Введение
Мой научный руководитель рассказала мне, что читала в Российской Национальной библиотеке (РНБ) старинные книжки о детских играх. Мне стало очень любопытно, в какие игры раньше играли мои ровесники. Я попросила ее отсканировать эти книжки.
Через несколько дней научный руководитель принесла мне целую папку фотографий этих книжек. Я стала рассматривать их и поняла, что они очень интересные. Я попросила родителей распечатать игры из этих книжек и поиграла в них. Поиграв в старинные игры, я поняла, что они не просто интересные, но могут быть полезны нам, младшим школьникам.
Эти игры оказались ничуть не хуже компьютерных игр, в которые я играю на смартфоне. Мне стало интересно, почему эти старинные игры такие занимательные. Мне захотелось изучить их и подготовить эту работу.
Мы много играем в компьютерные игры, которые отнимают наше время, портят зрение, как говорят глазные врачи, и ничего не дают для образования. Я поняла, что старинные детские игры помогут по-другому проводить мое свободное время.
Научный руководитель помогла мне прочесть книжки XIX века со старой орфографией про старинные игры.
Я просмотрела альбомы с настольными играми («Веселые игры: Подарок детям»), детские альманахи («В досужий час: Детский альманах»), сборники детских ребусов («Загадки, ребусы, силуэты»), сборники детских игр («Сборник игр для всех возрастов.»).
Среди этих книг мне больше всего понравился сборник И.Я. Герда «Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов». Посмотрев эти книги, я поняла, насколько важными для младших школьников могут оказаться сегодня забытые игры XIX века. И решила провести исследование об этом.
Главная цель исследования определить:
какую пользу могут принести детские игры XIX века современным школьникам;
какие знания и навыки дают эти игры, которые невозможно получить в компьютерных играх.
В этой работе я хочу показать, как в разных видах старинных игр, про которые я узнала и попробовала в них поиграть с родителями, я получаю знания и умения, которые потом пригодятся мне и моим одноклассникам в учебе.
По результатам исследования я хочу провести с моими одноклассниками небольшой турнир по старинным играм, чтобы узнать их мнение, и насколько оно совпадет с тем, что я узнала о старинных играх.
Глава 1
Раздел 1.1 Компьютерные игры и современный ученик
Я попросила своего научного руководителя и одноклассников из 4Б класса помочь мне в этой работе и заполнить анкету. Товарищи по классу откликнулись на мою просьбу. Мы провели анкетирование, в котором приняли участие 30 обучающихся, включая меня.
Анкету я сделала легкую, в ней было всего три вопроса и по четыре варианта ответа на каждый:
1. В какие игры ты играешь дома?
2. Как часто ты играешь в игры?
3. Сколько времени ты играешь в день?
После того как ребята заполнили анкеты, я собрала их и попросила научного руководителя помочь мне их проанализировать в процентах, которые я пока не научилась считать. Вот какие результаты получились. Оказалось, что 61% учеников нашего класса играют в игры. Из них: 20% играют на компьютере; 33% играют на смартфоне; 8% играют на игровой приставке.
Мои одноклассники отдают играм довольно большую часть свободного времени. Так: 44% класса играют каждый день; 16% через день; 38% на выходных.
При этом за компьютерными играми ученики класса проводят: 42% играют полчаса в день; 22% играют один час; 11% два часа; 25% больше двух часов в день.
Получается, что 58% учеников нашего класса играют в компьютерные игры один и более часов в день. 33% учеников класса играют в самые простые игры на смартфоне, которые отнимают время и не дают новых умений. Если не считать умением быструю работу пальцами.
На основании этой анкеты я хочу сделать вывод, что в компьютерные игры играет большинство учеников класса, и тратят на них много часов в неделю. Довольно бесполезно для учебы. Мне очень понравилось, что 39% класса играют в настольные игры. Это значит, что забытые игры дореволюционной России XIX века могут оказаться нужными сегодня.
