Введение
Народ, лишенный исторической памяти,
превращается в пыль, которую носит
ветер времени.
Историю человечества можно представить своеобразным банком памяти, который призван обеспечить преемственность поколений, это богатство, сохранять и приумножать которое - долг каждого поколения.
История создавалась многие века. Великие люди - ученые и воины, герои и мудрецы - по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый миг этой жизни возможен только потому, что были столетия до него.
Я считаю, что память о наших предках, знания об их подвигах и победах, составляет главное богатство нашей души. Мы всегда должны хранить в своей памяти тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек историей своей страны, памятью своих предков, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках, которые создавали нашу историю, - корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.
В мае 2023 года исполнится 320 лет со дня основания Санкт-Петербурга, города с удивительной судьбой, богатым историческим прошлым, Города-Героя, выстоявшего в страшные блокадные дни Великой Отечественной войны. Этот город настолько уникален, что описать его в рамках одной работы мне не представляется возможным, поэтому я решил найти, изучить и представить на научно-практической конференции информацию о Кронштадте, городе-порте, расположенном на острове Котлин; месте, положившем начало великому городу.В 1990 году исторический центр города вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы.
Итак, целью моей работы является изучение истории возникновения города Кронштадта и его воинского подвига с последующим созданием интерактивного пособия по данной теме.
В чем заключается слава Кронштадта, его доблесть и мужество? Какую роль сыграл Кронштадт для нашей страны с момента его создания и до сегодняшних дней? Такие вопросы я задал себе в начале своей работы над проектом.
Задачи:
1.Поиск и изучение информации об истории строительства Кронштадта
2. Оформление изученного материала в виде печатного проекта
3. Изготовление лэпбука «Кронштадт»
4. Изготовление модели Морского Никольского собора Кронштадта
5. Изготовление макета ряжи.
Результат работы и ее практическое применение я вижу в создании наглядного пособия – лэпбук «Кронштадт» для учеников, которое можно применять на уроках истории, обществознания или уроке «Разговоры о важном».
Также лэпбук будет не только наглядным пособием, он будет ещё интерактивным, т.е. позволит с помощью считывания QR-кодов изучить информацию о Кронштадте непосредственно на сайтах музея, библиотеки, исторического общества. Цель проведённой работы – познакомить учащихся с городом фортов, его историей, заинтересовать ребят побывать в Кронштадте и Санкт-Петербурге, чтобы они гордились нашей Родиной, ее славной и доблестной историей!
Теоретическая часть.
Глава 1. История создания города-крепости. Век XVIII
Кронштадт (от нем. Krone - «корона» и Stadt - «город») - город-порт в России, расположенный на острове Котлин. Является единственным населённым пунктом(городом) Кронштадтского района города федерального значения Санкт-Петербурга.
«Кронштадт – ключ к успеху для любого нападения на Россию с моря в районе Балтики, захватите Кронштадт, и Санкт-Петербург у ваших ног…, а Россия низвержена до положения, которое она занимала до Петра Великого. Но если мы понимаем решающее значение Кронштадта, то понимают его и русские». Именнос этих слов Фридриха Энгельса – немецкого политика, учёного, историка - я хочу начать свой проект.
Город-крепость, город фортов - так называют Кронштадт. Кронштадт – это не простой город, ацелый комплекс оборонительных сооружений, который Петр 1 придумал и воплотил в реальность с целью обеспечения безопасности юного Санкт-Петербурга, с целью открытия путей для торговли, чтобы Россия могла расти и развиваться.
В 1700 году для выхода в Балтику и расширения торговых отношений Пётр I объявляет войну Швеции. Несколько лет шла борьба за обладание землями в Финском заливе, ожесточённые бои проходили не только на суше, но и в водах Балтийского моря. В мае 1703 года два шведских судна подошли к самому устью Невы. Петр не растерялся, он посадил в 30 лодок солдат Семёновского и Преображенского полков и атаковал шведские корабли с двух сторон. Завязалась жестокая схватка, в которой победу одержали русские солдаты. Оба судна были взяты в плен, что было невероятной удачей. Всем участникам боя Петр приказал изготовить памятные медали с надписью «Небываемое бывает». В октябре этого же года, когда перед началом образования льда шведские корабли ушли на зиму в Выборг, Петр принял решение обследовать остров Котлин и определить глубины Невской губы. Целью Петра было установить фарватеры. Он сам проводил измерения глубин и сделал вывод, что, если построить форт на южном фарватере и установить на берегу острова Котлин батарею, будет обеспечена надёжная оборона южного фарватера относительно острова Котлин. Северный фарватер в то время считался непроходимым для кораблей, т.к. имеет много камней и сильно извилист.
