Наследие великой Победы.Триптих монументов. ‏

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наследие великой Победы.Триптих монументов. ‏

Романов С.А. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ. П.П. ЕДУНОВА Клинский район
Карманова Г.В. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ. П.П. ЕДУНОВА Клинский район
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«И в Берлине, ‏в праздничную дату, ‏

Был воздвигнут, чтоб ‏стоять века, ‏

Памятник Советскому солдату ‏

С девочкой, спасенной ‏на руках. ‏

Он стоит, как ‏ символ нашей славы, ‏

Как маяк, светящийся во мгле. ‏

Это он, солдат ‏моей державы, ‏

Охраняет мир на ‏всей земле».[2]

Тема моего проекта родилась перед праздником 9 Мая. Я готовился к конкурсу чтецов, и на прочтение мною было выбрано незабываемое и трогательное стихотворение Георгия Рублева «Памятник».

Оказалось, что поэт написал своё произведениеподпппп под впечатлением от реального подвига сержанта Масалова Николая накануне Великой Победы. Я сразу представил этот памятник, и мне захотелось увидеть его вживую, прикоснуться к нему воочию, постоять рядышком, узнать историю его создания и прочувствовать атмосферность тех событий. Со слов папы и мамы, я узнал, что этот памятник «Воин-освободитель» -монумент, находящийся в берлинском Трептов парке (Приложение 1, рис. 1), а значит за границей нашей Родины, и попасть туда нелегко.

Я набрал в интернете страничку Википедии, чтобы узнать поподробнее об этом памятнике и оказалось, что «Воин-освободитель» - заключительная часть триптиха, который состоит также из монументов «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в городе Волгограде и «Тыл-фронту» в городе Магнитогорске. Сразу в моей голове возникло множество вопросов, и я начал своё исследование…

Актуальность учебно-исследовательской работы: исследование и изучение подробной истории уникальных памятников позволяет нам сделать вывод об огромном их значении для нашего народа, нашей истории и нашей Родины.

Объекты исследования: монументы «Тыл-фронту», «Родина-мать зовёт!» «Воин-освободитель».

Предмет исследования: взаимосвязь исследуемых монументов, возведенных в разных городах и в разные исторические периоды.

Цель исследования: изучить и установить взаимосвязь исследуемых монументов, возведенных в разных городах и в разные исторические периоды.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю создания ‏монументов «Воина ‏-освободителя», «Тыл-фронту» и «Родина-мать зовёт!» в ‏энциклопедиях и книгах, на исторических сайтах в интернете.

  2. Познакомиться с историческими ‏событиями и лицами, ‏связанными с этими ‏памятниками истории. ‏

  3. Проанализировать собранный блок информации и систематизировать полученные знания для подведения итогов работы.

  4. Привлечь внимание одноклассников ‏и друзей к ‏изучению истории.

Гипотеза исследования: предположим, что если ‏последняя часть триптиха ‏ находится в Берлине, ‏а первые две ‏у нас, то, ‏что их объединяет, и какое послание ‏потомкам сквозь века ‏несут эти махины ‏истории для нашей ‏страны и мира ‏в целом?

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение полученной информации из научной литературы, электронных источников.

Итак, обо всем ‏постепенно…

Основная часть

Глава 1. Монумент « Воин освободитель» в Германии

Всемирно известный монумент «Воин-освободитель» (Приложение 1, рис.3) был воздвигнут спустя 4 года после Великой Победы над фашизмом, 8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке на советском военном мемориале павшим в боях за Берлин.

На 12-метровую высоту поднялся советский солдат с немецкой девочкой на руках. Под сапогом воина - раздавленная фашистская свастика. Он, как бессменный часовой, заступил на пьедестал для того, чтобы нести бессрочную вахту памяти прогрессивного человечества. Бронзовый солдат в мемориальном комплексе стал центральной фигурой памятникаистории Советского народа,его борьбы с фашизмом и Великой Победы. Вес скульптуры - 70 тонн.

Изначально в центре композиционного ансамбля должна была возвышаться бронзовая величественная фигура Сталина на фоне политической карты государств с глобусом в руках. Идея - «Весь мир у нас в руках».

