Влияние реформ Петра I на формирование женской моды в современном мире

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние реформ Петра I на формирование женской моды в современном мире

Асташова К.М. 1Суховольская М.Ю. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Прокопьева И.В. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность.На уроке истории учитель предложил сделать проект по теме «Влияние реформ Петра I на формирование женской моды в современном мире», нас заинтересовала тема и мы решили работать по данной теме.

Цель проекта –Создать интерактивный контент в сервере Genial.ly по теме «Женская мода XVIII веке и ее аналоги в современном мире».

Задачи:

  1. Изучить материал по теме «Влияние реформ Петра I на формирование женской моды в современном мире».

  2. Сравнить элементы женской одежды дворянского сословия XVIII в. с аналогичными элементами моделей женской одеждой XXI в.

  3. Создать интерактивный контент в сервере Genial.ly по теме «Женская мода XVIII века и ее аналоги в современном мире».

  4. Создать опросник на тему «Мода при Петре I и ее следы в современном мире» и провести анкетирование в 7 – 10-х классах МБОУ «Лицей Технополис», проанализировать ответы и сделать выводы, насколько ученики лицея интересуются историей моды.

Гипотеза:могли ли преобразования Петра I повлиять на формирование современной женской моды?

Методы исследования: анкетирование, анализ, сравнение, обобщение, применение технологий цифровых образовательных ресурсов.

Основная часть.

Глава 1. Мода при Петре Великом

14 января 1700 г. вышел указ Петра Великого, по которому дворянам, боярам, купцам и служилым всех чинов предписывалось носить европейские костюмы.Указ «О ношении платья на манер венгерского» стал первым шагом к кардинальному перелому в моде, традициях и культуре. Сам процесс перехода на «новый стиль» многим давался с трудом. Ему противились, и указы приходилось повторять, вывешивать на городских воротах чучела с образцами и даже брать пошлину с тех, кто продолжал придерживаться старых порядков.

В документе от 14 января 1700 г. говорилось: «Боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобным; а то платье, кто успеет сделать, носить с Богоявлениева дня нынешнего 1700 г.; а кто к тому дню сделать не успеет, и тем делать и носить, кончая с нынешней Сырной недели».

Еще до реформы Петр I традиционным долгополым одеждам предпочитал более удобное европейское платье [7].

29 августа 1699 г. вышел указ о запрете на старый русский костюм. В январе 1700 г. Петр I велел всем носить платье на манер венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер.

Новая мода дворянских женщин. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья – все это надевалось на льняную сорочку. Корсет доставлял женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. В холодное время года юбки простегивались ватином. Поверх платья женщины надевали робу; она представляла собой длинное распашное платье, которое в начале века было принято расшивать и украшать камнями, кружевом и цепочками сверх всякой меры. Наряды дополняли ожерельями, диадемами, браслетами, поясами, брошами и серьгами [7].

В начале XVIII в. в моде была остроносая обувь, чаще всего на большом каблуке – до десяти сантиметров. Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки. К 1710 г. русские дворянки уже «правильно» красились и причесывались, не уступая европейским дамам.

Глава 2. Аналоги моды Петровской эпохи в современном мире

Прошло уже много лет с того момента, как Петр I ввел в Россию одежду по европейскому образцу. Мода XXI в. сильно отличается от моды XVIII в., но ничего не уходит бесследно: элементы женских нарядов из XVIII в. встречаются и по сей день. Конечно, девушки уже не носят наряды, полностью соответствующие Петровскому времени, но могут добавить в свой образ аксессуар или небольшой элемент одежды, напоминающий и ассоциирующийся с эпохой XVIII в. Мы проанализировали женские наряды XVIII в. и сравнили их с современными.

Примеры сопоставления элементов женской одежды XVIII и XXI вв.:

Рис. 1. Л. Каравак. Портрет царевны Рис. 2. Л. Каравак. Портрет цасаревны Рис. 3. Модель современного

Екатерины Иоанновны. 1710-е гг. Натальи Петровны. 1722 г. (?) платья

В XVIII в. в моду «вошли французские платья с глубоким вырезом на груди, который на первых порах по возможности прикрывали кружевом. Фигуру плотно затягивали в корсет. Дочь Петра Наталья Петровна (см. рис. 2) одета в голубое шитое серебром платье с белым кружевом на рукавах и лифом из серебряной парчи, на плечах золотистая, подбитая горностаем мантия».

