно оборонялись, в ходе наступления войск Северо-Западного фронта. Это была одна из наиболее масштабных и успешных немецких воздушно-транспортных операций. Удерживая оборону, окруженным немецким частям необходимо было непрерывное снабжение боеприпасами, продовольствием. Для этого требовалось ежесуточно доставлять в «котел» не менее 300 тонн различных грузов. Надо сказать, это удавалось немецким летчикам.

С точки зрения боевого пути А.П. Маресьева, становится понятно, насколько опытными были немецкие летчики, с которыми пришлось сражаться нашему герою. Конец марта – начало апреля 1942 года характеризуется контрнаступлением окруженных фашистов. С целью освободить окруженные дивизии немецкие войска начали наступление из района юго-западнее Старой Руссы.

В то время, современных самолетов не хватало, советская авиация еще не могла обеспечить господство в воздухе. О том, насколько важно для немцев было Демянское сражение, говорит тот факт, что кроме обычных наград, немецкие военнослужащие, участвовавшие в демянской и холмской эпопеях, награждались специальными памятными знаками – нарукавными щитами - «Холмский щит» и «Демянский щит» (Приложение № 8).

Бой. Подвиг героя.

Сложная, на первый взгляд, казалось бы, совсем не реальная история, рассказанная самим Алексеем Петровичем. Он вспоминал: «Подбили меня 4 апреля 42г. Пробили мне мотор. А я был над их территорией. Высота была метров 800. Я немного оттянул самолет на свою территорию, километров за 12, но там были леса и болота, и сесть было негде. Я и пошел садится на лес, а там лес редкий и высокий и на лес садиться было очень трудно. Положил голову на руки, и здесь слева я увидел площадку. И здесь я совершил большую глупость. Я выпустил шасси, так как мне показалось, что там – площадка, но, когда я стал разворачиваться, то мотор остановился, и машина пошла книзу».

Как описано во многих интернет источниках Алексей Маресьев упал метров с 30 - ти, на снег, покатился по дороге, ударился виском и минут 40 лежал без памяти. «Спустя некоторое время леденящий холод заставил меня очнуться, я чувствую что-то на виске, приложил руку – кровь, и висит лоскуток кожи. От самолета осталась только одна кабина и хвост – все разлетелось в разные стороны. Я вероятно сильно ударился, так как вскоре у меня начались галлюцинации», - вспоминал Алексей Маресьев. Кругом белым - бело, полное безлюдье. Лес точно застыл от мороза. Я понял, что нахожусь в тылу врага (не знал тогда, что фронт находился рядом). Первая же попытка встать на ноги заставила не была успешной: обе ступни были разбиты. Это был тяжелый момент, но Маресьев А.П. решил пробиваться к своим, ориентируясь по солнцу, так как компаса у него не было. Этот путь продолжался 18 дней и ночей, без единой крошки во рту. Съел он за это время горсть муравьев и пол ящерицы. Когда силы почти иссякли, он стал перекатываться со спины на живот и снова на спину; в унты попала вода, ночью было холодно, ветер и мороз, так он отморозил себе ноги. Началась гангрена, но он не думал, что отморозил ноги, он думал, что у него нет сил от голода» [2]

У Алексея Петровича, осталось два патрона в пистолете. Из воспоминаний: «Я поднимаю пистолет, поворачиваю голову, смотрю – человек». Наступило спасение, его заметили ребятишки, позвали подмогу из села, где нашелся какой-то лекарь, вроде фельдшера. Внесли в избу, начали снимать одежду, унты, а брюки пришлось разрезать, так как ноги распухли. Алексея Петровича накормили, истопили баню и через двое суток сообщили в войсковую часть» [3].

В последствии Алексея Петровича ждет много испытаний, но он не сдавался.

«Повесть о настоящем человеке. Человек или легенда».