    1. История создания памятника

Но совсем другой символ Великой Победы хотел взять создатель «Воина-освободителя» скульптор-монументалистЕвгений Викторович Вучетич (Приложение 1, рис.4), сам воевавший на фронте и много раз слышавший о бессмертных подвигах обыкновенных солдат, которые, рискуя своей жизнью, совершали то, что было невозможным.

Разговор с командиром 79-ой гвардейской дивизии, генерал-майором Вагиным, не давал ему покоя. Рассказ был о том, что везучим оказался солдат, который вынес из-под огня при штурме рейхстага немецкую девочку и уцелел от обстрела.

Командир дивизии совершенно не хотел разрешать солдату ползти на нейтральную полосу за ребёнком, навстречу своей смерти, чтобы расстаться с жизнью в последние дни войны, не увидев победы, во имя которой шел он от стен Сталинграда. Перед мостом площадь простреливалась со всех сторон и была заминирована. Но, глядя на решительное лицо солдата, Вагин осознал, что никакие маршалы и генералы, не смогут поколебать твёрдого решения бойца. Он разрешил спасти ребёнка. Он лишь сказал ему: «Вернись живым!» Но сам в это почти не верил. Сержант на открытой мостовой как мишень в тире! Немцы сначала вели беглый огонь длинными очередями, а потом стали вести по солдату прицельный огонь короткими. Каково было всё это видеть генералу Вагину? Ведь он сам разрешил бойцу пойти навстречу своей гибели.

    1. Прототипы и герои

Именно этот подвигсолдата стал ключевымв создании образавоина-освободителя.

Этим солдатом был Николай Иванович Масалов - старший сержант, знаменщик 220-го гвардейского полка (Приложение 1, рис.5).

Он был участником в боях на Курской дуге, героически защищал город Сталинград, освобождал Одессу и дошел до Берлина.

Именно история его подвига вдохновила скульптора Евгения Вучетича на создание героического образа, и И. В. Сталин одобрил предложенный вариант, но всё же приложил свою руку к созданию памятника и заложил основу для его продолжения, не зная об этом. По задумке скульптора в руках у солдата был автомат, но Иосиф Виссарионович предложил заменить оружие на меч, который придаст больше драматизма и трагичности. К тому же он хотел не просто меч, а копию меча псковского князя Всеволода (в крещении Гавриила), который сражался против "псов-рыцарей" вместе с Александром Невским за Русь.

Благоверный князь Всеволод (Приложение 1, рис.6), одарённый мужеством и большой телесной силой, он не корысти ради и власти поднимал свой меч. Он хотел мира и порядка, а так же защиты своего народа. С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устранениюбед отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, вкладывал свой меч в ножны.

И сказал Сталин: «Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч...» (Приложение 1, рис.7,8)

Оставалось только найти героя, чтобы сделать с него эскизы. Ему так хотелось, чтобы лицо солдата было точной копией храброго сержанта, который заслужил быть прототипом этого могущественного монумента. Поиски Николая Масалова привели в штаб, где скульптору сообщили, что сержант Масалов уволен в запас и проездные документы оформлены в далёкую Сибирь. Скульптору ничего больше не оставалось, как искать другого солдата, чем-то похожего на Николая Масалова…

    1. Интересные факты монумента

Так, визуальный образ воина – освободителя был создан сразу с двух советских бойцов – Виктора Гуназа и Ивана Одарченко (Приложение 1, рис.9,10)Виктор Михайлович Гуназа в 1945 году еще молодым офицером позировал молодому Вучетичу. Интересный факт: он утверждал, что на руках солдата в проекте изначально должен был быть малыш в штанишках. Именно он посоветовал заменить мальчика на девочку, которая будет выглядеть «беззащитнее пацанёнка, все-таки из мальчиков солдаты растут» и снимет с памятника избыточную обобщенность, намекая на конкретный подвиг Николая Масалова. Наши солдаты не раз спасали беззащитных детей врагов, рискуя собственной жизнью. Скульптор прислушался к совету воина-натурщика.

Виктору Гуназа пришлось отправиться на другое место службы. И в Берлине при окончательной отделке монумента скульптору позировал Иван Степанович Одарченко, сержант советской армии. А 3-х летняя Светлана, дочь генерала Котикова, коменданта Берлина, стала натурщицей для изваяния девочки на руках у солдата.

