Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что через историю родов постигается история и современность. Это происходит стихийно в каждой семье через живое общение, но устные рассказы и воспоминания недолговечны, многое утрачивается, поэтому необходимы специальные условия, чтобы история рода не исчезла.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода, у родственников будет возможность ознакомиться, дополнить, сохранить и продолжить свою родословную. У последующего поколения нашего рода будет возможность рассказывать о своих предках, о тех, на кого можно равняться. Работа может быть востребована в школьный музей и сельскую библиотеку, как исторический материал, в школе на классных часах с целью нравственного воспитания учащихся и для участия в научно-практических конференциях.
Цель: через анализ архивных источников, исторических фактов изучить материал о своем роде и сохранить его для последующих поколений
Задачи:
Собрать архивный материал, исторические данные о жизни и быте кочевых народов в Забайкальском крае в ХIХ – начале ХХ вв.;
Проанализировать и систематизировать полученный материал;
Составить генеалогическое древо своего рода;
Обработать данный материал для создания электронной книги памяти рода
Объект: события истории страны, повлиявшие на судьбу моих родственников
Предмет: истории и факты из жизни тунгусов из рода Шилкинских хамниган
Новизна: попытка соотнести историю своего рода с историей страны
Гипотеза: не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и будущего
Методы исследования:
1. сравнительно - сопоставительный анализ и обобщение литературных источников, периодических изданий, архивных данных и материалов сети Internet;
2. интервью, социологический опрос - анкетирование
Основное содержание
Глава I. Исторические корни
В Агинском Бурятском округе проживает много народностей и ни одна народность не вызывает столько споров как хамнигане. Шилкинские же тунгусы (как чаще они себя называют), проживающие в с. Зугалай Могойтуйского района Агинского Бурятского округа Забайкальского края, куда они переселились из сёл Нарин - Талача Карымского района, с. Делюн Шилкинского района в 60-е гг. XX в., считают, что их народность, является малоизученной группой. Меня, как и их, потомков рода, волнует этот вопрос - кто же мы? Омонголившиеся тунгусы или отунгусившиеся монголы? Каковы наши исторические корни? К какому кочевому народу отношусь я? Сегодня, когда осталось совсем мало «чистых», несмешанных тунгусов, как сложится дальнейшая судьба моего рода? Неужели останутся только одни воспоминаний?
Эти вопросы волнуют по сей день и ученых. Доктор филологических наук Д. Дамдинов изучал историю ононских хамниган, Жамсаранова Р.Г., доктор филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики исследовала родовой состав и вероисповедание тунгусов Урульгинской Степной Думы,|кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета филологии и массовых коммуникаций Сундуева Д. Б. исследует язык, историю, этническую самоидентификацию Шилкинских хамниган и многие другие.
Кочевые племена киданей, дауров, конных тунгусов,оленных тунгусов, нерчинских тунгусов, хамниган, орочон, эвенков, монголов - кто из них мои предки? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
С киданями связана целая эпоха в истории монголоязычных народов. Этот народ, в силу исторических обстоятельств разошедшийся с монголами на заре нашей эры, в середине 800-х годов создал во многом оригинальную и высокоразвитую цивилизацию. В ХI–ХII веках империя Ляо переживала период своего наивысшего расцвета, развивались наука, просвещение, торговля, строились города, возводились буддийские храмы. Но почти беспрерывные войны, которые государство вело со своими соседями, подорвали его могущество [1, c.1 ]. После завоевания Чингисханом кидани разбрелись по всей Средней Азии, а хамниганы двинулись на восток, на свою историческую прародину вместе с монголами, эвенками в поисках спокойной жизни, произошло их смешение с аборигенами, обитавшими по реке Онон. Их предводителем был Ган-Тумэр, очень независимый, смелый и сильный человек, которому царским указом были дарованы титул князя и приглашение на государеву службу [2, c.5 ].Ган-Тимур был известен как даурский князь, предводитель дауров (дагуров), монголоязычного народа, впервые о котором стало известно русским после экспедиции Еналея Бахтеярова в 1640 г. К приходу русских, дагуры вплоть до ХХ века считались манчжурским народом.[4, c.4]. В Забайкалье от этого народа «остались» топонимы –ст. Даурия, Даурский хребет, а также многие другие топонимические названия, которые объясняются только из даурского языка.[3, c.1].
