Введение
Математика на сегодняшний день всё чаще проникает в повседневную реальную жизнь и научный язык, всё более глубже внедряется в традиционно далекие от неё сферы.
В современном мире существует ряд отраслей промышленности, в которых применяется смешивание растворов, смесей и сплавов. Это – пищевая, фармацевтическая, нефтегазовая, химическая отрасли. В быту люди постоянно сталкиваются с проблемами, как правильно приготовить маринад для консервирования, как смешать в правильных пропорциях клей для обоев, как разбавить уксусную кислоту для употребления в пищу.
Решение задач на смеси, сплавы, растворы вызывают у обучающихся затруднения, поэтому, решать их умеют немногие. В заданиях по математике ВПР за 8 класс есть такие задачи (задача № 11), в КИМах ОГЭ по математике в 9 классе (задание № 21), в КИМах ЕГЭ по математике в 11 классе (на базовом уровне задание № 21, на профильном уровне задание № 9). Для решения обозначенной проблемы необходимо осуществить поиск эффективного способа решения задач на смешивание растворов, смесей и сплавов, что и определяет актуальность данного исследования. Новизна работы заключается в применении метода «квадрат Пирсона» в школьной программе.
В последние годы в научной литературе нашло свое отражение описание метода «квадрат Пирсона» для смешивания двух растворов [1, 2]. Для смесей из трех сплавов вопрос применения данного метода в научном сообществе остается открытым.
Гипотеза: «квадрат Пирсона» можно использовать при решении задач на смешивание трех растворов.
Объект исследования: квадрат Пирсона.
Предмет исследования: применение «квадрата Пирсона» при решении задач на сплавы, смеси и растворы.
Цель исследования: изучить метод «квадрат Пирсона» для решении задач на смеси и сплавы. Исходя из цели исследования были определены задачи:
изучить основные методы решения задач на смеси, сплавы, растворы;
исследовать метод «квадрат Пирсона» и определить его практическое применение при решении задач на смеси, сплавы и растворы;
определить эффективный способ решения задач на сплавы, смеси и растворы.
В ходе исследования использовались теоретические методы исследования – анализ, синтез, классификация, а также эмпирические методы – сравнение, эксперимент.
Чтобы правильно понимать условия задач и тем самым прийти к верному решению, необходимо знать следующие понятия и определения:
все получающиеся сплавы или смеси однородны;
при решении таких задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов;
процент – одна сотая любого вещества;
понятие процентного содержания (концентрации) вещества.
Все задачи на смеси, сплавы, растворы можно разделить на 3 группы:
на вычисление концентрации;
на вычисление количества чистого вещества в смеси (или сплаве);
на вычисление массы смеси (сплава).
Для решения задач на смеси и сплавы существуют много различных методов. Чаще всего используют следующие методы решения задач на сплавы, смеси и растворы:
табличный;
арифметический;
алгебраический;
с помощью формулы[3]
Определение выбора метода решения задач зависит от ее условия и от сложности задачи. Любую задачу можно решить несколькими способами, но не каждый способ будет рациональным и малозатратным.
Примеры решения задач на смеси, сплавы и растворы основными методами рассмотрены в Приложении 1.
Глава 2. Карл Пирсон и его «квадрат»
Существует еще один мало кому известный способ решения задач на смеси и сплавы под названием «квадрат Пирсона» [4].
Первооткрывателем данного метода является британский математик Карл Пирсон [5]. Он родился 27 марта 1857 года в Лондоне. В возрасте 9 лет Пирсон был отправлен в школу университетского колледжа в Лондоне, где он учился до 16 лет. В 1875 году занял второе место на экзаменах в Кембридж и получил стипендию в Королевский колледж.
«Квадрат Пирсона» – это механический способ при решении задач на концентрацию, который позволяет рационально и экономно проводить вычисления, что особенно ценно на ГИА.Этот способ имеет ещё два названия: химики называют этот способ «правило креста» или «конверт Пирсона». «Квадрат Пирсона» имеет предельно общий характер и применяется практически во всех естественных науках [6].
Так что же представляет из себя «квадрат Пирсона» и каков алгоритм решения задач с помощью этого способа? Изучение способа «квадрат Пирсона» позволило составить алгоритм решения задач на смеси и сплавы.
