Образовательно-туристическая поездка «Три поля воинской славы»: от мечты к реализации

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образовательно-туристическая поездка «Три поля воинской славы»: от мечты к реализации

Рыбалко М.И. 1
1МАОУ ДО ЦДТиИ "Родник" МАОУ СОШ №52
Рыбалко Е.Е. 1Бруяка Т.Н. 2
1МАОУ ДО ЦДТиИ «Родник»
2МАОУ СОШ №52
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Путешествовать необходимо тем, кто учится» - говорил известный писатель Марк Твен. И это действительно так! Лучший способ закрепить знания, расширить кругозор, получить дополнительную информацию – это совершить путешествие.

Образовательный туризм – популярное в современном мире направление, которое положительно сказывается на развитии школьников, поскольку позволяет закрепить и обобщить знания по различным предметам, таким как география, история, обществоведение, социология, политология. Но не только! Туристическая поездка стимулирует развитие познавательной деятельности, мотивации к приобретению новых знаний и впечатлений.

Меня всегда привлекала история. Изучая определенный этап или событие, я представлял себя его участником. Но, к сожалению, увидеть по-настоящему места, где это все происходило, удавалось редко и в основном зависело от поездок родителей. Однако по мере взросления идея посетить наиболее волнующие лично меня исторические местности казалась не такой уж и мифической. Разработать маршрут и составить план своей собственной поездки по исторически значимым местам нашей Родины стало для меня целью.

Для ее осуществления я выделил ряд следующих задач:

  1. Изучить основные направления и программы государственного уровня, способствующие осуществлению школьных туристических поездок;

  2. Определиться с собственным маршрутом;

  3. Собрать и систематизировать максимально развернутую информацию об исторических событиях и связанных с ними достопримечательностях, находящихся в основе маршрута;

  4. Систематизировать полученные знания и впечатления во время поездки.

Анализ современных концепций развития школьного туризма, утвержденных на государственном уровне, позволяет говорить об актуальности данной работы. Однако вопрос: «Возможно ли школьнику самостоятельно разработать маршрут и найти способ его реализовать?» стал проблемой исследования. Начав изучать необходимую информацию, заниматься работой над теоретической частью поездки (составление маршрута, списка необходимых вещей и финансовых затрат), мне показалось это вполне реальным. Новизна работы заключается в самостоятельно разработанном плане образовательно-туристической поездки.

Объектом настоящей работы стали исторически значимые места воинской славы нашей страны. Предметом - туристическая поездка, как способ самообразования. Гипотеза: образовательно-туристическая поездка, разработанная школьником самостоятельно, является не только эффективным средством закрепления полученных в школе знаний, но и способствует развитию мотивации к новому познанию, развитию метапредметных компетенций (т.е. способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях). Методы, использовавшиеся при написании работы: анализа, сравнения, обобщения; метод системного подхода, классификации.

Этапы проведения:

  1. Выбор темы работы, определение ее объекта и предмета, цели и задач, формулировка названия, разработка гипотезы, составление плана выбор методов;

  2. Работа с литературой: изучение информации о современных концепциях, направленных на развитие школьного туризма; изучение исторических данных о местах воинской славы нашей страны;

  3. Подбор исследуемых: изучение исторических сведений о Прохоровском, Бородинском и Куликовском сражениях;

  4. Реализация задуманного: осуществление образовательно-туристической поездки по местам воинской славы нашей страны;

  5. Обработка результатов поездки и формулировка выводов;

  6. Оформление работы.

ГЛАВА 1. Историко - туристическая поездка, как элемент патриотического воспитания

    1. Развитие школьного туризма в России

В настоящее время пользуется все большей популярностью такое направление, как школьный туризм. Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками [20]. Школьный туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран, достопримечательностей. Также туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников, совмещая отдых с оздоровлением и познанием. Общество заинтересовано в школьном туризме, поскольку ребенок, находясь вдали от дома и родительской опеки, ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса [20].

Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Правильно организованное и проведенное туристское путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование ребят, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность и инициативу.

Как популярное направление, школьный туризм сформировался достаточно давно. Еще великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670) требовал включения в систему образования и воспитания детей и подростков подвижных игр, путешествий. Педагогическую целесообразность образовательно-туристических маршрутов впервые теоретически обосновал основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1870/71). В своей книге для первоначального классного чтения «Родное слово» (1864) он, придавая большое значение «местному элементу», рассматривал его как одно из важных средств наглядности и связи с окружающей жизнью [18].

Экскурсию, как метод обучения, в практику преподавания естествознания впервые ввел основоположник научной системы физического воспитания и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России Я.А. Герд (1841-1888). На педагогическую ценность путешествия указывали русские революционеры-демократы. «Никакие школьные занятия и никакие работы над кандидатскими ли, магистерскими ли или докторскими диссертациями, - писал Н.Г. Чернышевский, - не дают молодому человеку столько пользы, как путешествия» [18].

В 1918-1928 гг. туристско-краеведческая деятельность была сосредоточена во внешкольных организациях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) походов и экскурсий, или «кочёвок», как их именовали в то время. Главной тематикой походов было изучение сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов близлежащих районов. В декабре 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме», которым руководителям школ предлагалось организовать в каждой средней школе кружок юных туристов, выделить из числа учителей ответственного организатора туристской работы с учащимися. Это был первый официальный документ, обязавший школы включить туризм в педагогические средства воспитания. В начале 1941 г. была объявлена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников по малым рекам и маршрутам боевой славы [18].

На сегодняшний день правительство РФ подготовило программу развития школьного туризма. Об этом сообщил в январе 2022 года премьер-министр М. Мишустин на совещании со своими заместителями. Главная цель школьного туризма, по словам премьер-министра: «Познакомить школьников с историей родного края в рамках небольших путешествий. Мы рассчитываем, что в этом году больше 100 тысяч учащихся 5-9-х классов смогут отправиться в поездки с одной или даже несколькими ночевками, с интересными экскурсионными программами и проживанием в комфортных условиях». На программу выделено 500 миллионов рублей. Субсидии в 2022 году получат 18 регионов, которые реализуют специально разработанные турпакеты для детей школьного возраста. В дальнейшем перечень будет расширяться, а до 2024 года на эти цели запланировано 3,5 миллиарда рублей [15]. Регионам предстоит своими нормативными актами оперативно установить правила участия школьников в программе и сформировать реестр исполнителей. Граждане смогут самостоятельно выбрать туристический маршрут, включая экскурсии, гостиницы для размещения.

