В этом учебном году я участвовала в различных конкурсах. Если я становилась призером и победителям, то мне вручалась грамота. Моя мама работает учителем, в её портфолио есть много грамот, дипломов. Мне стало интересно, как и с каких времен стали вручать грамоты.
Цель: изучить историю возникновения грамот как награду, разработать дизайн грамоты для конкурса ученических проектов по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Задачи:
Проследить историю возникновения грамот как награду.
Выявить особенности дизайна грамот в разные исторические эпохи.
Создать дизайн – макет грамоты в графическом редакторе
gramotadel.ru
Объектом моего исследования является история создания грамот.
Предметом моего исследования стали особенности дизайна грамоты.
Гипотеза: думаю, дизайн грамот отображает особенности жизни людей в разные исторические этапы нашей страны.
Методы исследования:
анкетирование;
анализ;
поиск и отбор информации
Основная часть
1.1 Анкетирование «Начальная школа №15».
Свое исследование начала с опроса одноклассников и учителей нашей школы. В опросе приняли 15 одноклассников и 10 учителей. Все ученики имеют грамоты. Большинство считают, что грамоты получают за участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. 6 учеников определили необходимость грамот для поступления в высшие учебные заведения. Для восьми учеников «грамота - это гордость». Один определил, что будет про что вспомнить.
Для взрослой группы: грамота - это тоже поощрение за хорошую учебу и работу. Большинство считают, что это гордость и приятно её получать. Всё очень просто, чтобы поощрять за хорошую работу, опыт. знания, силу, умения - ведь человеку для движения вперёд нужен стимул, поощрение, одобрение. Вот тут и приходят на помощь всевозможные почётные грамоты, листы, дипломы и прочее.
Для четырех – это еще и пример для своих детей. Пять опрошенных считают «что бы было, что вспомнить на пенсии».
Обе группы не знают историю появления грамот. Думаю, что мое исследование поможет познакомиться с этим историческим вопросом.
1.1 Значение слова «грамота».
Так что же такое грамота? В каждом источнике разный ответ. В Википедии представлены основные значения этого слова. Грамота — деловой документ или письмо на Руси X—XVII веков.
Почётная грамота — вид награды в форме официального документа (грамоты), удостоверяющего публичное признание заслуг человека (работника) или коллектива сотрудников. Грамота — то же, что грамотность, умение читать и писать.
По словарю Даля:
Грамота - уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоту; Грамотой называется всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; Грамматика - наука, знание правильно говорить и писать; сборник правил языка, установленных обычаем и в порядке изложенных.
Российский энциклопедический словарь определяет:
Грамота(от греч. grámmata — чтение и письмо), 1) умение читать и писать. 2) Официальный письменный акт, удостоверяющий какое-либо международное соглашение или устанавливающий какие-либо правовые отношения.
С развитием грамоты стало возможным подчеркнуть особенные черты человека не только на словах, но и письменно.
1.2 История появления грамот на Руси.
ГрамотынаРусибылиизвестныещес10века.Первоначальнотакназывалсялюбойписьменныйдокумент.ТерминпришелкнамизВизантии, где grammata обозначала указы, послания и прочие важныебумаги. Изначально грамоты писались на досках, бересте и лубе,пергаменте, асXVIвека текст наноситьсянабумагу.
Одним из первых упоминаний на Руси остается указание в «Повести временных лет» на грамоту Владимира Святославовича, о десятине, данной церкви Богородицы. Из древнейших грамот Руси, дошедших до наших дней, можно отметить жалованную грамоту князя Мстислава Владимировича новгородскому монастырю на землю (приблизительно XII век, пергамент). (Приложение I рис. 1)
В период развития Древнерусского государства появились разные видыграмот, которые фиксировали конкретные частноправовые отношения.Уставные(устанавливавшиеразмернаделаиповинностизапользованиеим),купчие(передачаимуществавсобственность),жалованные (предоставляли определённые льготыи преимущества), порядные(оформлялисьусловиянайма,производстваработит.п.)верительные, заемные и другие.
Развитиефеодальныхотношенийпривелокпоявлениюмножествасудных грамот в 14—15 вв. Новгородскаяи Псковская судные грамотыпредставляющиесобойсудебныекодексыНовгородскойиПсковскойфеодальных республик. (Приложение I рис. 2)
Стоит отметить, что новгородские берестяные грамоты учёные считают самыми интересными. И это понятно. Новгород – один из крупнейших центров Древней Руси, который при этом не был ни монархией (как Киев), ни княжеством (как Владимир). «Великая русская республика средневековья», - так называл Новгород социалист Маркс.
Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие. Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только важную информацию. Большинство берестяных грамот – частные письма, носящие деловой и личный характер.
С 18 века Грамоты Российской империи достигали в размерах почти квадратногометра,ихрисовалипрофессиональныехудожники,печаталинакачественной дорогой бумаге с использованием хромолитографии.
1.3 Появление грамота – как благодарность за достижения.
В исторических источниках существует факт: возможность появления грамот как благодарность, появилась со времен Елизаветы Петровны, после дворцового переворота, который позволил ей занять престол Российской империи.
"В пять часов с половиной утра означенного дня императрица объявила себя полковником всех гренадерских полков и капитаном роты всех гренадер, о чем 31 декабря 1741 г. издала высочайший Манифест» - писал в донесении французскому правительству маркиз де ла Шетарди.
Совершив в ночь на 25 ноября 1741 г. бескровный дворцовый переворот, императрица Елизавета Петровна поставила своей целью вознаградить всех своих армейских сторонников, таким образом, увеличивая личную поддержку в рядах гвардии и закрепляя преемственность как дочери Петра Великого. Гренадерская рота Лейб-гвардии Преображенского полка, принимавшая непосредственное участие в перевороте, была переименована в Лейб-компанию и получила особые привилегии. Рядовые гренадеры были возведены в потомственное дворянское достоинство, офицеры подтверждались в дарованных им ранее правах.
Всех новопожалованных дворян Герольдмейстерская контора Правительствующего Сената должна была вписать в дворянские книги и создать для них родовые гербы. В Манифесте от 31 декабря 1741 г. императрица Елизавета Петровна повелевала "сделать гербы по апробированному рисунку, а которые есть из дворян и тем в гербы их прибавить сей новый герб и приготовить надлежащие дипломы к подписанию"2.
Позднее, 15 октября 1742 г., в высочайше утвержденном докладе Правительствующего Сената было внесено в утвержденный проект знаковое для гвардии дополнение - девиз Лейб - компании: "За верность и ревность". (Приложение II)
1.4 Армейские грамоты во времена Российской Империи.
В Российской империи грамоты «За честную царскую службу» использовались для поощрения отличившихся военнослужащих наряду с наградным оружием, орденами и медалями. Для примера возьмём подобную похвальную грамоту № 2233 от 27 октября 1912 года. Как сказано в документе: «Дана сiя отъ Командира 4й батареи 18-й Артиллерiйской бригады, той-же батареи ветеринарному фельдшеру Данiилу Евграфову Логвину въ томъ, что во время службы въ батареѣ всегда отличался честностью, исполнительностью по службѣ, отличнымъ поведенiемъ, въ чемъ подписью съ приложенiемъ казенной печати удостовѣряется».
На грамоте, действительно, присутствует оттиск печати и подпись командира 4-й батареи 18-й Артиллерийской бригады подполковника В.И. Шпилева. Документ размером 51,5×33,7 см выполнен фирмой «Теодор Киббель» методом хромолитографии «Теодор Киббель». На аукционе «Монеты и медали» эта грамота при оценке в 65 000–75 000 рублей ушла за 90 000 рублей. (Приложение III)
В Гражданскую войну, в послевоенные годы грамоты выдавались вместе с подарком, чтобы подтвердить его получение, а также дать разрешение на его использование.
Во время Гражданской войны и в послевоенные годы грамота осталась в числе наиболее используемых поощрений. Популярность ей принесло то, что для её вручения не требовалось длительных бюрократических процедур. Готовый бланк оставалось заполнить и подписать. Более того, часто факсимиле подписей ответственных лиц уже были напечатаны. Грамота служила подтверждением наличия того или иного ценного подарка. «За трудовую сознательность, рабоче-крестьянскую дисциплину и преданность мировой революции, а также за призовую стрельбу и понимание текущего момента наградить курсанта Алексея Трофимова красными революционными шароварами», - эту фразу из фильма «Офицеры» хорошо помнит старшее поколение. Но не все в курсе, что к шароварам часто выдавали и грамоту, удостоверяющую право на их ношение.
В годы после гражданской войны грамоты стали приурочивать к важным датам и событиям. Таким образом, воинов поздравляли с 10-летием Красной армии, годовщинами Октябрьской революции или просто с долголетней и безупречной службой.
