СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯКУТСКИХ ПАЛЬМ-БАТАСОВ: ФУНКЦИИ И ОПИСАНИЕ

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯКУТСКИХ ПАЛЬМ-БАТАСОВ: ФУНКЦИИ И ОПИСАНИЕ

Томский А.И. 1
1МБОУ "Верхоянская СОШ имени М.Л.Новгородова"
Атласова Ж.К. 1Седалищева С.Н. 2
1МБОУ "Верхоянская СОШ имени М.Л.Новгородова"
2Научно-образовательный центр Академии наук РС(Я)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Археологические исследования в Якутии, расположенной в Восточной Сибири в двух тысячах километрах к северу от Монголии, в тысяче километров от Северного Ледовитого океана, позволяют рассматривать в глобальном контексте, тех предметов, которые относятся к средневековому и современному периоду, т.е. последних пяти веков. Холодный континентальный климат, вечная мерзлота в зависимости от местонахождения представляют идеальную среду для сохранения органической материи, а именно ДНК и генетического кода. Также коренные народы Якутии сохранили значительную часть своих традиций, особенно устное народное творчество: мифы, легенды, сказания. Основываясь на археологические и культурные материалы Якутии можно уточнить историю развития происхождения народа саха [6, С. 61].

Как отмечает известный ученый археолог А.И. Гоголев: «Якутская культура XIX века изучена довольно хорошо. Достигнуты несомненные результаты в исследовании материальной культуры XVIII в. Но слабо мы представляем ее на уровне XVI-XVII вв. В целом, средневековые археологические памятники Якутии изучались фрагментарно и очень слабо. Так, памятники первой половины II тыс. н.э., с которыми связано формирование основ якутской культуры, до 1970-х годов фактически не были выявлены» [3, С. 3].

В археологических материалах Якутии батас как боевое оружие в мужских захоронениях погребениях встречается редко. Среди сопроводительных предметов в погребениях XVII-XVIII веков батасы не найдены, так как церковная администрация категорически запрещала изготовление местным населениям якутов боевые доспехи и оружия, в том числе и батас [7, С. 75].

Актуальность:

Батас в древности известен как военное оружие ближнего боя, но начиная с XVII в. до XIX в., он использовался в бытовом хозяйстве как оружие охоты. Определению батас-а и другим видам оружия ближнего боя в русскоязычной литературе дается как однолезвийное древковое колюще-режущее оружие народов Сибири, пишут и называют их пальмой. В данное время батас, древнее оружие ближнего боя якутов, можно увидеть только в краеведческих музеях Республики Саха (Якутия).

Цель данной работы: дать четкое определение и назначение батас-а, сравнивая егоиз северного и центрального музейных фондов, чтобы найти общие и отличительные элементы и выяснить прямое назначение.

Задачи:

1.Ознакомиться с литературными данными о военных делах якутов в древности;

2. Дать четкоеопределение понятия «батас»;

3. В практической части изучить батас из фондов Верхоянского краеведческого музея «Полюс Холода»Верхоянского района, Черкехского историко-мемориального музея «Якутскаяполитссылка» Таттинского района, Улах-Анского историко-краеведческого музея Хангаласского района;

4. Сделать макет батас-а по размерам батас-а из фонда Верхоянского краеведческого музея «Полюс Холода».

5. Провести опрос среди учащихся 8-11 классов.

Предмет исследования: оружие якутов ближнего боя.

Объект исследования: батас-ы Верхоянского краеведческого музея «Полюс Холода» Верхоянского района,Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политссылка» Таттинского района и Улах-Анского историко-краеведческого музея Хангаласского района.

Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы (методы исследования):

- измерение и сравнение батас-ов из фондов Верхоянского краеведческого музея «Полюс Холода» Верхоянского района, Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политссылка» Таттинского района и Улах-Анского историко-краеведческого музея Хангаласского района;

- изготовление макета батас-а по размерам батас-а из фонда Районного краеведческого музея «Полюс Холода»;

- проведение опроса среди учащихся 8-11 классов.

