Введение
«И в Берлине, в праздничную дату, ㅤ
Был воздвигнут, чтоб стоять века, ㅤ
Памятник Советскому солдату ㅤ
С девочкой, спасенной на руках. ㅤ
Он стоит, как символ нашей славы, ㅤ
Как маяк, светящийся во мгле. ㅤ
Это он, солдат моей державы, ㅤ
Охраняет мир на всей земле».[2]
Тема моего проекта родилась ㅤ перед ㅤ праздником 9 Мая. ㅤ Я готовился к конкурсу чтецов, и ㅤ на прочтение мною ㅤ было выбрано незабываемое ㅤ и трогательное стихотворение ㅤ Георгия Рублева «Памятник». ㅤ
Оказалось, что поэт написал своё произведение ㅤподпппп под впечатлением от реального подвига сержанта ㅤ Масалова Николая накануне ㅤ Великой Победы. Я ㅤ сразу представил этот ㅤ памятник, и мне ㅤ захотелось увидеть его ㅤ вживую, прикоснуться к ㅤ нему воочию, постоять ㅤ рядышком, узнать историю ㅤ его создания и ㅤ прочувствовать атмосферность тех ㅤ событий. Со слов ㅤ папы и мамы, ㅤ я узнал, что ㅤ этот памятник «Воин ㅤ-освободитель» - ㅤмонумент, находящийся в берлинском Трептов парке (Приложение 1, рис. ㅤ 1), а значит за ㅤ границей нашей Родины, и попасть туда ㅤ нелегко.
Я набрал в ㅤ интернете страничку Википедии, ㅤ чтобы узнать поподробнее ㅤ об этом памятнике ㅤ и оказалось, что ㅤ «Воин-освободитель» - заключительная ㅤ часть триптиха, который состоит также из ㅤ монументов «Родина-мать зовёт!» ㅤ на Мамаевом кургане ㅤ в городе Волгограде и «Тыл-фронту» в городе ㅤ Магнитогорске. Сразу в ㅤ моей голове возникло ㅤ множество вопросов, и ㅤ я начал своё ㅤ исследование…
Актуальность учебно-исследовательской работы: исследование и изучение подробной истории уникальных памятников позволяет нам сделать вывод об огромном их значении для нашего народа, нашей истории и нашей Родины.
Объекты исследования: монументы «Тыл-фронту», «Родина-мать зовёт!» «Воин-освободитель».
Предмет исследования: взаимосвязь исследуемых монументов, возведенных в разных городах и в разные исторические периоды.
Цель исследования: изучить и установить взаимосвязь исследуемых монументов, возведенных в разных городах и в разные исторические периоды.
Задачи исследования:
Изучить историю создания монументов «Воина -освободителя», «Тыл-фронту» и «Родина-мать зовёт!» в энциклопедиях и книгах, на исторических сайтах в интернете.
Познакомиться с историческими событиями и лицами, связанными с этими памятниками истории.
Проанализировать собранный блок информации и систематизировать полученные знания для подведения итогов работы.
Привлечь внимание одноклассников и друзей к изучению истории.
Гипотеза исследования: предположим, что если последняя часть триптиха находится в Берлине, а первые две у нас, то, что их объединяет, и какое послание потомкам сквозь века несут эти махины истории для нашей страны и мира в целом?
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение полученной информации из научной литературы, электронных источников.
