Цель данной исследовательской работы: разработка математических задач с использованием интересных фактов об Агинском округе.
Основное содержание исследования составляет разработка и изготовление сборника задач на основе реальных фактов исторического прошлого и настоящего Агинского Бурятского округа. Для этого автор использовал такие методы как теоретическое и практическое изучение проблемы, сопоставление и анализ полученных фактов и сведений, изучение, анализ и отбор материала, структурирование отобранного материала, разработка текстовых задач и сборника.
В результате данной работы автор пришел к выводу, что решая текстовые задачи, можно изучать свой край в доступной математической форме, знакомиться с неизвестными ранее фактами об округе, узнавать историю своего края.
Теоретическая и практическая значимость данной работы в том, что этот математические задачи могут быть использованы школьниками, родителями, учителями и так далее.
Новизна результатов исследования заключается в создании оригинального продукта интеллектуального творчества – сборника текстовых задач, который будет интересен и полезен для учащихся младших классов в освоении математических знаний.
Ключевые слова:малая родина, история округа, факты, разработка задач, текстовые задачи, решение задач, сборник.
Введение
Я живу в замечательном поселке с красивым названием «Агинское». Здесь живут мои папа и мама, бабушка и дедушки, мои братья. Я задался вопросом: много ли я знаю о том месте, где родился, где вырос и живу, как выглядит мой поселок и округ в цифрах. Ведь Агинский Бурятский округ – это моя малая Родина. Я считаю, что этот вопрос актуален в любое время не только для меня, но и для каждого из нас. С течением времени многое меняется в жизни, только неизменной остается наша связь с малой Родиной. Данная исследовательская работа поможет протянуть связующую нить между прошлым и настоящим, поможет изучить родной край с математической точки зрения [1].
Предположим, что между краеведением и математикой нет ничего общего. Однако если посмотреть на краеведение, то в нём много числовых значений – это и единицы измерения площадей, расстояний, численность определённых местных видов животных, растений, даты. Изучением и обработкой числовой информации занимается наука математика. Значит, краеведение и математика непосредственно связаны между собой [2]. Использование местного краеведческого материала может поднять интерес к такой сложной науке, как математика, поможет изучить родной край, его историю, географию, флору и фауну и преподнесёт материал в занимательной форме, научит любить свою «малую» родину. Кроме того, краеведческие материалы, используемые в задачах по математике, позволяют узнать что-то новое о своём крае, способствуют расширению кругозора, развивают наблюдательность, учат определять свойства предметов и выявлять их основные признаки [3].
Таким образом, можно смело предположить, что создание сборника математических задач, составленных на краеведческом материале, позволит не только развить вычислительные навыки у учащихся, но и повысить их уровень знаний о родном крае.
Объект исследования: Агинский округ.
Предмет: цифры и факты округа в прошлом и настоящем.
Цель данной работы: разработать математические задачи с использованием интересных фактов об Агинском округе.
Задачи
-Изучить материал по истории округа; отобрать самый интересный материал;
-Найти как можно больше статистических данных, связанных с округом;
-Составить задачи, используя числа и величины про округ;
-Создать сборник задач «Моя малая родина в цифрах и фактах».
Гипотеза: если я смогу составить сборник задач по математике на основе использования фактических точных данных, то он поможет мне и моим одноклассникам лучше разузнать и полюбить свой родной округ.
В ходе работы мы использовали следующие методы:
- теоретическое изучение проблемы;
- практическое изучение проблемы (опрос; анкетирование);
- изучение, анализ и отбор материала для математических задач;
- структурирование отобранного материала;
- создание сборника задач.
Новизна результатов исследования заключается в создании оригинального продукта интеллектуального творчества – сборника задач, который будет интересен и полезен для учащихся и учителей младших классов, как с математической точки зрения, так и в плане краеведения.
Глава I. Интересные факты.
