Использование цифрового образовательного контента на уроках истории на примере изучения темы «Феодальная раздробленность Руси»

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование цифрового образовательного контента на уроках истории на примере изучения темы «Феодальная раздробленность Руси»

Кочеров А.А. 1
1МАОУ"Гимназия №2" г.Перми
Нечаева С.В. 1
1МАОУ"Гимназия №2" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Согласно постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» предусматривается, с одной стороны, обеспечить школы нужной инфраструктурой и организовать доступ к высокоскоростному интернету, с другой стороны, подготовить цифровой образовательный контент по отраслям знаний [7].

Использование возможностей цифрового образовательного контента (ЦОК) позволит модернизировать общеобразовательную школу в целях интенсификации учебного процесса и построения оптимальной индивидуальной учебной траектории школьников.

Таким образом, сегодня одной из наиболее насущных потребностей в образовательной сфере является разработка максимально эффективного ЦОК, позволяющего формировать универсальные компетенции и оптимизировать процесс работы с ИКТ.

Тема «Феодальная раздробленность Руси» в 6-м классе рассчитана на пять часов. В рамках данных часов необходимо изучить причины раздробленности, основные характеристики княжеств, а также последствия раздробленности. Цифровой образовательный контент по данной теме позволит сформировать целостное представление о данном периоде истории России. В тоже время использование ЦОК восполнит отсутствие информации по отдельным княжествам (обычно рассматриваются три из одиннадцати возникших княжеств), сделает материал боле доступным и занимательным для обучающихся, обеспечит системно-деятельностный подход.

Объектом нашего исследования является цифровой образовательный контент, а предметом – использование цифрового образовательного контента на уроках истории.

При этом нами использовались следующие методы исследования: нарративные, историко-сравнительные, историко-генетические, моделирование, статистические (математические).

Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – показать возможности использования цифрового образовательного контента на уроках истории на примере изучения темы «Феодальная раздробленность Руси».

Задачи:

1. Систематизировать источники и литературу, связанные с темой нашего проекта;

2. Определить понятие «цифровой контент» и особенности его использования в образовательном процессе;

3. Провести анализ содержания учебников и цифровых ресурсов по теме «Феодальная раздробленность Руси» с целью определения основных смысловых блоков для разработки интерактивной карты;

4. Разработать интерактивную карту по теме «Феодальная раздробленность Руси»;

5. Выявить возможности использования цифрового образовательного контента на уроках истории.

Теоретическая значимость проекта состоит в том, что собранная нами информация позволит углубить знания школьников об особенностях развития отдельных княжеств на Руси.

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная интерактивная карта по теме «Феодальная раздробленность Руси» может быть использована педагогами в качестве дидактического материала при изучении данной темы на уроках истории и позволит способствовать повышению исторической грамотности, формированию критического мышления обучающихся.

Глава 1. Цифровой образовательный контент

1.1. Понятие «цифровой контент»

Цифровой контент – это совокупность развлекательных, информационных материалов, которые распространяются в электронном виде по специальным каналам для эксплуатации на цифровых устройствах: компьютерах, планшетах, смартфонах [11]. Основные виды современного цифрового контента – это текст, игры, видео- и аудиоматериалы.

Казалось бы, цифровой контент – нечто новое, непонятное и доступно немногим. В реальности все гораздо прозаичнее. Любая информация, потребляемая вами: музыка, фильм, электронная книга – есть цифровой контент. Использование его напрямую связано с доставкой и потреблением. Доставляются материалы с помощью интернета, либо на физических носителях, посредством цифровых носителей и телевидения.

На сегодня самым многочисленным видом цифрового контента является далеко не текстовая информация, а видео. Согласно новейшему индексу Visual Networking Index компании Cisco, на видео сейчас приходится 227,6 эксабайт в месяц. Это почти в четыре раза больше, чем 70,3 эксабайта, измеренные несколько лет назад в 2016 году, и около 82 % всего IP-трафика сегодня [2].

Использовать цифровой контент можно для самых различных целей: бизнеса (продвижение товаров и услуг), образования, развлечения, общения и т.п. Для создания, распространения и использования цифрового контента необходима инфраструктура. Увеличению объемов потребления мультимедийных продуктов способствует развитие и доступность терминалов для приема контента. Это цифровые устройства, которые мы используем ежедневно. С каждым днем появляются новые технологии, расширяется ассортимент цифровых устройств, их стоимость становится все доступнее для потребителей. Сегодня сложно найти человека, который никогда не слышал о смартфоне или планшете. Даже в отдаленной сельской местности практически у каждого есть смартфон, телевизор, компьютер [11].

