Посвящается танкистам, павшим и
выжившим в Великой отечественной войне
и Специальной Военной Операции
Вот здесь он шел. Окопов три ряда.
Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.
Вот след, где он попятился, когда
Ему взорвали гусеницы миной.
Но под рукою не было врача,
И он привстал, от хромоты страдая,
Разбитое железо волоча,
На раненую ногу припадая.
Вот здесь он, все ломая, как таран,
Кругами полз по собственному следу
И рухнул, обессилевший от ран,
Купив пехоте трудную победу.
(Константин Симонов, отрывок)
ВВЕДЕНИЕ
Меня заинтересовал танк Т-34 после того, как я увидел на набережной Кировского района нашего города памятник танку (Приложение фото III). Этот танк принимал участие в боевых действиях 1942 года. В следующий раз я встретил боевую машину на торжественном марше в День Победы, в центре города и мне стало известно, что для участия в данном грандиозном мероприятии, танк был специально снят с постамента на улице Притомский проспект и подготовлен к маршу (Приложение фото I, IV). Позже я узнал, что монумент танку Т-34 установлен и на улице Кузнецкий проспект (Приложение фото II). Меня заинтересовала историю создания танка Т-34, я решил провести исследование и рассказать об этом.
В связи со сложившейся ситуацией в нашей стране, я понимаю, что мы обязаны жизнью, тем кто одержал победу в Великой Отечественной Войне и тем, кто сделает все возможное, чтобы добиться ее сейчас. Как любому мальчишке мне интересна тема боевой техники. Особенно меня интересуют танки, потому что они очень мощные и Победа без них, наверное, была и будет невозможна.
Победа показала и покажет всему миру мощь нашего оружия и мощь русского духа.
Решающая роль во всех крупных танковых сражениях Великой Отечественной Войны принадлежит танку Т-34.
3 декабря 2022 года исполнилось 124 года со дня рождения Михаила Кошкина, конструктора легендарного танка Т-34.
6 декабря 1941 года - начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой, именно в этот день, именно с этого рубежа танки Т-34 пошли громить врага под Лобней.
6 декабря 2001 года был открыт Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» на 37-м км Дмитровского шоссе.
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с разработками новейшей военной техники, поэтому мне сейчас интересно узнать, почему танк Т-34 считается лучшим танком второй мировой войны, и действительно ли так как поется в песне «Марш советских танкистов» броня крепка и танки наши быстры?
Актуальность темы:
Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему Великой Отечественной Войны, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах, позволяет расширить мои знания о танках, изучить вопрос более детально, а в конечном итоге еще и почувствовать себя конструктором-экспериментатором, сделав макет боевой машины.
Объект исследования: танк Т-34
Предмет исследования: роль и значение танка Т-34 в Великой Отечественной войне.
Методы исследования: беседы; анкетирование; конструирование; моделирование; изучение научной литературы, работа с Интернет-ресурсами.
Гипотеза: создание танка и особенной брони стало решающим фактором в победе над фашизмом. Танк Т-34 считается лучшим танком Второй мировой войны.
Цель: доказать превосходство нашего Т-34 над танками противника.
Задачи:
Изучить и обобщить сведения об истории первых российских танков.
Найти информацию о Михаиле Кошкине, главном конструкторе танка
Т-34, о танкистах-фронтовиках.
Узнать особенности танка Т-34. Сделать сравнительный анализ технических характеристик танка Т-34 с танками противника.
Провести анализ мнений зарубежных авторов о танке Т-34. Сделать выводы.
Изготовить модель танку Т-34 из различных материалов.
Оформить результаты исследования в форме презентации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
БРОНЯ КРЕПКА, И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ....
Истории первых российских танков.
Изучив материал на официальном сайте Музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» мне стало известно, что: веками люди искали эффективное средство для наступления и обороны во время военных действий. Средневековый рыцарь в латах и шлеме - один из предков танкиста.
