Особенности Древнеегипетской медицины на примере Папируса Эдвина Смита

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности Древнеегипетской медицины на примере Папируса Эдвина Смита

Тяпкина М.А. 1
1ОАНО «Школа «Летово»
Семенюта А.А. 1
1МОУ СОШ №48 Копейского городского округа Челябинской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

История Древнего мира – очень интересная область знаний во всех отношениях. Какую тему не возьмешь: архитектура, скульптура, живопись, быт народа, традиции – все интересно и загадочно.История любой науки, в том числе и история медицины, представляет интерес и в настоящее время. Человеку всегда было интересно познавать мир, находить новые  методы лечения заболеваний, исследовать строение своего организма и его функционирование.  

          Предлагаемая Вашему вниманию исследовательская работа посвящена Древнеегипетской медицине на примере Папируса Эдвина Смита.

Актуальность.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что история медицины очень важна для нас сегодня, помогая избежать ошибок прошлых лет. Развитие медицины как науки продолжается до сих пор, а Древний Египет оставили свой отпечаток в медицинской практике и науке.

Цель проекта - изучение и анализ особенности медицинского папируса Эдвина Смита 

Задачи:

  1. Провести анкетирование.

  2. Ознакомиться с литературой и статьями о медицине Древнего Египта;

  3. Ознакомиться с текстом папируса Эдвина Смита;

  4. Систематизировать информацию и провести анализ.

  Методы исследования: сбор, анализ, обобщение материала по данной теме.

Гипотеза – современная медицина развивает уже известные знания и методы лечения открытые еще в Древнем Египте.

Предмет исследования : медицина древнего Египта.

Объект исследования: папирус Эдвина Смита.

Медицина древнего Египта

Древний Египет можно считать колыбелью медицины как науки. Знания и рукописи древнеегипетских врачей послужили основой для современных медицинских методов и учений. Истоками для создания современной научной медицинской базы стали знания, которые передавались из поколения в поколение, записывались, систематизировались, развивались теоретиками и практиками, начиная с глубокой древности. Настоящее начало своего развития медицина получила во времена существования древневосточных цивилизаций, в особенности – Древнего Египта. До нашего времени сохранились множество письменных источников, часть которых содержит сведения с точными указаниями по лечению того или иного заболевания, описанием использовавшихся при этом лекарственных средств, классификацией болезней по медицинским отраслям, которые являются одними из величайших находок в истории Египта. Древнеегипетская медицинская система считается древнейшей из записанных. От цивилизации Древнего Египта остался целый жанр — «медицинские папирусы» — по сути полноценные медицинские трактаты, и это не считая художественных произведений, биографий и хроник, дополняющих общую картину мелкими деталями. Источники позволяют нам установить, что египтяне страдали от самых разных болезней и скрупулезно их описывали, пытались найти от каждой лечение, но болезни с неявными симптомами представляли для них загадку. В медицинских папирусах упоминаются сотни различных болезней и методов лечения.

Вообще медицинские папирусы жанр интересный. Мы можем датировать каждый конкретный список довольно точно, но остается только догадываться, насколько древний сам текст. Древнеегипетская культура была не самой динамичной из известных, так что знания накапливались, вероятно, веками, если не тысячелетиями, переписываясь снова и снова.

Папирус Эдвина Смита.

Папирус назван в честь американского археолога Эдвина Смита, который добавил этот папирус в свою коллекцию в 1862 году, купив его у продавца в Луксоре по имени Мустафа Ага. Хотя Смит осознавал важность документа, он его не публиковал. Он умер в 1906 году, оставив его своей дочери, а она передала его Нью-Йоркскому историческому обществу[4]:3. Организация дала задание Джеймсу Брэстеду перевести его. Эту задачу он выполнил в 1930 году[4]:4.

В 1938 году папирус был направлен в Бруклинский музей, а в 1948 он был переведён в Нью-Йоркскую академию медицины, где он и находится сегодня[7].

Папирус был выставлен впервые в 1948 году в музее Метрополитен в Нью-Йорке с 13 сентября 2005 года по 15 января 2006 года. Одновременно с выставкой, куратор музея Джеймс П. Аллен подготовил совершенно новый перевод папируса, который был включён в каталог выставки.

Знаменитый Папирус Эдвина Смита (Рис.1) — один из самых значимых медицинских папирусов. Около 1550 г. до н.э. Содержит рациональные приемы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, дает рекомендации по их лечению и прогноз в выздоровлении. Описываются следующие процедуры: закрытие раны со швами (для ран губ, горла и плеча), профилактика и лечение инфекции с медом, и остановка кровотечения сырым мясом. Кстати, то, что издалека слегка напоминает арабский, — египетская иероглифическая скоропись.

Рис.1

В тексте перевода хирургического папируса Эдвина Смита отсутствуют какие-либо сведения которые бы позволили установить дату его создания, это оказалось возможно сделать с помощью полиграфической экспертизы. В связи с тем что на папирусах писали кисточкой, то иероглифы имеющие прямые линии, четкие углы и явно картинный характер, деформировались и закруглялись. Постепенно были созданы каноны жреческого письма. Если иероглифы называть “печатным” шрифтом, то иератическое письмо выглядит рукописным. 

