ВВЕДЕНИЕ
С 24 февраля 2022 года российская армия проводит на Украине специальную военную операцию. Главная цель- помощь Донецкой и Луганской народным республикам, на территории которых последние восемь лет не прекращались обстрелы. Перед нашими военными поставлена задача свести до минимума потери личного состава и мирного населения при выполнении боевых заданий.
Мы понимаем, что решение о проведении специальной военной операции наш президент В.В. Путин принял правильно, так как многолетние издевательства над мирными жителями Донбасса не имеют никаких оправданий. Наши солдаты осознанно защищают мирных жителей, свою Родину ценой своей жизни и здоровья, другого выхода в данной ситуации нет.
Тема моей исследовательской работы актуальна, т.к. события нашего времени показывают, как важно воспитать патриота и гражданина своей страны и как важно на примерах современных героев доносить до молодого поколения любовь к своему государству, к своей семье, к своему народу.
Проблема заключается в том, что Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций невозможно [ 2 ].Поэтому важно воспитать патриота и гражданина своей страны и как важно на примерах современных героев доносить до молодого поколения любовь к своему государству, к своей семье, к своему народу.
Цель работы : собрать сведения о выпускниках нашей школы, погибших при выполнении задач специальной военной операции, с целью патриотического воспитания подрастающего поколения. Основываясь на достоверных фактах и документах сформировать адекватную позицию по вопросу действий вооружённых сил России по установлению безопасной зоны на границе нашей страны.
Задачи работы:
Ознакомиться с материалами о ходе специальной военной операции.
Собрать сведения о выпускниках нашей школы, погибших при выполнении задач специальной военной операции.
Провести анкетирование и узнать, что известно о специальной военной операции моим одноклассникам и другим учащимся нашей школы.
Подготовить материал для создания и открытия в школе СТЕНЫ ПАМЯТИ «Герои среди нас» (Приложение 2)
Создать видеоролик «Герои среди нас»
Предмет исследования: специальная военная операция.
Объект исследования: участники СВО.
При исследовании материла были использованы следующие методы: метод опроса, анкетирования; изучение статей, газет, документов; сопоставление материала с последующим обобщением полученных результатов; описательный метод.
Теоретическая значимость:
Проведено теоретическое исследование документальных материалов по данной теме, сделаны выводы. Наши исследования могут быть использованы учителями-предметниками на уроках истории и на внеклассных мероприятиях
Практическая значимость: материал исследования станет основой для создания и открытия в школе СТЕНЫ ПАМЯТИ «Герои среди нас», видеоролик будет использован для внеклассных мероприятий, , направленных на усиление гражданского самосознания и патриотического воспитания подрастающего поколения.
1. ИСТОРИЯ ВОИНСКОГО ПОДВИГА
В борьбе с самыми сильными и смелыми
«Штык, быстрота, внезапность-это вожди россиян» - писал Александр Суворов в своей знаменитой книге «Наука побеждать». Наш великий полководец знал цену своим словам. Но главное-он знал цену своим чудо-богатырям-воинам, прошедшим с ним огонь и воду и не потерпевшим ни одного поражения [ 5 ]. Секрет славных побед на суше и на море сокрыт в самих россиянах. Наши предки вынуждены были постоянно оборонять свои границы. Много раз сильные и смелые противники пытались уничтожить плоды усилий нашего народа, обратить в рабство детей и женщин. Но безрезультатно! На защиту Родины вставали русские дружины на Куликовом поле в 1380 году, полки императорской армии под Бородино в 1812 году, дивизии народного ополчения под Москвой в 1941 году. И всегда наши воины знали, во имя чего жертвуют собой.
За многие столетия войн русские получили славу народа-победителя. И друзья, и враги отмечали необыкновенную стойкость и терпение русского солдата. А те, кто его недооценивал, потом, как правило, сильно об этом жалели. Как говорил прусский король Фридрих Великий: «Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить!» [5].
Россия-традиционно богата героями. Откуда же берутся эти смельчаки?