Платье XVIII века – в XVIII веке пышные платья дополнялись корсетами и объемными рукавами. Корсеты носили даже маленькие дети. Но ношение такого корсета было очень вредно для здоровья, поскольку талия затягивалась настолько, что кислород почти не поступал в организм [2].

Платье XXI века – в XXI веке объемные рукава и корсеты также дополняют платья девушек и делают их элегантными. Корсет уже не затягивают настолько сильно, как делали это в XVIII веке. Платье подходит для любого мероприятия и не является признаком роскоши.

Рис.4. Перчатки начала XVIII века Рис. 5. Модель современных перчаток

Предметом особого щегольства как для женщин, так и для мужчин в начале XVIII в. были перчатки. Само название представляет собой древнерусское образование от слова «перст», что означает «палец». Перчатки стали набирать популярность с введением Петром I европейской моды. С Петровской эпохи у русских дворян появился обычай выяснять отношения на дуэли, используя в том числе и вызов с помощью перчатки [10, с. 160].

Перчатки XVIII века – девушки носили красивые кружевные перчатки не только в повседневной жизни, но и различные балы. Перчатки считались символом хорошего тона в светском обществе.

Перчатки XXI века– сейчас уже кружевные перчатки не являются каким-то конкретным символом чего-либо. Но многие люди используют их для дополнения своего образа, и добавления в него изящности.

Рис. 6. В.Л. Боровиковский. Екатерина II на Рис. 7. Модель современной

прогулке в Царскосельском селе шляпы

Шляпы XVIII века – в XVIII веке шляпы становятся дополнением к парикам. Именно они и определяли способы ношения головных уборов. Шляпы для удобства носили с очень сильным наклоном вперёд. Шляпы XVIII века – это шедевры дизайнерской мысли. Аристократки украшали свои головы цветочными клумбами, кораблями и райскими садами с птицами.

Шляпа XXI века – в XXI веке женщины предпочитают носить более сдержанные и лаконичные шляпы. Чаще всего их цвет – однотонный, что помогает красиво дополнить свой образ.

Рис. 8. Пьерто Ротари. Рис. Рис. 9. Веер XVIII века Рис. 10. Модель современного веера

Молодая девушка с веером

Широкое распространение веер получил одновременно с платьем европейского покроя [3, с. 36]. В XVIII в. «над производством каждого драгоценного веера трудилось несколько мастеров профессий — среди них резчики, позолотчики, ювелиры, живописцы и прочие» [1]. Веер стал неотъемлемой частью женского гардероба и сменил допетровские опахала. Название было заимствовано в начале XVIII в. из немецкого языка и обозначало «дуть». Для светской дамы этот атрибут был «орудием кокетства» – разные приемы складывания веера означали выражение определенных чувств [10, с. 159].

Веер XVIII века – язык веера был общепринятой частью любовной игры. Ему уделялось большое внимание на уроках танцев и этикета. Белый цвет веера означал невинность; черный – печаль; красный – радость, счастье; лиловый – смирение, искренность и т.д. Изображение веера представлено на картине Пьерто Ротари, который с 1756 г. в качестве придворного художника жил и работал в Санкт-Петербурге, где прославился сентиментальными портретами [3, с. 38, 43].

Веер XXI века – Сейчас все меньше и меньше девушек используют веера, поскольку они утратили свою необходимость. Эти аксессуары могут быть использованы для фотоссесии или при создании тематического образа.

Рис.11. Коронационное платье императрицы Екатерины 1. Коронационные платья в государственной оружейной

палате Кремля

Рис.12. Коронационное платье

императрицы Елизаветы

Петровны. Коронационные платья в

Государственной оружейной

палате Кремля

Рис.13. Модель

современного платья со

шлейфом

Шлейф на платьях XVIII в. – шлейф пришивали не ко всем нарядам, а только к самым торжественным, «особым». Шлейф становится обязательной принадлежностью дамского придворного костюма. Длина шлейфа зависела от статуса дамы. Например, королева могла носить шлейф длиной примерно 6 метров. Ее приближенным и другим особам королевской крови такая длина была недоступна. Шлейф являлся символом статуса и роскоши.

Шлейф на платьях XXI в. – сейчас длина шлейфа на платье не зависит от статуса, любая девушка может позволить себе добавить к платью этот изящный элемент. Часто шлейф является частью свадебного платья, добавляя роскошность.

