Введение
Подводная лодка(субмарина) — корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Её важнейшее тактическое свойство - это скрытность. Подводные лодки достаточно широко используются в научно-исследовательских целях. Ракетные подводные крейсера используются для запуска искусственных спутников земли на низкие орбиты в рамках коммерческих и исследовательских программ.
Но самое важное предназначение подводных лодок для России - обеспечение национальных интересов РФ в Мировом океане.
Актуальность темы состоит в том, что сейчас как никогда наша страна столкнулась с реальной угрозой нарушения её суверенитета. В период специальной военной операции страны мира оказались по разные стороны конфликта на Украине. Все понимают, что это не региональный конфликт, а мировой. Победа будет на той стороне, где используется современное оружие, новые методы ведения военных действий и профессиональные военные. Многоцелевые современные подводные лодки в этом противостоянии играют большую роль. Их применение способно предопределить исход военных событий в пользу России и её союзников.
Проблема исследования заключается в том, чтобы понять какие подводные лодки эффективнее в защите нашей Родины атомные или дизельные.
Цель исследовательской работы - изучить роль подводных лодок в обеспечение безопасности государства.
Задачи исследовательской работы:
1)рассмотреть процесс появления подводных лодок в истории человечества;
2)показать значимость применения подводных лодок в мировых войнах;
3)объяснить необходимость применения подводных лодок для безопасности государства в современном мире.
Объект исследования – подводные корабли, как составная часть военно-морского флота страны.
Предмет исследования – атомные субмарины, как щит безопасности государства.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнительный анализ, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его можно использовать в школьном курсе «История» и как материал для общешкольного классного часа «Разговоры о важном».
Глава 1. История создания подводных лодок с древнейших времён
Первое упоминание о средстве для спуска людей под воду можно найти у древнегреческого историка Геродота. В одной из своих книг, датируемой 450 г. до н.э., он рассказал о подводном колоколе, находясь в котором, человек облаченный в специальный костюм, мог ходить по морскому дну. До наших дней дошли миниатюры, повествующие, что в V веке до н.э. Александр Македонский совершил погружение на морское дно в каком-то подводном аппарате похожем на водолазный колокол. Изображения не отличаются технической достоверностью. [Приложение1]
Первое судно, способное погружаться, всплывать и передвигаться в подводном положении, построил в Лондоне для короля Англии Джеймса голландский механик, химик и пиротехник Корнелис Ван Дреббель. В 1620 году, работая на Британский флот, он построил подводную лодку из дерева, обтянутого кожей. Публичные демонстрации возможностей корабля проходили на Темзе. Творение Дреббеля способно было оставаться под водой в течение нескольких часов, чему способствовало применение химической регенерации воздуха, брать на борт до 16 пассажиров. Им было совершено подводное плавание от Вестминстера до Гринвича и обратно на глубине 4-5 метров. Ван Дреббель создал в 1624г. лодку довольно значительных размеров («подводную галеру»)[Приложение2]. Предназначение «подводной галеры» было прежде всего военным. У современников Ван Дреббеля это не вызывало ни малейшего сомнения. Например, вот что говорил об этом К.Гюйгенс: «Из всего сказанного легко заключить, в чем будет состоять польза от этого смелого изобретения в дни войны, когда (как я многократно слышал от самого Дреббеля) вражеские корабли, стоящие в безопасности на якоре, могут быть скрытно и неожиданно атакованы под водой и потоплены с помощью тарана — того самого средства, чье ужасающее действие используется в наши дни при захвате городских ворот или мостов» [3]
Таким образом, именно Корнелис Ван Дреббель является пионером подводного судостроения и подводного плавания.
