ВВЕДЕНИЕ
Все события, происходящие в истории любой страны, имеют огромное влияние на её развитие и дальнейшую судьбу граждан. Одним из таких событий для нашей страны является Великая Отечественная война(1941-1945). Все граждане СССР принимали активное участие для победы над врагом. Не только взрослые, но и дети старались помочь любимой стране, чтобы приблизиться к свободе от фашизма. Это событие оставило серьёзный отпечаток на все сферы жизни. Средства массовой информации не стали исключением. Изменения в структуре периодических журналов были не только в общественно политических, но и в детских периодических изданиях. Популярные детские журналы в период Великой Отечественной войны: «Костер», «Дружные ребята», «Мурзилка», «Пионер». В исторической науке сейчас популярно такое направления исследования как интеллектуальная история. Интеллектуальная история – как историческая дисциплина, изучает исторические аспекты одной из сфер человеческой деятельности– творческую и интеллектуальную, через биографию и социокультурное окружение их носителей, включая ее условия, формы и результаты. В роли источника изучения в интеллектуальной истории могут быть привлечены: периодическая печать, мемуары, дневники, киноленты и т.д. Наше исследование выполнено в рамках интеллектуальной истории в роли источника изучения нами был выбран ежемесячный литературно – художественный журнал «Мурзилка», который был ориентирован на детей младшего школьного возраста, воспитанников старших групп детских садов (6-12 лет). В журнале «Мурзилка» было многообразие подачи информации для юных читателей: рассказы, стихи, головоломки, картины, рисунки и т.д. Журнал был достаточно ярким и привлекал читателей визуальным материалом.
Цель исследования: выявить особенности визуального материала в детском литературно – художественном журнале «Мурзилка» в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Выявить особенности периодической печати, как с исторического источника.
Изучение материала в журнале «Мурзилка», посвященных военной тематике.
Выявить особенности публикации визуального источника.
Проанализировать, отобранный материал в детском иллюстрированном журнале «Мурзилка».
Объект исследования: журнал «Мурзилка»
Предмет исследования: визуальный материал вжурнале «Мурзилка», в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза: Визуальный материал в журнале «Мурзилка» был направлен на патриотическое воспитание юных читателей.
Методы исследования:
теоретическое и практическое изучение материала по заданной теме;
подбор, изучение и систематизация материала;
сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Великая Отечественная война (1941-1945), перестроила сферы жизни людей на военный лад. Все граждане СССР принимали активное участие для победы над врагом. Не только взрослые, но и дети старались помочь любимой стране, чтобы приблизиться к свободе от фашизма. В годы Великой Отечественной войны выросло целое поколение детей, вчерашним девочкам и мальчикам буквально в одночасье пришлось повзрослеть: кто-то стал работать в тылу наравне со взрослыми, кто-то ушел в партизаны. Дети вдохновлялись детьми-героями того времени, которые отличились своими поступками. Одним из них стал Валентин Котик- партизан, самый младший по возрасту герой Советского Союза. Он устроил засаду полицаям города Шепетовка. На этом подвиги Вали не закончились, еще он обнаружил телефонный провод немецких войск, а также помогал советским партизанам. Такими же подвигами отличились: Леонид Голиков, Владимир Дубинин, Зинаида Портнова и другие. Подвиги юных героев освещались в детских журналах. Великая Отечественная война активно освещалась в детских периодических изданиях. Иллюстрации в журналах имели значение визуализации, они упрощали восприятие информации для детей младшего возраста. Периодическая печать, того времени, играла огромную роль в формировании мировоззрения у детей, создания образов героев и врагов.
Периодическая печать-вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, тиражируемых типографским способом для оповещения читателей об определенных событиях и формирования на этой основе общественного мнения. [10]
Детские журналы — это вид периодического издания, которые предназначены для детей младшего, дошкольного, школьного среднего и старшего возраста. Детские иллюстрированные журналы можно отнести к комплексным историческим источником, включающим в себя разножанровые письменные тексты (рассказы, повести, очерки, стихотворения и др.) и иллюстрации (репродукции картин, фотографии, рисунки, гравюры).