Рис. 14. Луи Токке. Портрет императрицы Рис. 15. Вариант современных

Елизаветы Петровны украшений

«Новый наряд требовал новых украшений. Именно в период Петра l появились диадемы, запонки, броши, пряжки для платьев и обуви. В Европе эти ювелирные изделия были широко распространены, в то время как для России это было новинкой».

Украшения XVIII в. — обеспеченные дамы могли позволить себе роскошные украшения. Во время парадных приемов дворяне надевали большое количество ювелирных украшений. Например, мы можем их увидеть на портрете императрицы Елизаветы Петровны, выполненном художником Луи Токке.

Украшения XXI в.— украшения в XXI в. может позволить каждая девушка, они надеваются на праздники, важные выходы или же просто для разнообразия образа.

Вывод: множество элементов женской одежды пришли к нам из Европы в XVIII в. Одежда уже изменила свой первоначальный вид и стала адаптированной под современных людей. Но, сравнив модели одежды, созданные в XVIII и XXI вв., мы можем видеть сходство, что ещё раз доказывает – ничего не уходит бесследно.

Практическая часть.

Глава 3. Интерактивный контент «Женская мода дворянского сословия XVIII века и ее аналоги в современном мире»

В рамках работы над проектом, мы создали интерактивный контент «Женская мода дворянского сословия при Петре I и ее аналоги в современном мире» с наглядными примерами нарядов XVIII в. и сравнением их с моделями женской одежды XXI в. Интерактивный контент создан в интерактивном сервере Genial.ly. Мы считаем, что данный продукт поможет не только юным ученикам на уроках истории, но и всем тем, кто интересуются современной модой и ее историей. Ссылка на интерактивный контент: https://view.genial.ly/63f9c9df2ec12d0018781c8d/presentation-newspaperpresentation

Для более удобного перехода на интерактивный контент мы также создали Qr-код:

Ниже мы представили этапы нашей работы над созданием интерактивной доски на серверe Genial.ly по теме «Женская мода дворянского сословия XVIII века и ее аналоги в современном мире».

1 этап: Мы создали первый слайд, на котором изображены некоторые примеры нарядов из XVIII в. Вся работа выполнена в стиле газеты, что на наш взгляд еще больше погружает в атмосферу того времени.

 

Нажав на эту кнопку вашему взгляду, представляется надпись:

Мы считаем, что благодаря тому, что ученик сможет взаимодействовать с презентацией, тема будет более интересной для изучения.

2 этап: на втором слайде представлены 6 цифр и рядом с каждом название женского наряда или аксессуара.

Ученик может нажать на любую цифру, и посмотреть информацию о интересующем его наряде или аксессуаре.

После просмотра всех нарядов, ученик может нажать на эту кнопку:

И презентация переключится на слайд с закреплением материала.

3 этап: Создание слайдов с информацией, интересными фактами и картинками тех нарядов или аксессуаров, на которые нажмет ученик на втором слайде.

Нажав на кнопку с изображением дома, в правом верхнем углу каждого слайда, ученик сможет вернуться на второй слайд, для выбора следующего, интересующего его наряда.

А нажав на кнопку с изображением звезды, которая встречается на некоторых слайдах, ученик сможет узнать интересную информацию или факты о том или ином наряде или аксессуаре.

4 этап: на предпоследнем слайде, ученик может закрепить пройденный материал.

Нажав на ключик, в котором находится вся информация о том или ином предмете, ученик может посмотреть верный ответ и сравнить его со своим.

Вывод: в процессе создания интерактивной доски, мы узнали много нового и научились пользоваться сервером Genial.ly. Наш проект можно использовать на уроках истории России в 8 классах, для углубления знаний по истории современной женской моды. Также мы считаем, что интерактивный формат очень увлекательный, ведь когда человек может взаимодействовать с объектом, то интерес усиливается, что способствует лучшему запоминанию материала.

Заключение

В процессе нашей работы мы изучили материалы, связанные с преобразованиями Петра I в отношении одежды, сравнили женскую одежду дворянского сословия XVIII в. с женской одеждой XXI в. Множество элементов женской одежды пришли к нам из Европы в XVIII в. Одежда уже изменила свой первоначальный вид и стала адаптированной под современных людей. Но, сравнив модели одежды, созданные в XVIII и XXI вв., мы можем видеть сходство, что ещё раз доказывает – ничего не уходит бесследно.