Таким образом, национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» нацелен на комплексное развитие отрасли туризма в России, созданию условий для удобных, безопасных и интересных путешествий по стране.

    1. Три поля воинской славы: составление плана образовательно-туристической поездки

Весной 2022 года появилась информация о первых героях боевых действий на Украине. Среди них десантник Н. Гаджимагомедов, который, будучи раненым в окружении, не сдался в плен, а подорвал себя и врагов гранатой. Танкист Ю. Нимченко, который первым вышел в район дамбы Северо-Крымского канала и удерживал его до подхода главных сил. И много других героев! Их отвага поразила меня и появилась идея – разработать маршрут и посетить исторически значимые места нашей Родины, а именно места Прохоровского, Бородинского и Куликовского сражений. Эти битвы имеют огромное значение для нашей страны, поскольку каждая из них демонстрирует нам, потомкам, все величие, мощь и героизм русского народа!

Идея настолько захватила меня, что я начал проектировать поездку и составлять примерный маршрут. Без помощи не обошлось: консультации и ценные подсказки давал мой дедушка – Е.В. Алексеенко. Но самое главное – это его моральная поддержка и одобрение, выраженное во фразе: «Сможешь все толково сделать – летом поедем!» Для меня это было окрыляющим! Мой вариант маршрута дедушка, как опытный турист и водитель, скорректировал и дополнил, отчего он стал еще разнообразней и интересней.

Маршрут образовательно-туристической поездки:

«Три поля воинской славы»

п\п

Место отправления

Место прибытия

Место ночлега

Осмотр достопримечательностей

1

г. Краснодар

с. Кущевская, с.Старочеркасская

с.Кирпичи

Ночевка на Дону

Поле казачьей славы,

Воскресенский войсковой собор

Белогорский монастырь

2

с.Кирпичи

с.Прохоровка

Орловское поместье д.Жудре, ночевка у

оз. Старое

Прохоровское поле, Военно-исторический музей-заповедник.

3

д.Жудре

д.Бородино

Ночевка на р.Москва в районе Можайского водохранилища

Бородинское поле, Спасо-Бородинский монастырь,

Бородинский музей.

4

д. Бородино

г. Тула

Ночевка в Романцовских карьерах с. Кондуки

Тульский государственный музей оружия, Кремль, Карьеры.

5

с. Кондуки

с. Монастыршино

с.Кирпичи

ночевка на Дону

Куликово поле, Куликовский музей-заповедник, красный холм.

6

с.Кирпичи

г. Азов

ночевка на Чамбур-косе, Азовское море

Азовская крепость

7

г.Азов

г. Краснодар

Ночевка дома

Рассказ о поездке родственникам и друзьям

После того, как примерный маршрут был составлен, возникла необходимость собрать более полную информацию о достопримечательностях, которые мы планировали посетить в поездке. А также составить список необходимых вещей и просчитать финансовые затраты. Мы решили поехать с дедушкой на машине, для ночлега разбивать палатку и готовить себе еду на костре. Дедушка с малых лет приучил меня к такому виду отдыха, теперь он для меня – самый лучший. В поездку было решено отправиться втроем: дедушка, я и мой двоюродный брат - Вадим.

Список необходимых вещей у нас выглядел следующим образом:

Одежда

Предметы личной гигиены

Лекарства

Техника

По два комплекта: футболки, рубашки, шорты, плавки, теплые кофты ветровки, спортивные штаны. Нижнее бельё.

Носки. Шлёпки.

Кроссовки. Головные уборы.

Солнцезащитные очки

Зубные щётки и паста. Шампунь и мыло. Дезодорант, расческа, зеркало.

Туалетная бумага, Полотенца, влажные салфетки.

Обезболивающие. Жаропонижающие Противоаллергены Антисептики и бактерицидные пластыри. Средства при отравлении и расстройствах желудка

Телефоны. Наушники. Зарядки. Фотоаппарат Электронная книга.

Документы

Продукты

Посуда

Походные принадлежности

Паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении.

Мед.страховка,

мед.полис,

снилс.

Автомобильные права

Банковская карта, наличные деньги

Заварная лапша

Крупы

Макароны

супы (20 шт).

Сухое печенье

Леденцы

Орехи, сухофрукты Консервы:

рыбные (3 шт.), мясные (6 шт.), горошек (3 шт), кукуруза (1 шт.), сгущенка (3шт) Овощи

(картофель, лук, морковь, капуста) Сахар/соль, специи

Мясо

Вода (2 по 5 литров)

чай/кофе

Ложки/вилки

Кружки

Тарелки

Кастрюля, сковородка, половник, термос, нож.

Топор

Газовая плита (походная)

газовые баллончики (15 шт.)

Чайник

Средства для мытья посуды. Мешки для мусора. Сумка-холодильник

Палатка, рюкзаки Спальный мешок

Одеяла/подушки

простыни, надувной матрас. Веревка,

бинокль,

пленка (4 м),

Удочки.

Фонарик (большой, маленький), ведро. Раскладной стол, стулья. Спички Спрей от комаров и ожогов

Также мы подробно ознакомились с техникой безопасности, необходимой в туристических поездках и правилами поведения в критических ситуациях. Приготовили памятки об оказании первой помощи.

Приблизительный финансовый расчет нам позволил выяснить сумму, необходимую для реализации поездки – 30.000 рублей. В нее входили траты на продукты, бензин, входные билеты в музеи, подарки и др.