Одним из популярных журналов в годы Великой отечественной войны был ежемесячный литературно – художественный журнал «Мурзилка».Он был ориентированна детей младшего школьного возраста, воспитанников старших групп детских садов (6-12 лет), выпускался. В 1942 году вышло семь выпусков тиражом от 135 000 до 170 000 экземпляров каждый, в 1943 - восемь выпусков тиражом по 100 000 экземпляров (кроме первого, который вышел тиражом 150 000). В журнале «Мурзилка» было многообразие подачи информации для юных читателей: рассказы, стихи, головоломки, картины, рисунки и т.д. Журнал был достаточно ярким и привлекал читателей визуальным материалом.[4]
Издательство не прерывало выпуски в годы войны, публикации в журнале служили средством поднятия боевого духа, созданием образа своего смелого, доблестного советского солдата и образа врага в сознании детей, а также публикации несли в себе надежду на светлое будущее.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИЗУЧЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ЖУРНАЛЕ «МУРЗИЛКА» В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Историографический обзор. Изучением журнала «Мурзилка» в годы Великой Отечественной войны занимались исследователи. Историк С.В. Иванова изучала детскую периодическую печать в годы Великой отечественной войны. В роли источника изучения рассматривает журнал «Мурзилка». Исследовательница делает акцент, на важности просвещения современных подростков в истории и жизнь детей того времени. [7] Е. А. Воронина обращалась к журналу «Мурзилка» в работе посвященной жизни и творчеству детского иллюстратора Самуила Адливанкина. Он известен как живописец, график, иллюстратор, плакатист, художник кино, монументалист. Работал в разных детских журналах.[2]. Игорь Вдовенко пишет про образ Мурзилки в детской литературе в период 1920-1970 гг. В центре исследования выявление и описание моделей культурного перевода, сменяющих друг друга на разных стадиях существования советской культуры. [1] Исследователи рассматривали журнал «Мурзилка» в своих работах в роли источника, но работ, посвященных изучению визуального материала в журнале «Мурзилка» нами, не было обнаружено.
Образ Великой Отечественной войны на страницах журнала «Мурзилка» был довольно собирательным. Визуальный материал в журнале можно разделить на несколько блоков: комиксы (карикатуры), рисунки читателей, картины, портреты, рисунки к стихам и рассказам.
Один из самых интересных приёмов подачи информации для юных читателей был представлен в виде рисунков, карикатур или комиксов. Карикатур в журнале в изучаемый нами период было не так уж и много, но они имели свою маленькую историю главным героем которой был немецкий офицер по имени Фриц. Имя немецкого офицеры, автором карикатур было выбрано неслучайно, было одно из популярных немецких имен, которое ассоциировалось со всей немецкой нацией.
В карикатурах одним из защитников от Фрица были животные, стоящие на защите СССР. В февральском номере, 1942г. опубликована, карикатура борьбы коровы и Фрица.Главный герой, Фриц очень проголодался и решил подоить корову. Но корова упрямилась и «рогом хватила нахала». После этого пришёл русский солдат и отвёз Фрица в часть. Сюжет иллюстрировал детям взаимопомощь со стороны животных, как друзей человека, готовых прийти на помощь в борьбе со злом, в такое не простое время.[8](рис 1) На этом, сюжеты с животными в журнале не заканчивались. Карикатура «Заяц-Сапёр» рассказывал читателям о случайном задержании немецкого офицера обычным зайцем. Офицер решил заложить мину и отойти в сторону покурить. Но тут мимо пробегал заяц и на минах подорвался сам Фриц. Позже прибыл советский офицер и забрал Фрица в часть.[6] (рис 2) Редакция журнала преподносила детям немецких солдат в виде глупых, рассеянных людей, которых легко могут поймать даже животные.
В журнале публиковалась обратная связь от юных читателей. К примеру обратимся к рубрике «На разгром врага», в ней печатались рисунки детей, в редакцию отражающие боевые действия.[9] (рис 3) На первом рисунке изображено отступление немецких войск под Сталинградом. Ребёнок красочно нарисовал эту страшную картину, осознавая всю важность этих событий и передал её в своём рисунке. На изображении ниже мы можем рассмотреть эпизод, где партизан подбил немецкий танк. Возможно, дети, видели эти события своими глазами, или на основе рассказов взрослых создавали свои рисунки. В журнале часто изображали рисунки военно-морской техники, что сказалось на рисунках детей. Один из читателей прислал рисунок корабля, очень детально прорисованный. Дети-главные читатели и судьи журналов, в то время. Получить их рисунки и мнение было бесценным для редакторов.
Журнал «Мурзилка» не обошёл стороной, героев фронта и тыла. На страницах журнала публиковались портреты героев того времени, с описанием их подвига. В статье «Работай так, помещены портреты: лётчицы, машинистки, учительницы, коммунистки и пятисотницы!» [12] (рис 4) Представительницы прекрасного пола активно помогали в борьбе с врагом и не без успешно.
Не только взрослые, но дети тоже участвовали и помогали советской армии в борьбе с врагом. В журнале «Мурзилка» была детская рубрика «Расти таким», посвященная детям героям. В статье публиковался портрет героя и описание его подвига. В №5, 1942г. был опубликован рассказ о юном герое Андриянове Иване, который предупредил бойцов красной армии, о том, что немцы остались в деревне и хотят подкараулить наших солдат. Он побежал по снегу, чтобы донести это бойцам и у него это успешно получилось. 13-летний Иван был награждён орденом Красной армии.[13] ( рис. 5)
В журнале «Мурзилка» присутствовало множество картин к стихотворениям и другим литературным произведениям. К стихотворению «Письмо к отцу» С. Маршака представлены изображения В. Лебедевой, которые проводят параллель между двумя фронтами: учёбы и войны.[11] (рис 6) Это важная деталь, которая показывает, насколько поддержка имела большое значение. Иллюстрации к стихотворениям в журнале описывали сюжет и дополняют его. Возьмем, к примеру стихотворение «Детский сад» А. Стовацкого, описывает как дети из детского сада становятся участниками войны, чтобы помочь взрослым. [3](рис 7-10) Стихотворение проиллюстрировано А. Баженовой, на рисунках дети шьют вещи, рисуют немца, лечат раненых советских солдат, лепят помощников солдат в армию, примеряют роль командира и артиллериста, хотят сделать все для победы на фронте, что враг был разбит.