Способность к подвигу лежит в основе людей, которые проживают в нашей стране. Это генетическая способность. Россия фактически постоянно подвергается нашествию внешних врагов. Во все времена российские солдаты защищали свой народ, своих близких, духовно-нравственные ценности своей страны. Нет такого больше государства в мире, которое имеет такую серьезную победоносную историю.
У каждого поколения была своя война: Великая Отечественная, Афганская, Чеченская…Операция в Сирии. Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Наша великая Россия – всегда помогала народом, нуждающимся в помощи.
Спустя семьдесят восемь лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принял Донбасс, жители которого вынуждены были встать на защиту своей свободы, правды и великой российской культуры.
24 февраля Россия начала военную операцию на Украине Президент Владимир Путин назвал ее целью "защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима". Для этого, по его словам, планируется провести "демилитаризацию и денацификацию Украины", предать суду всех военных преступников, ответственных за "кровавые преступления против мирных жителей" Донбасса. По заявлению Минобороны РФ, Вооруженные силы наносят удары только по военной инфраструктуре и украинским войскам и, на 25 марта, выполнили основные задачи первого этапа – существенно снизили боевой потенциал Украины. Конечная цель операции, по словам верховного главнокомандующего, — "освобождение Донбасса и создание условий, которые бы гарантировали безопасность самой России" [2].
1.2. Патриотизм, Родина и её герои
Родина – это не только родные просторы и отеческий дом. Это прежде всего наши русские люди. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на мой взгляд, берёт своё начало патриотизм.
В.И. Даль рассматривает патриотизм через толкование термина патриот: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм – любовь к Отчизне» [1].
Советский энциклопедический словарь предлагает следующее значение термина патриотизм: «…одно из глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [6].
Сегодня тема патриотизма очень актуальна. По словам президента Российской Федерации В.В. Путина, «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме»
Я восхищаюсь патриотизмом, который сегодня показывает наш русский народ. И это не желание отличиться, а настоящее воспитанное чувство на генетическом уровне. Каждый день мы видим подвиги, которые превосходят подвиги Великой Отечественной войны. Это говорит о том, что у обыкновенных ребят в экстремальных условиях «проснулась» способность к подвигу.
В мае 2022 года президент России Владимир Путин в ходе заседания Госсовета заявил, что ко всем участникам специальной операции на Украине нужно относиться как к героям. «Вне зависимости от того, какие у них будут награды или есть, это люди, которые рискуют своим здоровьем и жизнью ради людей и детей Донбасса, ради России. Они все герои, именно так: каждый подвергает свою жизнь смертельной опасности, идёт на это сознательно», — заявил он [3].
2.СОВРЕМЕННЫЕ ГЕРОИ: УЧАСТНИКИ СВО
2.1 Герои среди нас
Герои существуют не только на страницах учебников истории, герои в нашей стране были и будут всегда. И это доказывает тот факт, что за время спецоперации на поле боя отличились уже более 100 военных. Мы всегда будем прославлять имена наших солдат, сражающихся за Родину и братский народ, а также имена героически отдавших жизнь за справедливость, свободу, историческую память! Это Алексей Бернгард, Алексей Левкин, Юрий Немченко, Алексей Панкратов, Виктор Дудин, Антон Старостин, Нурмагомед Гаджимагомедов, Магомед Нурбагандов, перед гибелью обратившийся к своим сослуживцам со словами, ставшими девизом наших защитников: «Работаем, братья!» и многие другие герои нашего времени! Наши ребята идут вперед, несмотря на обстрелы, закрывают от пуль своих товарищей и защищают мирных жителей. Я учусь в небольшой обычной школе и ребята у нас самые обыкновенные. Но уже трое наших выпускников стали настоящими героями, к сожалению, посмертно.
Во время визита советских рабочих в США Генри Форд спросил: "Почему ваши солдаты с гранатой на танки бросались? Им так много платили?" Ему ответили: "Вам этого не понять." И сегодня запад не сможет понять подвиг русских, освобождающих Украину от нацизма.
Как мог наводчик танкового взвода Хомутовский, получив ранение, выносить из боя раненых солдат и погибнуть? Как мог рядовой Казанков ценой своей жизни спасти троих российских солдат? Как мог младший сержант Комаров в первый день СВО получив осколочное ранение, продолжить бой? Это - Наши Герои. Они шли в пекло не за деньги. А за то, чтобы мы жили в Русском мире. На мирной земле.