Пётр отдал приказ о заготовке брёвен и камней. И уже 24 октября 1703 года отправился в Воронеж, именно в Воронеже сделали модель будущего форта. В ноябре1703 г., как только установился лёд, на песчаной отмели с южной стороны острова Котлин началась постройка основания форта. Использовалась технология строительства мостов в России. Ряжи – бревенчатые срубы без окон и дверей, но с дном – устанавливали в квадратные проруби по размеру ряжи. Далее их заполняли камнями. Когда ряж был полон и начинал уходить под воду, укладывали следующие ряды брёвен сруба и снова заполняли камнями, так продолжали до тех пор, пока ряж не вставал на дно. Ряжи,установленные в определённом порядке, служили основанием. К весне 1704 г. на основание установили десятигранную башню с шатровой крышей.(Приложение 1)
Освящение новой крепости состоялось 7 мая 1704 года, а 12 мая Петр I издал указ, в котором повелевал всем называть новый форт«Кроншлотом», что означает по-немецки «Коронный замок».(Приложение 2)
Также в 1704 г на южном берегу острова Котлин была возведена земляная батарея под названием Старая (позднее Андреевская батарея). Идея Петра создать «ворота» между островом Котлин и берегом не только гениальная и стратегически важная, но и настоящий подвиг. При строительстве форта было задействовано много людей и лошадей, строительство шло в сжатые сроки в зимних, суровых условиях,в Финском заливе. Вот, что написал полковник А.В.Шелов про строительство «Кроншлота»: «Около 8000 лошадей пало от недостатка корма и изнурения, немало погибло и людей, но это была необходимая жертва, принесённая для охранения Петербурга и для обеспечения будущих успехов Петра на водах и берегах Балтики»1.
Уже в июле 1704 г. батареи Котлина и орудия «Кроншлота» выдержали артиллерийские обстрелы шведских кораблей в течение двух суток и не пропустили корабли неприятеля. За время Северной войны «Кроншлот» неоднократно отражал атаки шведов.
В связи с быстрым ростом Балтийского флота требовалось создать необходимые условия для ремонта кораблей: док-каналы, комплексы гаваней для военных и торговых судов,верфи и мастерские, казармы для рабочих – шло активное строительство на острове Котлин. Много писали о тяжёлых условиях работы на Котлине. Например, К.И. Крюйс, командующий балтийским флотом, писал, что жителям острова не хватала хлеба, жилья для военных и строителей. Постоянная нехватка продовольствия, ветер, холод, сырость, наводнения, частые пожары, т.к. все постройки были деревянные, усложняли обустройство и оборону острова.2
В 1717 годубыл построен Николаевский морской госпиталь, в 1719 г. - первый маяк «Толбухин» в честь первого коменданта острова, в 1720 г. - второй форт «Цитадель», который позднее переименовали в «Император Пётр 1». Протяжённость форта «Император Пётр1» составила 170,6 м, он был укомплектован 106 орудиями и состоял из двух бастионов.
В1721 году был заключен Ништадтский мирный договор. Зная о шведских приготовлениях, К.И. Крюйс собрал совет с участием капитанов и береговых командиров. Надо было укреплять южный берег. Так началась стройка Ивановской батареи. Ей дали такое название потому, что К.И. Крюйс поручил стройку своему сыну Ивану. Это стало началом грандиозной застройки острова Котлин.В 1723-м Петр I заложил крепость Кронштадт. С тех пор так же стал называться и город на Котлине.
Пётр понимал, что надо больше времени уделять гражданскому строительству.Он приказал построить торговый город-порт, который бы находился под защитой крепости с большим количеством пушек. Также остров-крепость должен надёжно защищать Санкт-Петербург со стороны моря и стать центром торговли.