Предшественником танка был Гусеничный паровой трактор Стефана Маевского, 1876г (Приложение рис. 1).
Первыми танками в России были:
«Вездеход» Александра Пороховщикова ,1915г (Приложение фото 1); и колёсный танк Николая Лебеденко, 1917г (Приложение фото 2);
Основными отечественными боевыми машинами в 1920-х годах были: «Русский Рено» 1920г (Приложение фото 3), а также танки типа МС-1 («Малый сопровождения - 1»; танк также обозначали как Т-18) (Приложение фото 4).
В конце 1920-х годов в Харькове конструкторская группа И.Н. Алексенко создала средний гусеничный танк Т-24 (Приложение фото 5) В 1931 году под руководством военного инженера Н.М. Тоскина создан лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2. Потом родилась серия лёгких колёсно-гусеничных танков, способных передвигаться и на колёсном, и на гусеничном ходу (Приложение фото 6-7).
Дальше поиски шли по трём направлениям:
броня;
двигатель;
гусеничный движитель.
Вывод: Русские изобретатели, начиная с 1837 года, внесли большой вклад в совершенствование и создание российских танков.
Создатель танка Т-34 Михаил Кошкин.
На официальных сайтах ТВ центр, Музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» и Википедия я нашел информацию о создателе танка Т-34.
Михаил Ильич Кошкин (Приложение фото 8) — советский инженер- конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34 родился 3 декабря 1898 года в бедной семье. Окончив 3 класса школы, в 10 летнем возрасте Михаил уезжает в Москву на заработки. С 10 лет он работал и жил самостоятельно. Уже в 36 лет (с 1934 года) Михаил Кошкин работает в конструкторском бюро. За успешное участие в разработке опытного танка Т-29 был награжден орденом Красной Звезды.
Под руководством М.И. Кошкина в конце 1930-х годов созданы опытные средние танки колёсно-гусеничный А-20 (Приложение фото 9) и гусеничный А-32 (Приложение фото 10).
В апреле 1939 года М.И. Кошкин назначен главным конструктором завода № 183. В январе 1940 года он получил задание изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76-мм пушки. Предписано: «Танк А-32 с этой толщиной брони именовать Т-34». Уже в феврале-марте 1940 года два опытных Т-34 проходили испытания под Харьковом (Приложение фото 11).
31 марта 1940 года танк Т-34 утвержден к серийному производству на заводах в Харькове и Сталинграде. На момент начала Великой Отечественной войны в приграничных округах было около 900 танков под обозначением Т-34.
Танкисты, воевавшие на танках Т-34
На сайтах «Знаменитые танкисты Великой Отечественной войны», «Википедия» и «Танковый фронт 1939-1945» я нашел много интересного про танкистов, воевавших на танке Т-34, но напишу только о трех мастерах танкового боя.
Дмитрий Лавриненко (Приложение фото 12,13)
Командир танкового взвода Т-34, мастер танкового боя. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года, он уничтожил или вывел из строя 52 немецких танка, участвовал в 28 танковых боях, трижды он горел в танке. Убит в декабре 1941 года.
Владимир Бочковский (Приложение фото 14)
Командир роты танков. Всего за годы войны был ранен шесть раз, перенёс семнадцать операций. За войну пять раз горел. Мастер танкового боя. Уничтожил 36 единиц бронетехники противника. Служил до 1980 года в танковых войсках. Имеет звание генерал-лейтенант танковых войск.
Николай Моисеев (Приложение фото 15)
Советский офицер, мастер танкового боя. Всего по состоянию на июль 1942 года на боевом счету Николая Моисеева - 31 подбитый и уничтоженный танк противника, а также 29 орудий и 24 пулемёта.
После войны, танковый ас, преподавал азы танкового боя в танковом училище.
Есть среди танкистов и наши земляки, которые сражались за Родину.
Через городской Совет ветеранов мне удалось найти в нашем городе танкиста, живого участника Второй мировой войны, живого свидетеля истории. Он мне много рассказал о танках, о своей жизни и боевых сражениях.