Мы всегда будем помнить имена солдат, отдавших жизнь за справедливость, свободу, историческую память!
2.2 Комаров Владислав Александрович
Владислав родился 13.12.1999 года в городе Прокопьевске, Кемеровской области. В 2016 году окончил нашу школу. (Приложение 14,15)
В 2019 году окончил Прокопьевский строительный техникум.
24 февраля 2022 года в ходе спецоперации первый застал противника за подготовкой засады. Украинские диверсанты планировали пойти в атаку, но российские военные опередили их. Младший сержант получил осколочное ранение, но несмотря ни на что, он продолжил бой. Благодаря его мужеству засада противника была сорвана. А российские подразделения смогли продолжить свой путь. В это день Влад погиб.
За свой подвиг Комаров Владислав Александрович награждён Орденом Мужества (посмертно).
2.3 Хомутовский Андрей Иванович
Андрей родился 07.02.2000 года в городе Киселёвске, Кемеровской области. В 2016 году окончил нашу школу. Хомутовский Андрей и Комаров Владислав учились в одном классе. (Приложение 9-12).
С 2019 года по призыву проходил службу в танковом взводе танковой роты танкового батальона войсковой части 12128 вооружённых сил России.
С июня 2020 года - наводчик танкового взвода танковой роты танкового батальона 21 гвардейской отдельной мотострелковой бригады (на БМП) 2 общевойсковой армии Центрального военного округа, рядовой контрактной службы.
4 мая 2022 Хомутовский Андрей - наводчика танкового взвода прикрыл раненых танком.
Танк Андрея стерег населенный пункт на Украине. Враг хотел вернуть его под свой контроль. В это время проходила эвакуация раненых. Раздумывать было некогда, танк рванул в атаку. Дерзкая вылазка отвлекла противника. Так спас товарищей экипаж Хомутовского Андрея. Но мотострелки приняли тяжелый бой. Солдаты проявили храбрость и мужество. Так уничтожил 3 боевые машины и 18 противников. Мотострелки отразили атаку и перешли в наступление. Населенный пункт удалось отстоять. В этом тяжелом бою Андрей получил тяжелые ранения несовместимые с жизнью.
За свой подвиг Хомутовский Андрей Иванович награждён Орденом Мужества (посмертно).
2.4 Казанков Владислав Андреевич
Казанков Владислав родился 06.09.2001г.в городе Киселёвске Кемеровской области. (Приложение 6-8).
В 2017 году после окончания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №23» поступил в ГАПОУ Новокузнецкий торгово-экономический техникум. 25.11.2021 года призван на военную службу по призыву в в/ч 91726.
С 02.02.2022 по 24.11.2023гг. заключил контракт на 2 года с учетом срочной службы по призыву. С 02.02.2022г. – старший мастер взвода обеспечения в/ч 22263 Западного военного округа.
28 октября 2022 в городе Сватово, Луганской области шли тяжелые бои. Казанков Влад увидел, что грузовик с боеприпасами подвергся удару. Он не растерялся! Влад вытащил из автомобиля водителя и оказал ему первую помощь. Затем вернулся к машине, там оказалось еще двое раненых. Наш герой не растерялся и начал операцию по спасению всех солдат. Наш земляк спас троих российских солдат! Получил смертельное ранение.
За свой подвиг Казанков Владислав Андреевич награждён Орденом Мужества (посмертно).
2.5 Неугасима память поколений
Свою поисковую работу по сбору материала мы начали еще до то как получили известие о гибели нашего выпускника Казанкова Владислава. Поэтому открытие СТЕНЫ ПАМЯТИ «Герои среди нас» немного отложили. Огромную помощь в сборе информации оказал Киселевский военкомат, предоставив нам документы и фотографии .
Собрав все нужные сведения, мы спроектировали компьютерный макет. Подготовили большое мероприятие патриотической направленности .
