Введение
На уроке математики мы изучали тему «Метр». Учитель предложил нам измерить длину и ширину парты, но с одним условием – наши измерительные приборы сбежали с урока. Минуты три была тишина, но потом посыпались предложения: карандашами. Учитель согласился, но у всех получилось разное значение. НО ПАРТЫ ЖЕ ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ. Дальше – интереснее, пеналами меряли, опять разное значение. Понимаем, что у всех свои мерки. И тут нам учитель показал в математике (2 часть учебника) задачу 34.(мерки, которые всегда при себе). Но когда померяли пальцами, оказалось, что мы сидим ЗА РАЗНЫМИ ПО ДЛИНЕ ПАРТАМИ.. Конечно, мы сделали вывод, почему у нас так получилось, и познакомились с единицей измерения – метром. Когда измерили парты – У ВСЕХ ОДИНАКОВАЯ ДЛИНА И ШИРИНА. И вот тут-то мне стало интересно, а что за мерки, которые нам показал учитель. Почему мы пользуемся сантиметрами, метрами, а не теми, которые всегда при себе. (Ведь не секрет, что ученики забывают дома линейки, треугольники, транспортиры). Решил дома познакомиться с этими мерками, и посмотреть, где они могут пригодиться в жизни.
Объект: старинные русские меры длины.
Предмет исследования:соотношения между старинными мерами длины и современными единицами измерения
Цель работы:выяснить, почему старинные меры длины заменены мерами единой метрической системы.
Цель исследования предполагает следующие задачи:
1.Собрать материал и изучить литературу по данной теме;
2.Провести соцопрос, познакомить учащихся с мерами длины;
3.Установить опытным путем длины старинных русских мер;
4. Научиться переводить старинные меры длины в современные и наоборот
5.Через эксперимент доказать, почему старинные меры длины заменены мерами единой метрической системы.
Гипотеза: «Предположим, что старинными мерами длины можно пользоваться в настоящее время»
Методы исследования: теоретические (изучение литературы), эмпирические (наблюдение, анкетирование, описание, измерение, эксперимент), сравнение, обобщение, анализ.
Актуальность данной работы заключается в том, что использование старинных мер длины на уроках помогает развивать логическое мышление, память, сообразительность и содействует развитию математических способностей.
Практическая значимость: Интересно было установить причины отказа от их использования в современном мире.
Глава 1. Основная часть
Старинные русские меры длины
Я узнал, что в давние времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела. Это удобно - руки и ноги всегда при себе.
Основные древнерусские меры длины носят названия частей тела.
В ершо́к:
Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста, т.е. верх пальца. Некоторые источники говорят, что это мера равна основной фаланги указательного пальца, другие пишут, что шириной двух пальцев – указательному и среднему. Единственно, что точно удалось выяснить – размер вершка равен 4,5 см.
Одно из первых упоминаний вершка в русских текстах содержится в «Домострое». Автор советует при пошиве одежды для молодых людей ткань «згибати вершка по два и по три на подоле и по краем и по швом и по рукавом». Для того чтобы через несколько лет, когда молодой человек вырастет, загнутое отогнуть, и «опять платно хорошо станет лет на пять и на шесть». Эта мера - встречается в пословицах, поговорках и сказках:
«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
«На вершок от гибели» - о грозящей гибели.
В произведении «Конек - Горбунок» Петра Ершова, я встретил слова: «Да еще рожу конька ростом только в три вершка…» Это что же получается, Конек-Горбунок был приблизительно (4,5 х 3 =13,5 см)? Очень уж он маленький.
П ядь:
Е
сть выражение «семь пядей во лбу», его используют в разговоре об очень умном человеке. А сколько это в сантиметрах? У наших предков слово "пядь" означало кисть руки.
Меньшая мера длины, малая пядь,- является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами. Она соответствует 19 см; большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23 см
Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам — среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.
Становиться понятным, что «семь пядей во лбу» - это преувеличение, даже если мерить моими мерками, ведь когда я измерил расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцами, получилось 14 см
Локоть
Мера локоть широко использовалась в 11-16 веках - строго определённой величины не имела. Это мера была от 38 до 46 см.
Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего
пальца или сжатой в кулак кисти руки. Поэтому и разница была целых 10 см.
В качестве измерения локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле (измеряли ширину оконных и дверных проёмов). Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки. Считалось, что локоть равен двум пядям.(19+19=38 см)
Аршин
С конца 16 в. локоть начал вытесняться более крупной единицей длины — аршином, использование, которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым — иностранного. Однако со временем аршин стал доминировать, проник в различные отрасли производства и в 17 в. был признан официальной мерой длины в государстве.
Считается, что слово «аршин» восходит к персидскому «арш» — локоть. Аршин равнялся длине руки — от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.
Сажень
Слово «САЖЕНЬ» происходит от глагола сягать, досягать – насколько можно было дотянуться рукой. Сажени использовались в основном для измерения средних величин.
Сажень лишь немного превышает 2 метра.
Наибольшее распространение и применение получили маховая и косая сажень. Маховая сажень - перехват - расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук – 176 см.
Косая сажень - расстояние от первого пальца левой стопы до среднего пальца поднятой вверх правой руки – 248 см.
Вывод: я познакомился со старинными мерами длины, понял, насколько изобретательны и разумны были наши предки в деле расчётов и измерений длин с помощью своего тела.
1.2. Метрическая система мер.
О пираясь на слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры» можно смело сказать, что пользоваться данными мерами длины было весьма и весьма неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и сугубо личными для каждого из нас, даже, несмотря на то, что эти измерения «были всегда при человеке». С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В 1889 году были изготовлены 34 эталона метра и 43 эталона килограмма. Эти международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон (здание во Франции). С этого момента метр и килограмм стали определяться, как длина и вес международных эталонов. Этот эталон получил наименование «метр подлинный и окончательный» (фр.Metrevraietdeflnitif)...
По жеребьевке России достались эталоны метра № 28 и № 11 и килограмма №12, изготовленные из сплава платины (90%) и иридия (10%). Архивные образцы остались во Франции в павильоне Бретейль. С тех пор государственным стандартом метра у нас считается эталон №28. Огромную роль в этом событии сыграла деятельность русских ученых. А внедрением метрической системы в России мы обязаны первому директору Палаты мер и весов Дмитрию Ивановичу Менделееву
Окончательное решение по вопросу о метрической системе в России получили уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Для популяризации новых мер поэт В. Маяковский в 1923 г. написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Эти строки печатались на конфетных обёртках. Серия называлась «Новые меры». С 1 января 1927 года, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов.
Карамель «Новые меры»
Принято в торговом народе
Аршин отмерять в этом роде:
Расстояние от пальца до плеча
Привыкли аршином величать.
Так и метр отмерить вам можно
Приблизительно
От пальцев до плеча противоположного.
Не хитрая машина –
Ладонью отмерять четверть аршина.
Растопырь большой и указательный пальцы:
Приблизительно четверть аршина отвалятся.
Сантиметр тож
Легко измерить с помощью ладош.
Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,
Отложи ладонь не вдоль, а поперёк.
Запомни также (трудности нет):
10 сантиметров – один дециметр.
Запомни, расчёт очень важен:
Два метра – приблизительно сажень.
Рисуем, чтоб каждый запомнить мог;
Четыре сантиметра - один вершок.
Запомни, эта работа не тяжка:
Один сантиметр – четверть вершка.
Заруби на носу, торговый люд:
Три дециметра – один фут.
Узнаем, не тратя догадок уйму:
2,5 сантиметра равняются дюйму.
За это время система мер претерпела множество изменений. В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйств.
В результате практической работы я убедился, что старинные меры длины зависели от особенностей физического строения человека, были неточными, неудобными в применении. Именно поэтому в наши дни во многих странах мира используют единую метрическую систему СИ. В этой системе основной единицей длины считают метр. Все остальные меры длины получают, умножая или деля эту основную величину на 10,100 и т.д. Сегодня длину можно определять линейками, рулетками и другими измерительными инструментами
Глава 2.Исследовательский блок
2.1 Соцопрос.