В данной работе мы использовали источники из архивных фондов Верхоянского краеведческого музея «Полюс Холода» Верхоянского района, Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политссылка» Таттинского района и Улах-Анского историко-краеведческого музея Хангаласского района, а также такие литературы как «Военное дело якутов» Васильева Ф.Ф., «Традиционные орудия труда якутов (XIX – начало XX века)» Зыкова Ф.М., «Итоги работы Саха-французской археолого-этнографической экспедиции» Попова В.В. идругие литературы.

I. Оружие ближнего боя

1.1.История оружия ближнего боя

В XVII-XVIII вв. на территории Якутии наиболее распространенными клинковыми оружиями были батас, батыйа и хотокоон (котокоон). В письменных документах они обычно называются пальмами, реже копьями или рогатинами.

Рис. 1. Здесь изображены формы орудия ближнего боя

древних якутов: под номером 1 и 2 – батас,

а под номером 3 и 4 – батыйа.

Рисунок взят из книги Васильева Ф.Ф. «Военное дело якутов»

Батас. Рубяще-колющее орудие ближнего боя. Многие исследователи отмечали этот вид оружия как боевой. Длина клинка колеблется от 50 до 70 см, длина черенка достигает 25-30 см, рукоять – до 1,5 м. В верхней части грани (хаптаҕайа), ближе к спинке (өнчөх), имеется специальный желобок (үөс). Часть клинка от основания до полосы украшали медными ставками и насечками. Батас резко отличается от других видов оружия (батыйа, хотокоон) своими размерами и, прежде всего, формой полосы (бии). Полоса от черенка к середине слегка расширяется и резко сужается к острию (уһук), в результате чего лезвие принимает ломаную линию. На этот характерный отличительный признак оружия указывал еще В. Серошевский [2, 91 стр.].

В археологических раскопках в Якутии только в 60-е и 70-е гг. в трех погребениях был найден батас[7, С. 76]. По заключению д.и.н. А.И. Гоголева «с окончанием междоусобищ в среде якутских племен батас, болот, кылыс, үҥүү, оружия целиком связанные с войной, теряют свое боевое значение и некоторые из них постепенно исчезают» [3, С. 107]. Батас относится к оружию, поэтому в якутских дохристианских погребениях не встречаются, так как предметы вооружения погребались отдельно по особым обрядам.

С 2009 по 2019 гг. археологические раскопки на территории Якутии проводит сектор археологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (ИГИиПМНС СО РАН). За это время работала Саха-французскаяархеолого-этнографическая экспедиция и по результатам этих экспедиций были обнаружены и зафиксированы 5 батасов.

Все данные о батасе по археологическим раскопкам указаны в таблице 1 [7, 75-76 стр.]. (см. приложение №1)

1.2. Военное искусство якутов

Военному искусству обучали не всех представителей мужского пола. Существовала определенная система отбора и, по всей вероятности, обучение стоило немалых средств. Боотурами и бөҕө становились, прежде всего, дети людей, принадлежащих к тойонату. Серьезное обучение было доступно лишь детям представителей военного сословия, как того и требовал кодекс обычного права.

Следует остановиться на отдельных этапах системы военного обучения. Ее

стадиальность раскладывается, примерно, так:

1. Обряд определения будущего новорожденного с точки зрения перспектив на военном поприще (чинчилээһин);

2. Начальный этап воспитания (детский возраст , начиная с 3-4 лет);

3. Завершающий этап воспитания (подростковый возраст);

4. Обряд посвящения в воины и наречение взрослого имени (по достижении совершеннолетия)

Новорожденных мальчиков показывали старому человеку, умеющему по внешнему виду предсказывать будущее. Не исключено, что обряд в некоторых случаях выполнялся шаманом [2, 129-130 стр.].

1.3. Общие и отличительные черты батас-а

Батас является колюще-рубящим орудием более широкого назначения. Как охотничье орудие он применялся для добычи таких крупных зверей, как медведь, лось, олень и др. А.Ф. Миддендорф прямо пишет, что батас являлся рогатиной медведя. Батас в далеком прошлом применялся и как боевое оружие, наряду с копьем [4, 71 стр.].

Рис. 2. Здесь изображены четкие контуры батаса.

Рис. взят из книги Зыкова Ф.М. «Традиционные орудия труда якутов

(XIX – начало XX века)»

Батас близких аналогий как колюще-рубящее орудие также не имеет. Батас отличается от других трехгранным сечением пера. Наконечник относится к типу удлиненно-треугольных [4, 72 стр.].

