Введение
Нам, молодому поколению, часто приходится слышать такие фразы: «Вот у нас в Советском Союзе!..», «Мы были не такими, как вы», «Вы – потерянное поколение». Становится обидно, когда слышишь такие слова. Из предложенных тем мне стала интересна тема «Плакаты советских лет: ценности и принципы жизни».
Я решила рассмотреть эту тему, и моей целью стало: выявление ценностей и принципов жизни на плакатах советских лет для сравнения их актуальности в нынешнее время.
Я предположила (гипотеза), что ценности и принципы жизни на советских плакатах не утратили своей актуальности в настоящее время.
Для подтверждения или опровержения гипотезы я буду решать следующие задачи:
Определить значение слова «плакат».
Изучить историю появления плаката.
Классифицировать виды плакатов.
Рассмотреть понятия о человеческих ценностях и принципах жизни.
Собрать и классифицировать плакаты советского времени, проанализировать их.
Сравнить ценности и принципы жизни (через плакаты) СССР в современной России (работа с инициативными группами).
Провести творческую работу с инициативными группами каждой школьной ступени.
В процессе исследования я буду пользоваться методами: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
Объект исследования – плакаты советских лет.
Предмет исследования – человеческие ценности и принципы жизни.
Основная часть
Определение слова плакат
Из литературы и интернет ресурсов я узнала, что слово плакат французского происхождения. Дословно placard обозначает «афиша, плакат», а слово plaquer – налеплять.
Таблица 1.
Интернет ресурс |
БРЭС |
Энциклопедический словарь (Е.М. Кукина) |
Плакат - разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию. |
Плакат (нем. Plakat) – вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. |
Плакат – один из основных изобразительных видов «агитационного искусства». |
Вывод: из определений следует, что плакат:
это агитационное, рекламное, информационное или учебное изображение;
всегда сопровождается текстом или слоганом.
История появления плаката
Я решила рассмотреть историю появления плаката.
Таблица 2.
Время и место появления |
Характеристика |
Изображение |
Древняя Греция, Древний Рим |
|
|
Германия, конец XVIII в. |
1798 г. немецкий печатник Алоиз Зенефельдер
|
|
Австрия, середина XIX в. Франция, середина - конец XIX в. |
Австрийский барон фон Рансонет
Литограф Жюль Шере (собственная мастерская) Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек одним из первых всерьёз занимался рисованием афиш-плакатов. |
|
СССР |
|
Вывод: таким образом, с изменением исторических условий меняется содержание (изображения и слоганы) плакатов.
Виды плакатов
В источниках плакаты классифицируют по следующим признакам:
Понятия о человеческих ценностях и принципах жизни.
Моя тема «Плакаты советских лет: ценности и принципы жизни». Я уже узнала значение слова плакат, его историю. Классифицировала плакаты по цели, способу создания и материалам. Теперь я рассмотрю понятия ценности и принципы жизни.
Таблица 3.
Словарь |
Ценность – это… |
Принцип – это… |
С.И. Ожегов «Словарь русского языка» |
Ценный предмет, явление. |
убеждение, взгляд на вещи. |
Большой Российский Энциклопедический словарь |
Положительная или отрицательная значимость объектов и явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. |
Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. |
«Философский словарь» под редакцией И.Т. Фролова |
Специфически социальные объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное). |
(лат. Principium – основа, первоначало)… этическая норма, характеризующая отношения людей в обществе. |
Вывод: из определений следует, чтоценности – это приоритеты человека, тогда принципы - это внутреннее руководство к действиям.
Анкетирование
После сравнения определений я решила узнать мнение учащихся каждой ступени обучения нашей школы.
В анкетировании я попросила ребят закончить предложение: «Жизненные ценности – это…». Мнение детей я обработала, разделив жизненные ценности по категориям.
Жизненные ценности – это…
Вывод: большинство учащихся нашей школы не задумываются над значением этого понятия. Это может происходить по следующим причинам:
возраст;
избыток информации;
время, в которое мы живем.
В следующем вопросе нужно было перечислить жизненные принципы, которыми руководствуются учащиеся нашей школы.