Несмотря на то, что статуя изготовлена с победителя, на лице солдата нет ликования и радости, скорее скорбь и облегчение, ведь он прошёл огромный путь, а впереди его еще ждут тяжёлые испытания.

В послевоенные годы воздвигнуть памятник стоило великих трудов, тяжёлый труд и разруха сопровождали каждого. Но есть интересный факт в строительстве постамента памятника. Ещё до нашей победы Гитлер под Сталинградом начал заготавливать мраморные плиты и гранитные камни. Ходили слухи, что они предназначались для строительства памятника в честь победы над русскими. Плиты привозили из разных стран, а в потайном складе бывших узников фашистского концлагеря заставляли разгружать их. Потом всех, кто знал место расположения этого склада, расстреляли. Только каким-то чудом остался в живых узник Рудольф Шонхаузер (позже освобождённый нашими солдатами из концлагеря), который принимал участие в строительстве монумента, используя те самые плиты. Фюрер, заготавливая материалы для памятника в честь победы над русскими, готовил для нашего монумента символ победы над фашизмом. Да, правильно говорят: «Историю не обмануть, она всё поставит на свои места». Движемся дальше…

Глава 2. Триптих монументов

Исследую памятник «Воинуосвободителю» я узнал, что он является частью триптиха. Триптих – это произведение искусства, которое состоит из трёх частей, объединённых общей идеей. Уникальным триптихом в скульптуре стала именно эта серия монументов в 3-х городах: «Воин – освободитель» в Берлине, «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовет!», установленная в Волгограде на Мамаевом кургане. Два из трёх монументов триптиха — «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!»принадлежат руке Евгения Викторовича Вучетича, скульптора-монументалиста, о котором мы ранее говорили. Памятник «Тыл – фронту» был изготовлен Львом Головницким, учеником Вучетича.

Обо всем поподробнее…

2.1. Монумент «Родина мать зовет!»

Захватывает дух от масштабности и величия монумента «Родина-мать зовет!» (Приложение 2, рис.11), возвышающегося над Мамаевым курганом в Волгограде. Холм, на котором стоит фигура женщины с мечом, возвышается на 14 метров. Сама статуя имеет высоту 85 метров и господствует над окружающей местностью. Время постройки скульптуры-гиганта1967 год.

Являясь центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», памятник выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперёд с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица, растрепанные на ветру волосы и сильные женские руки. Атмосферу тревожности и напряжения создают широко раскрытые глаза и рот. По замыслу автора, фигура Родины-матери должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам защищать родную землю от врагов. Но женская фигура с поднятым вверх мечом демонстрирует всю безысходность ситуации и вместе с решительностью уязвимость. Не зря слабая женщина нашла в себе силы взять в руки оружие.

Итак, подытожим два монумента.

Невероятная энергетика скульптуры «Родина-Мать» с поднятым кверху мечом – символ освободительной борьбы советского народа. «Воин-Освободитель» со спасённой немецкой девочкой на руках и с опущенным мечом - символ победы над фашизмом. Родина подняла меч в боях под Сталинградом (сегодняшним Волгоградом), а Воин опустил оружие в Берлине, разрубив фашистскую свастику.

Но меч! Откуда же он взялся?

2.2. Монумент «Тыл - фронту»

(Приложение 2, рис.12)

Меч, который стал символом победы над врагом, был выкован на Урале в Магнитогорске на металлургическом комбинате. В годы войны многие предприятия тыла работали на фронт, но именно этот город выбрали для его изготовления. Дело во внушительных объёмах производства на предприятии в то время. Можно только представить, сколько снарядов и танков поучаствовало в боях за четыре года… «Каждый третий снаряд и броня каждого второго танка в годы войны были сделаны из магнитогорской стали. Изначально ММК строился для производства "мирных" марок стали. Специальные стали, применяемые в военной промышленности, в Магнитке не производились. Но с началом войны, уже 22 июня 1941 года, на комбинате был получен первый военный заказ на производство броневого металла».

И мы можем смело сказать, что Победа 1945-го года не только на поле боя ковалась!

