Введение.
В разные исторические эпохи в России появлялись «необычные» люди. О них свидетельствуют летописи и документы, им посвящали произведения писатели. Некоторых из них называли юродивыми. Сейчас существуют разные экстрасенсы, астрологи, маги, можно ли и их назвать юродивыми?
На одном из уроков истории мы познакомились с информацией о псковском юродивом Николе, которая нас очень заинтересовала. Оказалось, что в XVI веке жил не один такой необычный человек, а в честь Василия Блаженного даже назван храм в Москве. Вскоре на уроке литературы мы читали о Юшке, тоже «необычном» человеке. Мы решили найти информацию о таких людях в истории нашей страны.
Итак, объектом нашего исследования стали " Юродивые Христа ради".
Мы поставили цель - выяснить, какое значение играли юродивые в жизни русского общества.
В задачи работы входило: узнать, кто такие юродивые, чем отличались от остальных людей своего времени, в чём проявилась их деятельность, можно ли их сравнивать со святыми? Найти информацию о юродивых нашего края. Охватить всех русских юродивых не входило в наши задачи, в первую очередь мы решили найти общее в их жизни и деятельности.
Нами была выдвинута гипотеза: юродивые – это особенные люди, тесно связанные с православной верой и выполняющие определённую миссию в тяжелое для государства время.
В качестве источников мы взяли материал из Житий святых Василия Блаженного, Ксении Петербургской, Алексия человека Божьего, Симеона Юрьевецкого, Алексея Ворошина, «Послания» святого апостола Павла, православной литературы, издаваемой Введенским монастырём Ивановской митрополии, материала из курса Русской истории В.О.Ключевского, фотографий из личных архивов, икон, толкового словаря В. Даля.
Глава 1. Кто такие юродивые.
Сначала мы решили выяснить, что значит термин “юродивый. Согласно данным словаря, он произошёл от греческого слова “юрод”, обозначавшее “безумный”, а так же “простой, глупый”. [3]
Если посмотреть на изображения и описания внешнего вида юродивых, действительно, они выглядят безумными: раздеты (Василий Блаженный) или женщина в мужской одежде своего мужа и называющая себя его именем Андреем (Ксения Петербургская). Поведение юродивых было далеко не всегда пристойным. Человек, принявший юродство, часто отбрасывал при этом всякие нормы приличия и чувство стыда: “Он ходит голый (или одет в безобразные грязные лохмотья), носит вериги (различные железные цепи, полосы, кольца и др. предметы на голом теле ради “усмирения плоти”), молится обычно только ночью, как бы стесняясь этого, валяется в грязи, золе и т. п., не моется, не чешет волос, публично испражняется, нарушает порядок в церкви и на улице, всем своим видом указывает на приобщённость к низменному, грязному, шокирующему». [15] Получается, что вид и поведение юродивых должны были отталкивать людей, вызывать отрицательное к ним отношение. Однако“ юродами” в древнерусских источниках названы святые блаженный Симеон (“Житие блаженного Симеона”), Исаакий Печерский (“Печерский патерик”), Никола Новгородский Салос и др. Под “юродивыми” принято понимать людей, руководствовавшихся словами апостола Павла “мы безумны Христа ради”, то есть это люди – христиане, непосредственно связанные с религией, взявшие на себя «безумство» с определённой целью. [4]
Можно ли считать их сумасшедшими? Возможно, среди них и были такие, но основная масса сознательно принимала образ юродивых. Какие этому есть подтверждения? Их слова и действия. Юродивые своим примером, словом и делом стремились отвратить людей от греха. Зачастую эти “безумцы” вращались среди наиболее падших в общественном мнении людей, и бывало, что им действительно удавалось вернуть их на путь христианства. Например, Никола Псковский хоть и говорил с Иваном Грозным дерзко и непонятно, делал это, чтобы иносказательно обличить злые действия царя и остановить уничтожение жителей города. [1, с.50]
Нередко юродивые обладали пророческим даром. Историк В.О. Ключевский описывал такой случай: “Посадник Новгорода Немир приехал в Клопский монастырь к блаженному Михаилу. “Слышно, - сообщил посадник, - летом собирается идти на нас князь московский, а у нас есть свой князь Михаил”. – “То, сынок, не князь, а грязь, – возразил блаженный, – шлите-ка скорее послов в Москву, добивайте челом московскому князю за свою вину, а не то придёт он на Новгород со всеми силами своими, выйдете вы против него, и не будет вам Божьего пособия, и перебьёт он многих из вас, а ещё больше того в Москву сведёт, а князь Михаил от вас в Литву уедет и ни в чём вам не поможет”. Всё так и случилось, как предсказал блаженный”. [14,с. 435] Юродивые никогда не гадали на предметах, на картах, не вызывали духов, они молились, были православными, религиозными людьми. Дар пророчества или юродства был дан им свыше, и они никогда не использовали его ради денег, личной выгоды.
