Судьба ленинградки

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Судьба ленинградки

Смирнова Л.С. 1
1МБОУ Костромского муниципального района Костромской области "Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И. Гузанова"
Смирнова Е.А. 1Терентьева Г.С. 1
1МБОУ Костромского муниципального района Костромской области "Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И. Гузанова"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Введение.

Вопросу эвакуации детей посвящено много исследований. Однако основное внимание было уделено количественным показателям, лишь малая часть исследований посвящена содержательному аспекту, вопросам сохранения детства. Составление объективной картины исторического прошлого Костромского края периода Великой Отечественной войны невозможно без устных свиде­тельств переживших ее людей, в частно­сти, детей. Встреча, личная беседа носит довери­тельный характер, оказывает неоценимую помощь в понимании ситуации, в которой находились дети, пережившие блокаду [1]. Свою работу мы посвящаем судьбе Филиной Ирины Петровны, эвакуированной из блокадного Ленинграда в Стрельниковский детский дом №40 Костромского района.

Мы - современное подрастающее поколение нашей Великой России. Именно нам в скором будущем предстоит управлять нашей Родиной, защищать и оберегать её. Но мы не сможем этого делать, если не будем знать историю нашей страны, а особенно, её самые тяжёлые времена. Од­ним из таких событий в истории нашего государства была Великая Отече­ственная война.

Актуальность данной работы заключается в том, что в январе 2023 года наша страна отмечает 80- летие прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда. В условиях все большего разрыва в ценностных ориентациях разных поколений становится актуальной проблема сохранения памяти о героических страницах истории нашего народа. Наше исследование не просто актуально, а уникально тем, что мы владеем информацией, ранее нигде не опубликованной.

Свою историю и, в частности историю Великой Отечественной войны, мы хотим узнавать не только из учебников и книг. Очень ценными и поучительными становятся встречи с непосредственными участниками исторических событий. Именно такая встреча прошла 20 января 2023 года с блокадницей Филиной Ириной Петровной.

Цель работы – анализ документов и систематизация информации об эвакуированных ленинградских детей в Костромской район Ярославской области в годы Великой Отечественной войны на примере воспоминаний ленинградки Ирины Филиной (Микуля).

    Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Найти и изучить материал о Детских домах, в которых проживали дети из блокадного Ленинграда.

2. Систематизировать информацию о работе детских домов в Костромском районе во время блокады Ленинграда.

3. Уделить особое внимание изучению воспоминаний Филиной Ирины Петровны, проживавшей в Стрельниковском детском доме.

4. Выработать личностное отношение к проблемам детей блокадного Ленинграда, их судьбам.

Основным источником о работе детских домов во время блокады Ленинграда стала книга С. Котова «Детские дома блокадного Ленинграда» [2]. С большим интересом мы прочли книгу учительницы блокадной школы Ползиковой – «Рубец» о деятельности ленинградской школы в 1941-1942 г.г. [3]. Очень подробная информация о жизни школьников и их участии в защите города содержится в статье кандидата исторических наук, ветерана Великой Отечественной Войны П.П. Данилова «И в блокадном Ленинграде дети учились» [4]. Основными источниками о работе детских домов во время блокады Ленинграда стали материалы Костромского архива ГАНИКО и архива Костромского муниципального района, книга Белозеровой В.П. «Детство опалённое войной» [5]. Интересную информацию и иллюстративный материал мы почерпнули на тематических сайтах, посвященных блокаде Ленинграда, таких как «Блокада Ленинграда» [6], «Эхо блокады Ленинграда» [7] и др. Перед нами стояла проблема не поиска, а отбора источников. Поэтому живые свидетельства очевидцев тех страшных лет представляют, на наш взгляд, большую ценность.

Методы исследования: общенаучные (исторический, классификация), герменевтический, ситуационный, интервьюирование.