Батас имеет такие общие черты как: 

- колюще-режущие древковое орудие;

- на клинке насечки или инкрустация мастера изготовителя;

- на месте насадки древко обматывается кожаной лентой;

- древко обматывается берестой и обтягивается сухожильными нитками.

Батас имеет также отличительные признаки как:

- по длине клинка батаса имеет 50-70 см;

- по форме клинка у батас-а с острия и насадки до середины клинка расширяется.

- по форме и расположении желоба батас-а почти у ребра длинная и продольная;

- по длине деревянной рукояти у батас-а доходит до 150 см;

- по назначению батас применялся для поражения крупных животных и в военное время.

1.4. Структурные элементы однолезвийного древкого орудия якутов

Структурные элементы однолезвийного древкого орудия – батас-а

Батас состоит из клинка (иэдэс), лезвия (бии), острия (уһук), дола, желобка (үөс), спинки (өнчөх), хвостовика (туура) и рукояти (ук).

 

Хвостовик (туура)

Рис. 3

II. Методология исследования якутских пальм-батас-ов

2.1. Батас-ы из фондов Верхоянского краеведческого музея

«Полюс Холода», Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политссылка» и Улах-Анского

историко-краеведческого музея

Мы начали изучать холодное орудие якутов из фонда Верхоянского краеведческого музея «Полюс Холода» в 2019 году вместе с руководителем Седалищевой С.Н. и параллельно консультировались с сотрудником Якутского музея им. Ем. Ярославского Поповым В.В.

А в 2020 г. мы продолжили изучать батас на материале Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политссылка» Таттинского района с целью сравнить батас-ы северного и центрального районов Республики Саха (Якутия). Материал по батас-у нам представил научный сотрудник музея – Елизавета Ивановна Ушницкая. А в этом году мы решили продолжить изучение батас-а по материалам Улах-Анского историко-краеведческого музея Хангаласского района. Материал нам предоставил руководитель музея Вячеслав Николаевич Спиридонов.

В музее «Полюс Холода»Верхоянского района имеются два батас-а. Один из них был дубликатом, который сделал известный мастер республики Татаринов И.Х. Он дублировал по материалам экспозиций Черкехского краеведческого музея имени С. Омоллоон.

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Второй батас музея «Полюс Холода»Верхоянского района был оригиналом. Был привезен из Саккырыра Эвено-Бытантайского района бывшим директором, известным краеведом Кириллиной В.З. в 1990-х гг. Батас сохранил свой подлинный вид, украшен медными вставками с двумя кольцами, рукоять закручен ровдугой. Данный батас относится к XIX веку.Это доказывает, что его владелец, по своему усмотрению, прикрепил рукоять, соразмерную с рукоятью батыйа. Часть клинка украшена двумя медными вставками (кольцами), рукоять закручена ровдугой. (рис.4)

В Черкехском историко-мемориальном музее «Якутская политссылка» Таттинского района имеется более менее сохраненный батас. Его подарил Д.К. Сивцев – Суорун-Омоллоон в 1981 г. 25 февраля. Батас был найден учащимися Бологурской школы Амгинского района под руководством учителя-историка Семена Георгиевича Романова в одной местности Болугурского наслега. Как видно на фотографии лезвие батаса разломано, но хорошо виден контур острого лезвия на верхней части клинка. (рис.5)

А в Улах-Анском историко-краеведческом музее на базе МБОУ «Улах-Анская СОШ им. А.И.Притузова» Хангаласского района имеется хорошо сохраненный батас. Как утверждает Спиридонов Вячеслав Николаевич, батас относится приблизительно к XV-XVIIвекам. Этот батас по длине клинка и двух лезвий, по толщине спинки и лезвий намного длиннее и толще, чем батас из Верхоянского краеведческого музея. Лезвие этого батас-а от рукояти начинается через 45мм. Этот батас был вручен в Улах-Анском музеев 1967-1970 гг., когда был организован сбор экспонатов для музея. (рис.6)

2.2. Сравнительно-типологический анализ

якутских пальм-батасов

Мы взяли замеры со всех батас-ов по длине клинка, по длине двух лезвий, по толщине спинки и по толщине лезвий.

