I.ВВЕДЕНИЕ
Я с раннего детства дружу с математикой. Начиная с кормления, мама всегда говорила фразу: «Ложечку за маму, ложечку за папу». Так ребёнок понимает, что он не один в семье, всегда рядом два родных человека. Учёные доказали, что половину своей жизни женщина проводит на кухне. А значит и я вместе с мамой. Мне всегда интересно, хватит ли той или другой кастрюли для приготовления борща или каши. Поэтому возникают вопросы: Какую кастрюлю взять? Как рассчитать количество продуктов для приготовления блюда? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила воспользоваться помощью мамы.
Тема исследования: Математика в школьной столовой.
Выбрала я эту тему не случайно, во-первых, я очень люблю математику, а во-вторых, мама работает в школьной столовой. Мне стало очень любопытно, как может быть связана математика и кухня.
Предмет исследования: математические расчеты при приготовлении пищи.
Объект исследования: применение математических знаний в школьной столовой.
Гипотеза: может ли помочь полученные знания в школе по математике для приготовления пищи.
Цель работы: Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в приготовление пищи.
Задачи проекта:
Познакомиться с теоретическим материалом: откуда впервые появилась наука «математика», кто придумал единицу массы «грамм», виды весов, кулинарные рецепты.
Узнать, как математика помогает при приготовлении различных блюд.
Познакомиться с приборами, которые помогают определить массу продуктов, необходимых при приготовлении пищи.
Попробовать самостоятельно приготовить блюдо, используя рецепт из «Сборника рецептур» и технологическую карту блюда.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Из истории математики
Откуда же берет свое начало наука математика? Еще в самые далекие времена счет считался математической деятельностью. Он был просто необходим, к примеру, чтобы заниматься торговлей или даже скотоводством, ведь даже выгуливая скот на пастбище, необходимо было следить за их количеством. Чтобы было легче справляться с данной задачей, использовались части тела, например, пальцы на руках и ногах. Тому подтверждением являются наскальные рисунки, изображающие числа, в виде изображенных в ряд нескольких пальцев. Иные факты подтверждают появление математики и счета.
Одними из первых существенных открытий являются представление о самом числе, а также изобретение основных четырех действий, знакомых сейчас нам всем – умножение, деление, сложение и вычитание. Первыми же геометрическими достижениями являются самые простые понятия, такие как прямая и окружность.
Дальнейшее же возникновение математики и развитие проходило благодаря египтянам и вавилонянам, примерно, 3000 лет до нашей эры. Сохранившиеся до наших дней глиняные таблички с текстами дают нам представления о проводимых вычислениях. Простейшая арифметика была необходима при обмене денег, расчетах за товар, для вычисления процентов, налогов и прочего. Различные виды строительства вынуждали проводить многочисленные геометрические, а также арифметические задачи. Еще одной достаточно важной задачей был календарь, который нужно было рассчитать, чтобы определять сроки работ, а также праздников.
Таким образом, с математикой людям приходилось сталкиваться с давних времен. Как, например, определить, кто богаче и тот, у кого больше скота. Так древним людям пришлось учиться считать. Чтобы определить, у кого больше земли, пришлось учиться ее измерять, чтобы торговать продуктами своей деятельности, пришлось придумать единицы массы. Так, постепенно, с древних первобытных времен и пришли к нам знания о количественных отношениях и пространственные формы окружающего нас мира.
В современном мире существуют несколько единиц измерения массы – грамм, килограмм, центнер, тонна. Самыми маленькими единицами измерения массы считаются миллиграмм и грамм. Грамм был придуман во Франции 7 апреля 1795 года английским философом Джоном Уипкинсом. Позже данной единицей массы стали пользоваться во всех странах.
2. Математика в повседневной жизни
В современной жизни, когда даже обычный человек всё больше зависит от применения науки и технике в повседневной деятельности жизни, роль математики очень важна. Даже самые простые расчеты человек делает бессознательно, не задумываясь о том, что применяет математику.
Список применения математики бесконечен — чтение времени на часах, денежные расчеты, получения оценки в школе, расчет пробега автомобиля, приготовление по рецепту на кухне и так далее.
Я считаю, что занятия математикой развивают человека как личность, делают целеустремленным, активным, самостоятельным, трудолюбивым, упорным и терпеливым. С математикой я встречаюсь каждый день! В школе, на улице, в магазинах и даже дома.
Когда я собираюсь в школу, я слежу за временем, чтобы не опоздать. Урок длиться 45 минут, перемены 10 и 20 минут и это тоже математика.