В малые сроки на острове проведены гигантские работы по созданию города. Строительство вели по планам и схемам, которые собственноручно делал Петр. Для постройки привлекали крестьян, солдат, моряков. Вручную они рыли каналы, строили гавани и крепостные сооружения. Постройки того времени поистине являются памятниками силы воли людей, которые их строили, и науки на многие столетия. Только для строительства док-канала отправили 3000человек на стройку. Построив город-крепость и стратегически выгодно расположив форты, была создана надёжная защита Санкт-Петербурга на ближайшие 250 лет. (Приложение 3)
Глава 2. Воинская слава Кронштадта
2.1. Кронштадт во время Крымской войны. Век XIX.
Весной 1854 года во время Крымской войны начались боевые действия в Балтийском море. Целью английского и французского флотов было уничтожение Кронштадта и прорыв к Санкт-Петербургу. Силы были неравными. Значительное превосходство было на стороне противника, т.к. он обладал винтовыми кораблями, в то время как у русского флота были парусные корабли, гребной флот и всего 11 пароходофрегатов. С учётом сложившейся ситуации русское командование приняло решение вести оборонительный план боевых действий в Балтийском море. Была усилена оборона Кронштадта артиллерией, ряжами, блокшивами и минными заграждениями. Защита южного фарватера была обеспечена установкой 609 мин и 500 орудиями фортов. Использовали якорные гальванические мины, которые разработал русский учёный Б.С. Якоби. Весной 1855 года дополнительно было установлено ещё 1256 гальванических мин в восемь рядов на подступах к Кронштадту. Минно-артиллерийская оборона успешно сработала. После подрыва двух британских фрегатов, вражеские корабли не рискнули больше приближаться к Кронштадту, а в ноябре англо-французский флот покинул Балтийское море. (Приложение 4)
2.2. Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. Век ХХ
Зимой 1939-1940 года началась советско-финская война. Корабли Кронштадта и орудия фортов наносили мощные артиллеристские удары по укреплениям противника на Карельском перешейке,чем обеспечили поддержку для прорыва непреступной линии Маннергейма.
В годы Великой Отечественной войны Кронштадт являлся основной базой нашего флота. С первых дней артиллерия фортов и кораблей оказывала огромную поддержку нашим сухопутным частям. Территория Кронштадта и форты подвергались бомбардировкам и артиллерийским обстрелам. С 21 октября 1941 года Кронштадтская военно-морская база была преобразована в военно-морскую крепость Кронштадт. Жители города копали окопы, в подвалах устраивали бомбоубежища. К обороне готовились все без исключения. Мужчины учились воевать, женщины осваивали профессии мужчин на пароходном заводе, профессии телефонисток, медсестер. Морской завод работал в две смены, каждая продолжалась 12 часов, дети работали наравне со взрослыми - работы было много. Необходимо было переобо-рудовать, вооружать и ремонтировать корабли. Завод постоянно пытались разбомбить немцы и каждый день, утром идущий на работу, не знал, вернётся ли он домой.
Первый налет на Кронштадт был совершен 21 сентября 1941 года. Сбросили 160 бомб, через 3 часа 50 минут последовал второй налёт. Командование флотом оказалось не готово к таким массовым атакам. Так, в первые шесть месяцев войны в Морской госпиталь поступило 6500 раненых. За время войны всего через госпиталь прошло 36 000 раненых и больных солдат и офицеров.
Карточную систему на продовольствие в Кронштадте ввели с 18 июля 1941 года. И уже к 25 декабря хлебный паёк уменьшился с 800 до 250 граммов рабочим и 125 граммов служащим, иждивенцам и детям. Люди были истощены, многие умирали на улице.
В июле 1942 появилась возможность эвакуировать жителей из блокадного Ленинграда. На баржи садили детей и женщин, переправляли на мыс Лисий Нос. Не все баржи доплывали, т.к.немцы вели бомбардировку этих барж.Из-за притока беженцев из Прибалтики Кронштадт был переполнен. С августа 1941 года из Кронштадта начали эвакуировать детей и женщин, которые не были задействованы в работе на оборону. К 20 июля 1942 года с острова было вывезено около 20 600 человек и ещё 13 000 гражданского населения оставалось в Кронштадте.
