Достопримечательности моего города

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Достопримечательности моего города

Магомедов Р.М. 1
1МБОУ СОШ №15
Джафарова Л.А. 1
1МБОУ СОШ №15
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мне посчастливилось родиться в одном из красивейших мест, в самом южном, в самом древнем городе России, в городе Дербент.

Дербент – город-музей под открытым небом, уникальный архитектурный и исторический памятник, по праву причисленный к самым замечательным объектам мирового наследия.

Сегодня остро стоит вопрос сохранения Дербента как уникального памятника. Ведь немного городов в мире обладает таким редким и целостным скоплением памятников истории и архитектуры древности, дошедших до нас в сохранности. Именно об этих исторических памятниках сегодня я хочу вам рассказать.

Цель работы.

Анализ истории города Дербента со дня основания и изучение исторических памятников.

Задачи работы.

-Познакомиться с историей Дербента со дня основания города.

-Собрать необходимый материал по теме вопроса.

-Привитие чувства любви и уважения к городу – аксакалу.

-Воспитание интереса к историческому прошлому города .

Основная часть .

Дербент, а точнее Дарбанд, что в переводе с персидского языка дословно означает «узкие ворота», - второй по величине город Дагестана, расположенный на западном побережье Каспийского моря.

Судьба этого города необычна и удивительна: возникнув в глубокой древности, он просуществовал до наших дней, сохранив свой древний облик, несмотря на бесчисленные штурмы и разрушения, свое название - хотя каждый народ именовал эти «ворота» по-своему (только в письменных источниках их зафиксировано более двадцати), свою самобытную культуру - хотя здесь соприкасались и трансформировались культуры многих эпох и народов.

Трудно найти другой такой город, который бы знал столько нашествий и бурных исторических событий, столько раз служил яблоком раздора и ареной кровопролитной борьбы, переходил из рук в руки, попадал под власть завоевателей и вновь добивался независимости, переживал подъемы и упадки, расцветы и запустения. На него претендовал Рим и Парфия, Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, Сельджукское государство и Золотая Орда, держава Сефевидов и султанская Турция.

У древних стен Дербента искали славу и военную удачу почти все известные завоеватели средневекового Востока. Здесь побывали Маслама и Мерван - крупнейшие полководцы времени громких побед Арабского халифата, Сау-Тегин и Йагма - военачальники сельджукских султанов, Субудай и Джебе - прославленные сподвижники Чингисхана, грозный завоеватель Тимур и его противник Тохтамыш - правитель Золотой Орды, турецкий султан

Селим и шах Исмаил - основатель Сефевидского государства, о котором К. Маркс сказал, что «за 14 лет своего царствования он завоевал 14 провинций»', знаменитый правитель Ирана шах Аббас и «гроза вселенной»Надир-шах.

Своей богатой историей и необычной судьбой Дербент в огромной мере обязан своему географическому местоположению. Он возник в одном из самых стратегически значимых мест знаменитого международного Прикаспийского пути – важной военной и торговой трассы, с древнейших времен связывавшей народы и страны Закавказья и Переднего Востока с Юго-Восточной Европой.

Географическая ситуация и благоприятные природно-климатические условия обусловили обживание этого места с глубокой древности

В ходе археологических раскопок, ведущихся в Дербенте с 1970 г., установ- лено, что первое поселение куро-аракской культуры возникло на территории, занимаемой цитаделью «Нарын-кала», в эпоху ранней бронзы – на рубеже IV–III тысячелетий до н. э., т. е. 5000 лет назад. Поселение городского типа на этой территории прослеживается на протяжении последних 2 тыс.лет.

Несмотря на неоднократные нашествия и разрушения Дербент сохранил свой древний облик до наших дней.

Памятники города .

Крепость Нарын-Кала.

Главная достопримечательность моего города - это цитадель Нарын-Кала.

В переводе название крепости означает «Солнечные ворота». Она расположена на холме. Гигантское сооружение видно практически из любой части города.

Построена Нарын-Кала была в VI в. при правлении Сасанидского царя Хосрова1 Ануширвана. На долгие века она стала царской резиденцией, военно-политическим и культурным центром. На территории комплекса можно увидеть руины ханского дворца, канцелярии и царских бань, узнать, как в крепость доставляли и где хранили воду, как содержали преступников. Есть на территории цитадели

древние сооружения, крестово-купольное

водохранилище. которое, возможно, было первым христианским храмом на территории современной России .

От цитадели Нарын-Кала к Каспийскому морю тянутся внушительные городские стены. Стены, как и цитадель, были построены в VI в. для защиты от набегов кочевников. Внутрь города вели 14 ворот, из них сохранились только 8.