До 2012 года мобильные устройства не оценивались как канал потребления контента, так как медиа передавались через интернет, физические носители, телевидение, но не сотовые сети. Сегодня рынок делает ставку именно на мобильном сегменте, его аудитория вливается в поток потребления интернет-контента.

Также создаются мультиплатформы для доступа к цифровому контенту, например, как SmartTV или SmartAuto. С его помощью можно выходить в интернет и одновременно смотреть видео через аналоговое или цифровое телевидение. Большую популярность сегодня набирают игровые приставки, через которые можно заходить в интернет и играть с физических носителей или онлайн [11]. Тенденция на цифровизацию становится более сильной с каждым годом и проникает в разные сферы общества. Например, если раньше в школах все раздаточные материалы, плакаты и прочее, рисовались ночами учителями от руки, то теперь все перешло в электронный формат. Если раньше технологии доходили до школ одними из последних, то сейчас практически невозможно найти учебный кабинет, в котором не было бы проектора или компьютера. Государство сделала из двух этих гаджетов базу учебного процесса. Более того, современные школы оборудуются электронными досками, которые позволяют не только писать на них, но и выводить и взаимодействовать с разного рода контентом.

Создание цифрового контента является сложным процессом, который начинается с идеи продукта до его реализации и дальнейшей доставки пользователю. Создать цифровой контент посредственного качества может каждый, программ и приложений для этого сегодня немало. Это различные видеоредакторы (Windows Movie Maker,SONY Vegas Pro, Pinnacle Video, и прочие), сервисы для разработки электронных книг и анимационных рассказов (UtellStory, ACMI Storyboard Generator и т.д.) [11]. Однако при создании качественного контента лучше доверить профессионалам. У хороших специалистов достаточно опыта и знаний, чтобы создать материалы, достойные внимания аудитории. Также в их распоряжении имеется необходимое оборудование с высокой производительностью и пакеты прикладных узкоспециализированных профессиональных программ, которых обычно не найти в свободном доступе.

1.2. Цифровой образовательный контент

Цифровой образовательный контент – это материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде», а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений учащихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды [7, с. 3].

Цифровизация школ привнесла в учебный процесс наглядность и, в некоторых случаях, легкость изучения дисциплин [6, с. 108]. Презентации, составленные учителями, видеоматериал и прочий контент позволяет ученикам проще постигать предметы. У обучающихся появилась вариативность в обучении: когда наши родители мечтали учиться из дома, то дети нынешнего поколения способны это делать. Школа стала не только местом, куда нужно идти, чтоб получить знания, но и цифровым сервисом (речь идет об электронных школах). Такие сервисы не отличаются от своих физических аналогов.

Кроме того, опыт удаленного обучения на карантине (2020-2021 года) добавили в обиход новые сервисы, на которых преподаватели смогли создавать тесты, размещать конспекты уроков, а также свои видеоматериалы.

Индустрия цифрового контента в образовании ежегодно развивается и имеет поддержку со стороны правительства: Министерство Образования РФ поддерживает копании, а также самостоятельно создает контент, который рекомендован для использования на уроках и доступен в свободном доступе [7, с. 4].

Переход к цифровому образованию – это большой шаг в будущее, к созданию технологии Интернета [13, с. 136]. Сейчас наука развивается с большой скоростью, и новая структура появляется каждый день. «Цифровизация» рассматривается как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [6, с. 108]. Цифровизация образования поможет обучающимся лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.

Классифицируют несколько типов ЦОК: текстовая информация (электронные учебники, статьи); визуальная информация (иллюстрации, видеоматериалы); аудиоинформация (запись лекций, аудиокниг); интерактивные модели (виртуальные лаборатории, интерактивы); аудио- и видеоинформация (онлайн-лекции, запись мастер-класса) [13, с. 139].

По данным пособия «Полный курс НЛП», под авторством Л. Майкла Холла, говориться: «В американском обществе примерно 20 % людей обрабатывают информацию в основном кинестетическим образом, 60 % – визуальным и еще 20 % – аудиальным. Эта статистика отражает только общую тенденцию. В реальных условиях люди меняют репрезентативные системы, исходя из ситуации. В зависимости от воспринимаемого объекта они могут обработать одно событие преимущественно визуально, а затем другое аудиально» [10, с. 54]. В наше время, ученые Рочестерского университета США (University of Rochester) в своем исследовании о Нейролингвистическое программирование подтвердили данные исследования Холла [1]. Тенденцию к становлению человека-визуала присутствуют и в России. Так по данным интернет-издания BBF, на территории нашей страны насчитывается 35 % визуалов, что является наивысшим показателем среди других [4].