«Тунгусы Урульгинской степной думы...происхождения манджурского, но письмо имеют монгольское. Они в образе жизни просты, гостеприимны, друг к другу сострадательны, к Начальнику имеют безъ преданную покорность. В порок им ставят суеверие….они вверяются безусловно шаманству» [2, с.1]. Это та часть инородцев, которая «несовершенно зависит от Правительства», т.е. которые могли в любой момент покинуть пределы государства и перейти на соседние территории – Маньчжурию или Монголию. К таковым, по-видимому, возможно отнести «конных тунгусов» в силу их мобильности. Эта часть народонаселения Нерчинска - тунгусы с кочевым образом жизни, славившиеся коневодством, – была отлична от другой, довольно немногочисленной части – оленных тунгусов или орочон. Именно орочоны, по своему языку являются народностями тунгусоманьчжурской языковой семьи, т.е. эвенами и эвенками, и определили этноязыковой «облик» «нерчинских тунгусов» в отечественной историографии. [2, c.2]. Под этнонимом «тунгус» подразумевалось, во-первых, отличающееся от инородцев-бурят и языком, и антропологическими данными, некое население с кочевым укладом быта. Во-вторых, тунгусы представляли собой и такую часть населения, которую было легче подвергнуть христианизации в силу или их же их религиозно- конфессиональной «шатости» или же в силу иных обстоятельств. В-третьих, в архивных документах встретилось описание хозяйственно-бытовой деятельности тунгусов.
Приграничное положение Нерчинского уезда служило условием особого положения кочевых родов, к которым применялась политика относительной лояльности. Тунгусы под предводительством князя Гантимура оказались в немилости у своих «родовичей» с маньчжурской стороны и потому были вынуждены искать расположения у новоявленных «хозяев», требующих ясака (дани). Ту часть тунгусов, которую Указом квалифицировали как «бродячих» или «ловцов», было нелегко застать на одном месте для обложения их ясачной повинностью, и являлась, по-видимому, эвенками или орочонами.[2,c.3]. «Бродячий» образ жизни орочон не мог остаться незамеченными властью, обеспокоенной, прежде всего, сбором ясака. Был издан Указ императора от 1828 , чтоб отнюдь никто из инородцев не осмеливался искать без законных причин переводов из одного рода или ведомства в другое. «Нарушители общественного спокойствия будут подвергнуты строгому законному взысканию...» [2, с.3].
Вероисповедание. Принятие православия
Почти все население Якутии на тот исторический период было приведено в православие. Не избежали этого и эвенки, кочевавшие на северных, смежных с Якутским уездом, территориях Нерчинска. Инородческо- бурятское же население еще с XV в. исповедывало ламаизм. По переписи 1831 г. крещеных тунгусов насчитывалось более, чем некрещеных. К переписи 1858 г. почти все тунгусское население было приведено в православие. Те родовые объединения, которые обитали ближе к центру управы и Степной Думы, прежде других подверглись христианизации, нежели те, которые кочевали в отдаленных от центра урочищах и падях, недостижимых для священнослужителей.[2, с.3].Христианизация и буддизация, вероятно, и явились теми основными факторами «исчезновения» тунгусов Забайкалья и «появления» русского старожильческого населения и бурят.[2, с.6]. Современные хамнигане отмечают вербное воскресенье, Пасху, но не крещенные и не посещают церковь. Ходят в дацан, совершают шаманские обряды поклонения родным местам (обоо).
Хозяйственно-бытовой уклад в XVII- XIX вв.
Смена конфессиональной принадлежности тунгусов Забайкалья при активном воздействии государственной власти также явилась одним вероятных и действенных факторов смены этнической принадлежности народонаселения Нерчинского уезда. Закрепление русскоязычного населения на пограничных территориях было выгодно империи по ряду причин. Среди этих причин также было и то, что за счет русификации населения увеличивалось число т.н. «государственных крестьян», часть которых приписывалась к серебро -рудным заводам Нерчинска. Государственные крестьяне, пополнявшиеся и за счет переселения из центра России, и за счет каторжан (которые, впрочем, не особо задерживались в Забайкалье) должны были заниматься и хлебопашеством, т. к. доставлять хлеб из других регионов Российской империи в Нерчинск было крайне нерентабельно. В этих целях создаются хлебные экономические магазины при управах, призванные содействовать государственной политике «склонения» инородцев к власти, а также тому, «чтоб ясашные не удалялись» в соседние с Забайкальем территории. Для обеспечения магазинов хлебом необходимо было приучить местное население земледелию, что, в свою очередь, обязывало их перейти к оседлому образу жизни. Оседлых инородцев, исповедывавших каноны православия, было удобнее и безопаснее иметь в своем государстве, нежели «бродячих» и кочевых, способных в любой момент покинуть пределы государства и, таким образом, «изменить» ему [2, с.3]. Тем не менее, смена вероисповедания части населения кардинально не отразилась на хозяйственно-бытовом укладе тунгусов. Тунгусы занимались больше скотоводством, а бродячие эвенки- орочоны - оленеводством, они не занимались обработкой земли.[2, с.6]. Занимаясь свойственным крестьянам занятием идолопоклонники проводят жизнь кочевую. Занимаясь исключительно скотоводством и зверопромышленностию, и во всякое время года кочуют по разным отведенным им местам с юртами и стадами, приискивая для скотоводства удобные пастбища.[2,с.4]. Помимо основных занятий – скотоводства, коневодства, звероловства и рыболовства – отмечается и хлебопашество, которым занимались «оседлые» тунгусы, огородничество («в малом виде»), а также упомянуто о том, что «посевы льна и конопли по тунгусскому ведомству не производится, хотя в некоторых местах засевается конопли в малом количестве только для домашнего обихода...»[, с.2].