Алгоритм решения задач методом «квадрат Пирсона»:
начертить квадрат и провести в нем диагонали;
в верхнем левом углу квадрата с одной стороны записываем процентное содержание вещества в 1 м растворе (х1 %), с другой стороны массу этого вещества m1;
в нижнем левом углу квадрата с одной стороны записываем процентное содержание вещества во 2 м растворе (х2 %), с другой стороны массу этого вещества m2;
в точке пересечения диагоналей сверху записываем концентрацию полученной смеси с %, снизу общую массу смеси m (m1+ m2);
находим разность с-х2 по первой диагонали и записываем её в правом верхнем углу;
находим разность х1-с по второй диагонали и записываем её в нижнем правом ;
полученные разности необходимо умножить на соответствующие массы исходных растворов и сумма этих выражений будет равна 0; + ( )=0 (1)
Если заполнить следующую таблицу:
Процентное содержание вещества (%) |
Масса вещества |
Массовая доля растворенного вещества |
|
1 раствор |
х1 |
m1 |
|
2 раствор |
х2 |
m2 |
|
Смесь |
с |
m = m1+ m2 |
+ = |
Из таблицы вытекает следующее равенство: + =cm (2) .Можно сделать вывод, что 1 и 2 формулы равносильны.
Таким образом, наряду с основными способами решения задач на смеси, сплавы и растворы существует «квадрат Пирсона».
Глава 3. Практическое применение метода «квадрат Пирсона»
3.1. Применение «квадрата Пирсона» при решении задач на смеси, сплавы и растворы
Изучив теоретическую основу решения задач на смеси и сплавы «квадратом Пирсона», данный метод был апробирован на практике на задачах из банка заданий ОГЭ, ЕГЭ [7,8].
9
5х=10у
х=2у | : у
=
класс, РЕШУ ОГЭ № 314395 Имеется два сплава с разным содержанием меди: в 1-м содержится 60%, а 2-м – 45% меди. В каком отношении надо взять 1-й и 2-й сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 55% меди?
60x+45у=55(х+у)
60х+45у=55х+55у
60х-55х=55у-45у
Ответ: 2:1
11 класс, профиль, РЕШУ ЕГЭ № 526011Имеется два сплава. 1-й содержит 15% никеля, 2-й – 35% никеля. Из этих двух сплавов получили 3-й сплав массой 140 кг, содержащий 30% никеля. На сколько кг масса первого сплава была меньше массы второго?
1) 15⸱х+35⸱(140-х)=30⸱140
15х+4900-35х=4200
15х-35х=4200-4900
-20х= -700
х=35 (кг)-1 раствор
2) 140-35=105 (кг)-2 раствор
105-35=70 (кг)
Ответ: 70
9 класс, РЕШУ ОГЭ № 316357 1 сплав содержит 5% меди, второй – 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили 3-й сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу 3-го сплава.
1) 5x+13(х+4)=10(2х+4)
5х+13х+52=20х+40
5х+13х-20х=40-52
-2х=-12
х=6 –масса 1 раствора
2) 6+4=10 кг-масса 2 го раствора
6+6+4=16 кг-масса 3 го раствора
Ответ: 16
После практического разбора задач, возник вопрос: «Какой способ все-таки эффективный и малозатратный при решении подобных задач?». Было принято решение провести эксперимент для того, чтобы ответить на этот вопрос. (Приложение 2). Эксперимент проводился в универсальной группе с углубленным изучением химии и биологии 10А класса. Эксперимент длился на протяжении 1 месяца (Приложение 3).
Данный эксперимент показал, что эффективным способом решения задач на смеси и сплавы является «квадрат Пирсона» по сравнению с основными способами решения задач (Приложение 4). И, тем не менее, вопрос какой способ все-таки эффективный оставался открытым, поэтому было принято решение составить сравнительный сборник, в котором м ожно было сопоставить основной способ решения задач на сплавы и «квадрат Пирсона». Цель сборника:показать на примере решения некоторых математических, химических и практико-ориентированных задач, эффективность метода «квадрата Пирсона» по сравнению с традиционными способами решения задач1.
3.2. Решение задач «квадратом Пирсона» на смешивание 3-х растворов
Для решения задач на смешивание двух растворов однозначно данный метод очень эффективен. Но можно ли применить его при решении задач для смешивания трех растворов?
При решении задач на смешивание 3-х растворов методом «квадрат Пирсона» в квадрате помимо диагоналей, нужно провести 3-й отрезок, проходящий через точку пересечения диагоналей и параллельный горизонтальным сторонам квадрата.
11 класс-ЕГЭ профиль, Ященко И.В., 4 вариант, задание № 11
24⸱3+48⸱х+32 =40⸱(7+х)
72+48х+128=280+40х
48х-40х=280-72-128
8х=80
х=10
Смешали 3 кг 24-процентного раствора, 4 кг 32-процентного раствора и некоторое количество 48-процентного раствора одного и того же вещества. Сколько кг 48-процентного раствора использовали, если в результате получили 40-% раствор вещества?