Раздел 1.2 Детские игры в дореволюционной России
В XIX в России выходило много изданий, которые были посвящены домашнему досугу детей. В этих сборниках были самые разные виды игры. Вот лишь несколько примеров таких сборников на рис.1:
Кроме активных игр, в которых надо было применять ловкость и силу, были сборники, посвященные играм на сообразительность (шарады, анаграммы, ребусы), на логику, на знание математики и русского языка. Я думаю, что это предки современных настольных и компьютерных игр. Создатели игр закладывали в них не только развлечение, но обязательно тренинг навыков, которые пригодятся школьнику в обучении. Довольно часто навыки физического развития сочетались с развитием стратегического мышления. Авторы большинства старинных игр сегодня забыты. Но имя одного педагога и знатока детских игр помнят до сих пор. Имя этого педагога, автора и собирателя игр – Иван Яковлевич Герд.
Раздел 1.3 И.Я. Герд – педагог и собиратель игр
Иван Яковлевич Герд (1839 – 1914) внес большой вклад в популяризацию детских игр в России. Он был сыном известного английского педагога Якова Герда, который приехал в Россию в начале XIX, чтобы заниматься преподаванием по Ланкастерской системе взаимного обучения. И.Я. Герд имел огромный педагогический опыт. Он преподавал в Нижегородской военной гимназии, в 1-й и 2-й военных гимназиях Петербурга, изучал работу школ в Филадельфии (США), опубликовал множество статей в журнале «Педагогический сборник». Издал не менее десятка книг по педагогике, включая работы по физической культуре в школе1, по трудовому обучению2, по детскому рукоделию3. У него есть книга, в которой описан прообраз современных детских конструкторов: как собирать игрушечные дома из маленьких кирпичиков, сделанных своими руками4.
Главный труд жизни И.Я Герда посвящён детским домашним играм. «Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов» впервые был издан в 1873 году, а последний раз в 1912. А под названием «Игры для детей всех возрастов» был издан один раз при Советской власти в 1924 году5. В этом труде И.Я. Герд собрал более двух сотен различных игр. Сборник стал настолько популярен, что был почти в каждом доме. В нем собраны игры активные, игры на сообразительность, на ловкость, игры на счет, игры настольные, и даже карточные фокусы.
Все эти игры отличают не только веселое «препровождение времени», но обязательно польза для формирования навыков, умений и знаний у ребенка. Причем в легкой, интересной и игровой форме. В этом сборнике можно найти: игры с мячом, с камешками, с шарами; игры с завязанными глазами; игры с палками и деревяшками; игры со жгутом; подвижные игры; атлетические игры;
комнатные игры; настольные игры; как научиться плавать; как научиться кататься на коньках; как собирать гербарий; и даже фокусы.
В сборнике И.Я Герда есть игры, которые можно считать полезными и для современного младшего школьника. Это настольные игры. Среди них есть совершенно забытая и очень интересная игра «Агон или страж королевы». С нее я хочу начать изучение игр.
Глава 2.
Раздел 2.1 «Агон или страж королевы».
Кто придумал эту игру, неизвестно. Авторство приписывается И.Я Герду. Только в его сборнике можно найти правила этой игры. Игра эта возникла как усложнение игр «Мельница», «Собаки и волк» и «Крепость», тоже опубликованные в сборнике6. В этих играх надо выстроить свои шашки в победную комбинацию. «Агон» отличается сложной стратегией. Игра эта интересная и непростая.
«Агон» играется на доске, разделенной на девяносто один шестиугольник. Играют двое, у каждого шесть обычных шашек и седьмая – «королева». В начале игры шашки размещаются, как показано на рис.2:
Королева «зеленых»
Шашки «красных»
Королева «красных»
Шашки «зеленых»
Королевы стоят напротив друг друга по углам игрового поля. Цель игры: поставить свою королеву на центральный шестиугольник, а стражу, остальные шесть шашек, вокруг нее на окружающие шесть шестиугольников.
Игроки по очереди двигают шашку на одну клетку вперёд или вбок. Ходить назад, то есть, возвращаться, нельзя. Если шашка окажется между двумя чужими шашка на прямой линии, она возвращается назад, на самый первый круг. Если один из играющих расставил свою стражу вокруг центрального шестиугольника, а не провел еще туда королеву, то он проиграл игру.
Смысл этой игры в том, что играющий должен уметь мыслить и действовать системно. Просто провести шашки вперед ничего не дает. Даже если королева пройдет в центр это не даст победы. Победа будет, когда вокруг королевы выстроится вся «стража», как на рис.3:
Изучив эту игру, я сделала вывод, что в ней надо спланировать свои действия и действия противника. «Агон» можно считать стратегической игрой, в которой интерес подкреплен умением мыслить логически и рассчитывать варианты.