В книге С. Зарубина «Трубка снайпера», посвящённой подвигу героя Великой Отечественной войны Семёна Даниловича Номоконова, яркого представителя шилкинских хамниган, в художественной форме даётся яркое описание образа жизни этой группы: «Номоконов – тунгус из рода хамниганов. Его маленький народ живёт в разных местах: в Делюне, Средней и Нижней Талачах, в селах близ Вершино-Дарасуна. Так считалось раньше, так пишется и сейчас. Его народ живёт многими обычаями эвенков, но не умеет разводить оленей. Его народ хорошо понимает и бурятский язык, но овец пасти не умеет, не приучен к хлебопашеству. Степные буряты, живущие рядом, считают хамниганов своим народом. Эвенки – тоже своим. Раньше его маленькое, очень древнее племя кормилось только охотой. Когда русские построили железную дорогу, жить стало труднее: паровозы пугали зверей. Тогда люди перекочевали всем родом в верховья реки Нерчи и стали охотиться там [6,, с. 25].
Родной язык
Говор шилкинских хамниган - диалект монгольского языка. В настоящее время функционирует в семейно-бытовой сфере в среде представителей старшего поколения. Основным же языком общения внутри группы является русский язык. Хотя в целом ощущается значительное влияние со стороны бурятского языка.
Одежда хамниган
Сегодня доподлинно неизвестно, какую одежду носили хамниганы, но их гутулы (сапоги) сильно отличались от бурятских, поскольку хамниганы были охотниками. Носили они два вида сапог: бойтог и шархи. Бойтог были предназначены для повседневной жизни, а шархи для охоты и дальних походов. Шархи - изкая обувь, шилась из шкуры крупнорогатого скота. По виду шархи похожа на русские лапти,но из шкуры животного. Бойтог также шили из кожи, но с голенищем. Такая обувь очень удобная для верховой езды. Шархи же предназнаалась для охоты и рыбалки. [5,c.2]. «Меня зовут Мироном. Ичиги раньше были. Шептуны назывались. Ремнями завязаны. Северны народы носили. Я первый раз в школу поехал подвязкатэ гутуул завязал. Ой, русски дразнили нам» [5, с. 7]. Мой дедушка также называет обувь с длинным голенищем ичиги.
https://cloud.mail.ru/public/KSmj/F5TCDACi1 — фото Метелева Ивана Николаевича, моего дедушки в ичигах
Укрупнение хозяйств
Село Делюн Читинский уезд Забайкальская область, Российская империя - родина шилкинских хамниган, проживающих в селе Зугалай Могойтуйского района.
В начале 19 века эти племена стали оседать в верховьях и низовьях реки Хила. В 1824 г. в верховьях возникло село Верхняя Хила. Основано было коренным населением – эвенками. По сведениям старожилов, в верховьях Мирсанихи был известен улус из семи эвенкийских семей. По-эвенкийки «Хила» — граница. Кочевые племена эвенков кочевали вдоль реки Хилинка, так появилось название падей Большая Хила, где они занимались охотой, собирали грибы, ягоды. В апреле 1924 года на сходе граждан в селе Вознесеновка (ныне Ульяновка) в доме крестьянина Самуила Абрамовича Попырина состоялось собрание граждан, на котором Вознесеновка была переименована в село Ульяновка в честь В.И. Ленина. В 1929 г. была создана коммуна, которая просуществовала около четырех месяцев и распалась. В 1930 году перед началом сенокоса на собрании граждан села был впервые создан колхоз и назван именем В.И. Ленина. В ноябре 1930 года объединились коммуны села Делюн «Шинэ Байдал» и «Искра». Со временем люди близлежащих сёл тоже вошли в состав этого колхоза. Это Васильевка с колхозом имени Молотова, Верхняя Хила с колхозом «Красный сокол», Погодаевка. Объединенный колхоз получил название «Ленинский путь» с центром в Верхней Хиле. А в 1954 г. в районе началось укрупление колхозов. В феврале 1959 г. село Ульяновка вошло в состав объединенных колхозов. Таким образом, появилось новое хозяйство — колхоз имени В.И. Ленина с центром в Верхней Хиле. Коллективное хозяйство развивалось и давало хорошие показатели во всех областях сельскохозяйственного труда в течение тридцати лет. Объединились колхозы сел Верх-Хила, Ульяновка, Делюн, Васильевка и Погодаевка, образовался колхоз им. Ленина с центром в Верх-Хиле. Два села сразу прекратили существование — Делюн и Погодаевка. Вместе с развитием колхоза развивалось и Верх-Хилинское отделение «Сельхозтехника» в годы Великой Отечественной войны.