Ответ: 10
1
+
6х=330, х=55
1 класс, профиль, РЕШУ ЕГЭ № 109255 Смешав 8-% и 26-% растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 16-% раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-% раствора той же кислоты, то получили бы 20-% раствор кислоты. Сколько кг 8-% раствора использовали для получения смеси?
О твет: 55
Таким образом, «квадрат Пирсона» является наиболее эффективным и универсальным способом решения задач на смешивание 2-х и 3-х растворов.
Заключение
Решение текстовых задач является необходимым умением при изучении математики. Задачи на сплавы, смеси и концентрацию – один из наиболее сложных для учеников видов задач, решение которых вызывает затруднения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
для решения задач на смеси, сплавы и растворы существуют как основные методы (табличный, алгебраический, арифметический, с помощью формулы), так и метод «квадрат Пирсона»;
метод «квадрат Пирсона» можно использовать для решения задач при смешивании как 2-х, так и 3-х растворов;
метод «квадрат Пирсона» является эффективным и универсальным способом решения задач на смеси, сплавы и растворы.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в использовании метода «квадрат Пирсона» в различных научных областях, в быту, в салонах красоты, в медицине, в лабораториях нефтегазовой отрасли, на производстве различной пищевой продукции. (Приложения 5,6).
Практическая значимость заключается в составлении сборника задач на сплавы, смеси и растворы, в котором показаны примеры решения математических, химических и практико-ориентированных задач, как традиционными способами решения задач, так и методом «квадрат Пирсона».
Спи сок используемой литер атуры
Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» 2016. № 3 (39).С. 65-69 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27442570_92876412.pdf(дата обращения 26.12.2022).
Сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Ответственный редактор С.С. Салаватова. 2017 Издательство: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_34898311_57245004.pdf (дата обращения 27.12.2022).
Прокопенко Н.И. Задачи на смеси и сплавы.– М.: Чистые пруды, 2010. (Библиотечка «Первого сентября». Выпуск 31)
Научно-популярный физико-математический журнал "Квант".1973 г, № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kvant.mccme.ru/1973/03/kvadrat_pirsona.htm (дата обращения 07.01.2023).
Журнал «Семь искусств». Номер 8(21)-2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7iskusstv.com/2011/Nomer8/OShejnin1.php (дата обращения 07.01.2023)
Научно-методический журнал «Химия. Все для учителя!» № 4 (4) апрель 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_6_4_361.pdf (дата обращения 08.01.2023)
Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
https://math-ege.sdamgia.ru/test?category_id=88&filter=all.
Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
https://oge.sdamgia.ru/test?theme=79
Приложения
Приложение 1
Основные способы решения задач на сплавы, смеси и растворы
Табличный способ
Задача 1.
Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 400 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?
Вещество, смесь |
% содержание вещества |
mраствора (г) |
mвещества (г) |
1 раствор |
70 % = 0,7 |
400 |
0,7·400 |
2раствор (вода) |
0 % |
х |
0⸱х |
Новый раствор |
8 % = 0,08 |
400 + х |
0,08(400 + х) |
Решение.
Составляем уравнение:
0,08(400 + х) = 0,7·400
36 + 0,08х = 280
0,08х = 280
х = 3500 (г)
Ответ: 3,5 кг воды.
Арифметический способ
Задача 2.
В сосуд, содержащий 8 литров 24-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 4 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение.
Объем увеличился в 1,5 раза (было 8 л., стало 12 л. 12:8 = 1,5), содержание вещества не изменилось, поэтому процентная концентрация получившегося раствора уменьшилась в 1,5 раза. 24:1,5= 16 (%).
Ответ: 16 %.
Алгебраический способ
Задача 3.
Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?
Решение.
Пусть масса первого сплава х кг, а масса второго − у кг. Тогда массовое содержание никеля в первом и втором сплавах 0,1х и 0,3у соответственно. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. Получаем систему уравнений:
-2у = -300
у=150 (кг)- масса 2 раствора.
х=200-150=50 (кг)-масса 1 раствора.
150-50=100 (кг)
Таким образом, первый сплав легче второго на 100 килограммов.
Ответ: 100.
С помощью формулы
З адача 4.
Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение.
Концентрация раствора равна
Объем вещества в 1 растворе равен 0,15⸱4=0,6 литра.
Объем вещества во 2 растворе равен 0,25⸱6=1,5 литра.
Таким образом, концентрация полученного раствора равна:
Ответ: 21 %
Приложение 2
Приложение 3
Эксперимент по выявлению эффективного способа решения задач на сплавы, смеси и растворы
Эксперимент 1 (дата 01.02.23)
Испытуемые: универсальная группа с углубленным изучением химии и биологии 10 а класса, 14 обучающихся. Обучающиеся с хорошими способностями обучения, обучаются на «4» и на «5».