ГЛАВА 2. Историко-туристическая поездка как форма самообразования

2.1. Прохоровское, Бородинское и Куликовское сражения: информационный обзор

После того, как примерный маршрут был составлен, я начал углубленно изучать исторические факты о Прохоровском, Бородинском и Куликовском сражениях. Полученную информацию из энциклопедий, книг и Интернет-ресурсов старался систематизировать, отбирая наиболее интересные для меня сведения и оформлять в виде конспекта.

Прохоровская битва (12 июля 1943г)

С Прохоровским полем связано одно из значимых событий для нашей страны - крупнейшее танковое сражение второй мировой войны. Эта битва происходила между бронетанковыми частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы. Она состоялось 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление) в полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка. В сражении с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий. Обе стороны понесли под Прохоровкой огромные потери. В этом сражении советские войска потеряли 500 танков из 800 (60%). Немцы потеряли 300 танков из 400 (75%). Для них это была катастрофа. Теперь самая мощная ударная группировка немцев была обескровлена. В этот день произошел перелом: основные силы противника перешли к обороне. После Прохоровского сражения Красная армия уже больше никогда не отступала и вела только наступательные бои.

Б ородинское сражение (26 августа 1812 г.)

Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. состоялось 26 августа (7 сентября) при д. Бородино близ г. Можайска в 124 км от Москвы. Во французской истории сражение называется Битвой на Москве-реке. Русским главнокомандующим был князь М.И. Кутузов.

Русская армия (соединенные армии генералов М.Б. Барклая де Толли и П.И. Багратиона) насчитывали в своем составе около 150 тыс. человек. Наполеоновская армия в день сражения насчитывала около 135 тыс. человек. Численность сторон в день сражения по сей день вызывает дискуссии.

Сражению предшествовал кровопролитный и упорный Шевардинский бой 24 августа. 25 августа на Бородинском поле стороны готовились к сражению. Вдоль линии русских войск была пронесена Смоленская икона Божией Матери. Бородинское сражение началось 26 августа 1812 года около 6 часов утра выстрелом с французской батареи Сорбье. Атака французской пехоты началась одновременно на д. Бородино и на Семеновские флеши.

В ходе сражения, которое шло от восхода солнца и до его заката, атакующая «Великая армия» смогла заставить русские войска в центре и на левом фланге отступить всего на 1–1,5 км. При этом русские войска сохранили целостность линии фронта и свои коммуникации. Контрбатарейная борьба при всей своей ожесточенности и продолжительности не дала преимуществ ни одной из сторон.

В руках неприятеля остались главные опорные пункты русских – Семеновские флеши и Курганная высота. Но укрепления на них были полностью разрушены, и потому Наполеон приказал войскам оставить захваченные укрепления и отойти на исходные позиции.

В «битве гигантов» стороны понесли огромные потери, о которых исследователи ведут дискуссии и поныне. Считается, что за 24–26 августа русская армия потеряла от 45 до 50 тыс. человек (прежде всего от массированного артиллерийского огня), а «Великая армия» Наполеона – более 35 тыс. Потери убитыми, умершими от ран, ранеными и пропавшими без вести равнялись примерно трети состава противоборствующих армий.

Бородинское сражение в истории называют еще и «битвой генералов» из-за больших потерь в высшем командном составе. В русской армии убиты и смертельно ранены 4, ранены и контужены 23 генерала. В «Великой армии» убиты или умерли от ран 12 генералов; ранения получили: маршал (Даву) и 38 генералов.

Куликовская битва (8 сентября 1380).

К уликовская битва (Мамаево побоище) - сражение между русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Ивановичем и войском темника Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле (исторической местности между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на юго-востоке Тульской области).

В 1374 г. московский князь Дмитрий Иванович, обладавший ярлыком и на великое княжество Владимирское, отказался платить дань Золотой Орде. Тогда честолюбивый хан Мамай стал рассматривать разгром вышедшего из подчинения Московского княжества как главный фактор усиления собственных позиций в Орде.

Летом 1380 г. Мамай начал поход. В грозный час опасности, нависшей над русской землей, князь Дмитрий проявил исключительную энергию в организации отпора Золотой Орде. По его призыву стали собираться воинские отряды, ополчения крестьян и горожан. Вся Русь поднялась на борьбу с врагом. Сбор русских войск был назначен в Коломне, куда из Москвы выступило русское войско.

2 0 августа русское войско отправилось из Коломны в поход: важно было как можно скорее преградить путь ордам Мамая. Накануне похода Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского в Троицком монастыре. После беседы князь и игумен вышли к народу. Осенив князя крестным знамением, Сергий воскликнул: «Пойди, господине, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет ти помощник и заступник» [16]. Благословляя князя, Сергий предрек ему победу, хотя и дорогой ценой, и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

5 сентября конница русских вышла к устью Непрядвы, о чем Мамай узнал только на следующие сутки. Чтобы выработать план дальнейших действий 6 сентября князь Дмитрий Иванович созвал военный совет. Голоса участников совета разделились. Одни предлагали идти за Дон и на южном берегу реки сразиться с противником. Другие советовали оставаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага. Окончательное решение зависело от великого князя. Дмитрий Иванович произнес следующие знаменательные слова: «Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем, прийдя и ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои за православную веру и братью нашу» [17].

В ночь на 7 сентября 1380 г. началась переправа главных сил.

К уликовская битва началась утром 8 сентября 1380 года. Согласно летописным источникам битва началась сражением богатырей: русского монаха Пересвета с ордынцем Челубеем. По одной из версий: «От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо». Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поразить его. От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая, что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть свободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.1 Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из-за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Пересвета, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла. Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехать до русского войска. За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых.

Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских – 100-150 тысяч человек. Потери русских сил в Куликовской битве составили по разным оценкам до 30 тысяч человек, включая 800 бояр. Мамай потерял армию почти всю.

Историческое значение Куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

После того, как была собрана информация о главных пунктах нашей поездки (Прохоровском, Бородинском и Куликовском сражениях) я занялся сбором информации о других достопримечательностях, которые мы планировали посетить в поездке и также оформлять их в конспект уже непосредственно каждого дня планируемого путешествия (см. Приложение 1 ).