9 декабря 2022 года прошел торжественный митинг (Приложение 1), посвященный открытию СТЕНЫ ПАМЯТИ «ГЕРОИ СРЕДИ НАС», ПОСВЯЩЕННОГО ПОГИБШИМ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНОГО ВОИНСКОГО ДОЛГА В СПЕЦОПЕРАЦИИ НА УКРАИНЕ ВЫПУСКНИКАМ ШКОЛЫ 23
КОМАРОВУ ВЛАДИСЛАВУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ
ХОМУТОВСКОМУ АНДРЕЮ ИВАНОВИЧУ
КАЗАНКОВУ ВЛАДИСЛАВУ АНДРЕЕВИЧУ
О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне. На торжественном митинге, собрались родители погибших парней, почетные гости, учащиеся школы. Выступавшие говорили о неизбывной памяти, о героическом выборе русского воина и о том, что ребята будут служить примером отношения к Родине для всех учеников нашей школы.– Как бы не менялась наша жизнь, – сказал глава Киселевского городского округа Балаганский Кирилл Николаевич, –каждый ученик школы, каждый педагог, каждый человек, вошедший в эту школу будет знать, что здесь учились герои, что здесь в нашем городе живут его родители, его родственники. Мы сделаем всё, чтобы память о наших героях жила в сердцах каждого из нас. Невозможно без слёз было слушать слова матери героя – Казанковой Марины Борисовны:– Я горжусь своим сыном, я горжусь всеми военнослужащими, которые служат, которые сейчас там, которые погибли – они все совершают подвиги. Они все достойны уважения. Я полностью поддерживаю нашего президента. Пусть идёт смело вперёд. Пусть это закончится поскорее, чтобы всю эту неонацистскую нечисть уничтожить, чтобы не зря они воевали, чтобы не зря отдавали свои жизни.
Мы считаем, что «Стена Памяти» сохранит память о выпускниках школы, чей жизненный путь стал примером мужества, выдержки и бескорыстности. Мы гордимся нашими земляками! (Приложение 4)
3.Что известно нам, молодым людям, о героизме
3.1 Уроки жизни
В ходе написания работы вспомнились урок Мужества (Приложение 3) на котором присутствовал почетный гость- председатель Киселевского клуба моряков, ветеран комсомола Антонов Юрий Николаевич. Темой для разговора стал патриотизм: Юрий Антонов делился с нами воспоминаниями о комсомольской молодости. Человек с неравнодушным сердцем, он подчеркнул: именно благодаря комсомольской закалке он до сих пор сохраняет активность. Юрий Николаевич стал одним из инициаторов создания в Киселевске Клуба моряков. При его участии в городе проходили различные патриотические акции и встречи. Общение с человеком, всю жизнь сохраняющим активную жизненную позицию, оказалась очень полезным. Ребята поняли, что уже сейчас, в школьные годы, закладывается гражданская позиция и неравнодушное отношение к жизни. Очень актуальными стали слова Юрия Николаевича: «В ходе специальной военной операции на Украине, российские военные защищают интересы своей Родины, население своей страны, возможность сохранения своей культуры. И сейчас наши солдаты- доблестные защитники Отечества проявляют настоящее мужество, выдержку и отвагу». Мы – граждане России, уверены, мы победим! Мы за мир без нацизма!
Во все времена наш народ отличался глубокой любовью к своей Родине, настоящим патриотизмом и героизмом. Золотыми буквами были вписаны в историю подвиги русских героев. Не было такой войны, в которой бы в окончательном итоге не победили русские. Мы всегда были победителями. Мы Россия! Мы все такие! С нами воевать нельзя! Мы все герои!
3.2. Результаты анкетирования
В школе 23, в которой я учусь, в период с сентября по декабрь провели анкетирование на тему «Патриотизм и мои герои сегодня». В опросе приняли участие 67 человек, учащиеся 7-9 классов.
В сентябре 2022 на первый вопрос «Что такое патриотизм» ответили следующим образом: патриотизм - самоотверженный поступок, умение пожертвовать собой ради других - 18 человек; любовь к Родине – 15 человек ; 9 человек патриотизм – защита Родины; 17 человек – заявили готовность встать на защиту Родины; 26 человек – высказались за уважение и верность Родине при любых обстоятельствах; 9 человек ответили неверно; 3 человека не смогли дать определение понятию «патриотизм» (Приложение 16)
На второй вопрос «Назовите имена известных вам героев» чаще всего называли героев Великой Отечественной войны (Георгий Константинович Жуков, Иван Черных), пионеров-героев (Зина Портнова, Валя Котик), комсомольцев-героев (Зоя Космодемьянская).