Во время блокады Кронштадт и его форты находились в тяжелом положении. С наступлением зимы вражеские отряды разведки ночами подступали к фортам и самому Кронштадту. С целью защиты набрали 3000 бойцов и сформировали лыжные отряды и дозоры. Вели разведку и обеспечивали связь между фортами. По ночам в лёд вмораживали столбы, а потом на них натягивали колючую проволоку, за которой размещались отряды охраны. 17 января 1943 года артиллеристы фортов и кораблей вместе с сухопутной артиллерией прорвали блокаду3.
За первый год войны в период страшной блокады в Кронштадте от голода погибло 5146 человек. К концу войны в Кронштадте осталось около 9800 человек.
18 мая 1954 город Кронштадт награждён первым орденом Красного Знамени, всего у Кронштадта три таких ордена.
27 апреля 2009 года городу Кронштадт присвоено звание «Город воинской славы», а 9 мая 2015 года состоялось открытие стелы в честь города воинской славы Кронштадт.
Глава 3. Удивительный Кронштадт
3.1. Форты Кронштадта
Для защиты Санкт-Петербурга, начиная с 1703 г. и до начала XXвека построена целая система фортов. Всего возведено 21 укрепление, 17 из них находятся в Финском заливе. Ниже представлен список фортов в порядке их строительства:
Южные форты:
«Кроншлот» (начало строительства - осень 1703 г., окончание - 1704 г.);
«Шанц» (1706 г)., перестроен из земляного редута «Александр-шанец»;
«Цитадель» (1724 г.), в 1734г. переименован в «Император Пётр I»,
№1Южный и №2Южный-Дзичканец (постройка в середине 1850 г., в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны),
«Император Павел I»(1801 г.),
«Батарея Князь Меншиков» (1843-1850 г.),
«Император Александр I» (открытие 27 июля 1845г.), с 1897 г.в форте находилась противочумная лаборатория, препараты лаборатории использовались в борьбе с эпидемиями чумы, тифа, холеры; сыворотку и вакцину продавали даже за границу. В 1904 г. и 1907г. на территории форта вспыхнула эпидемия чумы. В 1917г. крепость передана военным;
Южная батарея № 3 (1865 - 1871г.), в 1882г.переименован в «граф Милютин»;
«Константин» (1808г.), расположен на береговой линии о.Котлин;
«Риф» (1915 г.), расположен на западном побережье косы о.Котлин.
Северные форты:
«Обручев»,
«Тотлебен»,
1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й Северный форт. (Приложение 5)
3.2. Маяки Кронштадта
Первые маяки в России появились в 1705 году по указанию Петра I. Официальной датой создания Российской маячной службы считаются 8 июня 1807 года, когда Император Александр I утвердил «положение о содержании маяков и штате маячной команды».
Верхний и Нижний Николаевские створные маяки располагаются на южной оконечности форта «Кроншлот». Построили маяки в 1857 году. Высота Верхнего маяка – 21 метр, высота Нижнего- 13 метров.(Приложение 6)
Маяк Толбухин установлен на искусственном островке, расположенном в 5 км к западу от о. Котлин. Это один из старейших маяков, основан по приказу Петра I. Высота маяка – 30 метров.
Маяк Большого Кронштадтского рейда расположен у входа в Петровский канал. Построен 1949 году, действовал до 2008 года,обеспечивая навигацию Большого Кронштадтского рейда. Высота маяка 29 метров.
Задний Кронштадтский створный маяк расположен на моле в Военной гавани, находится на территории Кронштадтского Морского завода. Маяк построен в 1915 году. Высота маяка 54 метра. В 2009 году маяк переименовали в Светящий знак Ломоносовского канала. Маяк до сих пор действует.(Приложение 7)
Также можно ознакомиться с маяками Кронштадтского рейда(набор карточек прилагается).
3.3. Корабли Кронштадта
18 мая празднуется День рождения Балтийского флота, потому что именно в этот день в 1703 году Петр Первый разгромил в устье Невы два шведских корабля. Также 18 мая отмечается День города Кронштадта.
