Внимание школа - зона повышенного волнения!

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Внимание школа - зона повышенного волнения!

Балакина Е.А. 1
1ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Новожилова А.А. 1
1ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Да-да! Я очень сильно переживаю из-за учебы в школе, из-за оценок, контрольных и проверочных работ. И, конечно же, мне хочется чувствовать себя спокойнее и увереннее в школе, а также помочь другим детям, которые тоже сталкиваются с этой проблемой.

Вы можете спросить, зачем нужно вообще вникать в эту тему, если можно просто подойти к школьному психологу, рассказать ему о своих проблемах и получить рекомендации по их устранению. Но ведь не в каждой школе есть психолог - это раз; психолог, конечно хорошо, но все равно это взрослый человек, и не всегда он смотрит на наши детские проблемы с нашей точки зрения; ну и третье, конечно хочется самой научиться справляться с трудностями в школе и преодолевать иногда, так некстати, возникающую дрожь в коленях и желание сгрызть всю канцелярию и даже учебники. Ведь спасение утопающих – дело рук самих утопающих!

Цели моего исследования таковы:

1. Понять, одинаково ли все дети переживают из-за оценок в школе и меняется ли отношение к учёбе с возрастом.

2. Выяснить, каковы причины возникновения волнения.

3. Узнать, помогает или мешает волнение успешной учёбе.

4. И еще одна корыстная цель: перестать волноваться самой по всяким мелочам и пустякам, касающимся учебы.

Перед собой я поставила следующие задачи:

Проанализировать, как дети справляются со своими переживаниями по поводу учебы. Помогают ли им в этом учителя и родители. 

Разработать метод обнаружения и анализа проблемы волнения от учебного процесса.

На основе собственных опытов и наблюдений, а также по результатам опроса школьников разных возрастов разработать рекомендации по преодолению волнительных моментов, связанных с учебным процессом. 

Научиться принимать неудачи, с которыми мы сталкиваемся в учебе. Проживать их и с полученным опытом уверенно продолжать грызть гранит науки.

Глава 1. Волнение.

Что такое волнение?  Его польза и вред для здоровья.

Волнение - это состояние нервного возбуждения вызванного ожиданием чего-либо нового, неизвестного. Волнение может носить, как негативный, так и позитивный характер. Если мы ожидаем чего-то приятного, то испытываем чувство волнения (предвкушение), если нам кажется, что произойдёт что-то неприятное, то волнение переходит в состояние тревожности. Такое определение этому чувству даёт энциклопедический словарь.

С одной стороны чувство волнения и тревоги мешают ученику в процессе обучения. Для усвоения материала, говорят учёные, человеку, который нервничает необходимо уделить больше времени, нежели человеку  в спокойном состоянии, т.к. мозг волнующегося человека постоянно отвлекается на дополнительные раздражители. Волнующийся ученик менее собран, его внимание рассеивается. 

Но, почитав различные научные статьи, я поняла, что волнение - это не так уж и плохо. Наш организм таким образом реагирует на важные предстоящие события, вырабатывая определённые гормоны, которые помогают человеку сконцентрироваться, мобилизовать свои силы и справиться с неизвестными трудностями или сложностями. При отсутствии определённого уровня волнения, человек не готов принимать сложные жизненные ситуации и выходить из них победителем.

Есть также мнение некоторых ученых, которое можно сформулировать так: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Т.е. школьник, испытавший волнение и стресс в определенной ситуации, пережив ее, в следующий раз может реагировать на эту ситуацию более спокойно.

Почему дети волнуются из-за учёбы в школе?
Мы приходим в школу в первую очередь за знаниями. Но не всегда справляемся с задачами, которые нам ставят без препятствий, с легкостью и быстротой. От этого и возникает неуверенность в себе.

Причин для волнения от учебного процесса много, но все их можно разделить на две группы: 

1. Страх получить плохую оценку.

2. Боязнь совершить ошибку и выглядеть смешно или глупо в глазах других людей.

Немного углубимся и расшифруем каждую из этих двух групп. 

1.3 Что или кто стоит за страхом получить плохую отметку?

