Себастьян Брант о проблемах городской жизни Германии в XV-XVI веках

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Себастьян Брант о проблемах городской жизни Германии в XV-XVI веках

Кашин И.С. 1
1МБОУ школа № 7
Скворцова Ю.В. 1
1МБОУ школа № 7
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

На XV-XVI века в Германии приходятся важные процессы, которые происходили в развитии городов: в их социально-экономической
и политической сферах, связано это с проникновением в страну гуманистических идей и отдельных элементов капиталистического общества. Именно в этот период в Германии наблюдается процесс урбанизации, развития и складывания городской культуры, правосознания, выделение бюргерства. Шел процесс отмирания старого общества и замена его новым.

Конечно, этот процесс перестройки сопровождался многочисленными проблемами, которые были связаны с прежними идеалами и ценностями горожан, сильно деформированными в отрицательную сторону под влиянием пороков, царящих среди людей.

Изучение проблем городской жизни очень актуально с той точки зрения, что позволяет предотвратить их в современном обществе, которое также как
и в XV-XVI веках погрязло в пороках и не знает как с ними бороться,
или просто не хочет ничего менять. Произведения поэтов-гуманистов как раз
и призывают людей к изменениям, к искоренению пороков, к решению проблем.

Очень большой вклад в изучение проблематики городской жизни внес
С. Брант, который в своей сатире [1] дает подробный анализ проблем германского общества XV-XVI веков. Поэтому «Корабль дураков» является ценнейшим источником исследования социальных, политических, экономических, культурных процессов городов Германии.

Цель работы – рассмотреть и изучить проблемы городской жизни Германии в XV-XVI веках в видении С. Бранта.

Задачи:

­- изучить развитие городов Германии в XV-XVI веках; выявить причины роста городов и населения;

- на основе сатиры С. Бранта «Корабль дураков» выявить проблемы городской жизни Германии в XV-XVI веках;

- изучить городскую культуру Германии в XV-XVI веках, истоки
ее складывания.

В работе кроме источника С. Бранта использована немецкая и русская литература.

Немецкая литература:

Обширная информация о средневековом городе содержится
в монографии Г. Боокмана [2], он исследовал социальную и экономическую сферу жизни горожан Германии в XV-XVI веках.

В книге Г. Планитца [15] содержится общая информация о всех сферах жизни горожан.

В монографии Г. Куглера [16] содержится информация как по отдельным городам, так и в целом по Германии в эпоху гуманизма.

Русская литература:

М.М. Бахтин в своей книге [3] пишет о народной культуре средневековья,
в т.ч. и Германии.

А.А. Гвоздев пишет в своей монографии [4] о массовых празднествах
и развлечениях горожан.

Р.И. Грубер пишет о танцах и музыке [5].

В.П. Дарневич в своей книге [6] пишет о светской и праздничной культуре горожан.

Еще один труд этого же автора посвящен танцам и акробатике в средние века [7].

В монографии К.А. Иванова содержатся сведения об обитателях города, их занятиях [8].

В сочинение К. Маркса и Ф. Энгельса [9] содержится информация
о социальной структуре Германии в XV-XVI веках с точки зрения классовой борьбы.

В очерках Б. Пуришева [10] дается анализ немецкой литературы,
в частности подробно рассматривается произведение С. Бранта «Корабль дураков».

В монографии М.Ю. Реутина [11] также информация о народной культуре, ее влияние на складывание городской культуры.

В книге А.А. Сванидзе [12] дается информация о процессе урбанизации, развитии городов.

В книге этого же автора [13] даются данные об общественных связях, городской культуре, облике города.

В труде В.В. Стоклицкой-Терешкович [14] дается информация
о городских проблемах X-XV веков.

Очень подробно в своем труде [17] рассматривает природу средневекового бюргерства М.М. Штар.

Литература по развитию городов Германии в XV-XVI веках разнообразная и интересная.

Глава I. Развитие городов Германии в XV-XVI веках

Быстрый рост населения в эпоху позднего средневековья стал одной
из причин постепенного подъема городов. Наиболее урбанизированные области к северу от Альп по нижним течениям Рейна и Мааса – в «нижних землях».
К востоку от Рейна и к северу от Дуная интенсивность городской жизни
на протяжении всего средневековья несравненно ниже, чем в «нижних землях».

Общее число германских городов в XV-XVI веках равнялось приблизительно трем-четырем тысячам. Между тем Германия отставала
по темпам урбанизации от Италии и Франции. Урбанизация шла по трем направлениям: южно-германские, северо-германские и прирейнские земли. Фернан Бродель выделяет так называемые «города-солнца», численность которых составляла более десяти тысяч человек [12, c. 43]. Немецкие историки классифицируют четыре тысячи немецких городов. Самые крупные Нюрнберг и Любек – более двадцати пяти тысяч человек, крупные города (всего двадцать), их население приблизительно равно двадцати тысячам, средние города (двести всего) – от двух до десяти тысяч человек, мелкие города – две тысячи человек, карликовые города – население менее пятисот человек.