Красноармейцам вручались Благодарности, в полевых условиях их печатали в походных типографиях и дополняли рисунками фронтовых художников.Одним из видов Почётных грамот, которыми награждались красноармейцы, стали Благодарности. (Приложение IV). По иллюстрации выше видно, что их исполнение достаточно просто. Бланк Благодарности мог нарисовать любой фронтовой художник, а размножить его легко позволяла походная типография. На том, что слева, в печатном виде указаны конкретные населённые пункты, при штурме которых проявил себя награждённый. Второй бланк универсален. Повод для награждения вписывался в соответствующую строку вручную.
Хотя, конечно, наибольшее распространение похвальных грамот прослеживается именно в рамках социалистического периода СССР. (Приложение IV, рис.2)
В 30-е годы 20 века в оформление наградных бумаг стали вводить портреты Ленина и Сталина и других лидеров. Во второй половине 30-х годов на грамотах появлялись только Ленин и Сталин, а по окончании Второй мировой войны - только Сталин. После вступления во власть Хрущева принесшему народу немало проблем "культу личности" настал конец, поэтому и памятники, и портреты бывшего вождя отовсюду исчезли. В хрущевские годы изображение Ленина стало более стилизованным и, наконец, его превратили в плоские бордово-белые абстракции, запоминающиеся с первого взгляда. (Приложение V, рис.1)
Всоветскоевремяширокоераспространениеполучилипочетныеграмоты,дипломы,похвальныелисты.ОнипечаталисьнетольковМоскве,ноивстолицахсоюзныхреспублик,вобластныхи краевых центрах, в наркоматах, министерствах и главках, в военных округах. ВпервыегодыСоветскойвластиграмотыбылимашинописнымиирукописными:неработалитипографииинебылохудожественныхбланков.В30-егодыониотличалисьвозвышеннымтоном,авоформлениииспользовалисьпортретыЛенина,Сталинаидругихбольшевистскихвождей.
Онипредставляютсобойудивительноинтересныйибогатый,номалоизученный культурный и исторический пласт. Лучшие советскиехудожникивоплощалинабумагесамобытныйкультурныйстильмолодогосоциалистическогогосударства.Чеканныетексты,подобностихам Маяковского, проникали в самую душу строителей коммунизма.Онивручались заразличныедостижениявтворческойиспортивнойдеятельности, трудовые успехи, хорошую учебу, высокие показатели ввоеннойподготовке ит. д.(Приложение V, рис. 2)
Но даже в военные годы грамоты выдавались не только за военные заслуги. Среди грамот можно встретить даже экземпляры, выданные за спортивные и учебные достижения, а также художественную деятельность.
В военные годы грамоты оставались действенным средством поощрения за небоевые заслуги. Так, важную роль музыки на фронте подчёркивают две грамоты, выданные за активное участие в красноармейской художественной самодеятельности. (Приложение VI)
Поскольку изготовление грамот было более простым, а награждение не было связано с большим числом бюрократических согласований - такой тип поощрения часто использовался среди военнослужащий. Вручение такой награды не требовало дополнительных усилий, ведь они были универсальными. Бланки уже были напечатаны, на некоторые нужно было только поставить подпись или заранее подготовленное факсимиле.
В Советском союзе наградные бумаги не выставляли на всеобщее обозрение, не вешали на рабочем месте. В наши дни традиции изменились, и практически в каждом офисе грамоты, дипломы, сертификаты и прочие документы висят на всеобщем обозрении, рассказывая о престиже всей организации или отдельного сотрудника
1.5. Виды и характеристики Почётных грамот в истории СССР.
По приведённым выше примерам становится понятно, что точно систематизировать Почётные грамоты по конкретным группам достаточно сложно. Одна и та же грамота может оказаться в нескольких группах сразу. На основе классификации Алексея Сидельникова, изложенной им в статье 2020 года, можно распределить большинство Почётных грамот по следующим категориям:
Почётные грамоты органов советской власти, партийных и комсомольских комитетов;
Почётные грамоты вооружённых сил;
Почётные грамоты силовых структур;
Почётные грамоты различных ведомств;
Почётные грамоты учебных заведений;
Спортивные грамоты.