В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом: крестьянином-самоучкой Ефимом Никоновым в Петербурге на галерном дворе в присутствии Петра I была испытана действующая модель подводной лодки. В 1721—1724г.г. было построено полноразмерное подводное «Потаённое судно», ставшее первой российской подводной лодкой. Никонов являлся командиром экипажа из четырёх (по другим источникам— из восьми) человек, под его руководством осуществлялись пробные погружения. Первые испытания судна, в присутствии Петра I, прошли осенью 1724 года и закончились аварией: при ударе о грунт дно оказалось проломлено. Весной 1725 года судно было спущено на воду после ремонта, но обнаруженная течь не позволила провести погружение. Третий раз Никонов испытывал своё судно в 1727 году. После смерти Петра I впал в опалу. В 1728г. был разжалован из мастеров в рядовые плотники и сослан на Астраханскую верфь.[5]
Первым конструктором серийных подводных лодок в России стал Степан Карлович Джевецкий. Первая модель подлодки С.К. Джевецкого была построена в Одессе в 1878 г., она называлась «Подаскаф». В третьем варианте изобретатель оставил только один кормовой винт с приспособлением поворота его в горизонтальной плоскости. Вместо ножного привода приспособил современные электрические аккумуляторы. Подводные лодки С.К. Джевецкого находились в строю около пяти лет. Как впоследствии отмечал русский инженер-историк Голов, «приходилось сознаться в бесполезности этой флотилии для защиты берегов вследствие их главного недостатка — незначительной скорости хода, которая даже при самых благоприятных условиях редко переходила за 3 узла» (5,5 км/ч). [2]
В 1903—1904г.г. на Балтийском заводе была построена первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» по проекту ученого И.Г.Бубнова с бензиновым мотором и электродвигателем. 2 января 1904 года Балтийскому заводу был выдан заказ на постройку подводной лодки типа «Касатка» водоизмещением 140 тонн по проекту Бубнова и Беклемишева.
Днём образования подводного флота принято считать 19 марта 1906г., когда был подписан императором Николаем II указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок-миноносцев, которые успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.
Глава 2. Применение подводных лодок в борьбе против Германии в годы Первой и Второй мировых войн
В 1912 году Балтийский судостроительный завод построил дизельную подводную лодку типа «Барс», развивающую скорость 11,5 узлов (21,3 км/ч)/ 8,5 узлов (15,7 км/ч) при глубине погружения 90 метров. Вооружение состояло из двенадцати торпедных аппаратов, двух артиллерийских орудий и одного пулемёта. В 1915—1916г.г. в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа «Барс» и пять — типа «Американский Голланд», купленных в Америке и собранных в России. Кроме того, союзная Англия направила в Балтийское море десять подводных лодок типов «Е» и «С».
Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей.
Война 1914–1918 гг. показала, что основными силами в борьбе на морских сообщениях являлись подводные лодки. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 подлодки.[5]
К началу Великой Отечественной войны Советский Союз располагал 212 подводными лодками: 15 - на Северном флоте, 69 - на Балтийском, 47 - на Черноморском и 81 - на Тихоокеанском.[5]
Видя нарастающую напряженность в мире, а также понимая всю важность ВМФ (в частности подводных лодок) советское командование начало активную разработку и выпуск новых подводных лодок. Так, одними из первых новых видов подводных лодок являлись: подводные лодки типа «Щука». Обладали повышенной манёвренностью и живучестью.
Подводные лодки типа «Малютка» - самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в этот период. Подлодки типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне. Предназначенные для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях.
В целом к началу Второй мировой войны в состав флотов ведущих морских держав входило следующее количество подводных лодок: СССР — 212, США — 99, Великобритания — 58, Франция — 77, Германия — 57, Италия — 105, Япония — 56.[5]
Масштабное производство подводных лодок Германией позволило ей быстро компенсировать изначальный перевес стран союзниц по количеству подводного флота и начать крупномасштабные действия против атлантических коммуникаций Великобритании.
Наибольших боевых успехов добились немецкие подлодки во время Битвы за Атлантику в 1939—1941г.г., особенно после того, как ведомство возглавил Карл Дёниц. Он разработал стратегию «волчьих стай», впервые скоординировал боевые действия нескольких десятков лодок в море.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.[1] За героизм и мужество, проявленные годы Великой Отечественной войны многие подводники удостоились звания «Героя Советского Союза»:
Северный флот: Магомет Имадутдинович Гаджиев (1907-1942г.г.), Николай Александрович Лунин (1907-1970г.г.), Израиль Ильич Фисанович (1914-1944г.г.), Кучеренко Иван Фомич (1908-1959г.г.).
