Одежда аристократии XVIII века в Российской Империи

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Одежда аристократии XVIII века в Российской Империи

Крылова С.Е. 1
1МБОУ " Лицей Технополис "
Ясудис А.В. 1
1МБОУ " Лицей Технополис "
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории предполагает не только познание исторических фактов, действий исторических личностей, но также проживание повседневной жизни людей. История повседневности - новая отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности. В центре внимания истории повседневности комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного, конструирующего стиль и образ жизни у представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения. Нас привлек повседневный мир людей в XVIII в., а именно повседневная жизнь дворян, которая начинает изменяться при Петре I и эти преобразования продолжатся на протяжении всего XVIII в.

В XVIII в. завершается процесс сословного становления российского дворянства. Манифест о вольности дворянства и екатерининское законодательство окончательно оформили права благородного сословия. Дворянство не было однородным: дворяне существенно отличались по имущественному положению. Различные условия и возможности порождали многообразие сценариев повседневной жизни российского дворянина. Один из аспектов повседневной жизни дворян, в XVIII в. появление ассамблей, которые в последствии перейдут в целую повседневную культуру бала. Ассамблеи — прообраз дворянского бала, празднование, введённое Петром Первым в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Они проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. [1]

Правление Петра I вошло в историю не только судебными и финансовыми реформами, но и преобразованиями в культурной сфере, в том числе, в области моды. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

Реформы в области одежды, которые начал в России царь Петр I, продолжила императрица Елизавета Петровна: ее царствование запомнилось пышными балами и так называемой «тиранией моды». А вот Екатерина II, пришедшая на смену требовательной Елизавете, позволила дворянам руководствоваться собственным вкусом и вернула моду на русский стиль.

Императрица Екатерина II (1729-1796), правительница мудрая и дальновидная, умело влияла на общественное мнение - не только словом, но и модой.

Как водится, у великих реформаторов, изменения в эпоху Екатерины II коснулись не только политики, экономики, науки, но и моды. Стиль Екатерины II можно считать демократичным, по сравнению с «тиранией моды» Елизаветы или насильственным насаждением западных костюмов Петром I. В отличие от модницы Елизаветы, предпочитавшей французскую пышность, платья Екатерины Великой имели выраженный русский колорит и заметную народную «изюминку».

Цель проекта: проследить изменения в дворянской повседневности со времён Петра I до времён Екатерины Великой, в контексте бала.

Задачи:

  • Рассмотреть изменения в культуре бала XVIII в.

  • Рассмотреть различные виды женской и мужской одежды в XVIII в.

  • Создать книгу «Одежда аристократии XVIIIв. Российской Империи»

Объект: дворянская эпоха XVIII в.

Предмет: наряды дворянского сословия на балах в XVIII.

Гипотеза: бальныенаряды XVIII в. претерпели значительные изменения от Петра I до Екатерины Великой.

Методы:

  • теоретическое и практическое изучение материала по заданной теме;

  • подбор, изучение и систематизация материала;

  • анализ текста и графических изображений.

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  • 1.1. История бала

Бал — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.

Бал как культурное явление является исключительной принадлежностью европейской традиции, а потому был привнесен на русскую почву Петром Первым вместе с прочими приметами европеизации в директивном порядке. Соответственно, допетровская Россия балов не знала. Петровские ассамблеи всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра I, можно найти любопытные сведения о тогдашних ассамблеях.

Похвастаться новыми нарядами знатные модники могли на ассамблеях. Эти собрания носили и развлекательный характер, но могли послужить и делу: в непринуждённых беседах обменивались новостями, а в серьёзных разговорах обсуждали важные дела. Здесь же преобладали общение, игры и танцы: полонез, менуэт и другие. Хозяин дома, в котором проводилась ассамблея, должен был известить письмом или же другим способом, куда следует приходить желающим. Раньше мужчин принимали отдельно от женщин, а теперь женщин стали принимать вместе с мужчинами.

Немалое внимание уделялось балам с танцами и в эпоху правления Екатерины II, поощрявшей благоразумные светские развлечения. Говорят, императрица любила повторять: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Провинциальное дворянство посещало балы в губернском дворянском собрании; особенно славились балы в Московском Благородном собрании.