Самыми интересными и нарядно оформленными являются ворота Орта-капы.

Они были главным парадным въездом в город с юга. КЫРХЛЯР-КАПЫ расположены недалеко от кладбища Кырхляр. Арабы называли их Баб-эль-Джахад (ворота священной войны), чем подчеркивали особое военно-

политическое значение этих ворот.

КАЛА-КАПЫ (Крепостные ворота)- самые верхние ворота в городских

стенах.

Восточные ворота цитадели Нарын-кала (НАРЫН-КАЛА-КАПЫ).

Первые от цитадели ворота северной стены называются ДЖАРЧИ-КАПЫ,т.е. ворота вестника. Оттуда ханский вестник передавал приказания.

ДУБАРЫ-КАПЫ и Даг-капы - вели из цитадели прямо в горы.

Дербент - это город многих культур, где столетиями живут люди разных

национальностей и вероисповеданий.

Джума мечеть.

В 733 году в каждом из 7 магалов Дербента было построено по одной мечети. Вместе с этими мечетями была построена большая мечеть для совершения общего пятничного намаза. Количество мечетей со временем изменялось и уже в 1796 году в Дербенте насчитывалось 15 мечетей.

Джума-Мечеть одна из древнейших мечетей мира и самая древняя мечеть в России.Спустя века Джума-мечети удалось сохранить свой первозданный вид. Трехмерные арки. Рисунки, обнаруженные под известью, которые невозможно стереть ничем. Рецепт их краски так и не удалось узнать.

Джума-мечеть была не только самой большой в Дербенте, но и на всем Северном Кавказе, поэтому здесь собирались не только местные жители, но и паломники из других уголков региона.

Здание находится за высоким каменным забором с воротами. Комплекс включает саму мечеть, медресе XV века, жилые и хозяйственные постройки для служителей.

По своему архитектурному облику мечеть напоминает раннесредневековую византийскую базилику, что послужило основанием для выдвижения гипотезы о её христианском происхождении. Её внутренний интерьер, украшенный персидскими коврами, чёрными и красными знамёнами, поражает своей грандиозностью. В центре расположен большой минбар с резным орнаментом и священными именами двенадцати имамов. Свод здания опирается на сорок колонн, разделяющих здание на три длинных нефа. Стрельчатые арки между колоннами перекинуты поперек нефов. Каждая секция боковых нефов перекрыта полуциркульными, а среднего нефа – зеркальными сводами. В южной стене зала устроен михраб (ниша, указывающая направление в сторону священного города Мекки), расписанный декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана. Купольный зал освещается тремя окнами в южной стене и четырьмя проемами размером 0,95 х 0,65 м в нижней части купола. Стрельчатая часть внутреннего убранства восточных ворот украшена орнаментом. Двупольные железные двери имеют стрельчатую форму и отделаны орнаментом из двух изготовленных из проволоки восьмиконечных звезд, заключенные в круг. Одновременно «Джума-мечеть» вмещает 6000 человек.

В 1930 г., мечеть была закрыта в ходе атеистической кампании, развернутой по всему СССР. С 1937 г. перестроена в городскую тюрьму. В 1943 году она была возвращена духовенству.

Во внутреннем дворе Джума-мечети растут три платана-патриарха (в восточной традиции их зовут чинарами), которые возвышаются над стенами и хорошо видны из многих точек города. Назначение платанов было самое утилитарное: во-первых, они любят воду и вытягивают её из земли, так что в мечети всегда сухо. Во-вторых, мощные корни платанов делают грунт надёжнее. В 2012 г. эти тысячелетние великаны признаны природными памятниками и охраняются государством.

Кладбище Кырхляр .

Дагестанский Дербент часто называют Кавказским Иерусалимом, или городом трех религий. Отсюда началось распространение ислама на Северном Кавказе, здесь находится самая старая действующая в России синагога, построенная в 1614 году, а также православный храм XIX века. Люди разной веры здесь одинаково почитают все религиозные святыни Дербента.

Одно из таких мест — священное мусульманское кладбище Кырхляр, где похоронены 40 сподвижников пророка Мухаммеда, которые почти 1500 лет назад принесли сюда новую веру. К их могилам приходят паломники и обычные туристы со всего мира.

Сакральное место

Кырхляр, одна из древнейших мусульманских святынь Северного Кавказа, располагается на территории Северного городского кладбища Дербента. От других захоронений его отделяет каменная ограда. За ней находятся три ряда аккуратно побеленных надгробий-саркофагов скругленной формы. Их ровно 40 (само слово "кырхляр" переводится с тюркского как "сорок"), и стоят они здесь с VII века. Еще один ряд могил, несколько отличающихся по форме, по словам смотрителей кладбища, относится к более позднему времени захоронения.