Материалы работы можно использовать для проведения классных часов, уроков Мужества, в музейной работе, на уроках «Истории». Свою исследовательскую работу мы передадим в школьный краеведческий музей, архив Костромского муниципального района.

Перспективы использования: Материалы нашей работы можно использовать для проведения классных часов, уроков Мужества, линеек, использовать в музейной работе. Данные материалы для более яркого восприятия событий современных войн можно использовать на занятиях по предмету «Истории» и «История родного края». Свою исследовательскую работу мы передадим в школьный краеведческий музей «Поиск», архив Костромского муниципального района. Продолжим исследование по данному направлению, составим Урок Мужества, создадим фильм «Дети Блокады», привлечем детей ветеранов войны, Совет Ветеранов Шунгенского сельского поселения.

Гипотеза: Если исследование условий, в которых оказались эвакуированные дети из блокадного Ленинграда, позволит раскрыть основные теоретические и практические проблемы, связанные с ограниченными условиями для жизни, то это создаст предпосылки для оценки значимости эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Костромскую область.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ленинград, блокада, дети, Костромской район, Костромская область, детский дом, судьба, жизнь, дорога жизни.

II. Основная часть.

2.1. Анализ информации по теме в различных источниках

Тема эвакуации населения в тыловые регионы страны привлекала внимание ученых уже в период Великой Отечественной войны [8]. Но в связи с засекреченностью информации, возникает много проблем при ее изучении. Одна из таких проблем, с которой нам пришлось столкнуться – отсутствие информации по эвакуированным детям в Костромской район Ярославской области. Из встречи с блокадницей Филиной Ириной Петровной нам стало известно, что она воспитывалась в детских домах Костромского района: Николо-Трестинский №41, Стрельниковский №40 детские дома. Но вся информация об этих детских домах – лишь упоминание, что они действительно существовали; а сколько детей было туда эвакуировано, фамилии, обеспечение, количество умерших, причина смертности, дальнейшее расселение выживших и их судьба – об этом абсолютно нигде не указано. Это еще одна проблема, с которой мы столкнулись. В связи с этим, мы решили узнать, как жили дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда, и как сложилась их дальнейшая судьба на примере Филиной Ирины Петровны. Составили план исследования:

1. Выбор объекта исследования.

2. Изучение исторических источников на заданную тему в школьном краеведческом музее, архиве ГАНИКО, архиве Костромского района, доступных интернет сайтах.

3. Знакомство с семейными архивами

5. Анализ и систематизация полученной информации

При изучении истории Костромского района мы узнали, что в годы Великой Отечественной войны наш район входил в состав Ярославской области, а 13 августа 1944 года была образована Костромская область. Мы выяснили, что в блокированном городе Ленинграде оказались 2554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тыс. детей. Эти сведения приводит Д.В. Павлов по данным выдачи хлебных карточек за сентябрь 1941 г. [9]. Детские карточки получали те, кому не исполнилось 12 лет. Детям старшего возраста полагались иждивенческие, с более низкими нормами снабжения, а 15-16-летние учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО получали рабочие карточки. К концу 1941 года в детские дома начали массово поступать дети, родители которых погибли при защите города под обстрелами и бомбами или умерли от истощения и холода в первую суровейшую блокадную зиму. Затем началась эвакуация блокадного населения.

Ярославская область стала одним из основных регионов, куда отправляли эвакуированных детей. Первый эшелон привез 130 малышей в возрасте до 3 лет на станцию Буй летом 41-го. А уже зимой нескончаемые составы с маленькими блокадниками прибывали на все станции области. Их всех нужно было размещать, лечить и кормить. Всего на территорию Костромской области было эвакуировано более 10 тысяч детей.