Важной особенностью придворных балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию официального приема, чествования, встречи гостей, послов. Подобная роль официальных балов (придворных или организуемых наместниками провинций и губернаторами для местных дворян), просуществовала до Октябрьской революции, после чего она была заменена на разного рода торжественные собрания, концерты. Балы в честь определённых лиц или событий могли даваться и в порядке частной инициативы. Так, в 1812 году в Вильно местное дворянство за небольшой промежуток времени дало два бала: в честь российского императора Александра І, а после занятия города французами — в честь императора Наполеона. [2] (рис.1)

1.2. Внешний вид дам

Реформа затронула и женский костюм. В конце августа 1699 года царский указ Петра I запретил старый русский костюм. Тяжёлые сарафаны, скрывающие формы тела, закрытые рубахи отошли на второй план. Отныне женщины должны были одеваться в корсетные платья с глубоким декольте. Эти платья, как и мужские костюмы, украшали искусная вышивка и кружева. Кроме того, женщины должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой косметикой – румянами и белилами.

В начале XVIII века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья – все это надевалось на льняную сорочку. Корсет, который в Европе носили с XVI века, доставлял женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды – тем более, другого выхода при строгом указе Петра у них не было.

Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином. [4]

Поверх платья женщины надевали робу – название этой верхней одежды произошло от французского "robe" – "платье". После петровской реформы роба заменила традиционные русские летники и опашни. Роба представляла собой длинное распашное платье, которое в начале века было принято расшивать и украшать камнями, кружевом и цепочками сверх всякой меры. По степени богатства и роскоши робы судили о знатности ее обладательницы. В стремлении продемонстрировать социальное положение и близость ко двору женщины не боялись выглядеть вычурно: позже Екатерина II даже распорядилась соблюдать простоту кроя и декора и не использовать кружево шире девяти сантиметров. При Петре же нарядам была свойственна чрезмерная торжественность и величественность: с появлением новых платьев стало модным как можно обильнее украшать себя драгоценностями. [3] (рис.2) Женщины старательно меняли свою внешность. На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила), ведь при свечах лица бледнеют. Вошёл в обиход язык «мушек» - искусственных родинок из тафты или бархата. Место на лице, куда наносилась мушка, было не случайным и было тайным посланием. Мушка в углу глаза означала «Я вами интересуюсь», на верхней губе – «Я хочу вас поцеловать» и так далее. Также не вербально общались с помощью вееров – они тоже стали модны.

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I, превратила моду и западные манеры практически в диктатуру, ничуть не уступая в этом своему отцу, который собственноручно срезал бороды боярам. Но, если в петровское время предпочтение отдавалось немецким костюмам, то Елизавета Петровна своими указами окончательно ввела моду на французское платье и барочный стиль. Именно в нем были обставлены торжественные встречи и балы времен ее правления. При Елизавете среди дворянок стало обязательным переодеваться несколько раз в день. Разные платья предназначались для завтрака и утреннего приема гостей, дневного времени и вечернего выхода в свет.Говоря о моде эпохи Елизаветы Петровны, более уместно описывать не фасоны, а личные пристрастия императрицы: несоответствие костюма ее вкусу и неподобающий внешний вид кого-то из окружения могли обернуться настоящей расправой. О пышности и вычурности нарядов императрицы можно судить по ее портретам, написанным живописцами XVIII века.

Отличительной чертой женской моды того времени стала торжественность. К пышным платьям стали прикреплять шлейф, а под юбку ниже поясницы привязывали турнюр (подушку), что вкупе с тугой шнуровкой корсета сильно изменяло женскую фигуру. Платья в это время были настолько громоздкими и пышными, что на один наряд иногда уходило до 40 метров ткани (очень много материала шло на ленты, банты и прочие украшения). В начале столетия каркас юбки делался из китового уса и был достаточно крепким, но позже появились более удобные фижмы из проволоки, что позволило женщинам в нарядных платьях проходить в узкие двери, сжимая объемную юбку. Фижмы стали предшественниками кринолинов, которые использовались вплоть до 60-х годов XIX века. Длина платья должна была обязательно доходить до пола, полностью закрывая щиколотки, показывать которые считалось неприличным.

Устраивая прием в загородном дворце, Елизавета Петровна требовала от гостей не только торжественности во внешнем виде, но и совпадения нарядов по цветовой гамме с интерьерами дворца и сада. "В Большом Петергофском дворце при Елизавете на торжественных выходах и балах дамы и кавалеры должны были надевать особые «петергофские платья", гармонирующие с наружной окраской дворца и зеленым и белым цветами сада с фонтанами, – пишет академик Дмитрий Лихачев. – Дворец в соответствии с темной зеленью сада и белизной фонтанных струй также красился при Елизавете в зеленый и белый цвета". (рис.12)