Вывод: на диаграмме видно, что для всех учащихся главными являются взаимоотношения с людьми. Примерно одинаковое количество учащихся, независимо от возраста, никогда не задумывались над поставленным вопросом. У старшеклассников вторая лидирующая категория – «саморазвитие», это говорит о том, что многие уже сейчас задумываются и понимают важность получения качественного образования.
Сбор и анализ коллекции плакатов советского времени
Из различных изданий и интернет ресурсов я собрала цифровую копилку плакатов советских лет. Затем я классифицировала эти плакаты по временному признаку. При этом выделяла ценности и указывала принципы, используя плакатные слоганы тех лет.
Таблица 4
Период |
Характеристика периода |
Примеры плакатов |
Ценности |
Принципы |
Строительство социализма |
|
Цельность, единство, бдительность, созидание, активность, производительность, интенсивность, преданность, дружба |
«Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн»; «Да здравствует международная пролетарская революция»; «Здоровый труд поднимет производительность. Здоровый труд – радостный труд»; |
|
Вов |
|
Смелость, бесстрашие, стойкость, справедливость, сила духа, отвага, бдительность, верность, стремление к победе |
«Родина-мать зовет!»; «Воин Красной Армии, спаси!»; «Отомсти!»; «Бьемся мы здорово, колим отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева»; «Все для фронта, все для Победы» |
|
Строительство коммунизма |
|
Созидание, стабильность, исполнительность, инициативность, развитие, профессионализм, ответственность, организованность, дисциплина |
«Пятилетку в 4 года - выполним»; «Восстановим!»; «Мастерству учиться – всегда пригодится»; «Даем сверх плана»; «Воспитаем поколение, беззаветно преданное делу коммунизма» |
Вывод: классифицировав плакаты, я обозначила для себя следующие моменты:
В советское время плакат был распространен и популярен, как вид агитационного искусства;
Слоганы плакатов были образными, емкими и доступными (являлись жизненными принципами советского человека);
Плакат был выражением актуальности событий, происходящих в стране и в мире;
Плакат определял ценностные ориентиры советского человека.
Сравнение ценностей и принципов жизни (через плакаты СССР)
учащихся нашей школы
Для подтверждения или опровержения моей гипотезы я решила привлечь учащихся нашей школы для творческой работы с копилкой плакатов СССР. Напомню, в анкетировании участвовали ребята 4, 7, 10 классов. В этих классах были созданы (по желанию) инициативные группы, которым было предложено поработать с этими плакатами.
Задание 1.
Оборудование: копилка плакатов СССР
Цель: изучение интересов учащихся каждой ступени обучения для сравнения.
Инструкция для учащихся: выбери понравившийся плакат и обоснуй свой выбор.
В таблице представлен выбор каждой ступени обучения.
4 класс |
7 класс |
10 класс |
|
|
|
Вывод: результаты этого задания показывают, что учащиеся обращали внимание на красочное изображение и слоганы. Интересно, что учеба и дружеские отношения являются приоритетными. В основной и средней школе ребятам важно придерживаться здорового образа жизни. В процессе выполнения задания ребята указывали на важность поддержания связи между поколениями и сохранения памяти ушедших героев.
Задание 2.
Оборудование: копилка плакатов СССР
Цель: выяснение мнения учащихся о современности через плакаты СССР.
Инструкция для учащихся: выбери плакат, отвечающий современной ситуации, и объясни причину своего выбора.
Мнение детей представлено ниже.
4 класс |
7 класс |
10 класс |
|
|
|
Вывод: все дети понимают, что на данный момент важно сохранение мира и, даже глядя на плакаты СССР, они считают эту проблему самой актуальной на сегодняшний день. Вторая проблема, на которую указали дети, – благополучие и комфорт в семье.
Задание 3.
Оборудование: копилка плакатов СССР, таблички с категориями ценностей
Цель: выявление ценностей современных школьников через содержание плакатов советских лет.
Инструкция для учащихся: разложи плакаты в соответствии с табличками категорий и обоснуй свой ответ.
Выбранные категории ценностей позволяют сделать следующие выводы:
4 класс |
7 класс |
10 класс |
|
|
|
Вывод: все инициативные группы отметили одинаковые категории ценностей, что подтверждает мою гипотезу.
Задание 4.
Оборудование: копилка плакатов СССР, бумага, ножницы, клей, фломастеры
Цель: создание современного актуального плаката, используя изображения и слоганы плакатов советских лет.