Поэтому, именно здесь в Магнитогорске в 1979 г. было возведено продолжение триптиха - памятник гигантского масштаба под названием «Тыл – Фронту».

Для жителей города в этом есть особый символизм – рабочий оборонного литейногозавода, стоящий наВостоке, передает меч, выкованный солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Именно туда солдат направит острие своего меча, откуда пришла беда .

Фигуры стоят близко к друг другу, но всё-таки развернуты в противоположные стороны. Это олицетворяет тот факт, что у каждого из этих мужчин одна цель и одна война, но разные задачи, каждая из которых одинаково важна для победы.

2.3. Логическая композиция

Итак, уральский монумент в Магнитогорске «Тылфронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от врагов. Позднее этот в тылу выкованный меч вознесет вверх на Мамаевом Кургане «Родина-Мать» на борьбу с врагом. В том месте, где произошёл перелом в войне. И уже в завершении композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в Берлине, в самом центре Германии, завершив разгром фашистского режима.

Теперь понятно, почему места в триптихе (Приложение 2, рис.13) распределены в таком порядке:

  1. Монумент «Тыл-фронту».

  2. Монумент «Родина - мать зовет!»

  3. Монумент «Воин-освободитель».

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были выполнены по хронологии в обратной последовательности. Так памятник «Воин-освободитель» в Берлине был установлен весной 1949 года, осенью 1967 года закончилось строительство монумента «Родина - мать зовет!». Ну а первый монумент серии «Тыл — фронту» был готов только летом 1979 года.

Очень логичная и лаконичная композиция, объединила три самых известных советских памятника, посвящённых Великой Отечественной войне. Три монумента, помимо общей идеи, объединяет меч, который есть в каждом из них. Он - символ борьбы и победы, единения народов в стремлении одолеть пришедшую в их страну беду. Величие и мощь народа-победителя как нельзя лучше выразилась в этих монументальных творениях.

Глава 3. Копии «Воина-освободителя»

Исследуя монумент «Воина-освободителя», черпая информацию из колодцев знаний, я узнал, что в нашей стране есть копии этого памятника. Я захотел понять и выяснить: почему именно в этих местах установлены копии. Я нашел 5 таких мест: г. Серпухов и г. Верея в Московской области, г. Советск в Калининградской области, г. Саратов, г. Тверь.

На Соборной горе Серпуховского кремля находится памятник «Воин-освободитель» (Приложение 3, рис.14). Он создан скульптором Е. В. Вучетичем в качестве макета основного памятника в Трептов – парке. Высота макета - 2,5 метра, а основного памятника в Берлине - 12 метров. Из Германии в 1964 году памятник перевезён в город Серпухов и установлен около городской больницы имени Н. А. Семашко. В Серпухове лечился в госпитале после ранения Вутечич, поэтому установка монумента здесь знакова.

Также не случайно уменьшенная копия стоит в Верее (Приложение 3, рис.15) на ул.Карла Маркса на высоком земляном валу недалеко от Рождественского собора. Е. В. Вучетич, автор этого грандиозного монумента, служил в составе 33-ей армии героического генерала Ефремова, освободившей Верею от фашистких захватчиков в январе 1942 года.

Памятник «Воину-освободителю» в г. Советск (Приложение 3, рис.16) установлен в центре большой клумбы, расположенной по ул. Победы. Это была единственная в СССР копия легендарного памятника. Он был открыт в 1956 году, был сделан из цемента и быстро разрушился. В 1991 году отлили новый памятник - уже из бронзы. В Советске проходили срочную военную службу два скульптора, сержанты Марохонько и Аркулисиз. После окончания службы они сделали городу подарок, изготовив копию памятника Воина-освободителя в Берлине. За разрешением городские власти обратились к знаменитому скульптору Е.В. Вучетичу, который дал согласие на создание памятника.

Памятник «Воин -освободитель» в Саратове(Приложение 3, рис.17) установленв 2020 году в Парке Победы в рамках реализации проекта "Монумент "Воин-освободитель" Саратовскойрегиональной общественной организации «Российский Союз ветеранов». Высота скульптуры составляет 2,5 метра, что в 3 раза меньше берлинского оригинала. Она сделана изимитирующим оксидированную бронзу композитно-полимерного материала с защитным покрытиеми и весит около 400 килограммов. Открытие памятника в юбилейный 75-й год Великой Победы является символичным, так как целью реализации данного проекта является участие ветеранов в формировании у молодого поколения гражданской позиции, высокого патриотического сознания и воинского долга, чувства ответственности за сохранение исторической памяти.