Ни одного героя не знают – 24 человека; 1-2 фамилии назвали 19 человек; 4 героя знают 6 человек; более 4 имён героев назвали 18 человек. Это, как правило, члены Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» (Приложение 17)
На вопрос «Есть ли герои в 21 веке» ответили следующим образом: 60 человек не назвали имена, погибших при исполнении задач СВО. 7 юнармейцев назвали 1-2 героя.
На вопрос «Мероприятия патриотической направленности» ответили 9 Мая (День Победы), 23 февраля.
После проведенного анализа, в план воспитательной работы школы были добавлены мероприятия патриотической направленности. Со второй недели сентября юнармейский отряд «Молодая гвардия» провели мероприятия: поисковая работа о выпускниках школы, участниках СВО, встреча с родителями и родственниками, уроки Мужества, уроки Памяти, открытие «Стены памяти».
После проведенных мероприятий, представляем анализ повторного анкетирования, которое прошло в декабре 2022.
На первый вопрос «Что такое патриотизм» ответили следующим образом: патриотизм - самоотверженный поступок, умение пожертвовать собой ради других - 38 человек; любовь к Родине – 25 человек; 1 9 человек патриотизм – защита Родины; 59 человек – заявили готовность встать на защиту Родины; 67человек – высказались за уважение и верность Родине при любых обстоятельствах; 5 человек ответили неверно; 1 человек не смог дать определение понятию «патриотизм» (Приложение 16)
На второй вопрос «Назовите имена известных вам героев» чаще всего называли героев Великой Отечественной войны (Георгий Константинович Жуков, Иван Черных), пионеров-героев (Зина Портнова, Валя Котик), комсомольцев-героев (Зоя Космодемьянская). (Приложение 17)
Ни одного героя не знают – 2 человека; 1-2 фамилии назвали 39 человек; 4 героя знают 9 человек; более 4 имён героев назвали 20 человек. Это, как правило, члены Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» (Приложение 5)
На вопрос «Есть ли герои в 21 веке» ответили следующим образом: 43 человека назвали имена 1-2, погибших при исполнении задач СВО.
Среди тех, кто назвал 6 и более фамилий молодых героев, были ребята школьного юнармейского отряда «Молодая гвардия» всего 57% (Приложение 18).
По результатам исследования выявлено, элементы патриотизма выстраиваются в понимании подростков, следующим образом: любовь к Родине, любовь к своему городу, любовь к школе, любовь к своей семье. Из анализа следует, что малая Родина-это семья, дом, школа, памятные места, известные люди - гордость и слава родного края. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос, и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.
Среди общего количества названных мероприятий патриотической направленности в сентябре на первом месте стояли мероприятия, посвященные государственным праздникам: День Победы, День Защитника Отечества. Необходимо обратить внимание на тот факт, что количество участников в мероприятиях патриотической тематики возросло. Подростки знают теперь о выдающихся личностях, их земляках.
Таким образом, проанализировав все ответы, мы видим, преобладание патриотических настроений у подростков. Данные результаты также подтверждают необходимость поддержки и развития патриотического направления в воспитании подрастающего поколения. Сегодня, как неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент РФ, формирование здорового конструктивного патриотизма в широких слоях населения является одной из первоочередных задач дальнейшего укрепления и развития нашей страны. Патриотизм является важнейшим фактором мобилизации и сплочения народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность моей исследовательской работы доказана. Важно воспитать патриота и гражданина своей страны и как важно на примерах современных героев доносить до молодого поколения любовь к своему государству, к своей семье, к своему народу.
Поставленная цель работы достигнута. Задачи выполнены.
ознакомились с материалами о ходе специальной военной операции.
Собрали сведения о выпускниках нашей школы, погибших при выполнении задач специальной военной операции.
