Числа в нашей жизни

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Числа в нашей жизни

Крашенинникова Е.М. 1
1МБОУ СОШ №6, г.Верхняя Салда
Крюкова Л.В. 1
1МБОУ СОШ №6, г.Верхняя Салда
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Все в мире - есть Число!»

«Миром правят числа»

Пифагор

Когда-то на первом уроке математики учитель нас спросила: «Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны числа?» Мы начали отвечать: «Считать, сравнивать, решать задачи». И тогда учитель сказала, что все, что мы будем делать на уроке с числами, нам очень пригодится в жизни. Меня заинтересовало, какую же роль играют числа в нашей жизни? И тогда я решила провести исследование и узнать о роли чисел в нашей жизни.

Отсюда вытекают следующие вопросы:

  • Где встречаются числа в повседневной жизни?

  • Как мы изучаем числа на уроках и откуда они произошли?

  • Можно ли обойтись без чисел?

Таким образом, необходимо решить следующие задачи:

  • собрать и изучить материал о числах;

  • узнать из литературных источников, где могут встречаться числа;

  • выяснить с помощью наблюдения, где встречаются числа в нашей жизни и их влияние на нас;

  • опросить учащихся нашего класса и сделать выводы.

Цель моей работы – узнать, какую роль играют числа в нашей жизни.

Гипотеза: я предполагаю, что в результате этой работы я расширю свои познания о том, как используются числа в нашей жизни.

Методы исследования: сбор информации, анализ, наблюдение, опрос.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Числа и действия с ними не были придуманы каким-то од­ним человеком. Ещё в самые отдалённые времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать поля, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.

Однако первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет назад древние пастухи стали делать из глины кружки - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.

Но в стаде были не только овцы, но и коровы, и ослы. По­этому пришлось из глины делать и другие фигурки. Переклады­вать глиняные фигурки и камешки, делать зарубки на дереве было довольно утомительным занятием. Но прошло много тыся­челетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел.

Учиться требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходи­лось охотиться на крупных зверей. Охотились наши предки ино­гда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было умело окружить зверя. Старший расставлял людей определён­ными группами, а для этого он должен был уметь считать. А так как названий чисел тогда ещё не было, он показывал число на пальцах.

К стати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счёта, особенно когда люди стали обмениваться предметами своего труда. Желая обменять сделанное им копьё с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на зем­лю свою руку и показывал, что против каждого его пальца нуж­но положить шкурку. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги.

Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Они так тесно связаны со счётом, что на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить». В русском языке слово «пять» напоминает «пясть» - кисть руки. А в Англии первые 10 чисел называют общим именем - «пальцы». Значит, и анг­личане когда-то считали по пальцам!

О том, как появились имена у чисел, учёные узнают, изучая языки различных племён и народов. Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название для числа «один» связывалось со словом «солнце». А название для числа «два» - с предмета­ми, встречающимися попарно: с крыльями, глазами, ушами. А всё, что шло после двух, называлось «много».

Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут при­думали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для 1 и 2. Например, чтобы назвать чис­ло «пять», говорили «два-два-один».

Позднее другие племена дали особое имя числительному, которое мы называем «три». Оно стало применяться вместо сло­ва «много». И даже сейчас мать, рассердившись на сына, гово­рит ему: «Что, я три раза должна повторять одно и то же!» Так постепенно люди осваивали счёт. Первые названия чисел стали применять 20-25 тысяч лет назад.

Долгое время после того, как появились названия чисел, лю­ди их не записывали. Причина для этого была самая уважитель­ная - они ещё не умели писать. Поэтому прибегали к зарубкам на дереве или на кости, к узелкам на верёвках, рисункам на мяг­кой глине и т. д.

Но всё же это была ещё не настоящая арифметика. Эти знач­ки обозначали не числа, а предметы — головы скота, мешки зер­на, кувшины масла. Их приходилось изображать столько, сколь­ко было предметов.

И вот примерно 5 тысяч лет назад было сделано замечатель­ное открытие. Люди догадались, что можно знаком обозначать не одну голову скота, а сразу 10 или 100 голов. Так стали появ­ляться цифры.

Слово «цифра» возникло от арабского слова «сифр». Вот что пишет в 1202 году в «Книге об абаке» Леонардо Пизанский: «Девять индусских знаков следующие: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. С по­мощью этих знаков и знака 0, который называется по-арабски «сифр», можно написать какое угодно число».

В дальнейшем словом «цифра» стали называть все эти знаки. Любопытно отметить, что порядок цифр в тексте Пизанского отражает арабское заимствование, поскольку арабы пишут тек­сты не слева направо, а справа налево.