Русское дворянство за полвека окончательно привыкло к европейским фасонам и к тому, что вся одежда либо привозилась из Европы, либо шилась под заказ на манер французского или немецкого платья. Но в шестидесятые годы восемнадцатого века традиционно русские элементы костюма вдруг не только выходят из-под запрета, но и становятся модными. Интересно, что это произошло с восшествием на престол Екатерины II, не имевшей ни капли русской крови: новая императрица считала, что необходимо воспитывать в российских подданных национальную гордость и ощущение самодостаточности. Русские элементы вводились в костюм ненавязчиво, служа формой национальной самоидентификации, при этом подданным было позволено следовать общеевропейской моде. Основными деталями, привнесенными Екатериной, стали длинные висячие рукава и короткий шлейф. Часто платья времен Екатерины II называли "офранцуженным сарафаном". Императрица стремилась избавиться от чрезмерной роскоши времен ее предшественницы. Придворным боярам она предписывала носить одинаковые костюмы для демонстрации "единства стоящей над нацией элиты", а для женщин теперь стали шить наряды в соответствии с должностями их мужей. Вообще же требования и регламент одежды при Екатерине II были куда более свободными, чем в начале и середине XVIII века. [6]

1.3. Внешний вид мужчин

Наряд русского дворянина начала XVIII в. по своей красоте и парадности мало чем отличался от женского, и блеснуть им можно было именно на ассамблеях. В январе 1700 года всем – боярам, дворянам, купцам и слугам было велено «на Москве и в городах» носить «венгерские кафтаны».

Пётр I насильно заставлял стричь бороды под страхом огромного штрафа («имать по штидесять рублей с человека»). Те, кто не хотел расставаться с бородой, платили налог. Им выдавали особый знак – металлическую дощечку с изображением бороды и выбитой надписью: «Деньги взяты».

Основу мужского парадного костюма составлял приталенный кафтан из плотного шёлка, парчи или бархата. В петровские времена его носили длиной до колен, застёгнутым на три-четыре средние пуговицы; для того, чтобы талия мужчины казалась тоньше, кафтан расширяли в боках, вшивая в подкладку грубую парусину или пластинку китового уса. Парадный кафтан богато украшался золотым или серебряным шитьём и фигурными пуговицами, а также декоративно оформленными петлями. Под кафтан мужчины надевали рубашку с пышными длинными манжетами и воротником — жабо из тончайшего дорогого кружева, спускающимся по груди, и камзол без рукавов, украшенный вышивкой и множеством пуговиц. На шею дворянин повязывал галстук в виде косынки или ленты. Ввели также «кюлоты» - короткие мужские штаны. Слово — это французское – ведь именно Франция была основной законодательницей моды.

Голову мужчины на протяжении всего XVIII в. покрывал парик, который в России воспринимался как головной убор. При Петре носили парики, называемые «алонжевые». В то время сложились два типа парика — «пудель» и «львиная грива». Букли парика разделяли на три части, туго завивали, пудрили и укладывали — одну на спину, две другие — на грудь. В длину парики достигали талии, а иногда и колен, придавая владельцу горделивую осанку. Шляпу на парик обычно не надевали, а держали в левой руке для отпускания поклонов. Во времена Петра носили треуголки — шляпы с тремя углами, которые надевали острым углом вперёд. Мужчины, так же, как и женщины, пользовались косметическими средствами, имевшими сильный, резкий запах. [3] (рис.11)

Мужской обувью считались тупоносые туфли на невысоком каблуке с металлическими пряжками. Петровские вельможи украшали свои башмаки золотом, серебром, гранёным стальным бисером или драгоценными камнями, отчего «при свете свечей на ассамблеях исходил прекрасный свет». Со временем даже появляется классификация цвета обуви: чёрная — для парадов, коричневая — для прогулок, красная — для ассамблей и балов. [4] (рис.3)

Во второй половине XVIII века основу мужского гардероба составляли рубаха, кафтан, камзол, панталоны, чулки и башмаки. Рубаху обычно шили из льняной ткани или батиста, с прямым разрезом и оборками. Пуговицы были жемчужные или золотые, украшенные драгоценными камнями. Поверх рубашки надевали камзол, который повторял крой кафтана и виднелся из-под него. Панталоны и кафтан обычно шили из одной ткани – чаще всего это был шелк, бархат или парча. Кафтан также часто подбивали мехом. Застегивался он на две пуговицы.

Ближе к концу века кафтан заменил фрак – новая модная одежда родом из Франции. Изначально фрак был предназначен для верховой езды, поэтому из соображений удобства его полы были разной длины. Однако позже фрак стали носить и люди невоенные, его начали надевать на торжественные приемы. Обычно фрак шили из бархата, сукна или шелка, самыми распространенными цветами были зеленый, черный, голубой и фиолетовый.

Обувь не была предназначена для правой и левой ноги: колодка башмаков делалась прямой, и каждый был вынужден разнашивать их самостоятельно. Из-за толстой подошвы и высокого каблука в таких башмаках было достаточно тяжело ходить, и в XVIII веке многие мужчины брали уроки правильной походки у иностранных преподавателей.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Виды печатных изданий

Печатное издание — издание, размноженное при помощи печатания. Это могут быть:

  • книги;

  • газеты;

  • журналы;

  • брошюры;

  • сборники и др.

