Образ скомороха в русском искусстве

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ скомороха в русском искусстве

Турнова А.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Караганова Т.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

История Древней Руси была воссоздана по многим документам и полотнам, засвидетельствовавшим ее. Большое внимание в русской истории и искусстве уделялось и быту народа, ремеслам, развлечениям. А самыми популярными развлечениями в средние века были выступления бродячих артистов-комедиантов, которых в народе прозвали скоморохами. На самом деле, скоморохи появились гораздо раньше, как следует из истории, но именно в XV-XVII веках их деятельность достигла своего рассвета. Деятельность, впрочем, была самая разнообразная, начиная с оркестра, заканчивая кукольным театром, но все это сводилось к развлечению народа. Так и получалось, что без них не проходило не одно мероприятие, праздник или даже похороны, хотя особого одобрения у них никогда не было. В свое время скоморохи побывали и шумной оппозицией для власти, и жрецами для языческих богов, которых отрицала церковь, но в русском искусстве они, в основном, оставили свой след в качестве первых русских артистов и комедиантов, от которых уже пошло развитие отечественного театра, цирка, эстрады…

В данной исследовательской работе будет раскрыта тема «Образ скомороха в русском искусстве». Она может быть полезна и увлекательна для многих, потому что позволит посмотреть на историю культурного развития Руси немного по другим углом, детальнее изучить образы самых первых русских артистов.

Цель исследовательской работы: Раскрыть образ скомороха в русском искусстве.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить историю появления скоморохов, их роль в обществе.

2. Познакомиться с искусством скоморохов.

3. Рассмотреть особенности образа скомороха в русском искусстве разных времён.

Скоморохи на Руси

Скоморохи – в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые. Согласно словарю В. Даля, скоморох – «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актёр и пр.»

Слово «скоморох» имело и имеет много синонимов – скомрахи, глумцы, гусельники, медвежатники, игрецы, плясцы, весёлые люди; др.-рус. скоморохъ; церк.-слав. Скомрахъ. Однако точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует версия происхождения этого слова: «скоморох» – переоформление греч. *σκώμμαρχος «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения σκῶμμα «шутка, насмешка» и άρχος «начальник, вождь».

Впервые это слово встречается в «Повести временных лет» под 1068 годом. Поэтому часто первое упоминание этого слова относят к 1068 году, что является недоразумением. Первенство употребления слова «скоморох» мы находим в «Поучении о казнях божиих», включённом в летопись под 1068 годом. В этом году русские князья Изяслав, Святослав, Всеволод потерпели поражение на реке Альте от половцев. «Поучение» появляется сразу же после вышеописанного эпизода, чтобы объяснить поражение русских войск: это казнь божья за грехи наши. В число этих грехов включено и увеселение скоморохами, музыкой, гуляньями.

Ещё более ранний случай фиксирования данного слова мы находим в «Хронике» византийского писателя первой половины VII века Иоанна Малалы. Данный документ был выполнен в Болгарии в X веке во время правления царя Симеона.

От скоморохов берут начало первые русские театры, в том числе и кукольные, цирк, эстрада. Ведь скоморохи – это русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины XI века, что доказывают изображения на фресках Софийского собора в Киеве (1037), скоморошество достигло расцвета в XVXVII вв. Репертуар скоморохов включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру «глумы», исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, скоморохи непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления скоморохов весёлый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости. В XIVXVII вв. скоморохи объединялись в «ватаги», доходившие до 70100 человек. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. Церкви были ненавистны праздничные народные игрища и гуляния, на которых скоморохам принадлежала главная роль, государству – вольнолюбие скоморохов, которое особенно остро ощущались в период подъёма городских восстаний.