Из сел Верхняя Хила, Васильевка, Делюн, Погодаевка, Ульяновка ушли на фронт 180 человек, не вернулись 89 человек, два Героя Советского Союза Николай Васильевич Бородин и Василий Трофимович Боченков. Есть ещё один Герой, который в силу многих обстоятельств не получил этого звания, но заслуживает его. Это уроженец улуса Делюн Семен Данилович Номоконов, прославившийся на войне снайпер. Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Ушедших в армию мужчин призывного возраста заменили подростки, старики, женщины. В армию было призвано большинство механизаторов, ведь тракторист – практически готовый водитель танка. Женщины освоили трактор. Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Обязательный минимум трудодней был увеличен до трехсот в год. Продукция колхоза полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Война стала жестоким испытанием для всего народа. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдерживали это испытание с честью[7,с.1 ]
Глава 2
1. Результаты анкетирования
Проведено онлайн- анкетирование в мессенджере Viber среди учащихся 5,7,9 классов МАОУ «Кусочинская СОШ» и земляков- шилкинских хамниган, проживающих в селе Зугалай и за его пределами Результаты данного опроса позволяют сделать вывод, что большинство опрошенных, как взрослых, так и учащихся, частично знают свою родословную и половина респондентов не имеет генеалогического древа. убедили не только меня, что необходимо составить генеалогическое древо, чем потом сожалеть об этом.
2. Анализ архивных данных из метрической книги церкви о Метелевых
Анализ архивных данных из метрической книги церкви о Метелевых [8, с.1-6]. позволил дополнить устные сведения Георгия Мефодьевича Метелева, 1936 года рождения, о родословной нашего рода. Из данных материалов я пришел к выводу, что наша родословная начинается с Метелева Петра, а не с Метелева Семена Петрова.
В метрической книге церкви найдена следующая информация о рождении, крещении и венчании Метелевых с 1799 года до 1918 года:
Метелев Семен Петров, 1799 года рождения, женился на Метелевой Анне Николаевне, 1800 года рождения, вдове ясачного деревни Хилинской. Венчание прошло в Городищенской церкви в 1820 году. В 1827 году у них родился сын Иосиф, в 1830 дочь Наталья, в 1835 году сын Алексей, в 1837 году сын Матвей. В 1857 году умер сын Иосиф Семенов Метелев в возрасте 24 лет, от горячки.
Метелев Алексей Семенов, 1835 года рождения, жена Пелагея Иванова. В 1865 году родилась дочь Александра, в 1880 году дочь Анна.
Метелев Матвей Семенов, 1838 года рождения,ясачный Хилинского селения Урульгинской управы. В возрасте 22 лет женился на дочери Семена Селезнева, Селезневой Анне Семеновне, мунгальского роду, 1840 года рождения в возрасте 20 лет. Венчание прошло в Торгинском в Знаменской церкви 11 мая 1860 года, священник Евстафий Писарев. Поручители были: по жениху – Константин Черепанов, по невестке – Деомид Селезнев, Алесандр Полутов и казак Никифор Богомяков. В 1870 году родился сын Лукии, в 1873 сын Александр, в 1880 году сын Павел, в 1890 году дочь Стефанида.
Метялев Александр Матвеев, 11.06.1873 – 1939 г.р., инородец Торгоконского улуса. В возрасте 24 лет женился на Христине, дочери инородки Урульгинского ведомства Улиты Николаевой Выходцевой, повенчанной в этот же день с инородцем Торгоконского улуса Никифором Егоровым Писаревым (возможно жили вне христианского брака). Оба православного вероисповедания. Венчание прошло в Илимской Космо-Долиановской церкви 6 февраля 1898 года, священник Александр Лавровский. Поручители: по жениху – инородцы Иван Метялев и Егоров. [8, с.1] Исходя из данных метричных книг инородцы Метелевы (Метялевы, Метляевы) в 1838,1841, 1844, 1857,1858-1865 годы проживали в Хилинском селении Торгинской слободы, в 1880 году — в Верхне -Хилинском улусе Урульгинской управы, в Торгоконском улусе Урульгинской волости в 1898-1890 гг. В 1870, 1901 г. проживали уже в Делюнском улусе Урульгинской волости.