Конечно, «Агон» проще обычных шашек или шахмат. Но в таком варианте младшие школьники могут научиться действовать продуманно. Это поможет в обучении математики и точных наук.
Чтобы возродить «Агон» нужны всего лишь семь кружочков двух цветов и игровое поле, которое можно распечатать на принтере. А также желание узнать, как интересна и полезна забытая игра.
Раздел 2.2 «Гусек»
Эта игра была очень популярна в домашних развлечениях XIX века. В нее с удовольствием играли даже взрослые.
Правила этой игры довольно просты7. рис.4:
Для игры нужно игровое поле (рис.4). На ячейках находятся цифры в порядке возрастания. Игроки должны иметь «деньги» для оплаты штрафа: конфеты, орешки и т.д. Побеждает тот, кто первый пройдет от старта до «гусика» – ячейки номер 63.
На сколько ячеек игрок делает ход, определяется метким броском хлебного шарика на цифровое поле, рис.5:
Для этого надо скатать хлебный мякиш в виде шарика и бросить его на поле. На какую цифру падает мякиш, на такое количество ячеек двигается игрок вперед. При этом возникает множество препятствий.
А именно: на ячейках 6 и 42 (мост) надо заплатить штраф и пропустить ход. На ячейке 19 (гостиница) – пропуск хода и плата штрафа, попадание на 31 (колодец) пропуск всех ходов и ожидание, когда кто-то из соперников попадет на эту же ячейку. На ячейке 42 (лабиринт) платится штраф, и возврат на 39. На ячейке 52 (тюрьма) надо платить штраф и ждать, когда на эту ячейку попадет другой игрок. При попадании на ячейку 58 (смерть) плата штрафа и возвращение в начало игры. Если игрок промахивается и выбивает цифру хода больше, чем надо для того, чтобы встать на ячейку 63, то он возвращается назад на лишнее количество ячеек. При этом, если он попадает на ячейку гусека, его отступление удваивается.
В игре есть и призы. Попадание мякишем на цифру 6 в начале игры дает право сразу встать на ячейку 26, попадание на цифру 5 дает право встать сразу на поле 53. А вот попадание на поле 9, 18, 23, 32, 36, 41 (гусек) удваивает ход.
Эта игра только кажется простой. Поиграв в нее с родителями, я могу сделать вывод: очень быстро игрок начинает понимать, что просто бросить «шарик» на цифровое поле бесполезно. Его надо бросать точно, и надо заранее рассчитать нужное количество цифр, чтобы обойти ловушки или попасть на призовую ячейку.
На своем опыте я убедилась, что «Гусек» помогает мне развивать полезные и важные навыки: устный счет, умение спланировать свои действия и при этом учиться меткости броска.
Я считаю, что польза «Гусека» сегодня, кроме интересного проведения времени, в том, что игра помогает учиться думать, анализировать. Это пригодится мне не только в школе, но и в жизни. А также игра развивает ловкость и глазомер, которые часто нужны в различных жизненных ситуациях.
Раздел 2.3 «Лабиринт»
Игры в лабиринты были чрезвычайно популярны в XIX века. Для детей младшего школьного возраста были очень интересные лабиринты. Один из таких «школьных» лабиринтов на рис.68:
Цель игры: пройти от входа до звезды в центре. Особенность этого лабиринта в том, что его надо пройти строго в определенном порядке.
Игрок должен последовательно побывать на «картинках»: фонтан, волан, волк, велосипед, голубятня, качели, борона, лошадь, колокольчик, бумажный змей, петух, лебедь, шахматы, качалка. На этом пути игрок должен побывать на картинках: замок, корабль, ветряная мельница, воздушный шар, не пропустив ни одного из них. Двигаться надо строго по «коридорам», не пересекая их.
Игрок, который пропустит обязательный пункт, платит штраф и возвращается в начало игры. Игрок, запутавшийся в лабиринте, проигрывает. Выигрывает тот, кто прошел все пункты и добрался до звезды.
Поиграв в «Лабиринт», я обнаружила, что эта игра развивает полезные навыки: внимательность, умение планировать свои действия, развивать мышление и даже выходить из запутанных ситуаций. Что, безусловно, пригодится не только в учебе, но и в жизни.
Раздел 2.4 Игры на «аспидной» доске.