Матвиенко С.В. и Васильева Е.В. в своей статье обращают внимание на то, что «образование XXI века – это объединение, совмещение и использование цифровых технологий и инструментов в преподавании и обучении» [5, с. 165]. По их мнению, цифровое обучение открыло для школьников, студентов и уже профессиональных работников возможность приобретать новые навыки в различных отраслях. «Использование цифровых медиа в образовании приведет к совершенно новым областям общения, сотрудничества и создания сетей. Поскольку цифровое обучение не привязано не ко времени, не к месту, оно более гибкое, более индивидуализированное и более мобильное, чем традиционные формы обучения. Для обучающегося, в свою очередь, цифровое образование может стать преференциальным, если рассмотреть основные преимущества подобного рода онлайн-образования» [5, с. 166].

Плюсами использования цифрового образовательного контента можно назвать:

1. Доступность, что позволяет учиться в удобное время, в любом месте и темпе.

2. Интерактивность (видео, аудио, анимацию, тесты и задания), что делает процесс обучения более интересным и эффективным.

3. Обновляемость ЦОК, что позволяет учителям и ученикам получать актуальную информацию.

4. Экономичность: снижает затраты на печать и распространение учебных материалов [5, с. 167].

Но при этом использование цифрового образовательного контента имеет и свои минусы:

1. Необходимость доступа к Интернету (проблема для отдаленных районов или семей с низким уровнем дохода)

2. Отсутствие личного контакта между учителем и учеником, что может негативно сказаться на качестве обучения.

3. Ограниченность ЦОК в своей функциональности и возможностях.

4. Необходимость обновления технического оборудования, что может стать дополнительной финансовой нагрузкой для учебных заведений [5, с. 168].

Поскольку мы рассматриваем цифровой образовательный контент, мы должны учитывать тот факт, что любая деятельность, связанная с образованием имеет границы, в частности, установленные СанПин. Согласно санитарным правилам по использованию электронных средств обучения (ЭСО): «При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут, для обучающихся 1-4-х классов – 10 минут, для 5-9-х классов – 15 минут. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут» [9, с. 166]

Исходя из этих требований, разработчики цифрового образовательного контента создают его, таким образом, чтоб его можно было использовать на уроках и не превышать временной лимит.

Глава 2. Анализ содержания учебников и цифровых ресурсов по теме «Феодальная раздробленность Руси»

Для определения основных смысловых блоков для разработки интерактивной карты проанализируем материал учебников, входящих в федеральный перечень.

2.1. Пчелов Е.В., Лукин П.В. «История России с древнейших времен до начала XVI века» (под науч. ред. Петрова Ю.А.)

Изучению темы «Феодальная раздробленность» посвящен третий раздел учебника: «Русские земли в середине XII – начале века.

Первый параграф раздела (§16) посвящен образованию самостоятельных русских земель. Перед изучением темы, автор ставит перед обучающимися вопросы: «Почему распалось древнерусское государство? Каковы были последствия раздробленности Руси?» [8, с. 98]. Автор кратко повествует о причинах, особенностях и последствиях раздробленности. Материал написан доступным языком, представлена картина В.М. Васнецова, посвященная быту двора удельного князя, а также карта раздробленности и родовое древо Владимира Мономаха [8, с. 99, 101, 103]. После параграфа обучающимся предложен отрывок из произведения «Слово о погибели земли русской» (XIII век), к которому прилагаются вопросы, направленные на развитие аналитических умений. Далее, автор предлагает обучающимся проверить знания параграфа путем ответов на вопросы и систематизации их знаний в таблицу [8, с. 104-105]. Следующие параграфы раздела (§17-20) рассматривают разные княжества Руси по отдельности, обращая внимание на культуру, промыслы, городское и государственное устройство. Особый акцент делается на Новгородском княжестве (республике), ей посвящен отдельный параграф.

Каждый параграф сопровождается иллюстрациями и портретами князей, архитектурных сооружений и произведений живописи, также представлены схемы, таблицы. В конце каждого параграфа, помимо вопросов к нему, имеется блок заданий, посвященных работе с историческими источниками.