Балтийский флот: Травкин Иван Васильевич (1908-1985г.г.), Евгений Яковлевич Осипов (1913-1943г.г.), Александр Иванович Маринеско (1913-1963г.г.), Алексей Михайлович Матиясевич (1905-1995г.г.), Калинин Михаил Степанович (1918-1978г.г.).
Черноморский флот: Иосселиани Ярослав Константинович (1912-1978г.г.), Перов Иван Степанович (1910-1989г.г.), Морухов Александр Сергеевич (1919-2001г.г.), Хомяков Максим Васильевич (1912-1958г.г.), Грешилов Михаил Васильевич (1912-2004г.г.), Колышкин Иван Александрович (1902-1970г.г.
Имена героев увековечены в названиях городов, улиц и площадей.
Глава 3. Атомные субмарины
В послевоенный период, период начала «холодной войны» началось строительство атомных подводных лодок (АПЛ). Первая АПЛ была создана в США в 1954 г. - «Наутилус». К-3 «Ленинский комсомол» - первая советская атомная подводная лодка и третья в мире, была создана в 1957г. на предприятии Севмаш в г. Северодвинск. Руководители проекта: В.Н.Перегудов, Н.А.Деллежаль, А.П.Александров. Она была более скоростная, чем две американские АПЛ «Наутилус» и «Сивулфа». Входила в состав Северного флота ВМФ СССР с 1958 – 1987г.г. Первой достигла Северного полюса в 1962г. За годы службы шесть раз обогнула Землю по экватору. В 2022г. выведена на сушу для установки в качестве музейного экспоната.
Организационно подводные лодки входят в состав всех флотов: Балтийский флот – одна дизельная подводная лодка, Черноморский флот - семь дизельных подводных лодок, Тихоокеанский флот - пять атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, шесть атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, четыре многоцелевые атомные подводные лодки, десять дизельных подводных лодок, Северный флот - восемь атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, пять атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, двенадцать многоцелевых атомных подводных лодок, десять атомных подводных лодок спецназначения, одна дизельная подводная лодка спецназначения, шесть дизельных подводных лодок.[4]
Таким образом, наиболее мощными группировками подводных сил обладают Северный и Тихоокеанский флоты.
В настоящее время Россия и США эксплуатируют АПЛ четвёртого поколения: проект "Борей" - современный российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения - глубина погружения 480 метров, вооружение - 6 торпедных аппаратов с возможностью применять крылатые ракеты и мины, 16 межконтинентальных баллистических ракет "Булава". АПЛ проект "Ясень" и «Ясень – М» - современная российская атомная многоцелевая подводная лодка, глубина погружения до 600 метров, вооружение - 30 торпед, 40 крылатых ракет. Находится в составе Северного и Тихоокеанского флотов, регулярно выполняют задачи боевой службы в удалённых районах Мирового океана.[6]
На Черноморском флоте создана группировка из шести новых дизель-электрических подводных лодок. Они оснащены современными средствами навигации, гидроакустики, несут на борту мощное вооружение, включая высокоточные ракеты "Калибр". Эти лодки уже прошли боевое крещение, успешно выполнив задачи в специальной операции в Сирии. Аналогичная группировка создана и на восточных рубежах страны на Тихоокеанском флоте.
Основное отличие дизельных подводных лодок состоит в том, что они действуют по большей части в так называемой ближней морской зоне, а атомные в любом оперативно важном районе Мирового океана.
В настоящее время подводные лодки находятся на вооружении у 39 стран. Разрабатывать и строить собственные АПЛ в состоянии всего шесть стран: Россия, США, Великобритания, Франция, КНР, Индия. [7]
Итак, подводные лодки – это главная ударная сила флота. Они обладают высокой мобильностью, скрытностью, способностью участвовать в решении оперативно-стратегических задач. Они способны выполнять боевые задачи одиночно, в составе группировок подводных лодок и разнородных сил, самостоятельно и во взаимодействии с другими видами вооружённых сил.
В качестве вооружения подводные лодки могут использовать баллистические и крылатые ракеты, торпеды, мины, средства гидроакустического противодействия, выступать в качестве носителя малых подводных лодок специального назначения.
Заключение
В ходе решения поставленных задач, удалось выяснить, что человек с давних времён мечтал освоить глубины морей и океанов. В разных странах мира изобретатели создавали аппараты для длительного нахождения под водой.