Итак, обо всем постепенно…
ㅤ
Основная часть
Глава 1. ㅤ Монумент « Воин ㅤ – освободитель» в ㅤ Германии ㅤ
Всемирно известный монумент ㅤ «Воин-освободитель» (Приложение 1, ㅤ рис.3) был воздвигнут ㅤ спустя 4 года ㅤ после Великой Победы ㅤ над фашизмом, 8 ㅤ мая 1949 года ㅤ в берлинском ㅤ Трептов-парке на советском ㅤ военном мемориале павшим ㅤ в боях за ㅤ Берлин. ㅤ
На 12-метровую высоту ㅤ поднялся советский солдат ㅤ с немецкой девочкой ㅤ на руках. Под ㅤ сапогом воина - ㅤ раздавленная фашистская свастика. ㅤ Он, как бессменный ㅤ часовой, заступил на ㅤ пьедестал для того, чтобы ㅤ нести бессрочную вахту ㅤ памяти прогрессивного человечества. ㅤ Бронзовый солдат в ㅤ мемориальном комплексе стал ㅤ центральной фигурой памятника ㅤистории Советского народа, его борьбы с ㅤ фашизмом и Великой ㅤ Победы. Вес скульптуры ㅤ - 70 тонн. ㅤ
Изначально в центре ㅤ композиционного ансамбля должна ㅤ была возвышаться бронзовая ㅤ величественная фигура Сталина ㅤ на фоне политической ㅤ карты государств с ㅤ глобусом в руках. ㅤ Идея - «Весь ㅤ мир у нас ㅤ в руках». ㅤ
История создания памятника ㅤ
Но совсем другой ㅤ символ Великой Победы ㅤ хотел взять создатель ㅤ «Воина-освободителя» скульптор-монументалистЕвгений Викторович Вучетич ㅤ (Приложение 1, рис.4) ㅤ, сам воевавший ㅤ на фронте и ㅤ много раз слышавший ㅤ о бессмертных подвигах ㅤ обыкновенных солдат, которые, ㅤ рискуя своей жизнью, ㅤ совершали то, что ㅤ было невозможным. ㅤ
Разговор с командиром ㅤ 79-ой гвардейской дивизии, ㅤ генерал-майором ㅤ Вагиным, не давал ㅤ ему покоя. Рассказ ㅤ был о том, ㅤ что везучим оказался ㅤ солдат, который вынес ㅤ из-под огня при ㅤ штурме рейхстага немецкую ㅤ девочку и уцелел ㅤ от обстрела. ㅤ
Командир дивизии совершенно ㅤ не хотел разрешать ㅤ солдату ползти на ㅤ нейтральную полосу за ㅤ ребёнком, навстречу своей ㅤ смерти, чтобы расстаться ㅤ с жизнью в ㅤ последние дни войны, ㅤ не увидев победы, ㅤ во имя которой ㅤ шел он от ㅤ стен Сталинграда. Перед ㅤ мостом площадь простреливалась ㅤ со всех сторон ㅤ и была заминирована. ㅤ Но, глядя ㅤ на решительное лицо солдата, ㅤ Вагин осознал, что ㅤ никакие маршалы и ㅤ генералы, не смогут ㅤ поколебать твёрдого решения ㅤ бойца. Он разрешил ㅤ спасти ребёнка. Он ㅤ лишь ㅤ сказал ему: «Вернись живым!» ㅤ Но сам в ㅤ это почти не ㅤ верил. ㅤ Сержант на открытой мостовой ㅤ как мишень в ㅤ тире! Немцы сначала ㅤ вели беглый огонь ㅤ длинными очередями, а ㅤ потом стали вести ㅤ по солдату прицельный ㅤ огонь короткими. Каково ㅤ было всё это ㅤ видеть генералу Вагину? ㅤ Ведь он сам ㅤ разрешил бойцу пойти ㅤ навстречу своей гибели. ㅤ
Прототипы и герои ㅤ
Именно этот подвиг ㅤсолдата стал ключевым ㅤв создании образа ㅤвоина-освободителя. ㅤ
Этим солдатом был ㅤ Николай Иванович ㅤМасалов - старший ㅤ сержант, знаменщик 220-го ㅤ гвардейского полка ㅤ (Приложение 1, рис.5) ㅤ.