Кронштадт — это колыбель Балтийского флота, здесь в 1713 - 1723 годах под руководством Петра Первого были сооружены первые пять гаваней -Котлинская (в 1714 году), Средняя и.Купеческая, Лесная и Военная (в 1723 году). Эти сооружения относятся к историческим памятникам и являются достопримечательностями Кронштадта.
В настоящее время в Кронштадте базируются боевые корабли, подводные лодки, исследовательские и учебные суда: тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», малый ракетный корабль «Мытищи», большой десантный корабль «Минск», десантный катер Д-69, противодиверсионный катер «Юнармеец Беломорья», средний разведывательный корабль «Иван Хурс», малый противолодочный корабль «Уренгой», большой гидрографический катер «Гницевич», малое гидрографическое судно «Вайгач», дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ» и другие.
Также можно ознакомиться с кораблями Кронштадта (набор карточек прилагается).
3.4. Реконструкция Кронштадта
В настоящее время по поручению Президента РФ реализуется проект «Остров фортов» с целью реконструкции Кронштадта. Сроки реализации проекта с 2019 г. по 2026 г.
Цели проекта: сохранение истории военно-морского флота, создание самого большого музейно-исторического парка в России, посвященного военно-морскому флоту. Также в рамках проекта пройдет реконструкция фортов.
В форте «Кроншлот» будут открыты: музей первого форта и кинотеатр. В форте «Пётр I» - музей минно-взрывного дела и смотровые площадки. В форте «Александр.I» .создадут музей истории борьбы с инфекционными заболеваниями.
3.5. Достопримечательности Кронштадта
Итальянский дворец – это одно из старейших гражданских зданий в центре Кронштадта. Годы постройки 1717-1724. Также дворец называют Меншиковским, т.к. он был построен для князя А.Д.Меншикова, который руководил строительством Кронштадта. Напротив дворца расположен Итальянский пруд с фонтанами. Дворец был построен в итальянском стиле, но после ареста Меншикова в здании сделали учебное заведение, потом Дом Офицеров, театр Балтийского флота. До наших дней первоначальный облик дворца не сохранился. Картина Итальянского дворца времен Петра представлена в приложениях. (Приложение 8).
Главная площадь Кронштадта называется Якорной, в XVIIIвеке на этой площади были склады якорей и якорь-цепей. На площади находится Морской Никольский собор – храм военных моряков. По указу Императора Николая IIв 1903 году начали строительство собора в честь 200-летия Российского флота. Строительство шло 10 лет, строили храм по образцу собора Святой Софии в Константинополе. Высота храма 70,6 м, ширина 64 м, длина 83 м.
Чугунные мостовые. В 1860 году по идее Александра Ивановича Соколова (первого управляющего морского завода, морского инженера) мостовые Кронштадта начали выкладывать из фигурных чугунных шашечек. Такой вид покрытия отличался хорошей износостойкостью и хорошей устойчивостью. В годы Великой Отечественной войны большая часть мостовых (чугунные шашки) была переплавлена на мины. До наших дней сохранились два небольших фрагмента подлинных чугунных шашек у Пеньковского моста и на улице Октябрьской. Фотография фрагмента чугунной мостовой представлена в приложениях. (Приложение 9).
Кронштадтский футшток. В павильоне Кронштадтского футштока расположен мареограф – это специальный прибор, который автоматически фиксирует уровень воды в Балтийском море. Нуль Кронштадтского футштока служит исходной точкой для измерения абсолютных глубин морей и высот суши на топологических картах, а также космических высот. Фотография Кронштадтского футштока представлена в приложениях4.(Приложение 10).
Практическая часть.
Глава 4. Изготовление лэпбука
Для изготовления лэпбука мне понадобился картон, который послужил основой, белая и цветная бумага для декора и скрапбукинга, принтер, линейка, карандаши, ножницы, клей, скотч, ленты и фантазия.
Сначала я на отдельных листочках написал и схематически зарисовал каждый блок информации, который выбрал для представления. Потом разложил блоки на черновике-основе, чтобы определить место расположения каждого блока. Следующим шагом я выбрал размер (высота и ширина) для каждого отдельного блока. На компьютере напечатал необходимый текст, выбрал фотографии, а потом совместно с мамой мы подобрали масштаб и распечатали листы.
