В прошлом году во дворе нашего дома появились баки-контейнеры, в которые все люди стали выбрасывать мусор. Часто мусора накапливается столько, что он разлетается по двору, либо растаскивают его собаки, загрязняя территорию двора. Дедушка, приходя к нам в гости, часто говорит, что мусор – большая экологическая проблема не только нашего села, но и всего мира. Я решила провести исследование, чтобы выяснить, каким образом загрязняется окружающая среда через мусор (бытовые отходы), и что можно сделать, чтобы мусора стало меньше.
Цель моего исследования: выяснить, почему бытовой мусор считают экологической проблемой села.
Задачи:
Узнать, что такое мусор и откуда он берётся.
Исследовать разнообразие бытового мусора и его влияния на окружающую среду.
Изучить основные способы переработки мусора.
Познакомиться с тем, как решают проблему утилизации мусора в нашем селе.
Изготовить поделки из бросового материала.
Гипотеза исследования: если мусор вовремя убирать, правильно его утилизировать, то экологической мусорной проблемы в нашем селе не будет .
Объект исследования: мусор
Предмет исследования: переработка и утилизация мусора
Методы исследования:
1. Наблюдение.
2. Опыты.
4. Социологический опрос.
5. Анализ полученных результатов.
Актуальность исследования: в настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Эта смесь, состоящая в основном из разнообразного хлама, содержит стекло, бумагу, пластик и пищевые отходы. Кроме того, мусор содержит большое количество опасных отходов: ртуть из батареек, токсичные химикаты из красок, которые загрязняют окружающую среду и влияют на здоровье людей. Такое изобилие мусора, который накапливается и не утилизируется, грозит экологической катастрофой.
Новизна: многие мои одноклассники выбрасывают на уроках технологии крупные остатки бумаги, картона и других материалов. Я хочу рассказать о вреде мусора и показать возможность использования остатков бумаги для изготовления поделок, вовлечь ребят в исследовательскую работу.
Исследование проводилось в период с 1 ноября 2021 года по 30 января 2023 года.
2.1. Что такое мусор?
Мусор – это то, что стало нам не нужным. В мусорном ведре оказываются различные предметы, которые сломались, отслужили свой срок или просто стали нам не нужны. Это могут быть испортившиеся продукты, ненужные газеты и журналы, упаковки для еды и вещей, тара от напитков, сломанные игрушки и т. д.
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
* рост производства товаров массового потребления одноразового
использования;
* увеличение количества упаковки;
* повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Виды мусора:
- бытовой мусор (который накапливается в мусорных ведрах в наших квартирах);
- промышленный мусор (образуется на производстве);
- строительный мусор (образуется при строительстве зданий);
- сельскохозяйственный мусор.
Мусор также можно разделить на пять классов опасности, в зависимости от того, какой вред он оказывает на окружающий мир:
- 1 класс опасности, чрезвычайно опасный мусор;
- 2 класс опасности, высоко опасный мусор;
- 3 класс опасности, умеренно опасный мусор;
- 4 класс опасности, малоопасный мусор;
- 5 класс опасности, практически неопасный мусор.
Из Интернета я узнала, что есть направление в области экологии, которое занимается изучением отходов и методов утилизации мусора, называется – гарбология. Гарбологи пытаются проследить полный путь бытовых отходов и выяснить: куда, и как и что с ними делать в дальнейшем.
2.2. История борьбы с мусором
Мусор появился на Земле вместе с человеком. Я прочитала статьи в журналах, газетах, изучила книги по экологии и составила таблицу по истории борьбы с мусором.