Создали опросник на тему «Женская мода дворянского сословия при Петре Великом и ее следы с современном мире» (см. Приложение). Опросник был составлен в электронном формате в Google-форме, ссылка на прохождение опроса была отправлена в чаты классов для получения ответов. В анкетировании приняли участие 29 респондентов, обучающихся 7–10-х классов МБОУ «Лицей Технополис». В опроснике содержится 14 вопросов. Ссылка на опросник: https://forms.gle/NSvCU5Z9vj1znwTr7 . Мы проанализировали полученные данные анкетирования и представили вопросы, содержащиеся в Опроснике «Женская мода дворянского сословия XVIII века и ее следы с современном мире», результаты анализа и выводы в Приложении.

В рамках работы над проектом, мы создали интерактивный контент «Женская мода дворянского сословия XVIII века и ее следы с современном мире» с наглядными примерами нарядов XVIII в. и сравнением их с моделями женской одежды XXI в. Интерактивный контент создан в сервере Genial.ly, для более удобного перехода на интерактивный контент мы также создали Qr-код (см. глава 3). Мы считаем, что данный продукт поможет не только юным ученикам на уроках истории, но и всем тем, кто интересуется современной модой и ее историей. Ссылка на интерактивный контент: https://view.genial.ly/63f9c9df2ec12d0018781c8d/presentation-newspaperpresentation . Гипотеза«могли ли преобразования Петра I повлиять на формирование современной женской моды?» подтверждена в процессе работы над проектом. Действительно, элементы одежды, введенные Петром Великим, до сих пор востребованы в создании современных моделей женской одежды. Данный проект может быть полезен обучающимся при изучении повседневной жизни и быта XVIII в. на уроках истории России, а также на уроках технологии при изучении вопросов истории женской одежды.

Список литературы

  1. Васильев, А.А. Веера в России. Этюды о моде и стиле: ссылка https://culturewikireadingru.turbopages.org/turbo/culture.wikireading.ru/s/47260

  2. Дамский корсет XVIII в.: ссылка https://kulturologia.ru/blogs/071015/26601/

  3. Кирсанова, Р.М. Русский костюм и быт XVIIIXIX веков. Издательство «Слово», 2002. 224 с. ISBN 5-85050-246-7.

  4. Костюм в России. XVXX века. Из собрания Государственного исторического музея / А.В. Ефимова Т.С. Алешина, С.Ю. Самонина / под ред. Е.Р. Беспаловой. М.: Издательство «Арт-Родник», 2000. ISBN 5-88896-042-Х.

  5. Лукьянчикова, А. М. Влияние Петровских реформ на декоративное оформление русского женского костюма // Вестник СибГУКИ. № 4 (33) декабрь. 2017. С. 126–129. Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-petrovskih-reform-na-dekorativnoe-oformlenie-russkogo-zhenskogo-kostyuma/viewer

  6. Макеев, С.Л, Макеева, Т. А. О чем рассказал веер. М.: ДАРЪ, 2020 168 с. ISBN 978 5-485-00631-0.

  7. Мода при Петре I: французская роба и немецкий шлафрок: ссылка https://ria.ru/20130411/929112694.html

  8. Новости и события Российского исторического общества: 14 января 1700 г. Петр I повелел одеваться по европейской моде. Электронная библиотека исторических документов: ссылка: https://historyrussia.org/sobytiya/14-yanvarya-1700-goda-pjotr-i-povelel-dvoryanam-odevatsya-po-evropejskoj-mode.html

  9. Перчатки XVIII века: The Glove Collection trust. Ссылка: https://theglovecollection.uk/gloves/gct-23434/

  10. Политковская, Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVIXVIII веках. М.: Флинта: Наука, 2004. 176 с. ISBN 589349-611-6 (Флинта); ISBN 5-02-032991-6 (Наука).

Приложение «Анкетирование обучающихся 7–10-х классов»

С целью проведения анкетирования, мы создали опросник по теме «Мода при Петре I и ее следы в современном мире». Опросник составлен в электронном формате в Google-форме, ссылка была отправлен в чаты обучающихся 7–10-х классов МБОУ «Лицей Технополис» для получения ответов. В опросе содержится 14 вопросов, принимали участие в анкетировании 29 респондентов. Ссылка на опросник: https://forms.gle/NSvCU5Z9vj1znwTr7 .

В результате проведенного анкетирования был проведен анализ и сделаны следующие выводы.

Вопрос № 1: Ваш пол?

Результаты показали, что количество опрашиваемых женского пола превышает количество опрашиваемых учеников мужского пола почти в два раза.