Анатолий Михайлович Терехов (Приложение фото 16-20)
Живет в Кемерово. Ему 96 лет. Когда началась война, Анатолию было 15 лет. Труженик тыла. До совершеннолетия работал на заводе, делал для фронта танковые электромоторы. После 12 часового рабочего дня обучался на курсах вождения гусеничного трактора. Когда исполнилось 18 лет, ушел на фронт. Воевал на танке Т-34 механиком-водителем, затем в мотобатальоне. Из 50 танков танковой бригады, в которой воевал А. М. Терехов до победы дошли всего 2, остальные погибли на поле боя. И вот уже больше 30 лет в память о погибших Анатолий Михайлович высаживает сибирские кедры в местах боевых сражений, где пали друзья, однополчане. Он и сегодня совершает подвиг. Им посажено в честь памяти уже более 3-х тысяч кедров. Награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» и многими другими наградами.
Танк Т-34
Анкетирование
Для того чтобы выяснить какой танк является танком Победы, я провел опрос прохожих города Кемерово на улице Назарова (Набережная Кировского района), на улице Притомский проспект и на улице Кузнецкий проспект. Всего было опрошено 11 человек. На вопрос, «Какие танки Великой отечественной войны Вы знаете?» 9 человек из 11 (82%) ответили, что знают танк Т-34. На вопрос, «Какой советский танк Великой отечественной войны считают танком Победы?», так же 9 человек из 11 (82%) ответили, что считают Т-34 танком Победы.
Вывод: по результатам опроса видно, что танк Т-34 наиболее узнаваем и считается танком Победы (Приложение табл.2-3).
Далее я стал изучать особенности танка Т-34 и сравнил его технические характеристики с танками противника.
Особенности танка Т-34, его технические характеристики и танки противника.
В книге «Танки второй мировой войны» и на официальных сайтах «Комсомольская правда. Самара», «ТВ центр» и Музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34 я нашел информацию о броне и других преимущественных характеристиках танка.
Танк имел новейший дизельный мотор В-2(Приложение фото 21), который давал танку высокую скорость 55 км/час и позволял проехать на одной заправке до 400 км. Широкие гусеницы (Приложение фото 22), позволяли танку уверенно передвигаться в условиях бездорожья, по различным типам грунтов.
Броня Т-34, расположенная под углом наклона (Приложение рис.2, фото 23) стала бронёй нового типа: противоснарядная, высокой твёрдости. Немецкие снаряды просто отскакивали от Т-34. По-настоящему революционным у Т-34 было и вооружение. Он оснащался длинноствольным 76-миллиметровым орудием (Приложение фото 24). Вспомогательное вооружение танка составляли два пулемёта ДТ. Один из них («спаренный») размещался в спаренной с пушкой установке и имел общие с ней углы наведения. Другой («курсовой») находился в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса (Приложение фото 25). Боекомплект пулемётов составлял 3150 патронов. Экипаж машины состоял из 4-х человек: механика- водителя, заряжающего, стрелка-радиста и командира танка. На модификациях Т-34-85 в экипаж входил пятый член экипажа - наводчик орудия, роль которого ранее выполнял командир (Приложение рис. З).
Я сравнил тактико-технические характеристики советских танков Т-34 1940 и 1944 годов выпуска и немецких танков «Тигр» (Приложение фото 26-28) и «Пантера» (Приложение фото 29). Кроме того, беседуя с фронтовиком А.М. Тереховым, я узнал мнение танкиста о преимуществе наших танков во время боя.
