История моей школы в лицах и воспоминаниях

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История моей школы в лицах и воспоминаниях

Мухменов Р.С. 1Бугаева В.А. 1
1МБОУ Озерная СШ №9
Баскова Н.Н. 1Бугаева С.В. 1
1МБОУ Озерная СШ №9
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В.В. Путин отметил, что «То, какой должна быть современная школа, её инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, всё это важно. Здесь важен не только труд учителей, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться…». Одной из актуальных проблем является воспитание будущего поколения. Нам захотелось узнать, как появились и развивались у нас первые школы, чему учили, и как какая была школьная жизнь. Каждый день, посещая школу, мы не задумываемся о её роли в обществе. Как изменится жизнь завтра, очевидно, во многом зависит от того, какой будет наша школа. Считаем, что успешное развитие общества невозможно без учета опыта прошлого.

Объект: история МБОУ Озерная СШ №9

Предмет: интересные (эффективные) воспитательные практики (мероприятия)

Цель: Возобновление проведение наиболее интересных воспитательных мероприятий в школе

Задачи:

1. Изучить историю появления моей школы;

2.Выявить наиболее эффективные и интересные воспитательные практики (мероприятия);

3.Разработать план мероприятий на основе мероприятий прошлых лет нашей школы.

Гипотеза: в истории нашей школы, есть интересные воспитательные мероприятия, которые могут быть полезны в современной воспитательной практике.

Хронологические рамки. Хронологическими рамками работы с 1920-1980-е гг. Границы определены следующим образом: нижняя – началом развития системы народного образования советской властью как; верхняя – завершением советского периода школьного образования.

Географические рамки. Территориальными рамками исследования определяются пределы Ширинского района, до 10 апреля 1933 г. район именовался Чебаковским. Постановлением Президиума ВЦИК, Чебаковский район был переименован в Ширинский. Центр района из селения Чебаки был перенесен на железнодорожную станцию Шира[4, с. 159].

Источниковая база работы. Источниковую базу исследования составляют фонды музея с. Черное Озеро, архивные документы ГКУ РХ Национальный архив, документы архива МБОУ Озерная СШ №9. В данном исследовании используется классификация исторических источников, предложенная И.Д Ковальченко[3]. Использованные источники относятся к типу «письменные» и разделяются на виды: законодательные, архивные документы, документы личного происхождения.

Методы исследования. Теоретические: изучение альбомов, приказов и документов архива школы, документов Национального архива Р.Х., газеты, и их анализ и синтез.Эмпирические: интервьюирование, опрос, сравнение данных анкетирования и приказов школы. Совокупность этих методов помогла комплексно исследовать поставленные задачи.

Практическая значимость исследования. Исследовательские данные можно применять при проведения уроков: на занятиях внеурочного курса «Родной край-Хакасия», на уроках истории в контексте изучения история России, реализуя региональный компонент. А также для создания стенда в школе. Внедрения воспитательных мероприятий в работу школы.

Глава 1. Изучение истории появления школы

§1.1. История возникновения школьного образования в Ширинском районе

История народного образования в Ширинском районе насчитывает более 130 лет, еще в 1885 г. была открыта первая в районе Чебаковская церковно-приходская школа. Первым учителем в ней стал Е.И. Иптышев. В начале 1920-х гг. по уровню просвещения и образования Чебаковский район находился в крайне неблагоприятных условиях, события, произошедшие ранее: революция, смена власти, а также гражданская война внесли свои изменения[7, с. 223].

После установления Советской власти стали создаваться новые школы – начальные. В начале 1920-х годов открылись начальные школы в улусах Аешино, Кобежиково, Аргыстар, на курорте «Озеро Шира» и станции Шира. Школы создавались в тяжелые для страны годы, нехватка школьных принадлежностей, в том числе учебников и бумаги, иногда бумагу заменяли старые газеты, либо береста.

Вначале 1920-х гг. крайне затруднительное положение было с кадрами учителей как в Чебаковском районе, так и на всей территории Хакасского уезда.