Первое измерение проведено в 2019 г. мною и моим руководителем Седалищевой С.Н. в музее «Полюс Холода». И ниже представлен замер батас-а фонда музея «Полюс Холода».

На рис. 8 – длина клинка («иэдэс») – 34 см.; длина первого лезвия от рукояти – 14,5 см.; длина второго лезвия до острия – 19,5 см.

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9

На рис. 9 – толщина спинки («өнчөх») от рукояти – 0,7 мм; в середине – 0,5 мм; в начале – 0,2 мм.

На рис. 10 – толщина лезвия («бии») от рукояти – 0,2 мм; в середине – 0,1 мм; в начале – 0,5 мм.

Второе измерение было совершено научным сотрудником музея «Якутская политссылка» по нашей просьбе, так как в связи с данной существующей ситуацией пандемии Covid-19, мы не смогли сами посетить и посмотреть экспонат батас-а вживую.

На рис. 11 – длина клинка («иэдэс») – 42,8 см.; длина первого лезвия от

рукояти – 16,5 см.; длина второго лезвия до острия – 26,3 см.

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12

На рис. 12 – толщина спинки («өнчөх») от рукояти – 0,8 мм; в середине – 0,7 мм; в начале – 0,3 мм.

На рис. 13 – толщина лезвия («бии») от рукояти – 2,1 мм; в середине – 1,5 мм; в начале – 0,25 мм.

Третье измерение проведено руководителем Улах-Анского историко-краеведческого музеяВ. Н. Спиридоновым по нашей просьбе.

Рис. 13 Рис. 14 Рис. 15

На рис. 14 – длина клинка («иэдэс») – 50 см.; длина первого лезвия от рукояти – 18 см.; длина второго лезвия до острия – 32 см.

На рис. 15 – толщина спинки («өнчөх») от рукояти – 10 мм; в середине – 5 мм; в начале – 3 мм.

На рис. 16 – толщина лезвия («бии») от рукояти – 5 мм; в середине – 2 мм; в начале – 2 мм.

В таблице №2 приведен сравнительный анализ размеров трех батас-ов из разных краеведческих музеев.(см. Приложение №2)

Таким образом, все три представленные батасы имеют такие похожие характеристики:

- три батасы относятся к XIX веку и были использованы как орудие охоты на большого зверя (медведя, сохатого и т.д.);

- батасы по внешнему виду очень похожи друг на друга. Имеются все

структурные элементы: клинок (иэдэс), лезвие (бии), острие (уһук), дол, желобок (үөс), спинка (өнчөх), черенок (туура) и древко (ук);

- древко батас-ы все обмотаны;

- у всех батас-ов имеется метка кузнецов;

- судя по размерам и принадлежности к разным периодам, внешние виды батас-ов не имеют резких изменений и различий друг от друга.

Отличительные черты батас-ов:

- батасы по размерам клинка, спинки и лезвий имеют разные размеры:

северный батас тоньше и меньше, а центральные батасы – крупнее и больше. Это можно объяснить таким образом, у северного батаса имеется влияние эвенков. В то время к приходу якутов на северные территории Якутии жили и вели свое хозяйство эвены. А батасы центральных районов как Таттинский, Хангаласский сохранили свои подлинные размеры.

- батасы по виду лезвии имеют отличительные формы. У Черкехского батаса лезвие – зазубренной формы. Назначение зазубренной формы лезвии батаса – это связано с тем, что зазубренное лезвие батаса при сильном ударе оставляет рваную глубокую рану у животных во время охоты.

- батасы по метке кузнецов имеют отличии: у верхоянского батаса – 3метки на черенке; у черкехского батаса – 4 метки на черенке; у улах-анского

батаса – 6 меток на черенке. Метка кузнецов зависит от самого мастера.

- древко батасы обмотаны разными материалами. Верхоянский батас обмотан ровдугой, т.е. кожаной веревкой. Это тоже связано с природой и бытом Севера. На севере не растет береза. Эвены в основном используют кожаные материалы. А у обоих центральных батасов древки были обмотаны берестой. Якуты во всем используют бересты из березы.

2.3. Изготовление макета батас-а

В 2022 году мы с учителем технологии Верхоянской школы Потаповым О. А. сделали макет батаса по подлинным размерам батаса из фонда Верхоянского краеведческого музея «Полюс Холода». Изготовление батаса был сделан с целью для сохранения и показа молодому поколению (моим сверстникам) как один из видов оружий предков, как один из исторических объектов.