Вывод: по характеристикам (Приложение табл. 1) видно, что наш Т-34 намного легче в весе, имеет наибольшую скорость 55 км/час по сравнению с танками противника. Т-34 был отличный танк, его пушка 76 мм могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км, а стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред тридцатьчетверке лишь с дистанции 100 метров. Дизельный двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 400 км. Немецкие же танки работали на бензине, поэтому использовать Т-34 как трофей было сложно. Еще одним важным преимуществом была надежность и простота в обслуживании. Наш танк можно было отремонтировать прямо на поле боя в условиях минимального наличия запчастей (Приложение фото 30). «Тридцатьчетверки» были поистине танками- конструкторами: из двух не пригодных к восстановлению машин легко собиралась одна боеспособная. Простая конструкция позволяла быстро обучать экипаж. Поскольку дизельное топливо зажечь намного труднее, чем питавший немецкие танки бензин, Т-34 получал дополнительное преимущество в бою. Несмотря на успехи в применении, отмечали и недостатки - тесная башня, массивный люк. В 1944 году Т-34 улучшили, поставив новую башню с 85 мм пушкой. В состав экипажа вошел наводчик, что позволило командиру более эффективно руководить действиями всего экипажа. Новый танк получил название Т-34-85 (Приложение фото 31). С такой пушкой советский танк мог на равных биться с большинством немецких танков. Именно этот танк стал символом Победы, участвовал во всех крупных сражениях и первым вошел в Берлин. Его мы видим чаще в кино. Многие тридцатьчетверки были проданы в союзные нам страны и приняли участие в Корейской войне 1950-53, в арабо- израильских войнах, во Вьетнамской войне, в Афганистане, в Югославии. В январе 2019 года министерство обороны Лаоса передало в дар российскому военному ведомству 30 танков Т-34 в полностью исправном состоянии, которые находились ранее на вооружении армии Лаоса. В будущем танки планируют использовать в Парадах Победы в разных городах России, демонстрировать в музеях и снимать в исторических фильмах о Великой Отечественной войне.
3.1 Конструирование модели танка Т-34
Для конструирования была выбрана сборная деревянная 3D модель танка Т-34. В результате сборки получилась достаточно реалистичная модель танка Т-34, которую я подарил нашему земляку, танкисту Анатолию Михайловичу Терехову (Приложение фото 20, 20а).
3.2 Моделирование танка Т-34
Для создания модели танка Т-34 была выбрана идея изготовления техники из бросового материала. Для воплощения идеи нужно найти старую упаковочную картонную коробку. Изделие из гофрированного картона будет плотным. А собирать такие макеты несложно. Работать с картоном очень удобно, он хорошо склеивается клеем, хорошо режется и сгибается. По фотографиям танков наносим части танков вырезаем и склеиваем их между собой. Потом начинаем работу над гусеницами. С картона аккуратно снимаем верхний слой бумаги так, чтобы осталась сверху гофрированная часть. Затем вырезаем две полоски шириной 4 см, длина соответствует периметру корпуса. Волнистой частью элемент располагается наружу, а гладкая сторона намазывается клеем ПВА и приклеивается на края корпуса с двух сторон. Гусеница готова. Колеса вырезаются из картона. Их нужно плотно приклеить в середину гусеницы. Для макета военной техники своими руками остается только создать пушку. Его можно скрутить из простого картона или из тонкого слоя той же коробки, из которой делали весь макет. После сбора готового танка его надо покрасить. И вот ваш танк готов (Приложение фото 20б)!
4. Анализ мнений зарубежных авторов о танке Т-34.
На официальном сайте «агmor.kiev.uа /Таnks/WWII/ Т34/tovictory
Т-34: путь к Победе» я изучил зарубежную оценку нашего танка. Вот как о нем высказывались:
«Их Т-34 был лучшим в мире» (генерал-фельдмаршал Клейст).
«Этот танк неблагоприятно повлиял на боевой дух германской пехоты» (немецкий генерал Блюментритт).
«Очень неприятным сюрпризом было появление советских образцов оружия, превосходящих по своим боевым качествам немецкие, например, танка Т-34, против которого немецкие противотанковые орудия были бессильны»
(немецкий генерал Вестфаль).