Эвакуация проходила с 1941 по 1943 гг. в несколько этапов. В результате, на территорию современной Костромской области было эвакуировано из г. Ленинграда детских домов – 37, детских садов – 28, детских яслей – 13, школ – 8, прочих учреждений – 19. Кроме того, в нашу область прибывали эвакуированные из городов Ленинградской области: Невеля, Пушкино, Колпино, Волхова, Паргалово, Стрельни, Ломоносовской, Пулково, Старой Руссы  [10]. Всего, по состоянию на 15.08.1944 из Ленинграда и области на территорию Костромской области прибыло 6604 ребенка [11]К сожалению, данных о количестве детей, расположенных в детских учреждениях г. Костромы, не выявлено. На тот же период, в Костроме были размещены Детский дом № 1 (контингент – 131, наличие на 15.08.1944 — 126; адрес Кострома, ул. Коммунаров (так в документе); им. КИМ (контингент – 137, наличие на 15.08.1944 — 123; адрес Кострома, ул. Сталина (ныне пр. Мира), д. 54Костромской вспомогательный детский дом (контингент – 100, наличие на 15.08.1944 – 93; адрес Кострома, ул. Пятницкая, д. 30). Все указанные учреждения обозначены в графе «откуда прибыл» как местные [12]  .

Детские дома, эвакуированные из Ленинграда размещались, в том числе, на территории Костромского района: в с. Минское (Козловы горы), с. Чернопенье, д. Качалово, п/о Власть труда, д. Стрельниково, с. Саметь, с. Николо-Трестино, ус. Денисово.

На хранении в ОГКУ «Государственный архив Костромской области» в фонде Костромского областного отдела народного образования имеются списки детей, проживающих в детских домах области (в том числе эвакуированных из Ленинграда). Большая часть списков была составлена после окончания Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Среди детей, поступивших в годы войны в детские дома, расположенные в г. Костроме имеются сведения о воспитанниках детского дома № 1, вспомогательного детского дома № 3, детского дома № 7. В основном, эвакуированные из Ленинграда дети поступали в детские дома Костромы из детских домов Костромского, Солигаличского, Антроповского и др. районов, куда они были направлены по путевкам областных отделов народного образования.

Мы связались со старшим научным сотрудником краеведческого музея г. Макарьева Старовой Ольгой Витальевной. Она поделилась с нами архивными материалы по детскому дому №3 Макарьевского района, в котором проживали 300 детей. Заведующая информационно-библиотечным центром МБОУ Костромского муниципального района Костромской области «Караваевская средняя общеобразовательная школа» Чочишвили Елена Евгеньевна предоставила материал по Николо-Трестинскому детскому дому. Нашли статью газеты «Северная правда» о жизни Княжевского детского дома Макарьевского района [13]. Узнали о жизни детей в разных детских домах области: Галича, Буя, Судиславля, г. Костромы, Парфеньевского района. У всех детей было разное обеспечение, жизнь, условия, еда, обучение. В архиве ГАНИКО нам предоставили документ, в котором заведующая детским домом пишет требование руководству области об увеличении денежных средств и продовольствия на содержание детей, о том, что воспитателям, эвакуированным вместе с детьми, отказано в довольствии. Также в архиве имеется опись документов о численности детей в некоторых детских домах, о последующем расселении детей.

Нас интересовал Костромской район. Поскольку в интернет источниках лишь упоминается о детских домах Костромского района, мы отправились в архив. В архиве Костромского муниципального района нам удалось выяснить крайне мало, информация о детских домах имеется только о Чернопенском детском доме, про остальные детские дома нет информации. Хранится только общая карта о территориальном местонахождении детских домов.

Со слов местных жителей сел Шунги, Стрельниково, Цицино, Омелино, а также после встречи с Филиной (Микуля) Ириной Петровной мы узнали, что в д. Стрельниково тоже был детский дом для детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Но документально подтвердить этого не можем. Мы нашли еще одного свидетеля того, что детский дом №40 для детей блокадного Ленинграда в д. Стрельниково действительно был – медсестру Тибину (Жукову) Лидию Ивановну. Лидия Ивановна рассказала о том, что она работала медсестрой в Стрельниковском детском доме №40 и туда прибыло 100 эвакуированных детей из блокадного Ленинграда. В отличие от других детских домов, указывает Лидия Ивановна, в Стрельниковском детском доме все дети выжили.

