ВВЕДЕНИЕ
Тема Великой Отечественной войны будет всегда востребована и значима для людей.
8 сентября 1941 года началось одно из страшнейших событий в истории человечества – Блокада Ленинграда. Оборона Ленинграда сыграла в Великой Отечественной войне очень важную роль. Она останется в нашей памяти, как пример мужества и отваги. Блокаде Ленинграда, испытаниям, выпавшим на долю его жителей, и подвигу защитников города посвящены многочисленные произведения литературы и искусства, в них раскрывается масштаб произошедшей величайшей трагедии. С военного времени сохранились картины и рисунки, передающие образ блокадного Ленинграда.
Тема исследовательской работы: Жизнь блокадного Ленинграда в изобразительном искусстве.
Целью исследования в данной работе является рассмотрение трагических событий, происходивших в блокадном Ленинграде, на примерах картин разных художников того времени.
Задачи исследовательской работы:
Познакомиться с жизнью Ленинграда в дни блокады посредством изучения исторических статей и фотоматериалов по теме.
Найти и изучить произведения изобразительного искусства, на которых запечатлён Ленинград в дни блокады.
Выявить особенности изобразительного искусства блокадного города.
1. Ленинград в дни блокады
8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда – одна из самых трагичных и героических страниц Великой Отечественной войны.
Захват Ленинграда (Приложение 1) являлся одной из важнейших целей немецко-фашистского командования в ходе войны против СССР. В конце июня – начале июля немецкие войска захватили часть Прибалтики и вступили на территорию Ленинградской области. В середине августа немцы сумели выйти на оперативный простор перед Ленинградом.
Одновременно с действиями немцев, в конце июля началось крупное наступление с севера финских войск. В начале сентября финны перерезали Кировскую железную дорогу и Беломоро–Балтийский канал – главные маршруты для поставки грузов в Ленинград.
8 сентября 1941 года войска группы армий «Север» захватили Шлиссельбург, тем самым блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась блокада Ленинграда. Немецкие войска начали массированный артиллерийский обстрел Ленинграда. В ходе бомбёжек были уничтожены знаменитые Бадаевские склады, где хранились значительные запасы продовольствия.
В Ленинграде возникло катастрофическое положение, в октябре стала ощущаться явная нехватка продовольствия, а в ноябре начался голод. Зима 1941–1942 гг. стала самым трагическим временем в истории города.
Единственной артерией, связывавшей город с «большой землей» в это время была знаменитая «Дорога жизни» (Приложение 2) – трасса, проложенная по побережью и льду Ладожского озера. По ней подвозилось продовольствие, объём которого, однако, не удовлетворял потребностей города, и эвакуировались жители Ленинграда.
2. Блокадаглазамихудожников
Военная блокада Ленинграда продлилась почти 900 дней и ночей. Несмотря на масштабную эвакуацию, многие ленинградцы остались в родном городе, в том числе и художники.
Во время блокады в Ленинграде только одних членов Союза художников (Приложение 3) насчитывалось около ста человек. Оставшиеся в блокадном Ленинграде живописцы и графики, несмотря на тяжелейшие условия жизни, запечатлевали в живописных холстах, графических листах и скульптурных композициях военные будни любимого города, его подвергавшиеся разрушениям архитектурные памятники и самоотверженную борьбу мужественных жителей города-фронта.
Некоторые художники считали, что искусство во время войны никому не нужно, что Союз художников надо временно просто закрыть. Но труд живописцев, скульпторов, графиков стал необходим городу-фронту. Уже в конце июня 1941 года большая группа художников начала выполнять огромную работу по маскировке военных объектов – прежде всего аэродромов. Нужно было также маскировать важнейшие гражданские объекты и прославленные архитектурные сооружения.
Не смотря, ни на что 2 января 1942 года в промерзшем, с разбитыми взрывной волной стеклами Выставочном зале открывается Первая выставка работ ленинградских художников. Несмотря на то, что день был очень морозный, что художники еле держались от голода на ногах, открытие выставки прошло торжественно. И главное – ее посещали! Каждый день приходило по 15–18 человек – цифра по тому времени невероятно большая. Правление союза художников решило постоянно пополнять выставку новыми работами.