Агинский Бурятский округ - административно-территориальное образование в Забайкальском крае. Образован путём преобразования бывшего субъекта Российской Федерации Агинского Бурятского автономного округа, который вследствие объединения с Читинской областью утратил статус субъекта федерации в 2008 году.
Агинский Бурятский округ охватывает часть земель исторически сложившегося расселения агинских бурят. Округ занимает центрально-южное положение в восточном Забайкалье, располагаясь в междуречье крупных рек Онона и Ингоды.
Административный центр — посёлок городского типа Агинское [4].
Факт 1. Первые поселения.
Первое упоминание об Агинском относится к 1811 году. Появление селения связано с тем, что представители восьми родов хори-бурят перекочевали в Агинскую степь в долины рек Ингоды, Аги и Онона. Вероятной датой основания считается 1780 год [5].
В отчёте экспедиции Русского географического общества, исследовавшей в 1900 году жизнь и быт населения Агинской степи, указывается, что в Агинском тогда проживал 451 человек. Ежегодно в начале зимы проводились торговые ярмарки, на которые съезжались купцы из Читы, Нерчинска, Маньчжурии [5].
Важным событием явилось строительство и запуск в эксплуатацию в 1887-1901 годах маньчжурской ветки Транссибирской железной дороги, которая прошла по территории степной Аги в 37 км к востоку от Агинского. Местные жители принимали активное участие в строительстве дороги [5].
Степная дума просуществовала до 1903 года. Вместо неё были созданы две волости — Агинская и Цугольская [5].
Факт 2. Советское время
В советское время Агинское продолжало расширяться. В 1921 году была открыта больница на 10 коек. В 1927 году построен сельский клуб с библиотекой (ныне Дом детского творчества- старое здание). Через два года в домах появилось радио. В 1930 году вышел первый номер аймачной газеты «Хамтын ажалша». Первых учащихся (в двухэтажном деревянном здании) принял Агинский педагогический техникум. В 1936 году запущена в эксплуатацию паровая мельница за рекой Агой. Через два года построено кирпичное здание под электростанцию[6].
С 1965 году начался новый этап развития посёлка. Строились жилые дома, магазины, детсады, небольшие предприятия. Был установлен памятник учёному-путешественнику Гомбожабу Цыбикову, разбит Центральный парк-сад, началось озеленение посёлка [6].
Факт 3 . Население
Численность населения округа по переписи 2002 составила 72300 человек, в 2004 – 73500 человек, на 1.07.2007 – 75600 человек. В состав округа входят Агинский район, Могойтуйский район, Дульдургинский район, городской округ «Поселок Агинское»; 39 поселений: 4 посёлка городского типа (Агинское (окружной центр), Орловский, Новоорловск, Могойтуй) и 35 сел.
Численность постоянного населения, по оценке на 01 июля 2021 года составила 73900. В январе-июне 2021 года зарегистрирован естественный прирост населения, который составил 78 человек[6, 7].
Число прибывших по Агинскому Бурятскому округу составило 1291 человек, выбывших - 1454 человека, миграционная убыль населения - 163 человека (в январе-июне 2020г. миграционный прирост - 111 человек) [6,7].
Таблица 1. Численность населения п. Агинское.
1908 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2002 |
2007 |
451 |
4556 |
6060 |
7922 |
7821 |
9286 |
11717 |
13200 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
14394 |
15596 |
15704 |
16232 |
16730 |
16979 |
17496 |
17708 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||
17943 |
17841 |
17842 |
18096 |
18335 |
18 500 |
Национальный состав по Всероссийской переписи населения 2010 года:
буряты - 11642 чел. (74,3%), русские - 3667 чел. (23,4%), остальные - 358 чел. (2,3%).
Большинство населения составляют буряты (62,6 %), 35,1 % – русские, следующие по численности населения – татары, украинцы, армяне и башкиры. Средняя плотность населения – 3,9 человека на 1 квадратный километр, на западе округа – 1,5 человека на 1 квадратный километр. Сельские жители составляют около 70 %[7].
