Моя малая родина в цифрах и фактах

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя малая родина в цифрах и фактах

Балданов Б.Б. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2"
Цырендашиева М.Е. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель данной исследовательской работы: разработка математических задач с использованием интересных фактов об Агинском округе.

Основное содержание исследования составляет разработка и изготовление сборника задач на основе реальных фактов исторического прошлого и настоящего Агинского Бурятского округа. Для этого автор использовал такие методы как теоретическое и практическое изучение проблемы, сопоставление и анализ полученных фактов и сведений, изучение, анализ и отбор материала, структурирование отобранного материала, разработка текстовых задач и сборника.

В результате данной работы автор пришел к выводу, что решая текстовые задачи, можно изучать свой край в доступной математической форме, знакомиться с неизвестными ранее фактами об округе, узнавать историю своего края.

Теоретическая и практическая значимость данной работы в том, что этот математические задачи могут быть использованы школьниками, родителями, учителями и так далее.

Новизна результатов исследования заключается в создании оригинального продукта интеллектуального творчества – сборника текстовых задач, который будет интересен и полезен для учащихся младших классов в освоении математических знаний.

Ключевые слова:малая родина, история округа, факты, разработка задач, текстовые задачи, решение задач, сборник.

Введение

Я живу в замечательном поселке с красивым названием «Агинское». Здесь живут мои папа и мама, бабушка и дедушки, мои братья. Я задался вопросом: много ли я знаю о том месте, где родился, где вырос и живу, как выглядит мой поселок и округ в цифрах. Ведь Агинский Бурятский округ – это моя малая Родина. Я считаю, что этот вопрос актуален в любое время не только для меня, но и для каждого из нас. С течением времени многое меняется в жизни, только неизменной остается наша связь с малой Родиной. Данная исследовательская работа поможет протянуть связующую нить между прошлым и настоящим, поможет изучить родной край с математической точки зрения [1].

  Предположим, что между краеведением и математикой нет ничего общего. Однако если посмотреть на краеведение, то в нём много числовых значений – это и единицы измерения площадей, расстояний, численность определённых местных видов животных, растений, даты. Изучением и обработкой числовой информации занимается наука математика. Значит, краеведение и математика непосредственно связаны между собой [2]. Использование местного краеведческого материала может поднять интерес к такой сложной науке, как математика, поможет изучить родной край, его историю, географию, флору и фауну и преподнесёт материал в занимательной форме, научит любить свою «малую» родину. Кроме того, краеведческие материалы, используемые в задачах по математике, позволяют узнать что-то новое о своём крае, способствуют расширению кругозора, развивают наблюдательность, учат определять свойства предметов и выявлять их основные признаки [3].

Таким образом, можно смело предположить, что создание сборника математических задач, составленных на краеведческом материале, позволит не только развить вычислительные навыки у учащихся, но и повысить их уровень знаний о родном крае.

Объект исследования: Агинский округ.

Предмет: цифры и факты округа в прошлом и настоящем.

Цель данной работы: разработать математические задачи с использованием интересных фактов об Агинском округе.

Задачи

-Изучить материал по истории округа; отобрать самый интересный материал;

-Найти как можно больше статистических данных, связанных с округом;

-Составить задачи, используя числа и величины про округ;

-Создать сборник задач «Моя малая родина в цифрах и фактах».

Гипотеза: если я смогу составить сборник задач по математике на основе использования фактических точных данных, то он поможет мне и моим одноклассникам лучше разузнать и полюбить свой родной округ.

В ходе работы мы использовали следующие методы:

- теоретическое изучение проблемы;

- практическое изучение проблемы (опрос; анкетирование);

- изучение, анализ и отбор материала для математических задач;

- структурирование отобранного материала;

- создание сборника задач.

Новизна результатов исследования заключается в создании оригинального продукта интеллектуального творчества – сборника задач, который будет интересен и полезен для учащихся и учителей младших классов, как с математической точки зрения, так и в плане краеведения.