Он был участником ㅤ в боях на ㅤ Курской ㅤ дуге, героически защищал город ㅤ Сталинград, освобождал Одессу ㅤ и дошел до ㅤ Берлина. ㅤ
Именно история его ㅤ подвига вдохновила скульптора ㅤ Евгения Вучетича на ㅤ создание героического образа, ㅤ и ㅤ И. В. Сталин ㅤ одобрил предложенный вариант, ㅤ но всё же ㅤ приложил свою руку ㅤ к созданию памятника ㅤ и заложил основу ㅤ для его продолжения, ㅤ не зная об ㅤ этом. По задумке ㅤ скульптора в руках ㅤ у солдата был ㅤ автомат, но Иосиф ㅤ Виссарионович предложил заменить ㅤ оружие на меч, ㅤ который придаст больше ㅤ драматизма и трагичности. ㅤ К тому же ㅤ он хотел не ㅤ просто меч, а ㅤ копию меча псковского ㅤ князя Всеволода (в ㅤ крещении Гавриила), который ㅤ сражался против "псов-рыцарей" ㅤ вместе с Александром ㅤ Невским за Русь. ㅤ
Благоверный князь Всеволод ㅤ (Приложение 1, рис.6), одарённый мужеством ㅤ и большой телесной ㅤ силой, он не ㅤ корысти ради и ㅤ власти поднимал свой ㅤ меч. Он ㅤ хотел мира и порядка, ㅤ а так же ㅤ защиты своего народа. ㅤ С мужеством воина ㅤ он соединял беззаветную ㅤ любовь к устранению ㅤбед отчизны и ㅤ ради ее спокойствия, ㅤ с отречением от ㅤ своей славы, вкладывал ㅤ свой меч в ㅤ ножны. ㅤ
И сказал Сталин: ㅤ «Меч опущен, но ㅤ горе будет тому, ㅤ кто вынудит богатыря ㅤ поднять этот меч...» ㅤ (Приложение 1, ㅤ рис.7,8)
Оставалось только найти ㅤ героя, чтобы сделать ㅤ с него эскизы. ㅤ Ему так хотелось, ㅤ чтобы лицо солдата ㅤ было точной копией ㅤ храброго сержанта, который ㅤ заслужил быть прототипом ㅤ этого могущественного монумента. ㅤ Поиски Николая ㅤ Масалова привели в ㅤ штаб, где скульптору ㅤ сообщили, что сержант ㅤ Масалов уволен в ㅤ запас и проездные ㅤ документы оформлены в ㅤ далёкую Сибирь. Скульптору ㅤ ничего больше не ㅤ оставалось, как искать ㅤ другого солдата, чем-то ㅤ похожего на Николая ㅤ Масалова…
Интересные факты монумента ㅤ
Так, визуальный образ ㅤ воина – освободителя ㅤ был создан сразу ㅤ с двух советских ㅤ бойцов – Виктора ㅤ Гуназа и Ивана ㅤ Одарченко ㅤ (Приложение 1, рис.9,10)Виктор Михайлович ㅤ Гуназа в 1945 ㅤ году еще молодым ㅤ офицером позировал молодому ㅤ Вучетичу. ㅤ Интересный факт: он утверждал, ㅤ что на руках ㅤ солдата в проекте ㅤ изначально должен был ㅤ быть малыш в штанишках. ㅤ Именно он посоветовал ㅤ заменить мальчика на ㅤ девочку, которая будет ㅤ выглядеть «беззащитнее пацанёнка, ㅤ все-таки из мальчиков ㅤ солдаты растут» и ㅤ снимет с памятника ㅤ избыточную обобщенность, намекая ㅤ на конкретный подвиг ㅤ Николая ㅤ Масалова. Наши солдаты ㅤ не раз спасали ㅤ беззащитных детей врагов, ㅤ рискуя собственной жизнью. ㅤ Скульптор прислушался к ㅤ совету воина-натурщика. ㅤ