Древние греки и евреи применяли алфавитную систему ну­мерации: числа от единицы до девяти, а затем все десятки и сот­ни обозначались буквами в порядке алфавита, над которыми ставилась черта. Создатели славянского письма перенесли этот прием на новую почву: знаки кириллицы, соответствовавшие греческим буквам, получили те же числовые значения, сверху ставилось титло (надстрочный знак над сокращенно написанным словом или над буквой, употребленной в значении цифры в древней и средневековой письменности). Таким образом, приходилось запоминать 27 чи­словых знаков - цифр.

В Западной Европе вплоть до XVIII века в официальных до­кументах применялась римская буквенная нумерация. Она ис­пользовала всего семь цифр: I - 1, V - 5, X- 10, L - 50, С - 100, D - 500, М - 1000. Число также записывалось в виде последова­тельности цифр, но из эстетических соображений запрещалось четырехкратное повторение одной и той же цифры. Так что чис­ла 4, 9, 40, 90, 400, 900 обозначались соответственно как IV, IX, ХL, ХС, СD, СМ, - меньшая по значению цифра оказывалась левее большей (но часовщики упорно писали на циферблатах ПП, чтобы не путать с шестеркой VI). Римские цифры используются до сих пор в обозначениях дат и в порядковых номерах. Приме­ры: 31.XII, Сонет ССLХ1Х, XIV съезд ВКП (б), папа Иоанн XXIII, аккорд VI ступени.

Интересны были различные способы обозначения чисел, придуманные египтянами и вавилонянами, греками и римляна­ми. Но у всех этих методов был один недостаток: по мере уве­личения чисел нужны были всё новые и новые знаки. Величай­ший древнегреческий математик Архимед научился называть громадные числа, но обозначать их он не умел. Не хватило ему самой малости. Архимед, один из гениальнейших математиков в истории человечества, не додумался до... нуля!

Знакомясь в 1 классе с числом 0, вряд ли кто из нас пред­ставлял, что это - одно из величайших изобретений в математи­ке. Без нуля не было бы современной математики, не было бы таких достижений человеческого разума, как вычислительные машины и космические корабли.

Впервые 0 был придуман вавилонянами примерно 2 тысячи лет назад. Но они его применяли лишь для обозначения пропу­щенных разрядов в середине числа. Писать нули в конце записи числа они не догадались.

В Индии примерно полторы тысячи лет тому назад 0 был присоединён к девяти цифрам. Появилась возможность обозна­чать этими цифрами любое число, как бы велико оно ни было. И самое главное, запись таких гигантских чисел стала довольно короткой.

Если бы живший 30 тысячелетий тому назад древний человек имел представление о миллионе и захотел бы изобразить это число в виде зарубок на волчьих костях, ему пришлось бы истребить 20 тысяч волков. А для записи миллиарда не хватило бы волков во всех европейских лесах. Теперь же вся запись умещается в одной строке!

Индийской системой обозначений мы пользуемся до сих пор. Арабы заимствовали у индийцев цифры и позиционную десятичную систему записи чисел. Европейцы узнали её от арабов. Поэтому наши цифры, в отличие от римских, стали называть арабскими. Правильнее было бы называть их индийскими. Они употребляются в нашей стране начиная с XVII века.

По древней традиции каждое число имеет своё магическое значение. Любое число - произнесённое, написанное, воплощённое в количестве тех или иных предметов - обладает определённой магической силой. Магия чисел может оказывать больше влияние и на вашу повседневную жизнь. Например, иногда цифры в вашем адресе или телефонном номере могут помочь вам в при­нятии сложного решения или явиться сигналом того, что вы при­ближаетесь к поворотному моменту в вашей жизни.

Числа - это ключ к пониманию человеческого поведения, один из простых методов для изучения и тренировки дарований человека. Изучение символики чисел помогает определить ин­дивидуальность человека, его силу и талант, препятствия, кото­рые он встретит на жизненном пути, методы их преодоления. Если знать значение чисел и их характеристики, то можно сохранить много сил, средств и времени.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Числа в нашей жизни

Еще до школы мне часто встречались числа в загадках, пословицах и поговорках. Каждый народ имеет свой набор пословиц, поговорок и загадок. Именно пословицы и поговорки стали истинным выражением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации.

Основой пословиц или поговорок является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа.

Один в поле – не воин.

Два друга – мороз да вьюга.

Не узнай друга в три дня, узнай в три года.

Без четырех углов изба не рубится.

Пятое колесо в телеге.

Ты, шестой, у ворот постой.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Коза пропала: было восемь – девять стало.