Материал: дерево (сосна).

Оборудование для изготовления: линейка, угольник, метровка, карандаш, ластик, электрический рубанок, ножовка, электрический лобзик, пила, якутский нож, наждачная бумага (шкурка), серебристая краска, морилка, кисточки, ровдуга, гвозди по 10мм (2 шт), молоток.

В ходе изготовления батаса из древесины мы составили параллельно технологию карты пошагово.

Технологическая карта изготовления батас-а из древесины

Содержание работы

Оборудование, инструменты

Поэтапное фото

1

Выбрать заготовку с учетом припусков на обработку (3×30×110)

древесина (сосна), линейка, метровка, угольник

 

2

Сначала настрогать доску с двух сторон

эл.рубанок

 

3

Нарисовать контур формы изделия по размерам

линейка, метровка, угольник, карандаш, ластик

 

4

Разметить пропилы и пропилить

эл.лобзик, ножовка

 

5

Настрогать ножом заготовкудля придания формы

нож

 

6

По намеченной линии дола сделать углубление в виде желоба

якутский нож

 

7

Берем наждачную бумагу и натираем, придаем форму

наждачная бумага (шкурка)

 

8

Подготавливаем краски

серебристая краска, морилка, кисточка.

 

9

Сначала краской серебристого цвета красим клинок батас-а, далее наносим морилку на рукоять

серебристая краска, морилка, кисточка.

 

10

Берем ровдугу и намечаем линию надреза

ровдуга, карандаш

 

11

Отрезать ровдугу по разметке

ровдуга, нож

 

12

После высыхания заготовки, берем ровдугу и закрепляем на месте насадки рукояти

ровдуга, гвозди по 10мм (2 шт), молоток

 

13

Изделие готово. Оценка качества изделия

   

2.4. Опрос среди учащихся

В ходе практической работы по батас-у мне стало интересно:

- знают ли мои сверстники, молодежь о древних орудиях своих предков;

- интересуются ли они историей жизни и быта своих предков.

И с такой целью мы провели опрос среди учащихся 8-11 классов. Всего в опросе были охвачены 35 детей.

Цель опроса: выяснить, насколько дети знают батас и другие виды орудия якутов.

Вопросы опроса:

1. Какие исконно якутские орудия вы знаете?

2. Что такое батас?

3. Для чего предназначен батас?

На 1-й вопрос, из исконно якутских орудий 40% (14) детей назвали якутский нож, 29% (10 детей)–лук, батыйа – 20% (7), копье – 14% (5), батас –8,6% (3), а остальные 46% (16) детей не знают.

На 2-й вопрос все ответили, что не знают.

На 3-й вопрос, о предназначении батас-а, 86% (30) детей не знают, только 8,6% (3) детей написали, что батас используется на охоте, а 6% (2) детей считают батас боевым орудием.

Рис.16

В диаграмме конкретно показаны данные о батас-е:

  1. Какие исконно якутские орудия вы знаете?

- То, что знают о батас-е только 3 из 35детей.

  1. Что такое батас?

- На этот вопрос никто не смог ответить.

  1. Для чего предназначен батас?

- Двое детей наугад ответили, что батас, возможно, является боевым орудием.

Таким образом, выяснилось, что в нашем современном мире дети не знают об орудии батас. Это, возможно, связано с тем, что мало рассказов и показов о древних орудиях наших предков. В данное время из орудий предков большинство мужчин используют на охоте, рыбалке и в быту якутский нож.

Заключение

В ходе исследовательской работы по изучению батасов якутов мы постарались сравнить батасы северной и центральной Якутии, основываясь на трех батасов известных краеведческих музеев нашей республики. Так как при сравнительно-типологическом анализе можно выявить общие и отличительные черты батасов. Цель нашей исследовательской работы была достигнута, работа выполнена полностью.

1. Батас у якутов по научной литературе и археологическим материалам выполняет функцию как рубяще-колющее оружие ближнего боя. До прихода русских на территории Якутии в среде якутских племен было междоусобные бои. Этот период относится до XVII века. Затем батас применялся в более широком назначении как охотничье орудие для добычи таких крупных зверей, как медведь, лось, олень и др.