На основании изучения текста, а также характера написания отдельных слов и выражений, эксперты полагают, что манускрипт является копией более древнего документа. В других медицинских папирусах приводится рецептура лекарств, созданных для фараонов Древнего Египта. 

Описание папируса Эдвина Смита

Восстановленный папирус состоит из 12 листов. Высота папируса 33 см, что соответствует обычной высоте папирусов Среднего царства. Общая длина 468 см. Утерянной является только одно первая колонка (первоначальная длина предположительно 5 м). О содержании утерянной колонки можно строить любые домыслы, особенно если учесть что в первом из сохранившихся хирургическом описании дается разъяснение ключевой фразы «если ты обследуешь человека». Сохранившиеся надписи разделены на 21 с половиной колонку, из них 17 колонок с 3777 строками, располагаются на лицевой стороне папируса, а 4 с половиной колонки с 92 строками — на оборотной.

Ознакомление с текстом папируса Эдвина Смита позволяет отметить следующее: 

  • 17 колонок на лицевой стороне составляет часть хирургического трактата самого древнего из когда-либо найденных в мире, текст на обратной стороне это набор случайно полученных сведений включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.

  • Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм, по стилю это что четкие указания учителя ученику, каждое включает название травмы, описание симптомов, формулировка заключений, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые употребленных фраз и выражений. Название травмы и разъяснение исполнены красными чернилами остальное текст черными.

  • Трактат чётко систематизирован по случаям начиная с повреждении головы, затем повреждения носа горла ключицы грудной клетки позвоночника, текст папируса заканчивается буквально на полуслове, а оставшееся незаполненное пространство имеет длину около 39 см.

  • Лечение травм в основном осуществляется рациональными методами путем хирургического вмешательства, обращения к магическим приемам и заклинания имеются только в одном из 48 случаев.

  • каждые из 48 случаев травм классифицируется по одному из трёх вердиктов: благоприятный (эту болезнь я вылечу), неопределенный (с этой болезнью я буду бороться) и неблагоприятный (эта болезнь неизлечима), такой подход не отмечается ни в каком другом сохранившимся египетском медицинском трактате. Неблагоприятный вердикт выносятся в 14 случаях и составляет группу травм которые хирург не может вылечить и которые представляют для него только научный интерес.

  • В трактате впервые в истории человеческой цивилизации встречается такое понятие как мозг. Наблюдение осуществляемые древним хирургам за реакцией больного на травмы черепа и мозга позволили локализовать определенные области мозга воздействующие на те или иные двигательные реакции.

  • Автор трактата при описании использует характерные признаки широко известных объектов, так извилины мозга автор сравнивает со следами металлических шлаков на поверхности расплавленной меди. Часть человеческой челюсти он сравнивает с когтями двупалой птицы. Пробоину в черепе он сравнивает с дыркой в керамическом сосуде. По существу, это наиболее древние анатомические, физиологические и патологические описания. 

Исторические параллели:
Изучение медицинских текстов Древнего Египта часто дает основание для интересных сопоставлений и разнообразных исторических параллелей.

Описания различных повреждений головы, шеи, груди, позвоночника изложены в форме «Наставлений», содержащих рекомендации по лечению этих травм: «Наставление относительно вывиха челюсти», «Наставление относительно перелома руки с зияющей раной». Для лечения переломов использовались шины из тростника и жесткие повязки, которые крепились с помощью бинтов. Эти повязки получали, опуская полотно в алебастр или специальные затвердевающие смолы. Кроме того, лаются советы по диагностике и лечению незаживающих язв. Их лечили прикладыванием различных растительных средств, жиров и минералов. Врачу рекомендовалось наблюдать за ходом заживления и изменять лечение, если понадобится. Раны и травмы подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. В зависимости от того, являлся ли случай сомнительным или безнадежным, врачу рекомендовалось принять одно из решений: «я буду его лечить», «я буду бороться», «я не буду его касаться». Вот пример таких рассуждений: «если ты пользуешь больного, у которого рана на виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану, если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить».

В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади». Подобным образом и в наше время хирурги лечат повреждение ключицы: отводят плечи назад и связывают сзади руки больного. Наряду с рациональными средствами хирурги использовали заклинания. Особенно часто - при лечении серьезных ран и травм. Так, при лечении раны лба, размозжившей часть черепа, папирус Смита рекомендует произносить такие слова: Изиды враг, который в ране, Выходи дьявол, который в крови. Соперник Гора по обе стороны рта Изиды. Эта крепость не падет, Нет врагов изнутри.. Я под защитой Изиды, Мой спаситель - сын Осириса Вот примеры рекомендаций медицинских папирусов по обследованию больного: «Если ты осматриваешь больного, страдающего желудком, и обнаружишь, что его желудок колеблется под твоими пальцами, как бурдюк, наполненный маслом... - положи свою руку на больного и ударь по ней...». «Посмотри на свои плечи, на свою грудь. Посмотри наверх, вниз. Если "больной не может это сделать, он страдает вывихом позвонков шеи...». Однако прежде всего обследование больного было направлено на изучение работы сердца.