2.2. Дневник моих впечатлений

Во время поездки я делал пометки и фотографии, которые по приезду оформил в виде дневника. Эти записи помогли мне не только запомнить многочисленные сведения, но и упорядочить их. Рефлексия – обязательная часть не только в образовательном процессе, но и в любом другом виде деятельности, позволяющая подвести итоги проведенной работы, осознать ее плюсы и минусы.

Выехали мы из Краснодара 11 июля 2022 в 5.00 утра.

Поле казачьей славы

Н аша первая остановка была в ст. Кущёвской на том месте, где было проведено последнее в истории кавалерийское наступление лавой. Комплекс включает в себя памятник «Казак», надвратную часовню, Стену памяти, бытовые постройки кубанских казаков и предметы их быта.

В оскресенский войсковой собор.

Воскресенский войсковой собор находится в станице Старочеркасской, расположенной на берегу р. Дон. Сама станица была центром донского казачества. В Воскресенском войсковом соборе на меня произвели огромное впечатление цепи, в которых везли на казнь предводителя казацко-крестьянского восстания Степана Разина. Они находятся перед западным входом в собор и накрепко вмурованы в стену. Их длина больше 2 метров, а вес около 70 кг. Перед входом выставлены настоящие турецкие пушки, захваченные казаками при взятии г.Азов в 1637г.

Белогорский монастырь

Б елогорский монастырь расположен рядом с хутором Кирпичи в Воронежской области на высоком меловом берегу реки Дон. Спустившись вниз к пещерному храму, мы успели на службу. Очень необычно ходить в полной темноте по пещерному лабиринту. Протяженность пещер, которые вырыли монахи, около 2 км.

Прохоровское поле.

П оскольку мы уже были долго в пути, я был уставший и очень хотел спать. Возможно, поэтому поле вначале не произвело на меня особого впечатления: просто красивое и ухоженное историческое место. Но мы приехали туда 12 июля, в день, когда 79 лет назад проходило Прохоровское сражение. На поле собралось несколько тысяч человек, и я почувствовал – это место с особой энергетикой! Поле поразило меня своими размерами: оно огромное. Страшно себе даже представить, что вся эта территория была местом адской мясорубки.

Впечатлила Звонница, открытая в 1995 году. Высота Звонницы составляет 59 метров, а вес набатного колокола, который расположен под куполом - 3,5 тонны. Колокол звонит три раза в час. «Первый звон — о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй — о солдатах Бородина, верных сынах России. Третий — в память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом за свободу Отечества».

На Прохоровском поле мы смогли увидеть и потрогать танки того страшного времени, прикоснуться к холодному боевому металлу. Кроме танков, там расположены и образцы артиллерийского вооружения, памятники маршалу Г.К.Жукову, генерал-фельдмаршалу М.И.Кутузову и князю Дмитрию Донскому. В тот день на поле царила торжественная обстановка. Играла музыка, исполнялись песни военных лет, работали настоящие военно-полевые кухни, где мы попробовали солдатской каши.

Переехав в п. Прохоровка, мы смогли увидеть расположенную перед музеем боевой славы «Третьего ратного поля России» скульптурную композицию «Таран». Честно говоря, трудно передать словами те эмоции, которые она у меня вызвала…Наверное, это смесь печали и благодарности. Бездушность техники, ее мощь в сравнении с человеком кажутся просто огромными. Однако, именно человеческая сила духа способна победить любые невзгоды.

Военно-исторический музей-заповедник.

Музей красив как снаружи, так и внутри. Мне больше всего понравилось осматривать технику и вещи времен ВОВ: танк Т-34, винтовка Мосина, ложки, вилки и другие вещи солдат обеих сторон.

Посещение Прохоровского поля вызвало у меня непередаваемые эмоции. Наверное, и дня не хватило бы, чтобы обойти весь музей-заповедник. Прекрасное место, но страшно и представить, что здесь происходило в 1943 году... сколько жизней оборвалось.

Бородинское поле.

« Не даром помнит вся Россия про день Бородина...»… Каждый из нас знает эти строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Я столько читал про Бородинское сражение, что с нетерпением ждал момента, когда смогу воочию на него посмотреть, пройтись по тем местам, где ходили Наполеон, М.И Кутузов, П.И.Багратион, сражались наши и французские солдаты. И ожидания оправдались в полной мере! Сейчас территория, на котором проходило памятное для истории нашей Родины сражение – это не просто поле. Я бы назвал его поле-музей! Музей под открытым небом, потому что куда не пойдешь - везде памятники и мемориальные композиции.

Шевардинский редут - пятиугольное земляное укрепление, расположенное на левом фланге русской армии. Бой за него, состоявшийся 24 августа 1812 года, стал прологом Бородинского сражения. Русские и французы потеряли в этом жестоком бою по 5 тыс. человек. Вблизи Шевардинского редута, на месте командного пункта Наполеона, поставлен французский памятник с надписью: «Мертвым великой армии».

Меня впечатлил памятник, установленный на месте, где в день Бородинского сражения на левом фланге русской армии доблестно сражались ратники Московского и Смоленского ополчения с войсками армии Наполеона.

Одно из ярчайших впечатлений у меня связано с главным монументом русским воинам, установленным на курганной высоте, где располагалась легендарная батарея генерала Раевского. На нем написано: «положившим живот свой на поле чести за Веру, Царя и Отечество». Рядом захоронен прах героя бородинского сражения генерала П.Багратиона. Очень величественное и скорбное место.

Интересно, что вокруг курганной высоты расположены бетонные доты (долговременные огневые точки) времен Великой Отечественной Войны. В 1941 году на этом же месте наши войска отражали натиск теперь уже немецко-фашистских захватчиков.

Спасо-Бородинский монастырь

С пасо-Бородинский монастырь находится на Бородинском поле. Территория монастыря составляет около 300 кв. м. Рядом с монастырем и даже на самой территории находятся Семеновские (Багратионовские) флеши (полевые укрепления в виде тупого угла). Рядом с монастырем находится монумент, который на 50% состоит из макетов пушек времен 19 века. Монумент представляет собой высокую стелу, которая, собственно, и состоит из этих пушек. У меня сразу возникли ассоциации со скульптурной композицией «Таран», которую я видел на Прохоровском поле. Меня впечатлило, что оба эти исторически значимые события увековечены именно при помощи оружия, использовавшегося в сражениях.