Её участниками были художники: Алексей Пахомов, Владимир Борискович, Николай Павлов, Ярослав Николаев, Николай Быльев-Протопопов, Николай Дормидонтов, Всеволод Лишев, Георгий Финтингов, Соломон Юдовин, Борис Угаров, Вера Гущина-Филимонова, Дмитрий Бучкин, Людмила Рончевская, Андрей Мыльников, Василий Кучумов, Владимир Конашевич, Вера Милютина и другие.
Произведения названных художников служат важным изобразительным источником для изучения культуры Ленинграда в годы блокады.
Также позже было много художников, которые изображали Ленинград на своих картинах после блокады: Илья Глазунов, Валентин Попов-Катарсин, Соломон Боим, Александр Семёнов, Сергей Присекин.
В ходе исследовательской работы были отобраны картины, гравюры, рисунки и скульптуры, посвящённые блокадному Ленинграду. Для наилучшего раскрытия темы жизни блокадного Ленинграда найденные нами произведения искусства были сгруппированы по изображенным на них сюжетам: Авианалёт, Голод, Быт блокадников, Виды города, Защита Ленинграда, Искусство в дни блокады.
2.1. Авианалёт
Первый воздушный налет на Ленинград гитлеровская авиация предприняла в ночь на 23 июня 1941 года (Приложение 4), но ни один из вражеских самолетов не смог прорваться к городу. Всего было совершено 258 воздушных налетов на Ленинград. Последняя бомба была сброшена на Ленинград 17 октября 1943 года.
Алексей Пахомов «В очаге поражения» и «После налёта» из серии «Ленинград в дни блокады», 1941 год
Знаменитая серия Алексея Пахомова «Ленинград в дни блокады» (Приложение 5) (1942–1944) удостоена Государственной премии СССР.
Из воспоминаний А. Пахомова: «В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться, и отбиваться (Приложение 6). Путем наблюдения и размышления возникала та или иная идея композиции, и я без предварительных зарисовок приступал к ее выполнению. И уже в процессе выполнения я обращался к натуре, чтобы сделать действующих лиц и пейзаж живыми и убедительными... Хотелось изобразить все то новое, что принесла с собой война и блокада...».
Николай Павлов
«Во время артиллерийского обстрела», 1943 год
Листы Николая Павлова «Во время артиллерийского обстрела»(Приложение 7) также выполнены в графической технике в годы блокады. Это горькая летопись осажденного города. Сюжет работы наполнен тревогой, страданием и пугающими сценами. Автор ярко подчёркивают подлинный героизм людей, их эмоции и уделяют внимание каждой мелочи. Мы можем почувствовать страх опасности и тревоги и через эти композиции.
Владимир Борискович
«В районе Шлиссельбурга. Небо войны», 1943 год
Работа «В районе Шлиссельбурга. Небо войны» стала одним из сильных образов военного времени, не связанным ни с агитацией, ни с буквальной документацией. Работа выполнена тушью на горизонтальном формате. Мы видим невысокие, обрубленные и редкие сосенки. От некоторых остались короткие и тоненькие палочки. В композиции нет ничего живого, это подчёркивает суровость тех времён. Большую часть полотна занимает небо, в нём мы видим яркие поисковые лучи прожекторов.
Опасаясь больших потерь в дневное время, немцы обычно бомбили блокированный город ночью, чтобы уберечь свои самолеты от огня зениток. В годы блокады в Ленинграде действовала система светомаскировки. С самого начала войны каждый вечер Ленинград должен был погружаться в темноту. Ориентиром служили фонарные столбы с особыми метками на них в метре от земли. Лучи в ночном небе предупреждали об опасности вражеского налёта. Город увидел первый электрический свет только спустя 3,5 года – он был включён в центре осенью 1944 года.