Факт 4. Рельеф
Территория округа расположена в пределах низко-среднегорного рельефа. Вся северная часть занята Могойтуйским хребтом со средней высотой 950-1000 метров (гора Барун - 1124 м). На северо-востоке простирается Урокайский и отроги Борщовочного хребтов (г. Урокай - 975 м). В центре монументально возвышается гора Хан-Ула (Царь гора - 917 м). На правом берегу р. Онон, в отрогах Адон-Челон простирается хребет Кетуй-Нуру (863м) [7].
Около села Уронай располагается самое низкое место с отметкой 603 м. Самым высоким местом является Алханайский горный массив, с вершиной г. Алханай - 1663 м. Вторым по высоте является хребет Даурский с вершиной горы Хара-Хуши - 1521 м, а в Черском хребте гора Кедровая грива - 1327 м.
Живописным горным массивом является Саханайский (г. Саханай - 1235 м и Ело - 1196 м), который тянется на юг и юго-восток и переходит в горы Барун-Ундур (1152,4 м) и Зун-Ундур (1166,7 м) [7].
Вся южная территория округа занята обширной Ононско-Агинской увалисто-холмистой высокой равниной со средними высотами - 650-750 метров. На юге ее ограничивают невысокие горы Малый Батур и Большой Батур, на западе гора Будалан (950 м) и на севере гора Сокто-Ула (1066 м) [7].
Факт 5. Экономика
Социально-экономическое положение Агинского Бурятского округа в 2021 году было стабильным [8].
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций, включая организации, средняя численность которых не превышает 15 человек, в январе-июне 2021года составил 1098,3 млн. рублей (103,4% к январю-июню 2020 года), в том числе организаций промышленного производства 1) – 595,9 млн. рублей (77,1%) [8].
В I полугодии 2021 года в округе построено 3032 квадратных метра общей площади жилых помещений, 80,4% к I полугодию 2020 года. В городской местности введено 2708 квадратных метров общей площади жилых помещений (109,9% к январю-июню 2020г.), сельской местности – 324 квадратных метра (24,7%). Новое жилье было построено населением за счет собственных и привлеченных средств [8].
В структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 14,8% объема продукции, населения – 70,5%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 14,7% [7, 8].
Растениеводство. В 2021 году на полях округа пшеницы намолочено 5815 тонн, овса – 7591 тонна, ячменя – 619 тонн и новой для Забайкалья культуры – тритикале – 18 тонн [8].
Животноводство. В 2021 году в окотную кампанию получено 58104 ягненка, что на 393 головы больше, чем в прошлом году.
В 2019-2021 годах построено 50 детских площадок, 23 спортивные площадки, 6 хоккейных коробок и 18 воркаут-площадок [8].
В Агинском округе в рамках государственных программ федерального и регионального уровней за 2019-2021 годы привлечено ивестиций на сумму 3 020 000 000. Из них в городской округ «Посёлок Агинское» 895 022 000 рублей, в Могойтуйский район – 848 136 000 рублей, в Агинский район – 733 092 000 рублей, в Дульдургинский район- 514 596 000 рублей [9].
Факт 6. Климат.
Климат резко-континентальный. Зима с низкими температурами, слабыми ветрами, небольшим количеством осадков. Высота снежного покрова 3–6 см. Среднемесячная температура января –22 - –26 °C (абсолютный минимум –51 °C), июля +16 - +20 °C (абсолютный максимум +37 °C). Лето жаркое: 1-я половина сухая, 2-я – дождливая. Вегетационный период продолжается от 120 до 150 дней [10].
Изучив теоретическую часть, мы пришли к выводу, что Агинский Бурятский округ имеет богатую историю: путь становления от небольшого улуса в 50 домов до посёлка городского типа со стабильной экономикой, инфраструктурой, с динамичными показателями во всех сферах жизнедеятельности. И об этом говорят упрямые цифры. А для практической части мы отобрали несколько интересных фактов с цифрами.