Бородинский музей.

Б ородинский музей-заповедник находится на месте Бородинского сражения. По его периметру расположены пушки времен 19века. В самом музее было много оружия: сабли, шашки, ружья, пистолеты и пушки. Также можно было увидеть военную форму солдат 19 века.

Тульский государственный музей оружия

В этом музее собраны коллекции оружия разных стран и времён. Уникальные экспонаты музея впечатляют! Здесь много интерактивных вещей. Про любой экспонат можно самостоятельно получить полную информацию на электронных табло рядом с коллекционными витринами. Мне понравилась информация об автомате «Томсон», автомате, который использовала американская армия во время второй мировой войны. А ещё есть экспонаты, которые можно подержать в руках.

Т ульский кремль.

Тульский кремль – многолюдное место, пользующееся большим интересом у туристов. Общая протяженность стен Кремля составляет 1066 метров. Кремлевские стены стоят на мощном фундаменте, углубленном на 8 метров в землю. Высота стен достигает 10 метров, а толщина - 2,8 метров. Даже трудно представить, что это было построено более 500 лет назад…

Угольные карьеры.

В качестве места для ночлега мы выбрали тульские голубые озера на месте бывших угольных карьеров – место, впечатляющее своей красотой. Огромные насыпи (их еще называют «земляными горами» или «Кондуками» - по названию близлежащего поселка) поросли деревьями и стали неотъемлемой частью местного ландшафта. Настоящая жемчужина Романцевских гор – великолепные чистые озера цвета небесной лазури, затопившие некоторые карьеры.

Куликово поле.

И вот мы добрались до Куликова поля. Мне было очень интересно ходить по этим историческим местам нашей Родины. Мы увидели место слияния рек Дона и Непрядвы - место переправы Русского войска на Куликовское поле. Я вспоминал слова Дмитрия Донского: «Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь», сказанные им перед переправой…

К огда мы поднялись на Красный холм, я представил, как за много лет до наших дней на этом холме стоял Мамай и руководил своими войсками. Монумент на Красном холме – главный символ Куликова поля. О том, чтобы воздвигнуть на Куликовом поле памятник, впервые заговорили в 1820 году. После войны с Наполеоном в обществе царили патриотические настроения. Тульский гражданский губернатор граф В. Ф. Васильев предложил возвести памятник, знаменующий то место, где в 1380 г была освобождена и прославлена Россия.

Уже приехав домой, я прочитал историю создания монумента на Красном холме. Скульптор И. П. Мартос, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве и памятника Дюку Ришелье в Одессе, предложил создать огромную скульптуру Дмитрия Донского. Но такой проект посчитали слишком роскошным для провинциальной глуши и предложили на Куликовом поле воздвигнуть простую, но высокую пирамиду или столп с надлежащею надписью. В конце концов, так и случилось. Рядом со столпом расположен храм-памятник Сергия Радонежского. И я находился на этом потрясающем своей энергетикой месте!

Музей куликовской битвы

С овременный музей, интерактивный, с множеством инсталляций боя, картин, амуниции и оружия того времени. Потрясающая планировка пространства. Со смотровой площадки открывается вид на все Куликово поле. Атмосферно, познавательно, полное погружение в эпоху! Здесь, как нигде, отчетливо осознается, что в любое время русский народ может собрать все свои силы в кулак и дать отпор любому захватчику! Я ощутил небывалую гордость за свою страну, за свой народ: мужественный и сильный духом!

Крепость Азов

П о дороге домой мы посетили Азовскую крепость. На территории крепости я увидел два барельефа, один из которых посвящен первому в России генерал-фельдмаршалу Ф.А. Головину. А еще - Алексеевские ворота, крепостные валы и пушки, а также памятный камень на месте штаба Азовского казачьего кавалерийского полка.

Последняя ночевка у нас была на Чумбур-косе куда мы подъехали на закате солнца.

Дорога домой.

Дорога домой всегда приятна. Я смотрел на родные пейзажи моей малой Родины и вспоминал о поездке. И было очень отрадно, что смог ее осуществить. Это было очень интересно и познавательно, захватывало дух от увиденного. Я видел места, когда-то залитые кровью в страшных сражениях, места, на которых сейчас растет трава и ходят люди. Я ехал и понимал, что все мы – потомки тех славных воинов, которые отдали жизнь за нашу Родину! И наша святая обязанность помнить и бережно хранить тот мир, за который было отдано столько жизней!

17 июля 2022 г. (через 7 дней) мы прибыли в Краснодар, проехав, в общей сложности, 3980 км.

Заключение

Образовательно-туристические поездки школьников – популярное направление в нашей стране, набирающее обороты в своем развитии. И это не удивительно, ведь во время таких поездок у ребят развивается целый комплекс полезных жизненных навыков. Подобные навыки еще называются «метапредметными компетенциями», поскольку позволяют собрать воедино разнообразные компоненты образовательной системы и научиться их использовать в повседневной жизни. Во время таких поездок у школьников не только повышается уровень образования, но и развивается коммуникативность, эмоциональность, умение вести себя в незнакомой обстановке, адаптироваться…

Подготовка и реализация данной образовательно-туристической поездки по местам воинской славы нашей страны расширило мой кругозор и повысило уровень мотивации к дальнейшему обучению: я отчетливо осознал ценность знаний, их необходимость. Во время работы над теоретической частью проекта, я узнал много дополнительных фактов и сведений об известных людях, чья деятельность лишь вскользь освещается в учебниках. Примером может послужить подвиг генерала-майора Бородинского сражения А.А. Тучкова, который увидав, что его Ревельский полк дрогнул, схва­тил полковое знамя и с криком: «Ребята, вперед!» увлек солдат за собой. Враг был отброшен от флешей к лесу, а генерал был смертельно ранен картечью в грудь. Четверо солдат подняли его на руки, чтобы вынести с поля боя, но разорвавшееся рядом вражеское ядро навсегда похоронило останки генерала.