1.1. Происхождение скоморохов, их роль в русском обществе

Существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

До принятия христианства существовала неделимость русского быта и обрядности и не возникало необходимости в жрецах и волхвах, которые бы выполняли ритуальные функции. Пляски и хороводы были общим делом всех участников данных обрядовых игр. С принятием христианства народ и жречество отделились. Хотя язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать. Боги поверженных культов становились бесами, но языческое жречество никуда не исчезло. Часть из них продолжала поклоняться старым богам, часть превращалась в мелких колдунов, чародеев. Они водились с нечистой силой, знали знахарство. Из этих вырождавшихся волхвов и произошли скоморохи. Они характеризовались как ведуны и знахари, способные навести порчу или ещё какой-либо вред. Скоморохи славились как знатоки народной астрологии, а, следовательно, могли дать совет, когда жать, когда хоронить, когда стричься.
Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой.

Из языческих обрядов скоморохи принесли в народ ритуальные танцы, хороводы. Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам. Существует красивая легенда о становлении скоморохов под покровительством Трояна. Она связывает их также и с особым местом, называемым Замри-горой. На вершине Замри-горы скоморохи обычно собирались в ночь на Ивана Купалу (языческий праздник летнего солнцестояния). В полночь на горе сжигались чучела врагов и недоброжелателей скоморохов, накопившихся за год. Артисты верили, и впоследствии это подтверждалось на практике, что с их недоброжелателями начинали происходить несчастья.

При этом с ночным праздником скоморохов на Замри-горе связана очень древняя и удивительная легенда. Скоморохи верили, что когда-то в незапамятные времена славянский бог Троян путешествовал по Земле. В дороге бог притомился и присел отдохнуть у высокого холма, впоследствии получившего имя Замри-горы. Вдруг перед глазами бога появилась ватага веселых людей, которые пели, танцевали, плясали, свистели, пытаясь всячески развеселить усталого Трояна. После представления, длившегося всю ночь, им наконец-то удалось это сделать. В благодарность бог пригласил скоморохов разделить с ним трапезу, угостив вкусным вином. В качестве тоста Троян сказал: «Не растет в ваших землях виноград, зато есть много меда. Ваш мед слаще любой ягоды, из него и готовьте льющееся веселье». После этих слов он вынул из кармана серебряную маску редкой красоты, которую передал бродячим артистам. По словам бога, этот волшебный предмет должен отгонять от скоморохов врагов и недоброжелателей. При этом кроме свойств оберега серебряная маска имела еще одно волшебное свойство: надев ее, любой скоморох мог менять свой голос и внешность до неузнаваемости. Сделав столь щедрый подарок, Троян пошел дальше. В свою очередь бродячие артисты с этого момента стали жрецами бога Трояна. Поскольку поделить волшебную маску было нельзя, скоморохи зарыли ее на вершине Замри-горы. Лишь в праздничную ночь бродячие артисты откапывали подарок бога и развлекали друг друга, превращаясь в самых удивительных существ, надевая серебряную маску.

Однако легенда становления скоморохов, связанная с поклонением Трояну, правдива ровно наоборот: жрецы становились скоморохами, дабы избежать изгнания. С этой версией событий согласуется и дата появления на исторической сцене бродячих артистов. Крещение Руси произошло в 988 году, а первые письменные упоминания о скоморохах датируются 1068 годом. Обычно артель скоморохов составляли несколько человек, но иногда они объединялись в ватаги от 70 до 100 человек. При этом их культурно-развлекательная деятельность была лишь прикрытием для служения древним богам и проведения магических ритуалов.

Тем не менее, скоморохи, в первую очередь, участвовали там, где присутствует смех: похороны, поминки, обряды. Скоморохи являлись здесь лишь участниками празднеств, но не их создателями. Существует немало свидетельств о наличии скоморохов в разных местностях Руси: в Торопице, Коломне, Можайске, вокруг Твери, в Новгороде, на Двине. В документах также содержаться сведения о скоморохах «осёдлых», занимавшихся земледелием и разными промыслами, например, изготовлением на продажу музыкальных инструментов. Были скоморохи «походные» или странствующие, описные и неописные (т.е. попавшие и не попавшие в перепись). Осёдлые скоморохи были заняты своим искусством лишь в дни праздника, на свадьбах. А странствующие играли постоянно, переходя из одного населённого пункта в другой. Также скоморохов можно разделить на две группы по их аудитории. Одна из них, меньшая, входила в состав придворной челяди царя и бояр. Большая же группа жила и творила в народной среде, не стараясь приспособить своё творчество к интересам господствующего класса.