Развитие системы народного образования было признано советской властью как одно из наиболее приоритетных направлений государственной политики[5, с. 24]. Важнейшими массовыми культурными мероприятиями, должны были стать «всеобщее обязательное начальное обучение, ликвидация неграмотности и малограмотности и массовая организация дошкольного воспитания». Для того чтобы наглядно посмотреть уровень образования взрослого населения, обратимся к анкете членов Чебаковского СККов 1924 г. Из анкеты ведомости можно наглядно посмотреть о грамотности ее участников (Приложение 1, рис. 1). Из 12 членов 33% были не грамотны, 58 % имели образование домашнее, 1 человек имел образование на уровне 1 класса, в процентном соотношение менее 1%, (Приложение № 1. Рис. 1).

В Чебаковском районе на 1926-1927 учебный год, насчитывалось 26 начальных школ, в которых обучалось 1402 ребенка. В районе работало 33 учителя. В последующие годы количество школ в Чебаковском районе и число обучающихся постепенно увеличивается. В начале 1930-х годов количество увеличилось до 37 начальных школ.

В 1932 г. в селе Чебаки, открылась первая в районе средняя школа, которая располагалась в доме золотопромышленника Иваницкого. В школу приезжали обучаться дети со всего района. В школе находились кабинеты физики, химии, биологии, черчения, военного дела, пения работали мастерские по металлу и дереву. При школе располагался интернат с трех разовым питанием. Также учащимся предоставляли бесплатные учебные пособия и тетради.

В 1933 г. году была открыта первая начальная школа в с. Черное Озеро.

В п. Шира, была открыта семилетняя школа в 1935г. Директором в школе был Сергеев, учителя начальных классов К.Е. Парфёнова и Шушеначева. Из-за нехватки учительских кадров, учителя начальных классов преподавали и в 5-7 классах. Позднее в 1937 г. была открыта новая средняя школа. Годом ранее на территории Ширинского района была проведена первая учительская конференция. На которой были вынесены вопросы: решение ЦК ВКП(б) «Об идеологии, задачи воспитательной работе в школе»

Для ликвидации неграмотности взрослого населения уже вначале 1920-х гг. стали организовываться специальные школы, были организованы специальные курсы по ускоренной подготовке учителей. В 1921 г. на курсах в Минусинске обучалось более 20 чел. из Хакасии. Среди них Н. А. Коков, И. И. Коков, А. И. Киштеев, А. М. Силигеева, К.Д. Майнагашев, Я. С. Чочиев и др. По выпуску уровень их образования соответствовал одному классу национальной школы. Руководство делом ликвидации не грамотности было поручено чрезвычайным комиссиям. Председателем Енисейской губЧК по данному вопросу стал Э. Итыгин[4, с. 34].

Просвещение населения района не ограничивалось школьным образованием, требовались квалифицированные и инженерно-технические кадры, для промышленных предприятий. В связи с этим большое внимание было уделено подготовке квалифицированных кадров. На золотодобывающих рудниках были организованы курсы технической учебы. Лучших работников посылали в специальные учебные заведения.

Таким образом, система народного образования в 20-30-е годы ХХ в., находилась на начальном этапе своего развития, необходимость усовершенствования системы образования ощущалась во всех сферах жизнедеятельности нашей многонациональной страны. Жизнь школы периода 1920-1930-х гг. отличалось большой нестабильностью и проявлением противоречий, имеющих место в обществе. Тем не менее, она выстояла в тех бурных событиях и продолжала действовать согласно своему предназначению. Сами образовательные и воспитательные учреждения должны были стать тем барьером, ограждающим все подрастающее поколение от неграмотности.

§1.2.История моей школы

В ходе исследования, мы нашли только информацию по истории возникновения начальных школ на территории нашего района, об истории нашей школы информацию в литературе не нашли, возник вопрос, когда начала свою работу моя школа. Поэтому первым делом мы отправились в музей села Черное Озеро. Где нашли уникальные источники информации, альбомы с фотографиями школы и записями о жизни школы, учителях и учащихся школы с момента основания школы.