Проблема серьезная – отсутствие официальной информации. Не хочется думать, что подобная информация не собиралась и не хранилась или утеряна для нас навсегда. Мы надеемся, что возможно имеется какой-то архив, недоступный нам, и документально можно будет подтвердить, что детский дом в д. Стрельниково действительно был. Наша задача сейчас – сохранить найденную нами информацию и передать сначала в музей Шунгенской школы, а затем заинтересованным в сохранении исторических свидетельств о детях блокадного Ленинграда организациям. В доказательство наших слов приводим интервью, взятое у Ирины Петровны Филиной (Микуля) 20 января 2023 года.

2.2.Память о родных и близких. Из семейного архива.

Жила - была девочка Ира. Была она не простой девочкой, а жителем города Ленинграда. В Ленинграде семья жила с 1930 года на Волковском проспекте, дом шестнадцать, в квартире двадцать четыре. Это южная часть города, недалеко от Московского вокзала. Отец, Пётр Никифорович, был военным, учился в академии. Он нередко уезжал в командировки. Мама, Анна Федоровна, работала на приборном заводе лаборанткой. Ирочку часто оставляли с тетушками и с бабушкой. Ирина – житель города, о котором слышали все граждане нашей большой страны. Им гордились и называли северной Венецией. Ирина Микуля об этом ещё не знала, так как родилась 5 марта 1939 года и когда началась Великая Отечественная война, ей было всего 2 года.

В первые дни войны отца отправили на фронт. Незадолго до начала войны мама Анна Федоровна с Петром Никифоровичем и младшим сыном Петей ездили в Молдавию. Ирина осталась дома с бабушкой Дарьей. В Молдавии родителей застала война. Родные посадили Анну Фёдоровну с Петей в товарный вагон, идущий в направлении на Ленинград.

В дороге поезд часто останавливался. Кормить малыша было нечем. В вагонах грязно, душно. Маленький Петя заболел диспепсией и умер. Эти события задержали эвакуацию семьи из Ленинграда. Мама очень переживала. Она должна была через несколько месяцев родить третьего ребёнка.

2.3. Начало войны, блокада города.

Наступили тяжёлые времена. Ленинград оказался в блокадном кольце. Продуктовый паёк всё уменьшался. Начался голод. Одна из тетушек работала в буфете при госпитале и подкармливала своих сестер. Они жили на севере Ленинграда, до семьи Ирины Петровны им было не дойти, как и им до них. Ни трамваи, ни другой общественный транспорт не ходили, а там очень далеко. Первым из семьи умер дедушка, затем Анна Фёдоровна вместе с не родившимся ребёнком в 1942 году. Обессиленная голодом мать не смогла выносить и родить младенца. Постепенно смерть подкралась ко всем родным, с которыми жила Ирочка. Поздней осенью в домах Ленинградцев не стало воды, отопления, электричества. Появились железные печки – буржуйки. Тех детей, которые посещали ещё детские сады, старались хоть немного накормить. А когда наступил новогодний праздник, украсили ёлку и на ней даже зажгли огни. Так решили ответственные за подачу электроэнергии в городе Ленинграде. Об этом Ирина Петровна узнала лишь много лет спустя от своих тётушек. Ей тогда исполнилось 24 года. Родные тётушки из Ленинграда наконец-то нашли свою племянницу в Костроме. А в те, блокадные дни санитары сами полуголодные, собирали всех ещё живых по домам. Так, еле дышавшую Иру, нашли и отправили в Ленинградский госпиталь № 106.