2.2. Голод
Блокада Ленинграда длилась 872 дня. В первую же неделю немцы разбомбили склады, уничтожив три тысячи тонн муки, и затопили баржи, которые везли зерно в город. Нормы на хлеб пришлось урезать до минимума (Приложение 9). По карточкам рабочие могли получить только 250 граммов в день, остальное население – 125 граммов.
Илья Глазунов
«Память детства. Ленинградская блокада», 1956 год
Илья Глазунов – художник, который писал работы на тему блокадного Ленинграда уже после завершения войны. Одним из самых известных произведений о блокаде является графическая композиция художника «Память детства. Ленинградская блокада» (Приложение 10), написанная в 1956 году. Она хранится в Пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого. Сюжет картины выражает и раскрывает глубину замысла, и желание воздействовать на душу зрителя. За окном непроглядная тьма. На переднем плане картины мужчина играет на рояле, перебирая клавиши замерзшими пальцами. Льется классическая музыка, так любимая художником с детства. Она наполняет комнату, скрашивает суровые блокадные будни, наполняет их надеждой.
Илья Глазунов
«Голод», 1956 год
Самым пронзительным образом блокадного Ленинграда стало произведение «Голод» (Приложение 11), написанное в 1956 г. Творческому почерку Ильи Глазунова свойственна всегда неожиданная композиция. В графическом произведении художник создает символ – аллегорию, выражающую всю полноту видения жизненной правды тех лет. Это боль души, реквием о сотнях тысяч мирных граждан, умерших от голода и болезней, бомбежек, воспоминание о дорогих и близких людях, которых ничто, и никто не заменит и не вернет.
2.3. Быт блокадников
За дни блокады местные жители приспособили свой быт под условия войны (Приложение 12). На тот момент никто не воспринимал свои действия как подвиг. Это был рутинный труд.
В Блокаду местные жители не забывали о культуре – ходили в театры и выстраивались в очереди за новыми книгами. Во время войны в Ленинграде работал даже зоопарк. Статус «блокадника» могли получить бегемот, обезьяна, за которыми ухаживали сотрудники во время войны. Но и это не все… кошки спасли город от эпидемий.
Николай Быльев-Протопопов
«Девочки плетут маскировочные сети», 1941 год
Рисунок «Девочки плетут маскировочные сети» (Приложение 13) был выполнен в 1941 Николаем Михайловичем Быльевым-Протопоповым. Художник изобразил бытовую сцену, посвящённую трудовым будням и обороне Ленинграда. Чтобы обмануть противника, для каждого важного городского объекта в Ленинграде был разработан собственный план маскировки. Одним из способов маскировки было изготовление маскировочных сетей.
На рисунке Николая Быльева-Протопопова мы видим трёх девочек, которые плетут сети. Дети очень стараются. В лицах девочек наблюдается грусть, печаль и отчаяние. Видно, что они ещё маленькие, но задействованы в помощи тылу. Этот запечатлённый момент показывает, что в тяжёлое время блокады любая помощь была ценна. И дети не оставались в стороне. Несмотря на тяжёлую ситуацию, холод и голод, они как все старались выжить и сохранить город.
Дмитрий Бучкин
«У входа в бомбоубежище», 1941 год
Картина «У входа в бомбоубежище» (Приложение 14) была создана в 1941 Дмитрием Бучкиным. Лист выполнен тушью на горизонтальном формате. В композиции изображён двор дома, засыпанный снегом. С крыш и подоконников свисают сосульки. На крыльце стоит человек, который последний, кто входит в бомбоубежище. Это подтверждает записанная внизу листа фраза. На картине почти не осталось ничего живого, это подчёркивает суровость тех времён.
Николай Дормидонтов
«У воды», 1942 год
Графический лист «У воды» (Приложение 15) был исполнен Николаем Дормидонтовым в 1942 году. Художник изображает группу людей, пришедших к восстановленному водопроводному крану. На картине изображена установленная на набережной временная колонка. Возле неё собрались женщины, чтобы постирать, помыть посуду, набрать воды для хозяйства. Среди них – жена и мать Дормидонтова. Вводя в композицию их фигуры, художник как бы стремится подтвердить жизненную, документальную точность изображения. Картина выполнена простым карандашом на горизонтальном формате. Запечатлённый момент показывает нам подвиг рядовых жителей города во время блокады восстановивших подачу воды в город.