В процессе изучения информации о Кронштадте кроме книг я познакомился с множеством интересных интернет-ресурсов, таких как: Кронштадт остров фортов, русская национальная выставка, атлас России, виртуальные выставки, сайт ботанического института им. В.Л. Комарова Российской академии наук и другие. Для того, чтобы ребята могли ознакомиться с информацией на этих сайтах, я сделал QR-код для каждого сайта или ссылки с помощью специального программного обеспечения для генерации QR-кодов. Полученный QR-код разместил в лэпбуке рядом с соответствующим блоком информации. (Приложение 11). Например, считав телефоном QR-код, можно ознакомиться с картами и гравюрами XVIII века Кронштадта и острова Котлин.
В лэпбуке закреплены наборы карточек, на которых представлены маяки и корабли Кронштадта. (Приложение 12).
Дополнительно я собрал модель из картонного Морского Никольского собора, которую мне купила мама. (Приложение 13). Из деревянного конструктора с помощью клея я построил макет ряжи – это маленький сруб, дно которого я выполнил из картона. Как настоящую ряжу я ее заполнил камнями. (Приложение 14). Дополнительные фото лепбука представлены в Приложении 15.
Заключение и выводы
В результате написания и создания проекта, поставленные цели были достигнуты:
Собрана и изучена информация об истории строительства Кронштадта.
По результатам изученного материала оформлен печатный проект.
Из материалов для творчества изготовлен лэпбук, который, намой взгляд, содержит в себе ключевую информацию о Кронштадте и позволяет обратиться к интернет-платформам для более глубокого и наглядного изучения информации о Кронштадте.
Из картона собрана модель Морского Никольского собора. Модель позволяет рассмотреть его со всех сторон, убедиться в красоте и величии собора.
Собран деревянный макет ряжи, макет даёт возможность легко понять, как строили фундамент фортов и выполняли укрепление берега. Для меня эта информация была удивительной и интересной.
Достигнута цель: дать возможность ребятам знакомства с Кронштадтом с помощью интересно представленного материала и современных технологий – ссылок по QR-кодам.
Список литературы
Амирханов Л.И., Кронштадт. Город-крепость. От основания до наших дней. -М.: Центрполиграф, 2018.
Бубличенко А. Г., Волкова Е. А. и др., Природа западного Котлина, — СПб., 2021.
Иванов Ю.Г., Иванова О.Ю., Халхатов Р.А., Санкт-Петербург и пригороды-
Смоленск: Русич,2004.
Чернобережская Е., Ленинградская область и пригороды Санкт-Петербурга. –
М.: Эксмо, 2010.
Шелов А.В. Исторический очерк крепости Кронштадт, типография газеты «Котлин», 1904.
кронштадт.рф (https://xn--80aiqmelqc4c.xn--p1ai/).
nationalatlas.ru(https://nationalatlas.ru/tom4/297.html/).
binran.ru (https://www.binran.ru/science/publikatsii/monografii/).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
А.А.Тронь Строительство форта «Кроншлот»
Приложение 2
Форт «Кроншлот» (изображение петровского времени)
Приложение 3
Карта Кронштадта
Приложение 4
Подрыв британских кораблей на русских минах. Крымская война.
Приложение 5
Карта о. Котлин и форты
Приложение 5 (продолжение)
Форт «Александр I» («Чумной»)
Форт «Шанец» укрепления
Форт «Риф»
Приложение 6
Форт «Кроншлот». Верхний и Нижний Николаевский створные маяки
Приложение 7
Задний Кронштадтский створный маяк
Приложение 8
Итальянский дворец
Приложение 9
Фрагмент чугунной мостовой
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Модель Морского Никольского собора из картона
Приложение 14
Макет ряжи.
Сруб с камнями.
Пенопласт - имитация льда.
Приложение 15
Лэпбук
1Шелов А.В. Исторический очерк крепости Кронштадт. С.4.
2Амирханов Л.И. Кронштадт город-крепость от основания до наших дней. С.78.
3Амирханов Л.И. Кронштадт город-крепость от основания до наших дней.
4https://xn--80aiqmelqc4c.xn--p1ai/