Виктору Гуназа пришлось отправиться ㅤ на другое место ㅤ службы. И в ㅤ Берлине при окончательной ㅤ отделке монумента скульптору ㅤ позировал Иван Степанович ㅤ Одарченко, сержант советской ㅤ армии. А 3-х ㅤ летняя Светлана, дочь ㅤ генерала ㅤ Котикова, коменданта Берлина, ㅤ стала натурщицей для ㅤ изваяния девочки на ㅤ руках у солдата. ㅤ
Несмотря на то, ㅤ что статуя изготовлена ㅤ с победителя, ㅤ на лице солдата нет ㅤ ликования и радости, ㅤ скорее скорбь и ㅤ облегчение, ведь он ㅤ прошёл огромный путь, ㅤ а впереди его ㅤ еще ждут тяжёлые ㅤ испытания. ㅤ
В послевоенные годы ㅤ воздвигнуть памятник стоило ㅤ великих трудов, тяжёлый ㅤ труд и разруха ㅤ сопровождали каждого. Но ㅤ есть ㅤ интересный факт в строительстве ㅤ постамента памятника. Ещё ㅤ до нашей победы ㅤ Гитлер под Сталинградом ㅤ начал заготавливать мраморные ㅤ плиты ㅤ и гранитные камни. Ходили ㅤ слухи, что они ㅤ предназначались для строительства ㅤ памятника в честь ㅤ победы над русскими. ㅤ Плиты привозили из ㅤ разных стран, а ㅤ в потайном складе ㅤ бывших узников фашистского ㅤ концлагеря заставляли разгружать ㅤ их. Потом всех, ㅤ кто знал место ㅤ расположения этого склада, ㅤ расстреляли. ㅤ Только каким-то чудом остался ㅤ в живых узник ㅤ Рудольф ㅤ Шонхаузер (позже освобождённый ㅤ нашими солдатами из ㅤ концлагеря), который принимал ㅤ участие в строительстве ㅤ монумента, используя те ㅤ самые плиты. ㅤ Фюрер, заготавливая материалы для ㅤ памятника в честь ㅤ победы над русскими, ㅤ готовил для нашего ㅤ монумента символ победы ㅤ над фашизмом. Да, ㅤ правильно говорят: «Историю ㅤ не обмануть, она ㅤ всё поставит на ㅤ свои места». Движемся ㅤ дальше… ㅤ
Глава 2. ㅤ Триптих монументов
Исследую памятник «Воину ㅤ – освободителю» я ㅤ узнал, что он ㅤ является частью триптиха. ㅤ Триптих – это ㅤ произведение искусства, которое ㅤ состоит из трёх ㅤ частей, объединённых общей ㅤ идеей. Уникальным триптихом ㅤ в скульптуре стала ㅤ именно эта серия ㅤ монументов в 3-х ㅤ городах: «Воин – ㅤ освободитель» в Берлине, ㅤ «Тыл — фронту» ㅤ в Магнитогорске и ㅤ «Родина-мать зовет!», установленная ㅤ в Волгограде на ㅤ Мамаевом кургане. Два ㅤ из трёх монументов ㅤ триптиха — «Воин-освободитель» ㅤ и «Родина-мать зовет!» ㅤ — принадлежат руке ㅤ Евгения Викторовича Вучетича, ㅤ скульптора-монументалиста, о котором ㅤ мы ранее говорили. ㅤ Памятник «Тыл – ㅤ фронту» был изготовлен ㅤ Львом ㅤ Головницким, учеником Вучетича. ㅤ
Обо всем поподробнее… ㅤ
2.1. Монумент «Родина ㅤ – мать зовет!» ㅤ
Захватывает дух от ㅤ масштабности и величия ㅤ монумента «Родина-мать зовет!» ㅤ (Приложение 2, рис.11) ㅤ, возвышающегося над ㅤ Мамаевым курганом в ㅤ Волгограде. Холм, на ㅤ котором стоит фигура ㅤ женщины с мечом, ㅤ возвышается на 14 ㅤ метров. Сама статуя ㅤ имеет высоту 85 ㅤ метров и господствует ㅤ над окружающей местностью. ㅤ Время постройки скульптуры-гиганта ㅤ –1967 год. ㅤ