Искусство скоморохов

Главными участниками безлепицы были скоморохи. Они собирали вокруг себя веселящуюся толпу, разными способами развлекали народ: одни играли на дудке, другие били в бубны, третьи плясали, четвертые показывали выученных собак и медведей, пятые разыгрывали кукольное представление. Среди них были и глумцы – шутники и стихотворцы – потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. Но более всего скоморохи забавляли народ позорами или действами, т.е. сценическими представлениями. Они разыгрывали роли, наряжались в старинные платья, надевали на себя маски, называемые харями или личинами.

Одно из представлений: выходит «боярин», к нему идут челобитники с подарками и милостями. После того как их прогоняют, они берутся свершать «народный суд» и бьют его прутьями, потом принимаются за купца. Такая сатира была необыкновенно популярна у зрителей. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Гурьба отвлекала народ от повседневных дел. Веселье шло целый день и продолжалось вечером на торгу, городских улицах. Все глазели на скоморохов, давали им вина, пищи, денег. Без них не проходил не один праздник. Бродячие артисты, влияя на народную массу, являлись проводником общественного мнения. А в условиях отсутствия письменной литературы выступали хранителями поэтического творчества того времени. Максим Горький писал, что скоморохи «разносили «лицедейства» и сказания о событиях «великой смуты», о боях, об «Ивашке Болотникове», о победах и о смерти Степана Разина». Часто шутки скоморохов были глуповатыми и примитивными, но это не умаляло популярности народных потешников и их роли в развитии древнего народного эпоса русских. Скоморохи слыли талантливыми музыкантами. Особенно качественным считалось творчество новгородских потешников.

Кукольный театр скоморохов называли вертепом. Он не имел постоянного помещения. Скоморохи чаще всего не жили на одном месте, хотя имели отдельные дворы и скоморошьи слободки. Они больше путешествовали. Где проходило представление, можно было узнать по фонарям, поднимавшимся на высоких шестах. Эти фонари мерцали в нескольких местах города, так что горожанин мог посмотреть представление там, где ему было удобнее.

Скоморохи заигрывали со зрителями, которые сами принимались петь, играть, плясать и веселиться. Однако в старину существовало поверье, что ватаги скоморохов – это бесы. Их преследовали, часто колотили, инструменты сжигали.

Скоморохи почти всегда были дерзкой, шумной и доставляющей изрядную головную боль властям оппозицией. Передвигаясь группами от селения к селению, бродячие артисты были одновременно и газетой, из которой можно было узнать все новости, и театром, и даже политическими просветителями. Потому что именно они формировали отношение народа к тому или иному событию, видной исторической фигуре, а также указам власти. Представляя любое событие в желаемом свете во время своих песен, шуток-прибауток и сценок, скоморохи были влиятельнейшими людьми. Они не церемонились и зачастую высмеивали видных политиков, государственных деятелей, за что их не любили ни представители власти, ни духовенство.

Скоморохам запрещалось играть на территории тех населённым пунктов, населению которых выдавались специальные уставные грамоты. Запрет выражен двумя формами: скоморохам запрещено играть без согласия слушателей («А скоморохам у них в волости сильно не играти…»), играть «сильно»; скоморохам «играть не освобождает» («А скоморохом у них ловчей и его тиун по деревням сильно играти не ослобождает»).

Что касается скоморохов и закона, то из Стоглава 1551 года следует достаточно полная характеристика скоморохов: они участвуют в мирских свадьбах, осуждается их участие в языческих поминальных обрядах, говорится о скоморошичьих ватагах. В основном в Стоглаве идёт осуждение всего языческого, поэтому здесь мы видим явное негативное отношение к скоморохам. В «Домострое» (XVI в.) скоморошество называется делом «сатанинским», за которое непременно последует ад. 