200 тыс. лет до н.э. |
Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий |
400 лет до н.э. |
В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка |
200 г. |
В Риме возникла городская служба по уборке мусора |
1315 г. |
После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора |
1388 г. |
Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды |
1775 г. |
В Лондоне появились первые мусорные баки |
1800 г. |
Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор |
1874 г. |
В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора |
1897 г. |
В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора |
1932 г. |
В США изобретены машины, прессующие мусор |
1942 г. |
В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях |
1948 г. |
В Нью-Йорке открыта свалка Фреш- Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире |
1965 г. |
Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов |
1967 г. |
В СССР начала работать государственная система вторичных ресурсов. |
1992 г. |
Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества |
2000 г. |
Страны ЕС постановил задачу добиться утилизации и повторного использования мусора. |
2013 г |
В России принимается новая Комплексная стратегия обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) |
2019 г |
В России стартовала «Мусорная» реформа |
Из таблицы видно, проблема мусора появилась вместе с человеком и не решена до сих пор. Но в России в последнее время стало больше внимания уделяться хранению, утилизации и повторному использованию мусора.
2.3.Проблема мусорных отходов в с.Поспелиха
Чтобы узнать, как обстоят дела в моём селе с мусорными отходами, я обратилась к Степанову Андрею Валерьевичу, специалисту отдела регионального государственного экологического надзора, управления природных ресурсов и информирования министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, и исполняющей обязанности главы администрации нашего села Вере Борисовне Полетаевой. (Приложение 1)
Андрей Валерьевич рассказал, что мусор не зря называют экологической проблемой, т.к. с каждым днём его становится всё больше, его разбрасывают где попало, многие отходы не разлагаются до 500 лет. А другие, разлагаясь, выделяют вредные вещества, которые причиняют вред здоровью не только человеку, но и всему живому. Поэтому борьбе с мусором стали уделять пристальное внимание, наказывать за нарушения и проводить работу по утилизации бытовых отходов.
С января 2019 года во всей России стали убирать мусор по новому: сортировать отдельно бутылки, бумагу, пластик по контейнерам. Поспелиха не осталась в стороне. Сначала организовали очистку территорий общего пользования; устанавливают схемы сбора отходов; информируют людей по вопросам сбора и вывоза отходов. В Поспелихе установлено более 500стационарных контейнеров и баков.
Проблемные вопросы:
- мало емкостей для сбора бытовых отходов в местах общего пользования:
- отсутствуют контейнерные площадки, обустроенные в соответствии
с санитарными и строительными нормами;
- высыпают золу на проезжую часть в зимний период;
- ртутьсодержащие предметы выбрасывают в общий мусор, чего делать нельзя;
- нарушают правила перевозки твердых коммунальных и жидких бытовых отходов.
Планируют в Поспелихе:
- увеличить количество контейнеров для сбора мусора, установленных в местах общего пользования, внедрение методов раздельного сбора твердых
коммунальных отходов, строительство специальных комплексных площадок для раздельного сбора мусора;
- установить камеры видеонаблюдения в местах стихийного образования
несанкционированных свалок;(Приложение 2)
Уже организуют сбор ртутьсодержащих отходов от населения, информируют
о порядке передачи на утилизацию РСО в специализированные организации. Проводят контрольные мероприятия с привлечением общественности и СМИ по предупреждению и выявлению фактов сброса золы на проезжую часть улиц. (Приложение 3)
Вера Борисовна Полетаева, исполняющая обязанности главы Центрального Сельского Совета с.Поспелиха, подтвердила, что мусор – это экологическая проблема нашего села, так как загрязняется не только почва, прилегающая территория, но и в воздух выбрасываются вредные вещества. В январе 2020 года вышло Постановление администрации, в котором дополнили места, где поставят баки для сбора мусора. (Приложение 4) В Поспелихе существует одна санкционированная свалка, но многие жители бросают мусор, где вздумается, несмотря на то, что по всей Поспелихе стоят специальные контейнеры под мусор. Вывозят мусор 3 раза в неделю компании, с которыми заключены договора. В Поспелихе вывозом мусора занимаются 3 компании: ООО «Гарантия ЖКУ», МУП «Благоустройство», МУП «ВторГеоРесурс». Весь мусор увозят на свалку, которая расположена за территорией маслозавода, либо на полигон ТБО, который находится за городом Рубцовском. В следующем году планируется вывозить мусор на Егорьевский полигон бытовых отходов. А в 2025-2030 году в Алтайском крае должны построить мусороперерабатывающие заводы. Тогда и мусора станет меньше, и экологическая проблема загрязнения мусором будет частично решена. Как говорят герои мультфильма «Смешарики», что мусор надо утилизировать, а море, хоть и большое, но ничего бесследно в нём не исчезает.