Наоборот, юродивые, как и монахи, добровольно отказывались от всех благ жизни “мирской” (имущества, положения в обществе и т. д.), например, как Алексий, человек Божий, и даже от кровного родства. [9,10] Но, в отличие от принявших постриг, эти люди не искали уединения, наоборот, они жили среди людей, особенно много их было в городах.
Глава 2. Какой смысл в деятельности юродивых на Руси?
В Новгороде в XIV в. двое юродивых– Никола Качанов и Фёдор – устраивали драки между собой, насмехаясь над кровавыми столкновениями новгородских партий. То есть, юродивые могли пародировать происходящее вокруг них, чтобы таким способом образумить людей.
Однако нередко поступки юродивых были и вовсе весьма странны и труднообъяснимы, например, Василий Блаженный целовал стены домов грешников, а в дома праведников кидал камни и куски земли. Такое его поведение было объяснено людьми тем, что: “над домами грешников ангелы плачут, и он (юродивый) стремится поклониться им; а снаружи домов праведников бесы висят, оттого, что в дом пробраться не могут, это в них божий человек камни кидает”. [12,15] Никола Псковский в ответ на приглашение царя бросил ему кусок мяса со словами, что в пост он мяса не ест, в отличие от царя, намекая ему на огромные жертвы в Новгороде и Пскове во время поста. [1] То есть это можно расценивать как иносказание действиями. Почему они не говорили прямо и понятно для всех? Возможно, это особенность юродства, а может к простым словам не стали бы прислушиваться те, к кому они были обращены или восприняли их как оскорбление. Их целью было помочь людям исправиться, увидеть свои ошибки.
При этом юродивые были одними из немногих, кто отважился говорить князьям и боярам, царям и вельможам правду. Например, Василий Блаженный укорил Ивана Грозного за то, что тот во время церковной службы думал о мирском, а блаженный Иоанн Московский обличал Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Дмитрия. (Приложения 1- 4). При этом юродивые до некоторых пор пользовались неприкосновенностью, иногда их советы принимались к сведению. Но когда терпение знатного человека переполнялось, или если они изначально был слишком горделив, чтобы терпеть подобное обращение, юродивого могли объявить “лжеюродивым”, или попросту безумцем (ещё одно свидетельство в пользу того, что юродивые не были простыми сумасшедшими), тогда этот человек лишался своей неприкосновенности и его могли наказать и даже казнить. Это доказывает, что юродивые очень сильно задевали чувства некоторых обличаемых ими людей.
Что означают слова: “Мы безумны Христа ради”? "Юродивость" связана со святостью.[4,с. 206] Святость – это связь с Богом. Юродивые — особая разновидность святых на Руси, избравших весьма специфический путь служения церкви — самоуничижение и прорицание. Подвиг юродства — один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения. Смирение и кротость, принятие насмешек, издевательств, поношения, терпение и молитва – вот смысл действий юродивых. Нужно было наставить людей на путь истины и добра, но не известным всем способом, а как – то по – другому. Ксения Петербургская по ночам тайно выходила в поле за город и усердно молилась, чтобы никто не видел. Она не хотела славы, поклонения. (Приложение 2).