В самом начале своей работы, чтобы выяснить, о каких мерах длины узнали мои одноклассники, я провел соцопрос. Респондентам были заданы следующие вопросы
Знаете ли вы меры длины, которыми пользуется современный человек?
Знакомы вы со старинными мерами длины?
Знаете ли вы, где можно использовать старинные меры длины в повседневной жизни?
Диаграмма 1
Вывод:по результатам анкетирования видно, что только 8 человек знакомы с этими мерками и 5 человек знают, как ими можно воспользоваться. На классном часе я познакомил ребят со старинными мерами длины, рассказал, где в повседневной жизни можно пользоваться этими мерками (на уроках технологии отмерять ткань или нитки, дома бабушки наматывают пряжу на ладонь, в литературных произведениях). Хочу сказать, что многих заинтересовала эта тема, поэтому предложил одноклассникам поучаствовать в моей исследовательской работе.
2.2 Установление опытным путём длин старинных русских мер.
Для уточнения собранных мною данных я решил повести эксперимент – установить опытным путем длины старинных русских мер. В эксперименте участвовали 6 человек из нашего класса и моя семья. Мы измеряли вершок, пядь, локоть, аршин, сажень. Все результаты измерения собраны в таблицу.
Таблица 1.Результаты измерения в старинных русских мерах.
Измеряемые |
Вершок |
Малая пядь |
Пядь с кувырком |
Локоть |
Аршин |
Сажень маховая |
Мама |
3 |
18 |
22 |
42 |
65 |
155 |
Дедушка |
4,5 |
21 |
27 |
46 |
72 |
173 |
Бабушка |
3,5 |
19 |
23 |
43 |
67 |
163 |
Тётя |
4 |
20 |
25 |
44 |
69 |
168 |
Брат |
3 |
17 |
19 |
36 |
57 |
135 |
Я |
2,5 |
14 |
16 |
32 |
53 |
128 |
Ваня |
3,5 |
16,5 |
20 |
37 |
59 |
137 |
Саша |
3,1 |
16 |
19 |
34 |
57 |
130 |
Амелия |
3 |
16 |
18,5 |
33 |
54 |
132 |
Даша |
2,1 |
11 |
15 |
29 |
43 |
120 |
Ира |
2,4 |
14 |
14 |
30 |
51 |
124 |
Денис |
3,4 |
16,5 |
20 |
36 |
55 |
133 |
Приказ Петра 1
В
ывод.Опытным путем я выяснил, что каждая мера длины имеет приблизительное значение. Получается, одна и та же единица измерения получилась у всех разной. Мои показатели и детей нашего класса существенно ниже взрослого человека. Чем ниже рост человека, тем и мерки меньше. Вот уж действительно: «Всяк купец на свой аршин меряет». Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой), на которую, обычно наносили деления в вершках, или по-быстрому отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
.
2.3 Практическое применение старинных мер длины в повседневной жизни.
2.3.1. Игра – эксперимент «Найди человека».
Решили через игру в сыщиков провести эксперимент «Помогут ли старинные мерки в таком ответственном и важном деле, как найти человека»?
Был заявлены данные: «Она стройная девочка. Её рост равен 2 аршинам, 3 вершкам. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает юбку, длина которой 1 локоть». Всем раздали таблицу с общепринятыми старинными мерами. Задача – вычислить и найти девочку с этими параметрами.
Таблица 2
Название старинной меры длины на Руси |
Перевод с современные меры длины |
аршин |
71см |
вершок |
4,5 см |
пядь |
18 см |
локоть |
38-46 (42см) |
Таблица 3
Данные из текста |
Вычисления |
Рост - 2 аршина 3 вершка |
2*71+3*4,5=155,5 см |
Талия -3 пяди |
18*3=54см |
Длина юбки -1 локоть |
1*42=42 см |
Вывод: У всех участников эксперимента при использовании данных таблицы №2, получилось одинаковое значение, т к пользовались общепринятыми на Руси единицами длины. (Но чтобы было одинаковое значение, нам нужны линейки с единой меркой).
В своём классе мы такую девочку не нашли, а вот в 4 классе нам повезло. Здесь оказалось 2 девочки с такими мерками.