Для оформления Почётных грамот не предъявлялся какой-то единый жёстко заданный стандарт. Они могли иметь как вертикальную, так и горизонтальную ориентацию. Размер тоже не регламентировался. Впрочем, большинство бланков приближены по ширине и высоте к размеру альбомного листа (формат А4). Особо значимые события могли отметить вдвое большим размером (формат А3). Выдавали и миниатюрные грамоты в половину альбомного листа (формат А5). Если грамоту выдавало отраслевое ведомство, то на бланке могли быть размещены атрибуты отрасли (отбойный молоток для шахтёров, буровая вышка для нефтяников и т.п.) или соответствующая эмблема (например, чаша со змеёй для работников здравоохранения).
Обязательными элементами Почётной грамоты являются:
наименование выдавшего грамоту предприятия, организации, воинской части с указанием вышестоящего уровня иерархии (наркомата или министерства);
ФИО награждённого с указанием при необходимости его должности (звания) или наименования награждаемого подразделения;
инициалы, фамилия, должность ответственного лица (лиц);
заслуга награждённого.
Для некоторых видов обязателен ещё и номер грамоты. В нижней части бланка обычно оставлено место для печати и подписей ответственных лиц. Проставлялась также дата вручения или дата приуроченного события. По заглавию грамоты не имеют иерархии: бланк «Грамота» ничуть не менее ценен, чем «Почётная грамота». Кроме уже упомянутых Благодарностей наряду с Почётными грамотами часто использовали Почётные листы, Трудовые рапорты, Поздравительные адреса и другие подобные документы. Если не обращать внимания на заголовок, можно увидеть, что все они выполнены по единым правилам оформления, имея те же обязательные элементы.
1.6 Грамоты в современное время.
В наши дни этот термин, но до сих пор является отличным стимулом к профессиональному и личностному росту.
Диплом в современном значении еще и документ, определяющий заслуги и достижения отдельного человека или целой организации в производстве, науке, искусстве, спорте. За участие в конкурсах, научных изысканиях, фестивалях и соревнованиях разных уровней присваивают дипломы I, II, III степени, дающие возможность дипломантам развивать признанное важным и необходимым для общества направление в той или иной научной, культурной или хозяйственной области.
Грамоты и дипломы сегодня используются не только во время проведения спортивных соревнований и в учебном процессе, но и в корпоративной жизни компаний, во время празднования торжественных и массовых мероприятий.
В наши дни особенно широкое распространение получили похвальные и почетные грамоты.
Указом президента Российской Федерации от 11 апреля 2008 года № 487 учреждена Почётная грамота Президента Российской Федерации. Ей Глава государства отмечает достижения в защите Отечества и обеспечении безопасности государства, укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, спорте, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством. Эта грамота является государственной наградой. Вместе с ней вручается номерной нагрудный знак в виде круглого золотистого лаврового венка, внутреннее пространство которого покрыто рубиновой эмалью. Большую его часть занимает накладное изображение Государственного герба Российской Федерации. Для госслужащих вручение награды совмещено с выплатой денежного поощрения.
Грамота Верховного Главнокомандующего ВС РФ
Указ Президента России от 5 мая 2009 года № 503 «О Грамоте Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации и Благодарности Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации» определяет статут двух форм поощрения. Младшей наградой в этом случае выступает Благодарность. Грамотой могут быть награждены как подразделения, организации и учреждения Вооружённых Сил Российской Федерации, так и предприятия, выполняющие оборонный заказ. Интересной особенностью этой награды стало то, что дважды она не вручается. И на Грамоте, и на Благодарности изображена эмблема Верховного Главнокомандующего ВС РФ. (Приложение VII)
1.7 Особенности грамот в современной школе.
В современной школе почетные грамоты, наградные дипломы вручаютпобедителям,атакжеучастникамразличныхконкурсовисоревнований.Это прекрасный способ наградить успешных учеников,выразивзаинтересованностьвдальнейших успехах.
Использованиеграмотсегоднярешаетрядважныхзадач:
мотивация–публичноепризнаниезаслугповышаетработоспособность,рождаетздоровуюконкуренцию,желаниевыкладыватьсяна100%;
имидж–грамотыидипломы,выполненыдляконкретногомероприятия,сиспользованиемсимволикишколы,отличительныхзнаков,подчеркиваютсолидностьиавторитетностьучреждения;
персонализация событий – наградная продукция позволяетнадолго сохранить в памяти каждого участника торжественное событие.Дизайн документа зависит от характера мероприятия, повода длянаграждения.Водномслучаеэтобудетстрогийклассическийстиль,вдругом предпочтение получит яркий праздничный колорит. Взависимости от характера мероприятия различают награждающиеграмоты:заспортивныедостижения,дляконкурсов,обобразовании,заличные заслуги,благодарственные.