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого была опубликована в 1946 году, Алексею Маресьеву на тот момент исполнилось лишь 30 лет. А уже 1948 году был снят художественный фильм А. Столпера «Повесть о настоящем человеке», главную роль (Алексея Мересьева) сыграл Павел Кадочников в образе молодого человека того времени, умного, сильного духом, смелого, беззаветно преданного своей Родине, в окружении простых советских людей, среди которых он воспитывался.

Мы провели сравнительный анализ реальных событий жизни Маресьева и героя повести (Мересьева). Проводя исследование, выяснили, где же проходила линия фронта (Приложение № 7). Оказалось, что в этих местах проходила она чуть западнее села Плава, в 15-20 км от деревни.

По книге Маресьев оказался в тылу врага. Но реальные события доказали, что место падения самолета Алексея было не далеко от наших позиций. Таким образом, летчику не пришлось пересекать линию фронта.

Изменил писатель и судьбу деревни, якобы сожженной оккупантами, после чего все ее жители ушли в лес, где и жили в землянках на дальней вырубке. В деревне, на протяжении всей войны существовала советская власть, люди не жили в землянках и последней курицы Партизаночки, которую сварили для летчика, также не было. А.П. Маресьев не мог проползать наши позиции с убитыми бойцами и медсестрой. Ничего такого в Черном лесу (местное название – непролазный лес) не было. А.П. Маресьев на тот момент, летал не на И-16 как описано в книге, а на истребителе ЯК-1.

Внимание наше приковано к обстоятельствам жизни Маресьева, когда он, раненный, без еды, проявляя беспримерную волю и мужество, сумел выбраться из глухого заснеженного леса. Сведений на этот счет совсем мало, большинство (тех, кто прочел книгу) уверены в правдивости событий по «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Она написана, автором по записям своего «Дневника боевых вылетов 3 - й эскадрильи», содержащую рассказ молодого командира звена этой эскадрильи А.П. Маресьева, летающего на истребителе после ампутации обеих ног.

Остановимся на временных сроках пребывания Маресьева в лесу. В «Повести о настоящем человеке», написанной в основном с его же слов, говорится о событиях, происходивших в течение 11 суток, после которых, как отмечает Б. Полевой, летчик «счет времени потерял». Этот же срок 11 суток - был зафиксирован и в некоторых более поздних публикациях. Если же обратиться к изданному в 2000 году биографическому справочнику Российского комитета ветеранов войны и военной службы, в котором тогда работал сам Маресьев А.П., то в нем опять-таки констатируется его «18-суточная отчаянная схватка с самой смертью». Это описано и со слов Маресьева А.П. в стенограмме его беседы в июле 1943 года. Писатель реальной цифры (18 дней) не исключает, просто, как бы отодвигает ее на второй план, а на первом – немыслимая мука героя и мужество ее преодоления.

По повести Маресьеву пришлось выпустить всю обойму пистолета в медведя-шатуна, который в военном лесу кружил вокруг контуженого летчика и уже начал обнюхивать его лицо и видимо это факт, а вовсе не вымысел писателя. Хотя многие источники не верят в это и описывают, как галлюцинации.

Из воспоминаний сына Виктора Маресьева: «Рассказывал отец и о том, как упал, как лежал долго без сознания на снегу, а очнувшись, увидел: рядом сидит медведь-шатун. Апрель месяц был, медведи ещё спать должны, а этот вот проснулся. «Я лежал навзничь, одна рука была под спиной, - вспоминал папа. – «Я всё пытался расстегнуть молнию на меховом американском комбинезоне, чтобы достать из-под ремня наган, но никак не получалось».

Медведь его не трогал, думал, что он мёртвый. А мертвечину-то они не едят. Но вдруг, Маресьев дёрнулся, медведь тут же лапой замахнулся, разорвал комбинезон, но отец всё-таки успел выхватить наган: «Всю обойму в него выпустил. Зверь зарычал, поднялся и упал тоже навзничь. Хорошо, не на меня».