А теперь решили подставить свои мерки (так как каждый человек в Древней Руси измерял предметы самим собой, мерки у каждого человека были свои), и попытаться выяснить, кто же из девочек нашего класса заявлен в задачу. В следующие таблицы мы вписывали данные из текста и производили расчеты, исходя из своих мерок длины.
Таблица 4
Ваня
Данные из текста |
Личные мерки |
Вычисления |
Рост - 2 аршина 3 вершка |
59 см, 3,5 см |
2*59+3*3,5=128,5 см |
Талия -3 пяди |
16,5 см |
3*16,5=49,5 см |
Длина юбки -1 локоть |
37 см |
1*37=37 см |
Я
Данные из текста |
Личные мерки |
Вычисления |
Рост - 2 аршина 3 вершка |
53 см, 2,5 см |
2*53+3*2,5=113,5 см |
Талия -3 пяди |
14 см |
3*14=42см |
Длина юбки -1 локоть |
32 см |
1*32=32 см |
Саша
Данные из текста |
Личные мерки |
Вычисления |
Рост - 2 аршина 3 вершка |
57 см, 3,1 см |
2*57+3*3,1=123,3см |
Талия -3 пяди |
16 см |
3*16=48 см |
Длина юбки -1 локоть |
34 см |
1*34=34 см |
Амелия
Данные из текста |
Личные мерки |
Вычисления |
Рост - 2 аршина 3 вершка |
54 см, 3 см |
2*54+3*3=117 см |
Талия -3 пяди |
16 см |
16*3=48 см |
Длина юбки -1 локоть |
33 см |
1*33=33 см |
Ира
Данные из текста |
Личные мерки |
Вычисления |
Рост - 2 аршина 3 вершка |
51 см, 2,4 см |
2*51+3*2,4=109,2 см |
Талия -3 пяди |
14 см |
14*3=42 см |
Длина юбки -1 локоть |
30 см |
1*30=30 см |
Даша
Данные из текста |
Личные мерки |
Вычисления |
Рост - 2 аршина 3 вершка |
43 см, 2,1 см |
2*43+3*2,1=92,3 см |
Талия -3 пяди |
11 см |
11*3=33 см |
Длина юбки -1локоть |
29 см |
1*29=29 см |
Денис
Данные из текста |
Личные мерки |
Вычисления |
Рост - 2 аршина 3 вершка |
55 см, 3,4 см |
2*55+3*3,4=120,2 см |
Талия -3 пяди |
16,5 см |
3*16,5=49,5см |
Длина юбки -1 локоть |
36 см |
1*36=36 см |
Вывод:из таблицы 4 видно, чтопри использовании своих личных мерок мы получили расхождения в измерениях. Вместо одной заявленной девочки – целых семь. По Ваниным, Сашиным и Дениса измерениям – это девочки нашего класса. А вот мои мерки, Амелии, Иры и Даши не подходят к решению этой задачи. (Найти, конечно, девочку можно, но в детском садике). Значит, измерение роста старинными мерами, оказываются неточными,так как каждый человек в Древней Руси измерял предметы самим собой, мерки у каждого человека были свои, и поэтому отличались друг от друга. Люди были мерою всех вещей. А в наш век – техники, оптики, электроники – такие мерки уж точно утратили свою значимость, в связи своей неточности и индивидуальности.
2.3.2. Пословица – помощница при достижении цели в исследовательской работе.
У нас есть огород, где мы трудимся всей своей большой семьёй. Излишки нашей огородной продукции продаем на рынке, чтобы финансово поддержать семью. Как – то попросил бабушку, чтобы и я продавал сельхоз продукты, на что получил ответ: «От горшка 2 вершка, а туда же». (а уже указчик)
Решил опытным путём проверить, как это я «от горшка 2 вершка».
Во- первых, хочу узнать сколько я в вершках буду. Использовал данные предыдущей таблицы.
Измеряемые |
см |
Вершок ( см) |
В вершках (количество) |
Мама |
3 |
43 |
|
Дедушка |
4,5 |
28,6 |
|
Бабушка |
3,5 |
36,8 |
|
Тётя |
4 |
32,2 |
|
Брат |
3 |
43 |
|
Я |
129 см |
2,5 |
51,6 |
Вывод: получается я далеко не 2 вершка, и у всех родственников очень разный, так как все люди внешне отличаются друг от друга. А в своих мерках я гораздо выше.