Архивные записи о рождении, крещении младенцев и венчании молодых людей подтверждают факты исторических источников о том, что хамниганы приняли крещение. Всем давали христианские имена, но иногда в семье давали прозвища по -хамнигански: Духэ Микулка (Николай), Якуджел, Чичингир, Топон, Мокин (хамниг «мо»-»плохая, больная», «кин»-девочка), Богый, Бакальджена («бакан»- «маленькая»). Ввиду отсутствия данных о крещении в 1930-е годы можно сделать вывод, что Метелевы исповедовали православную веру вплоть до 1930-х годов.
Далее, вплоть до 1900 года мужчины записаны как «ясачные», это подтверждает факт, что мужчины в возрасте от 18 до 50 лет (позднее — с 16 до 60, за исключением больных и увечных) платили государственный налог -ясак, который взимался в царской России с народов Приволжья и Сибири с 17 века до 1917 года [1]. Из записывали в «Ясачные книги», ясачные комиссии периодически проверяли повторными переписями и корректировками. Средством принуждения ясачных лиц к уплате ясака была шерть (присяга) [1].
В Сибири согласно «Уставу об управлении инородцев» (1822 г.) нерусское население было приравнено к русским крестьянам, но некоторые мои предки- мужчины записаны в архивных данных как «кочующие ясачные», «ясачные , не имеющие постоянного жительства»[ с.1,5 ],значит, по всей видимости, были причислены к «кочевым» или «бродячим» инородцам ( якуты, тунгусы, чукчи и др.), и поэтому облагались налогом - ясаком до 1917 года. [1]
3. Генеалогическое древо рода
Со слов моего дедушки, Метелева Ивана Николаевича, 1939 года рождения, его троюродного брата Метелева Георгия Мефодьевича, 1936 года рождения, Полутова Геннадия Петровича, двоюродного брата дедушки, 1938 года рождения, шилкинские Метелевы относились к роду Сарадул (хамнегане), но документально это не подтверждено. В справке по материалам государственного архива Забайкальского края дается ссылка на труды авторитетного этнографа Долгих Б. О.: род Сарадул (Сарадульский), «шарадувов» (так род указывался в отписках русских первопроходцев), упоминается также как Луникарский, Уникирский, Нгунигирский, известен с 17 века, относится к нелюдскому племени (нелюды, нелюли, иногда искаженно «лелюли»). В 17 веке жили на Ингоде, в районе устья рек Читы, Талачи, Жерноковки, Онона, Кии, а также «вверх» по Ингоде,у Колбы и Улетая, неоднократно «убегали» в Монголию, частично возвращались.[7,с.6] . Собранный материал для генеалогического древа показывает, что в нашем роду есть предки,прославившие род, которыми надо гордиться и сохранить память о них для потомков. Среди них есть участники I мировой войны, 1 участник Великой Отечественной войны,государственные служащие, учителя,юристы, художники, поэты и другие, многие из них имеют звания и награды..
Заключение
В ходе исследования влияния исторических процессов, проходивших в Забайкальском крае в ХIХ – начале ХХ вв. на жизнь коренных народов был сделан вывод, что одна из важных вех, сыгравших основную роль в изменении духовной культуры этой группы хамниган, является принятие православия. Именно оно повлекло за собой изменение образа жизни. Также на изменение культурной идентичности повлияла политика укрупнения хозяйств в советское время.
Мои предки – тунгусы/ хамниганы , из рода Сарадул , проживающие в Агинском округе и за его пределами, прошли через репрессии и переселение, искажение истории и опасность потери идентичности, но, несомненно одно - не смотря на это они смогли выжить, возродиться, самоутвердиться в обществе, оставить глубокий след и добрую память в истории страны. В силу бурятского и русского окружения, сохранили свою самоидентификацию, коллективную память о предках, отдельные элементы фольклора.
Результаты проведенного онлайн- анкетирования (приложение №1) среди подростков школы и хамниган -земляков убедили не только меня, что необходимо составить генеалогическое древо, чем потом сожалеть об этом. Архивные данные из церковной книги (приложение №2) о крещении венчании моих родственников помогли дополнить, обновить, изменить имеющиеся данные, а также помогли получить более точную картину о жизни моего рода в ХIХ- ХХ вв.