Практическая часть.
2.1 Особенности графического дизайна грамот в современное время.
В современной школе почетные грамоты, наградные дипломы вручаютпобедителям,атакжеучастникамразличныхконкурсовисоревнований.Это прекрасный способ наградить успешных учеников,выразивзаинтересованностьвдальнейших успехах.
Использованиеграмотсегоднярешаетрядважныхзадач:
мотивация–публичноепризнаниезаслугповышаетработоспособность,рождаетздоровуюконкуренцию,желаниевыкладыватьсяна100%;
имидж–грамотыидипломы,выполненыдляконкретногомероприятия,сиспользованиемсимволикишколы,отличительныхзнаков,подчеркиваютсолидностьиавторитетностьучреждения;
персонализация событий – наградная продукция позволяетнадолго сохранить в памяти каждого участника торжественное событие.
Дизайн документа зависит от характера мероприятия, повода длянаграждения.Водномслучаеэтобудетстрогийклассическийстиль,вдругом предпочтение получит яркий праздничный колорит. Взависимости от характера мероприятия различают награждающиеграмоты:заспортивныедостижения,дляконкурсов,обобразовании,заличные заслуги,благодарственные.
Грамоты должны быть яркими, выразительными и запоминающимися.Какжеэтогодобиться?Впервуюочередь,онидолжнынестивсебекакую-тоидею,художественныйобраз.Созданиеобраза–основнаязадачадизайнера.
Я решила создать новый макет грамоты для конкурса ученических проектов по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Мама помогла мне определиться с выбором платформы.
ГрамотаДел — это онлайн конструктор грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и благодарственных писем. Можно воспользоваться 600 готовыми шаблонами, вписав свою информацию. Я решила составить свой макет грамоты, используя возможности этого сервиса. В процессе работы у меня получилась инструкция.
Инструкция по созданию грамот.
1. Перейдите в онлайн-редактор https://gramotadel.ru
2. Создайте документ, нажав кнопку "Создать документ"
3. С помощью модели инструментов выберите макет, фон, заголовок, логотип.
4. Напишите текст - кому и за что вручается документ.
5. При необходимости вставьте QR-код.
6. Отправить на печать или сохраните как изображение JPG для печати в другом месте.
Графические линии, логотип (знак), который определяет отличительную особенность грамоты- это отличительные особенности современных наградных документов. Я выбрала логотип со знаками основных четырех религий, которые изучаются в курсе «Основы религиозных культур и светской этики». Решила вставить QR-код, который выходит на сайт школы, где находиться положение конкурса. (Приложение VIII)
Вывод
В ходе работы я много узнала об истории грамот. Моя гипотеза подтвердилась. Оформление грамот 19-20 веков отображает особенности жизни людей нашей страны в разные исторические эпохи. В процессе работы разработала свой макет грамоты. В дальнейшем мне интересно узнать о разных видах грамот учеников с истории возникновения школ до сегодняшнего дня.
Приложение I
Рис.1 Новгородская берестянаяграмотавремен новгородского князяМстислава
Рис.2XVвек,Псковскаясуднаяграмота |
ХIХв.Уставнаяграмота |
Приложение II
В правление Елизаветы Петровны.
Приложение III
Грамоты за честную царскую службу
Приложение IV
\
(Приложение IV, рис.1)
Грамота 2021 и 2029 (Приложение IV, рис 2)
Благодарность красноармейцу Грамота 2021 и 2029 (Приложение IV, рис 3)
Приложение V
Изображения вождей революции
Почетная грамота 1934 (Приложение V, рис.2)
Приложение VI
Грамоты военных лет
Армейские грамоты послевоенного периода
Приложение VII
Почётная грамота Президента Российской Федерации в комплекте с нагрудным знаком
Грамота Верховного Главнокомандующего ВС РФ
Использованные источники:
Приложение VIII
Использованные источники:
1. Федорова В.И. К истории возникновения Жалованных грамот Лейб-компанцев при Елизавете Петровне // Геральдика в прошлом, настоящем и будущем: Материалы конференции к 20-летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже. СПб., 2000. С. 60-61.
2. Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России: Учеб. пособие. М., 2010. - С.29.
http://parnasse.ru/prose/small/reportage/gramota-kak-nagrada-istorija-vozniknovenija