Мы попытались понять, кто же нашел советского летчика. По повести, на летчика наткнулись двое подростков, собиравших хворост, потом они, вместе с дедом Михайлой перевезли раненого в дом, на санях. В реальной жизни Алексею Петровичу действительно пришлось ползти 18 суток к своим. И уже совсем обессиленный, он выполз на перекресток двух лесных дорог. Одна из них вела из деревни Плав к лесному озеру, а вторая в деревню Рабежа.

Проблема заключалась в том, что воспоминания, нашедших А.П. Маресьева очень противоречивы. Жена Вихрова, Александра Петровна в 2005 году поведала, что история обнаружения А.П. Маресьева сильно отличается от книжной версии, она говорила следующее: «В это время из Рабежи в Плав шел местный житель. Летчика он не видел, так как Маресьев уже даже сесть не мог, сил не хватало. Он лежал в сугробе, но идущего мужика увидел и окликнул. Местный, увидев человека в военной форме, испугался и убежал.

Прибежав в Плав, он нашел деда Михайлу и сказал, что в лесу какой-то человек в форме в снегу притаился. Дед стал спрашивать, чья форма на военном, но, не добившись ничего внятного, пошел пешком к указанному месту и увидев человека в советской форме спросил летчика кто он и откуда. Алексей Петрович ответил, что его сбили, он советский летчик и сломаны обе ноги. Дед Михайла потребовал вынуть пистолет из кобуры и кинуть в сторону. Летчик это сделал. Затем дед Михайла подошел, проверил документы и сказал, что сходит за лошадью с санями, чтобы отвезти летчика в деревню. Перед тем как пойти за лошадью, он сделал из елового лапника настил и уложил летчика на него.

Забрав в деревне сани, дед взял в подмогу двоих – Сергея Малина и своего сына Александра. Втроем они погрузили летчика на сани, укутали в тулуп и привезли в деревню». Сергей Малин и Александр Вихров, (будущий муж Александры Петровны) выведены в повести Б. Полевого под именами «Серенька» и «рыженький Федька». Это были, однако, не подростки, как окрестил их в своей повести Борис Полевой.

Тропа Маресьева, почему место падения самолета не было озвучено?

Для военных историков и корреспондентов представляет несомненный интерес, это было интересно и нам, где произошло падение самолета? Его поисками занимались многие, и детские поисковые отряды, и различные экспедиции. Во многих литературных и других произведениях об А.П. Маресьеве отмечается, что летчик принял воздушный бой в районе Старой Руссы.

Этого не могло быть, потому что Старая Русса находится более чем в 100 километрах от места, где был спасен А.П. Маресьев. Это заблуждение легко объясняется тем, что в Старой Руссе был сосредоточен основной военный потенциал. Трагический для А.П. Маресьева воздушный бой произошел в там, где простираются глухие леса, многочисленные болота и озера. По причине полного бездорожья военные действия здесь велись ограниченно.

Летчика хотели поместить в самой большой избе, но хозяева отказались. Они боялись, что найденный – шпион. Тогда, А.П. Маресьева расположила в своей маленькой избе семья Вихровых. Здесь он находился не шесть дней, как у Б. Полевого, а всего два дня.

М.А. Вихров с женой и дочкой окружили заботой раненого летчика, их русское милосердие не знало ни страха, ни границ. О том, что происходило в то время, вспоминает дочь М.А. Вихрова Ольга: «Привезли летчика из леса страшно худого с опухшими и обмороженными ногами. Одежда на нем была вся завшивлена, она будто шевелилась. Отец мой, растопил баньку, и туда потом отнесли на одеяле летчика. Там его раздели, унты пришлось разрезать, помыли и переодели в чистое белье. Из бани в дом отец перенес его на спине: справился сам, так как после стольких дней голодания летчик весил «как пушинка». Положили его возле окон на широкие деревянные полати, хорошо укутали, дали крепкого чая с медом. Ему стало легче. Со слов очевидцев, Маресьев А.П. клял себя, что не рассчитал и рано выпустил шасси. Шасси погасили скорость планирования, и самолет нырнул в деревья. При падении, летчику раздробило обе ступни и голени. Он постоянно повторял: «когда часто над районом летаешь, то местность как карту читаешь. Приметы запоминаешь – это озеро такое-то, это просека туда-то.» За А.П. Маресьевым приехали вечером того дня, когда дед Михайла дошел до штаба нашей армии в Рабеже. Забрали его не однополчане, как говорится в книге, а особисты, погрузили в кузов грузовика и увезли. Местным сказали, что это немец и шпион.