На гору десятеро тянут, под гору один столкнёт.

Загадка – один из самых древних жанров устной поэзии. На сегодняшний день собрано большое количество самых разнообразных загадок. Почти все дети любят отгадывать и загадывать загадки. Загадки придуманы не только ради забавы. В загадках немало ценных сведений об окружающем мире. Загадка – это краткое описание предмета или явления. Особое значение загадка имеет для развития мышления. Заставляет наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадка – своеобразный тренажер для ума. Она приучает к размышлениям и доказательствам. Учит логически мыслить, анализировать и делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления.

Два братца в воду, глядятся –

Век не сойдутся. (Берега)

******

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. (Светофор)

Игры, в названиях которых есть числа:

«На одной ножке»;

«Третий лишний»;

«Вдвоём одну верёвку»;

«Семеро одного не ждут»;

«Я знаю пять имён, птиц, животных…».

Я даже узнала физминутку с числами:

Чтоб совсем проснуться,
Надо подтянуться.
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть и семь — с улыбкой встать.
Восемь - можно день начать.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться — три, четыре—

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку!

Стихотворения про числа:

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра «два».

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра 3.

Тройка третий из значков –

Состоит из трёх крючков.

За тремя идёт четыре,

Острый локоть оттопыря.

Смотри, четыре – это стул,

Который я перевернул.

На бумаге цифра 5.

Ручку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Рады мы её принять.

Что мы обычно видим, когда читаем стихотворения' «Странный вопрос, - скажете вы. - Конечно, буквы, слова, фразы...» А мы предлагаем вам почитать стихотворения из чисел. Очень здорово получается.

Весёлое стихотворение: Грустное стихотворение:

2- 15- 42 511 - 16

42- 15 5 – 20 - 337

37- 08 5 712 - 19

20- 20- 20! 2000000 - 47

7- 14- 100- 0

2- 00- 13

37- 08- 5

20- 20- 20!

Частушка: Считалочка:

117- 117 2 – 12 - 46

19- 9- 5 48 – 3 - 06

117- 117 33 – 1 - 103

48 -35! 8 – 30 – 32

И даже песни: «33 коровы» музыка М. Дунаевского, «Дважды два четыре» слова Пляцковский М., музыка Шаинский В., «Жили у бабуси два веселых гуся», украинская народная песня, «Вместе весело шагать по просторам» слова Матусовский М.. Шаинский В., «Четыре черненьких чумазеньких чертенка» слова Гин В., музыка Николаев И..

Из литературы и сети интернета я узнала, что числа используются в названиях сказок, фильмов, мультфильмов. Например: М. Михайлов «Два мороза», С. Михалков « Три поросенка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Остер «38 попугаев», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Али Баба и 40 разбойников», Ю. Олеша «Три толстяка», В. Каверин «Два капитана».

2.2. Исследования и наблюдения

Изучение чисел в школе

На уроке математики в первом классе мы изучаем числа и цифры. Мы узнали, какое количество предметов можно обозначать цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Трудно было научиться правильно и красиво писать цифры. Они были корявыми и кривыми, постоянно вылезали из клеточки.

Мы их лепили рисовали. На уроках музыки мы выучили 7 нот. На уроках физкультуры мы научились рассчитываться по одному, на первый – второй, перестраиваться в колонну по два, по три, выполнять упражнения под счет.

Теперь все в нашем классе могут считать до 10, 20 или 100. А всего в нашем классе 28 учеников: 15 девочек и 13 мальчиков. У каждого из ребят по 2 глаза, 2 уха, 2 руки, 2 ноги, 1 нос, лоб, живот, голова, на руках и ногах по 5 пальцев. Внимательно на доску смотрят 56 глаз и слушают 56 ушей.

Я сосчитала: чтоб добраться до класса надо, сначала, открыть 2 двери подняться по 16 ступенькам. Наш класс находится на 2 этаже, его номер – 208.

Что же такое число и цифра? Я обратилась к толковому словарю, оказывается, слово число – многозначное. В первом значении обозначает основное понятие математики – величина, при помощи которой производится счет. Цифра – это знак, обозначающий число. Встречаются арабские цифры и римские.