В результате проделанной работы, удалось графически изобразить родословную всего своего рода (приложение №3) до 8-го колена, охвачен период с 1799 года по 2022 г., что важно и необходимо не только для меня, но и для моих потомков. Глубоко убежден, что родословная помогает хранить память о предках, что само по себе достойно внимания и, тем самым, позволяет нам осознать ответственность перед прошлым поколением.
Составляя генеалогическое древо своего рода, сделан вывод, что в настоящее время родословные хамниган менее насыщены и показывают резкое сокращение численности в семьях, т. к. число детей резко упало в среднем до 2-3- х напротив 6-8 детей. Также я заметил отсутствие диагональных связей (показатель родственных браков) в своем роду, как одного из важных источников опасного «генетического груза», характерных для изолированных народов или народов малочисленных, к которым мы относимся. На сегодняшний день носителями фамилии Метелевых являются всего 12 человек, из них только 5 человек являются продолжателями рода.
В дальнейшем будет продолжена работа над дополнением родословной. Перспективу развития проекта вижу в продолжении сбора материала для электронной книгой памяти рода (фотографий, биографий, воспоминаний родственников) и работе над электронным русско - хамниганским разговорником (аудиословарем), которым сможет воспользоваться каждый, кого интересует культура нашего народа, предназначенный для тех, кто хочет выучить родной язык и спасти его от гибели. Данная работа сподвигла меня начать собирать информацию для родословной со стороны моей бабушки.
Таким образом, цель проекта достигнута, работа выполнена полностью.
Список литературы:
1. Материалы из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org
2. Жамсаранова, Р.Г. Вероисповедание и численно-родовой состав тунгусов Урульгинской степной думы ХIX в. Историческая и социально-образовательная мысль. 2013 г. №3(19)
3..Жамсаранова, Р.Г. Родовой состав тунгусов Урульгинской степой думы. Вестник Томского государственного университета, 2021. №73 с.1-15
4. Нанзатов, Б.З. Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук,2012 года. №.3(7)
5. А. Н. Новиков, Д. Б. Сундуева, Т. В. Бернюкевич, М. И. Гомбоева, «Культурное наследие и идентичность в условиях трансграничья», 2013 г. с.1-13
6. Зарубин, С. М. Трубка снайпера. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. Изд-во, 1980, с
7. Газета «Шилкинская правда» «Краткая история Верхнехилинского поселения: от эвенков до наших дней»№3, 18.06.2021 г,. с.1-4
8. Материалы государственного архива Забайкальского края (ГАЗК) Ф.55.О№1
Приложение №1
к исследовательской работе «История моего рода»
Результаты опроса «Моя родословная » среди шилкинских хамниган
Приложение № 2
к исследовательской работе «История моего рода»
Результаты опроса среди учащихся средних классов МАОУ КСОШ
Приложение № 3
к исследовательской работе «История моего рода»
Приложение № 4
к исследовательской работе «История моего рода
Генеалогическое древо Метелевых, хандагай ураатай Саарадул омогой
Приложение №5
к исследовательской работе «История моего ро
Материал из электронной книги памяти рода
Мои предки, прославляющие род
И з воспоминаний моего дедушки, Метелева Ивана Николаевича
«ТунгусЫ жили в Дэлюне, деревня така была -колхоз «Шэнэ байдал».Ульяновка недалеко. Дэлюнских хамниган-то там мало было. Метелевы жили, Казанцевы, Арелтуевы, Беляковы… Некоторые жили в Ульяновке. Две улицы было у нас через всю деревню. В Делюне то только до 4го класса учились. Апосля ходили пешком в Ульяновку, когда тепло было я ездил на велосипеде. Оставлял его у Петьки нашего и в школу уходил. Чернилами писали...Войну путем не помню, память плоха стала, голодно было. Отец на коне охотился, 4 собаки было у него. Прадедушка твой, папка мой, Николай, председателем был в колхозе. Не воевал он в эту войну. Он в первую войну воевал. Кто-то говорил из тунгусов, что на стороне «белых». Не знаю я...
Работали, в колхозе было большое хозяйство то, пасли баран, ферма была. За водой ходили на водокачку у речки. Потом начали объдинять все колхозы. Первой соединили Ульяновку, там одни хохлы жили. В других деревнях – кацапы, мордва. В Хиле же гураны жили. Потом стали колхозы появляться, хамниганы с Талачи, Торгокона приехали. Так в Дэлюне все хамниганы и собрались.