Отношение к юродивым общества было разным. «Юродивых Христа ради», несмотря на их усердное старание скрыть свой подвиг, почитал и любил мир. Василий Блаженный был почитаем царем Иваном Грозным, как и Николай Салос. Сам царь и митрополит хоронили Василия Блаженного. А Исидора Ростовского, Прокопия Устюжского, Иоанна Московского хоронили чуть ли не всем городом. К блаженной Паше Саровской в 1903 году после канонизации Серафима Саровского приезжал император Николай II с императрицей. Все принимали его как императора, а она приняла как простого человека. Для юродивых все люди были равны. [5]
Православная церковь держится того мнения, что юродивый добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть от мира свое совершенство и таким способом избежать суетной мирской славы. Для одних дорогой к духовному прозрению становится монашество, т. е. уход от мира, обет нестяжания (добровольной нищеты), целомудрие и послушание, для других — юродство, т. е. нахождение в самой гуще общества, добровольная нищета, видимость безумия, осуждение людских пороков, обличение власть имущих, снесение ругательств и издевательства. Разное отношение к Юродивым в народе нашло отражение в Толковом словаре В.Даля: «Юродивый— безумный, божевольный, дурачок, от роду сумасшедший; народ считает Юродивых божьими людьми, находя в бессознательных поступках глубокий смысл. Юродство означает не только святость, но и безумие; юродствовать, значит напускать на себя дурь, прикидываться дурачком».[2] Как объяснял преподобный Серафим Саровский, подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и никто без нарочитого божьего призвания не должен брать его на себя — иначе можно «сорваться» и стать лжеюродивым. О подвигах юродивых писали стихи и литературные произведения, стремясь их осмыслить. [16]
В какую эпоху жили юродивые?
Если проследить исторические события, то можно прийти к выводу, что такие люди появлялись в особо трудные времена: опричнина Ивана Грозного, Смута, петровские преобразования, мировая война. Возможно, то не случайно. И у них была своя роль – «образумить», «помочь».
Оказалось, что они были и в XVI веке (например, Симон Юрьевецкий, Василий Блаженный), и в XVIII век (Ксения Петербургская), и в XIX веке (Паша Саровская), и в XX веке (Алексей Ворошин). Значит, это явление юродства связано не с древней историей, а с определёнными периодами в жизни нашей страны, в переломные и опасные моменты. Можно ли это считать случайностью? Возможно, в наше сложное время тоже появятся юродивые.
Итак, мы пришли к выводам: во – первых, юродство – это подвиг; во – вторых, деятельность юродивых направлена на исправление жизни общества; в – третьих, отношение к юродивым разных представителей сословий было как к «божьим людям», их уважали, почитали, боялись; в – четвёртых, они были связаны с верой в Бога и память и почитание о юродивых как о святых сохранялись после их смерти. К часовне на могиле Ксении Петербургской до сих пор каждый день стоят длинные очереди. В - пятых, юродивые появлялись в переломные моменты жизни России. В отличие от современных экстрасенсов и больных безумием, юродивые не ставили цель заработать деньги и не были сумасшедшими. (Приложения 7 – 8).
Глава 3. Юродивые, жившие на территории Ивановского края.
В Ивановском крае тоже были юродивые и блаженные.В Юрьевецком районе в давние времена жил святой блаженный Симон Юрьевецкий. Икона святого находится в храме Покрова Богордицы недалеко от села Решма Кинешеского района. Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Братском Костромской губернии. С юношеских лет, оставив родительский дом, ушел в дремучие леса около села Елнати (сейчас Юрьевецкий район) и принял на себя подвиг юродства Христа ради. Когда елнатские поселяне, найдя его в лесу, привели в село, святой начал ходить по домам жителей, помогая им в исполнении самых трудных работ, а плату не брал.
Зимой и летом святой ходил босой, в одной льняной рубахе, так что кожа его почернела и от поста иссохла. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Прожив в Елнати 15 лет, святой переселился в г. Юрьевец - Поволжский. Здесь любимым местом его пребывания стали церковные паперти, где он возносил горячие молитвы к Господу. За подвиг самоотречения блаженный Симон получил от Господа дары предвидения и чудотворения. Так, по его молитвам утих сильный пожар в городе, исцелился священник Олимпий, спасся от потопления в Волге некий горожанин Иосиф. [13] Перед своей кончиной блаженный пришел в дом воеводы Феодора Петелина, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Здесь св. Симон тяжко заболел. Причастившись перед смертью Святых Христовых Тайн, блаженный мирно почил 4 ноября 1584 г.[13] Читая Житие св. Симона мы видим, что в нём воплощались все те черты и особенности, которые были у других юродивых.
Недалеко от Елнати сейчас есть святой источник Симона Юрьевецкого. Он находится в лесу и обладает целебными свойствами. А в храмах можно увидеть иконы Симона. (Приложение 5, 7) Церковь увековечила память этого святого.