2. При сравнительно-типологическом анализе батасов из фондов музеев «Полюс холода» Верхоянского района, «Якутская политссылка» Таттинского районов и Хангаласского района мы пришли к следующим выводам:

- Все три батаса подлинные: один нашелся в северном Эвено-Бытантайском районе, второй – в центральном Амгинском районе, а третий – неизвестно. Все батасы относятся к охотничьему орудию XIX века.

- Батасы из фондов краеведческих музеев Верхоянского, Таттинского и Хангаласского района хорошо сохранились. У всех батасов ярко и четко видны

структурные элементы.

- Батасы, если посмотреть по размерам, имеют отличительные черты: размер батаса из фонда музея «Полюс Холода» Верхоянского района меньше и чуть тоньше. Здесь влияние эвенков. А батасы из фонда музея «Якутская политссылка» Таттинского района и Улах-Анского историко-краеведческого музея Хангаласского района чуть больше и длиннее, чем батас из Верхоянского района. Это объясняется тем, что территория Якутии широкая и многонациональная. В северной Якутии преобладают эвены, а в центральной Якутии в основном проживают якуты.

- Батасы, если по лезвию посмотреть, тоже отличаются. Лезвие таттинсского батаса имеет зазубренную форму. Это говорит, что кузнец сделал специально для охоты на большого зверя, чтобы нанести рваную и глубокую рану на него. А лезвии верхоянского и хангаласского батасов имеют прямой и гладкой формы. Это говорит, что на этих батасов сохранились первозданные формы как оружия ближнего боя.

3. В ходе практической работы мы сделали макет батаса, чтобы наша молодежь ознакомился с древним видом орудием своих предков. В настоящее время батас только можно увидеть в краеведческих музеях и в научных литературах. А нынешняя молодежь изредка читает и посещает музеи. Изготовить макет подлинного батаса краведческого музея «Полюс Холода» было не очень трудно, постарались передать внешний облик, при этом придерживались все подлинные размеры самого батаса.

4. Также мы провели среди своих сверстников опрос о батасе в связи с тем, что многие дети не знают это орудие.

В дальнейшем мы хотим продолжить изучение военного орудия якутов.

Список литературы:

1. Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XVXIX вв.) / Р.И. Бравина, В.В. Попов. – Новосибирск: Наука, 2008. – 123-130 с.

2. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов / Ф.Ф. Левин. – Якутск: Бичик, 1995. – 91-96 с.

3. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) / А.И. Гоголев. – Якутск: Якут.ун-т, 1993. – 106–107с.

4. Зыков Ф.М. Традиционные орудия труда якутов (XIX – начало XX века) / Ф.М. Зыков. – Новосибирск, 1989. – 71-72 с.

5. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века (по материалам погребений) / И.В. Константинов. – Якутск: Якутиздат, 1971. – 35, 41, 48 с.

6. Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции). Под редакцией Э. Крюбези, А. Алексеева. – Якутск: Изд-ко-полиграф. комплекс СВФУ, 2012. – 59-61 с.

7. Попов В.В. Итоги работы Саха-французской археолого-этнографической экспедиции (2004–2017 гг.) / В.В. Попов. – Якутск, 2018. – 75–77 с.

Приложение №1

Таблица №1

Батас (якутское однолезвийное древковое оружие)

 

Год, место раскопки

Внутримогильная камера

Трупоположение

Местоположение

предметов

1

2

3

4

5

1

Чурапчинский (район) улус, И.В. Константинов, 1965

Ожулунский наслег, м. Харандаайы (Константинов, 1971)

Датировка типологическая – XVIII в.

на глубине 98 см, гроб из плах, покрытая берестой и колода (220Х60 см), крышка прикреплена к скобе жел. скобами

вполоборота на правом боку

лук в налучнике и колчан с 13 стрелами, две пальмы разных размеров

2

Чурапчинский улус, 2005 г., саха-французская экспедиция

Джусулен, Болтогинский наслег.

Радиоуглеродная датировка 1440–1660 гг.