Армию отслужил, приехал домой, а мне говорят, что наши укочевали в Зугалай, это Могойтуйсий район. Тунгусы друг за другом кочевать начали, кто - в Зугалай, кто - в Харашибирь, некоторые в Ульяновку. Так и опустела моя Родина...Но мы по первости то каждый год собирались в Делюне «брызгать» ездили. Там же все наши предки остались. Потом реже ездить стали. Сейчас молодежь то ездит. Я бы поехал, да ноги болят сильно. Там сопка Метелевска есть. Рядом наш дом был. Хорошие дома стояли, да разворовали все...»
https://cloud.mail.ru/public/KSmj/F5TCDACi1 — фото Метелева Ивана Николаевича, моего дедушки
https://cloud.mail.ru/public/UKsb/7KQpph2U4 -фото Метелевой (Селезневой) Хавроньи, моей прабабушки
П риложение №6
к исследовательской работе «История моего рода»
Метелев Мефодий Александрович
(1901-1986 гг).
Метелев Мефодий Александрович-рядовой, участник Великой Отечественной войны. В 1944 году награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны II степени, боевыми медалями. Метелев Мефодий Александрович родился в 1901 году в с. Делюн Шилкинского района Читинской области. В 1941 году был призван Шилкинским РВК в ряды Красной Армии. Воевал на Западном фронте в составе 45 железнодорожной бригады. С боями дошел до Берлина. За свой ратный путь был награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и многими юбилейными медалями. После войны переехал и жил в с. Зугалай Могойтуйского района. Умер в 1986г. в п. Агинское.
Мефодий Александрович занимался народным художественно- прикладным промыслом, увлекался изготовлением берестяных изделий. Его работы неоднократно занимали призовые места в районных и окружных конкурсах декоративно-художественного творчества. Свое мастерство он передал сыну Георгию, который также с огромным интересом занимался изготовлением и резьбой по бересте.
https://cloud.mail.ru/public/gd6a/LHMALwie4 -фото орденов и медалей Метелева М.А.
П риложоние №7
к исследовательской работе «История моего рода»
Метелёв Георгий Мефодьевич
(26 апреля 1939 года – 16 сентября 2020 года)
Георгий Мефодьевич родился 26 апреля 1939 года в селе Делюн Шилкинского района Читинской области в семье Метелёва Мефодия Александровича (награжден орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны II степени) и Метелёвой Должин Анчиновны (награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»).
В 1958 году, в возрасте 19 лет, был призван для прохождения срочной службы в ряды советской армии на ст. Белая в Иркутской области. В первый год службы прошел первую ступень подготовки – ШМАС (школа младших авиаспециалистов). Прошел трехмесячные курсы командиров, куда слетались представители всех родов войск. Советский союз был сильнейшей державой, а авиация до сих пор считается элитным подразделением войск. По распределению попал в Спас Дальний Приморского края. Георгий Мефодьевич начинал службу в качестве рядового, а закончил командиром отделения стрелково-пушечного вооружения первой эскадрильи двести двенадцатого ОДРАПа, командиром отделения бомбовооружения войсковой части 65308.
Георгий Мефодьевич обладал уникальными вокальными и артистическими данными, передавшимися ему от матери. С юношеского возраста был участником художественной самодеятельности, а в армии был запевалой.
С 1964 года по 1967 год состоял в браке с Сибиряковой Эльвирой.
В 1967 году в п. Агинское Георгий Мефодьевич женился на Чимитовой (Метелёвой) Валентине Цыдыповне, уроженке ст. Ага Могойтуйского района Читинской области. *Валентина Цыдыповна окончила Высшую партийную школу, на заслуженный отдых ушла с должности заведующей отделом социального обеспечения Агинского района. Благодаря инициативе и организаторским способностям Валентины Цыдыповны, был построен единственный в Агинском бурятском округе дом престарелых, функционирующий по сей день.
Георгий Мефодьевич имел специальность водителя-механика. Работал личным водителем начальника отдела КГБ в п. Агинское, впоследствии личным водителем начальника милиции Агинского района, а также личным водителем руководителя отдела культуры в п. Агинское.
Кроме того, Георгий Мефодьевич работал в киносети в качестве киномеханика, в связи с чем, был самым узнаваемым и желанным гостем на каждой стоянке Агинского района. Фамилия Метелёв у всех ассоциировалась с киноиндустрией.
Георгий Мефодьевич обладал редким голосом -баритоном. Он- неоднократный лауреат
смотров -конкурсов районного, окружного, областного и регионального масштабов. Он был солистом Агинской народной филармонии в 1960-е годы, в составе которого с большим успехом выступал на сценах Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова в г. Иркутск, в г. Чита, г. Улан -Батор (Монголия). Метелев Георгий Мефодьевич - лауреат Всероссийского смотра художественной самодеятельности 1965 года. Он пел на на главной сцене страны - Кремлевского Дворца съездов в г. Москва.