Многие другие рисунки, картины и скульптуры военного времени на эту тему изображают людей, занятых бытовыми делами. В работах: Н. Быльева-Протопопова «У Медного всадника зимой.На Неву за водой», 1942 г. (Приложение 16), А. Пахомова «За водой», 1941 г., 1941 г. (Приложение 17), В. Кучумова «За водой», 1942 г. (Приложение 18), Г. Фитингофа «За водой на Неву» (Приложение 19), 1942 г., Я. Николаева «Ленинград. Зима 1941-42 года. Очередь за хлебом», 1941-42 г. (Приложение 20), Г. Фитингофа, «Сто граммов хлеба», 1941 г. (Приложение 21), А. Пахомова, «Стройка дзота у Кировского моста», 1941 г. (Приложение 22),«Везут в стационар», 1941г. (Приложение 23),«Уборка снега в 1942 году», 1942 г. (Приложение 24), С. Юдовина «Переезд на новую квартиру» 1941 г. (Приложение 25), Ю. Непринцева «Блокада», 1943 г. (Приложение 26), Т. Глебовой «В блокаду», 1942 г. (Приложение 27), Л. Рончевской «На улице. Ленинград в блокаде», 1942 г. (Приложение 28), Л. Н. Дормидонтова, «Ленинград. На набережной Фонтанки в августе 1942», 1942 г. (Приложение 29) и скульптурах: А. Лишова, «За водой» 1941 г. (Приложение 30), «Везут в стационар», 1942 г. (Приложение 31), В. Гущиной-Филимоновой, «Охранница завода им. А.А. Жданова М.И. Еремичева», 1943-44 г. (Приложение 32) раскрываются следующие сюжеты: поход за водой, за хлебом, поездка в стационар, уход за больными, уборка снега, эвакуация и другие. На композициях прослеживаются грусть, суровость, выносливость, страх и отчаяние. Они нам показывают, что блокада очень сильно сказывается на людях – их быте, питании, жизни. Ярко описывают это время воспоминания С. Островской: «Кажется, что настоящее длится всегда, бесконечно, словно и родились в осаде, словно никогда ничего другого и не было, словно никогда ничего другого и не будет. Прошедшее похоже на сказку, очень далекую и совершенно фантастическую, а перед будущим закрыты все реальные двери».
А работы В. Курдова «На Ладоге», 1943 г. (Приложение 33), С. Боим «Дорога жизни», 1944 г. (Приложение 34) передают нам сюжеты эвакуации по «Дороге жизни». Название «Дорога жизни», которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, начавшей работу 22 ноября 1941 года, – не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший осажденному Ленинграду выжить и даже помогать фронту.
2.4. Виды города
В начале войны были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников(Приложение 35).
Владимир Конашевич
«Ленинград. Утро», 1941 год
Картина «Ленинград. Утро» (Приложение 36) была написана в 1941 году Владимиром Конашевичем. Она выделяется яркостью красок и изображением города без военного оборудования. Картина написана акварелью на вертикальном формате. Мы видим крыши домов, из-за которых восходит яркое, пылающее солнце. Одинокие ветки деревьев на переднем плане. Колорит картины тёплый и контрастный. Большую часть картины занимает свет от солнца, он очень бросается в глаза на фоне силуэта пустующего города.
В. Канашевич, будучи оптимистичным художником-иллюстратором детских книг, не терял веры в победу, по контрасту с этим почти постоянным громом и ужасом, создавал работы для укрепления душевной бодрости жителей осажденного города.
Николай Павлов
«После обстрела», 1941 год
Работа «После обстрела» (Приложение 37) была создана в 1941 году художником-графиком Николаем Павловым. Она передаёт ужас войны и незабываемые впечатления очевидцев блокадных лет. Гравюра исполнена в технике офорта на горизонтальном формате. Художник изображает ленинградскую квартиру после артиллерийского обстрела. Интерьер комнаты разрушен, всё обвалено и разгромлено. Все вещи, как будто падают у нас на глазах. Через огромную дыру в стене виден силуэт Исаакиевского собора.