Потом уже, после войны, Алексей Петрович рассказывал Вихровым, что от долгой проверки его выручил старший лейтенант (командир авиаэскадрильи) А.Н. Дехтяренко и отвез однополчанина в полк. А потом Маресьеву предстояла ампутация обеих ног в госпитале Москвы. Дальше – почти фантастика, он потихоньку начал возвращаться к жизни, учился ходить на протезах и уже через месяц смог убедить медицинскую комиссию признать его годным для дальнейшей службы в авиации. Далее были полеты с протезами на самолете У-2 (По-2), сбитые фашисты. Триумф, награды.

После войны.

Чем была наполнена большая часть жизни героя, который умер всего более 20 лет назад, 18 мая 2001 г., 2 дней не дотянув до своего 85 - летия. Об этом говорят до обидного мало. У многих даже создаётся превратное впечатление, что Маресьев – это седая древность, что он ушёл из жизни, как и подобает легендарным героям, очень давно. Заслуженное место в ряду наиболее ярких героев Великой Отечественной войны. Имя Маресьева часто упоминается в общем списке с такими именами, как Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло и Александр Матросов. Это более чем почётно. Но есть один нюанс. Все эти герои, ставшие символами мужества и самоотверженности, погибли. А Маресьев оказался единственным, кто, будучи символом, не просто выжил, а продолжал жить. Жить и работать. В канон, сложившийся вокруг героев – символов Великой Отечественной войны, такое обстоятельство помещалось с трудом.

В 1980 г., за год до смерти, Борис Полевой опубликовал книгу «Самые памятные. История моих репортажей». Там, разумеется, есть очерк, посвящённый Маресьеву. Носит он характерное название: «Продолжение подвига». И вот что отмечает писатель практически в самом начале: «Тяжёлое и, может быть, самое главное испытание поставила жизнь перед ним уже после того, как прогремел салют Победы, стихли фронты и наступил мир на земле. Из героя своей части, храбрость, мастерство и заслуги которого были всеми признаны, он превратился в одного из тысяч инвалидов, навсегда искалеченных войной...». Борис Полевой упомянул об очень серьёзной проблеме интеграции ветеранов войны в мирную жизнь. К концу войны в стране насчитывалось 20 млн. фронтовиков. В современном обществе к ветеранам Великой Отечественной войны относятся с бесконечным уважением. Это выглядит настолько естественным, что кажется – так было всегда, потому что как же иначе? В реальности путь к этому был долгим и чрезвычайно трудным. И у его истоков стоял как раз Алексей Маресьев.

Что нужно ветерану?