Первая начальная школа села Черное озеро начала свою работу с 1933 г. Стояла она на берегу озера. Это был не большой дом, где размещались две классные комнаты, учительская и коридор (Приложение1, рис. 2). Учились в две смены. Работали в ней учителя – Плониш Алексей Иосифович, Плониш Валентина Михайловна (Приложение 2, рис. 1) и Образцов Филипп Степанович (Приложение 2, рис 3).

В 1937 году школу переводят в другой дом. Это уже семилетняя школа. Классных комнат было три. Учились также в две смены. С утра один класс занимался в коридоре. Увеличился и педагогический коллектив. В школу пришли работать Коков Ксенофонт Иванович, Катрич Марина Никитична. Дмитриевская Ольга Андреевна, Грицай Евдокия Даниловна. В 1939-1940 г. был первый выпуск семилетней Озерной школы (Приложение 2, рис 2). С 1940 г. занятия проводились в здании клуба, в одной половине этого здания была размещена семилетняя школа. В 1957 году школа приобретает статус средней общеобразовательной школы. До этого времени 10 классов можно было закончить только в п. Шира.

В 1958 году школа перешла в новое двухэтажное здание. Количество учащихся увеличилось соответственно, и увеличился педагогический состав на начало учебного года. 26 выпускников десятиклассников вышло из этой школы. В апреле 1984 года было построено каменное двухэтажное здание, в котором обучаются по настоящее время.

Жизнь в школе кипела! Дни театра и фестивали, «Зарницы» и смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования и походы по родному края.

Из дневника дружины имени Павлика Морозова 1966 г., 1967 г., (Приложение 3 рис.1) мы узнали, что в школе были организованы 13 отрядов. Среди них были тимуровские отряды, наиболее активно участвовали в этой работе 5 «а», 5 «б», 6 «а» и 4 класс. В школе дети работали на пришкольном участке, выращивали: морковь, помидоры, огурцы, кукурузу. После уборки провели праздник «Золотая осень». Праздник прошел очень весело, ребята сами делали себе костюмы огурца, помидора, редиски и других овощей.

В честь празднования «50 лет Советской власти», отрядах провели пионерские сборы, на которых ребята услышали рассказы вожатой о нашей Родине и приняли обязательства к 50-летию Советской власти. Учащиеся изучали жизнь и деятельность В.И. Ленина, во всех отрядах прошли беседы: «Ленин и дети», «Ленин и музыка», «Детские годы В.И. Ленина» и много других бесед о вожде. К новому году в школе работала «Мастерская деда Мороза».

В школе была организована дружина, которая занималась сбором металлолома, бумаги, тряпья. Ребята собрали 30 т., металлолома, 1000 кг., бумаги и 1000 кг., тряпья. Отличились отряды 3, 4, 6 «а» и 6 «в» классы. В школе проходили субботники.

Озеленяли школу, стадион, поселок: посадили 800 берез, 200 тополей, 40 кустов смородины, 7000 лиственниц – лесозащитная полоса на полях, 1000 акаций и 50 кленов.

В школе была организована комната боевой славы. В честь памяти «Героев-молодогвардейцев» 8 февраля прошел сбор. На этом сборе ребята дали клятву: «Мы пионеры дружины имени Павлика Морозова, в день памяти героев-молодогвардейцев, торжественно клянемся, быть достойными памяти героев, их жизни и их смерти. Вечная слава героям! Вечная слава!». 23 февраля поздравляли пап, участников ВОВ с днем Советской власти. Ребятами были оформлены несколько альбомов о Великой Отечественной войне: «Воины-земляки», «На страже мира», «Мир помнит твой подвиг, отважный советский солдат», в этом альбоме собраны воспоминания воинов-земляков о трудных днях войны.

В отрядах проводились сборы «Пионерская символика» и «Сияйте Ленинские звезды». 22 апреля прошел сбор «Наш дорогой Ильич». В этот день в ряды пионерской организации приняли 37 человек. К 1 мая проходили субботники, уборка территории. Основные события, мероприятия учащиеся фиксировали в альбом.