Являясь центром ансамбля ㅤ «Героям Сталинградской битвы», ㅤ памятник выполнен в ㅤ виде статуи женщины-матери, ㅤ которая шагает вперёд ㅤ с поднятым мечом, ㅤ призывая своих сыновей ㅤ к битве с ㅤ врагом. Впечатление от ㅤ скульптуры усиливают резкие ㅤ контуры ㅤ фигуры, яркая эмоциональность лица, ㅤ растрепанные на ветру ㅤ волосы и сильные ㅤ женские руки. Атмосферу ㅤ тревожности и напряжения ㅤ создают широко раскрытые ㅤ глаза и рот. ㅤ По замыслу ㅤ автора, фигура Родины-матери должна ㅤ была символизировать призыв ㅤ Отечества к своим ㅤ гражданам защищать родную ㅤ землю от врагов. ㅤ Но женская фигура ㅤ с поднятым вверх ㅤ мечом демонстрирует всю ㅤ безысходность ситуации и ㅤ вместе с решительностью ㅤ уязвимость. Не зря ㅤ слабая женщина нашла ㅤ в себе силы ㅤ взять в руки ㅤ оружие. ㅤ
Итак, подытожим два ㅤ монумента. ㅤ
Невероятная энергетика скульптуры ㅤ «Родина-Мать» с поднятым ㅤ кверху мечом – ㅤ символ освободительной борьбы ㅤ советского народа. «Воин-Освободитель» ㅤ со спасённой немецкой ㅤ девочкой на руках ㅤ и с опущенным ㅤ мечом - символ ㅤ победы над фашизмом. ㅤ Родина подняла меч ㅤ в боях под ㅤ Сталинградом (сегодняшним Волгоградом), ㅤ а Воин опустил ㅤ оружие в Берлине, ㅤ разрубив фашистскую свастику. ㅤ
Но меч! Откуда ㅤ же он взялся? ㅤ
2.2. Монумент ㅤ «Тыл - фронту» ㅤ
(Приложение 2, рис.12) ㅤ
Меч, который стал ㅤ символом победы над ㅤ врагом, был выкован ㅤ на Урале в ㅤ Магнитогорске на металлургическом ㅤ комбинате. В годы ㅤ войны многие предприятия ㅤ тыла работали на ㅤ фронт, но именно ㅤ этот ㅤ город выбрали для его ㅤ изготовления. Дело во ㅤ внушительных объёмах производства ㅤ на предприятии в ㅤ то время. Можно ㅤ только представить, сколько ㅤ снарядов и танков ㅤ поучаствовало в боях ㅤ за четыре года… ㅤ «Каждый третий снаряд ㅤ и броня каждого ㅤ второго танка в ㅤ годы войны были ㅤ сделаны из магнитогорской ㅤ стали. Изначально ММК ㅤ строился для производства ㅤ "мирных" марок стали. ㅤ Специальные стали, применяемые ㅤ в военной промышленности, ㅤ в Магнитке не ㅤ производились. Но с ㅤ началом войны, уже ㅤ 22 июня 1941 ㅤ года, на комбинате ㅤ был получен первый ㅤ военный заказ на ㅤ производство броневого металла». ㅤ
И мы можем ㅤ смело сказать, что ㅤ Победа 1945-го года ㅤ не только на ㅤ поле боя ковалась! ㅤ
Поэтому, именно здесь ㅤ в Магнитогорске в ㅤ 1979 г. было ㅤ возведено продолжение триптиха ㅤ - памятник гигантского ㅤ масштаба под названием ㅤ «Тыл – Фронту». ㅤ
Для жителей города ㅤ в этом есть ㅤ особый символизм – ㅤ рабочий оборонного литейного ㅤзавода, стоящий на ㅤВостоке, передает меч, выкованный солдату-фронтовику, ㅤ который отправляется на ㅤ Запад. Именно туда ㅤ солдат направит острие ㅤ своего меча, откуда ㅤ пришла ㅤ беда .