В 1956 г. был создан Советский комитет ветеранов войны (далее – СКВВ) предназначался он в основном для внешнеполитической деятельности. Членам комитета надлежало устанавливать связи с зарубежными ветеранскими организациями и сообща бороться за сохранение мира и недопущение войны. Алексей Маресьев, был избран на должность ответственного секретаря комитета, твёрдо гнул свою линию – прежде всего его решение было, что нужно помогать совет­ским фронтовикам. Здесь нужно понимать, какую работу взвалил на себя Маресьев. Это огромный труд согласовывать тонкие и спорные моменты с юристами и властями, добиваться финансирования, помещения, транспорта. При этом преодолевая бездушие иных номенклатурных работников, которые никак не могли понять, чего ещё нужно «живой легенде», у которой есть и солидная пенсия, и персональный автомобиль, и квартира в Москве на улице Горького. А он себя легендой не считал. И очень стеснялся, если ему об этом напоминали. Но бывали моменты, когда Маресьев «включал легенду» на полную. Делал он это не для себя. «Для себя – никогда». Он жил всегда в соответствии с принципом: «Нет уз святее товарищества». А этими узами, как считал Маресьев, связаны все ветераны Великой Отечественной войны. Только этим можно объяснить знаменитый случай на заседании Совета министров СССР, когда обсуждали, что инвалидам войны будет довольно и мотоколясок. Потому что зачем им нужны полноценные автомобили? Маресьев, обычно корректный и скромный, задрал штанину и, колотя указкой по протезу, вспылил: «Вот зачем! Люди за вас, за вашу жизнь воевали, а вы их на убогие коляски посадить хотите!» К 1984 году 400 тысяч человек получили автомобили «Запорожец» и мотоколясок.

Он провёл на должности ответственного секретаря СКВВ 45 лет. Председатели сменялись, Маресьев оставался. К его заслугам можно отнести:

В 1958 г. на Поклонной горе установили закладной камень Памятника Победы.

В 1965 г. День Победы стал выходным днём. В том же году был организован поход молодёжи по местам боевой славы с девизом «Никто не забыт, ничто не забыто».

В 1967 г. была создана Могила Неизвестного Солдата и зажжён у Кремлёвской стены Вечный огонь.

В 1978 г. наконец-то был утверждён статус «Ветеран Великой Отечественной войны» с соответ­ствующими льготами...

В 1995 г. там вырос мемориальный комплекс «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».

За всеми этими добрыми делами стоит фигура простого паренька из Камышина, который в 14 лет «заболел небом» и больше не признавал никаких болезней, не считаясь даже с ампутацией ног, фигура Алексея Маресьева – НАСТОЯЩЕГО человека.

В семье Алексей Петрович, был достаточно строгим по отношению к сыновьям, но с большим уважением относился к своей родне. Встречи родственников получались, как только, Алексей Петрович приезжал на малую Родину. И даже после его смерти родня собиралась с удовольствием, в нашем архиве есть фотография одной такой встречи (Приложение № 11).

Мы с братом решили почтить память Алексея Петровича, посетили Музейный комплекс «Дорога памяти», который находится в составе Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» в г. Кубинке Одинцовского района. Комплекс расположен по круговой линии от  Главного Храма Вооруженных сил Российской Федерации и представляет собой эстакаду из залов с художественными мемориальными экспозициями и выставками. Протяженность музея — 1418 шагов (или 1,5 километра), символизирующих число дней Великой Отечественной войны. «Галерея памяти» создана с помощью технологии микрофотографии оформлена десятками миллионов фотографий участников войны. Фотографии Маресьева Алексея Петровича героя Советского Союза, мы с легкостью отыскали в «Галерее памяти» (Приложение № 9, 10).

Имя Маресьева, живет после смерти. «Специальная военная операция».

Мы нашли очень интересную информацию, нам всем известно, в феврале 2022 года Россия начала проведение «Специальной военной операции» (далее – СВО) против фашизма и нацизма на территории Украины.

В Луганской Народной Республике был сформирован в 2014 году особый полк саперов, приказом атамана Всевеликого войска донского.

За девять лет обороны Донбасса за полком числится много славных дел. Не случайно первым в истории Героем Луганской Народной Республики стал именно командир этого полка – Полуполтинных В.С.

Саперов 6 - го казачьего полка им. М. Платова Луганской Народной Республики называют ротой «маресьевых», наверное и вы это видели в репортажах ведущих телеканалов России. Эти люди далеко не летчики, так почему их роту называют именно ротой «маресьевых»?