Данный учебник имеет хорошую наполняемость по теме «Феодальная раздробленность». Но изучение данной темы может вызвать трудности у обучающихся из-за сложных формулировок.

2.2. Черникова Т.В., Чиликин К.П. «История России. С древнейших времен до начала XVI века» (под общ. ред. Мединского В.Р.)

Повествование о периоде раздробленности начинается с третьей главы учебника: Русь в середине XII – начале XIII вв. В начале представлен фрагмент иконы XV века «Чудо от образа «Богоматерь Знамение». После чего начинается авторское слово и вопросы, на которые ученикам предстоит ответить по ходу изучения темы [12, с. 93].

Первый параграф раздела (§11) начинается с изображения вече, князя и бояр и вопроса, который предполагает обучающимся обсудить возможности избежания распада Руси на отдельные княжества до изучения материала и ответа после его прохождения [12, с. 94]. Параграф дробиться на четыре подпункта, в которых достаточно подробно раскрыты предпосылки, причины, последствия раздробленности, а также дополнительный пункт, которого не было в прошлом учебнике – место и роль независимых русских земель. В начале каждого параграфа идет блок с основными понятиями (тезисами) и важные даты. Так же, как и в предыдущем учебнике, обучающимся предоставляется карта и картины, посвященные данному историческому периоду. После каждого параграфа обучающему предлагается ответить на вопросы разного уровня сложности. Параграфы 12-14 посвящены детальному рассмотрению всего трех княжеств: «Галицко-Волынскому», «Владимиро-Суздальскому» и «Новгородскому». При этом культура всех княжеств вынесена в отдельный сдвоенный параграф 15-16. Материал представлен подробно и подкреплен наглядными изображениями. После изучения темы обучающимся предоставляются источники (ресурсы к теме), в которых они могут более подробно прочитать про данный период, темы проектов.

Недостатком данного учебника является отсутствие даже краткого рассмотрения многих княжеств Руси, а также размещение исторических источников не после каждого параграфа, а в конце всего раздела [12, с. 141-146].

2.3. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. «История России» (под ред. Торкунова А.В.)

Также как и в предыдущих двух учебниках, периоду раздробленности посвящен третий раздел Русь в середине XII – начале XIII вв. (§12-14). Первый параграф (§12) рассматривает вопросы: Время политической раздробленности в Европе, Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси, Роль церкви в условиях распада, Идеи единства Руси, Отношение Руси с кочевниками, Государственное управление в период раздробленности, Международные связи русских земель, Развитие русской культуры. Формирование региональных центров, Последствия раздробленности [3, с. 100-108]. Присутствует общий вопрос главы, а также вопросы к параграфам. Последующие параграфы посвящены Владимиро-Суздальскому княжеству, Новгородской республике, описанию Южных и Юго-Западных земель (в качестве материала для самостоятельного изучения). После каждого параграфа представлен блок «История в лицах: современники», в котором дается краткое описание одного из правителей Руси и его европейского современника. Далее идет блок «Подведем итоги», в котором фабульно рассказывается о событии. После чего, следуют блоки вопросов и задания по параграфу, работе с картой. На развитие универсальных компетенций ориентирован блок «Думаем, сравниваем, размышляем». Также представлен новый термин с пояснением. В параграфах присутствуют изображения и задания, направленные на работу с историческими источниками.

Данный учебник написан достаточно простым языком. Информация, полученная в тексте, позволяет сформировать целостное представление о событиях данного периода.

2.4. Цифровые ресурсы

В интернете множество сайтов с исторической тематикой. Остановимся на тех, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации для их использования при самостоятельном изучении, а также в образовательных учреждениях, и на частных продуктах, которые в большинстве своем предоставляют бесплатный доступ к своим материалам.

2.4.1. Российская Электронная Школа (РЭШ): https://resh.edu.ru/

Согласно официальным данным, представленным на сайте проекта: «Российская электронная школа» создается с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Публикуемые на портале «РЭШ» дидактические и методические материалы разрабатываются в рамках реализации ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Российская электронная школа» на 2016 – 2018 годы (далее – ВЦП РЭШ). ВЦП РЭШ является структурным элементом государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.