Глава I. Интересные факты.

Агинский Бурятский округ - административно-территориальное образование в Забайкальском крае. Образован путём преобразования бывшего субъекта Российской Федерации Агинского Бурятского автономного округа, который вследствие объединения с Читинской областью утратил статус субъекта федерации в 2008 году.

Агинский Бурятский округ охватывает часть земель исторически сложившегося расселения агинских бурят. Округ занимает центрально-южное положение в восточном Забайкалье, располагаясь в междуречье крупных рек Онона и Ингоды.

Административный центр — посёлок городского типа Агинское [4].

Факт 1. Первые поселения.

Первое упоминание об Агинском относится к 1811 году. Появление селения связано с тем, что представители восьми родов хори-бурят перекочевали в Агинскую степь в долины рек Ингоды, Аги и Онона. Вероятной датой основания считается 1780 год [5].

В отчёте экспедиции Русского географического общества, исследовавшей в 1900 году жизнь и быт населения Агинской степи, указывается, что в Агинском тогда проживал 451 человек. Ежегодно в начале зимы проводились торговые ярмарки, на которые съезжались купцы из Читы, Нерчинска, Маньчжурии [5].

Важным событием явилось строительство и запуск в эксплуатацию в 1887-1901 годах маньчжурской ветки Транссибирской железной дороги, которая прошла по территории степной Аги в 37 км к востоку от Агинского. Местные жители принимали активное участие в строительстве дороги [5].

Степная дума просуществовала до 1903 года. Вместо неё были созданы две волости — Агинская и Цугольская [5].

Факт 2. Советское время

В советское время Агинское продолжало расширяться. В 1921 году была открыта больница на 10 коек. В 1927 году построен сельский клуб с библиотекой (ныне Дом детского творчества- старое здание). Через два года в домах появилось радио. В 1930 году вышел первый номер аймачной газеты «Хамтын ажалша». Первых учащихся (в двухэтажном деревянном здании) принял Агинский педагогический техникум. В 1936 году запущена в эксплуатацию паровая мельница за рекой Агой. Через два года построено кирпичное здание под электростанцию[6].

С 1965 году начался новый этап развития посёлка. Строились жилые дома, магазины, детсады, небольшие предприятия. Был установлен памятник учёному-путешественнику Гомбожабу  Цыбикову, разбит Центральный парк-сад, началось озеленение посёлка [6].

Факт 3 . Население

Численность населения округа по переписи 2002 составила 72300 человек, в 2004 – 73500 человек, на 1.07.2007 – 75600 человек. В состав округа входят Агинский район, Могойтуйский район, Дульдургинский район, городской округ «Поселок Агинское»; 39 поселений: 4 посёлка городского типа (Агинское (окружной центр), Орловский, Новоорловск, Могойтуй) и 35 сел.

Численность постоянного населения, по оценке  на 01 июля  2021 года составила 73900.  В январе-июне 2021 года зарегистрирован естественный прирост населения, который составил 78 человек[6, 7].

Число прибывших по Агинскому Бурятскому округу составило 1291 человек, выбывших - 1454 человека, миграционная убыль населения - 163 человека (в январе-июне 2020г. миграционный прирост - 111 человек) [6,7].

Таблица 1. Численность населения п. Агинское.

1908

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2007

451

4556

6060

7922

7821

9286

11717

13200

               

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

14394

15596

15704

16232

16730

16979

17496

17708

               

2017

2018

2019

2020

2021

2022

   

17943

17841

17842

18096

18335

18 500

   

  Национальный состав по Всероссийской переписи населения 2010 года:

буряты - 11642 чел. (74,3%), русские - 3667 чел. (23,4%), остальные - 358 чел. (2,3%). 