а) Вспомните ругали ли Вас в детстве родители за двойки или тройки? Ну конечно! Мало таких людей, которым все равно как учится их ребёнок, и иногда родители просто перегибают палку в своих требованиях к родному чаду.  Некоторые начинают выражать недовольство даже тогда, когда ребёнок приносит домой четвёрку. Естественно для ребёнка (особенно в начальной школе, как показали мои исследования) мнение родителя является очень важным и значимым. Поэтому у школьника начинается гонка за хорошими оценкам в угоду родителям. И уровень волнения увеличивается.

б) Иногда, при плохой успеваемости, учитель оказывает на ребёнка давление, пытаясь достучаться до его глубоко спрятанной сознательности. Звучат пугающие фразы про "второй год", "переходит в другую школу" и тому подобное. Конечно, от этого тревога у нашего двоечника возрастает. Но у детей, которые постоянно не готовы к уроку, чувство тревоги притупляется. Иногда они становятся зависимыми от подсказок одноклассников, и при внезапном отказе друзей помочь, испытывают стресс.

в) Также страх перед оценками появляется у ребёнка (чаще в средней школе), если он учится хорошо. И как следствие, должен "держать марку" и в глазах одноклассников, и ни в коем случае не уронить планку, поставленную уже самим собой для себя любимого.

г) Ну и в старших классах преобладает уже страх несколько иного характера перед оценками. Дети "с головой" начинают работать на баллы, которые они получат на ЕГЭ. Ведь от этих баллов, как им кажется (а зачастую они оказываются правы), зависит их поступление в ВУЗы и вся дальнейшая жизнь. Поэтому любой промах (в виде оценки) в школе воспринимается ими, как трагедия вселенского масштаба. Особенно если плохая оценка получена по предмету, который будет сдаваться на выпускных-вступительных испытаниях.

1.4 Боязнь быть глупым и смешным в глазах окружающих.

Обычно такой вид волнения характерен для детей робких, застенчивых, для тех, кто имеет особенности во внешнем виде или некоторые отклонения от общепринятых норм ( например дефект речи). Для тех кто не является лидером в классе. У этих детей обычно мало друзей и приятелей среди одноклассников. Но иногда и обычный ученик может оказаться в неловкой ситуации, отвечая устно у доски и допустив ошибку, или неправильно произнеся слово, он может быть осмеян одноклассниками и это вызовет в ребёнке развитие чувства волнения перед следующими публичными выступлениями в классе.

Некоторые дети волнуются перед письменной работой, другие переживают, когда необходимо устно отвечать у доски.

Есть дети, нервной системе которых, внезапная контрольная может нанести вред гораздо больший, чем запланированная, а кто-то наоборот, готовясь к проверочной, контрольной, зачёту или экзамену накручивает себя так сильно, что перед самим испытанием чувствует себя выжатым как лимон.

Все мы разные, все мы волнуемся в школе не зависимо от возраста, пола, успеваемости. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но нужно как-то контролировать свои чувства и эмоции для успешной учёбы и сохранения здоровья. Как действовать и что предпринять, чтобы наше волнение было у нас под контролем и когда стоит обратиться за помощью к взрослым людям (родителям, учителям и психологам). Об этом мы поговорим в следующей главе.

Глава 2. Мои опыты, исследования и наблюдения.

«Календарь накала страстей».

В своих опытах я решила пойти от частного случая к общему, то есть сначала понаблюдать за собой, за своим состоянием в школе и дома, а потом сравнить результаты с другими учениками моего класса, средней и старшей школы, чтобы узнать, как в процессе обучения преобразуется состояние школьника. Вырабатывается ли к старшей школе так называемый иммунитет к страху перед контрольными или же удел ученика до конца обучения дрожать, как осиновый листок при слове ЗАЧЕТ или того хуже ЭКЗАМЕН!

Для начала мне нужно было понять, когда я волнуюсь больше всего, связано ли мое состояние с приближением важных контрольных работ или оно усиливается к концу четверти, во время выставления итоговых отметок или волнение усиливается от усталости. Хотелось проверить на личном опыте, как быстро проходит нервное напряжение после испытаний в школе или оно накапливается и усиливается перед следующей работой.