В динамике развития городской жизни Германии хорошо заметна общая закономерность, определившая многие стороны средневековой истории этой страны. Большинство социальных навыков Германии рождалось в областях
с сильным значением римского и каролинского наследия и уже оттуда распространялось к северу и востоку с характерными стадиальными задержками и нередко во все более упрощенных формах, именно в силу «векторности» общей германской истории.

Города в XV-XVI веках являлись важным политическим фактором,
они были имперские, т.е. подчиненные императору как сеньору (Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне) и вольные, т.е. те которые завоевали автономно (Кельн, Регенсбург, Вормс и др.). В начале XVI века наблюдается процесс стирания различий между вольными и имперскими городами. Города проводили собственную политику, заключали союзы друг с другом, с имперскими князьями и низшей знатью, например, Швабский союз распространял свое влияние на всю южную и юго-западную Германию вплоть до среднего Рейна [15, c. 74].

Город имел сложную социальную структуру. Внутренняя жизнь городской общины определялась и регламентировалась нормами, составлявшими городское право. Его источниками могли быть обычаи, грамоты об основании города, королевские и княжеские привилегии, соглашение горожан с сеньором и пр. Вновь образовавшиеся города нередко получали свое право по образцу уже существующих общин, что приводило к созданию своеобразных «семейств городов». На юге влиятельным было нюрнбергское право, любекское право распространилось на все побережье Балтики до Ревеля и немецкого двора в Новгороде (на Руси) [20]. Таким образом, социальный статус имел прочную правовую базу в городе Германии.

Население города делилось на полноправных бюргеров [17, c. 94] и тех,
кто городским правом не обладал. Также были промежуточные категории,
так называемые маргинальные группы, к ним относили как «обслуживающий персонал»; банщиков, брадобреев, палачей, живодеров, проституток, так
и нищих, бродяг. Особое место занимали духовные лица и институты. Специфическую роль в городе играли еврейские общины, у них было свое, отличное от других право.

Политической активностью выделялось немецкое дворянство (рыцарство), оказавшееся в критическом положении. Развитие техники военного дела в связи с изобретением пороха и усиление роли пехоты ослабили значение тяжеловооруженной кавалерии, т.е. в значительной степени обесценили военную службу рыцарей. Сохранение своего положения рыцари усматривали в укреплении империи, в создании централизованного государства, опирающегося на рыцарство.

Городской плебс был сложный по составу. Он соединил в себе элементы разложения феодально-цехового строя с низшими слоями нового, едва зарождавшегося общества с буржуазными началами. В связи с этим Ф. Энгельс выделяет в плебействе три группировки:

1) разорившихся и обедневших горожан, потерявших свое место
в обществе;

2) подмастерьев, стоявших вне официального общества;

3) выброшенных из деревни крестьян и отпущенных слуг, которые
в общей городской среде образовали зародыши пролетариата [9, c. 229].

Средние слои бюргерства включали богатых, средних и часть мелких собственников – мастеров, ремесленников, торговцев [17, c. 64].

Особое место занимали купцы, т.к. Германия издавна славилась торговой деятельностью как внутри страны, так и за ее пределами. Купцы в зависимости от имущественного ценза объединялись в гильдии. Германские купцы основали свои торговые дома и в других странах (в России, немецкий двор в Новгороде). Германия экспортировала: сукно, шерсть, металлы, соль, рыбу, серебро и др. Импортировала: различное сырье, вино, ткани, чай и др. Германских купцов очень почитали в других странах, они имели всевозможные привилегии: сниженные таможенные платежи и др. Обмен товарами с другими странами осуществлялся главным образом по Рейну и другим рекам. Внутри страны торговля осуществлялась при помощи ярмарок, которыми славилась Германия. Известны ярмарки в городах Любеке, Кельне и др. В эпоху гуманизма (XV-XVI века) в Германии развивается банковское дело – как элемент
капитализма [16, c. 72, 78]. Торговая деятельность регулировалась торговым правом. Из Эльзасских городов выделяется Страсбург - родина известного сатирика С. Бранта, через этот город осуществлялась торговля с Францией. Германия занимала выгодное положение в Европе. Через нее проходили основные торговые пути.

Ремесленники по большей своей части были объединены в цехи
по профессиональным интересам. Цехи имели свои уставы. Очень часто
в эпоху средневековья цехи возглавляли в качестве мастеров женщины,
они вообще обладали правами равными мужчинам [13, c. 228]. У мастера были подмастерья – бесправные категории, они выполняли в доме мастера всю грязную работу. За это питались крохами с хозяйского стола. Несмотря
на преобладающую роль цехового ремесла в Германии в XVI веке появляются элементы капиталистического производства. В Германии очень интенсивными методами развивается книгопечатание, в XV веке уже имелись предприятия
на которых работало десять-двадцать и более наемных рабочих.