В Твери в микрорайоне Мигалово, на пересечении улиц Громова и Гайдара в 1965 году открыли уменьшенную копию монумента «Воин-освободитель» (Приложение 3, рис.18). Долгое время памятник находился в запустении и понемногу стал разрушаться. Этому во многом способствовало дальнее местоположение на окраине города. Лишь несколько лет назад он был восстановлен и покрашен. И сегодня сразу привлекает внимание.

После исследования копий монумента у меня появилось сильное желание прочитать стихотворение «Памятник» Георгия Рублева, из-за которого и родился этот проект, перед « Воином – освободителем» в г. Твери и отдать дань памяти великим воинам, павшим и живым, отстоявшим свободу и независимость нашей великой державы.

Заключение

Я провел интересную исследовательскую работу, в ходе которой установил взаимосвязь исследуемых мной объектов. Все три монумента-гиганта объединил Меч Победы. Он был выкован на Урале, поднят на Волге и опущен там, откуда пришёл враг – в Берлине. Это не только символ победы советского народа, но и олицетворение свободы всех народов Европы от фашизма. По возможности я хочу посетить все памятники триптиха , возложить цветы героям - освободителям, павшим в кровопролитных боях за Родину-мать, тем, кто бросался в пекло огня и на амбразуры вражеских дзотов, рискуя собственной жизнью ради жизни других людей.

Великая Победа Великой страны нуждалась в грандиозных монументах. И триптих тому пример. Только имея представление обо всех фигурах, можно осознать величественность творения памятника архитектуры, посвящённого теме войны и победы над фашизмом.

«Мы этот меч, сил не щадя, ковали,

Забыв покой и сон, в разгар лихих годин.

Его маршрут мы кровью начертали:

Магнитка – Сталинград поверженный Берлин».[12].,.

Список литературы

  1. Кожейкин, В.С. «Дорога в Бессмертие». – Челябинск: Издательство Фрегат, 2010.

  2. URL: https://stihi.ru/diary/tg1504/2020-02-10

  3. URL: https://sovetsk.forum24.ru

  4. URL: http://vereya.su/turizm/pamyatniki-i-zakhoroneniya/

  5. URL: https://kulturologia.ru/blogs/030720/46415

  6. URL: https://1418museum.ru/heroes/12588701

  7. URL:https://shagau.ru/2017/08/26/dostoprimechatelnosti-verei-interesnaya-poezdka-na

  8. URL: http://www.ruskiezemli2.ru/photos/w28-3.html

  9. URL: https://k-istine.ru/sants/our_sants_vsevolod_pskovskiy-01.htm

  10. URL: https://sovross.ru/articles/1663/38168

  11. URL: https://www.polkrf.ru/news/1767/hronika_pobedyi_voin_osvoboditel/

  12. URL: https://www.sites.google.com/site/vov70let/my-pobedili

Приложение 1

Рис.1.Монумент «Воин - освободитель» Рис.2. Композиция монументов

Рис.3.Монумент « Воин освободитель» в Германии

Рис.4. Скульптор - монументалист Е. В. Вучетич

Рис.5.Н.Н.Масалов Рис.6. Благоверный князь Всеволод

Рис.7. И.В.СталинРис.8. Меч Победы

Рис.9. Виктор Гуназа Рис.10. Иван Одарченко

Приложение 2

Рис.11. Монумент «Родина-мать зовет!» Рис.12. Монумент «Тыл- фронту»

Рис.13. Скульптурный триптих

Приложение 3

Рис.14. Памятник «Воин-освободитель» на Соборной горе Серпуховского кремля

Рис.15. Памятник «Воин-освободитель» в Верее

Рис.16. Памятник «Воин-освободитель» в г. Советск

Рис.17. Памятник «Воин-освободитель» в Саратове

Рис.18. Памятник «Воин-освободитель» в Твери

Просмотров работы: 215