Все достаточно просто объяснить, это бойцы пережившие подрывы на минах, некоторые саперы лишались ног и возвращались воевать в зону СВО уже на протезах. Да, именно на протезах, без ног. Невероятная сила духа и воли у этих мужественных ребят. Каждый из них достоин, своей истории «повести или рассказа». Именно поэтому имя Алексея Маресьева живет и будет жить, он является примером мужества, отваги, искренней любви к своему делу и патриотизма к Родине. Иначе не может быть.

Его именем названы школы и улицы, даже в нашем Одинцовском округе, в Лесном городке, есть улица Маресьева, раньше мы этого и не замечали, но исследуя нашу тему, стало явно заметно имя Маресьева Алексея живет и в наши современные дни.

Заключение.

«Я человек, а не легенда! В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, очень расстраивает. Повесть о себе так и не прочитал». Эти слова героя заставили нас отойти от типового взгляда на работу Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Собрав материал о реальном боевом и жизненном пути А.П. Маресьева, мы провели анализ материала, выяснив, что же в повести Б. Полевого вымысел, а что реальность?

В произведении Б. Полевого летчик очутился в тылу врага, так думал и сам А.П. Маресьев, потерпев аварию на самолете ЯК -1. Мы выяснили, что линия фронта проходила в 15-20 км; в деревне немцев никогда не было.

Сроки пребывания Маресьева в лесу. В «Повести о настоящем человеке», написанной, со слов А.П. Маресьева, говорится о событиях в течение 11 суток, после которых, как отмечает Б. Полевой, летчик «счет времени потерял». По биографическому справочнику Российского комитета ветеранов войны, в котором тогда работал сам А.П. Маресьев, сроки не оставляют сомнений – 18 суточная отчаянная схватка с самой смертью.

По повести Маресьеву пришлось выпустить всю обойму пистолета в медведя - шатуна, который в военном лесу кружил вокруг контуженого летчика и уже начал обнюхивать его лицо и видимо это факт, а вовсе не вымысел писателя. Воспоминания сына (Алексея Маресьева) Виктора Маресьева этот факт подтверждают.

После аварии самолета. По книге, на летчика наткнулись двое подростков собиравших хворост. Затем они вместе с дедом Михайлой перевезли раненого в дом на санях. В повести Б. Полевого под именами «Серенька» и «рыженький Федька» выведены Сергей Малин и Александр Вихров. Это были, однако, не подростки, а молодые люди 18 и 20 лет. После подробного изучения материала мы пришли к выводу, что раненого летчика нашел и приютил Михаил Алексеевич Вихров, колхозный конюх (по книге - «дед Михайла»).

В деревне Плав летчику не пришлось жить, как описывает Б. Полевой в землянке. Его хотели поместить в самой большой избе, но хозяева отказались. Они боялись, что найденный летчик – шпион.

Тогда, А.П. Маресьева расположила в своей маленькой избе семья Вихровых, и пробыл он там не 6 дней как у Б. Полевого, а всего 2 дня.

Из нашего исследования мы сделали вывод, Алексей Петрович самый настоящий человек, мужественный, отважный, советский, он не любил воспоминаний, не любил повышенного внимания к себе, которое появилось после выхода книжки и художественного фильма.

По мнению нашего двоюродного деда, подполковника, летчика первого класса Синдеева Николая Михайловича:«Человек-легенда был не единственным прототипом Мересьева. На фронте воевали, также Белоусов, Грисенко, Кисилев, и многие другие. Все они были лишены одной или двух конечностей и многие впоследствии отмечены званиями и орденами, поэтому Мересьев, все же образ собирательный».

Маресьев А.П. и сам говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!».

Книгу не читал и никогда не приезжал на место своего падения, по рассказам родных, ему даже при воспоминании об этом дне становилось не по себе, как и другим ветеранам Великой отечественной войны.

Но он имел на это полное право.

Мы такого права, не ездить и забывать – не имеем. Конечно, испытываем гордость, что в нашей семье был такой великий и одновременно простой человек, как Алексей Петрович Маресьев!

Помним! Гордимся!