Мавзолей Тути-Бике.

Еще одна важная достопримечательность кладбища Кырхляр — мавзолей Тути-Бике, построенный в конце XVIII века над могилой правительницы Дербента. Небольшое изящное овальное здание из желтого камня увенчано парящим голубым куполом, который перестроили в 1959 году после обрушения в 1940 году. Оно украшено стрельчатыми нишами.

Внутри находятся захоронения самой Тути-Бике, двух ее сыновей и невестки. Тути-Бике была женой воинственного главы Кубинского ханства Фатали-хана, присоединившего к своим владениям и Дербент. Фатали-хан часто был в военных походах, поэтому доверил управлять городом своей жене. Ей удалось стать мудрым и отважным правителем. В эти годы она лично возглавила оборону города против войск собственного брата. Тути-Бике умерла в 1786 году. Спустя два года после смерти Тути-Бике, в 1788 году, построили ее мавзолей — единственный сохранившийся сегодня в Дербенте.

Армянская церковь. Церковь Святого Всеспасителя.

Армянская церковь Состоит на государственной охране как памятник архитектуры и является объектом культурного наследия федерального значения .

Строительство церкви во имя Святого Всеспасителя в армянском квартале города Дербента на месте, где в начале XIX в. существовала армянская часовня, было начато в 1860 г. Завершено строительство церкви в 1871 году . В 1872 году храм был освящен. В 1888 году с запада к церкви была пристроена колокольня на пожертвования местного жителя Ованеса Панунцева. Вся верхняя часть здания построена на средства купца Сергея Качкачева . Церковная служба проводилось не более двадцати лет и прекратилось в связи с начавшейся армяно-тюркской междоусобицей, а позднее гражданской войной. Церковь была частично разрушена. С 1970 года началась реставрационные работы по восстановлению храма, в 1980 году эти работы были завершены. И церковь приобрела былой вид. Церковь была построена по проекту писателя-демократа Г.М. Сундукяна, сосланного в Дербент в 1853 году. За пять лет ссылки Г.М. Сундукян, используя технические знания, приобретенные в Петербурге, провел ряд работ по строительству и благоустройству города.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы .

Дербент до восьмого века нашей эры был христианским. В дальнейшем с продвижением по Кавказу хазар и арабов в регион пришел ислам и стал основной религией. Затем, вновь христианство появилось здесь с присоединением Дагестана к Российской империи в 1806 году.

Первые храмы тогда были переделанными исламскими мечетями. Но в конце 19 века Дербентская христианская община собрала пожертвования для строительства новой церковно-приходской школы. Строительство велось с 1899 года по 1900 год. Торжественное открытие прошло 7 января 1900 года. Через год был установлен алтарь и храм получил статус церковной школы. Еще через год на территории церкви было построено отдельно здание для школы, а прежнее осталось только для нужд церкви.

В 1939 году церковь по веяниям того времени была закрыта, но в 1943 году христианские верующие вновь обрели свою церковь.

Землянка Петра 1 в Дербенте.

Много еще неразгаданных тайн скрывает в себе древний дагестанский

город Дербент. Здесь археологам удается обнаружить все новые и новые находки. По историческим данным в 1722 году в Дербент прибыл Петр 1 и остановился в землянке. построенной специально для него. С тех пор хижина царя стала музейным объектом. Но в советское время ей не уделяли должного внимания и она была утеряна. Землянку нашли несколько лет назад. О том, что

Петр I жил в землянке, говорят исторические факты. Хижину постоянно охраняли часовые.

Впоследствии комплекс разросся: теперь здесь павильон-колоннада,

памятник Петру 1, музей и то, что осталось от землянки. Объект серьёзно пострадал после революции. Землянка уходила всё глубже в грунт, а павильон превратили в жилой дом. В нынешнем виде достопримечательность существует с 2015 года.

Синагога «Келе-Нумаз»

