ВВЕДЕНИЕ
Тема Древнегреческих театральных масок изучается учеными-историками по скульптурам, настенным изображениям, мозаикам терракотовым глиняным копиям, литературным произведениям. Настоящие театральные маски, используемые актерами античного театра, не сохранились. Эти маски передавали эмоции актеров, характер ролей. На масках изображали уродливые лица, чтобы не было сходства с царями и богами. Актер, который надевал маску мог сосредоточиться на движениях своего тела, а маска передавала застывшую эмоцию. Маски были как комичные, так и умиротворенную. По цвету маски можно было определить пол актера, женские маски были светлые, а мужские темные.
Объект: античный театра.
Предмет: древнегреческие театральные маски.
Гипотеза: возможно реконструировать древнегреческую театральную маску.
Цель: изучить историю Древнегреческих театральных масок, выполнить макет Древнегреческой театральной маски.
Методы работы: лепка из скульптурного пластилина, анализ литературы по данной теме.
Задачи:
1. Узнать историю происхождения Древнегреческих театральных масок.
2. Изучить виды Древнегреческих театральных масок.
3. Изготовить Древнегреческую театральную маску античного театра.
4. Сделать выводы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие маски
Театральные маски - это накладки с вырезами для глаз, скрывающие лица актёров, служившие наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски могли изображать как человеческие лица, так головы животных или мифических существ. [1]
В античной культуре маска выступает средством защиты от злых сил, устрашает, дает возможность перевоплощаться в тотемное божество, в сценический образ. Маска помогает сохранить собственные черты человека даже после его смерти. Она является элементом художественной культуры, средством украшения архитектурных сооружений или решением проблем театральной выразительности. [2]
1.2 Первые театры
Первые театры имели три основные части – орхестру, скену и театрон.
Хор помогал автору раскрыть смысл произведения и душевных переживаний героев, давал оценку их поступков с точки зрения морали. Его численность могла составлять 24 человека.
Греческое слово «скена», которое затем преобразовалось в «сцену», буквально означает «палатка» — изначально именно в ней актеры меняли костюмы и маски. Со временем конструкция скены усложнилась и дополнилась проскением, на котором крепились декорации. Из временной деревянной конструкции проскений превратился в каменную колоннаду с дверями и декорациями, затем появились и боковые пристройки-параскении. В ранних греческих театрах они были открыты.
Партер — места для зрителей на нижнем этаже, все места здесь находятся на одном уровне. Вплоть до XIX века в партере не было сидячих мест, зрители смотрели представления стоя, но сегодня партер - одна из самых комфортных частей зрительного зала. Амфитеатр располагается полукругом за партером. Зрительские места здесь находятся на разных уровнях и расположены ярусами. Ложи бенуара расставлены на уровне сцены по обеим сторонам партера. Ложа — это группа мест, которая отделена перегородками, а аванложа — помещение перед входом в ложу. Ярус бельэтажа расположен выше сцены и располагается полукругом над залом. В его центре находится так называемая «царская ложа», место для самых почетных зрителей.В отличие от Древней Греции, в Риме на сцене театра дозволялось играть женщинам, рабам и вольноотпущенникам. Так как в Риме сценические игры имели значение забавы, а не служения богу, то в обычае было получение поэтами денег за пьесы, что в глазах общества принижало поэтов до положения ремесленников. В Греции поэты стояли высоко в общественном мнении, им открыты были высшие государственные должности; в Риме поставляли пьесы люди низшего сословия, даже рабы. Согласно с этим низко ценилось и ремесло актёра, ниже, нежели звание наездника и гладиатора; звание актёра налагало печать бесчестия.Актёрами были обыкновенно рабы и отпущенники. Вообще театр в Риме не имел того высокого серьёзного, образовательного, как бы священного характера, каким он долго отличался в Греции. Заимствованные из Греции сценические игры мало-помалу уступили место таким представлениям, которые не имеют ничего общего ни с трагедией, ни с комедией: мимам, пантомиме, балет. [3] (рис. 1)
1.3 Происхождение театральных масок
О начальном этапе развития маски сохранилось немного свидетельств, особенно это справедливо в отношении маски комедии. Уже Аристотель в IV в. до н.э. пессимистически замечает о комедии, что «только когда она уже имела известные формы, начинают упоминаться имена ее сочинителей; но кто ввел маски, кто — пролог, кто увеличил число актеров и т. п., остается неизвестным».