Список используемой литературы:

1. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» – М.: Дружба народов, 2001г.

2. Журнал «Братишка» - 2003г., октябрь № 10, стр.49.

3. Журнал «Родина» - 2016г., июнь № 6, стр.101

4. Газета Валдай - 2001г., май

5. Журнал Слово 2002г., май-июнь, №3

6. Журнал Рюкзак - 2007г., № 7-8

7. Газета «Аргументы и факты», 2001г. май, № 19

8. Газета «Аргументы и факты», 2016г. май, №20

Интернет источники:

1. https://otvaga2004.narod.ru/

2. https://veteran.naslednikislavy.ru/

3. https://pamyat-naroda.ru/

4. https://warheroes.ru/

5. https://nvo.ng.ru/

Список приложений:

№ 1 Хутор Веревкино. Дом Маресьевых

№ 2 Начальный класс Алексея Маресьева

№ 3 Наши родственники, связанные с семьей А.П. Маресьева

№ 4 Герой Советского Союза Маресьев А.П.

№ 5 Летчик первого класса, подполковник, наш двоюродный дед Синдеев Н.М.

№ 6 Карта «Демянская наступательная операция», немецкие авиабазы

№ 7 Линия фронта, путь к спасению А.П. Маресьева

№ 8 Специальные памятные знаки немецких военнослужащих. Боевые самолеты: ЯК – 1 и Bf - 109F - 4.

№ 9 Галерея Памяти парк «Патриот»

№ 10 Галерея Памяти парк «Патриот»

№ 11 Фото из семейного архива А.П. Маресьева, встреча родственников с Виктором Маресьевым (сын А.П. Маресьева), 2006 год

Приложение № 1

Хутор Веревкино. Дом Маресьевых.

Приложение № 2

Начальный класс, в верхнем ряду первый справа Алеша Маресьев.

Приложение № 3

Котова Анна Яковлевна (двоюродная сестра Маресьева Алексея Петровича)

Котов Владимир Николаевич (двоюродный племянник Маресьева Алексея Петровича)

Приложение № 4

Маресьев Алексей Петрович, Герой Советского Союза

20.05.1916 – 18.05.2001

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов,

сбил 11 вражеских самолётов, семь из них, уже летая с протезами

Приложение № 5

Подполковник, летчик первого класса Синдеев Николай Михайлович (двоюродный дед Синдеевых Артёма и Матвея)

Приложение № 6

К арта Демянская операция «воздушный мост»: аэродромы немецких транспортных авиачастей

отмечено место падения самолета Маресьева А.П.

Приложение № 7

Линия фронта

Путь к спасению А.П. Маресьева

Приложение № 8

Специальные памятные знаки немецких военнослужащих

   

Для получения Демянского щита военнослужащим Люфтваффе было необходимо совершить 50 боевых вылетов над демянским «котлом» или 50 вылетов с посадкой на окруженной территории

(для экипажей транспортной авиации)

Кроме обычных наград, немецкие военнослужащие, участвовавшие в демянской и холмской эпопеях награждались специальными памятными знаками – нарукавными щитами. «Холмский щит» получали военнослужащие Люфтваффе, принимавшие участие в операциях по снабжению окруженного гарнизона с воздуха и эвакуации раненых из города

Слева Bf-109F-4 командира 9-й эскадрильи 3-й группы 3-й истребительной эскадры Люфтваффе обер-лейтенанта В.Бауэра. Предположительно, именно этот летчик в начале апреля 1942 г. сбил Як-1, который пилотировал А. Маресьев. Справа Як-1 одного из истребительных полков ВВС 4-й Ударной армии

Приложение № 9

Галерея Памяти парк «Патриот»

Приложение № 10

Галерея Памяти «Парк Патриот»

Приложение № 11

Встреча родственников Маресьева Алексея Петровича. 20 мая 2006г.,

г. Камышин, сын Виктор Маресьев

Просмотров работы: 116