Дербент в ХIХ столетии заселялся по такому принципу: верхняя, самая старая часть города, ближе к Нарын-кала, – мусульманская; в центральной, равнинной части – жили преимущественно евреи, а еще ниже, ближе к морю – армяне и русские. «Келе-Куче» означает «Большая (длинная) улица». Именно так раньше называли главную еврейскую улицу Дербента, ныне – улицу Таги-заде. Другое ее название – «Джугут махаля» (Еврейский квартал). На этой улице стоит Большая дербентская синагога – «Келе-Нумаз». Переселяясь в Дербент из различных селений Дагестана, горские евреи несли с собой свои местные традиции, обычаи, свой сельский разговорный диалект. Здесь они открывали синагоги, каждая из которых имела свое название. Синагога «Келе-Нумаз» была построена на средства пяти братьев-купцов Ханукаевых. Архитектор, подготовивший проект здания неизвестен. Синагога была открыта в 1914 году. В 2000-м году синагога «Келе-Нумаз» находилась в аварийном состоянии. В 2009 году было проведено собрание актива правления синагоги и членов общины, на котором было принято решение о её реконструкции. После чего, сплотившись, евреи общины города и всего мира собрали средства, которые называются «Цдакой» (пожертвованием), являющейся одной из заповедей в иудаизме. Здание синагоги было разобрано и реконструировано с использованием старых камней и новых материалов. На этот процесс было затрачено ровно 9 месяцев. Рядом с синагогой «Келе-Нумаз» было построено трехэтажное здание Еврейского центра, где размещаются мужская и женская миквы (бассейны для ритуальных омовений), офис раввинов, еврейский детский сад и музей горских евреев «Очаг». Также в здание Еврейского центра входят две комнаты для размещения гостей и банкетный зал. Здесь же можно приобрести кошерные продукты питания. Общая площадь синагоги составляет более 2000 квадратных метров, которая одновременно может принять около 3000 человек. Обновленную синагогу торжественно открыли в 2010 году, а ленточку перерезали главный раввин России Берл-Лазар и Президент республики Дагестан Магомедов М.-С. М. На сегодняшний день Молитва в синагоге проходит три раза в день, а также дополнительные молитвы в праздничные дни и Йом Кипур (День искупления), в которой принимают участие как старшее поколение, так и молодежь. Максимальное количество людей можно увидеть в пятницу вечером и в субботу ( шабат). Двери синагоги «Келе-Нумаз» всегда открыты для прихожан и гостей.

Описание анкетирования.

Для достижения поставленной цели,a именно выявления достопримечательностей города Дербента, я провел следующий опрос среди моих одноклассников.

Цель анкетирования: выяснить, какие достопримечательности города знают мои одноклассники, и какие места пользуются популярностью. В

анкетировании приняли участие 40 человек.

Для опроса были составлены следующие вопросы:

  1. Какие культурные памятники нашего города вы знаете?

  2. Как вы можете защитить памятники нашего города?

Описание результатов анкетирования.

Я провел анкетирование среди моих одноклассников, учащихся 1-го

класса МБОУ СОШ Nl5, г. Дербент.

Самыми известными культурными памятниками, по итогам анкетирования,

являются: крепость Нарын - Кала и Джума-мечеть.

Мы живем в таком красивом городе, но знаем только часть памятников,

это подтвердил мой опрос.

Большинство моих одноклассников считают, что культурные памятники

нашего города находятся в опасности. И каждый предложил свою защиту памятников, среди ответов самыми распространенными были: не рисовать на памятниках, не царапать памятники, не мусорить, не ломать, ходить в музеи.

Во время исследовательской работы я подготовил макет крепости Нарын- Кала.

Выводы.

Исследуя достопримечательности моего города , я сделал выводы :

Я живу в красивейшем городе под названием Дербент. У моего города очень большая история. Прогуливаясь по улочкам старого города, можно погрузиться в прошлое. В этом нам помогут старинные дома, загадочные вывески и, конечно же, памятники нашего города. Их в нашем городе много, что привлекает туристов посещать этот город. А мы, как жители, должны изучать историю родного города и каждого памятника в отдельности.

Ведь от нас зависит будущее. Если вернуться к результатам опроса в нашем исследовании, то видно, что мы знаем не так много о культурных памятниках в нашем городе.

В Дербенте много достопримечательностей, которые заслуживают внимания гостей города и туристов. Но в своей работе я подробно остановился лишь на несколько из них. Я думаю, что я продолжу работу в этом направлении.

В ходе работы я не только читал о моём городе, но и посетил достопримечательности Дербента. Я люблю свой город и хочу ,чтоб он стал краше, чище и зеленее. Это все зависит от нас самих, от людей, живущих в нем.

Так, давайте любить, беречь наш родной, такой древний и вечно молодой Дербент!

Литература. 

1. А.А. Кудрявцев. Древний Дербент. 1982 г. 

2. А.К.Керимов. Мой Дербент. 1994 г. 

3. https://welcomedagestan.ru/placepost/sinagoga-kele-numaz/

4. https://pro-derbent.ru/tserkov-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy

5. https://derbentmuseum.ru/portfolio/armjanskaja-cerkov-xix-v/

6. https://историческийбагаж.рф/post/kladbishche-kyrhlyar-i-mavzoley-tuti-bike-713

Приложения

Просмотров работы: 504