Святой мученик Алексей Ворошин родился в деревне Коурцево Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье крестьян в местах, где в 16 веке подвизался Симон Юрьевецкий. В 1928 году принял подвиг юродства: жил, где придётся, ходил без обуви. Задолго до массового разрушения церквей блаженный предсказывал, что наступит время, когда почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлёт лютую кару – войну. Предсказывал он иносказательно и другие события. В 1937 году он был арестован и после страшных пыток скончался в тюремной больнице. Тело его 10 дней пролежало на тюремном дворе нетленным. [6]
В августе 1993 года Святейший Патриарх Алексий II благословил местное почитание святого. Святые мощи святого мученика Алексея Елнатского сейчас находятся в Введенском монастыре города Иваново. Большое количество людей приходят к мощам блаженного Алексия. (Приложение 8)
Заключение.
Мы выяснили, что юродивые - это особенные люди, «святые», бравшие на себя подвиг юродства, чтобы таким образом помогать людям, привлечь их внимание к праведной жизни, бороться со злом.
Юродивые совершенно не похожи на современных «необычных» людей, у которых часто одна цель – получить деньги, заработать на своей особенности.
Юродство — это подвиг и жертва. Это — предел святости, доступной человеческим силам, предел достижений. Это личное стремление полностью посвятить себя служению Богу и людям. Юродство во Христе надевает на себя маску безумия, навлекает на себя гонения и преследования, подвергает себя всевозможным истязаниям и нравственным пыткам. За свою смелость в критике царей и вельмож, особый образ жизни, умение прорицать, юродивые очень почитались народом, их ставили не ниже святых, а некоторые были канонизированы православной церковью. Все сказанное позволяет сделать вывод, что феномен юродства является одним из важных моментов русской культуры.
Юродивые были в разные времена и в разных регионах нашей страны. Возможно, в наше сложное и часто безумное время появятся новые юродивые, чтобы исправлять ошибки общества. Наша гипотеза подтвердилась.
Сноски.
1. История России в XVI-XVII веках. Е. Пчелов, учебник,с.50.
2. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1.
3.Христианство: энциклопедический словарь./ Москва. Научное издательство “Большая Российская энциклопедия” . 1995 г. Т. 3. Стр. 286.
4. Новый Завет.1 –е Послание Апостола Павла к коринфянам, гл.4,п. 10, с 206.
5. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Еженедельное издание. ООО «Де Агостини», М., № 24, 2009.
6. Святой мученик Алексей Ворошин. Введенский женский монастырь. Иваново.2021.
7. Житие блж. Ксении Петербургской.pravoslavie.ru›1586.html azbyka.ru›Календарь› 8.Блаженный Васи́лий Московский, Христа ради юродивый/ Православие.Ru pravoslavie.ru
9. Житие Алексия, человека Божия / Православие.Ru pravoslavie.ru
10. Преподобный Алекси́й, человек Божий
wikipedia.org› https://drevo-info.ru/articles/12033.html
11. Ксения Петербургская wikipedia.org›
12. Василий Блаженныйru.wikipedia.org›
13. Симон Блаженныйa zbyka.ru› Календарь›Блаженный Си́мон Юрьевецкий, Христа ради юродивый
14. В. О. Ключевский “Русская история. Полный курс лекций” / Ростов–на–Дону. “Феникс” . 1998 г. Т. 1. Стр. 435.
15. Юдин А.В. Русское юродство как феномен культуры, его национальное значение…https://studyport.ru/referaty/istorija/4753
16. О юродстве (Наталья Парус) / Стихи.ру
Источники и литература.
1. История России в XVI-XVII веках. Е. Пчелов. Учебник для 7 класса.
2. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1.
3.Христианство: энциклопедический словарь./ Москва. Научное издательство “Большая Российская энциклопедия” . 1995 г. Т. 3. Стр. 286.
4. Новый Завет.1 –е Послание Апостола Павла к коринфянам, гл.4,п. 10
5. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Еженедельное издание. ООО «Де Агостини», М., № 24, 2009.
6. Святой мученик Алексей Ворошин. Введенский женский монастырь. Иваново.2021.
