Героями не рождаются - героями становятся

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Героями не рождаются - героями становятся

Петрова Д.К. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ № 2"
Буравлева С.В. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мой прадед геройски прошел всю войну.

И с Победой вернулся домой.

Я за мир благодарна ему,

И горжусь, что мой прадед – герой.

Смысл жизни состоит в том, чтобы прожить её достойно. Деды наши, следуя этой истине, не задумываясь, отдали свои жизни, чтобы нашему поколению не знать ужасов войны.

Я родилась в счастливое, мирное время и немного слышала о войне, а ведь она не обошла стороной и моих родных.

Всю войну прошел мой прадед Шмаков Александр Павлович. О нем я знаю лишь по рассказам своей бабушки, а она в свою очередь от своего отца. Он был истинным героем, без тени зазнайства, очень скромным человеком.

По словам бабушки, прадедушка не любил рассказывать о войне. Когда его просили вспомнить о том времени, он лишь вздыхал тяжело и отворачивался, пряча слезы. Я задаю себе вопрос «Почему он так вел себя? Почему ветераны на праздновании Дня Победы не скрывают слез?» Бабушка рассказала, что в День Победы Александра Павловича всегда поздравляли с места работы, чествовали на Площади Победы. Работу я назвала «Героями не рождаются – героями становятся»

Я много в этой жизни не понимаю и пока объяснить не могу. Но мне захотелось узнать, как жил мой прадед, как относились к нему люди? Какими человеческими качествами он обладал? Что оставил в наследство нам - своим внукам и правнукам?

Мое исследование актуально для меня и всей моей семьи. Изучая жизнь своих предков, мы узнаем самих себя. Для каждого человека семья - это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но и знать историю своего рода. История семьи - это корни, без которых человек не может существовать.

Прежде чем начать исследование я решила узнать, что знают о войне, о своих родственниках, которые воевали с фашистами учащиеся начальных классов нашей школы? Со своим классным руководителем составили вопросы и провели анкетирование для ребят начальных классов (Приложение 1)

Прежде чем начать исследование я решила узнать, что знают о войне, о своих родственниках, которые воевали с фашистами учащиеся начальных классов нашей школы? по результатам анкетирования я могу сделать следующий: Ребята испытывают уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны. Но мало, кто из учащихся знает о тех родственниках, которые проливали кровь за наше мирное детство, за нашу Родину.

Объектом исследования: является жизненный путь моего прадеда

Шмакова Александра Павловича.

Предмет исследования: биография Шмакова Александра Павловича.

Я пыталась показать в своей работе некоторую новизну, которая

отличала и выделяла бы её среди множества других подобных работ. В ходе работы мной были проведены интересные встречи, беседы. Я нашла газетные вырезки, в которых упоминается мой прадед. С мамой мы нашли старые фотографии, документы, награды прадедушки. Исследуя историю жизни моего прадеда - Шмакова Александра Павловича, я хотела описать некоторые факты из жизни.

Гипотеза: считаю, что мой прадед — это человек, достойный уважения и подражания. Героем нельзя родиться, но им можно стать ради своей страны.

Цель моей работы:

- собрать ведино весь имеющийся материал и описать жизнь моего прадеда Шмакова Александра Павловича, для того чтобы знать историю своей семьи.

Задачи:

-собрать сведения о трудовой биографии и личной жизни прадеда;

- проследить его судьбу вовремя и после Великой Отечественной войны;

-изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейных архивах;

-беседуя с бабушкой, узнать о боевых подвигах прадедушки.

Методы исследования:

анализ источников информации;

посещение районного музея;

беседы с родственниками;

исследование личных документов, фотодокументов;

обобщение полученных данных.

Формы работы:

встречи – интервью с членами семьи моего дедушки;

экскурсия в районный музей;

поиск информации в селе, где проживал мой прадед;

создание презентации;

оформление подушечки для наград прадедушки.

1. Жизненный путь, полный труда и тревог.

1.1 До войны.

Мой прадед – Шмаков Александр Павлович известный человек в своем селе - Котляровка. О нём написано немало статей в газетах разного уровня.

Я мало о нём знала, хоть он мой родной прадед, но я не застала его при жизни.

Я решила расспросить о прадедушке свою бабушку, тем боле, что она интереснейший собеседник, а эта тема для неё, как оказалось, очень близка и дорога (Приложение 2).