С математикой я могу столкнуться даже на кухне. Например, когда мне надо следить за временем приготовления пищи!
Математика, она везде, но мы ее иногда не замечаем, принимаем как неотъемлемую часть нашей жизни! Я обожаю математику! Это то, что мне очень нравится! Когда я решаю задачу, и она у меня, получается, от этого у меня может подняться настроение на целый день. Когда мне вдруг кажется, что я не способна, мне достаточно решить пару сложных примеров, чтобы доказать себе, что это не так. Конечно, есть люди, которым она плохо дается, но у меня с ней полное взаимопонимание.
Почти все мальчики и девочки помогают родителям делать покупки в магазине. У некоторых ребят покупка некоторых предметов их постоянная обязанность. За приобретённые товары платят заработанные деньги. Чтобы денег хватило не только на продукты питания нужно уметь разумно их тратить. Для этого необходимо знать, во-первых, сколько денег за месяц (или за неделю) тратит семья на питание. Это - постоянная часть расходов каждой семьи(есть ещё обязательные ежемесячные расходы: плата за коммунальные услуги ЖКХ, воду и т.д.) (приложение 1).
С помощью такой таблицы получается расход денег на питание на неделю. Данная таблица содержит много полезной информации.
Например:
1.Узнать, сколько крупы, сахара тратится семьёй за месяц, и закупить их сразу на месяц, чтобы не ходить лишний раз в магазин.
2.Узнать разницу между тратами и оставшиеся деньги можно на что-то потратить.
Мы все хотим оставить больше времени на любимое занятие.
Где же взять время на занятие ими?
Рассмотрим пример.
Придя из школы, нужно сделать следующие дела.
1.Выучить уроки -1ч.30 мин.
2.Навести порядок в комнате-20 мин.
3.Выполнить поручения родителей-30 мин.
Сложив отрезки, которые нам потребуются для выполнения каждого дела, мы сможем узнать оставшееся время.
3. Кухонные предметы и математика
Много предметов кухонной утвари имеют отношение к математике.
Мерный стакан, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, что не маловажно в приготовлении пищи. В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают не весовое отношение, а конкретное количество продуктов. Но нам бывает нужно сделать перерасчёт количества продуктов, если хотим получить меньший или больший объём готового блюда. Зачастую взвешивать каждый продукт не всегда бывает, возможно, а на кухне под рукой всегда есть стакан и ложка – мерные ёмкости. Главное нужно знать, какова масса того или иного количества продукта, умещающегося в одном стакане или в одной столовой ложке и правильно составить пропорцию (приложение 2).
4.Единицы измерения на кухне
Как правило, кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Как же поступить, если вам попался интересный рецепт, и нет весов, чтобы взвесить 100гр. муки, 300гр. сахара или 100гр. тертых сухарей. Для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса. Самыми распространенными являются граненый стакан, чайная и столовая ложка
(приложение3).
Есть также таблицы определения веса некоторых жидких, вязких и сыпучих продуктов в граммах.
(приложение 4).
5. Практическая часть
5.1 Проведение опроса одноклассников.
Перед тем, как начать исследовательскую работу, я провела небольшой опрос среди учеников своего класса. В опросе участвовало 17 одноклассников.
На первый вопрос «Нравится ли тебе математика?»
Результат
1.В результате 94% одноклассникам нравится математика, а 6% не нравится.
Из результата видно, что большинству одноклассникам опроса математика нравится.
На второй вопрос «Как ты считаешь, пригодятся ли знания математики в жизни?»
Результат.
1.В результате 83% одноклассников считают, что математические знания пригодятся в жизни, 6% одноклассников считаю, что математика не пригодится в жизни, а 11% одноклассников, не знают, нужна ли математика в жизни.
На третий вопрос «Где ты используешь знания математики?»
Результат.
1.В результате по 94% считают, что математические знания нужны только для использования в магазинах и в школе, по 6% предпочли, что математические знания нужны в банке, на улице, дома и негде не нужны эти знания.
На четвёртый вопрос «Нужна ли математика домохозяйкам?»
Результат.
1.В результате 47% одноклассников считают, что математика нужна домохозяйкам, а 47% -не нужна и 6% затрудняются ответить на этот вопрос.
5.2 Эксперимент. Математика и манная каша.
Наблюдая за действиями мамы при приготовлении пищи, у меня возникли вопросы: «А влияет ли количество продуктов на качество приготовления пищи? Как сделать, чтобы суп не получился густым, а каша пересоленной? Откуда мама знает, каких продуктов и сколько надо класть в то или иное блюдо?»
Мама большинство рецептов помнит наизусть и готовит, как ей кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению начинается урок математики.