Георгий Мефодьевич имел еще один талант – стрельба из огнестрельного оружия, который передался ему от отца, Мефодия Александровича. О меткости Георгия Мефодьевича ходили легенды.
Георгий Мефодьевич был обладателем «золотых рук». В его руках обретали жизнь изделия из бересты, дерева, украшения из меди и других металлов.
Георгий Мефодьевич был главой большой семьи. Все его таланты и способности передались каждому из его детей, внуков и правнуков.
- Дочь Сибирякова (по мужу - Балханова) Татьяна Георгиевна, 1964 года рождения, имеет троих сыновей и троих внуков.
- Сын Сибиряков Николай (Эрдэм) Георгиевич, 1966 года рождения. Имеет дочь и внучку.
- Дочь Метелёва (по мужу Гунгаева) Саяна Георгиевна, 1968 года рождения, имеет троих детей и трех внуков.
- Сын Метелёв Булат Георгиевич, 1969 года рождения.
- Сын Метелёв Цырендоржи Георгиевич, 1972 года рождения.
- Дочь Метелёва Дарима Георгиевна, 1978 года рождения. Имеет двух дочерей.
Георгий Мефодьевич ушел из жизни 16 сентября 2020 года в возрасте 81 год.
https://cloud.mail.ru/public/1HvX/2oy3rkpsf — фото участников смотра художественной самодеятельности
https://cloud.mail.ru/public/uAM2/KniWZ77vS - фото Метелева ГМ
https://cloud.mail.ru/public/mfH5/rVGsLU1Vo - фото супруги Метелева Г.М. Валентины Цыдыповны Метелевой (Чимитововой)
https://cloud.mail.ru/public/Hemf/4xvMaBx9s — смотр художественной самодеятельности
Приложение №8
к исследовательской работе «История моего рода»
Метелева Маргарита Ивановна
Метелева Маргарита Ивановна, 1963 года рождения,музейный работник села Зугалай Могойтуйского района, художник, начинающий поэт, призер районных и окружных конкурсов поэтов -любителей. В своих стихах прославляет свою малую родину, родной край, именитых земляков.
Родина моя
Край мой родимый- бескрайние поля,
Сопки и равнины, реки и леса.
Край мой родимый, где родился я,
Где детство босоногое оставил навсегда.
Степи широкие, цветущие луга,
На которых бродят тучные стада,
И бегут куда-то табуны коней,
Край мой родимый, нет тебя милей!
Помню мальчуганом я бегал по росе,
И летел как птица на гнедом коне.
Степь моя родная- родина моя,
Где детство пролетело, где молодость прошла.
Здесь я встретил юность и первую весну,
Девчонку, с которой я связал судьбу.
Здесь познал я счастье и радость бытия,
Нет тебя дороже, Родина моя!
Родина любимая, родная сторона,
Сыновнею любовью я люблю тебя.
Родина родная, где родился я
Знай в моем ты в сердце, в сердце -навсегда!
Приложение №9
к исследовательской работе «История моего рода»
Таежный снайпер
Родился он в Сибири, за Байкалом, О нем писали во фронтовых газетах,
Где есть крутые сопки и таежный лес, Поэты сочиняли в его честь стихи,
Родился он в семье охотника Данилы, И каждый день о новом счете снайпера,
На шилкинских просторах жил и рос. Передавали в сводках Совинформбюро.
Он с детства изучал охотничьи тропы, А он вел личный счет свой, как на охоте,
И наравне со взрослыми носил добычу в дом, На трубке ставил точки и кресты,
За зоркость называли его «глазом коршуна», И снова бил врага за мир и за свободу,
А после нарекли его — Семен. Чтоб был покой и счастье на земле!
Трудился он как все в родном совхозе, Он на пяти фронтах вел бой и в двух дивизиях,
Хорошим плотником и столяром он слыл, Был восемь раз он ранен и контужен дважды был,
Но вдруг напал враг на родную землю, Но с честью всю прошел войну таежный снайпер,
И наш Семен Отчизну защищать пошел. Домой вернулся победителем герой.
Молва о меткости тунгуса из Сибири, И сколько лет прошло уже, но его подвиг помнят,
Молниеносно пронеслась по всем фронтам, Во многих уголках большой страны,
Его боялся враг, вел на него «охоту», А вспоминая, произносят: « Семен Данилович Номоконов-
И называл в своем кругу его - «шаман». Это легенда Великой Отечественной войны»