В свидетельстве о рождении прадедушки написано, что Шмаков Александр Павлович родом из села Дурнево Рубцовского района. Родился 1 сентября 1924 года. Мама работала в животноводстве, отец был замечательным плотником.

У бабушки сохранились фотографии родителей моего прадеда. Мне кажется, я на них похожа. (Приложение 2).

От бабушки я узнала, что мой прадед родился в семье Пешковых и его настоящая фамилия – Пешков. Со слов моей бабушки – Лидии Александровны, детство у отца было тяжелое, как и у всех в то время. Голод, нищета,

необразованность. В школу ходили босиком, делили каждый кусок хлеба. Его детство было не из лёгких, как, наверное, и большинства людей его поколения. И поэтому, чтобы прокормить сына, родители отдали его в дом священника Шмакова, где моему прадеду поменяли фамилию.

Он был вторым ребёнком, а всего в семье было семеро детей. Многие дети умерли еще в детстве. До взрослого возраста дожили двое: прадедушка, его сестра Галина. Галина умерла от пневмонии после войны.

Семья прадеда была бедная, поэтому «всего три годочка проходил в школу», вспоминал прадедушка (Приложение 3)

Совсем еще мальчишкой был, а в дом уже приносил получку. Работал в колхозе: косил сено, ездил на лошади, работал с лопатой на току.

Но как все ребята того времени, он рвался на передовую. И вот его отправили на фронт. Впереди была целая война.

2. На военную службу призывается солдат

2.1 Война. Начало пути.

Война оставила неизгладимый след в жизни моего деда, как, впрочем, и

всех людей его поколения. Бабушка вспоминает, что он часто рассказывал о войне. Его воспоминания были очень интересными. Но он никогда не хвалился своими наградами, мало говорил и о ранениях. Не любил фотографироваться в форме, с медалями и орденами.

Моя бабушка – Михайлюк Лидия Александровна (в девичестве Шмакова), рассказала мне о своем отце как о скромном, трудолюбивом и талантливом человеке.

У нас в семье осталось мало его фотографий, а мне хотелось увидеть своего прадеда, и тогда мы обратились к бабушке, у которой сохранились и фото, и документы, и награды прадедушки.

Война… Она неожиданно ворвалась в жизнь страны, в жизнь многих людей и моих родных.

Чтобы узнать о боевом пути моего прадеда, я постаралась собрать информацию

из разных источников:

А) Сначала мы с мамой побывали в Поспелихинском Райвоенкомате, затем зашли на разные сайты в интернете, сходили в краеведческий музей. К счастью, информации о моем прадеде сохранилось достаточно.

Б) Из бесед с родственниками я узнала:

В 1942 году Александр Павлович призван на фронт. Сначала отправили в Алма – Ату в кавалерийскую часть проходить обучение, затем одели в новое обмундирование и отправили под Сталинград. Под Сталинградом шли тяжёлые бои, долго воевать под Сталинградом не пришлось – направили в Брянские леса. На Брянщине служил радистом, связистом. Ведь именно ему необходимо было обеспечивать устойчивой связью свой батальон. В такую горячую минуту и ранило его в первый раз. Прошёл всю Белоруссию, освобождал г. Лида, Барановичи, Гродно, Витебск.

2.2 Боевой путь моего прадеда.

Я посетила школьную библиотеку, наш библиотекарь показала мне книгу

«Победители», которая вышла в 2014 году в Поспелихе, там я нашла информацию о том, где воевал мой прадед, но мы с мамой нашли ошибку в тексте. Мой дедушка умер в 2005 году, а в статье написано в 2002

(Приложение 4)

Так как прадедушки уже нет, мы с мамой решила в интернете найти информацию о тех местах, где воевал мой прадед. Каково же было наше удивление, что на сайте «Память народа», мы смогли найти карту, на которой

показан весь его боевой путь (Приложение 5).

Бабушка рассказала, что дедушка рассказывал о своей службе так: «Часто уходили на задание ночью, только командир знал полностью цель задания, а солдаты выполняли его распоряжение. Не раз с задания возвращались с «языком». А это было очень важно, так как от «языка» - немецкого солдата или офицера, получали ценные сведения, которые помогли спасти сотни жизней.

Был пулемётчиком и радиотелеграфистом на территории Восточной Пруссии.