В школьном альбоме отряд «Мушкетеры» 1978 г. (Приложение 3, рис. 2) учащиеся также делали записи мероприятий и событий школьной жизни. Так мы узнали, что 15 по 23 сентября ребята работали на турнепсе, а 6 октября проходил смотр художественной самодеятельности, посвященный дню Конституции и Сельского хозяйства. Отряд «Мушкетеры» заняли 1 место. 14 ноября в школе проводился «Смотр песни и строя». Неделя театра проходила с 4 по 9 декабря, ребята поставили пьес у «Заика». Проводили неделю опрятности, в конце недели подводили итоги, какой класс был опрятней. Мальчики, которые не привели себя в порядок, завязывали бантики на линейке. 20 апреля в школе прошел дружинный сбор «Ленин и теперь живее всех живых».

Можно сделать вывод, о том, что образование советского периода образования имеет свою историю и свои особенные традиции, основанные на патриотизме, развито экологическое и трудовое воспитание, коллективизм. На основании изученной литературы, двух альбомов учащихся, можно смело сказать, что наша школа развивалась и двигалась вперед в светлое будущее!

Глава 2. Выявление наиболее эффективных и интересных воспитательных практик Озерной школы

§2.1. Воспоминания учителей прошлых лет

Школьные годы есть в жизни каждого человека. Общаясь с представителями старшего поколения, можно наблюдать, с каким интересом и теплом они вспоминают годы, проведенные в школе, о которых, к сожалению, мы почти ничего не знаем. В процессе исследования, мы решили расспросить Людмилу Николаевну Ульянову и взяли у нее интервью. С большой теплотой вспоминает свои школьные годы Л.Н. Ульянова. «В то далекое время, когда я училась в школе, мы любили учителей. Да, да, любили, а учителя любили нас: Моя любимая учительница - Екатерина Никитична Никулина. Живет теперь она у дочери в городе Железногорске Красноярского края. 18 марта 2023 года ей исполнилось 97 лет». Екатерина Никитична отправила рукопись- воспоминания, на мое усмотрение, которую отправила в редакцию газеты «Пенсионерская правда» (Приложение 3, рис. 3).

Школа – это не только мир нашего детства, но судьба многих учителей, преданных своему делу! Воспоминания о школьной жизни учителей Озерной школы, Е.Н. Никулиной и З.А. Брусник для изучения передала нам Л.Н. Ульянова.

Из воспоминаний Зинаиды Альбертовны Брусник, «15 августа 1946 года я была направлена на работу в Озерную неполную среднюю школу преподавателем математики и физики. Добралась я из Шира в Озерный в кузове единственной в совхозе грузовой машины полуторки. Осень была дождливая в тот послевоенный год. Дорогу развезло, машина часто буксовала в непролазной грязи, по кузову перекатывались бочки с горючим, а сверху всю дорогу моросил мелкий холодный дождь. А до Озерного из Шира ехали 75 км, через Шипилинский мост.

Кое-как все же к вечеру добирались до поселка. Это было десятка три четыре черных от старости и дождя, вросших в землю, непокрытых избушек. Недостроенный клуб на горе, да школа в новом бараке. Всего 6 классов. Да трудный был этот послевоенный, голодный, холодный, мокрый и грязный год.

Дождь моросил весь август, сентябрь, октябрь, и до половины ноября, до самых заморозков, до самой зимы. Кажется, сама природа оплакивала погибших и неизмеримое людское горе.

Год выдался не урожайным, даже картошка не выросла. Хлеб в совхозе не пекли люди ели жмых, собирали колоски, лебеду. Голод. Дождь, укрыться от дождя негде. Избушки без крыш протекали, с потолка постоянно капало. Мы с Екатериной Никитичною часто уходили ночевать в школу. Не было ни одежды, ни обуви. В магазине совсем пусто. Ходили, в чем придется. Перешивали из старого. Особенно трудно было детям. Не хватало учебников, тетрадей. Но какие они были трудолюбивые, любознательные дружные.