Где мы встречаемся с числами

Жизнь каждого человека окружена числами: я родилась 30 ноября 2013 года, в 11ч. 55 мин., весила 3 кг. 300 гр., рост – 51 см. Когда мне было 7 месяцев я сказал «ма-ма», в 12 месяцев я начала ходить. В 1 год и 2 месяца я пошла в садик, а в 5 лет я научилась читать. В 6 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа везде:

  • на дверях квартир;

  • на подъездах домов;

  • на зданиях;

  • на номерах машин;

  • на документах;

  • в магазине, на рынке, на ценниках;

  • на автобусах и на билетиках;

  • номер сиденья в театре; 

  • на страницах книг, журналов, календарей;

  • на вещах;

  • на деньгах;

  • на часах;

  • на дорожных знаках;

  • в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая);

  • в каждом дне рождения тоже есть число;

  • на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники;

  • включая телевизор, ищу канал 8 «Карусель», а мой любимый канал находится на кнопках 3-0-3

   

Числа в названиях предприятий и организаций городов

Когда мы ходим по городу, то видно, что люди ис­пользуют числа, чтобы дать названия своим организациям, пред­приятиям? я провела наблюдения и нашла некоторые из них:

  • магазин «Седьмой континент»;
    - аптека «36 и 6»;

  • магазины «Пятёрочка», «Семерочка»;

  • ювелирная сеть «Золото 585»;

  • банкомат 24 часа»;

- стоматология «32+».

И поиски продолжаются.

Опрос одноклассников

Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к числам. По результатам анкетирования:  5,7 – любимые их числа, нелюбимые: 2,1. На вопрос: «Зачем людям счет?» ребята ответили так: чтобы решать задачи и примеры; чтобы знать, в каком ты учишься классе, сколько тебе лет; чтобы все можно было сосчитать, в том числе и деньги, и узнать много их или мало. Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись. На вопрос: «Можете ли вы назвать свою дату рождения, не применяя числа?» ребята, конечно, же ответили нет.

Цифры-лидеры в номерах телефонов детей нашего класса.

Когда человек чаще всего называет в разговоре числа? Оче­видно, называя номер своего телефона. Я проверила, какую цифру чаще называли дети класса, когда сообщали свой номер.

И снова вперёд выходит 5! За семёркой также идут 6, 2,9. Не­вероятно! Ведь номер городского телефона не выберешь. Может быть, когда часто произносишь числа, то они становятся люби­мыми?

Заключение

При работе над данной темой я узнала много нового о про­исхождения чисел, об их использовании в жизни человека. Поняла, что без знания математики обойтись невозможно. Как, например, подсчитать, сколько нужно кирпичей для постройки дома, сколько металла для корабля или сколько дерева для дет­ского кубика? Поэтому математику называют королевой всех наук. Выучим её получше - станем «королями»!

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не сможет подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звёзд арифметика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины куёт,

До самого неба рукой достаёт.

Считайте, ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте,

Вас числа научат точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!

Ю. Яковлев

Мне было интересно проводить исследование. Без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Числа хранятся в пословицах, поговорках, загадках и позволяют лучше раскрыть их смысл. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате. Нумерология даты позволяет выявить скрытые возможности, указать наилучшую для развития личности дорогу. Эта наука меня заинтересовала, я хочу узнать о ней  больше.

Прав был Пифагор: «Миром правят числа!»

Литература

1. Александрова, Э. Б. В лабиринте чисел / Э. Б. Александро­ва, В. А. Левшин. - М., 1977.

  1. Ашукин, Н. С. Крылатые слова / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина.-М., 1987.

  2. Волина В.В. Праздник числа, Москва, «Знание», 1993

  3. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. - М. :ГИХЛ, 1957.

  4. Житомирский, В. Г. Математическая азбука / В. Г. Жито­мирский, Л. Н. Шеврин. - М. : Просвещение, 1989.

  1. Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок /В. П. Жуков. - Изд. 2-е. - М. : Советская энциклопедия, 1967.

  2. Кордемский, Б. А. Математические завлекалки / Б. А. Кордемский. - М.: Издательский дом ОНИКС : Альянс-В, 2000.

  3. Костанян, Н. Н. Русская народная словесность / Н. Н. Костанян. - М. : Просвещение, 1994.

  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000.

  1. Русские народные загадки / сост. Ю. Г. Круглов. - М. :Просвещение, 1990.

  2. Русские народные пословицы и поговорки / сост. А. М. Жи­гулёв. - Устинов, 1986.

  3. Русское народное поэтическое творчество : хрестоматия :пособие для студентов нац. отделений пед. институтов / сост.Ю. Г. Круглов. - Изд. 3-е, дораб. - СПб. : Просвещение, 1993.

  1. Трутнев, В. П. Считай, смекай, отгадывай / В. П. Трутнев.-М., 1973.

  1. Энциклопедический словарь юного математика / сост.А. П. Савин. - Изд. 3-е и доп. - М. : Педагогика-Пресс, 1997.

17. Интернет-ресурсы.

http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479

http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm

Просмотров работы: 124