Фигуры стоят близко ㅤ к друг другу, ㅤ но всё-таки развернуты ㅤ в противоположные стороны. ㅤ Это олицетворяет тот ㅤ факт, что у ㅤ каждого из этих ㅤ мужчин одна цель ㅤ и одна война, ㅤ но разные задачи, ㅤ каждая из которых ㅤ одинаково важна для ㅤ победы. ㅤ
2.3. Логическая композиция ㅤ
Итак, уральский монумент ㅤ в Магнитогорске «Тыл ㅤ – фронту» символизирует ㅤ меч Победы, который ㅤ рабочие ㅤ выковали для воинов, ㅤ освобождавших страну от ㅤ врагов. Позднее этот ㅤ в тылу выкованный ㅤ меч вознесет вверх ㅤ на Мамаевом ㅤ Кургане «Родина-Мать» на ㅤ борьбу с врагом. ㅤ В том месте, ㅤ где произошёл перелом ㅤ в войне. И ㅤ уже в завершении ㅤ композиции «Воин-освободитель» ㅤ опустит меч на свастику ㅤ в Берлине, ㅤ в самом центре Германии, ㅤ завершив разгром фашистского ㅤ режима. ㅤ
Теперь понятно, почему ㅤ места в триптихе ㅤ (Приложение 2, рис.13) ㅤ распределены в таком ㅤ порядке: ㅤ
Монумент «Тыл-фронту».
Монумент «Родина - ㅤ мать зовет!» ㅤ
Монумент «Воин-освободитель».
Несмотря на то, ㅤ что ㅤ Меч Победы начал свой ㅤ путь на Урале, ㅤ а закончил его ㅤ в Берлине, монументы ㅤ триптиха были выполнены ㅤ по хронологии в ㅤ обратной последовательности. Так ㅤ памятник «Воин-освободитель» в ㅤ Берлине был установлен ㅤ весной 1949 года, ㅤ осенью 1967 года ㅤ закончилось строительство монумента ㅤ «Родина - мать ㅤ зовет!». Ну а ㅤ первый монумент серии ㅤ «Тыл — фронту» ㅤ был готов только ㅤ летом 1979 года. ㅤ
Очень логичная и ㅤ лаконичная композиция, объединила ㅤ три самых известных ㅤ советских памятника, посвящённых ㅤ Великой Отечественной войне. ㅤ Три монумента, помимо ㅤ общей идеи, объединяет ㅤ меч, который есть ㅤ в каждом из ㅤ них. Он - ㅤ символ борьбы и ㅤ победы, единения народов ㅤ в стремлении одолеть ㅤ пришедшую в их ㅤ страну беду. Величие ㅤ и мощь народа-победителя ㅤ как нельзя лучше ㅤ выразилась в этих ㅤ монументальных творениях. ㅤ
Глава 3. ㅤ Копии «Воина-освободителя»
Исследуя монумент «Воина-освободителя», ㅤ черпая информацию из ㅤ колодцев знаний, я ㅤ узнал, что в ㅤ нашей стране есть ㅤ копии этого памятника. ㅤ Я захотел понять ㅤ и выяснить: почему ㅤ именно в этих ㅤ местах установлены копии. ㅤ Я нашел 5 ㅤ таких мест: ㅤ г. Серпухов и г. Верея в Московской ㅤ области, г. Советск в Калининградской ㅤ области, ㅤ г. Саратов, г. Тверь.
На Соборной горе ㅤ Серпуховского кремля находится ㅤ памятник «Воин-освободитель» ㅤ (Приложение 3, рис.14). ㅤ Он создан скульптором Е. ㅤ В. Вучетичем в ㅤ качестве макета основного ㅤ памятника в ㅤ Трептов – парке. ㅤ Высота макета - ㅤ 2,5 метра, ㅤ а основного памятника в ㅤ Берлине - 12 ㅤ метров. Из Германии ㅤ в 1964 году ㅤ памятник перевезён в ㅤ город Серпухов и ㅤ установлен около городской ㅤ больницы имени Н. ㅤ А. Семашко. В ㅤ Серпухове ㅤ лечился в госпитале ㅤ после ранения ㅤ Вутечич, поэтому установка ㅤ монумента здесь ㅤ знакова.