Во – вторых, решил выяснить, сколько же это на самом деле « От горшка 2 вершка». Ответы получил разные, потому что пользовался различными источниками. В одних, горшок - это (26) или 30 см + 2 вершка (4,5 *2 =9 см). Значит, я 39 см. Маловато будет. А ещё я нашёл в «Словаре современного русского литературного языка» способ описания роста взрослого человека и крупных животных в 19 веке, когда упоминается только количество вершков свыше двух аршин, которые подразумевались сами собой, но не назывались. Рост обозначался в вершках сверх двух аршин. Значит, 71 +71 +4,5*2= 151 см. Понятно, это много. А если мелких животных измеряли, то использовали один аршин и плюс 2 вершка = 71 см + 9 см= 80 см.
Вывод: ни одно измерение моему росту не подошло, а вот пословица помогла мне ещё раз убедиться, что все измерения неточные, так как связаны с частями тела конкретного человека.
А в - третьих, при решении практической задачи хочу показать, что у человека, который «От горшка два вершка» есть большое преимущество. Я предложил своей семье провести эксперимент, используя уже полученные мною знания о старинных мерах длины. У нас была куплена штора в зал 5 метров, и мы её решили заново продать, используя мерки – локоть и аршин.(300 рублей за единицу измерения). Кто у нас самый богатый можно узнать из таблицы 5.
Таблица 5
Измеряемые |
Локоть (см) |
Количество полученных локтей |
Деньги (рублей) |
Аршин (см) |
Количество полученных аршинов |
Деньги (руб) |
Мама |
42 |
11,9 |
3570 |
65 |
7,6 |
2280 |
Дедушка |
46 |
10,8 |
3240 |
72 |
6,9 |
2070 |
Бабушка |
43 |
11,6 |
3480 |
67 |
7,4 |
2220 |
Тётя |
44 |
11,3 |
3390 |
69 |
7,2 |
2160 |
Брат |
36 |
13,8 |
4140 |
57 |
8,7 |
2610 |
Я |
32 |
15,6 |
4680 |
53 |
9,4 |
2820 |
Вывод: используя старинные меры длины, я оказался самым богатым. На Руси каждый купец мерил на свой аршин. Вот уж действительно: «Всяк купец на свой аршин меряет». Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой), на которую, обычно наносили деления в вершках, или по-быстрому отмеряя 'от плеча'. Это ещё раз доказывает, что измерения оказывались неточными и зависели от особенностей физического строения человека. , а вот пословица помогла мне ещё раз убедиться, что все измерения неточные, так как связаны с частями тела конкретного человека.
Практическим путём я объяснил неудобство и неточность применения старых мер для измерения длин и доказал необходимость и важность перехода к единой метрический системе.
Заключение
В данной работе была изучена и проанализирована литература по теме старинные русские меры длины и метрическая система мер. В результате этого исследования я и мои одноклассники узнали о единицах измерения Древней Руси, об их простоте и, одновременно, сложности. Научились переводить одни единицы измерения в другие. Для решения задач был проведен соцопрос, игра – эксперимент, практические задачи из повседневной жизни.
В ходе исследования мною сделаны следующие выводы:
старинные меры длины на Руси были связаны с частями тела человека;
опытным путем выяснил, что они утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, и моя гипотеза «Предположим, что старинными мерами длины можно пользоваться и в настоящее время» не подтвердилась, но эти мерки - достояние нашей культуры и мы должны гордиться своими предками и их разумными решениями в деле расчетов и измерений.
Своё выступление хочу закончить пословицей, актуальной на сегодняшний день: «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим»
Список используемых источников:
Батрак А.П. Метрология. Электр.учеб. пособие. – Красноярск, 2008.
Детская энциклопедия. Открытия и изобретения, 2009
Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Про-
свещение»,1989.
Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия, 2002
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
https://docviewer.yandex.ru
https://ru.wikipedia
http://rus-ved-rus.narod.ru/mery.html