Развивалась горнодобывающая промышленность в основном на юге, здесь развита добыча руды и серебра, что обусловило появление и быстрый рост городов Гарц и Эругебирг. Вообще серебро Германии активно импортировалось другими странами. В Германии также развиты промыслы: ловля рыбы, которая экспортировалась в другие страны, особенно у берегов
о. Рюген. Именно торговле сельдью обязаны северогерманские города своим подъемом. Также существовал соляной промысел. В немецких землях (Люнебург) была самая чистая соль.

Развивалась пищевая промышленность. В текстильном производстве все большее место занимает система авансирования (Verlagsistem). Суть системы
в том, что купец, сбывавший продукцию ремесленников, авансировал
их деньгами или сырьем, обеспечивая таким образом бесперебойное поступление товаров на рынок. Эти явления относились к ранней форме рассеянной мануфактуры. Непосредственные производители всецело зависели от предпринимателей-раздатчиков, превращаясь в наемных рабочих [21]. Появляются целые торговые компании Фуггеров, Пиргеймера и др.,
они заслоняют собой мелкого розничного купца. Таким образом, торговля
и промышленность тоже вошли в капиталистическое русло.

В политическом управлении города выделяется представительный орган (Landtag). В его компетенцию входило обеспечение земского мира, обсуждение налогов, контроль за расходованием финансов, действиями княжеской администрации, таким образом. Власть князя в германских не была безграничной; участие в законотворчестве. Общеимперским органом был Reichstag, он был высшим судом в Германии, наряду с ним были суды местного характера в каждом городе. Рейхстаг решал вопросы войны и мира,
его постановления охватывали обширный круг дел – от нарушений предписаний против роскоши и шулерства до попыток упорядочения монетной системы и учреждение единообразия в уголовном судопроизводстве.

В Рейхстаг входил сам князь и отдельные члены его администрации.
Но, несмотря на существование представительного органа ландтага, судебной системы, права рядовых бюргеров часто ущемлялись более зажиточными горожанами. В судебной системе частыми были казнокрадство и мздоимство.

Выводы по I главе

Урбанизация Германии происходила волнообразно. И такая волна приходится на XV-XVI века – время проникновения в германское общество идей гуманизма и элементов буржуазного строя (банки, мануфактура, предприниматели, наемные рабочие и д.р.). Урбанизация состояла
из увеличения численности населения, появления новых городов, расширение территории и функций старых поселений. Урбанизация зависела
от освоенности региона, его природных богатств, близости торговых путей, рек. Города становятся политическими центрами, они имеют свое право, свои судебные и представительные органы. Население делилось на полноправных – бюргеров, неполноправных горожан и маргинальные группы.

В это время бурно развивается промышленность, торговля внутренняя
и внешняя, всевозможные промыслы, появляется представительный орган власти Landtag. Налаживается система авансирования. Развивается книгопечатание и металлообработка. Нужды политической и социально-экономической сфер стали мощным стимулом развития городов в XV-XVI веках, но много было и проблем в городской жизни.

Глава II. Проблемы городской жизни Германии в XV-XVI веках

по произведению С. Бранта «Корабль дураков»

XV-XVI века стали для Германии временем больших надежд, дерзаний. Рушились вековые устои, на их место приходили новые идеи и порядки. Перемены происходили во всех сферах жизни людей, их сознании, миропонимании [6, c. 84, 86]. Не осталась без изменений и жизнь горожан,
их быт, нравы – все это подверглось пересмотру, переосмыслению, именно этим и занимались поэты-сатирики Раннего Возрождения. Они затрагивали
в своих произведениях наиболее острые проблемы города, анализировали
их, призывали людей к их решению. Как писал о сатире того времени известный литератор Н. Щедрин: «Сатира является жизненным нервом,
она провожает в царство теней все отживающее, уродливое…» [18].

Одним из таких поэтов-гуманистов был Себастиан Брант, он написал свою знаменитую на весь мир сатиру «Корабль дураков». В ней он указывает людям, читающим его книгу на пороки, царящие в обществе, призывает
их устранить существующие проблемы. Сатира С. Бранта не утратила своего значения до сих пор. Подчас мы, читая произведение С. Бранта узнаем себя
и своих современников в дурацких колпаках. Между тем фигуры эти отнюдь
не являются вневременными сатирическими схемами, как это нередко случалось у сатириков раннего средневековья.

Они исторически конкретны, тесно связаны с бытовой обстановкой.
С. Брант был незаурядным бытописателем. Он обладал завидным мастерством схватывать множество деталей. Его «дураки» живут, мы их ясно видим.
А иногда перед нами возникают очень четкие жанровые зарисовки. Сатирик
не дает спуску никому, он не устает бродить по улицам и площадям, заглядывать в дома, храмы, мастерские, кабаки, дворцы, школы и прочие места, повсюду он находит материал для своего труда («Корабль дураков») [10, c. 17]. С. Брант собирает «всех дураков» на одном корабле и отправляет их в страну Глупландию, как бы призывая людей собрать все пороки и уничтожить,
но не образно, а реально, через конкретные действия.