Глава II. Практическая часть.
Используя исторический, краеведческий материал об Агинском Бурятском округе, в том числе и о поселке, составил математические задачи по каждому факту. При этом учитывал принцип научности и доступности содержания задач, виды текстовых задач для решения учащимися 3-4 классов [11].
После составления задач, мы их решали с одноклассниками в классе, а затем провели анкетирование, на сколько понравились им эти задачи, что они усвоили, какие знания получили о родном крае.
Факт 1. Первые поселения.
Задача 1. Население п. Агинское в 1900 году составляло 451 человек. Это в 40 раз меньше населения 2020 года. На сколько население выросло к 2020 году по отношению к
Задача 2.
Первое упоминание относится к 1811 году. Какой это век?
Вероятной датой основания считается 1780 год. А это который век?
Задача 3. Запишите соседей числа 1900.
Задача 4. Запишите римскими цифрами года: 1900, 1780, 1897, 1903.
Задача 5. Запишите годы по порядку: начиная с 1897, заканчивая 1903 годом.
Задача 6. Год основания считается 1780 год. Определите возраст посёлка на сегодняшний день.
Факт 2. Советское время
Задача 1. В 1921 году была открыта больница на 10 коек. Определите возраст АОБ (Агинская окружная больница) на сегодняшний день.
Задача 2. В 1930 году вышел первый номер аймачной газеты «Хамтын ажалша». Ныне газета «Агинская правда». Определите возраст газеты.
Задача 3. В 1921 году была открыта больница на 10 коек. В 2022 году- 118 коек. На сколько коек стало больше?
Задача 4. Расстояние от Площади до тубдиспансера 8 километров. Определите расход топлива на всю поездку, если на 1 километр он составляет 100 мл (миллилитров).
Задача 5. Площадь п.Агинское составляет 27 км 2. Выразите эту площадь в квадратных метрах.
Факт 3 . Население
Задача 1. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года бурят насчитывалось 11642 человека, русских- 3667, других национальностей 358 человек. Какова численность национального состава всего населения посёлка на 2010 год?
Задача 2. В поселке Агинское численность в 2021 году составляла 18 335 человек, что на 2 739 больше, чем в 2010 году. Какова была численность населения в 2010 году?
Задача 3. Национальный состав по данным Всероссийской переписи населения 2010 года:
Буряты - 11642 чел. (74,3%), Русские - 3667 чел. (23,4%), Остальные - 358 чел. (2,3%).
Изобразите эти данные на круговой диаграмме. Подпишите на диаграмме числовые данные.
Задача 4. Численность населения Забайкальского края составляет 1 043 467 человек, а численность населения Агинского Бурятского Округа на 969 502 человек меньше. Найдите численность населения округа.
Задача 5. Численность населения поселка Агинское в 1908 г составляла 451 человек, а в 1939 г- 4556 человек. На сколько увеличилась численность и за сколько лет?
Задача 6.Всего на 1 ноября 2022 года в поселке Агинское постоянно проживают 7945 мужчин и 9953 женщин. На сколько мужчин меньше, чем женщин?
Факт 4. Рельеф
Живописным горным массивом является Саханайский (г. Саханай - 1235 м и Ело - 1196 м), который тянется на юг и юго-восток и переходит в горы Барун-Ундур (1152,4 м) и Зун-Ундур (1166,7 м). Вся южная территория округа занята обширной Ононско-Агинской увалисто-холмистой высокой равниной со средними высотами - 650-750 метров. На юге ее ограничивают невысокие горы Малый Батур и Большой Батур, на западе гора Будалан (950 м) и на севере гора Сокто-Ула (1066 м).
Задача 1. Запишите горы, а именно числовые показатели в порядке уменьшения/ увеличения.