Зачинателем трагического жанра греки считали Феспида, жившего во второй половине VI в. до н. э., с которым и связывают возникновение маски в драматическом представлении. Согласно Свиде (X в.), Феспид, играя роли в своих пьесах, сначала намазывал лицо белилами, затем стал использовать маски из некрашеного полотна. Хирил внес в маски и костюмы некие усовершенствования, о которых у нас нет других сведений, а Фриних первым ввел женские маски. Наконец, Эсхил стал использовать раскрашенные полотняные маски, которые потом и стали наиболее распространенными. Видимо, поэтому Гораций называет именно Эсхила «изобретателем» масок (Ars poet., 278). [6]
Рождение античного театра было связано с культом Диониса – бога вина и виноделия. Маски самого бога и его приверженцев включились в процесс рождения трагедии. Эстетическая функция античных масок состоит в передаче человеческих эмоций, выраженных определённой мимикой. В этой связи можно предположить, что именно таким образом формируется представление о личности и её роли. [5]
Свидетельства о производстве масок в эпоху расцвета древнегреческого театра очень скудны. Большинство источников говорит о том, что маски делались из ткани, вымоченной в гипсе. Попытки современных исследователей воссоздать маски, в которых можно было бы говорить, петь и танцевать, показали, что лен, вымоченный в гипсе (эквивалент современного медицинского гипса) или проклеенный и покрытый гипсом, можно использовать в качестве материала для изготовления масок с помощью специальной формы, которая могла делаться из глины или из дерева и имела специальную прорезь для рта.
Вследствие того, что древние театральные маски были сделаны из недолговечных материалов, таких как кожа и ткань, до нашего времени не дошло ни одного оригинального экземпляра. Поэтому в основе наших знаний о масках, использовавшихся в древнегреческом театре, лежат, главным образом, два типа исторических источников: художественно-изобразительные и письменные.
К первому типу можно отнести различные произведения пластического и графического искусства, в том числе настенные изображения, мозаики, терракотовые копии театральных масок, статуэтки актеров, вазовые росписи, элементы архитектурного орнамента. Второй тип источников составляют чрезвычайно скудные свидетельства об использовании и внешнем виде масок в литературных памятниках. [6]
1.4 Виды масок:
Первые культовые маски:
Древние люди считали, что человек, надевающий маску, получает свойство того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением пользовались у первобытных народов звериные маски, а также маски духов и мертвецов. Тотемические игры и пляски являются уже элементом театрального искусства. Танцоры делали себе и двойные маски сложного устройства, изображавшие двойственную сущность тотема – под звериным обликом скрывался человек. Эти маски благодаря особому устройству быстро раскрывались, и танцоры преображались.
Дальнейший процесс развития звериных масок привел к созданию театральной маски, напоминающей человеческое лицо, с волосами, бородой и усами, так называемой антропозооморфной маске, а затем и к маске с чисто человеческим обликом. Маска ирокезов – чужое / фальшивое лицо (рис. 2,3).
Маски театра «Топенг»:
Известно, что театр масок в Индонезии, носящий название «Топенг», вырос из культа мертвых. Они представляют собой овальные деревянные дощечки с вырезанными отверстиями для глаз и рта. На этих дощечках и рисуется нужное изображение. Маска обвязывалась бечевкой вокруг головы. В некоторых местах (у носа, глаз, подбородка и рта) деревянная основа маски выдалбливалась, чем достигалось впечатление объемности. Маска для пантомимы имела особое устройство: к ее внутренней стороне прикреплялась петелька, которую актер зажимал в зубах. Маска театра Топенг (рис. 4, 5).
Античные маски:
В древнегреческом классическом театре маски были заимствованы у жрецов, применявших их в ритуальных изображениях богов. Сначала лица просто раскрашивались выжимками виноградных гроздей, затем объемные маски стали непременным атрибутом народных увеселений. Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих особую форму рта, в виде воронки – рупора. Это приспособление усиливало голос актера и давало возможность слышать его речь многим тысячам зрителей амфитеатра. Античные маски делали из лубка и загипсованного полотна, а впоследствии из кожи и воска. Рот маски обыкновенно обрамлялся металлом, а иногда вся маска внутри выкладывалась медью или серебром для усиления резонанса. Трагическая маска античного театра в Греции (рис. 6).
Строенная маска:
Иногда маски были сдвоенными и даже строенными. Такую маску актеры двигали во все стороны и быстро преображались в тех или иных героев, а иногда и в конкретных лиц, современников.
Со временем портретные маски были запрещены и, чтобы избежать хотя бы малейшего случайного сходства с высокопоставленными лицами (особенно с македонскими царями), их стали делать уродливыми. Вслед за маской на сцене появился и парик, который прикреплялся, к маске, а затем и головной убор – «онкос». Маска с париком несоразмерно увеличивала голову, поэтому актеры надевали котурны и увеличивали объемы своего тела при помощи толщинок – «колпомы». Строенная маска(рис.7).
Маска в театре «Но»:
По канонам театра «Но» маски были закреплены за одним ведущим актером во всех имеющихся в репертуаре двухстах канонических пьесах и образовали целую отрасль искусства в этом театре. Остальные актеры не пользовались масками и исполняли свои роли без париков и грима.
Маски относились к следующим типажам: мальчиков, юношей, духов умерших, воинов, стариков, старух, богов, девушек, демонов, полу животных, пернатых и т. д.Маска театра «Но»(рис.8).