Книга — один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющее, как правило, твёрдый переплёт. Также книгой может называться литературное или научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания. [5] (рис.4)

 Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей общественно-политической жизни. (рис.5)

Журналы -  печатное или электронное периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения.

Брошюра - печатное произведение небольшого объёма. (рис.6)

Сборник -  собрание на одном носителе информации (книга, оптический диск и так далее) нескольких произведений. В литературе встречаются названия Сборник рассказов, Сборник статей, Сборник выступлений и так далее. (рис.7)

В результате проведённого анализа, наиболее подходящий вид печатного издания для нашего проекта является книга.

2.2. Создание книги

При изучении школьной программы о дворянской повседневной культуры балов со времён Петра I до времён Екатерины Великой, возникло желание найти дополнительный графический материал, чтобы наглядно изучить особенности моды той эпохи. Именно поэтому мы решили создать свою книгу «Одежда аристократии XVIIIв. Российской Империи» в качестве вспомогательного наглядного пособия.

Для создания нам понадобилось:

  • Программа PowerPoint.

Этапы создания:

  1. Изучение литературы о повседневной жизни дворян от Петра I до Екатерины Великой, в контексте бала.

  2. Анализ изученного материала.

  3. Поиск графических изображений в интернете.

  4. Создание макета книги при помощи PowerPoint.

    1. Создан дизайн обложки нашей книги. (рис. 8)

    2. Реализована основная часть, где на графическом изображении мы подписали каждый элемент образа дворянина эпоха XVIII века. (рис. 9) (рис.13) (рис.14)

    3. Собран словарь терминов. (рис. 10)

    4. Оглавление.

  5. Печать макета книга на бумагу.

  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повседневная жизнь дворян в XVIII в. претерпела значительные изменения. В их обыденную жизнь ворвались в начале ассамблеи потом балы, которые породили новую культуру повседневности дворян. В гардеробе дворян начинаю появляться новые наряды для балов, появляется язык мушек, веера, новая культура танца и т.д. В ходе работы мы изучили информацию о том, как в то время проводили ассамблеи и балы. Проследили и проанализировали стиль одежды дворян от Петровкой эпохи до Екатерины Великой. Создали словарь терминов, связанный с бальной культурой дворян XVIIIв., так как с европейской одеждой в русский язык вошло множество иностранных слов: парик, камзол, фижмы, роба, декольте, веер и т.д.

Нами были изучены виды печатной продукции, правила создания макетов разных видов печатной продукции. Проведен анализ приложений для создания макетов. Выбрали приложение PowerPoint для создания нашего макета. Освоили основные инструменты приложения PowerPoint.

Результатом нашей работы является книга «Одежда аристократии XVIII в. Российской Империи», которая может быть использована в качестве дополнительного пособия при изучении, в рамках школьной программы по истории в контекстах, следующих тем: повседневная жизнь дворян XVIII в., культура и быт XVIII в. Также данную книгу можно использовать на курсах внеурочной деятельности, уроках МХК, литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВИ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Из истории организации и проведения первых светских собраний в России // Журнал Первое сентября [Электронный ресурс]. // URL: https://his.1sept.ru/view_article.php?ID=200801504(Дата обращения: 13.02.2023)

  2. Бал // Википедия [Электронный ресурс]. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB(Дата обращения: 02.02.2023)

  3. Мода при Петре I: французская роба и немецкий шлафрок / [Электронный ресурс]. // URL: https://ria.ru/20130411/929112694.htmlpetra-i/ (Дата обращения: 14.01.2023)

  4. Балы в России. Ассамблеи Петра I./ Культура и искусство [Электронный ресурс]. // URL: http://urok-kultury.ru/dvoryanskij-bal-xviii-veka-assamblei-petra-i/ (Дата обращения: 14.01.2023)

  5. Книга // Википедия [Электронный ресурс]. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0 (Дата обращения: 14.01.2023)

  6. Тирания моды и русский стиль во второй половине XVIII века // РИА новости [Электронный ресурс]. // URL: https://ria.ru/20130429/934553456.html (Дата обращения: 10.01.2023)

  7. ПРИЛОЖЕНИЯ

   

(рис.1)

(рис. 4)

   

(рис.2)

(рис.3)

   

(рис.5)

(рис.6)

   

(рис.7)

(рис.8)

   

(рис. 9)

(рис. 10)

   

(рис. 11)

(рис. 12)

 

 

(рис.13)

(рис.14)

 

 

(рис.15)

(рис.16)

Просмотров работы: 182