Задача 2. На сколько разница между горами Саханай и Ело? Какая гора выше Барун-Ундур или Зун-Ундур и на сколько?
Задача 3. На сколько выше Большой Батор, чем Малый Батор?
Факт 5. Экономика
Задача 1. Объем отгруженных товаров собственного производства в январе-июне 2021года составил 1 098 300 рублей, в том числе организаций промышленного производства 595 900 рублей. На сколько рублей больше отгруженных товаров собственного производства, чем товаров промышленного производства?
Задача 2. В городской местности введено 2708 квадратных метров общей площади жилых помещений, сельской местности – 324 квадратных метра. Вычислите разницу.
Задача 3.В структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 14,8% объема продукции, населения – 70,5%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 14,7%. Изобразите это соотношение с помощью диаграммы и части подпишите.
Задача 4. Пшеницы намолочено 5815 тонн, овса – 7591 тонна, ячменя – 619 тонн и новой для Забайкалья культуры – тритикале – 18 тонн. Сколько всего тонн намолочено зерновых культур?
Задача 5. В окотную кампанию получено 58104 ягненка, что на 393 головы больше, чем в прошлом году. Сколько ягнят было в прошлом году? Сколько всего ягнят получено за два года?
Задача 6. Настрижено шерсти 2 615 тонн, средний настриг шерсти с 1 овцы составил 2,7 кг. Сколько овец было острижено в среднем?
Задача 7. В 2019-2021 годах построено 50 детских площадок, 23 спортивные площадки, 6 хоккейных коробок и 18 воркаут-площадок. Сколько всего детско-спортивных площадок построено?
Задача 8. В Агинском округе в рамках государственных программ федерального и регионального уровней за 2019-2021 годы привлечено инвестиций на сумму 3 020 000 000. Из них в городской округ «Посёлок Агинское» 895 022 000 рублей, в Могойтуйский район – 848 136 000 рублей, в Агинский район – 733 092 000 рублей. Сколько инвестиций привлечено в Дульдургинский район? Сколько инвестиций привлечено в три района округа?
Факт 6. Климат.
Климат резко-континентальный. Зима с низкими температурами, слабыми ветрами, небольшим количеством осадков. Высота снежного покрова 3–6 см. Среднемесячная температура января –22 - –26 °C (абсолютный минимум –51 °C), июля +16 - +20 °C (абсолютный максимум +37 °C). Лето жаркое: 1-я половина сухая, 2-я – дождливая. Вегетационный период продолжается от 120 до 150 дней.
Задача 1. Вырази в месяцах 150 дней, 120 дней.
Задача 2. Какая разница между среднемесячной и абсолютной температурой января? Июля?
Вывод: исторических фактов и цифр, если разобраться, очень много. Следовательно, текстовых задач соответственно можно составить много. По каждому факту разработано по несколько задач разных видов: на разностное/кратное сравнение, увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение суммы/остатка, задачи на преобразование величин, единицами измерения времени, длины. В них идет также отработка вычислительных приемов с многозначными числами. Это соответствует программному требованию по математике для учащихся 3-4 классов.
Выполнив работу по составлению сборника, мы приступили к экспериментальной части. В классе апробировали решение задач (Приложение №2).
А затем провели опрос «Понравилось ли решать задачи и узнавать новые факты о родном крае?» (Приложение №3).
Таблица 1. Результаты опроса учащихся 4 «д» класса.