Также не случайно ㅤ уменьшенная копия стоит ㅤ в Верее ㅤ (Приложение 3, рис.15) ㅤ на ул. ㅤКарла Маркса на ㅤ высоком земляном валу ㅤ недалеко от Рождественского ㅤ собора. ㅤ Е. В. Вучетич, ㅤ автор этого грандиозного ㅤ монумента, ㅤ служил в составе ㅤ 33-ей армии героического ㅤ генерала Ефремова, освободившей ㅤ Верею от ㅤ фашистких захватчиков в ㅤ январе 1942 года. ㅤ
Памятник «Воину-освободителю» в ㅤ г. Советск (Приложение 3, рис.16 ) установлен в центре ㅤ большой клумбы, расположенной ㅤ по ул. Победы. ㅤ Это была единственная ㅤ в СССР копия ㅤ легендарного памятника. Он ㅤ был открыт в ㅤ 1956 году, был ㅤ сделан из цемента ㅤ и быстро разрушился. ㅤ В 1991 году ㅤ отлили новый памятник ㅤ - уже из ㅤ бронзы. ㅤ В Советске проходили ㅤ срочную военную службу ㅤ два скульптора, сержанты ㅤ Марохонько и ㅤ Аркулисиз. После окончания службы ㅤ они ㅤ сделали городу подарок, изготовив ㅤ копию памятника Воина-освободителя ㅤ в Берлине. За ㅤ разрешением городские власти ㅤ обратились к знаменитому ㅤ скульптору Е.В. ㅤ Вучетичу, который дал согласие ㅤ на создание памятника. ㅤ
Памятник «Воин - ㅤосвободитель» в Саратове (Приложение 3, рис.17) ㅤ установленв 2020 году в ㅤ Парке Победы в ㅤ рамках реализации проекта ㅤ "Монумент "Воин-освободитель" Саратовской ㅤрегиональной общественной организации ㅤ «Российский Союз ветеранов». ㅤ Высота скульптуры составляет ㅤ 2,5 метра, что ㅤ в 3 раза ㅤ меньше берлинского оригинала. ㅤ Она сделана из ㅤимитирующим оксидированную бронзу ㅤ композитно-полимерного материала с ㅤ защитным ㅤ покрытиеми и весит около ㅤ 400 килограммов. Открытие ㅤ памятника в юбилейный ㅤ 75-й год Великой ㅤ Победы является символичным, ㅤ так как целью ㅤ реализации данного проекта ㅤ является участие ветеранов ㅤ в формировании у ㅤ молодого поколения гражданской ㅤ позиции, высокого патриотического ㅤ сознания и воинского ㅤ долга, чувства ответственности ㅤ за сохранение исторической ㅤ памяти. ㅤ
В Твери в ㅤ микрорайоне ㅤ Мигалово, на пересечении ㅤ улиц Громова и ㅤ Гайдара в 1965 ㅤ году открыли уменьшенную ㅤ копию монумента «Воин-освободитель» ㅤ (Приложение 3, рис.18) ㅤ. Долгое время ㅤ памятник находился в ㅤ запустении и понемногу ㅤ стал разрушаться. Этому ㅤ во многом способствовало ㅤ дальнее местоположение на ㅤ окраине города. Лишь ㅤ несколько лет назад ㅤ он был восстановлен ㅤ и покрашен. И ㅤ сегодня сразу привлекает ㅤ внимание. ㅤ
После исследования копий ㅤ монумента у меня ㅤ появилось сильное желание ㅤ прочитать стихотворение «Памятник» ㅤ Георгия Рублева, из-за ㅤ которого и родился ㅤ этот проект, ㅤ перед « Воином – ㅤ освободителем» в г. ㅤ Твери и отдать ㅤ дань памяти великим ㅤ воинам, павшим и ㅤ живым, отстоявшим свободу ㅤ и независимость нашей ㅤ великой державы. ㅤ