Аспидной доской называлась обычная доска для мела. Размеры ее были чуть больше современного планшета. Аспидная доска использовалась для обучения написания букв и слов. На такой доске можно было не только учиться, но и играть. Сборник таких игр был выпущен в конце XIX века9.
В этом сборнике собраны игры, в которые каждый школьник может играть на перемене в классе. Есть всем известные «крестики-нолики», которые раньше назывались «Зачерка»10. А есть игры, которые развивают разные умения.
Вот три примера таких игр. Рис.7:
Игра «Пушки». Играют два игрока. Доска разделяется на три части: два поля игроков и нейтральная зона. Игроки рисуют «солдат»: кружки небольшого диаметра. На углах своих полей рисуют «пушки». Задача: одним «выстрелом», не отрывая руки, провести линию от пушки так, чтобы попасть во вражеского солдата, точно по середине кружка. Побеждает тот, кто первым поразит всех солдат противника.
Игра «Извозчик»11, рис.8:
Игра на двоих. На доске в строгом порядке рисуют цифры от 1 до 9. Один игрок, «пассажир», приказывает другому игроку, «извозчику», ехать с 1 на какую-то цифру, но ход можно делать на две цифры в линии. «Извозчик» рисует свой путь меловой линией. В следующем ходу роли меняются. Теперь, новый «извозчик» должен проехать на цифру, указанную новым «пассажиром». Задача: проехать так, чтобы линии не пересекались. Побеждает тот, кому удается последним не пересечь линию соперника.
Игра «Магические квадраты»12, рис.9:
В этой игре на доске рисуются квадраты, разделенные на девять клеточек. Ставится задача: в девяти клеточках расставить буквы так, чтобы получились слова, которые можно прочитать слева направо и сверху вниз.
Например, с помощью букв: м, у, к, а, х пишутся слова: кум, уха, мак (верхний левый квадрат).
Попробовав дома поиграть в эти игры, я убедилась, что они развивают: точность и глазомер («Пушка»), умение планировать и находить выигрышные решения («Извозчик»), умение ориентироваться в словах русского языка («Магический квадрат»). Это все можно использовать в учебе.
Раздел 2.5 Детские ребусы.
Ребусы в XIX веке были одним из самых популярных развлечений дома. Для детей публиковались сборники ребусов. Изучив старинные ребусы, я поняла, что важность их в том, что они развивают абстрактное мышление: в картинках надо узнать зашифрованное предложение. Особенность старых детских ребусов была в том, что они помогали учить пословицы и поговорки.
Например, детский ребус13 на рис.10:
В нем зашифрованы следующие поговорки:
5. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел
6. Своя ноша не тянет
7. Под лежачий камень и вода не течет.
8. В чужом глазу сучок велик
9. Не в свои сани не садись.
Я обнаружила, что старые детские ребусы позволяют передавать важную информацию, которая запоминается благодаря усилиям, которые надо потратить на разгадку. Старинные ребусы – это хороший тренинг для сообразительности школьника. Даже несмотря на использование в них устаревшего алфавита.
Раздел 2.6 Детские игры – физические опыты
Я заметила, что в детских альманахах печатались не только стишки, сказки, загадки и забавные картинки. В каждом номере была игра – научный опыт. Это игры простые, интересные и безопасные. Я смогла повторить их дома. Примеры таких игр на рис.11:
1
2
3
В игре «Змея»14(1) по шаблону вырезается лента в виде спиральной змеи, подвешивается на спицу, внизу ставится свечка и змея начинает вращаться.
В игре «Колокол»15(2) к серебряной ложке надо привязать две нити, приложить к ушам, легонько стукнуть ложкой по столу и услышать колокольный звон.
В игре «Бокал»16 (3) надо налить воду на тарелку, поджечь бумажку, положить на поверхность воды и накрыть бокалом. Когда бумажка погаснет, вода в бокале поднимется.
Исследуя эти игры, я поняла, что они удивляют «чудесами», которые я делала сама, и помогают задумываться, как и почему это происходит. То есть помогают узнать о законах физики на простых домашних примерах. Это обязательно поможет мне, когда мы начнем изучать физику в школе.
Заключение
Конечно, я узнала только малую часть старинных игр для детей. Выводы моего исследования показывают: детские игры XIX века развлекая, учили ловкости, наблюдательности, счету и умению принимать решения. Дети, которые раньше играли в эти игры, становились более умными, ловкими и образованными. Эти игры помогали учить математику, развивать воображение, серьезно относиться к обучению.