Василий Кучумов
«Набережная Невы у Зимнего дворца», 1942 год
Картина «Набережная Невы у Зимнего дворца» (Приложение 38) была создана в 1942 году Василием Кучумовым. Она стала знаменитой, выражая трагическую красоту города. Картина написана маслом на горизонтальном формате. Мы видимЗимний дворец, рядом с которым проходят военные действия. Василию Никитовичу удалось правдиво передать атмосферу, царившую в городе. Сумрак зимнего холодного вечера с едва проявляющимися красками заката выражен в напряженности цветовой палитры.
На других картинах на эту тему («Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года» Н. Павлова, 1945 г. (Приложение 39), «Крейсер Киров ведет огонь» С. Боим, 1944 г. (Приложение 40), «Ленинград» А. Мыльникова, 1941 г. (Приложение 41), «У Марсова поля» В. Кучумова 1942 г. (Приложение 42), «Зарево над Ленинградом» Н. Дормидонтова. 1941 г. (Приложение 43)) художники изобразили разные здания и виды города. Пустынные улицы, чёрные промерзшие громады домов, военные действия, происходящие рядом с ними, троллейбусы и трамваи, намертво вмерзшие в сугробы. В небе почти везде присутствует много дыма от взрывов. Колорит, в основном, мрачный и холодный. На картинах прослеживается разгромленность, тяжесть цветов и страх.
2.5. Защита Ленинграда
Битва за Ленинград является самым длительным сражением Великой Отечественной войны (Приложение 44), продолжавшемся более трёх лет, и отличалась многообразием условий и факторов, в которых велись боевые действия.
Николай Пахомов
«На постах», 1941 год
Графика «На постах» (Приложение 45) была исполнена в 1941 г. Николаем Пахомовым на вертикальном формате. Художник изобразил людей на наблюдательных постах высоких зданий, следящих за военной авиационной обстановкой. Их лица очень серьёзные и сосредоточенные. Половину картины занимает небо, в нём мы видим яркие лучи от поисковых прожекторов и понимаем, что события происходят в вечернее или ночное время.
Андрей Мыльников
«Клятва балтийцев», 1946 год
Картина «Клятва балтийцев» (Приложение 46) была написана в 1946 году Андреем Мыльниковым. Она положила начало карьере автора. В работе А. Мыльников живописными средствами талантливо воплотил идею непреклонности советских воинов в борьбе с фашизмом. Крупные темные силуэты матросов возвышаются, подобно монументу. В живой стене балтийцев ощущается огромная внутренняя энергия, выраженная и в облике людей, и в нарастающем вверх движении. Во всем ощутим масштаб подвига людей, сдержавших свою клятву.
В работах А. Семёнова «Прокладка кабеля через Ладогу. 1941 г.» 1983 г. (Приложение 47), А. Блэка. «Рытье окопов» Из серии «Ленинград во время войны», 1941 г. (Приложение 48),А. Пахомова лист из серии «Ленинград в дни блокады», 1941 г. (Приложение 49),С. Бойм «Очистка города», 1944 г. (Приложение 50) – художники изображают рабочих, военных, жителей Ленинграда, которые трудятся несмотря ни на что. В их действиях мы видим тяжкий труд на благо города-фронта. Им не страшно ничего, они сражаются и трудятся даже в воде. Делают всё для победы.
2.6. Искусство в дни блокады
В Ленинграде оставались Театр музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета (Приложение 51). На сцене Театра музкомедии шли классические оперетты и новые музыкальные спектакли военной тематики.
Соломон Юдовин
«В мастерской художника», 1942 год
Графический лист «В мастерской художника» (Приложение 52) был создан в 1942 году Соломоном Юдовиным на вертикальном формате в технике линогравюры. В композиции листа изображён быт в мастерской художника. Художник одет в тёплую одежду, вокруг него художественные принадлежности и разные картины. Мы понимаем, что в мастерской холодно, художник мёрзнет. Чтобы писать, отогревает руки у открытой буржуйки, на которой греется чайник с водой. По размещённому перед ним холсту, мы видим, что ни смотря на тяжелейшие условия, он рисует жизнь осажденного города.