В боях за Кенигсберг получил тяжёлое ранение в голову и руку. День Победы встретил на больничной койке, получив очередное ранение. После госпиталя попал в распределительный батальон в Белоруссии в г. Гродно, где два года проработал в подсобном хозяйстве. Вернулся домой только в 1947 году.

2.3 Награды

Мой прадед был награжден медалями и орденами. Я рассматривала их, и мне захотелось выяснить, за что вручались эти награды. Вот, что мне удалось узнать:

1. Медаль Жукова. Эту награду дают за мужество, стойкость проявленные военнослужащими лицами в годы войны. Мой прадедушка в 1945 г. был в составе армии под командованием Жукова и получил эту медаль за храбрость и непосредственное участие в боях (Приложение 6).

2. Орден Отечественной войны II степени, мы нашли на сайте запись и про эту награду (Приложение 7)

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» есть у моего прадедушки (запись в военном билете, стр. 9)

(Приложение 8).

3. Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. За что получил ее мой прадедушка?

21 января 1945 года в бою за населенный пункт Гиршберг (Восточная Пруссия)

поджег дом, откуда немецкие автоматчики вели огонь по эскадрону. Я узнала об этом подвиге из наградного листа, который нашла на сайте «Подвиг народа».

В этом бою был тяжело ранен. За храбрость был награжден Медалью «За отвагу» (Приложение 9).

Мой прадед рассказывал моей бабушке, что воевал на 1-ом Белорусском фронте. Я узнала, что уже после смерти прадеда, его наградили медалью «За освобождение Белоруссии». Она хранится у сына прадедушки.

(Приложение 10)

Из рассказа моей бабушки:

- Когда дедушку спрашивали, какое самое страшное воспоминание о войне, он рассказывал: «Я был пулеметчиком. Лежим и ждем, когда немцы пойдут в наступление. А они пустили впереди себя гражданское население, а сами за копны спрятались. Как бить по - своим? Подпустили их ближе, да только потом…» И прадедушка плакал.

А еще страшным был день, когда узнал, что его отца взяли в плен, и он погиб 23 июня 1943 года (Приложение 10).

3.Мирная жизнь

3.1 Все только начинается

Дед очень редко надевал свой парадный костюм с орденами и медалями. У него не так много наград, но он очень гордился ими.

В 1947 году Александр Павлович приехал в Алтайский край село Котляровка, и устроился на работу в колхоз.

Я узнала, а чем же занимался мой прадед в мирное время. Рассматривая старые документы, я нашла записи, которые рассказали мне, как проходила трудовая жизнь моего прадеда, очень востребована в то время, была профессия тракториста. Обучался прадедушка очень быстро. Я нашла удостоверение, в котором написано, что прадед учился в Тальменской школе сельского хозяйства и получал лишь хорошие отметки. А еще удостоверение тракториста 2 категории (Приложение 11).

Тут же встретил свою любовь – прабабушку Анну Константиновну, и они поженились 29 октября 1948 года. Бабушка сохранила их свидетельство о браке (Приложение12). Александр Павлович вместе с женой Анной Константиновной воспитали пять сыновей и дочь. Их родительский подвиг отмечен Родиной «Медалью материнства I и II степени» (Приложение 13)

Из рассказов папы, моя бабушка помнит, что работали по десять и более часов. Затем началось освоение целинных земель. Тогда уже совсем стало не до сна. Прадедушка трудился от «зари до темна». А иначе тогда было нельзя.

Нужно было работать, чтобы прокормить свою большую, но очень дружную семью. За свой труд прадедушка награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель».

Затем работал комбайнером. А еще освоил профессию животновода и проработал до самой пенсии. Мирный труд Александра Павловича отмечен орденом «Трудового Красного знамени». За долголетний добросовестный труд награждён медалью «Ветеран труда» (Приложение 14).

3.2. Жизнь на заслуженном отдыхе.

В 1982 году ушёл на заслуженный отдых. Но он не сидел, сложа руки. Он продолжал работать на личном подсобном хозяйстве. У него было много кур, овец, гусей. Прадедушка научился доить корову. Моя мама вспоминает, что дедушка ездил на лошади по деревне, а у нее захватывало дух от радости и гордости (Приложение 15).

Дом прадедушки и прабабушки всегда был наполнен светом и любовью, детским смехом и голосами. Внуки и внучки, которых он очень любил ( в их число входит моя мама) постоянно гостили у дедушки с бабушкой. Вся большая семья собиралась по праздникам в гостеприимном доме, который прадед построил сам. Сейчас мы гостим в доме только летом.