По результатам исследования я считаю, что старинные домашние игры могут развивать способности к учебе у меня и моих одноклассников. А также стать интересной заменой компьютерным играм.
Старинные игры живы сегодня. Их можно предложить как вариант занятий во время домашнего отдыха или во время перемены в школе. Для этого не нужно идти в магазин, а просто попросить родителей распечатать на принтере сканы, и попробовать поиграть. Например, провести школьный турнир по игре «Гусек» или «Аргон или страж королевы», чтобы наш класс ощутил дух ушедшей эпохи, поиграл в игры, в которые играли наши прапрадедушки, получил навыки, которые пригодятся нам в учебе.
Список литературы
1. Альбом ребусов, шарад, анаграмм, загадок и прочего / Выпуск 1. – Санкт-Петербург : "Ребус", 1883.
2. Веселые игры: Подарок детям / – Москва : тип. В. Гатцук, 1887.
3. Герд И.Я. Игры для детей всех возрастов / – Санкт-Петербург, 1904.
4. Герд И.Я. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов / – Москва : тип. В.В. Думнова, 1888
5. Герд И.Я. Сборник работ и ремесел, полезных для детей различных возрастов / – Москва: тип. А.А. Карцева, 1885.
6. Детские игры: маленький фокусник и чародей / – Москва: тип. С.И. Леухина, 1884.
7. Деркачев И.П. Аспидная доска: Игры и упражнения для малых детей / – Москва : тип. А.Д. Ступина, 1896.
8. Загадки, ребусы, силуэты/ – Москва : тип. А. Жаркова, 1885.
8. Приятное препровождение времени или собрание употребительных фантов, заключающих в себе: игры, состоящее из движений; игры, требующие внимания; игры, имеющие предметом мистификацию; игры, в которых можно показать любезность, ум, или, по крайней мере, некоторые сведения / – Санкт-Петербург, Москва : тип. М.О.Вольфа, 1874.
9. Сборник игр для всех возрастов. // Приложение к журн. «Народная школа»/ – Санкт-Петербург, 1873.
10. Федоров-Давыдов А.А. В досужий час: Детский альманах. Сказки, рассказы, пьесы, стихотворения, басни, очерки, шутки, занятия, игры, шарады, ребусы, загадки и прочее / – Москва : типография Лидерт, 1904.
11. Час досуга молоденьких девушек / – Санкт-Петербург : б/и, 1863.
1 Герд И.Я. Легкая атлетика и атлетические игры для войск, военных и юнкерских училищ и старших классов корпусов/ – Санкт-Петербург : В.А. Березовский, 1910.
2 Работы и ремесла для детей различных возрастов // Сост. И.Я. Герд: Столярное и токарное ремесла / - Санкт-Петербург : 1884.
3 Полезные занятия для детей от 8 до 15 лет // Сост. И. Гердом. Клейка предметов из бумаги / – Санкт-Петербург : 1866.
4 Полезные занятия для детей от 8 до 15 лет // Сост. И. Гердом. Книжка 1-3. / Кн. 3 : Возведение построек из кирпичиков. – Санкт-Петербург : 1870.
5 Герд И.Я. Игры для детей всех возрастов / – Ленинград. : Брокгауз-Ефрон, 1924.
6 Герд И.Я. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов/ – Москва: В.В. Думнов, 1888, С. 165-178.
7 С.6, указ. соч.
8 Веселые игры: Подарок детям/ – Москва : тип. В. Гатцук, 1887, С.8.
9 Деркачев И.П. Аспидная доска Игры и упражнения для малых детей / – Москва : А.Д. Ступин, 1896.
10 С. 10 – 11, указ. соч.
11 С.12 – 13, указ. соч.
12 С.26 – 27, указ. соч.
13 Загадки, ребусы, силуэты / – Москва: А. Жаркова, 1885., С.18.
14 Детские игры: маленький фокусник и чародей / – Москва: тип. С.И. Леухина, 1884.
15 Федоров-Давыдов А.А. В досужий час: // Детский альманах. Сказки, рассказы, пьесы, стихотворения, басни, очерки, шутки, занятия, игры, шарады, ребусы, загадки и прочее/ – Москва: тип. Лидерта, 1904. С.11
16 С. 164 указ. соч.