Впрочем, был среди всех царей и особо ярый любитель их творчества Иван Грозный. Казалось бы, мрачный, непредсказуемый и дикий характер самодержца предполагал полное непонимание шуток, веселья, но это было не так. Царь не только привечал артистов, но даже создал особый потешный двор, который был прообразом придворного театра. Во время правления Ивана IV количество московских скоморохов увеличилось, по царскому приказу самых талантливых артистов «выписывали» из Новгорода и других городов. Некоторые упоминания в исторических документах свидетельствуют о личном участии Ивана Грозного в скоморошьих забавах. Также царь не давал своих любимцев никому в обиду и настолько искренне веселился с ними, что его было сложно узнать. Так, он мог вместе со скоморохами внезапно пуститься в пляс на пиру, спеть хулиганскую песню и вообще вести себя так, как один из них.

2. Образ скомороха в русском искусстве

В ходе исследовательской работы нами были отобраны произведения изобразительного искусства, посвящённые скоморохам. Для наилучшего раскрытия образа скомороха в русском искусстве найденные нами произведения искусства были сгруппированы по хронологическим периодам:

1. Произведения искусства допетровской эпохи (лубок, фреска, гравюра, скульптура, маски).

2. Произведения искусства XVIII-XX веков.

2.1. Произведения искусства допетровской эпохи

Неизвестный автор. Скоморохи на фресках Софийского собора в Киеве. 1037 год.

Фрески Софийского собора в Киеве (Приложение 1) являются одним из первых доказательств существования скоморохов, и расселения их на обширные территории. Фрески выполнены по законам иконописи, однако отступают от «церковных» тем. Судя по времени их создания, можно предположить, что артисты изображались здесь в негативном ключе. Изображенные танцующими и веселящимися, в динамичных позах, они отвлекают народ от более важных дел, например, посещения церкви.

Новгородские кожаные маски скоморохов, «хари». XII-XIII века.

Кожаные маски скоморохов XII-XIV веков (Приложение 2) известны по археологическим находкам из Новгорода и Владимира. Маски выполнены из темного куска кожи, с различными прорезями для глаз и рта. Они считались «бесовскими рожами», но скоморохи верили, что, укрывая свое лицо, они могут уберечь себя от нечисти.

Глиняные фигурки скоморохов. XV век.

Фигурки скоморохов (Приложение 3) для вертепа выполнялись из глины. Это были «петрушки» и мужики. Судя по всему, куклы надевались на руки и скоморохи исполняли свои небольшие преставления.

«Скоморох». Русская глиняная игрушка. XVI-XVII века.

Скульптура (Приложение 4) была выполнена вXVIXVII веках– в самый рассвет деятельности скоморохов. Автор данной работы неизвестен, но, возможно это один из ремесленников запечатлел скомороха, играющего на дудочке. Фигурка представляет собой общий образ, без всяких деталей и анатомических подробностей, как быстрый слепок из глины.

Адам Олеарий. «Кукольник». 1643 год.

Гравюра (Приложение 5) была сделана неизвестным мастером, но выполнена по рисунку ученого Олеария, который он сделал во время своего путешествия в «Московию». В своих трудах ученый описал русский театр первой половины XVII века, который мы видим на данной гравюре. На гравюре «театр» изображен по центру, по краям находится публика, дети и взрослые, которые продолжают заниматься повседневными делами. Вертеп или «петрушка» состоял из одного человека-актера, который натягивал ткань подобным образом и разыгрывал представление с куклами над своей головой. Все действо гравюры происходит в деревне, где обычно скоморохи и давали преставления.

«Плясун и скоморох». Лубочная картинка. XVIII век.

Данный лубок (Приложение 6) наглядно иллюстрирует деятельность скоморохов. Ватаги артистов ходили по деревням, выступали, веселили народ, устраивали уличные представления и «оркестры». Они подначивали людей тоже петь и плясать. Примерный сюжет мы видим на этой лубочной картинке: деревенский мужик с бородой и усами, активно пляшет под музыку. В правой части картинки сидит скоморох с музыкальным инструментом вроде дудочки, он-то и играет для «плясуна». Лубок первоначально являлся видом народного творчества с достаточно простой, быстрой и лаконичной техникой. В данной работе используется условное изображение мужика в шапке и кафтане и скомороха в несуразной одежде и с музыкальным инструментом в руках. Палитра цветов ограничена и интерьер весьма условный, но можно выделить одну из особенностей в виде текста (в верхней части картинки). Он написан на древнерусском языке, но, как правило, такие подписи дополняют или поясняют происходящее на картинке.