«Среди танков противника находились и совершенно неизвестные для немцев, превосходные по своей маневренности и боевой мощи танки Т-34, против которых в тот момент были бессильны все противотанковые средства» (Вернер Хаупт, немецкий историк, в прошлом офицер вермахта).
По мнению немецкого генерал-майора Б. Мюллер-Гиллебранда, появление танка Т-34 ознаменовало зарождение так называемой танкобоязни у немецких войск на Восточном фронте.
«Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны...» (Отто Кариус, немецкий танковый ас).
«Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм» (Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета и автор книги «Европа в войне 1939— 1945.Без простой победы»).
Выводы: Противник признавал превосходство нашего танка Т-34 на протяжении всей войны. Оптимальное сочетание маневренности, боевой мощи и защищенности позволило танку Т-34 превзойти танки противника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя гипотеза подтвердилась. Т-34 стал танком Победы и даже её своеобразным символом. У танка Т-34 была самая рациональная, противоснарядная форма брони, самая максимальная скорость среди существующих в период Второй мировой войны бронемашин. Танк имел самый большой запас хода по топливу. Среди однотипных машин наш танк был наиболее приспособленный к проведению ремонта в полевых условиях. Танк имел наилучшую проходимость благодаря широким гусеницам. Т-34 является самым массовым танком в мире: в СССР только в 1940-1946 годах выпущено свыше 60 тысяч "Тридцатьчетвёрок". Танк
находился в вооруженных силах СССР - России с июня 1940 года по сентябрь 1997 года (Приложение фото 32). Т-34 является единственный в мире образцом вооружения и военной техники, которому посвящен персональный музейный комплекс (Приложение фото 33).Танк Т-34 является самым известным советским танком. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов (Приложение фото 34,35).
Больше всего стихотворений и песен посвящено танку Т-34.
Результаты своего исследования я оформил в форме презентации.
Используемая литература:
Аргументы и факты. Оружие Победы: танк Т-34:[сайт].URL: https://aif.ru/dontknows/infographics/tank_T34 (дата обращения: 24.10.2022г.).-Текст электронный.
Википедия:[сайт].URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Кошкин,_Михаил_Ильич (дата обращения: 10.12.2022г.).-Текст электронный.
Военная литература: Танк, обогнавший время:[сайт].URL: http://militera.lib.ru/bio/vishnyakov_va_koshkin/index.html (дата обращения: 01.11.2022г.).-Текст электронный.
Знаменитые танкисты Великой Отечественной войны:[сайт].URL: https://regnum.ru/2477294.html (дата обращения:12.10.2022г.).-текст электронный.
Комсомольская правда. Самара:[сайт]. URL: https://www.samara.kp.ru/daily/26166.5/3053583/ (дата обращения:12.10.2022г.).-текст электронный.
Музейно-мемориальный комплекс. «История танка Т-34»: :[сайт].URL: https://museum-t-34.ru/ (дата обращения: 12.01.2023г.).-Текст электронный.
Танковыйфронт1939-1945:[сайт].URL: http://tankfront.ru/ussr/persons/snipers/MoiseyevND.html (дата обращения:12.10.2022г.).-текст электронный.
ТВ Центр: Официальный сайт. Оружие Победы: Легендарный Т-34:[сайт].URL: https://www.tvc.ru/news/show/id/59912 (дата обращения:18.10.2022г.).-текст электронный.
Шунков В.Н. Танки Второй Мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия-Минск: Харвест, 1997. — 336 с. — ISBN 985-433-170-9.-текст электронный.