Николай Павлов
«Маскировка медного всадника», 1942 год
Работа «Маскировка медного всадника» (Приложение 53) была выполнена в 1942 году Николаем Павловым карандашом на горизонтальном формате. Она повествует нам о том, как спасали монумент от воздушных бомб. В сюжете картины, мы можем видеть людей, которые создают «деревянный стакан» из досок. Каждый человек на картине занят своим делом и все вместе они стремятся к тому, чтобы сохранить памятник.
Вера Милютина «Черная ваза и упавшие рамы» и «Упавшая люстра» из серии «Государственный Эрмитаж в блокаду», 1942 год
Две работы Веры Милютиной из серии «Государственный Эрмитаж в блокаду» (Приложение 54) выполнены углём на вертикальном формате. Произведения хранятся в Государственном Русском музее. На них изображены сюжеты из интерьеров Эрмитажа. Работы выполнены с натуры, как документальные свидетельства о состоянии музея в дни Блокады.
Вера Милютина на своих работах зафиксировала ранения государственного музея (Приложение 55). Художница передала разгром и разруху. Выбитые окна и упавшие рамы и, в то же время, на светлом фоне разбитого окна, среди висящих и лежащих рам и стёкол изображён тёмный, гордый силуэт одинокой изящной вазы. Он говорит нам, о стойкости искусства в это суровое время законсервированного музея.
Николай Кучумов «Внутренний вид в здании Советского искусства Государственного Русского музея», «Ленинград. Русский музей. Август 1943. Первый академический зал», 1943 год
Работы «Внутренний вид в здании Советского искусства Государственного Русского музея» (Приложение 56), «Ленинград. Русский музей. Август 1943. Первый академический зал»(Приложение 57) была написана в 1943 Николаем Кучумовым. Композиции написаны гуашью на вертикальном формате.
Художник изображает залы Русского музея в годы блокады. В первом листе мы видим зал в здании Советского искусствапо стенампоражённый трещинами от взрывов бомб. Во втором листе художник изображает Первый академический выставочный зал Русского музея с пустыми рамами на стенах. В центре стоят постаменты для скульптур и художественное оборудование. Художник передал пустоту в музее, но эта пустота величественна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18 января 1943 года произошло долгожданное и радостное событие: была прорвана блокада Ленинграда(Приложение 58). 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.
Город ликовал (Приложение 59). Необычайной силы и яркости салют – первый салют в Ленинграде! – возвестил победу над врагом. Непривычно темные улицы города вновь залил свет. В родной город возвращались из эвакуации театры. Вернулись и многие уехавшие прежде художники. Начался новый этап в жизни героического Ленинграда – его восстановление.
Трагичные события блокады Ленинграда глубоко отразились в искусстве. Изобразительное искусство Ленинграда никогда не достигало такой мощной социально-политической значимости, как это было в дни блокады. В жанровой живописи и графике чаще отражались трагические и драматические темы. Свидетельства художников, очевидцев блокады, погибших и выживших, создали картину мученичества великого города.
В процессе написания исследовательской работы его цель была достигнута.
В результате написания исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
Изучены исторические факты блокады Ленинграда, выяснены подробности событий тех лет.
В работе раскрыто как жили, защищались и обороняли свой город Ленинградцы в период блокады.
Рассмотрены картины разных художников, которые были написаны во время блокады и после неё.
Благодаря зарисовкам, картинам и воспоминаниям художников – очевидцев выявлены сложности выживания людей, выполнения обычных бытовых дел, создания произведений искусства и сохранения коллекций, памятников и городских объектов в тот период.