2.4. Основные способы переработки мусора
Вера Борисовна и Андрей Валерьевич рассказали, что основных способов переработки мусора всего три.
Хранение мусора на свалке или специальном полигоне. Именно туда мусор отвозят мусороуборочные машины в нашем селе. Такой способ не является экологичным, так как свалки быстро растут и занимают много места, а также загрязняют природу.
Название мусора |
Сроки разложения |
Пищевые отходы |
От 10 дней до 1 месяца |
Газетная бумага |
От 1 месяца до 1 сезона |
Листья, семена, веточки |
От 1 месяца до 1 сезона |
Картонные коробки |
До 1 сезона |
Бумага |
2 года |
Крупные ветки |
До 10 лет |
Доски со стройки |
До 10 лет |
Железная арматура |
До 10 лет |
Железные банки |
До 10 лет |
Старая обувь |
До 10 лет |
Обломки кирпича, бетона |
До 100 лет |
Автоаккумуляторы |
До 100 лет |
Фольга |
До 100 лет (жестяная банка 90 лет) |
Электрические батарейки |
До 100 лет |
Резиновые покрышки |
Более 100 лет |
Пластиковые бутылки |
Более 100 лет(полиэтиленовая плёнка 200 лет) |
Алюминиевые банки |
500 лет |
Стекло |
Более 1000 лет |
Сжигание мусора на специальных заводах. Этот способ тоже опасен для природы, потому что при сжигании выделяются вредные вещества.
Переработка отходов. На заводе мусор превращается в мелкие частички, которые можно использовать для создания новых вещей. Переработанная бумага может превратиться в новые книги, тетради и даже деньги! Из пластика можно сделать бутылки, ткани, материалы для строительства. Из стекла можно сделать прочный асфальт. Этот способ является самым экологичным.
3.1. Опыты и наблюдения за мусором
Мусор появляется у всех людей дома, на работе, в магазинах и т.п. Своё наблюдение я начала с мусора, который образовался у нас дома и в классе.
Я подсчитала количество мусора, образовавшегося в моей семье. Нас в семье трое: я, мама и младшая сестра. Мы приготовили 4 пакета, в которые складывали отдельно бумажные отходы, пищевые отходы, пластиковые отходы и другие отходы. Через сутки взвесила мусор по видам, а потом подсчитала количество мусора в течение недели. Результаты обработала с помощью диаграммы. Можно увидеть, что больше всего за день и неделю было пищевых отходов, а меньше всего – пластиковых отходов (Приложение 5)
Потом я подсчитала общее количество мусора, который образовался у нас в классе за 1 день и за неделю. В классе нас 30 учеников и 1 учительница. Наблюдая за мусором, оказалось, что были в основном бумажные отходы: картон, фантики, бумага, тетрадные листы. (Приложение 5)
Делаю вывод, что в классах начальной школы больше всего бумажных отходов, а дома – пищевых отходов.