Оказывается, чтобы приготовить манную кашу на двух человек нужно взять при выходе 200 грамм: манной крупы 30 г, молоко – 110 мл, соль 2 г, сахар 10 г, вода 248 мл. А если хочется увеличить количество порций до четырех, то значит, надо все ингредиенты увеличить в 2 раза.
Результаты.
В приготовлении манной каши общей массы 400 грамм будет содержаться: манной крупы – 7,5%; молоко – 27,5%; соль – 0,5%; сахар – 2,5%, вода -62%.
При взвешивании продуктов использовала математические величины масса и объём.
Приготовленное блюдо разделила на порции, в чём нам опять же помогает математика.
5.3. Исследования на рецепте «Омлет натуральный».
Приготовление Омлета натурального в школьной столовой.
Я решила поучаствовать в приготовлении Омлета натурального под руководством повара школьной столовой (приложение 5).
По рецептуре на десять человек при выходе 150 грамм порции необходимо: молоко 364,05 грамм, масла сливочного 116 грамм, яйцо куриное 1015 грамм (25 штук), соль йодированная 5 грамм.
Приготовленные продукты не просто смешивают, а нужно соблюдать специальную технологию приготовления для этого блюда. Я думала, что яйца просто разбивают и взбивают венчиком, а оказалось, что сначала их нужно обработать специальным раствором.
Затем подготовленные (обработанные) яйца разбивают в специальную тару и добавляют молоко, соль, перемешивают и взбивают до образования пены (приложение6).
Полученную яичную массу выливают на разогретый смазанный маслом противень слоем 2,5-3 сантиметра и запекается в духовом шкафу при температуре 180-200 градусов Цельсия в течении 8-10 минут до образования румяной корочки (приложение 7).
Перед подачей нарезают порциями и поливают оставшейся половиной растопленного сливочного масла. Температура подачи должна быть не менее 65 градусов Цельсия (приложение 8).
Результат.
Я приготовила Омлет натуральный на 10 человек общей массой 1500 грамм, в котором молоко – 24,27%, масло сливочное – 7,73%, яйцо куриное – 67,67%, соль – 0,33%.
Определяла массу продуктов, которая является математической величиной.
Разделила приготовленное блюдо, на порции применив математические знания.
III. Выводы
Познакомилась с теоретическим материалом: откуда впервые появилась наука «математика», кто придумал единицу массы «грамм», виды весов, кулинарные рецепты.
Узнала, что математика помогает при приготовлении различных блюд.
Познакомилась с приборами ( кухонные весы, мерные стаканчики и т.д.), которые помогают определить массу продуктов, необходимых при приготовлении пищи.
Провела опрос среди одноклассников.
Приготовила манную кашу и омлет натуральный, используя математические знания (пропорция, доли, проценты).
Убедилась, что математика действительно нужна в школьной столовой в приготовлении пищи.
IV. Заключение
Проведённые мной исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: математические знания, полученные в школе применимы в жизни.
В своём проекте я убедились ещё раз, что математика нужна всегда и везде. Даже на кухне, при приготовлении различных блюд, в любой профессии, даже домохозяйкам.
В перспективе познакомиться с работой гигрометра и психрометра с математической точки зрения.
V. Список используемой литературы
Волина В.В. Занимательная математика. – М.: Знание, 2001
Интернет ресурсы: https://.wikipedia.org /
Интернет ресурсы:yandex.ru: картинки
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 26 изд., М.:ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и образование». – 2010. – 736с.
Славкин В. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 6. – Москва. Компания «Ключ С». - Филологическое общество «Слово». – 1994 г. 479с.
Узун О.И. Русская кухня. М.: Олма, 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учёт расходов моей семьи на питание за неделю
День недели |
Хлебные изделия |
Молочные продукты |
Овощи фрукты |
Мясо, рыба, яйца |
Крупы |
Сахар, сладости |
Всего (руб.) |
Понедельник |
48 |
58 |
50 |
150 |
110 |
120 |
536 |
Вторник |
48 |
132 |
150 |
- |
- |
115 |
445 |
Среда |
48 |
58 |
68 |
120 |
64 |
68 |
426 |
Четверг |
48 |
69 |
45 |
60 |
- |
45 |
267 |
Пятница |
48 |
140 |
90 |
140 |
180 |
- |
598 |
Суббота |
48 |
230 |
120 |
350 |
62 |
120 |
930 |
Воскресенье |
48 |
- |
- |
- |
- |
- |
48 |
Всего (руб,) |
336 |
687 |
523 |
820 |
416 |
468 |
3250 |