Голландский механик, химик и пиротехник Корнелис Ван Дреббель является пионером подводного судостроения и подводного плавания (нач.XVIIв.). Первая русская подлодка была построена на Балтийском заводе в Санкт – Петербурге в 1866г. по проекту конструктора Ивана Александровского, а первым конструктором серийных подводных лодок в России стал Степан Карлович Джевецкий в 1878году.
В соответствии с указом императора Николая II, изданным 19 марта 1906 г. в России появился подводный флот. Поэтому в наше время этот день считается праздничным Днём моряка подводника.
В годы Первой и Второй мировой войны подводные лодки показали себя, как грозное оружие. Своими действиями они нанесли значительный урон силам противника.
Во второй половине XX века началась новая эра в развитии подводного флота - появились атомные подводные лодки. Первая АПЛ была создана в США в 1954 г. - «Наутилус». В СССР - в 1957г., называлась «Ленинский комсомол». Она в ходила в состав Северного флота ВМФ СССР с 1958 – 1987г.г. Первой достигла Северного полюса в 1962г. За годы службы шесть раз обогнула Землю по экватору. В 2022г. выведена на сушу для установки в качестве музейного экспоната.
Организационно подводные лодки входят в состав всех флотов РФ: Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского и Северного, но АПЛ обладают только Северный и Тихоокеанский флоты.
Атомные и дизельные подводные лодки выполняют общую задачу – обеспечить безопасность нашей Родины. Только дизельные действуют по большей части в так называемой ближней морской зоне, а атомные в любом оперативно важном районе Мирового океана.
В зависимости от класса и оснащения они могут быть предназначены:
- для поражения важных военно-промышленных и административных центров, военно-морских баз, портов и других наземных объектов;
- для уничтожения подводных лодок, кораблей и судов противника;
- скрытной постановки минных заграждений;
- ведения разведки, как непосредственной, так и в системе дальнего радиолокационного обнаружения;
- использование в качестве корабля связи, осуществление ретрансляции сообщений, что теоретически позволяет поддерживать связь штаба с кораблями, находящимися в любой точке мирового океана;
- высадки диверсионно-разведывательных групп и выполнения других боевых задач.
В настоящее время подводные лодки находятся на вооружении у 39 стран. Разрабатывать и строить собственные АПЛ в состоянии всего шесть стран: Россия, США, Великобритания, Франция, КНР, Индия.
В качестве вооружения подводные лодки используют баллистические и крылатые ракеты, торпеды, мины, средства гидроакустического противодействия, выступают в качестве носителя малых подводных лодок специального назначения.
Подводные силы ВМФ – это основной род сил Военно-морского флота. Определившись в самостоятельный класс кораблей, подводные лодки прошли длительный путь развития и в настоящее время составляют основу боевой мощи российского ВМФ, а ракетные подводные лодки стратегического назначения, входящие в состав морских стратегических ядерных сил, являются важнейшей составляющей стратегической триады, обеспечивающей военную безопасность Российской Федерации.
Сегодня российские подводники настойчиво совершенствуют боевое мастерство и морскую выучку, хранят преданность флоту, верность Андреевскому флагу и любовь к морю, надёжно обеспечивают защиту океанских глубин Отчизны
Список используемых источников и литературы
Дыгало И Гавриленко А. Подводные лодки – главная ударная сила флота.//URL:www. archive.redstar.ru 19.03.2018
Каторин Ю. Первая в мире серийная субмарина – подводная лодка Джевецкого //URL:www. nfukatehnika.com 27.06.2019
Тарас А.Е. История подводных лодок 1624-1904. Гл.2//URL: www.coollib.com/b/425441-a-e-taras-istoriya-podvodnyih-lodok-1624-1904/read#n
Боевые корабли и подводные лодки Российской Федерации 2023// URL:www.russianships.info 29.06.2023
Подводные лодки для чего они нужны//URL: www.ru.m.wikipedia.org
Подводные силы ВМФ РФ - 2022// UR: www.submarinersclub.ru
Список современных типов подводных лодок //URL:www.ru.m.wikipedia
Приложение1
Александр Македонский, погружающейся под воду в стеклянном сосуде
Приложение2
Испытание подводного судна Корнелиса Ван Дреббеля