От Веры Борисовны и Андрея Валерьевича я узнала, что пластик разлагается более 100 лет, а картон и бумага – 1 сезон (2-3 месяца). Я решила проверить так ли это. Для этого провела опыты. В одинаковые 4 стакана насыпала грунта и поместила в каждый стакан по одному, одинаковому по размеру, кусочку картона , тоже самое сделала и с кусочками пластика. После, 2 стакана с картоном и 2 стакана с пластиком поставила на окно, а 2 стакана с картоном и пластиком поставила в шкаф. По одному стакану с пластиком и картоном я поливала, а другие стаканчики стояли сухими. Через 3 недели я посмотрела, что стало с картоном и пластиком. Пластик остался прежним, только грязным в стаканах, которые я поливала. А вот картона в стакане, который поливала, и он стоял на подоконнике, не нашла. Значит, он разложился, и этому способствовало тепло, вода и свет. А в стаканах из шкафа от картона ещё остались кусочки. Вывод можно сделать простой: свет, тепло и вода помогают разлагаться картону, а вот пластик в земле не разлагается. (Приложение 6)
3.2. Социологическое исследование
А как относятся к проблеме сбора, вывоза и переработке мусора жители нашего села я узнала из проведённого социологического опроса. Я составила анкету (Приложение 7). Всего опросила 50 человек. Оказалось, что проблема мусора беспокоит практически всех жителей нашего села. Хотя 4% (2 человека) в этом и не увидели проблему, а далее они же оказались не заинтересованными в чистоте села. Большинство, 80% (40 человек) готовы сортировать мусор, но почему то этого не делают. А вот сдавать в пункты вторсырья готовы всего 14 % (7 человек). В тоже время 76% (38 человек) выбросят пластиковые бутылки на свалку, а не сдадут на переработку.
Считаю, что итогами социологического опроса можно считать:
недостаточную информированность населения по экологическим проблемам, в том числе и по проблеме мусора;
большинство респондентов обеспокоено проблемой мусора;
жители в большинстве своем готовы сортировать мусор, но сдавать в пункты приема вторсырья не готовы;
небольшое количество опрошенных могут принять участие в субботниках;
многие выразили желание и возможность доступными для них действиями и поступками снизить количество отходов, образующихся от них самих.
3.3. Поделки из бросового материала
Количество мусора увеличивается с каждым днём в несколько раз. Но из отходов можно сделать много различных и интересных поделок. Из сети Интернет я узнала, что несколько лет назад в современном творчестве появилось одно новое направление, которое называется Art Dump. Если перевести это название с английского языка, то оно означает «мусорное искусство». Все украшения при этом изготавливаются из вторичного сырья. Многие известные скульпторы, художники и другие умельцы стали поклонниками этого направления.
Чтобы сделать поделку из отходов для школы, можно использовать различные материалы. Однако в основном для этого применяется неорганический мусор:
Бумага. Не стоит торопиться выкидывать старые газеты и журналы, а также картонные коробки из-под обуви и различной техники. Всё это пригодится.
Пластик. Много интересных поделок можно сделать, используя пластиковые бутылки, коктейльные трубочки, крышки от различных емкостей и даже одноразовую посуду.
Металл. Сюда следует отнести жестяные консервные банки, алюминиевые пробки от пива или других напитков.
Тканые лоскутки. Если вдруг порвалась какая-то вещь, необязательно ее сразу выкидывать. Из ткани можно сделать много новых интересных вещей, которые станут украшением домашнего интерьера.
Стекло. Разбитые стаканы и бокалы, ненужные бутылки можно смело применять для изготовления изделий из отходов своими руками.
Ненужные компакт-диски. У многих завалялись старые ненужные диски, ведь в настоящее время ими мало уже кто пользуется.
Перегоревшие лампочки. Лампочка идеально подойдет для того, чтобы создать поделку из отходных материалов своими руками в школу, например, снеговика, который украсит новогоднюю выставку или станет украшением для елки. (Приложение 8)
Заключение
Таким образом, познакомившись с информацией в справочниках, книгах и сети Интернет о мусоре, проведя исследование, я пришла к выводу, чтомусор – это экологическая проблема всего человечества.
Моя гипотеза подтвердилась не полностью. Да, если убирать мусор вовремя, то он не загрязняет окружающую среду. Но мусора с каждым годом становится больше, а перерабатывающих заводов мало, поэтому мусор продолжают сжигать, либо хранить на свалках и полигонах, что приводит к загрязнению воздуха.
Выводы
Мусор – это то, что стало нам не нужным. С каждым годом количество мусора на Земле растёт, представляя угрозу жизни и здоровья не только людям, но и животным.
Мусор бывает разный, но его можно разделить на пять классов опасности, в зависимости от того, какой вред он оказывает на окружающий мир.