Выяснено, что большинство творческих работ в период блокады было выполнено в графике, потому что художники делали документальные быстрые зарисовки с натуры и по памяти, а для этого удобны графические материалы.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Виртуальный Русский музей / Блокада Ленинграда 1941 – 1944: [Электронный ресурс] // https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/keyword/epoha_syuzheta_blokada.php
ВикипедиЯ / Клятва балтийцев (картина): [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)
Всероссийская энциклопедия детской литературы / Конашевич Владимир Михайлович: [Электронный ресурс] // https://prodetlit.ru/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Галерея Ильи Глазунова / Виртуальная экскурсия «Ленинградская блокада в творчестве Ильи Глазунова»: [Электронный ресурс] // https://glazunov-gallery.ru/novosti/virtualnaya-ekskursiya-leningradskaya-blokada-v-tvorchestve-ili-glazunova
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 30 имени К.А. Микаэльяна» / Единый музейный урок «Блокада Ленинграда», посвященный 75-летию полного освобождения от фашистов блокадного Ленинграда в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»: [Электронный ресурс] // https://schi30.mskobr.ru/files/attach_files/edinyj_muzejnyj_urok_blokada_leningrada.pdf
ИСКУССТВО / Художники блокадного Ленинграда: [Электронный ресурс] // https://obiskusstve.com/548243424063522906/hudozhniki-blokadnogo-leningrada/
КУЛЬТУРА.РФ / Художники осаждённого города: [Электронный ресурс] // https://www.culture.ru/materials/253609/khudozhniki-osazhdennogo-goroda
МИР 24 / 872 дня ужаса, голода и смерти: 78 лет назад была снята блокада Ленинграда: [Электронный ресурс] // https://mir24.tv/news/16493628/872–dnya–uzhasa–goloda–i–smerti–78–let–nazad–byla–snyata–blokada–leningrada
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» / Шанявская А.А. К истории создания и бытования серии рисунков «Эрмитаж в дни блокады» Веры Владимировны Милютиной (1903–1987): [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-sozdaniya-i-bytovaniya-serii-risunkov-ermitazh-v-dni-blokady-very-vladimirovny-milyutinoy-1903-1987/viewer
Петровский колледж / Как это было. Немецкие авианалеты 1941 – 44: [Электронный ресурс] // http://www.petrocollege.ru/CollegeAbout/news/6916/#:~:text=%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%2D%D1%84%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2,%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%2010554%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%8B.
Портал Центра петербурговедения библиотеки им. В.В. Маяковского «Мир Петербурга» / Как сети спасали Ленинград: [Электронный ресурс] // http://mirpeterburga.ru/news/KaksetispasliLeningradotnaletoviobstrelov/
Санкт-Петербург / Дневник блокады. Культурная жизнь осаждённого Ленинграда: [Электронный ресурс] // https://tvspb.ru/programs/stories/470863/
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина / Началась блокада Ленинграда: [Электронный ресурс] // https://www.prlib.ru/history/619525
LiveInternet / Блокада Ленинграда. Искусство и музейные экспонаты: [Электронный ресурс] // https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post443148984/
lIVEJOURNAL / Подвиг художников блокадного Ленинграда: [Электронный ресурс] // https://kolybanov.livejournal.com/21140073.html
SPUTNIK / Как они выжили: быт блокадного Ленинграда: [Электронный ресурс] // https://www.sputnik8.com/ru/st–petersburg/activities/28526–kak–oni–vyzhili–byt–blokadnogo–leningrada#?event_date=2023–03–05&event_id=25262590&ticket_id_42309=1
TASS.RU / Пятна на «Медном всаднике» остаются: Петербург вспоминает, как прятали памятники в блокаду: [Электронный ресурс] // https://tass.ru/obschestvo/12288711.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карта. Нападение на Ленинград.
Приложение 2
Документальное фото. Дорога жизни.
Приложение 3
Документальное фото. Блокада глазами художников.
Приложение 4
Документальное фото. Авианалёт.
Приложение 5
А. Пахомов. «В очаге поражении». 1941.
Приложение 6
А. Пахомов. «После налёта». 1942.
Приложение 7
Н. Павлов. «Во время артиллерийского обстрела». 1943.
Приложение 8
В. Борискович. «В районе Шлиссельбурга. Небо войны». 1943.
Приложение 9
Документальное фото. Голод.