Материал по теме феодальной раздробленности разбит по урокам (23-24 и 26 уроки). Уроки разработаны по тематическим планам, вследствие чего он начинается с постановки целей и задач урока, а также плана урока. Сам урок имеет две опции: видео урок и конспект по теме, после изучения которого, обучающимся предлагается решить тренировочные задания, а затем два варианта контрольной работы (! для выполнения контрольной работы требуется регистрация на портале). Конспект РЭШ отличается от привычного понимания нами смысла данного слова. Здесь он представлен как текстовый план урока, включающий в себя текст, цели и задачи урока, а также ссылки на дополнительный материал. Несмотря на это, во многих уроках по данной теме материал представлен подробно, что позволит обучающимся лучше разобраться в теме.

Данный сервис отличается от учебников из ФПУ лишь тем, что содержит в себе видеоматериал и тесты. Информация, используемая в РЭШ, является симбиозом всей информации по теме, взятой из учебников из перечня.

2.4.2. Московская Электронная Школа (МЭШ): https://uchebnik.mos.ru/main

МЭШ является системой Правительства Москвы и Московской области, которая включает в себя Электронный журнал и Библиотеку. В отличие от множества региональных сервисов, таких как ЭПОС (Пермский край), МЭШ имеет большую популярность. Портал МЭШ.Библиотека содержит в себе материал из РЭШ, о чем заявлено на странице портала, а также библиотеку материалов по данной теме: видеоролики, презентации учителей и т.д. В связи с этим, различия МЭШ от РЭШ, с точки зрения предоставляемой информации, незначительны, вследствие чего также могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях, а также для самостоятельного изучения.

2.4.3. Онлайн школа «Фоксфорд»: https://foxford.ru/wiki

Несмотря на то, что изначально проект задумывался как онлайн школа, он включает в себя проект Фоксфорд.Учебник, в котором собраны статьи по разным предметам. Остановимся на статьях про феодальную раздробленность. Исторический блок разбит не на классы, а на периоды. Многие статьи по теме «Феодальная (политическая) раздробленности Руси» написаны к.и.н., преподавателем истории Лицея НИУ ВШЭ Донским Г.Г. Материалы в данных статьях имеют подробное описание событий, подкреплены изображениями, схемами, картами, а также имеют разные исторические факты, которые помогут глубже понять тему. После каждой темы обучающимся предоставляется возможность пройти тестирование по теме. В конце статьи имеются источники, используемые при написании статей.

2.4.4. Якласс: https://www.yaklass.ru

Якласс – онлайн-проект, позиционируемый как «цифровой образовательный ресурс для школ», резидент Инновационного центра «Сколково». Темы сортированы по классам. Для использования ресурса требуется регистрация. Информация по темам представлена кратко, но раскрыты полно, материал содержит иллюстрации. После каждой темы, обучающийся может пройти тест, при этом, в случае ошибки, учащийся не имеет возможности узнать правильный ответ, требуется подписка сервиса.

Таким образом, проанализировав учебники и онлайн сервисы, мы можем сделать вывод, что, несмотря на полноту раскрытия темы, рассматривают подробно только три основных княжества: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородское, при этом кратко рассматривая пять других или, не рассматривая их вообще. Более того, стоит отметить, что многие ресурсы предоставляют трудно воспринимаемую и не наглядную информацию, в связи, с чем затрудняется усвояемость темы.

Исходя из этого, в нашей работе мы разработали цифровую платформу по данной теме, которая будет в интерактивной форме описывать княжества, образовавшиеся в результате распада Киевской Руси.

Глава 3. Интерактивная карта по теме «Феодальная раздробленность Руси» и возможности ее использования на уроках истории

Разработка цифровой платформы проводилась с ноября 2022 по апрель 2023 с целью углубления и систематизации знаний школьников об особенностях развития отдельных княжеств на Руси.

Цифровая платформа представляет собой интерактивную карту: http://d93982l8.beget.tech/index.html. При наведении область выделяется и появляется подпись к ней (нажатие на область перенаправит на страницу княжества). Всего представлено 10 княжеств: Новгородское, Муромо-Рязанское, Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Турово-Пинское, Киевское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Переяславское.

Каждое княжество рассматривается по общему плану: географическое положение, природно-климатические условия, история возникновения, экономика, политическое устройство, социальная структура, культура. Информация представлена в виде текста, сопровождаемого интерактивными схемами, картами, задачами и играми, разработанными на базе системы learningapps.com. В конце изучения каждого княжества представлен интерактивный тест на закрепление материала и самопроверку. Весь материал, используемый на платформе, находится в открытом доступе сети «Интернет». Информация, предоставляемая платформой, была подвергнута проверке путем сравнения с другими открытыми источниками.