С. Брант сам был выходцем из горожан Страсбурга, поэтому
все проблемы городской жизни ему были знакомы не по наслышке. Это делает его произведение еще ценнее, т.к. оно выступает еще и как источник, свидетельствующий о происходящих процессах в жизни города того времени.

В своей сатире С. Брант пишет о бесполезных книгах, которые люди, подверглись веяниям времени, а в эпоху гуманизма большое внимание уделялось наукам, очень ценились богатые домашние библиотеки; активно накапливали у себя дома, но мало кто действительно был знаком
с их содержанием:

«Вот вам дурак библиофил:

Он много ценных книг скопил,

Хотя читать их не любил…» [1, c. 37]

Конец XV-XVI века – время проникновения в Германию капиталистических отношений. Многие горожане стремились любым путем нажить себе состояние (капитал), но получалось это далеко не у всех, только
у наиболее предприимчивых прослоек городского населения. С. Брант осуждает стяжательство, называет это занятие «бесполезным»
и «неблагодарным»:

«Дурак пред вами – скопидом.

Стяжать, стяжать любым путем –

Цель его жизни, счастье в том…» [1, c. 37]

Сатирик пишет также о моде, которая захлестнула Германию и подвергла ломке старые традиции и нравы:

«Что было встарь недопустимо,

Теперь терпимо, даже чтимо…»

Автор пишет, что теперь наряды мужчин и женщин мало отличаются друг от друга. Для мужчин уже необязательно носить бороды, они подобно женщинам пользуются помадой, румянами, бигудями, носят парики. Стало модным обнажать шею и украшать ее «цепями» и «обручами». В среде наиболее знатных горожанок, в основном из дворянского сословия, практиковались сложные конструкции причесок, всевозможные «корзинки», кудряшки и др. В одежде отдавали предпочтение нарядам, которые имели много складок, всевозможных рюшек [3, c. 117]. Мужчины носили легкие
и тяжелые, широкие и долгополые кафтаны, штаны, сапоги, штиблеты, жилеты. С. Брант пишет о том, что везде в Германии царит еврейский вкус. В моде автор радикален, он ее отрицает, считает, что она развращает молодежь, морочит голову старикам, заставляет людей забывать традиции предков, они теряют стыд, без колебаний обнажают свое тело:

«Что сокровенным быть должно,

То модою обгажено…» [1, c. 41]

Гуманист пишет также о проблеме воспитания детей, говоря, что только
в раннем детстве можно влиять и направлять своего ребенка в нужное русло:

«Гнуть деревце ты можешь смело,

Пока оно не повзрослело…» [1, c. 45]

С. Брант пишет также об учителях, которых в то время было модно нанимать для домашнего обучения детей, в основном мальчиков из зажиточных семей горожан. Учителя чаще всего были выходцами из обедневшего дворянского сословия, которые подобным занятием зарабатывали себе
на жизнь [8, c. 43, 44]. Но не всегда «домашние учителя» оправдывали ожидания родителей, чаще всего они были проходимцами и невеждами. Автор призывает родителей заботиться о качестве образования своих чад и более аккуратнее выбирать им воспитателей:

«Но современные отцы,

Таких учителей находят,

Что время только зря изводят…» [1, c. 46]

С. Брант считает семью важнейшей ячейкой общества, он поднимает проблему, разрушающую семейные отношения – блуд:

«Хоть знатный будь, хоть низкий люд,

Беда и срам – цена за блуд…» [1, c. 60]

Сатирик также поднимает проблему лжесвидетельства, мздоимства судебных органов:

«Почти всегда наверняка

Мы узнаем клеветника,

Хоть он коварен и хитер:

Дымится шапка – значит вор!..» [1, c. 48]

«И жертве оговора злого

Никто не даст сказать ни слова

Лишен защиты, будет он

Судом облыжно осужден…» [1, c. 146]

В эпоху гуманизма появляется идеал человека, который был всесторонне развит, образован, воспитан [2, c. 19-24]. Многие люди хотели быть причислены к этой категории, но не многие действительно обладали умом
и хорошими манерами, поэтому их попытки усовершенствовать свой образ, посредством подражаний, выделяли смешно и глупо. Автор осуждает также чересчур манерных людей, он пишет, что все хорошо в меру, очень ценит
в людях скромность:

«Что может быть достойней, краше,

Чем скромность, благонравье наше?..» [1, c. 51]

С. Брант осуждает среди горожан такой порок, как пьянство, он приводит к деградированию личности. Автор пишет, что такие люди бесцельно проматывают свою жизнь в кабаках за бутылкой вина:

«Бродягой, нищим тот умрет,

Кто вечно кутит, пьет и жрет…» [1, c. 61]

Сатирик пишет об увлечении горожан азартными играми, в которых принимали участие люди разного достатка, причем играли наравне
с мужчинами и женщины и попы. Играли, в основном по ночам в кабаках. Иногда люди за одну ночь лишались всего своего имущества и становились нищими [11, c. 19-21]. Автор призывает остановить эту тенденцию, показывает вредность игры в своем произведении:

«Игра азартная грешна,

Ее придумал сатана!..» [1, c. 141]

В средние века повсеместно была распространена охота среди всех слоев населения города. Причем богатые горожане специально содержали охотничьих собак, которые сопровождали их в ловле зверя
и птицы [16, c. 185-186]. Зажиточные люди ездили на охоту на лошадях, иногда тратя на это занятие большую часть своего времени [2, c. 49]. С. Брант негативно относится к охоте, говоря что это бесполезное занятие, которое отвлекает людей от решения насущных проблем:

«Что стоит денег и заботы,

А много ль пользы от охоты?!.» [1, c. 136]

Яркую картину жизни студенчества рисует автор в своем произведении. Средневековые студенты представляли собой разноликую, шумную, веселую
и неугомонную часть населения города. Самыми многочисленными
и одновременно самыми молодыми были студенты факультета свободных искусств (младшего и подготовительного факультетов) [19, c. 94-99]. Именно
из-за их юношеских проделок и происходили их столкновения с городским населением:

«Не видя в книгах интереса,

Рад лоботрясничать повеса.

Науку истинную в грош

Не ценит часто молодежь.

А все, что дурно, бесполезно,

То ветрогонам и любезно.

Но этот же порок – о, срам! –

Присущ иным профессорам…» [1, c. 120]

Здесь мы встречаем обвинение в пренебрежении к науке не только
в адрес студентов, но и профессоров. Очевидно, далеко не всегда профессора средневековых университетов являли собой достойный пример
для подражания. Свидетельство этому слова С. Бранта о ночных похождениях студентов. Причем речь идет о студентах и преподавателях теологического факультета:

«Милей на улице гулякам

Торчать под окнами красотки,

Бренчать на лютне и драть глотки…

Среди студенческой толпы

Тут не в диковинку попы…» [1, c. 121]

Подобные факты вызывают у С. Бранта возмущение, потому
что для преподавателей и студентов университетов долгое время сохранялся целибат. С. Брант осуждает разнузданность студентов, считает что своим поведением они нарушают покой горожан и плохо на них влияют.

С. Брант выделяет в городе проблему господства предрассудков. Хотя
в Германии в XV-XVI веках уже имелось много профессиональных врачей, люди все равно по-старинке обращались к знахаркам, травникам, врачам-шарлатанам [14, c. 184], которые часто только усугубляли положение больного:

«Врачебному не вняв наказу,

Идет, поверив ложным слухам,

К невеждам-знахаркам-старухам…» [1, c. 89]

Сатирик как проблему выделяет появление и быстрое распространение лже-наук: астрология, хиромантия и др. и лже-пророков, которые оказывают гипнотическое действие на массы. С. Брант называет это дело противным Богу:

«Но Божья милость оскудела –

И процветает чёрта дело!» [1, c. 128]

С. Брант выделяет проблему утраты горожанами духовных ценностей, связанных с истиной верой и почитанием Бога, в частности, он пишет
о поведении людей в церкви. Говорит о том, что даже на службу люди ходят только для того, чтобы посплетничать о бытовых делах, часто приводят с собой домашних животных, которые создают шум и мешают службе, но это никого
не смущает, т.к. и сами священники погрязли в пороке:

«Священен дом церковный: тут

Господь свой основал приют» [1, c. 95]

Автор также поднимает проблему власти, говоря, что правители городов погрязли в кутежах, взятках и они не могут объективно управлять городом:

«А ныне мало ль городов,

Где и советы и суды –

Бессовестные слуги мзды?» [1, c. 97]

Сатирик поднимает проблему ухудшения качества продукции, выпускаемой ремесленниками. Говорит о том, что для них главным становится количество товара и его цена:

«Но нет респекта в наши дни

К ремеслам. Портачи одни…» [1, c. 101]

В средние века очень развиты были танцы, причем для них строили специальные здания [7, c. 18]. Манера исполнения танцев для разных категорий горожан была своя, особенная. Танцевали все и мужчины и женщины, дети
и даже священники [15, c. 48-50]. Но автор осуждает танцы, говоря о том,
что они наводят людей на дурные мысли:

«Я объявляю дураками

Всех тех, кто, дрыгая ногами,

В прыжках дурацких и круженье

Находит удовлетворенье…» [1, c. 117]

С. Брант также поднимает проблему нищих в городе, которые мотаются от дома к дому грязные, оборванные и просят милостыню. Но среди нищих много было проходимцев. Которые днем могли стоять на торговой площади
и торговать священными реликвиями [13] (из Вифлеемских ясель, сено и др.)
или ходить по лазаретам и выдавать себя за бедное братство, просить у людей денег на существование:

«Числа теперь не стало нищим:

Их братия не голодна,

Богатые есть ордена…» [1, c. 122]

Также С. Брант поднимает проблему развития в городах в XV-XVI веках ростовщичества, он осуждает людей берущих в долг и дающих в долг
под проценты:

«Глупцом первейшим тот слывет,

Кто вечно займами живет…» [1, c. 22]

Выводы по II главе

Таким образом, спектр проблем, представленных в произведении
С. Бранта «Корабль дураков» очень широк и затрагивает многие стороны жизни горожан.