По рассказам тех же тётушек Ирины, город постоянно бомбили. Те, кто пытался помочь замерзающим и голодным жителям иногда не успевали их спасти. Уже с осени на окраинах Ленинграда с самолётов сбрасывали листовки. Наши солдаты их собирали и жгли. Листовки были с тетрадный лист. На одной стороне текст написан по-русски, на другой по-немецки. Многие поднимали и читали их. Вот примерный текст одной из запомнившихся листовок: «Ленинградские дамочки, ройте глубже ямочки. К 7 ноябрю доедайте бобы, а к 8- ому припасайте гробы, так как 7 ноября комендантом буду я».

2.4. Дорога на Большую землю.

Зима 1941-42 годов выдалась на редкость холодной. Именно морозы помогли осуществить постройку ледяной автомобильной трассы через Ладожское озеро. Это было единственное спасение для ленинградцев, оказавшихся в кольце блокады. По рассказам жителей тех мест известно, что Ладожское озеро очень опасное и неспокойное. Даже в морозные дни лёд ломался, образовывались торосы. Поэтому переправка грузов и людей была очень сложным делом.

Ирина Петровна Филина не помнит, как её переправляли через Ладогу по «дороге жизни». Помнит только, что постоянно кто-то о ней заботился, согревал, поддерживал. Смутно помнит, как после Ладоги их везли на поезде. Только один момент остался на всю жизнь в памяти - как в вагоне кормили печеньем с маслом.

2.5. Первый детский дом.

Николо - Трестинский детский дом №41 располагался у деревни Поддубное по дороге в село Красное. Здание деревянное, одноэтажное, ветхое стояло на болоте. Пониже него было небольшое озеро, на берегу которого стояла банька. Здесь дети мылись один раз в неделю.

В детском доме Ирина Микуля прожила с1942 по 1946 год. Вспоминает, как воспитатели учили детей рисовать, петь, играть. Особенно запомнилась молоденькая девушка Маслова Галина Дмитриевна. Она много времени и терпения отдавала детям. За хорошую работу с детьми ей вынесли благодарность к празднику Великого Октября.

Из Ленинграда детей сопровождала Рудова Зоя Александровна. Она ехала с двумя сыновьями. И все эти годы была воспитателем в Николо - Трестинском детском доме. В 1945 году война закончилась, и детей стали разбирать. В детском доме стало тихо, пустынно. Дети скучали по разъехавшимся друзьям. Подолгу играли на улице. Зоя Александровна в это время вела переписку с ленинградским архивом, делала запросы с целью отыскать родственников, оставшихся в детском доме детей.

В 1946 году детский дом в Николо - Трестинске закрыли, и Ирина Микуля оказалась в детском доме №40 деревни Стрельниково. Этот детский дом был немного больше Николо - Трестинского. Красное кирпичное здание, а рядом ещё деревянное – там была столовая. Во дворе всякие хозяйственные постройки: сараи, поленница дров. К этому времени нашлись ленинградские родственники Ирины – две тётушки. Они переписывались с воспитателем и заведующей детским домом. В д. Стрельниково Ирина пошла в первый класс. Хорошо помнит дорогу в школу из детского дома. Она шла мимо Покровской церкви деревянных домиков, колхозных построек. Сама школа стояла на видном месте, на окраине деревни Стрельниково.

В письме тётушкам в Ленинград воспитатель пишет: «Шлёт Вам привет племянница Ирина Микуля. Она здорова. С каждым днём становится самостоятельной и умной девочкой. Осенью пойдёт в школу…». Внизу сообщается новый адрес: п/о Шуньга, деревня Стрельниково, детский дом №40, Костромской области, Костромского района.

2.6. Годы учёбы.

Школа в Стрельникове запомнилась тем, что там было всегда тепло, уютно. Девочка быстро научилась читать, писать, считать. Младших школьников опекали старшеклассники, которые уже ходили в Шунгенскую среднюю школу, младшие им завидовали.