7. Житие блж. Ксении Петербургской.pravoslavie.ru›1586.html azbyka.ru›Календарь› 8.Блаженный Васи́лий Московский, Христа ради юродивый/ Православие.Ru pravoslavie.ru
9. Житие Алексия, человека Божия / Православие.Ru pravoslavie.ru
10. Преподобный Алекси́й, человек Божий
wikipedia.org› https://drevo-info.ru/articles/12033.html
11. Ксения Петербургская wikipedia.org›
12. Василий Блаженныйru.wikipedia.org›
13. Симон Блаженныйa zbyka.ru› Календарь›Блаженный Си́мон Юрьевецкий, Христа ради юродивый
14. В. О. Ключевский “Русская история. Полный курс лекций” / Ростов–на–Дону. “Феникс” . 1998 г. Т. 1. Стр. 435.
15. Русское юродство как феномен культуры, его национальное значение…https://studyport.ru/referaty/istorija/4753
16. О юродстве (Наталья Парус) / Стихи.ру
stihi.ru›2016/04/05/4884
Приложения.
Из Жития Симеона Юрьевецкого, чудотворца Елнатского.
«Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Братском Костромской области в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых. Во Святом Крещении он был назван Симоном в честь святого апостола Симона Зилота (память 10/23 мая). С юношеских лет Симон принял на себя особый подвиг юродства Христа ради и ушел из родительского дома в дремучие леса, около села Елнати.
Святой Симон начал ходить по домам елнатских жителей и помогал им в исполнении самых трудных работ, но плату не брал. Несмотря на постоянные труды, он часть дня и ночи усердно молился, изнурял свое тело постом и любил посещать храм Божий. Зимой и летом он ходил только в льняной рубашке и босым, так что кожа его почернела, и спал на голом полу. Неразумные люди нередко жестоко били его. Блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки и не платил злом за зло, но молился за обидчиков, а себя постоянно укорял и называл «глупцом» и «несытой гортанью». 15 лет жил в Елнати блаженный Симон, а потом перешел в город Юрьевец-Поволжский. Любимым местом пребывания его там были церковные паперти, где он возносил горячие молитвы Богу. Особенно часто святой приходил в Богоявленский монастырь, где на паперти усердно молился перед иконой Пресвятой Богородицы.
Подвиг полного самоотречения, который очистил душу его, был угоден Богу, и он еще при жизни получил дар прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее во славу Божию для врачевания недугов и нравственного исправления ближних.
В 1635 году игумен Богоявленского монастыря Дионисий доносил патриарху Иоасафу об исцелениях у мощей блаженного Симона. Патриарх благословил написать икону блаженного и совершать ему службу по общей Минее. В 1666 году блаженному Симону, Юрьевецкому чудотворцу, составлена особая служба. Дни его памяти – 4/17 ноября и 10/23 мая.»
«Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении – внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.
Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему. ….
. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразуметельнные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг. …
Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».
Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозоливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения. …
Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства около 45 лет, можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века.»
«Святой блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. … В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Ради спасения ближних блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".
Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Скончался блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Прославлен блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил святейший патриарх Иов.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.
Вериги святого хранятся в Московской духовной академии»
ИЗ ЖИТИя АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ
« Если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира».
Святитель Иоанн Златоуст
«Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу.
Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн.
Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает в нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. …
В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402 – 417) в присутствии императора Гонория (395 – 423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всеночное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимитана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как не старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.
Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным».
Храм Покрова Богородицы в с. Дьячево Кинешемского района Ивановской области. Родник Симона Юрьевецкого. Фото из личного архива Косаревой О.А.
О юродстве (Наталья Парус) / Стихи.ру
На Сеньке шапка словно нимб,
изношена до дыр – сияет.
Сам Сенька этого не знает,
от «славы» Ангелом храним.
С тем миром, что не виден нам,
Арсений притчами толкует,
по Божьей истине тоскует,
бесовский обличая срам.
Юродивый, он – не дурак,
он, как актёр лишь то играет,
что Режиссёр велит. Вкушает
толпой назначенный «аншлаг».
Проклятий крик, пощёчин шквал,
да из булыжников букеты –
их! ждут от публики аскеты,
и лишь от Господа похвал.
Отрекшись от мирских в судьбе
соблазнов, прелестей, желаний,
неся с любовью крест страданий,
презренье чувствуют к себе.
И, провоцируя бунты,
про нас всё видят, слышат, знают.
Как псы на свалках умирают
вдали от мира суеты.
Юродивые Ивановского края. Из личного архива Косаревой О.А.
Память о юродивых.