Автор поднимает проблемы взаимоотношений в семье мужа и жены, воспитания детей. Также сатирик против проникновения в города Германии отдельных капиталистических элементов и идей; ростовщичества, накопления и оборота капитала. С. Брант осуждает, как растлевающие нравы и убивающие время отдельные развлечения горожан: охоту, танцы, азартные игры. Также как проблемы выделяет гуманист проникновения в Германию моды из Европы, появление лже-наук и лже-ученых. Критикует автор и верховную власть
в городах, а также судей за мздоимство и неправый суд. Автор осуждает отношение люде к церкви, пренебрежение духовными ценностями, поведение священников. С. Брант рисует студенчество как неорганизованную толпу гуляк, которые нарушают порядок, а в этом им способствуют их учителя. Также автор затрагивает проблему ухудшения качества выпускаемой ремесленниками продукции. Осуждает пороки людей: блуд, пьянство. Также С. Брант поднимает проблему о стирании отличий в правах между мужчинами и женщинами. Появляется в то время проблема, связанная с клеветой, к которой очень часто прибегали горожане, чтобы устранить соперников в каком-либо деле.

Таким образом, из произведения С. Ранта видно, что проблем у города того времени было много и решение их должно было стать, посредством донесения через сатиру до широкого круга читателей, насущной задачей как высшей власти, так и отдельно взятых горожан. Поэтому творение С. Бранта
и имело в обществе такой резонанс, потому что являлось призывом
к переменам существующего положения, созданию нового культурного
и высоконравственного общества!

Но, не смотря на проблемы, городская культура XV-XVI веков развивалась и приумножалась.

Глава III. Городская культура Германии в XV-XVI веках

С внешней стороны города были обнесены мощными стенами и рвом
для защиты от нападений. Улочки были настолько узкими, что по ним не всегда могла проехать повозка или разойтись два человека. Земля стоила дорого, ценился в прямом смысле каждый сантиметр. Дома располагались очень близко друг к другу. Застройка улиц двухсторонняя. Здания были многоэтажные. Особенно плотно застраивалась главная площадь города.

Дома светской и духовной знати, а также самой богатой части бюргерства строили из камня, снаружи украшали ажурными парапетами. По нижнему этажу шла арочная галерея. Внизу располагались комнаты для жилья
и приемов, кухня, чулан и др. подсобные помещения, над ними – парадная зала, иногда капелла; еще выше располагались спальни. В богатых семьях
уже имелись отдельные комнаты для членов семьи, а также камины
для отопления [12, c. 158-160].

Дома более бедных горожан были одноэтажные, но имели внизу подвальное помещение, где часто устраивались лавки и мастерские.

Город делился на кварталы и приходы. С приходом гуманизма повышается роль университетов и образования в целом. Известные университеты были в Кельне, Страсбурге (здесь также была всемирно известная башня с часами, которые сообщали самое точное время).

Жизнь средневекового города была наполнена всевозможными развлечениями. Праздников было много, причем цехи ремесленников каждый имел свой праздник, посвященный покровителю (какому-либо из святых). Были свои праздники и у университетов. Но был один праздник, который объединял всех. Это несравненный ни с чем карнавал! «Это совершенно особенный праздник, отменявший все иерархические отношения. Это состояние, когда жизнь играет, а игра на время становится жизнью» - так говорил М.М. Бахтин, исследовавший это явление в Европе в XV-XVI веках [3, c. 117]. Карнавал
в XV веке оформился как «масленичный фестиваль с маскарадными процессиями», сакральным кораблем, штурмом «ада», битвой карнавала
и поста и ритуальным убийством Зимы (смерти).

Апогея своего развития карнавал достиг в XVI веке, он оформился
как маскарадная процессия, возглавляемая своим «королем». Толпа пестрела разнообразием масок и декораций. Прообраз ада-корабль, на котором собрались дураки и черти. Горожане сначала устраивали потешный штурм корабля
и в конце концов сжигали его, как бы очищая город от всех пороков
и нечисти [4, c. 13].

Известно также, что существовало великое множество игр. Люди умели играть с большим азартом и увлечением. Излюбленным развлечением
для людей всех возрастов и общественных кругов были подвижные, командные игры. Неизменной популярностью пользовалась лапта и «волан» (современный бадминтон). Исключительным соревнованием были состязание в силе.
По мнению В.П. Дарневича, эти состязания напоминают скорее военные тренировки [6, c. 84, 86]. Зимой когда замерзали водоемы катались на коньках.
Также играли в шахматы, кости, карты.