Провели анкетирование и узнали, что известно о специальной военной операции нашим одноклассникам и другим учащимся нашей школы.
Подготовили материал для создания и открытия в школе СТЕНЫ ПАМЯТИ «Герои среди нас» (Приложение 2)
Создали видеоролик «Герои среди нас»
В заключении хочу отметить, что в процессе работы я и мои товарищи сделали первый шаг на пути к главному выбору всей дальнейшей жизни-решению служить в рядах Вооруженных сил России. И в тот момент, когда на мои плечи лягут первые курсантские погоны, я вспомню о погибших ребятах.
Вспомню и слова нашего выдающегося героя – маршала Константина Рокоссовского, который начал свой боевой путь рядовым добровольцем в Первую мировую войну: «Величайшее счастье для солдата- сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле!» [ 5 ]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 4 т.]. Т. 3: П / В. И. Даль. – Москва: Русский язык, 1990. – 556 с.
Орлов Г.В. Россия, Царицын, Сталинград, Волгоград: патриотические традиции поколений. 1589–2011 гг. – В.: Издательство ВолгГАСУ, 2011.
Путин В.В. Россия – национальный вопрос // Независимая газета. – 2012. – №7. – С. 1, 4.
Соловьев В.М. История России для детей и взрослых:учеб. пособие / В.М. Соловьев Изд. 2-е испр., доп.-М.: 2006.-410с.
Мединский В.Р. Военная история России: учеб.пособие для общеобразоват. организаций/В.Р. Мединский, М.Ю Мягков, Ю.А. Никифоров; [под общ. Ред. В.Р. Мединского)Изд.4-е, испр., доп.- М.: Арбис, 2019.-456с.-(Российское военно-историческое общество-школьнику).
Универсальный словарь по русскому языку.-СПб.: ИГ «Весь»,2009.- 1184с
https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33885
https://ria.ru/20220913/obsuzhdenie-1816503722.html
https://www.kp.ru/putevoditel/spetsproekty/geroi-z/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение1
Фото 1. Открытие «Стены памяти»
Приложение 2
Фото 2. «Стена памяти»
Приложение 3
Фото 3. Урок Мужества
Приложение 4
Фото 4. Возложение цветов
Приложение 5
Фото 5. Юнармейский отряд «Молодая гвардия»
Приложение 6
Фото 6. Казанков В.
Приложение 7
Рис.1 Копия медицинского свидетельства о смерти Казанкова В.А.
Приложение 8
Рис. 2 Копия медицинского свидетельства о смерти Казанкова В.А.
Приложение 9
Рис.3 Копия выписки из приказа командира воинской части (Хомутовский А.И.)
Приложение 10
Рис. 4 Копия выписки из приказа командира воинской части (Хомутовский А.И.)
Приложение 11
Рис.5 Копия «Корешок извещения»
Приложение 12
Рис. 6 Копия справки рядового Хомутовского А.И.
Приложение 13
Рис. 7 Копия справки рядового Хомутовского А.И.
Приложение 14
Фото 7. Комаров В. ( второй справа)
Приложение 15
Рис.8 Копия удостоверения к государственной награде Комарова В.
Приложение 16
Таблица 1. «Что такое патриотизм»
№ |
Ответы |
сентябрь |
декабрь |
1 |
Самоотверженный поступок, умение пожертвовать собой ради других |
18 |
38 |
2 |
Любовь к Родине |
15 |
25 |
3 |
Патриотизм-защита Родины |
9 |
19 |
4 |
Готовность встать на защиту Родины |
17 |
59 |
5 |
Уважение и верность Родине при любых обстоятельствах |
26 |
67 |
6 |
Неверно |
9 |
0 |
7 |
Не смогли дать определение понятию «патриотизм» |
3 |
1 |
Приложение 17
Таблица 2. «Назовите имена известных вам героев»
№ |
Ответы |
сентябрь |
декабрь |
1 |
Не знают героев ВОВ |
24 |
0 |
2 |
1-2 фамилии героя |
19 |
7 |
3 |
4 героя ВОВ |
6 |
14 |
4 |
Более 4 героев ВОВ |
18 |
46 |
Приложение 18
График 1. «Есть ли герои в 21 веке»