Мой прадед всегда был желанным и дорогим гостем на праздниках, посвященных Дню Победы в Котляровской сельской школе. Бабушка вспоминает, как она гордилась, когда ее папа рассказывал ребятам о войне, как

вытирал слезы, и как она гордилась тем, что ее отец – настоящий герой.

Прадедушку чествовали на 9 Мая. В этот день он встречался со ветеранами войны, такими же героями, как он (Приложение 15).

16 ноября 2005 года на 82 году ушел из жизни мой прадед, замечательный человек, большой труженик Шмаков Алексей Павлович. Он не был знаменитым, выдающимся, но в нашей памяти, он останется скромным, приятным в общении, трудолюбивым, хорошим семьянином, который всю свою трудился на благо своей семьи и Родины. Я хочу быть похожей на него.

Каждый год я, вместе с мамой и бабушкой, езжу в село Котляровка на могилу к своему прадеду. Ухаживаю за могилой, вспоминаю его и говорю слова благодарности за то, что он дал мне жизнь, за то, что у меня такие сильные «корни». А еще 9 мая в нашем селе проходит шествие «Бессмертного полка». Я с моим прадедом «иду в одном строю» (Приложение 16).

А еще я побывала в районном музее. Оказалось, что там есть материалы про моего прадеда. Особенно меня удивила книжка о героях Великой Отечественной войны с. Котляровки. И, конечно же, там есть Мой прадед Шмаков Александр Павлович (Приложение 16).

Заключение.

Моя гипотеза полностью подтвердилась. Я уверена, что мой прадед — это человек, достойный уважения и подражания. Такие люди, как он, творили нашу историю, благодаря таким как мой прадед, мы победили фашистов, выстояли в трудное послевоенное время и живем сейчас. Героем нельзя родиться, но им можно стать ради своей страны.

Теперь, когда я подвожу итоги исследовательской работы о моем прадедушке, видно, как до обидного мало знаем мы о своих предках. Я очень благодарна своим родственникам, бабушке, за то, что они смогли мне рассказать о моем предке. Я постараюсь сохранить для своих потомков хотя бы эти знания. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее.

Хочу обратиться ко всем людям со словами: берегите близких, уважайте стариков, любите детей, ведь заботясь о своем прошлом и настоящем, вы заботитесь о своем будущем.

Я подумала, почему медали лежат и хранятся в шкатулке у бабушки? Учительница рассказала, что можно сшить специальную подушечку для наград. Мы с мамой взялись за дело, и подушечка готова (Приложение 17). Теперь я могу всем показывать прадедушкины награды и рассказывать историю его жизни.

Изучая жизненный и трудовой путь своего прадеда, я для себя сделала вывод:

1) Если человек трудится не покладая рук, как это делал мой прадед, то к

нему обязательно придут и уважение, и признание.

2) Какую бы работу ты не выполнял, делай её добросовестно.

Думаю, что моя исследовательская работа на этом не закончена. Я хочу собрать своих ныне живущих родственников всех вместе для ознакомления с материалами проделанного исследования, наметить дальнейший план пополнения и хранения этих документов.

Материалами из семейного архива желаю пополнить краеведческий материал школьного музея «Мои родные в годы Великой Отечественной войны». Планирую рассказать своим одноклассникам о вкладе моей семьи в Победу над захватчиками. А пока ребята с удовольствие рассматривали медали и ордена моего прадеда (Приложение 17)

Я предложила одноклассникам создать альбом «Мы – правнуки Победителей», в котором каждый расскажет о своих знаменитых прадедушках-участниках ВОВ.

Я создам презентацию – «Мой прадед – герой» и буду рассказывать о своем прадеде на классных часах, на мероприятиях в школьном музее.

Список литературы и источников:

1. Книга Памяти Поспеихинского района. Победители. Поспелиха.2014. – с.196.

2.Материалы домашних архивов (фотографии, военный билет, документы, награды).

3.Воспоминания родственников.

4.Записи устных свидетельств.

Интернет – ресурсы

podvig-naroda-poisk-uchastnikov-vov-po

https://pamyat-naroda.ru/ops/ 

pobediteli.ru

Приложения

Приложение 1

Опрошено было 50 учащихся начальной школы

1. Что для тебя значит Великая Отечественная война?