38 лет без перерыва проработала я в школе Озерного совхоза: в Ботанаковской начальной школе, в Озерной средней школе, в Чебаковской семилетней и в Талкинской начальной школе. Многое за это время изменилось. Заново выстроилась центральная усадьба Озерного совхоза. Новые здания ДК, школы, детского комплекса украшают поселок. Много новых домов, благоустроенных квартир. Старых непокрытых довоенных избушек не осталось в помине. Расстроились и фермы. Но еще много надо хороших квартир строить. Люди должны жить еще лучше. Так, что бывшим моим ученикам еще много работы в своем родном селе.

А я пожелаю им успехов и порадуюсь их славным делам!»

Из воспоминаний Екатерины Никитичны Никулиной, родилась в Алтайском крае, в 1936 мы переехали в поселок Серное Озеро, училась я тогда в 3 классе. Помню, как все радовались, открытию клуба, собрался весь совхоз. Мы, дети, устраивали концерт; стихи, песни, инсценировки, физкультурные номера. Зал был полный! В 1940 году в здание клуба перевели школу, оставив ему зал, фойе и библиотеку.

Почему-то мы все стремились учиться, много читали, участвовали в художе­ственной самодеятельности. Вечерами играли в различные игры, ходили по селу пели. Между селом и клубом была большая зеленая поляна. На ней играли в волейбол, лапту, резинки, ручеек и т. д.

В 1941 году я окончила седьмой класс. Радужные, радостные мечты! Буду учить­ся дальше! 21 июня мы сдали последний экзамен. А утром 22-го объявили войну. Началась мобилизация. А нас, ребяти­шек, собрали, и отправила на покос. Построили балаганы на берегу реки. С восходом солнца подъем, с закатом отбой. Но молодежь есть молодежь, вечерами мы еще играли, пели песни, слушали рассказы стар­ших подруг. Потом - уборка уро­жая. Хлеб уродился в тот год на славу. Мы научи­лись запрягать лошадей, быков, работать на гра­блях, вязать снопы.

Все больше мужчин уходило на войну, и из старшего поколения, и из младших. Единицы выпускников седьмого класса стали учиться дальше, большинство одноклассников пошли работать. Позднее, ког­да война съедала все больше мужчин и парней, девчонки сели на трактора. Среди них Бронникова Зоя, Козыревич Лида, Непомнящих Валя и многие другие. ’В 1943 году пришло время и моим одноклассникам защищать Родину. Ушли на фронт Усольцев Виктор, Литвиненко Григорий, Колчанова Вера, Альжев Петр, Бурлаков Петр, Ковалевский, Тайжаков Порфирий, Еремеев Василий, Харченко Михаил, Марьясоз Николай, Калинин Николай, Лысых Виктор, Бочарников Петр, Васильев Алексей. Ушли воевать наши учителя: Коков Ксенофонт Ивано­вич, Подолецкий Ватслав Генрихович, Бурлаков Павел Никитович, Метелкин, Притихла деревня, почернела. На улице ни огонька. В избах коптилки, у немногих семилинейные лампы. У моего дедушки Прохора Васильевича Никулина была де­сятилинейная лампа с круглым фитилем. Он в то время обувал и одевал деревню. Перешивал старую обувь, катал валенки, шил одежду - от кофт и юбок до шуб.

Наш знаменитый клуб стал складом. Школу снова перевели в двухквартирный дом. Люди жались в кучу. Большие дома пустовали.

Во время каникул ученики работа­ли, да и сентябрь не учились, иногда прихватывая и октябрь. Во время кани­кул я пилила дрова. Затем стали строить мельницу на Черной речке, работала там лопатой. Когда отца взяли в трудовую армию, работала за него на птицефер­ме. А многие мои сверстницы-подружки уже были настоящими работницами: доярками, свинарками, заготовителями леса, механизаторами.

В 1944 году я окончила Ширинскую среднюю школу и пришла работать в Озерную семилетку, предварительно пройдя курсы. Мне дали третий класс и русский и литературу в шестом. Заменя­ла часто учителей географии, истории, математики. Ас 1955 года, окончив Абаканский учительский институт, пре­подавала математику, по 1986 год.

...1945 год. 9 мая. Радостный, незабы­ваемый день! Люди ликовали, славили Сталина. Наше Черное Озеро начало оживать, строиться. Вспахивались и засевались новые поля. Прибавлялось- поголовье крупного рогатого скота, свиней, а позднее овец.