2.2. Произведения искусства XVIII-XX веков.

Франц Николаевич Рисс. «Скоморохи в деревне». 1857 год.

Данная картина (Приложение 7), написанная Ф.Н Риссом в 1857 году, представляет нам самые популярные деревенские развлечения XVXVI веков – выступления скоморохов. Ватаги артистов часто колесили от одного поселка к другому и развлекали народ в самых разных частях страны. На картине изображены скоморох-медвежатник и плясун в костюме козы. Медвежатник одет более просто и сдержанно, нежели остальные скоморохи. Медведь находится на поводке-цепи, которую придерживает мужик, в другой руке у него деревянная палка для контроля над медведем. Большая деревенская толпа самых разных возрастов обступила двух артистов – часть на первом плане, часть на третьем. Мы видим и работящих мужиков, и стариков, и женщин, девушек и маленьких ребят. И босоногий скоморох, выделывая ритуальные пляски, не упускает возможности вовлечь в веселье всех собравшихся. Картина прекрасно передает настроения, в которых проходили выступления бродячих артистов.

Виктор Михайлович Васнецов. «В костюме скомороха». 1882 год.

На работе Виктора Михайловича Васнецова (Приложение 8) изображен маленький мальчик в профиль. Как следует из названия, он одет в костюм скомороха, а именно: в ярко-желтую рубаху с расшитым передом и с белым колпаком на голове, весь этот костюм украшают позолоченные узоры. Скорее всего, это уже переработанный образ скомороха на основе исторических фактов, потому что он выглядит ярко и броско, но вместе с тем богато.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи». 1901 год. (фрагмент)

В данной работе (Приложение 9) А.М. Васнецов изобразил вид на Москву, приближенный к историческому варианту. Хотя, конечно, отразились и собственное виденье, и манера художника. В данной работе нас интересует только фрагмент, изображающий всем знакомую ватагу скоморохов. Они движутся вдоль по улице, привлекая внимание людей. В толпе артистов мы видим и «гимнастов», и музыкантов, и даже кукольный театр – вертеп. На скоморохах уже нет ритуальных масок, они одеты вполне просто, хоть и достаточно заметно.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «Средневековая Москва. Скоморохи». 1904 год.

Работая над этой картиной (Приложение 10), Васнецов изучал русский быт, деревенский пейзаж и их изображение в истории. Также он работал над специфической техникой, совмещая уголь и акварель для изображения деревянных домов. У пейзажиста очень хорошо получилось передать фактуру дерева и атмосферу угрюмо-туманного зимнего дня. От этой туманности веет волшебством и таинственностью. Однако ощущение развеивает веселящаяся ватага скоморохов, изображенная на первом плане. Ряженные в маски и красочные кафтаны, с различными атрибутами и инструментами, они, возможно, разносят какие-то новости или предвещают празднование. Бродячие артисты могли быть готовы тут же устроить шутливую процессию «похорон» зимы, которую обычно проводили на Масленицу. Раньше практически не один праздник, ярмарка или даже похороны не проходили без их участия.

Сергей Алексеевич Кириллов. «Шут гороховый». 1994 год.

На картине (Приложение 11) изображен уже немолодой мужчина, по пояс. В руках у него ендова – посуда, из которой разливали алкогольные напитки на пирах, так что, возможно, шут как раз находится на одном из таких торжеств. Он одет в стандартную шутовскую одежду, яркую и глупую, с ярко-зелеными заплатками, кисточками, колокольчиками… Из этого и следует название – «Шут гороховый». Иносказательно имеется ввиду, что это человек недалекий, глупый, однако по изображенному на картине старику так и не скажешь. Он ухмыляется и будто смотрит на зрителя с хитрецой, готовый выкинуть какую-нибудь шутку, возможно и не лестного содержания, так как из истории следует, что скоморохи совершенно никого не стыдились и не боялись, а наоборот, высмеивали. Любили поглумиться, за что и получили еще одно из многочисленных прозвищ – глумцы.