Любой повод: въезд князя, заключение мира, плохая погода – мог повлечь за собой устройство церковной процессии. Театрализация шествия, роскошь костюмов, праздничность привлекали массы горожан к участию
или присутствию при происходящих событиях. А.А. Гвоздев отмечает, шествия объявляли накануне, созвав колоколом горожан на рыночной площади. Это был день подготовки города: убирали всё, препятствующее движению, закрывали заведения, торгующие вином [4, c. 18]. Нарушителям порядка грозила тюрьма. Улицы по ходу шествия украшали цветами, дорогими коврами, а на главной площади возводили особый алтарь, на который затем возлагали принесенную процессией реликвию. В процессии принимало участие всё духовенство города, городские власти, старшины цехов. Кающиеся шли в белых одеждах, босые,
без головных уборов с факелами в руках; женщины – непременно отдельно
от мужчин.

Интересные объединения сложились в культурной среде Германии. Приемники менезингеров, мейстерзингеры, певцы и поэты из горожан разных профессий, образовывали свои гильдии. Чтобы быть причисленным к ней, нужно было дать «обет верности искусству, блюсти честь общества,
не осквернять песен мейстерзингеров пением их на улицах».

При всей своей элитарности они оказывали огромное влияние
на общество, облагораживали его. Их творчество отрывало от повседневной обстановки, давало пищу души [8, c. 43-44]. Огромное место в жизни горожан занимали театральные представления. А также выступления бродячих актеров-шпильманов. Поражает описание акробатических трюков, которые представляли жонглеры и жонглериссы. Одним из известных трюков было хождение по канату на большой высоте и балансирование на острых предметах [7, c. 11]. Интересные представления устраивали кукольные театры.
И вообще в XVI веке театр получил большое развитие, он стал более светским, независимым от церкви [5, c. 38]. Таким образом, развлечений и праздников
в Германии того периода было много.

Интересная деталь, которая тоже является частью городской культуры – правила поведения за столом. Перед тем как сесть за стол, нужно было обязательно вымыть руки, одеть чистую одежду, привести себя в порядок. Перед принятием пищи старейший член семьи читал молитву, остальные повторяли ее слова про себя. У каждого за столом было свое место и считалось дурным тоном, если человек садился не на свое место. Приступать к еде можно было только после того, как подаст знак старший в семье. Мужчины не должны были начинать есть раньше женщин – это считалось дурным тоном. Есть нужно было аккуратно, не пачкая скатерть, использовать салфетки для рук, некрасиво постоянно чокаться и пить залпом вино, а также очень быстро жевать и ронять часть пищи в тарелку и на стол. Некрасиво было много есть, особенно в гостях, жевать нужно медленно, осторожно, не мешая окружающим. Невоспитанностью считалось, если человек хочет взять себе кусок получше или передать соседу без его просьбы. Отказ от пищи в гостях – оскорбление хозяев.

Дурным тоном считалось ставить на стол локти, качаться на стуле, вести разговор громче других, на тему, которая остальным членам застолья неинтересна. Посуда на столе должна быть чистой, обязательно присутствие столовых приборов. Брать еду можно было ложками или ножами, но не руками, это не прилично. Нельзя было за столом громко сморкаться, вытирать руки
о скатерть, ловить вшей, ковырять ногти, задирать ноги на стол, слишком громко разбивать яйцо, мешать соседям возней [11, c. 184-187]. Таким образом, несмотря на огромное количество запретов они имели свою положительную роль в эстетическом характере застолья.

Также важной составляющей городской культуры этого времени является высокий уровень правосознание граждан, даже мелкие дела они старались решать через суд. Тяжкие преступления карались смертью, казнь: повешение
и отрубание головы. Должность палача становится государственной по закону «Landfrieclensgesetz».

Но были и отрицательные элементы городской культуры: легализована проституция [14, c. 83], торговля частями трупов палачом и др.

Выводы по III главе

Городская культура в XV-XVI веках представлена несколькими элементами.

Во-первых, меняется вид улиц городов, они становятся двухсторонними
и здания на них расположены очень близко друг к другу. Появляются многоэтажные постройки с декоративной отделкой снаружи.

Также важным явлением культуры городов были праздники
и развлечения, они несли важнейшие эстетические, социальные
и психологические функции. Праздники были частью повседневной жизни горожан. Средневековый праздник многолюден и демократичен. Беря свои истоки в народной культуре, впитывая элементы отдельных локальных субкультур – университетской, цеховой, - испытывая огромное влияние
со стороны церкви, формировалась городская культура, став при этом особым синтезом существующим в городе. Это отразилось и в праздниках
как неотъемлемой части культуры. Ярким проявлением этого синтеза стало чисто городское явление-карнавал.

Важными частями городской культуры были правила поведения
за столом, почитание старейших членов семьи.

В этот период в городах появляется упорядоченное право, высокая степень правой культуры горожан наблюдается.

Отрицательным моментом являются в городской культуре узаконенная проституция и повышение статуса палача, который стал теперь государственным служащим. Каждое время и каждая культура имеет свои недостатки и достоинства. И, безусловно, городская культура Германии
XV-XVI веков многогранна, красочна и неповторима по-своему!