Большинство населения составляют буряты (62,6 %), 35,1 % – русские, следующие по численности населения – татары, украинцы, армяне и башкиры. Средняя плотность населения – 3,9 человека на 1 квадратный километр, на западе округа – 1,5 человека на 1 квадратный километр. Сельские жители составляют около 70 %[7].

Факт 4. Рельеф

Территория округа расположена в пределах низко-среднегорного рельефа. Вся северная часть занята Могойтуйским хребтом со средней высотой 950-1000 метров (гора Барун - 1124 м). На северо-востоке простирается Урокайский и отроги Борщовочного хребтов (г. Урокай - 975 м). В центре монументально возвышается гора Хан-Ула (Царь гора - 917 м). На правом берегу р. Онон, в отрогах Адон-Челон простирается хребет Кетуй-Нуру (863м) [7].

Около села Уронай располагается самое низкое место с отметкой 603 м. Самым высоким местом является Алханайский горный массив, с вершиной г. Алханай - 1663 м. Вторым по высоте является хребет Даурский с вершиной горы Хара-Хуши - 1521 м, а в Черском хребте гора Кедровая грива - 1327 м.

Живописным горным массивом является Саханайский (г. Саханай - 1235 м и Ело - 1196 м), который тянется на юг и юго-восток и переходит в горы Барун-Ундур (1152,4 м) и Зун-Ундур (1166,7 м) [7].

Вся южная территория округа занята обширной Ононско-Агинской увалисто-холмистой высокой равниной со средними высотами - 650-750 метров. На юге ее ограничивают невысокие горы Малый Батур и Большой Батур, на западе гора Будалан (950 м) и на севере гора Сокто-Ула (1066 м) [7].

Факт 5. Экономика

Социально-экономическое положение Агинского Бурятского округа в 2021 году было стабильным [8].

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций, включая организации, средняя численность которых не превышает 15 человек, в январе-июне 2021года составил 1098,3 млн. рублей (103,4% к январю-июню 2020 года), в том числе организаций промышленного производства 1) – 595,9 млн. рублей (77,1%) [8].

В I полугодии 2021 года в округе построено 3032 квадратных метра общей площади жилых помещений, 80,4% к I полугодию 2020 года. В городской местности введено 2708 квадратных метров общей площади жилых помещений (109,9% к январю-июню 2020г.), сельской местности – 324 квадратных метра (24,7%). Новое жилье было построено населением за счет собственных и привлеченных средств [8].

В структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 14,8% объема продукции, населения – 70,5%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 14,7% [7, 8].

Растениеводство.  В 2021 году на полях округа пшеницы намолочено 5815 тонн, овса – 7591 тонна, ячменя – 619 тонн и новой для Забайкалья культуры – тритикале – 18 тонн [8].

Животноводство. В 2021 году в окотную кампанию получено 58104 ягненка, что на 393 головы больше, чем в прошлом году.

В 2019-2021 годах построено 50 детских площадок, 23 спортивные площадки, 6 хоккейных коробок и 18 воркаут-площадок [8].

В Агинском округе в рамках государственных программ федерального и регионального уровней за 2019-2021 годы привлечено ивестиций на сумму 3 020 000 000. Из них в городской округ «Посёлок Агинское» 895 022 000 рублей, в Могойтуйский район – 848 136 000 рублей, в Агинский район – 733 092 000 рублей, в Дульдургинский район- 514 596 000 рублей [9].

Факт 6. Климат.

Климат резко-континентальный. Зима с низкими температурами, слабыми ветрами, небольшим количеством осадков. Высота снежного покрова 3–6 см. Среднемесячная температура января –22 - –26 °C (абсолютный минимум –51 °C), июля +16 - +20 °C (абсолютный максимум +37 °C). Лето жаркое: 1-я половина сухая, 2-я – дождливая. Вегетационный период продолжается от 120 до 150 дней [10]. 