Эти сведения я узнал во время подготовки к поездке. Впоследствии, осматривая Спасо-Бородинский монастырь,  построенный на месте гибели генерала по ходатайству его супруги, история «оживала» в моей голове. А недавно я познакомился со стихотворением М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года», которое поэтесса написала, находясь под впечатлением от портрета А.А. Тучкова, послушал песню на эти стихи и по – новому взглянул на события далекого прошлого.

Таким образом, цель, которую я ставил перед собой – разработать и осуществить образовательно-туристическую поездку по местам воинской славы нашей Родины была достигнута. Это позволило на себе проверить и, впоследствии, подтвердить гипотезу: образовательно-туристическая поездка, разработанная школьником самостоятельно, является не только эффективным средством закрепления полученных в школе знаний, но и способствует развитию мотивации к новому познанию, развитию метапредметных компетенций.

Работа над подготовкой и осуществлением поездки потребовала от меня умения анализировать, сопоставлять, классифицировать, систематизировать, выделять главное. А эти навыки очень необходимы в любых сферах деятельности. Для правильного оформления данной работы мне было необходимо ознакомиться с нормами и правилами написания проектных работ. Безусловно, эти знания мне пригодятся не только в школе, но и после нее.

Помимо образовательной сферы, развивалась (тут во многом благодаря дедушке) и моя физическая активность. Каждое утро я со своим братом бегал не менее 1 км, потом отжимались (2 подхода по 30 раз), а затем начинали заниматься боксом. После тренировок мы ходили купаться в водоемы (если были) поблизости. Благодаря тренировкам я сейчас в хорошей физической форме.

Таким образом, подготовка и реализация данной образовательно-туристической поездки, оформленной в настоящей проектной работе, активизировала многие сферы моей жизни, что, конечно же, положительно отразилось на моем развитии. И, самое главное, уже начал планировать новые образовательно-туристической поездки, которые постараюсь осуществить в будущем.

Список литературы

    1. Багдасарян В. Э. История туризма: учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 190 с.

    2. Безопасность в туризме: учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел: МАБИВ, 2020. – 118 с.

    3. Воронин В. Г. Недаром помнит вся Россия – М: Прометей 2016. – 279с.

    4. Дурович А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: РИПО, 2020. – 295 с.

    5. Егоров В. Б. Загадка Куликова поля, или Битва, которой не было – М.: Эксмо, 2011. – 210с.

    6. Замулин В.Н. Прохоровское сражение.- М.: Вече, 2013.- 576 с.

    7. Игнатьева И. Ф. Организация туристской деятельности. – М: Юрайт, 2021. – 392 с.

    8. Крутогоров Ю. Куликовская битва – М: Белый город, 2009. - 48с.

    9. Лермонтов М. Ю. Бородино. - М: издательство Амфора, 2011. -56с.

    10. Лопуховский Л.Н. Прохоровка. Без грифа секретности / Л.Н. Лопуховский. – М.: Яуза: Эксмо, 2009. – 605 с.

    11. Новоспасский К. Битва под Прохоровкой.-М., 1981.-16 с

    12. Поротников В. П. Куликовская битва – М: Эксмо, 2010. – 288с.;

    13. Ротмистров П.А. Танковое сражение под Прохоровкой / П. А. Ротмистров. - М. : Воениздат, 1960. - 107 с. : ил.

    14. Юлин Б. В. Бородинская битва – М: Эксмо, 2008. – 176с.;

Список интернет-источников

    1. В России запустят программу школьного туризма.- URL: https://regnum.ru/news/3471755.html (дата обращения: 01.05.2022)

    2. День воинской славы, когда враг бежал с Куликова поля.- URL: https://русское-слово.рф/articles/66044/ (дата обращения: 01.04.2022)

    3. Куликовская битва. 1380.- URL: https://энциклопедия.минобороны.рф/encyclopedia/history/more.htm?id=12055282@cmsArticle (дата обращения: 05.04.2022)

    4. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся.- URL: https://tourlib.net/books_tourism/ostapec1.htm (дата обращения: 15.05.2022)

    5. Роль туризма в системе физического воспитания учащихся.- URL: http://www.magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/rol-turizma-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-uchaschihsya (дата обращения: 12.05.2022)

    6. Школьный туризм: его сущность и особенности.- URL: https://studbooks.net/687228/turizm/shkolnyy_turizm_suschnost_osobennosti (дата обращения: 10.05.2022)

    7. Шуршалова В.Ю. Развитие спортивно-приклвдного туризма в школе.- URL: http://io.nios.ru/articles2/74/6/razvitie-sportivno-prikladnogo-turizma-v-shkole (дата обращения 11.05.2022).

Приложение 1

День первый: Поле казачьей славы, Воскресенский войсковой собор

Легендарный бой у станицы Кущёвской. Поле казачьей славы.

В начале августа 1942 года кубанский кавалерийский казачий корпус под командованием генерал-майора Н. Я. Кириченко занял оборону на берегу реки Ея, в районе станиц Кущевская, Шкуринская, Канеловская и преградил путь катившейся к Кавказу фашистской лавине. 4 августа 1942 года Кубанская кавалерийская дивизия в конном строю атаковала превосходящие силы немцев в станице Кущёвская. Противника из станицы выбили, в сабельной рубке было уничтожено до четырехсот немцев, подбито несколько танков. Таким образом, наступление немцев на Кавказ было задержано на три дня. Кущёвская атака стала последним в истории примером кавалерийского наступления лавой (итал. –lava – движущаяся масса), боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю главным образом для охвата противника с флангов и тыла, расстройства его сомкнутых боевых порядков

Станица Старочеркасская.

В конце XVI века был основан казачий городок Черкасск - столица донского казачества. Эта станица знаменита Печатью Войска Донского. Происхождение этой печати связывают со следующей историей: Пётр I в один из своих приездов в Черкасск шел по улице и увидел сидящего на бочке пьяного и голого, но с шашкой казака. Выяснилось, что тот пропил в кабаке всё! Казак, очухавшись сообщил царю: «Всё можем пропить, но шашку и любовь к царю никогда!». Это понравилось Петру I, и он велел на официальной печати изобразить этого казака.