Вопросы |
Варианты ответов |
Результат: (человек/%) |
|
1. |
Понравилась тебе решать задачи? |
Да |
28/ 100% |
Нет |
0 |
||
Не очень |
0 |
||
2. |
Как ты думаешь, из текста задач ты узнал новые факты о своей родине? |
Да |
28/ 100% |
Нет |
0 |
||
Не знаю |
0 |
||
3 |
До решения задач я знал факты о родном крае: |
Много |
3/ 11% |
Мало |
10/ 36% |
||
Не знал |
15/ 53% |
||
4 |
После решения задач, я узнал о своём крае информации: |
Много |
28/100% |
Мало |
0 |
||
Ничего не узнал |
0 |
Одноклассники решали задачи с большим интересом и выразили мнение, что такая форма задач очень увлекательна и познавательна, так как здесь реальные факты из жизни нашего Агинского округа. Все ответили, что решая задачи, узнали новую информацию о ней. В дальнейшем, каждый может найти интересные факты о нашем округе и на основе этого разработать свои задачи, тем самым пополнив данный сборник.
Заключение
Изучив проблему с теоретической и практической точки зрения, мы пришли к выводу, что краеведение – это научная область, занимающаяся исследованием определенной территории, ее климата, исторической динамики развития, особенностей рельефа, географических и археологических характеристик. Краеведение для учащихся служит основой познания родного края, расширения и углубления знаний о своем месте проживания. А решение задач с использованием фактов и числовых показателей о ней, с элементами краеведения поспособствуют формированию аналитических навыков, укреплению математических способностей. Если объединить математику и краеведение, то это позволит развить творческое воображение учащихся на уроках математики, сформировать математическую культуру, сделают уроки математики более увлекательными.
Таким образом, я изучил свой поселок, округ, ведь каждый из нас должен знать свою малую Родину во всех аспектах. Работа была интересной и полезной. Научился делать выводы, обобщать, систематизировать материал, представил свой край в цифрах.
Поставленная цель и задачи достигнуты полностью.
Полученный материал доказывает, что изучая числа и величины, можно познакомиться с историей родного края, как сделал это я.
На основании данных моего исследования я сделал выводы: цифры меняются каждый день.
Гипотеза подтвердилась: если я смогу составить сборник задач по математике на основе использования фактических точных данных, то он поможет мне и моим одноклассникам лучше разузнать и полюбить свой родной округ.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по изучению краеведческого и исторического материала о моей малой родине и пополнить свой сборник новыми интересными нестандартными заданиями на логическое мышление, хочу предложить одноклассникам поучаствовать в этом увлекательном деле.
Список литературы:
Орлов В.А. Использование краеведческого материала на уроках математики. /В.А. Орлов// Начальная школа. 2015 -№2. - с. 23.
Перевозный А.В. Использование краеведческого материала на уроках математики./ А.В. Первозный. – М.: Просвещение, 2013 – с.52.
Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования : материалы Второй регион. науч.-методич. конф., г. Балашов, 8 апреля 2011 г. / под общ. ред. О. А. Фурлетовой. — Балашов: Николаев, 2011. — 104 с.
К.К. Васильева,Н.А. Анучина ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ И АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ // Вестник ЗабГУ. — 2012. —.
Нимаев Д.Д., Нанзатов Б.З. Родоплеменные и этнотерриториальные группы бурят в XVII-XIX вв. // Буряты. Наука. — 2004.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5
http://www.aginskoe.ru/
Газета «Агинская правда» № 115 (13307) -24.09.2022
https://spravochnick.ru/pedagogika/ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala_na_urokah_matematiki_v_nachalnyh_klassah/
Приложение №1
Сборник задач «Моя малая Родина в цифрах и фактах»
Приложение №2
Фото. Мой сборник задач.
Приложение №3.
Опрос учащихся.
Вопросы |
Варианты ответов |
Результат: (человек/%) |
|
1. |
Понравилось тебе решать задачи? |
Да |
|
Нет |
|||
Не очень |
|||
2. |
Как ты думаешь, из текста задач ты узнал новые факты о своей родине? |
Да |
|
Нет |
|||
Не знаю |
|||
3 |
До решения задач я знал факты о родном крае: |
Много |
|
Мало |
|||
Не знал |
|||
4 |
После решения задач, я узнал о своём крае информации: |
Много |
|
Мало |
|||
Ничего не узнал |