Заключение
Я провел интересную ㅤ исследовательскую работу, в ходе которой установил взаимосвязь исследуемых мной объектов. Все ㅤ три монумента-гиганта объединил ㅤ Меч Победы. Он ㅤ был выкован на ㅤ Урале, поднят на ㅤ Волге и опущен ㅤ там, откуда пришёл ㅤ враг – в ㅤ Берлине. Это не ㅤ только символ победы ㅤ советского народа, но ㅤ и олицетворение свободы ㅤ всех народов Европы ㅤ от фашизма. ㅤ По возможности я хочу посетить ㅤ все памятники триптиха ㅤ , возложить ㅤ цветы героям - ㅤ освободителям, павшим в ㅤ кровопролитных боях за ㅤ Родину-мать, тем, кто ㅤ бросался в пекло ㅤ огня и на ㅤ амбразуры вражеских дзотов, ㅤ рискуя собственной жизнью ㅤ ради жизни других ㅤ людей. ㅤ
Великая Победа ㅤ Великой страны нуждалась ㅤ в грандиозных монументах. ㅤ И триптих тому ㅤ пример. Только имея ㅤ представление обо всех ㅤ фигурах, можно осознать ㅤ величественность творения памятника ㅤ архитектуры, посвящённого теме ㅤ войны и победы ㅤ над фашизмом. ㅤ
«Мы этот меч, ㅤ сил не щадя, ㅤ ковали, ㅤ
Забыв покой и ㅤ сон, в разгар ㅤ лихих годин. ㅤ
Его маршрут мы ㅤ кровью начертали: ㅤ
Магнитка – Сталинград ㅤ – поверженный Берлин».[12] ㅤ.,.
Список литературы
Кожейкин, В.С. «Дорога ㅤ в Бессмертие». – Челябинск: Издательство Фрегат, ㅤ 2010. ㅤ
URL: https://stihi.ru/diary/tg1504/2020-02-10
URL: https://sovetsk.forum24.ru
URL: http://vereya.su/turizm/pamyatniki-i-zakhoroneniya/
URL: https://kulturologia.ru/blogs/030720/46415
URL: https://1418museum.ru/heroes/12588701
URL:https://shagau.ru/2017/08/26/dostoprimechatelnosti-verei-interesnaya-poezdka-na
URL: http://www.ruskiezemli2.ru/photos/w28-3.html
URL: https://k-istine.ru/sants/our_sants_vsevolod_pskovskiy-01.htm
URL: https://sovross.ru/articles/1663/38168
URL: https://www.polkrf.ru/news/1767/hronika_pobedyi_voin_osvoboditel/
URL: https://www.sites.google.com/site/vov70let/my-pobedili
Приложение 1
Рис.1.Монумент «Воин - освободитель» ㅤ Рис.2. Композиция монументов ㅤ
Рис.3.Монумент « Воин ㅤ – освободитель» в ㅤ Германии ㅤ
Рис.4. Скульптор - ㅤ монументалист Е. В. ㅤ Вучетич ㅤ
Рис.5.Н.Н.Масалов Рис.6. Благоверный князь Всеволод
Рис.7. И.В.СталинРис.8. Меч Победы ㅤ
Рис.9. Виктор Гуназа Рис.10. Иван Одарченко
Приложение 2
Рис.11. ㅤ Монумент «Родина-мать зовет!» ㅤ Рис.12. Монумент «Тыл- фронту» ㅤ
Рис.13. ㅤ Скульптурный триптих
Приложение 3
Рис.14. Памятник «Воин-освободитель» на ㅤ Соборной горе Серпуховского ㅤ кремля ㅤ
Рис.15. Памятник «Воин-освободитель» в ㅤ Верее ㅤ
Рис.16. Памятник «Воин-освободитель» в ㅤ г. Советск ㅤ
Рис.17. Памятник «Воин-освободитель» в ㅤ Саратове ㅤ
Рис.18. Памятник «Воин-освободитель» в ㅤ Твери ㅤ