В субботу детей водили в баню, она находилась недалеко от Покровской церкви. Многие дети нуждались в лечении и хорошем питании. В это время медработником детского дома была Тибина Лидия Ивановна (Жукова). Она работала здесь 5 лет и 8 месяцев с февраля 1944 года по ноябрь 1949 года. Лидия Ивановна после закрытия Стрельниковского детского дома так и осталась жить в деревне. Она вспоминает те далёкие дни, когда в детский дом привезли сто ленинградских детей. Мест не хватало. Дети спали по двое на кроватках. Врачом в детском доме была Быкова Римма Геннадьевна из Шунги.

Дети были в ужасном состоянии: синяки, шишки, чесотка, дистрофия и другие заболевания. Вместе с работниками детского дома она как могла лечила детей, согревала душевно. Было очень тяжело. После войны Лидия Ивановна долгое время поддерживала связь с директором детского дома Фридой Яновной (фамилию, к сожалению, не помнит), Линдой Петровной Тисфильд. У них у всех есть дети, и судьба сложилась по-разному.

После закрытия Стрельниковского детского дома Ирина воспитывалась в Денисовском, Неверовском (санаторный детский дом под Нерехтой), Парфеньевском и, наконец, Костромском №1 на улице Коммунаров-3 детских домах. Всего в детских домах была: с 1942 года по август 1956 года включительно.

2.7. Самостоятельный выбор.

10 класс Ирина заканчивала в 29 школе, которая находилась на улице Островского, приходилось вставать рано так как, дорога в школу была длинная. Приходилось от улицы Коммунаров бегать до улицы Островского. В школу ходили в одинаковых формах. Экзамены Ирина сдала хорошо. Так наступила взрослая жизнь. Ирина уже научилась самостоятельно решать многие вопросы, поэтому выбрала учёбу там, где можно было жить на стипендию. Поступила в Автодорожный техникум на улице Больничной 40, где было общежитие и стипендия 400 рублей. На одежду в год давали 700-800 рублей. Учиться нравилось. Особенно любила математику. Так по окончании техникума Ирина Петровна получила специальность техника- строителя дорог и мостов.

В 1954 году началось освоение целины. И вскоре там понадобились молодые строители. Окончив техникум, Ирина с подругами Валей и Идой в 1959 году едут в Казахстан. На поезде, который тянул тогда паровоз, доехали до Москвы. Молодость, новые впечатления, Москва с огромными улицами и домами, сутолокой привокзальной площади, оставили надолго след в сердцах двадцатилетних девушек. Казанский вокзал, Целиноград, Астана, вот маршрут, по которому ехали на место строительства новых дорог.

Через реку Ишим строили понтонный мост. А вокруг красота. Непривычная для костромичек степь и яркие тюльпаны. Четыре года отработали девчата. Ирина скучала по Костроме. Написала письмо своей хозяйке Рапалец Марии Андреевне, у которой студенткой жила на квартире по улице Козуева, с просьбой принять её снова. Получив положительный ответ, Ирина распрощалась с подругами, сфотографировались на память.

Вот и снова Кострома, ставшая родным городом для Ирины Петровны. Здесь она росла, училась, взрослела. Устроилась на работу в проектный институт г. Костромы, окончила заочно институт, встретила любимого человека. Невзгоды, испытания, утраты не ожесточили сердце Ирины Петровны. Она всегда добрая, внимательная к людям, любящая мама и бабушка. Мы поинтересовались у Ирины Петровны, искал ли её кто-нибудь из родных после войны? Она нам рассказала, что сама нашла родных. Помог ей ленинградский журналист, он помогал блокадникам в поиске родственников, нашел информацию об отце и в 1963 году Ирина Петровна по телефону с ним связалась. В 1944-1945 гг отец завел новую семью (жена Елизавета Алексеевна) и уехал жить в г. Москву. После встречи в Москве Ирина узнала, что у нее есть сестра Лариса. А затем разыскала тетушек в г. Ленинграде, когда поступила в Ленинградский институт. Обратившись в паспортный стол в г. Ленинграде, она нашла сестер матери Коршуновых – Марию и Екатерину. Тетушки очень удивились, что ее из детского дома не забрал родной отец. Петр Никифорович уверил тетушку Люсю, что обязательно заберет дочку из детского дома, но это обещание не выполнил. Поэтому Ира жила и воспитывалась в детских домах.