Долго я не могла расстаться со своим Черным Озером. Держали привычка, любовь к селу и людям, многие из них стали как родные. Душа здесь, могилы родных. Радуюсь, когда у людей все хорошо, грущу, когда наоборот. Желаю, чтобы Родина воспряла, стала снова могучей, сильной!»

Проследив жизненный путь Е.Н. Никулиной и З.А. Брусник можно сделать вывод, что учительству, как образованной части хакасского социума, была характерна активная жизненная позиция. Присланные учителя в район, явились ядром будущей советской интеллигенции, которые участвовали в жизни школы, воспитывали и обучали грамоте учащихся. На протяжении всей педагогической деятельности, не смотря на все трудности, а также исторические события, такие как Великая Отечественная война, были преданы своему делу!

§2.2. Выявление практик прошлых лет и определение их пользы

В ходе исследования для выявления воспитательных мероприятий прошлых лет нами было проведено анкетирование среди выпускников нашей школы. В анкетировании приняли участие 49 респондентов, которые обучались с 1960 по 1991 гг. На вопрос: «Нравилась ли Вам обучаться в Озерной школе № 9?», 100% ответили да!

На вопрос, в каких общественных мероприятиях участвовал ваш класс (сбор макулатуры и т. д.)? Мы получили ответы: сбор макулатуры, сбор металла, посадка деревьев, «Вахта памяти», «Недели театра», «Зарница», Комсомольские пионерские сборы и костры, Тимуровская работа, НВП, «Смотр песни и строя», Зеленый патруль, дежурство в классах и т.д. Вели дневники отряда, где отображалась вся внеклассная и классная жизнь класса. В подтверждение опрошенных, «Книга приказов № 18» Озерной школы. Приказ № 68 от 29.05.1976 г., о направлении учащихся в количестве 30 человек, в п. Шира на слет пионеров. Приказ № 105 от 01.06.1977 г., на основании приказа РОНо от 6 мая 1977 г. №33 о пятидневных полевых сборах по начальной военной подготовке, с учащимися 9 классов с 2 по 6 июня 1977 года. Приказ № 144 от 07.10.1977г., всем классным руководителям контролировать уборку в классах [2].

На вопрос, «Какие школьные мероприятия вам понравились больше?», большинство опрошенных ответили игра «Зарница» и «Пионерские костры» и 64%. Тимуровские отряды выбрали 13 %, и оставшиеся 23 % ответили: все мероприятия нравились!

Для наглядности представим результаты ответов на пятый вопрос в процентном соотношении на диаграмме 2.

Проанализировав результаты анкетирования на 5 вопрос, можно сделать выводы, что равное количество опрошенных учащихся выбрали военно-спортивная игра «Зарница» - 35% и «Смотр песни и строя» -33%. Также остальные ответы на вопросы анкеты говорят о том, что равное количество орошенных, считают о необходимости возрождения Тимуровского движения и неделя театра.

В рамках исследовательской работы «Смотр песни и строя» был проведен в этом учебном году, учащиеся, учителя и родители подошли ответственно, разучивали песни, репетировали, соблюдали единый стиль одежде (Приложение №4).

Из проведенного анкетирования можно сделать вывод, о наиболее интересных воспитательных мероприятиях прошлых, которые сохранились в воспоминаниях выпускников нашей школы. Данные мероприятия имеют патриотическую направленность, поэтому при планировании воспитательной работы это нужно учитывать.

Глава 3. Разработка плана мероприятий на основе практик прошлых лет нашей школы

План воспитательно-патриотических мероприятий, с учетом мероприятий прошлых лет, в МБОУ Озерная СШ №9.

(2023-2024 гг)

Мероприятие

Время

проведения

Ответственный

1.

Спортивно-военная игра «Зарница»

Сентябрь

учитель физической культуры,

классные руководители

2.

Конкурс на лучший Тимуровский отряд 5-11 классы

Октябрь

Педагог –организатор

классные руководители

3.

Акция.