Изучив теоретическую часть, мы пришли к выводу, что Агинский Бурятский округ имеет богатую историю: путь становления от небольшого улуса в 50 домов до посёлка городского типа со стабильной экономикой, инфраструктурой, с динамичными показателями во всех сферах жизнедеятельности. И об этом говорят упрямые цифры. А для практической части мы отобрали несколько интересных фактов с цифрами.

Глава II. Практическая часть.

Используя исторический, краеведческий материал об Агинском Бурятском округе, в том числе и о поселке, составил математические задачи по каждому факту. При этом учитывал принцип научности и доступности содержания задач, виды текстовых задач для решения учащимися 3-4 классов [11].

После составления задач, мы их решали с одноклассниками в классе, а затем провели анкетирование, на сколько понравились им эти задачи, что они усвоили, какие знания получили о родном крае.

Факт 1. Первые поселения.

Задача 1. Население п. Агинское в 1900 году составляло 451 человек. Это в 40 раз меньше населения 2020 года. На сколько население выросло к 2020 году по отношению к

Задача 2.

Первое упоминание относится к 1811 году. Какой это век?

Вероятной датой основания считается 1780 год. А это который век?

Задача 3. Запишите соседей числа 1900.

Задача 4. Запишите римскими цифрами года: 1900, 1780, 1897, 1903.

Задача 5. Запишите годы по порядку: начиная с 1897, заканчивая 1903 годом.

Задача 6. Год основания считается 1780 год. Определите возраст посёлка на сегодняшний день.

Факт 2. Советское время

Задача 1. В 1921 году была открыта больница на 10 коек. Определите возраст АОБ (Агинская окружная больница) на сегодняшний день.

Задача 2. В 1930 году вышел первый номер аймачной газеты «Хамтын ажалша». Ныне газета «Агинская правда». Определите возраст газеты.

Задача 3. В 1921 году была открыта больница на 10 коек. В 2022 году- 118 коек. На сколько коек стало больше?

Задача 4. Расстояние от Площади до тубдиспансера 8 километров. Определите расход топлива на всю поездку, если на 1 километр он составляет 100 мл (миллилитров).

Задача 5. Площадь п.Агинское составляет 27 км 2. Выразите эту площадь в квадратных метрах.

Факт 3 . Население

Задача 1. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года бурят насчитывалось 11642 человека, русских- 3667, других национальностей 358 человек. Какова численность национального состава всего населения посёлка на 2010 год?

Задача 2. В поселке Агинское численность в 2021 году составляла 18 335 человек, что на 2 739 больше, чем в 2010 году. Какова была численность населения в 2010 году?

Задача 3. Национальный состав по данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

Буряты - 11642 чел. (74,3%), Русские - 3667 чел. (23,4%), Остальные - 358 чел. (2,3%). 

Изобразите эти данные на круговой диаграмме. Подпишите на диаграмме числовые данные.

Задача 4. Численность населения Забайкальского края составляет 1 043 467 человек, а численность населения Агинского Бурятского Округа на 969 502 человек меньше. Найдите численность населения округа.

Задача 5. Численность населения поселка Агинское в 1908 г составляла 451 человек, а в 1939 г- 4556 человек. На сколько увеличилась численность и за сколько лет?

Задача 6.Всего на 1 ноября 2022 года в поселке Агинское постоянно проживают 7945 мужчин и 9953 женщин. На сколько мужчин меньше, чем женщин?

Факт 4. Рельеф

Живописным горным массивом является Саханайский (г. Саханай - 1235 м и Ело - 1196 м), который тянется на юг и юго-восток и переходит в горы Барун-Ундур (1152,4 м) и Зун-Ундур (1166,7 м). Вся южная территория округа занята обширной Ононско-Агинской увалисто-холмистой высокой равниной со средними высотами - 650-750 метров. На юге ее ограничивают невысокие горы Малый Батур и Большой Батур, на западе гора Будалан (950 м) и на севере гора Сокто-Ула (1066 м).