Сергей Алексеевич Кириллов. «Скоморох». 2007 год.

На еще одной картине (Приложение 12) того же автора, Сергея Алексеевича Кириллова, тоже изображен скоморох, но выглядит он совершенно по-другому. Перед нами юноша и этим автор хорошо иллюстрирует тот факт, что скоморохами могли быть люди разных возрастов. Одет он также достаточно ярко и броско – в желтую рубаху с оранжевыми кружочками с зелеными манжетами и забавным воротником, на голове безымянного мальчика светлый колпак с колокольчиком на конце. На ногах у него красные сапоги с длинными носками и золоченой вышивкой. Скоморох сидит на полу, но до конца непонятно, где он находится. На заднем плане видны сплошные красные ткани и подобие натюрморта со свечой, расположенного в левом верхнем углу. Возможно, на картине изображен скоморох из придворного театра, который был собран по решению Ивана Грозного, царя, любившего бродячих артистов.

Ирина Викторовна Чеботарева. «Скоморохи». ~ 2014 год.

Данная картина (Приложение 13) по своей стилистике напоминает русский авангард. Нас встречает композиция из завитков, цветовых сочетаний, форм. На работе весьма отчетливо видны две фигуры, которые «переплетаются» с фоном. Они безликие и одинаковые, изображены в нестандартных позах, каждая из них держится за один и тот же бубен, являющийся центром композиции. На картине нет привычно изображенных скоморохов, но есть конкретные предпосылки к ним. То, что мы видим, скорее является составным образом, который возник под впечатлением от скоморошечьей культуры.

Светлана Брониславовна Мищенко-Сапсай. «Скоморох». ~ 2015 год.

На картине (Приложение 14) изображен маленький улыбающийся ребенок. Он является здесь прототипом скомороха, как гласит название. Данная картина является частью диптиха, вторая работа называется «Масленица». В руках у ребенка, изображенного на картине, как раз находится маленькое соломенное чучело, которое сжигают на Масленицу. Оно связывает две работы одной тематикой. Маленький скоморох одет в теплую одежду вроде шубы, шарфа и шапки-петрушки с бубенчиками на концах. На плечах у него разноцветная манишка, которую также приписывают скоморохам. Вся одежда яркая, красивая, узорчатая. Однако образ, представленный художником, далеко уходит от образа бродячего артиста-глумца, зарабатывающего выступлениями себе на жизнь.

Мы рассмотрели произведения искусств двух хронологических периодов: допетровской эпохи и XVIII-XX веков. Эти два периода существенно отличаются друг от друга манерой исполнения. Рассмотренные произведения допетровской эпохи представляют собой фрески, гравюры, лубки, которые отличаются простотой и демонстрируют незнание базовых академических правил. Но вместе с тем наглядно, без приукрашиваний и выдумок показывают культуру скоморохов такой, какой она была в те времена.

Произведения искусств XVIII-XX веков характеризуются наличием разнообразных жанров и стилей – от реализма до авангарда. Отличительной особенностью изображения скоморохов в этом периоде является театральность образа. Дело в том, что, создавая свои полотна, художники могли использовать только исторические документы и прочие источники информации, но никак не могли сами видеть скоморошечьи выступления. Таким образом, изображение древнерусских комедиантов стало больше склоняться к театральности, ссылаясь на их основную деятельность, и все дальше уходить от ритуальности, служения языческим богам и скитаний, с которых начиналась история культуры скоморохов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скоморохи – это бродячие артисты, комедианты, глумцы. Они имеют много и других разнообразных прозвищ, подходящих для своей разнообразной деятельности. Они устраивали различные представления в народе, зарабатывая себе на жизнь. В таких представлениях можно было увидеть акробатов, ряженных и даже настоящих медведей. Скоморохи показывали незамысловатые кукольные постановки и тут же разворачивали оркестры. Но до конца неизвестно, откуда артисты взялись, внезапно выделившись из всей толпы. Принято считать, что они начинали со жрецов и служили языческим богам, проводя ритуалы, откуда и заимствовали обрядовые пляски и традиции, переводя их в разного рода развлечения – отсюда и такой богатый репертуар, вперемешку с народными забавами. Уже оформившись в народе они продолжали веселить людей, служили местной «газетой» и активной оппозицией для власти и церкви, из-за чего их не жаловали, считали бесами, где-то даже запрещали появляться. Возможно, из-за этого противостояния сохранилось так мало памятников культуры, свидетельствующих о существовании скоморохов такими, какими они были. Большинство работ, на которых присутствуют комедианты, были сделаны намного позже и образ износился, трансформируясь в более театральный и постановочный. Это можно отследить по ряду картин, начиная с фресок, заканчивая самыми новыми полотнами.