125 блокадных грамм.

Январь

Педагог –организатор

учителя начальных классов

4.

Смотр песни и строя

23 февраля

Февраль

учитель физической культуры,

классные руководители

5.

«Неделя театра» в честь

Дня Победы.

Апрель

Педагог –организатор

классные руководители

7.

Открытка ветеранам на День Победы своими руками.

Май

первая неделя

Педагог –организатор

классные руководители

8.

Митинг, посвященный 79-ой годовщине Освобождения нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.

09.05.2024

Педагог –организатор

классные руководители

Заключение

Итак, рассмотрев историю, а также изучив историю развития нашей школы, мы пришли к следующим выводам:

1. В начале XX века народные школы Ширинского района Хакасского уезда делали первые трудные шаги к ликвидации неграмотности населения. Мы изучили историю нашей школы и поняли что первая школа начала свою работу 1933 г.

2. На основании анкетирования выявили наиболее эффективные и интересные воспитательные практики прошлых лет. Ими оказались военно-спортивная игра «Зарница», конкурс «Песни и строя», «Тимуровские отряды», Неделя театра.

3. Мы разработали план мероприятия на следующий учебный год, в который вошли следующие мероприятия военно-спортивная игра «Зарница», Конкурс на лучший Тимуровский отряд 5-11 классы, «Неделя театра» в честь

Дня Победы. Данный план администрация МБОУ Озерной СШ №9 одобрило к утверждению на следующий учебный год.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась в истории нашей школы, есть интересные воспитательные мероприятия, которые полезны в современной воспитательной практике. Конкур «песни и строя» проведенный в этом учебном году понравился учащимся, родителям и учителям, подтверждает слова президента России В.В. Путина, что «только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться…» Проведенное нами исследование позволяет, сделать вывод о том, что в нашей школе прошлого века накоплен опыт и традиции, которые нашли применение в современной школе.

Считаем, работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории, внеурочной работе, служить материалом для воспитательной работы в школе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники:

Архивные документы:

  1. ГКУ РХ Национальный архив Ф. Р-474 Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

  2. Книга приказов №18 Озерная школа 1975-1978 гг. Архив школы.

Периодическая печать:

  1. Газета «Пенсионерская правда» № 3(143) март 2021 г.

Литература:

  1. Асочаков, В. А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937) / В. А. Асочаков. – Абакан. 1983. С. 34

  2. Жулаева, А. С., Лущаева, Г. М. Сельское население Сибири первой половины 20-х гг. XX в: социальные проблемы и противоречия. [Текст] / – Красноярск, 2007.- С. 174

  3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. [Текст] М., 1987. 440 с.

  4. Ширинская летопись от века камня до современности / Тугужекова В.Н.,  Данькина Н.А. , Есин Ю.Н. , Дмитриев В.Е., кол. авт.; МО Ширинский р-он РХ. /[Текст] - Абакан, 2007. – С. 159

Приложения

Приложение №1

Рис. 1. Анкета ведомость о составе Чебаковского СККов Хакасского уезда Енисейской губернии от 2 июня 1924 г. № 164 ГКУ РХ Национальный архив. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 2. Л. 17

Рис 2. Здание первой начальной школы 193-1937 г.

Фотография из альбома Озерная школа №9. Музей с. Черное Озеро.

Приложение № 2

Фотографии из альбома Озерная школа №9. Музей с. Черное Озеро.

 

Рис. 1 Малетина Лидия Федоровна, слева. Рис. 2 Первый выпуск 7 класс. 1939-1940 гг

Плониш Валентина Михайловна, справа.

Рис. 3 Образцов Филипп Степанович с учащимися школы 1938 г.

Приложение № 3

 

Рис. 1. Дневник им. Павлика Морозова Рис. 2. Альбом Отряд «Мушкетеры» (Музей с. Черное Озеро) (Музей с. Черное Озеро)

Рис. 3. Газета

«Пенсионерская правда» № 3(143) март 2021 г.

Приложение № 4

Конкурс «Смотр песни и строя» МБОУ Озерная СШ №9

Просмотров работы: 23