Процедура: эксперимент проводился в 2 этапа.
1 этап
На 1 этапе дали испытуемым решить 3 задачи из открытого банка заданий ЕГЭ с разным уровнем сложности на смеси, сплавы и растворы.
2 этап
На 2 этапе я рассказал о «Квадрате Пирсона», раздал обучающимся памятки с алгоритмом решения задач «квадратом Пирсона» и образцом решения некоторых задач.
Задачи |
Основной метод решения задач на смеси, сплавы и растворы |
«Квадрат Пирсона» |
1. Смешали 6 литров 35-процентного водного раствора некоторого вещества с 9 литрами 30-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? |
Решили верно –3 обучающихся |
Решили верно – 0 обучающихся |
2. Смешали некоторое количество 15%-го раствора некоторого вещества с таким же количеством 19%-го раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? |
Решили верно –1 обучающихся |
Решили верно – 0 обучающихся |
3. Имеется два сплава. Первый содержит 15% никеля, второй — 35% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 140 кг, содержащий 30% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго? |
Решили верно – 0 обучающихся |
Решили верно – 0 обучающихся |
Вывод: из 14 обучающихся 10 А класса с решением задач на смеси, сплавы и растворы основными методами («квадрат Пирсона» обучающимся на этом этапе не был знаком) справились:
с задачей № 1 – 3 обучающихся
с задачей № 2 – 1 обучающийся
с задачей № 3 – 0 обучающийся.
Эксперимент 2 (дата 16.02.23)
Испытуемые: универсальная группа с углубленным изучением химии и биологии 10 А класса, 12 обучающихся. Обучающиеся с хорошими способностями обучения, обучаются на «4» и на «5».
Процедура: дали испытуемым решить 3 задачи с разным уровнем сложности на смеси, сплавы и растворы (в эксперимент 2 были включены задачи немного сложнее, чем в эксперименте 1). Право выбора метода решения задач – за учащимися 10А.
Задачи |
Основной метод решения задач на смеси, сплавы и растворы |
«Квадрат Пирсона» |
1. Как из 9%-го раствора уксуса приготовить 2%-ый раствор, необходимый для маринада, т.е. сколько нужно добавить воды в 100 г 9%-го раствора уксуса, чтобы получить раствор для маринада? |
– |
Решили верно – 10 обучающихся |
2. Первый сплав содержит 5% меди, второй – 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. |
– |
Решили верно – 7 обучающихся |
3. Имеется два сплава с разным содержанием меди: в первом содержится 60%, а во втором – 45% меди. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 55% меди? |
– |
Решили верно – 2 обучающихся |
Примечание. «–» означает, то традиционные методы решения задач на сплавы, смеси и растворы никто не выбрал.
Вывод: из 12 обучающихся 10 А класса с решением задач на смеси, сплавы и растворы справились:
с задачей № 1 – 10 обучающихся
с задачей № 2 – 7 обучающийся.
с задачей № 3 – 2 обучающийся.
Все 12 обучающихся для решения задач выбрали «квадрат Пирсона».
Эксперимент 3 (дата 01.03.23)
Испытуемые: универсальная группа с углубленным изучением химии и биологии 10 А класса, 12 обучающихся. Обучающиеся с хорошими способностями обучения, обучаются на «4» и на «5».
Процедура: дали испытуемым решить 3 сложные задачи на смеси, сплавы и растворы из различных сфер жизнедеятельности. Право выбора метода решения задач – за учащимися 10А.
Задачи |
Основной метод решения задач на смеси, сплавы и растворы |
«Квадрат Пирсона» |
1. Имеется творог двух сортов: жирный содержит 20% жира, а нежирный содержит 5% жира. Определите процент жирности полученного творога, если смешали 2 кг жирного 3 кг нежирного творога. |
– |
Решили верно – 10 обучающихся |
2. Для приготовления смешанного спиртового раствора требуется смешать 75 % метилового спирта с 99 % этилового спирта? Сколько необходимо взять метилового спирта, чтобы получить 85 % смешанный спиртовой раствор, если объем этилового спирта на 100 мл больше, чем объем метилового? |
– |
Решили верно – 9 обучающихся |
3.Требуется приготовить 100 г 10%-ного раствора нашатырного спирта. Сколько для этого потребуется воды и 25%-ного раствора нашатырного спирта? |
1 обучающийся решил не верно |
Решили верно – 4 обучающихся |
Вывод: из 12 обучающихся 10 А класса с решением задач на смеси, сплавы и растворы справились:
с задачей № 1 – 10 обучающихся
с задачей № 2 – 9 обучающийся.