Инструкция для учащихся: используя копилку плакатов советских лет, составьте коллаж на актуальную для вас тему.
Вывод: работы показывают, что дети видят и замечают проблемы общества. Они считают, что эти проблемы исправимы и доказывают это теми слоганами, которые использовали при создании коллажей. В таблице представлены проблемы, которые выделила каждая инициативная группа.
4 класс |
7 класс |
10 класс |
Комфорт в семье, достижения предшествующих поколений, познание мира, здоровый образ жизни, интерес к событиям в мире |
Семья, самостоятельность, честность, учеба – главный труд |
Интерес к событиям в мире, выбор будущего, развитие, учеба, здоровый образ жизни, семья, комфортное детство |
Во время выполнения творческой работы многие дети отмечали, что хотели бы видеть плакаты, ориентированные именно на их возрастную категорию, в школе и других общественных местах.
Заключение
Таким образом, в процессе работы с плакатами СССР мое мнение и мнение инициативных групп совпали. Значит, моя гипотеза о том, что ценности и принципы жизни на советских плакатах не утратили своей актуальности в настоящее время, подтвердилась.
Новое поколение – это не потерянное поколение. Меняются условия жизни, технический прогресс не стоит на месте, но общечеловеческие ценности, передаваемые из поколения в поколение, остаются неизменными и важными для людей.
В доказательство этого хочу привести слова Леонида Ильича Брежнева на XXV съезде КПСС в 1976 г и отрывок из выступления Владимира Владимировича Путина в декабре 2022 г на открытии РДДМ:
Л.И. Брежнев на XXV съезде КПСС, 1976г |
В.В. Путин 18.12.22, открытие РДДМ |
«Атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплочённость, дружба всех наций и народов, страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими, - таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоевания социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности». |
«…надеюсь, что своими делами, поступками, своей решимостью и при этом открытостью наших намерений, планов, принципов мы сможем сделать мир более справедливым – таким, где все народы по-настоящему равны, где каждый имеет право на уважение, на то, чтобы следовать своим традициям, говорить на своём родном языке, чтить своих предков, и где у всех есть возможность для максимальной самореализации вне зависимости от того, в каких условиях человек вырос, из какой семьи он происходит» |
Как раньше государство брало на себя формирование моральных ценностей подрастающего поколения через агитационные плакаты, так и сейчас этому уделяют время в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования.
Важно уточнить, что сделанные мной выводы основываются лишь на моем исследовании и могут не совпадать с мнением экспертов в области социологии и психологии.
Литература
Справочники:
Большой Российский Энциклопедический словарь. – М. : Большая Б79 Российская энциклопедия, 2006. – с. 1189, с. 1247, с. 1740.
Мир русского искусства. Энциклопедический словарь / Е. М. Кукина. – М. : Рус. яз.-Медиа, 2005. – с. 460.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – с. 294, с. 407.
Интернет-источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82 13.11.22. 20:15
https://www.megaflag.ru/articles/plakat-eto-chto-takoe 13.11.22. 20:25
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/plakat/ 13.11.22. 20:45
http://tanki-media.ru/bp_05_o_tankistah/pages/plakat.html 13.11.22. 20:55
https://www.bl-school.com/blog/toulouse-lautrec/ 20.11.22 21:30
https://artchive.ru/news/2403~Bolee_500_rabot_mastera_plakatov_Prekrasnoj_epokhi_Zhjulja_Shere_poluchil_muzej_v_Miluoki 20.11.22 21:40
https://www.marketch.ru/history-of-marketing/posters-by-lithography/ 20.11.22 22:00
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8 20.11.22 23:10
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82#%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F 20.11.22 23:20
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 30.11.22 23:30
https://alabin.ru/kollektsii/knizhno-arkhivnye-sobraniya/kollektsiya-plakatov-i-listovok/sovetskie-plakaty-50-kh-60-kh-godov/ 30.11.22 23:40
https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/ 30.11.22 00:05
http://redavantgarde.com/collection/show-collection/ 1.12.22
https://goal-life.com/page/person/cennosti-zhizni 1.12.22
https://studme.org/71946/sotsiologiya/klassifikatsiya_tsennostey 1.12.22