Задача 1. Запишите горы, а именно числовые показатели в порядке уменьшения/ увеличения.

Задача 2. На сколько разница между горами Саханай и Ело? Какая гора выше Барун-Ундур или Зун-Ундур и на сколько?

Задача 3. На сколько выше Большой Батор, чем Малый Батор?

Факт 5. Экономика

Задача 1. Объем отгруженных товаров собственного производства в январе-июне 2021года составил 1 098 300 рублей, в том числе организаций промышленного производства 595 900 рублей. На сколько рублей больше отгруженных товаров собственного производства, чем товаров промышленного производства?

Задача 2. В городской местности введено 2708 квадратных метров общей площади жилых помещений, сельской местности – 324 квадратных метра. Вычислите разницу.

Задача 3.В структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 14,8% объема продукции, населения – 70,5%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 14,7%. Изобразите это соотношение с помощью диаграммы и части подпишите.

Задача 4. Пшеницы намолочено 5815 тонн, овса – 7591 тонна, ячменя – 619 тонн и новой для Забайкалья культуры – тритикале – 18 тонн. Сколько всего тонн намолочено зерновых культур?

Задача 5. В окотную кампанию получено 58104 ягненка, что на 393 головы больше, чем в прошлом году. Сколько ягнят было в прошлом году? Сколько всего ягнят получено за два года?

Задача 6. Настрижено шерсти 2 615 тонн, средний настриг шерсти с 1 овцы составил 2,7 кг. Сколько овец было острижено в среднем?

Задача 7. В 2019-2021 годах построено 50 детских площадок, 23 спортивные площадки, 6 хоккейных коробок и 18 воркаут-площадок. Сколько всего детско-спортивных площадок построено?

Задача 8. В Агинском округе в рамках государственных программ федерального и регионального уровней за 2019-2021 годы привлечено инвестиций на сумму 3 020 000 000. Из них в городской округ «Посёлок Агинское» 895 022 000 рублей, в Могойтуйский район – 848 136 000 рублей, в Агинский район – 733 092 000 рублей. Сколько инвестиций привлечено в Дульдургинский район? Сколько инвестиций привлечено в три района округа?

Факт 6. Климат.

Климат резко-континентальный. Зима с низкими температурами, слабыми ветрами, небольшим количеством осадков. Высота снежного покрова 3–6 см. Среднемесячная температура января –22 - –26 °C (абсолютный минимум –51 °C), июля +16 - +20 °C (абсолютный максимум +37 °C). Лето жаркое: 1-я половина сухая, 2-я – дождливая. Вегетационный период продолжается от 120 до 150 дней. 

Задача 1. Вырази в месяцах 150 дней, 120 дней.

Задача 2. Какая разница между среднемесячной и абсолютной температурой января? Июля?

Вывод: исторических фактов и цифр, если разобраться, очень много. Следовательно, текстовых задач соответственно можно составить много. По каждому факту разработано по несколько задач разных видов: на разностное/кратное сравнение, увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение суммы/остатка, задачи на преобразование величин, единицами измерения времени, длины. В них идет также отработка вычислительных приемов с многозначными числами. Это соответствует программному требованию по математике для учащихся 3-4 классов.

Выполнив работу по составлению сборника, мы приступили к экспериментальной части. В классе апробировали решение задач (Приложение №2).

А затем провели опрос «Понравилось ли решать задачи и узнавать новые факты о родном крае?» (Приложение №3).

Таблица 1. Результаты опроса учащихся 4 «д» класса.

 

Вопросы

Варианты ответов

Результат:

(человек/%)

1.

Понравилась тебе решать задачи?

Да

28/ 100%

Нет

0

Не очень

0

2.

Как ты думаешь, из текста задач ты узнал новые факты о своей родине?