Данная платформа может быть использована на уроках истории при изучении темы «Феодальная раздробленность Руси» в 6-м классе. Форма организации урока зависит от технических возможностей и от уровня обученности класса. Также обучающиеся могут использовать данный сайт для повторения и закрепления информации при подготовке к ВПР, ГИА-9, олимпиадам.

Использование данного ЦОК позволяет:

1. укрепить мотивацию шестиклассников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им концентрировать внимание на учебном процессе;

2. сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;

3. способствовать информационной грамотности обучающихся;

4. добиться учителю эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход без временных и иных затрат;

5. сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения.

Заключение

Подводя окончательные итоги проделанной работы, мы можем говорить о том, что мы смогли изучить и проанализировать понятие «цифрового контента» и особенности его использования в образовательном процессе. В век всеобщей цифровизации образование активно включилось в этот процесс. Однако цифровой контент используется в образовании не так давно, поэтому находится на стадии становления. Несмотря на это, можно констатировать факт, что данный вид контента помогает обучающимся изучать новый материал лучше и с минимальными затратами за счет наглядности и интерактивность.

Анализ учебников, входящих в ФПУ, а также электронных ресурсов показал, что тема «Феодальная раздробленность на Руси» представлена в достаточном объеме, но подробно рассматриваются только три основных княжества: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородское.

Для решения данной проблемы нами была разработана интерактивная платформа, которая объединяет в себя несколько видов цифрового образовательного контента. Платформа является концептуально новым решением для школьного исторического образования, так как не имеет аналогов и включает в себя большее количество информации, чем в других источниках. При этом на каждом этапе работы обучающиеся выступают в роли исследователя и могут самостоятельно выбирать траекторию изучения материала. Разработанная интерактивная карта по теме «Феодальная раздробленность Руси» может быть использована педагогами в качестве дидактического материала при изучении данной темы на уроках истории, а также в качестве ресурса для подготовки к ВПР, ГИА и заданиям олимпиадного уровня, и позволит способствовать повышению исторической грамотности, формированию критического мышления обучающихся.

Исходя из всего вышесказанного, мы заключаем, что все поставленные нами задачи были выполнены, и мы успешно достигли цели нашей работы. Данная работа представляет, как практическую, так и теоретическую ценность, исследования в данной области могут быть продолжены.

Список литературы

1. Hagen S. The Minds Eye [электронный документ] (http://www.rochester.edu/pr/Review/V74N4/0402_brainscience.html) Дата обращения: 03.04.2023

2. 12 статистических данных по видео в социальных сетях, о которых следует помнить в 2023 году [электронный документ] (https://marketsplash.com/ru/statistika-vidieomarkietingha-v-sotsialnykh-sietiakh/) Дата обращения: 05.02.2023

3. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. История России. 6 класс Ч.1 / под ред. Торкунова А.В. – М. Просвещение, 2016. – 128 с.

4. Как определить психотип человека [электронный документ] (http://www.rochester.edu/pr/Review/V74N4/0402_brainscience.html) Дата обращения: 03.04.2023

5. Матвиенко С.В., Васильева Е.В. Образование XXI: плюсы и минусы цифрового образования // Образование и право, №1, 2022. – С. 165-121

6. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. // Педагогическое образование в России, №8, 2018. – С. 107-114

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» [электронный документ] (http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202012090002) Дата обращения: 13.02.2023

8. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс / под ред. Петрова Ю.А. – М.: Русское слово, 2016. – 240 с.

9. Требования к использованию ЭСО во время образовательной деятельности // Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи [электронный документ] (http://conf.ekarpinsk.ru/upload/files/370/2022/August/f69f2d82/Trebovaniya_k_ispolzovaniyu_ESO_vo_vremya_obrazovatelnoj_deyatelnosti.pdf) Дата обращения: 03.04.2023

10. Холл Л.М., Боденхамер Б.Г. Полный курс НЛП. – М.: АСТ, 2015. – 1350 с.

11. Цифровой контент [электронный ресурс] (https://semantica.in/blog/czifrovoj-kontent.html) Дата обращения: 05.02.2023

12. Черникова Т.В. Чиликин К.П. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс / под ред. Мединского В.Р.– М.: Просвещение, 2021. 272 с.

13. Шишкина Ю.М., Гаттарова Л.Х., Исламов А.Э. Классификация и инструменты современных цифровых технологий в образовании // Актуальные исследования, №47 (74), 2021. – С. 136-138.

Просмотров работы: 248