Заключение

В XV-XVI веках в Германии шел процесс урбанизации. В германское общество проникали идеи гуманизма, а также элементы буржуазного строя (развитие банковской системы, появление мануфактур с наемными рабочими
и др.). Увеличение населения вело к росту старых городов, появлению новых поселений. Также на развитие городов оказывали влияние промышленность, торговля внутренняя и внешняя, промыслы, наличие благоприятного климата
и полезных ископаемых (особенно серебра, которое активно экспортировалось в Европу). Развивается книгопечатание. Появляется более упорядоченное законодательство в городах. Социальный статус горожан закреплен наличием
у них прав. Жители города, имевшие права-бюргеры, были также неполноправные горожане и промежуточные категории – маргинальные группы, особый статус у еврейских общин, у них свое специфическое право.

Таким образом, развитие городов в XV-XVI веках шло быстрыми темпами. Анализируя произведение С. Бранта, написанное на злобу дня, можно выделить большой спектр проблем, на которые указывает автор, изучая жизнь, нравы горожан. С. Брант выделяет следующие проблемы: взаимоотношения
в семье мужа и жены, родителей и детей; воспитание и обучение детей; проникновение в города моды из Европы (имеются в виду германские города XV-XVI веков); утрата людьми духовных идеалов и ценностей; чрезмерные
и бесполезные пороки и развлечения: охота, танцы, азартные игры, пьянство, блуд; мздоимство и казнокрадство высшей власти и судов; появление лженаук и лжепророков; увлечение бесполезными предрассудками (вера в знахарок, народных целителей); распущенность и неорганизованность студенчества
и профессоров; ухудшение качества продукции ремесленников; проникновение в города отдельных капиталистических элементов (ростовщичество особенно), которые только вредят людям и др. С. Брант очень подробно рисует все пороки общества в городах, т.к. он сам был выходцем из горожан. Автор призывает
к созданию нового общества, искоренению всех проблем и пороков.

Несмотря на многочисленные проблемы и трудности, городская культура Германии в XV-XVI веках развивалась и впитывала в себя отдельные элементы субкультур (студенческой, цеховой и т.д.). Появляются многоэтажные здания, двухсторонние узкие улицы. Интересным элементом городской культуры является застольный ритуал, связанный с почитанием старших членов семьи
и женщин.

Важной частью городской культуры были развлечение и праздники,
и в особенности карнавал! Праздники объединяли людей, стирали все сословные различия, отрывали от бытовых проблем – и в этом их главная функция.

Как составная часть общей городской культуры выступает правовая культура, которая в XV-XVI веках в городах Германии была достаточно развита, появляется упорядоченное законодательство, высокий уровень правосознания горожан.

Итак, городская культура состояла из многих частей, но все они
по-своему связаны и представляют большой интерес.

Несмотря на то, что в XV-XVI веках города Германии активно развивались, у них были свои проблемы.

Литература

Брант С. Корабль дураков, Сакс Г. Избранное. – М., 1989

Bookmann H. DieStadt im späten Mittelalter. – München, 1986

Бахтин М.М. Народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990

Гвоздев А.А. Массовые празднества. – Л., 1926

Грубер Р.И. История музыкальной культуры. – М., 1941, т1 ч2

Дарневич В.П. Народная культура средневековья; светская и праздничная жизнь в искусстве в IX-XVI веках. – М., 1988

Дарневич В.П. Танцы и акробатика в искусстве средневековья. –М., 1985

Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели. – М., 1945

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение № 2.- М., 1982, т.37

Пуришев Б. Очерки немецкой литературы в XV-XVII веках. –М., 1955

Реутин М.Ю. Народная культура Германии. – М., 1996

Сванидзе А.А. город в средневековой цивилизации Западной Европы. Феномен средневекового урбанизма. – М.: Наука, 1999, т.1

Сванидзе А.А. Город в средневековой цивилизации. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. – М.: Наука, 2000, т.3

Стоклицкая-Терешкович В.В. основные проблемы среднего города в X-XV веках. – М., 1960

Planitz H. Die deutsche Stadt im Mittelalter. – Weimar, 1980

Kugler H. Stadt und Land im humanistischen Dencken. – Berlin, 1982

Штар М.М. Социальная природа средневекового бюргерства. –М., 1974

Щедрин Н.А. О литературе. – М., 1952

Антолепт Е.Б. Средневековое студенчество в сатире С. Бранта и Г. Сакса//Феодальное общество: идеология, политика, культура: Материалы IV Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – М., 2003, № 4

История средних веков/З.В. Удальцова, С.П. Карпов; под ред.С.П. Карпова. – М.: Наука, 1991

Всемирная история/Под ред. М.М. Смириной. – М., 1958, Т.4

Всемирная история. Возрождение и Реформация/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич; Под. ред. А.Н. Бадак. – Минск: Литература, 1997, Т.10

Всемирная история. Начало Возрождения/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич; Под. ред. А.Н. Бадак. – Минск: Литература, 1997, Т.9

Просмотров работы: 149