Да

28/ 100%

Нет

0

Не знаю

0

3

До решения задач я знал факты о родном крае:

Много

3/ 11%

Мало

10/ 36%

Не знал

15/ 53%

4

После решения задач, я узнал о своём крае информации:

Много

28/100%

Мало

0

Ничего не узнал

0

Одноклассники решали задачи с большим интересом и выразили мнение, что такая форма задач очень увлекательна и познавательна, так как здесь реальные факты из жизни нашего Агинского округа. Все ответили, что решая задачи, узнали новую информацию о ней. В дальнейшем, каждый может найти интересные факты о нашем округе и на основе этого разработать свои задачи, тем самым пополнив данный сборник.

Заключение

Изучив проблему с теоретической и практической точки зрения, мы пришли к выводу, что краеведение – это научная область, занимающаяся исследованием определенной территории, ее климата, исторической динамики развития, особенностей рельефа, географических и археологических характеристик. Краеведение для учащихся служит основой познания родного края, расширения и углубления знаний о своем месте проживания. А решение задач с использованием фактов и числовых показателей о ней, с элементами краеведения поспособствуют формированию аналитических навыков, укреплению математических способностей. Если объединить математику и краеведение, то это позволит развить творческое воображение учащихся на уроках математики, сформировать математическую культуру, сделают уроки математики более увлекательными.

Таким образом, я изучил свой поселок, округ, ведь каждый из нас должен знать свою малую Родину во всех аспектах. Работа была интересной и полезной. Научился делать выводы, обобщать, систематизировать материал, представил свой край в цифрах.

Поставленная цель и задачи достигнуты полностью.

Полученный материал доказывает, что изучая числа и величины, можно познакомиться с историей родного края, как сделал это я.

На основании данных моего исследования я сделал выводы: цифры меняются каждый день.

Гипотеза подтвердилась: если я смогу составить сборник задач по математике на основе использования фактических точных данных, то он поможет мне и моим одноклассникам лучше разузнать и полюбить свой родной округ.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по изучению краеведческого и исторического материала о моей малой родине и пополнить свой сборник новыми интересными нестандартными заданиями на логическое мышление, хочу предложить одноклассникам поучаствовать в этом увлекательном деле.

Список литературы:

  1. Орлов В.А. Использование краеведческого материала на уроках математики. /В.А. Орлов// Начальная школа. 2015 -№2. - с. 23.

  2. Перевозный А.В. Использование краеведческого материала на уроках математики./ А.В. Первозный. – М.: Просвещение, 2013 – с.52.

  3. Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования : материалы Второй регион. науч.-методич. конф., г. Балашов, 8 апреля 2011 г. / под общ. ред. О. А. Фурлетовой. — Балашов: Николаев, 2011. — 104 с.

  4. К.К. Васильева,Н.А. Анучина ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ И АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ // Вестник ЗабГУ. — 2012. —.

  5. Нимаев Д.Д., Нанзатов Б.З. Родоплеменные и этнотерриториальные группы бурят в XVII-XIX вв. // Буряты. Наука. — 2004.

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5

  8. http://www.aginskoe.ru/

  9. Газета «Агинская правда» № 115 (13307) -24.09.2022

  10. https://spravochnick.ru/pedagogika/ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala_na_urokah_matematiki_v_nachalnyh_klassah/

 

Приложение №1

Сборник задач «Моя малая Родина в цифрах и фактах»

Приложение №2

Фото. Мой сборник задач.

Приложение №3.

Опрос учащихся.

 

Вопросы

Варианты ответов

Результат:

(человек/%)

1.

Понравилось тебе решать задачи?

Да

 

Нет

 

Не очень

 

2.

Как ты думаешь, из текста задач ты узнал новые факты о своей родине?

Да

 

Нет

 

Не знаю

 

3

До решения задач я знал факты о родном крае:

Много

 

Мало

 

Не знал

 

4

После решения задач, я узнал о своём крае информации:

Много

 

Мало

 

Ничего не узнал

 
Просмотров работы: 124