Театр комедии дель арте:
Первые представления «дель арте» состоялись во Флоренции, причем актеры играли в масках. Иногда маску заменяли приклеенным носом. Маски были более удобны, не закрывали все лицо, можно было наблюдать мимику актёра. Характерно, что маски носили только исполнители ролей двух стариков и двух слуг. Маски комедии «дель арт» делали из картона, кожи и клеенки. Актеры обычно играли в одной, определенно установленной маске. Пьесы менялись, а маски оставались неизменными.
В масках играли преимущественно комедийные персонажи. Были и такие амплуа, для которых полагалось вместо маски гримироваться мукой и разрисовывать углем бороду, усы и брови. По традиции актеры, играющие влюбленных, не выступали в масках, а украшали лицо гримом. Персонаж театра дель арте: Арлекин (рис. 9). [2]
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Описание процесса изготовления театральной маски
Мы решили реконструировать маску того времени. В оригинале их делали из глины, но мы решили сделать из другого материала т.к. если делать изделие из глины есть много рисков при реализации.
Для работы нам понадобились: доска, кисть, скульптурный пластилин, ножик, масло.
Сначала мы отрезали нужное количество пластилина, размяли его в руках, главное не переборщить, иначе пластилин будет слишком мягкий
3. На основу из бумаги нанесли скульптурный пластилин.
4. Далее мы слепили ободок.
5. Вырезали глаза.
6. Сделали нос, губы и бороду.
7. Сгладили все неровности. (рис. 10)
В результате работы у нас получилась театральная маска античного театра. Конкретно у этой маски нету широко открытого рта служащего рупором. Но и без этого можно понять к какому театру она относится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История древней Греции очень интересна, необычна и увлекательна. Впервые появился театр в Риме в V веке до н.э. и сильно повлияли на развитие всей Европейской культуры. Изначально театр представлял собой полукруглую стену с сиденьями, но потом он постепенно изменялся до того состояния, каким мы сейчас привыкли видеть театр. Для игры эмоций были созданы маски, чтобы актер не тратил время на эмоциях, а концентрировался на движениях тела. В масках обычно делали большой рот, это служило как рупор, что не мало важно при выступлении на большое количество публики. Мы узнали, что древнегреческие театральные маски изготавливались из ткани, вымоченной в гипсе. Для изготовления маски, как пример мы взяли трагическую маску античного театра. Мы выдвинули гипотезу о том, что возможно реконструировать древнегреческую театральную маску. Наша гипотеза подтвердилась. Нами была изготовлена театральная маска античного театра.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Древняя Греция – общее название территорий городов-государств, которые населяли, в основном, древнегреческие племена
Театральная маска – накладки с вырезами для глаз, скрывающие лица актёров, служившие наиболее удобным способом передавать характер ролей.
Театр - Искусство изображения драматических произведений на сцене.
Античная культура - это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. э. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона периода архаической Греции, классической Греции, эпохи эллинизма и эпохи Римской республики.
Тотем - животное, растение, предмет или явление природы, являющиеся предметом религиозного поклонения у некоторых родовых групп родоплеменного общества.
Антропозооморфная маска – маска духов-покровителей, защитников из мира животных, так сказать тотемных предков народа квеле.
Топенг - крепко прижатое, тесно прилегающее.
Орхестра — это круглая площадка, где располагался хор, коллективный участник древнегреческого спектакля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Театральные маски. Википедия. [Электронный ресурс] // URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0% D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8 (Дата обращения: 10.04.2023).
2. Кулишова О.В. Театральная маска в Древней Греции: ее истоки и контексты функционирования. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya- maska-v-drevney-gretsii-ee-istoki-i-konteksty-funktsionirovaniya/viewer (Дата обращения: 9.05.2023).
3. Главгосэкспертиза России . [Электронный ресурс] // URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/239915496 (Дата обращения: 14.01.2022).
4. Школьников С. П.Маски в истории театра (из книги «Грим») [Электронный ресурс] // URL: http://vneshnii-oblik.ru/raznoe/teatr/shkolnikov-maski.html(Дата обращения: 18.05.2023).
5. Пиотровский А.И. Маски античного театра [Электронный ресурс] // URL: https://www.liveinternet.ru/users/3726197/post155463073 (Дата обращения: 19.04.2023).
6. Кулишова О.В. Маска в античном театре. [Электронный ресурс] // URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/maska_v_antichnom_tieatrie (Дата обращения: 17.03.2023).
ПРИЛОЖЕНИЯ
рис.2 Первая культовая маска рис. 1 Античный театр рис. Первая культовая маска
рис.4Маски театра «Топенг» рис.5Маски театра «Топенг»
рис.6 Античная маска рис.7 Строенная маска
рис.8Маска в театре «Но» рис.9 Театр комедии дель арте
рис.10 Созданный нами макет Древнегреческой театральной маски