- просто далекое прошлое - 20 человек

- гордость за свой народ - 30 человек

2. Воевал ли кто-нибудь из твоих прадедов или дедов?

Да – 26 нет - 5 не знаю – 19

3. Какие чувства ты переживаешь, когда речь идет о ВОВ?

- страх перед возможностью войны - 14

- восхищение героизмом людей- 27

- не думаю об этом- 9

4.Есть ли у тебя чувство гордости за свой народ, за его Победу?

Да -50 нет -0 затрудняюсь ответить - 0

5. Имеет ли для тебя значение такой праздник, как «День Победы»?

Да - 50 нет-0

6. Как ты думаешь, молодые люди нынешнего поколения смогли бы так же, как ветераны защищать Родину?

Да -50 нет -0 затрудняюсь ответить- 0

7. Много ли ты знаешь ветеранов ВОВ?

Да -26 не знаю никого- 24

9. Оказывал ли ты реальную помощь Ветеранам ВОВ?

Да - 5 нет – 45

10.Поздравляешь ли ты ветеранов войны в праздник вне зависимости от того, знаком ли тебе этот человек?

Да - 34 нет -16

Опрос ребят.

Приложение 2

Бабушка Лида – лучший собеседник.

Родители моего прадеда: Пелагея Тихоновна и Павел Николаевич.

Приложение 3

Вырезка из газеты «Новый путь».

Приложение 4

Книга «Победители», вышла в 2014.

Запись о моем прадедушке на с. 59.

П риложение 5

Регистрационная карточка прадеда.

Боевой путь прадеда от Алма – Аты до Кенигсберга.

Приложение 6

Награды моего прадедушки.

М едаль Жукова. Эту награду дают за мужество, стойкость проявленные военнослужащими лицами в годы войны. Некоторых же удостоили этой награды и в ознаменование столетия со дня рождения этого великого маршала. Основанием для награждения становятся документы, которые подтверждают непосредственное участие человека в ВОВ 1941–1945-х годов в составе армии. Мой прадедушка в 1945 г. был в составе армии под командованием Жукова и получил эту медаль за храбрость и непосредственное участие в боях.

«Медаль Жукова».

Приложение 7

В 1985 году, в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом, орденом Отечественной войны были награждены все жившие на тот момент ветераны войны.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года говорилось, что следует «произвести награждение орденом Отечественной войны II степени:

— лиц, принимавших непосредственное участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии, партизанских формированиях или в подполье.

На сайте «Память народа». Медаль прадеда.

Приложение 8

Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждались:

- все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах;

-все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, служившие в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, но выбывшие из них по ранению, болезни и увечью, а также переведённые по решению государственных и партийных организаций на другую работу вне армии.

Запись в военном билете.

Приложение 9

М едаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена).

Информация с сайта «Подвиг народа».

Приложение 10

Мой прадед - Шмаков Александр Павлович – участник войны.

Медаль «За освобождение Белоруссии».

Документы отца Александра Павловича (Данные с сайта Подвиг народа).

Приложение 11

Удостоверение тракториста.

Поднятие целины.

Приложение 12

Прадедушка Александр Павлович. Прабабушка Анна Константиновна.

Свидетельство о браке.

Приложение 13

Удостоверение « Медаль материнства».

Медали I и II степени.

Приложение 14

К награждению медалью «За освоение целинных земель» представляются работники, проработавшие в районах освоения целинных и залежных земель, как правило, не менее двух лет.

О рден Трудового Красного Знамени учреждён для награждения за большие трудовые заслуги перед Советским государством и обществом в области производства, науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, в государственной, общественной и других сферах трудовой деятельности.

М едалью «Ветеран труда» награждались трудящиеся за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области науки, культуры, народного образования, здравоохранения, в государственных учреждениях и общественных организациях, а также рабочие, колхозники и служащие в знак признания их трудовых заслуг по достижении трудового стажа.

Медаль « Ветеран труда».

Приложение 15

Прадедушка с ветеранами на 9 мая.

Прадед любил прокатиться с ветерком.

Приложение 16

С прадедом в одном строю.

В районном музее: Портрет прадеда. Книга «Памяти» с Котляровка.

Приложение 17

Рассматриваем награды прадеда.

Подушечка для медалей.

Прадеда поздравляли губернатры края и Президент.

Просмотров работы: 80