на глубине ящик-гроб

на правом боку

с правой стороны тела положен нож со сломанным лезвием, с левой стороны - колчан со стрелами, по обеим сторонам от захороненного - две части сломанного попалам лука, вдоль северной стенки острием к ногам лежит батас

3

Оймяконский улус, 2014, саха-французская экспедиция

Эбюгэ II

Радиоуглеродная датировка 1640–1690 гг. (XVII век), (Кирьянов, 2016)

на глубине 55–60 см сруб из тонкомеров, гроб из плах

в гробу костяк мужчины 25–30 лет, физически развитого, широкоплечего, ростом 169 см.

костяк лежит на спине в позиции. близкой к полуобороту, прислоненным к восточной стенке, немного завалившись на правую сторону, руки чуть согнуты в локтях и покоились на тазу. Ноги вытянуты прямо

запястный щиток дапсы лежит на груди, у восточной стенки- батас, длина клинка с черенком 62 см. под батасом - разрозненные части сложносоставного лука северного типа длиной 173 см., колчан с 4 наконечниками

4

Сергеляхское шоссе 5 км, дачный участок Назарова Н.С.

Раскопка н/с сектора археологииИГИ и ПМНС СО РАН, 2014, 2013 г.

(Бравина, Дьяконов и др., 2016)

на глубине 80 см деформированная гроб-колода длиной 230 см

костяк лежит на спине, головой на запад-юго-запад, на верхней части черепа глубокая рубленая рана, нанесенным рубящим орудием

по словам хозяина дачи, со стороны ног погребенного ими поднятыклинок пальмы, 2 стремени, колчатый крюк и 6 наконечников, в районе ног найден батас длиной 42, 4 см, длина клинка 29,5 см, ширина клинка 3,5 см, толщина обушка до 1 см, длина черешка 12,9 см, ширина 1,3–2,3 см, толщина 0,4–0.8 см

5

Нюрбинский отряд археологической экспедиции ИГИ и ПМНС СО РАН, руководитель Д.М. Петров, 2018 г.

Сунтарский улус, Кюкэй I

Радиоуглеродная датировка XIV-XV вв.

на глубине 90 см сильно разрушенный гроб из неочищенных от коры тонкомерных бревен, крышка гроба из трех плах, длина гроба 200см.

внутри гроба костяк мужчины средних лет, ростом 160 см, погребенный покоится на спине, головой на северо-запад, с незначительным смещением на правый бок, левая рука вдоль тела, правая немного согнута в локте, обе ноги слегка согнуты в коленах и направлены в правую сторону,

на костях черепа с левой стороны зафиксированы механические повреждения: имеются продольные следы от ударов острым предметом на теменной кости и пролом височной части

поверх правой руки, вдоль тела положен лук, между правой рукой и телом - батас, длина34 см, колчан с 10 стрелами, под правым боком найден меч-кылыс, длиной 91 см., толщиной 1см, шириной №.5 см.

6

2017 г. Археологический отряд ИГИ и ПМНС СО РАН: Д.М.Петров, В.В. Сыроватский.

Погребение Бестях в 2,4 кмот с. Крест-Кытыл.

на глубине 110 см гроб из неочищенных от коры горбылей, зафиксирован обряд заполнения внутри гроба песком.

внутри гроба костяк мужчины среднего возраста

сопроводительный материал: батас, железные фрагменты наборного пояса, у ног одноножный кумысный сосуд чороон

Приложение №2

Таблица №2

Сравнительный анализ размеров

трех батас-ов из разных краеведческих музеев

Название музея

Длина клинка (иэдэс)

Длина первой

лезвии

от рукояти

Длина второй

лезвии

до острия

Толщина спинки (өнчөх)

Толщина лезвия (бии)

от рукояти

в середине

в начале

от рукояти

в середине

в начале

Районный краеведческий музей «Полюс Холода»

34 см

14,5 см

19,5 см

7 мм

5 мм

2 мм

2 мм

1 мм

0,5 мм

Черкехский историко-мемориальный музей «Якутская политссылка»

42,8 см

16,5 см

26,3 см

0,8 мм

0,7 мм

0,3 мм

2,1 мм

1,5 мм

0,25 мм

Улах-Анский историко-краеведческий музей

50 см

18 см

32 см

10 мм

5 мм

3 мм

5 мм

2 мм

2 мм

Лезвие начинается

от рукояти 45 мм

Просмотров работы: 23