Медицинские папирусы не содержат учения о пульсе в таком виде, как, например, оно было разработано позже в китайской, арабской и тибетской медицине. Однако начало этих представлений можно увидеть в папирусе Смита: «Обследование - это подобно подсчету некоторого количества... Измерение подобно подсчету ...делает возможным... применить подсчет в случае болезни человека, чтобы знать о работе сердца. А каналы или сосуды от сердца идут ко всем членам. Итак, если жрец богини Сохмет или любой другой врач положит свои руки или коснется пальцами головы, затылка, любой ноги, он измеряет работу сердца, потому что совместно с сердцем пульсирует каждый сосуд всех членов... понятие измерения вводится для того, чтобы знать, что произошло». Интересно отметить, что рассуждая о происхождении болезней в результате изменений сердца и кровеносных сосудов, авторы различных медицинских папирусов ссылаются на «Книгу сердца» - более древний источник, не дошедший до нашего времени.

Сделать выводы о развитии в Древнем Египте хирургии - отрасли медицины, в которой лечение заболеваний производится с помощью оперативного вмешательства, можно на основании:

  • находок в гробницах хирургического инструментария: скальпелей, ножей, игл, приспособлений для прижигания и для ингаляции;

  • обнаружения на древних мумиях различных лубков (деревянных, из теста и пропитанных смолами льняных бинтов), применяемых для лечения переломов костей;

  • анализа изображений на стенах гробниц и храмов различных хирургических операций. Наиболее полное заключение можно сделать на основании изучения письменных источников, в которых излагаются приемы и рекомендации древних врачевателей в связи с различными травмами.

В связи с отсутствием медицинских документов эпохи Древнего Египта какие-либо выводы об уровне развития хирургии можно сделать только на основании изучения медицинских папирусов, которые, как достоверно установлено, являются копиями более древних письменных документов. К ним относятся папирус Эдвина Смита. Папирус Эдвина Смита в основном посвящен хирургическим проблемам. Текст на лицевой стороне папируса начинается с описания восьми различных повреждений головы, заканчивается описанием растяжения в позвонках спинного хребта. При описании последнего случая, текст прерывается буквально на полуслове, хотя не заполненное текстом пространство вполне достаточно для нескольких строк. Можно полагать, что до наших дней сохранился только фрагмент некогда существовавшего полного документа.

Исследование.

Перед написанием исследовательской работы я решила выяснить, что знают мои одноклассники о медицине в Древнего Египта. Для этого я провела анкетирование.

Я использовала в анкетировании опросный лист со следующими вопросами:

1. Знаете ли вы что-либо о медицине  Древнего Египта?

2. Как вы думаете, была ли развита медицина в Древнем Египте ?

3. Интересно ли Вам узнать, какой была медицина в Древнем Египте?

Затем я обработала бланки с ответами каждого участника опроса.

Результаты анкетирования:

  1. Знаете ли вы что-либо о медицине  Древнего Египта?

а) да - 14 ; б) нет – 13

2. Как вы думаете, была ли развита медицина в Древнем Египте

а) да – 15 ; б) нет – 12

3.Интересно ли Вам узнать, какой была медицина в Древнем Египте?

а) да – 25 ; б) нет – 2

4. Знаете ли вы что-либо о Папирусе Эдвина Смита?

а) да – 9; б) нет – 18

Затем я обработала бланки с ответами каждого участника опроса.

Проанализировав полученные результаты, я сделала выводы:

1) Большинство  опрошенных одноклассников не  знакомы с историей медицины Древнего Египта .

2) Выбранная мною тема является актуальной, так как большинству учащихся интересно узнать о медицине Древнего мира.

Заключение.

Многие люди уверены, что древняя медицина была весьма примитивной.  В результате проведенного исследования, я выяснила, что на самом деле это не так.После изучения папируса Эдвина Смита, возникает ощущение, что в то далёкое для нас время, было открыто то, чем мы пользуемся сейчас, но в немного изменённом виде. Если рассмотреть «холодные» инструменты современного хирурга, а потом сравнить их в Древнеегипетскими аналогами, разница в их форме и назначении будет минимальной. А если учесть, что не все медицинские папирусы сохранились до наших дней, и, что более вероятно, не все сохранившиеся были найдены, то существует вероятность, что медицина Древнего Египта была гораздо более развитой, чем принято сейчас считать. Но ответ на этот вопрос нам могут дать только последующие археологические открытия.

Литература

1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. М.: Медицина, 2006, 320 с.
3. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. М.: Здоровье, 2000, 200 с.
4. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М.: Молодая гвардия, 1992, 320 с.
5. Сорокина Т. Эхо истории тайны медицинских текстов // Журнал Здоровье, 1989, 3.
6. Сорокина.Т.С. История медицины. М.: Либрис, 2003, 315 с.

Электронные ресурсы:

  1. https://ezoport.ru/predmety-sily/perevod-papirusa-edvina-smita.html

  2. https://egyptopedia.info/p/1169-papirus-edvina-smita

  3. http://ru.knowledgr.com/00877903/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D0%AD%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0

2

Просмотров работы: 1056