В 70-80-х годах отец помогал старшей дочери в приобретении дефицитных продуктов: Ира звонила отцу в Москву, а тот закупал ей. Ирина Петровна назвала это процесс «колбасной эпопеей». Затем отец умер, его семья переехала и связь сестер прервалась.

III Заключение.

Почему же так происходит? Малолетние дети не держали оружие в руках, не сбрасывали с самолетов бомбы, никому не причиняли зла, но пришли фашисты и решили их судьбу.

Вывод: в ходе исследования мы выяснили, что многие ленинградские дети терпели лишения, голодали, теряли близких, родных, но смогли выстоять, выжить, благодаря эвакуации, а затем и восстанавливать страну после войны.

Почему так? Другим даётся в жизни всё, а они становятся злыми, жадными. Ленинградские дети имеют особую судьбу. Может быть потому, что окружали Ирину Петровну сердечные, добрые, сильные, умные люди. Может быть в маленькой 2-х летней девочке, была заложена сильная воля. А может быть потому, что Ирина Петровна – «Ленинградка» и в этом слове скрывается особая судьба человека, ненавидящего зло.

В архивах мы нашли общую информацию о ленинградских детях: количество эвакуированных, их размещение, занятия, состояние здоровья, о том, как заботились всем миром о них, а на примере Ирины Петровны мы узнали о нелегкой судьбе девочки ленинградки.

Мы, краеведы, рассказали в классе о судьбе маленькой девочки Иры. Ребята не только слушали, затаив дыхание, а пожалели, что они не познакомились с Ириной Петровной Филиной сами. К 80-летию прорыва блокадного кольца в г. Ленинграде мы оформили общешкольный стенд «Судьба ей подарила жизнь». Все учащиеся школы приняли участие в классных часах, посвященных теме блокады, познакомились с судьбой и жизнью ленинградской девочки Ирины Микули. Видеофильм, посвященный Ирине Петровне мы передали в школьный краеведческий музей «Поиск».

IV Список использованных источников и литературы:

[1] Волкова Е.Ю. История Костромского края сквозь призму устных свидетельств жителей Костромской области, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны// Костромской край и сопредельные территории в древности, Средневековье и в Новое время. К 135-летию со дня рождения В.И. Смирнова: сб. науч. тр. / Под. ред. И. С. Наградова и В. Л. Щербакова. – Кострома: Линия График Кострома, 2017. - 208 с.

[2] Котов С. «Детские дома блокадного Ленинграда»

[3] Ползикова К.В. Они учились в Ленинграде. Л. Детгиз 1948

[4] Данилов П.П. «И в блокадном Ленинграде дети учились» Федеральное государственное унитарное предприятие "Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр "Наука", 2004 г. с. 35-41

[5]Белозерова В.П. «Детство опаленное войной»

[6] https://blockade.spb.ru/

[7] http://memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/06/Spirina/Spirina.htm

[8] Волкова Е. Ю. Положение ленинградских детей, эвакуированных из блокадного города, в

Ярославской области (1941–1945 гг.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2020. – Т. 25, № 1. – С. 59–69.

[9] Павлов Д.В. Сборник сочинений. СПб: Красная звезда, 1976 г. С. 51, 52.

[10] ГАКО, ф. Р-2345, оп. 9, д. 1 а, л. 4-4 об.

[11] Н.В. Румянцев ГАКО, ф. Р-2345, оп. 9, д. 1, л. 35

[12] ГАКО, ф. Р-2345, оп. 9, д. 1 а, л. 5

[13] https://севернаяправда.рф/2019/03/1617

Просмотров работы: 99