Приложение
Рис.1 Гусеничный паровой трактор С. Маевского
Рис. 2 Схема бронирования Т-34 образца 1940 года
Рис. 3 Расположение членов экипажа
Фото 1. «Вездеход» А. Пороховщикова
Фото 2. Колесный танк Н. Лебеденко
Фото 3. Первый серийный советский танк (1920г)-«Русский Рено»
Фото 4. Советский легкий пехотный танк МС-1(Т-18)
Фото 5. Танк Т-24
Фото 6. Танк БТ-5
Фото 7. Танк БТ-7
Фото 8. Михаил Кошкин (1898-1940)
Фото 9. Опытный-гусеничный танк А-20
Фото 10. Опытный гусеничный танк А-32
Фото 11. Танк А-34 (опытный образец танка Т-34) на войсковых испытаниях, весна 1940 года
Фото 12. Дмитрий Лавриненко (1914-1941)
Фото 13. Танковый экипаж Д. Лавриненко (крайний слева). Октябрь 1941г.
Фото 14. Владимир Бочковский, 1944г.
Фото 15. Николай Моисеев рядом со своим Т-34-76, май 1942года.
Фото 16. Анатолий Михайлович Терехов
Фото 17. В гостях у ветерана-танкиста А.М. Терехова
Фото 18. Возложение цветов в память о погибших однополчанах (А.М. Терехов)
Фото 20. Мой подарок танкисту собранная модель танка Т-34
Фото 20а. Процесс сборки деревянной модели танка Т-34
Фото 20б. Модель танка Т-34 (Из бросового материала)
Фото 21. Двигатель
Фото 22. Ходовая часть танка
Фото 23. Рациональный угол наклона лобовой брони танка Т-34
Фото 24. Танк Т-34
Фото 25. Пулемёт ДТ В лобовой плите корпуса
Фото 26. Танк Т-34
Фото 27. Танки Т-34 и «Тигр»
Фото 28. Танк «Тигр»
Фото 29. Немецкий средний танк Т-5 «Пантера»
Фото 30. Ремонт танка Т-34-85 в лесном массиве
Фото 31. Танк Т-34-85 модель 1944 года
Фото 32. 23 сентября 1997 года Указом президента Российской Федерации № 1057 средний танк Т-34-85 снят с вооружения Министерства обороны Российской Федерации
Фото 33. 6 декабря 2001 года. Открыт музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»
Фото 34. Танковый парк музея
Фото I. Танк Т-34, участник Парада Победы (улица Притомский проспект)
Фото II. Танк Т-34, образец 1942 (улица Кузнецкий проспект)
Фото III. Танк Т-34, участник ВОВ, 1942г (Набережная р. Томь, Кировский район)
Фото IV. Парад Победы (Площадь Советов, 2022г.)
Сравнительная тактико-техническая характеристика танков
Таблица 1
Наименование показателей |
Т-34 (1940) |
Т-34 (1944) |
Т-6 «Тигр» |
Т-5 «Пантера» |
Боевой вес (тонн) |
26 |
32 |
55 |
43 |
Экипаж (чел.) |
4 |
5 |
5 |
5 |
Толщина лобовой брони(мм) |
45 |
90 |
100 |
100 |
Особенность лобовой брони |
Угол наклона 60° |
Угол наклона 60° |
||
Вооружение: пушка(калибр) |
76 |
85 |
88 |
75 |
Пулеметы(шт.) |
2 |
2 |
2 |
3 |
Мощность двигателя (л.с) |
500 |
500 |
700 |
650 |
Скорость макс. (км/ч) |
55 |
55 |
38 |
46 |
Запас хода(км) |
300-400 |
350 |
140 |
200 |
Таблица 2
Вопрос/Название танка |
Т-34 |
КВ |
ИС |
Тигр |
Пантера |
Какие танки Великой Отечественной Войны вы знаете? |
82% (9 чел. из 11) |
27% (3 чел из 11) |
36% (4 чел. из 11) |
45% (5 чел из 11 |
18% (2чел из 11) |
Таблица 3
Вопрос/Ответ |
Т-34 |
КВ |
ИС |
Не знаю |
Какой советский танк Великой отечественной войны считают танком Победы? |
82% (9 чел. из 11) |
0% (0 чел из 11) |
9% (1 чел. из 11) |
9% (1 чел. из 11) |