В мире существует всего 3 основных способа переработки мусора: хранение, сжигание, переработка. Только лишь переработка мусора является экологическим способом, не приносящим вред природе.
В нашем селе жители мусор складывают в специальные контейнеры, которые вывозят на свалку. К сожалению, многие люди бросают мусор где хотят, тем самым загрязняют улицы нашего села, образуя несанкционированные свалки. Часто компании не вывозят мусор вовремя, что тоже ведёт к загрязнению улиц, дворов Поспелихи, а, значит, к ухудшению экологической ситуации в селе.
Из многих бытовых отходов можно изготовить новые предметы, дав вторую жизнь мусору: кормушки, шкатулки, ёлочные игрушки, украшения и т.п.
Практическая значимость: результаты моего исследования можно использовать на уроках окружающего мира, заседаниях клуба «Почемучки», на классных часах. Надеюсь стать помощником Натальи Викторовны при работе на уроке технологии и окружающего мира. Первые шаги мы с одноклассниками уже сделали: изготовили и развесили кормушки, сделали подарки папам на 23 февраля, мамам – на 8 марта. Осенью проведём «Экологический десант» и уберём мусор с территории нашей школы. Надеюсь, что к нам присоединятся и другие ребята нашей школы.
Литература
Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника // Учебное пособие для учащихся. – Самара: Учебная литература, 2005. – 304 с.
Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника // Справочное пособие. – Самара: Учебная литература, 2006. – 80 с.
Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: Просвещение, 1991 г.
Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология // Школьный справочник. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
http://mjusli.ru/hand_made/podelki/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
https://minigift.ru/legkie-podelki/svoimi-rukami-podelki-iz-brosovogo-materiala.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
П риложение 1.
Встреча и беседа с Верой Борисовной Полетаевой, и.о. главы Центрального Сельского Совета с.Поспелиха
Встреча и беседа со Степановым Андреем Валерьевичем, специалистом отдела регионального государственного экологического надзора, управления природных ресурсов и информирования министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края
П риложение 2
Мусорные баки по ул.Инженерная, 25 Мусорный бак по пер.Коммунарский, 100
Мусорные контейнеры по ул.Челюскина, 70 Несанкционированная свалка
в районе СМУ
П риложение 3
С борртутьсодержащих отходов от населения
П риложение 4
П остановление Центрального сельсовета со схемой площадок накопления ТКО
Приложение 5
Диаграмма «Количество мусора моей семьи за неделю»
Бумажные отходы 2 – Пищевые отходы 3 – Пластиковые отходы 4 – другие отходы
Диаграмма «Количество мусора нашего класса за неделю»
\ 1 - Бумажные отходы 2 – Пищевые отходы
3 – Пластиковые отходы 4 – другие отходы
Сбор мусора дома
Мусор в классе (в среду, когда был урок технологии)
П риложение 6
Опыт с картоном и пластиком
Приложение 7
Анкета « Выявление информированности населения по проблеме мусора» и результаты анкетирования населения с.Поспелиха
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем селе? |
48 |
2 |
0 |
Готовы ли Вы сортировать мусор (собирать отдельно бумагу, пластик, стекло, пищевые отходы, металл)? |
40 |
8 |
2 |
Готовы ли Вы сдавать отходы в пункты приема вторсырья? |
7 |
28 |
15 |
Несанкционированные свалки, мало урн и контейнеров для мусора |
Мусор не вывозится |
Нет пунктов приема вторсырья |
|
В чем именно состоит проблема мусора в нашем селе? |
20 |
29 |
1 |
Сожгу сам |
Сдам в пункт приема |
Выброшу на помойку |
|
Как поступить с накопившимися пластиковыми бутылками? |
11 |
1 |
38 |
Увеличить количество урн, контейнеров |
Субботники |
Организовать пункты приема |
|
Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы мусора? |
43 |
5 |
2 |
Приложение 8
Изготовление светильника
Поделки класса на ёлку из бумажных, пластиковых
и тканевых отходов
Работы нашего класса из отходов
на выставке ДПИ