Также в 1667 году в этой станице началось восстание Степана Разина роженца Черкасска).

Одной из значимых достопримечательностей этой станицы является Главный храм всей области Войска Донского - Войсковой (Воскресенский) собор (1706—1719) — самая старая сохранившаяся церковь на Дону. По легенде, Петр I непосредственно участвовал в строительстве собора. В галерее у входа висят цепи, в которых, по легенде, везли на казнь в Москву Степана Разина. На площади стоит единственная в Южной России шатровая колокольня (1725—1730).

На центральной площади, находится Петропавловская церковь (1749—1751) ,в которой был крещен будущий атаман М.И. Платов.

День второй: Белогорский монастырь

В четырех километрах ниже села Белогорья по Дону, находятся знаменитые Белогорские пещеры. Там же находился Воскресенский монастырь. По преданиям, пещеры были небольшой длины и использовались для н ападения и ограбления плывших по Дону лодок купцов и торговцев. В   1796 году  в этих пещерах Марией Шерстюковой был основан монастырь. Дочь донского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей. При жизни Марии протяжённость пещер достигла более 299 аршин (около 212 метров). Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии.

День третий: Прохоровское поле, Военно-исторический музей-заповедник.

На Прохоровском поле произошло - крупнейшее танковое сражение второй мировой войны. Это сражение оказалось переломным - «фашистскому зверю сломали хребет» и войска Красной Армии больше не отступали.

В 1995 году в память об этом сражении в п. Прохоровка был открыт Военно-исторический музей-заповедник. Мемориальный комплекс на танковом поле представляет собой обширную территорию с расположенными на ней сооружениями и памятниками, выставкой бронетехники времен Великой Отечественной войны.

В центре предмузейной площади величественная скульптурно-художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран». Это композиция – символ, олицетворяющая героизм советских воинов. Это – Прохоровское сражение в миниатюре, тем не менее, в полной мере передающее накал сражения.

День четвертый: Бородинское поле, Спасо-Бородинский монастырь, Бородинский музей.

Дата Бородинского сражения стала одной из славнейших дат военной истории страны. И достигнуто это было стойкостью, мужеством и беспримерным героизмом офицеров и солдат. Героями Бородинского сражения 1812 года стали Багратион, Барклай-де-Толли, Тучков, Раевский и многие другие воины.

И сход битвы для Бонапарта оказался тяжелым. Потери Великой Армии восполнить было невозможно. Боевой дух солдат упал. Бородинское сражение показало, что внешний враг, перешагнувший границы Отечества, получил отпор именно от сплоченного русского народа.

День Бородинского сражения сегодня отмечается и в России, и во Франции. На Бородинском поле проводятся масштабные исторические реконструкции событий 7 сентября 1812 года. «Место сие из всего поля, казалось, наиболее требовало молитвы за усопших, и вот они совершаются!» Игуменья Мария

На Бородинском поле находится С пасо-Бородинский монастырь - священный памятник погибшим воинам, символ вдовьей печали. Монастырь построен на месте гибели генерала Александра Тучкова по ходатайству его супруги. Судьба вдовы Маргариты Тучковой поистине удивительна, как и история ее главного детища - Спасо-Бородинского женского монастыря.

После окончания Отечественной Войны 1812 года вдова генерала Тучкова обратилась к императору Александру I с просьбой позволить ей построить храм в Бородине. Император откликнулся и пожертвовал на строительство 10 000 рублей. Возведение религиозного сооружения началось в 1818 г., а уже в 1820 г. Маргарита Михайловна внесла в него икону Спаса Нерукотворного, в честь которого храм и был освящен. Но судьба готовила Тучковой новые испытания — умирает ее единственный сын. После этого Маргарита Михайловна отдалилась от мира и стала жить в сторожке напротив храма.

В 1833 г. здесь было создано Спасское Богоугодное Общежительное заведение для женщин. Главной обязанностью пребывающих в нем -молиться за погибших в Бородинском сражении. А через 5 лет община была преобразована в монастырь, на благоустройство которого Николай I выделил 25 000 рублей. Первой настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря стала Маргарита Михайловна, после пострига в монахини получившая имя Мария.

При игуменьи Марии на территории монастыря появились келейный корпус и стены из кирпича с 4 башнями. Строительство продолжалось,и в 1851 г. здесь был заложен Владимирский храм, а в 70 годах 19 века была возведена церковь Иоанна Предтечи. Комплекс Спасо-Бородинского монастыря к концу 19 века превратился в один из духовных центров всей России.

Обитель была закрыта и разорена в начале 20 века. Но в 1973 г. началась реставрация  - Бородинский музей-заповедник восстанавливал Спасо-Бородинский монастырь около 20 лет. Сейчас Спасо-Бородинский монастырь — это памятник федерального значения. На его территории располагаются некоторые экспозиции музея-заповедника «Бородинское поле» — «Дом-музей игуменьи Марии», «Военная галерея Бородинского поля», «Бородинское поле в годы Великой Отечественной войны» и выставка «Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на Бородинском поле», размещенная в здании бывшей монастырской гостиницы. Кроме того, на территории монастыря также находятся фондохранилище и библиотека.

На месте Бородинского сражения на территории сельского поселения Бородинское Можайского района Московской области находится

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник - старейший из музеев, основанных на полях сражений..На территории музея-заповедника в 110 км 2 расположены более 200 памятников и памятных мест.

В здании музея развернуты шесть постоянно действующих экспозиций. В фондах хранятся богатейшие коллекции археологии, печатной графики 1-й половины XIX века, редкой книги. Ежегодно на Бородинском поле проводятся военно-исторические праздники «День Победы», «Стойкий оловянный солдатик», «День Бородина» и «Москва за нами. 1941 год». В 2007 году музей был удостоен премии ЮНЕСКО за сохранение и управление культурным ландшафтом. В 2017 году музей-заповедник признан лучшим музеем военной истории.