Итак, цели и задачи, поставленные в данном реферате, выполнены. Мы изучили историю появления скоморохов, их роль в обществе, познакомились с искусством скоморохов и рассмотрели особенности образа скомороха в русском искусстве разных времён.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Быт и культура русского города / М.В. Короткова. – М.: Дрофа, 2006.

Традиции русского быта. Энциклопедия / М.В. Короткова. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.

Википедия / Скоморох: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Скоморох

Военное оружие и армии мира / Замри-гора: место магических обрядов скоморохов: [Электронный ресурс] // https://warfor.me/zamri-gora-mesto-magicheskih-obryadov-skomorohov/

Дилетант / История клоунады. Скоморохи: [Электронный ресурс] // https://diletant.media/articles/45290570/

Живопись минералы драгоценные камни и многое другое / Русские народные картинки. Ровинский Дмитрий Александрович: [Электронный ресурс] // https://desharel.blogspot.com/2021/09/1824-1895-russian-folk-pictures.html

Кудес – волошебный мир / Скоморохи: [Электронный ресурс] // http://kudes.ru/?q=node/5585

Культурология.РФ / Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали: [Электронный ресурс] // https://kulturologia.ru/blogs/050418/38380/

Культурология / Смеховая культура Древней Руси: [Электронный ресурс] // https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/студенческие-работы/smehovaia-kyltyra-drevnei-rysi.html/amp

Моя Третьяковка / В костюме скомороха: [Электронный ресурс] // https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20627

Энциклопедия культур Déjà vu / Изображения скоморохов: [Электронный ресурс] // http://ec-dejavu.ru/s-2/skomorokh-1.html

LiveJournal / Скоморохи в русской живописи: [Электронный ресурс] // https://selyanka1.livejournal.com/175666.html

LiveJournal / ФРЕСКИ Софийского Собора Киева: [Электронный ресурс] // https://kateryna-dolgiy.livejournal.com/10271.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Неизвестный автор.

Скоморохи на фресках Софийского собора в Киеве. 1037 год.

Приложение 2

Новгородские кожаные маски скоморохов, «хари». XII-XIII века.

Приложение 3

Глиняные фигурки скоморохов. XV век.

Приложение 4

«Скоморох». Русская глиняная игрушка. XVI-XVII века.

Приложение 5

Адам Олеарий. «Кукольник». 1643 год.

Приложение 6

Плясун и скоморох. Лубочная картинка. XVIII век.

Приложение 7

Франц Николаевич Рисс. «Скоморохи в деревне». 1857 год.

Приложение 8

Виктор Михайлович Васнецов. «В костюме скомороха». 1882 год.

Приложение 9

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи». 1901 год (фрагмент)

Приложение 10

Аполлинарий Михайлович Васнецов.

«Средневековая Москва. Скоморохи». 1904 год.

Приложение 11

Сергей Алексеевич Кириллов. «Шут гороховый». 1994 год.

Приложение 12

Сергей Алексеевич Кириллов. «Скоморох». 2007 год.

Приложение 13

Ирина Викторовна Чеботарева. «Скоморохи». ~2014 год

Приложение 14

Светлана Брониславовна Мищенко-Сапсай. «Скоморох». ~2015 год

Просмотров работы: 312