Приложение 10
И. Глазунов. «Память детства». 1956.
Приложение 11
И. Глазунов. «Голод». 1956.
Приложение 12
Документальное фото. Быт блокадников.
Приложение 13
Н. Быльев-Протопопов. «Девочки плетут маскировочные сети». 1941.
Приложение 14
П. Бучкин. «У входа в бомбоубежище». 1941-42.
Приложение 15
Н. Дормидонтов. «У воды». 1942.
Приложение 16
Н. Быльев-Протопопов. «У Медного всадника зимой. На Неву за водой». 1942.
Приложение 17
А. Пахомов. «За водой». 1941.
Приложение 18
В. Кучумов. «За водой». 1942.
Приложение 19
Г. Фитингоф. «За водой на Неву». 1942.
Приложение 20
Я. Н. Николаев. «Ленинград. Зима 1941/42 года. Очередь за хлебом». 1941-42.
Приложение 21
Г. Фитингоф. «Сто граммов хлеба». 1941.
Приложение 22
А. Пахомов. «Стройка дзота у Кировского моста». 1941.
Приложение 23
А. Пахомов. «Везут в стационар». 1941.
Приложение 24
А. Пахомов. «Уборка снега в 1942 году». 1942.
Приложение 25
С. Юдовин. «Переезд на новую квартиру». 1941.
Приложение 26
Ю. Непринцев. «Блокада». 1943.
Приложение 27
Т. Глебова. «В блокаду». 1942.
Приложение 28
Л. Рончевская. «На улице. Ленинград в блокаде». 1942.
Приложение 29
Н. Дормидонтов. «Ленинград. На набережной Фонтанки в августе 1942». 1942.
Приложение 30
А. Лишев. «За водой». 1941.
Приложение 31
В. Лишев. «Везут в стационар». 1942.
Приложение 32
В. Гущина-Филимонова. «Охранница завода им. А. А. Жданова М. И. Еремичева». 1943-44.
Приложение 33
В. Курдов. «На Ладоге». 1943.
Приложение 34
С. Боим. «Дорога жизни». 1944.
Приложение 35
Документальное фото. Виды города.
Приложение 36
В. Конашевич. «Ленинград. Утро». 1941.
Приложение 37
Н. Павлов. «После обстрела». 1941.
Приложение 38
В. Кучумов. «Набережная Невы у Зимнего дворца». 1942.
Приложение 39
Н. Павлов. «Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года». 1945.
Приложение 40
С. Боим. «Крейсер Киров ведет огонь». 1944.
Приложение 41
А. Мыльников. «Ленинград». 1941.
Приложение 42
В. Кучумов. «У Марсова поля». 1942.
Приложение 43
Н. Дормидонтов. «Зарево над Ленинградом». 1941.
Приложение 44
Документальное фото. Защита Ленинграда.
Приложение 45
А. Пахомов. «На постах». 1941.
Приложение 46
А. Мыльников. «Клятва балтийцев». 1946.
Приложение 47
А. Семёнов. «Прокладка кабеля через Ладогу. 1941». 1983.
Приложение 48
А. Блэк. «Рытьё окопов». 1941.
Приложение 49
А. Пахомов. Лист из серии «Ленинград в дни блокады». 1941.
Приложение 50
С. Бойм. «Очистка города». 1944.
Приложение 51
Документальное фото. Искусство.
Приложение 52
С. Юдовин. «В мастерской художника». 1942.
Приложение 53
Н. Павлов. «Маскировка Медного всадника». 1942.
Приложение 54
В. Милютина. «Черная ваза и упавшие рамы». 1942.
Приложение 55
В. Милютина. «Упавшая люстра». 1942.
Приложение 56
В. Кучумов. «Внутренний вид в здании Советского искусства Государственного Русского музея». 1943.
Приложение 57
В. Кучумов. «Ленинград. Русский музей. Август 1943. Первый академический зал». 1943.
Приложение 58
Документальное фото. Снятие блокады Ленинграда.
Приложение 59
С. Бойм. «Крейсер «Киров» салютует в честь снятия блокады. Январь 1944». 1944.
62