День пятый:Тульский государственный музей оружия, Кремль, карьеры.

Д ля того, чтобы иметь возможность наглядно представить себе военные сражения, мы наметили посетить Тульский музей оружия.

Тульский музей оружия - один из старейших музеев России. Он располагает ценнейшим собранием огнестрельного и холодного оружия как отечественного, так и зарубежного производства. Его уникальность заключается в возможности проследить этапы развития оружия в контексте истории общества, узнать, как формировались и развивались конструкторские идеи, а также акцентировать внимание на человеке, как создателе оружия.

В уникальном по своей архитектуре здании в форме богатырского шлема древнерусского воина работает ультрасовременная постоянная экспозиция «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности», в которой широко используются новейшие мультимедийные комплексы. Сегодня музей оружия — крупный музейный центр. Интерактивные программы, мастер-классы тульских мастеров, циклы событийных мероприятий, международные конференции, уроки истории стали неотъемлемой частью культурной и научной жизни России.

Т ак же мы посетили старейшее сооружение в Туле - Тульский кремль. Его называют древней цитаделью на границе «дикого поля», которая защищала южные рубежи Московского княжества от крымской орды. «Град камен» заложили в 1507 году по указу великого князя Василия III. В 2020 году Тульскому кремлю исполнилось 500 лет. За свою историю Тульский кремль ни разу не сдавался. В 1552 году под стенами Кремля разгромили войска крымского хана Девлет-Гирея. Это обеспечило успех похода царя Ивана Грозного на Казань. В 1607 году в Туле больше четырех месяцев оборонялись восставшие крестьяне под предводительством Ивана Болотникова против царских войск. Город удалось захватить лишь после затопления.

Сегодня Тульский кремль — один из самых посещаемых музеев страны. Ежегодно в него приезжают тысячи российских и зарубежных гостей. В архитектурный ансамбль Кремля, помимо древних стен и башен, входят Успенский собор XVIII века с уникальной монументальной росписью ярославских мастеров (1765−1766), соборная колокольня, воссозданная в 2013–2014 годах, Богоявленский собор XIX века, торговые ряды XIX столетия. В 2017 году после реконструкции на территории Кремля открылся Музейно-выставочный комплекс с современными мультимедийными экспозициями. Здесь располагаются четыре выставочных зала и временные экспозиции, где можно увидеть мушкеты, сабли, арбалеты, палаши и другие виды оружия.

В качестве места для ночлега мы выбрали тульские Голубые озера на месте бывших угольных карьеров. Сегодня Голубые озера в Тульской области – достопримечательность региона. Группа затопленных карьеров площадью около 1 га расположена рядом с одноименной деревней Узловского района. Окружающие озера терриконы (искусственные насыпи), оставшиеся после разработок угля называются Романцевские горы.  Несмотря на то, что «горы» рукотворные, они смотрятся как уголок природы Алтая или Карелии. В 60-е годы прошлого века тульские шахтеры и не полагали, что своим трудом не только поставляют стране бурый уголь, но и помогают появиться будущей туристической Мекке. Залежи горючего полезного ископаемого были обнаружены на небольшой глубине. Поэтому добывали его преимущественно открытым способом. К 80-м годам ценность бурого угля значительно упала. Шахты закрыли, а карьеры затопили. Так образовалась целая система водоемов разной формы и глубины. Со временем терриконы поросли деревьями и травой, озера приобрели более природные очертания. Виды Кондуков вдохновляют путешественников и дарят незабываемые впечатления даже самым искушенным из них. 

Д ень шестой: Куликово поле, Куликовский музей-заповедник, красный холм.

Победа на Куликовском поле значительно повлияла на дальнейшее развитие Руси. Впервые за долгие годы, начиная с нашествия татаро-монгол, русские войска одержали победу.
Князь Дмитрий показал, что только объединением всех русских земель в единую силу можно победить врага и избавиться от зависимости Орды. Победа выдвинула именно Москву, как главный политический и государственный центр Руси, и положила начало процессу полного освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Подвиг русского народа на Куликовом поле запечатлен в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле». Он образован в октябре 1996 года и входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Фонды музея-заповедника насчитывают более 50000 единиц хранения.   

Заповедник расположен на месте Куликовского сражения и включает место битвы с прилегающей территорией. На просторах заповедника сохранились лесные массивы с фауной и флорой, близкой к первозданной, у частки ковыльных степей. Величие архитектурных и разнообразие археологических памятников, часть которых синхронны времени Куликовской битвы, являются яркими свидетельствами богатого исторического прошлого нашей страны.

Старейший мемориал Куликова поля - Красный холм. По преданию, здесь накануне сражения располагалась ставка Мамая, отсюда начали движение силы Орды. В центре мемориала находится памятник-колонна Дмитрию Донскому – главный символ Куликовской битвы и великой победы.

День седьмой: Азовская крепость

П о пути домой мы запланировали осмотреть еще один исторически значимый комплекс – Азовскую крепость. Современный ее облик - это комплекс фортификационных земляных сооружений, протянувшихся на сотни метров, история которых уходит корнями в далёкое прошлое. Крепостные валы (или турецкие валы) с Алексеевскими воротами - свидетели осадного сидения донских казаков (17 в.) и Азовских походов Петра Великого. Они представляли собой высокую каменную стену с 11 башнями, которая опоясывала холм. Предместья прикрывались рвами и земляными валами. Крепость защищал четырёхтысячный гарнизон пехоты, имевший свыше 200 пушек. Недалеко от крепостного вала находится Пороховой погреб, где открыта диорама «Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I в 1696 г.»

Ч умбур-Коса - это живописный хутор в Ростовской области, расположенный на песчаной косе, которая уходит вглубь Таганрогского залива Азовского моря. Море на Чумбур-Косе очень хорошо прогревается, потому что глубина достаточно маленькая. История хутора начинается с начала прошлого столетия, когда этому рыбацкому поселению дали официальное название - на старорусском слово «чумбур» означает «поплавок». 

1 Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Просмотров работы: 37