с задачей № 3 – 4 обучающийся.
Практически все обучающиеся выбрали для решения задач выбрали «квадрат Пирсона», 1 обучающийся, решая задачу № 3 выбрал основной метод решения задач, но решил не верно.
Приложение 4
Эксперимент 1
Эксперимент 2
Эксперимент 3
Результаты эксперимента
Эксперимент 1 (01.02.23, 14 обуч.) |
Эксперимент 2 (16.02.2023, 12 обуч.) |
Эксперимент 3 (01.03.2023, 12 обуч.) |
||||||
Основные методы решения задач на смеси, сплавы и растворы |
«квадрат Пирсона» |
Основные методы решения задач на смеси, сплавы и растворы |
«квадрат Пирсона» |
Основные методы решения задач на смеси, сплавы и растворы |
«квадрат Пирсона» |
|||
Задача № 1 |
3 об.-21 % |
0 об.-0 % |
0 об.- 0 % |
9 об.- 75 % |
0 об.- 0 % |
10 об.-83 % |
||
Задача № 2 |
1 об.- 7 % |
0 об.- 0 % |
0 об.- 0 % |
5 об.-42 % |
0 об.- 0 % |
9 об.-75 % |
||
Задача № 3 |
0 об.- 0 % |
0 об.- 0 % |
0 об.- 0 % |
2 об.-17 % |
0 об.- 0 % |
4 об.-33 % |
Приложение 5
Практическое применение «квадрата Пирсона».
Химия
1. Вместе слили два раствора. Первый раствор, процентным содержанием 24%, имеет массу 30 граммов, а второй, процентным содержанием 12% - 75 граммов. Какой будет массовая доля серной кислоты?
2. Определить массу 10% раствора карбоната натрия, который нужно добавить к 1020г 2%-ного раствора, чтобы получить 3%-ный раствор.
Медицина
1. Требуется приготовить 100 г 10%-ного раствора нашатырного спирта. Сколько для этого потребуется воды и 25%-ного раствора нашатырного спирта?
2. Сколько граммов 35%-го раствора марганцовки надо добавить к 325 грамм воды, чтобы концентрация марганцовки в растворе составила 10%?
3. Анализ 150 л нашатырно-анисовых капель показал содержание аммиака 1,62%. Как довести раствор до требований стандарта (1,5%)?
В производстве нефтегазовой отрасли.
Для приготовления 1 литра смешанного спиртового раствора требуется смешать 500 мл- 75 % метилового спирта и 500 мл -99 % этилового спирта? Какова концентрация полученного раствора?
География
Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько «бедной» руды надо взять, чтобы получить при смешивании с «богатой» 20 т руды с содержанием меди 8%?
Физика
Один газ в сосуде А содержал 21 % кислорода, второй газ в сосуде В содержал 5 % кислорода. Масса первого газа в сосуде А была больше массы второго газа в сосуде В на 300 г. Перегородку между сосудами убрали так, что газы перемешались и получившийся третий газ теперь содержит 14 , 6 % кислорода. Найдите массу третьего газа. Ответ дайте в граммах.
Быт
1. Как из 9%-го раствора уксуса приготовить 2%-ый раствор, необходимый для маринада, т.е. сколько нужно добавить воды в 100 г 9%-го раствора уксуса, чтобы получить раствор для маринада?
2. Сколько граммов воды надо добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
3. Галина Ивановна имеет чай трёх сортов – цейлонский по 5 гривен за фунт, индийский по 8 гривен за фунт и китайский по 12 гривен за фунт. В каких долях надо смешать эти сорта, чтобы получить чай стоимостью 6 гривен за фунт?
Салон красоты
В парикмахерской имеется два раствора перекиси водорода: 30-процентный и 3-процентный. В каких соотношениях нужно их смешать так, чтобы получился 12-процентный раствор.
В производстве молочной продукции
Имеется творог двух сортов: жирный содержит 20% жира, а нежирный содержит 5% жира. Определите процент жирности полученного творога, если смешали: а) 2 кг жирного и 3 кг нежирного творога; б) 3 кг жирного и 2 кг нежирного творога.
Строительство
Имеется 27 килограммов смеси цемента с песком с 40% содержанием цемента. Сколько килограммов песка нужно добавить в эту смесь, чтобы процентное содержание цемента в ней стало 30% ?
Приложение 6
Приложение 7
1 Сравнительный сборник решения задач на смеси, сплавы и растворы https://cloud.mail.ru/public/DcJN/GxTeUq1m9