Вопрос № 2:Сколько вам лет?

В опросе принимали участие респонденты в возрасте 12-14 лет и 14-17 лет. Количество опрошенных 12-14 лет и 14-17 лет, практически одинаково 52% и 48% соответственно.

Вопрос № 3.Следите ли вы за модой?

Опираясь на ответы обучающихся, можно сделать вывод о том, что большинство 31% учеников лицея «Технополис» следят за модой.

Вопрос № 4. Как вы думаете, отразилась ли мода XVIII в. на моде XXI в.?

Большинство учеников считают, что мода XXIII в. повлияла на нынешнюю моду.

Вопрос № 5. Как вы думаете, почему Петр I "переодел" Россию на европейский лад?

В основном ученики считают, что европейская одежда была удобнее и функциональнее. Петра I вдохновила мода Европы и он решил перенять ее и внедрить в Россию.

Вот несколько примеров ответов обучающихся:

Европейская одежда была намного удобнее и функциональнее.

Потому-что он восхищался европейской модой и пытался ее повторить.

Потому что в Европе всё было более прогрессивнее чем в России.

Потому что Россия сильно отставала, как в моде, так и во всем в сравнении с Европой.

Вопрос № 6. Как вы думаете, почему некоторые наряды из XVIII в. носят и по сей день?

Самое популярное мнение, что люди до сих пор видят красоту в нарядах былой эпохи. Также люди считают, что людям такие наряды просто приходятся по душе до сих пор, либо же некоторые из них и в XXI в. считаются модными.

Вопрос № 7. Как вы думаете, различалась ли мода у разных слоев населения при Петре I?

Все опрашиваемые уверены, что мода у разных слоев населения при Петре I различалась. Многие считают, что это связанно с достатком человека.

Примеры ответов:

Да, у разных слоев населения всегда разный статус, достаток и разные обязанности; от этого зависит и то, как человек одевается.

Да, она различалась, так как крестьяне точно не могли купить такие же наряды, как высшие слои населения, да и не особо в этом нуждались.

Конечно, ведь всё зависит от достатка человека.

Вопрос № 8. Как вы думаете, где приобретали одежду люди, следившие за модой в XVIII в.?

У многих мнение на этот счет совпало – одежду шили на заказ у портных, по эскизам. Также некоторые считают, что ее заказывали из Европы и шили самостоятельно.

Примеры ответов:

Шили подобные на заказ у портных.

Скорее всего ее шили на заказ (если это касается дворян), крестьяне шили сами себе.

Шили на заказ у портных.

Они сразу заказывали одежду из-за границы или приносили в местные ателье эскизы или рисунки с необходимыми европейскими нарядами.

Вопрос № 9.Как вы думаете, что из перечисленного носили мужчины в эпоху Петра I?

Вопрос № 10. Как вы думаете, что из перечисленного носили женщины в эпоху Петра I ?

Вопрос № 11. С какой целью Петр I приглашал иностранцев в Россию?

Наибольшее количество людей ответили, что иностранцев приглашали для того, чтобы повлиять на культуру. Также многие считают, что это было сделано для перенятия их опыта или для того, чтобы россияне стали похожи на европейцев.

Вопрос № 12. Какие преобразования произошли в моде, в период правления Петра I?

Самое популярное мнение о том, что в период правления Петра I люди стали одеваться, следуя моде, которую Россия переняла у Европы.

Вопрос № 13. Как вы думаете, какая одежда пришла в наш обиход с XVIII в.?

В основном люди считают, что в наш обиход пришли именно платья шляпы и юбки.

Примеры ответов:

Декоративные корсеты, широкополые шляпы, брюки-кюлоты.

Туфли, платья (более упрощенные), короткие штаны.

Пышные юбки, роскошные платья, парики, треуголки.

Пышные женские платья с большим вырезом, мужские камзолы и другие европейские стандарты.

Вопрос № 14.Есть ли в вашем гардеробе одежда, схожая с одеждой XVIII в.?

Вывод: По результатам опроса можно сделать вывод о том, что у большинства людей, по мнению опрошенных, в гардеробе нет одежды схожей с одеждой XVIII в. Возможно, люди просто не всегда задумываются об истории происхождения одежды в своем гардеробе, вместе с тем, однако наше исследование показало, что отдельные элементы современной моды восходят к началу XVIII столетия и преобразования Петра I оказали значительное влияние на женскую моду в современной мире.

Просмотров работы: 497