Великая Отечественная война внесла коррективы в содержание и структуру журнала «Мурзилка». Военная тематика существовала на страницах издания на протяжении всей войны. Визуальный материал в журнале был представлен в разнообразной форме, как правило он был дополнение к текстовому материалу. В случаи с карикатурами и мини историями, изображения играли самостоятельную роль. Журнал «Мурзилка» не забывала про праздники, проходящие в то время, редакция старалась делать тематические номера и обложки, военную тематику уводили на второй план. Взрослые пытались переключить внимание детей и сделать так, чтобы дети радовались жизни в такое не простое время. С помощью визуального материала редакция журнала пыталась на простом языке объяснить детям ситуацию в мире, тем самым выстраивая гражданскую позицию у подрастающего поколения. Публикации в журнале «Мурзилка» были направлены на патриотическое воспитание детей. Детей учили быть сильными, смелыми людьми, которые став взрослыми, смогут защитить свою Родину.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Периодическая печать является комплексным историческим источником, который может дать исследователям представление о интересах читательской аудитории в разный период времени, помогает выявить, как яркие события истории освещались на страницах журналов, что было актуально для людей того времени. Периодическая печать всегда имела большое влияние на общественность и общественно мнение. Именно благодаря средствам массовой информации люди узнали новости с фронта и тыла, знакомились с подвигами героев. Дети могли узнавать новости не только от родителей, но и от ровесников, с помощью периодической печати.
Великая Отечественная война внесла коррективы в содержание и структуру журнала «Мурзилка». Военная тематика существовала на страницах издания на протяжении всей войны. Визуальный материал в журнале был представлен в разнообразной форме: комиксы (карикатуры), рисунки читателей, картины, портреты, рисунки к стихам и рассказам. Как правило иллюстрации служили дополнением к текстовому материалу, что привлекало юных читателей. С помощью визуального материала редакция журнала на простом языке объясняла детям ситуацию, происходящую в мире, тем самым выстраивая гражданскую позицию у подрастающего поколения. Публикации в журнале «Мурзилка» были направлены на патриотическое воспитание детей. Детей учили быть сильными, смелыми людьми, которые став взрослыми, смогут защитить свою Родину.,
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Воронина Е. А. Самуил Адливанкин-детский иллюстратор // Артикульт.2014.№2 (14). [Электронный ресурс]. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samuil-adlivankin-detskiy-illyustrator (дата обращения: 22.11.2022)
Детский сад // Мурзилка. 1945. № 2. С.8-11.
Дятлова Л.И. Мурзилка в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы// Музей Мурзилка [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@murzilkamuseum-murzilka-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny-1941-1945 (дата обращения: 22.11.2022)
Журнал Мурзилка / Журнал Мурзилка читать онлайн [Электронный ресурс] // URL: http://www.barius.ru/biblioteka/avtor/226(Дата обращения: 13.02.2023)
Заяц -сапёр // Мурзилка. 1942. № 9. С. 20.
Иванова С. В. Детская периодическая печать в годы Великой Отечественной войны (на примере журнала «Мурзилка») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-periodicheskaya-pechat-v (дата обращения: 22.11.2022)
Как Фриц пообедал // Мурзилка. 1942. № 2. С. 20.
На разгром врага // Мурзилка. 1943. № 3. С.13.
Периодическая печать / Исторический сайт [Электронный ресурс] // URL: http://www.historichka.ru/materials/istochnikovedenie/10.html (Дата обращения: 13.02.2023)
Письмо к отцу // Мурзилка. 1943. № 3. С.3.
Работай так! // Мурзилка. 1941. № 3. С.2.
Расти таким // Мурзилка. 1942. № 5. С.14.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Как Фриц пообедал // Мурзилка. 1942. № 2. С. 20 рис.1
Заяц -сапёр // Мурзилка. 1942. № 9. С. 20.(рис 2)
На разгром врага // Мурзилка. 1943. № 3. С.1(рис 3)
Работай так! // Мурзилка. 1941. № 3. С.29(рис 4)
Расти таким // Мурзилка. 1942. № 5. С.14(рис 5)
Письмо к отцу //Мурзилка. 1943. № 3. С.3.(рис 6)
Детский сад // Мурзилка. 1945. № 2. С.8-11(рис 7-10)