Целых полтора месяца я усердно вела «календарь накала страстей». Ежедневно в этом календаре я отмечала утром, днем и вечером уровень моего волнения по 10-ти бальной шкале. В нем фиксировалось наличие или отсутствие запланированных на этот день, а также внезапных письменных или устных работ по разным предметам, указывались отметки, которые я получала в школе. Здесь я отмечала и время, которое было потрачено на подготовку домашнего задания, уровень усталости и наличие дополнительных внешкольных занятий.

Проанализировав утреннюю, дневную и вечернюю шкалы диаграмм волнения я получила следующие результаты:

Волнение утром перед школой в течение всего периода исследования сохранялось в пределах средних показателей. Я называю это состояние «в школу во всеоружии». Таким образом мой организм готовится к предстоящим трудностям, с которыми я могу столкнуться в школе.

Шкала волнения дневная - самая нестабильная, здесь присутствуют и минимальные и максимальные показатели. Они напрямую зависят от наличия или отсутствия контрольных и проверочных работ в школе. С этими всплесками волнения я начала активную борьбу, но об этом позже.

Третья вечерняя шкала порадовала и меня и мою маму. Вечерние показатели волнения, в основном, находятся на низком уровне. Это значит, что волнение, которое я испытываю в школе, быстро проходит не накапливается, не усиливается, т.е. я не нахожусь в постоянном стрессе от учебы. Это Здорово!

Также я могу сделать вывод, что количество домашнего задания, наличие или отсутствие дополнительных занятий в кружках и общая усталость не прибавляет мне дополнительного волнения перед предстоящим днем. Скорее наоборот, занятия в художественной школе и на танцах помогают переключить внимание со школы на другие интересные вещи.

И еще, градус волнения ближе к концу четверти, в моем случае, не повышается, это связано с равномерной нагрузкой в течение всей четверти.

2.2 Анализ анкетирования учеников старшей, средней и начальной школы.

Теперь переходим к результатам, которые показали опросы школьников. Тезисы, которые я должна подтвердить или опровергнуть:

Волнение, которое мы испытываем в школе, не зависит от успеваемости, как бы ребенок не учился в школе, он все равно будет переживать из-за учебного процесса.

В начальной школе дети учатся для родителей и волнуются из-за оценок, больше всего, т.к. боятся огорчить маму с папой.

В средней школе учащиеся волнуются из-за учебного процесса меньше всего, по сравнению с младшей и старшей школой.

В старшей школе усиливается волнение перед предстоящими экзаменами, но ученики более стрессоустойчивы и спокойнее относятся к учебе, чем малыши.

При помощи данного исследования я хочу выявить процент детей, которых вообще не волнует учебный процесс; понять насколько сильный стресс испытывают дети в школе, какие у них появляются вредные привычки из-за учебы; а также узнать, как мы сами пытаемся справиться с волнением и когда чувствуем себя более комфортно.

Результаты опроса показали следующее:

В старшей школе самым тревожным для учеников является учебный процесс, так ответили 42% опрошенных, в 3-ем и 6-ом классах дети больше всего боятся попасть в неловкую ситуацию и выглядеть смешными в глазах окружающих (46% и 51% опрошенных соответственно). Но в младшей школе достаточно большой процент учеников (24%) отметили, что им некомфортно от неустанного участия родителей в школьной жизни!

Приблизительно поровну во всех классах делятся дети на тех, кто не любит устно отвечать у доски, и на тех, кто больше переживает из-за письменной работы.

С уверенностью можно сказать, что все дети предпочитают знать о предстоящей письменной работе заранее, чтобы иметь возможность подготовиться и настроиться психологически. Хотелось бы, чтобы учителя учитывали этот факт.

В старшей школе не волнуются из-за оценок вообще 33% опрошенных, в средней – 29%, а в младшей - всего 6%. Но большая часть детей все же переживают из-за успеваемости кто-то (и таких большинство в средней и старшей школе) считает, что от оценок зависит его будущее. Чуть меньше детей говорят, что оценки отражают их знания, такое же количество опрошенных боятся реакции родителей и учителей. ДАЖЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ! Родители будьте внимательнее!

Вредные привычки, связанные с учебным процессом возникают у 75% старшеклассников, у 83% учеников средних классов и у 98% малышей.

Уверенность в себе от выученного урока возникает у 40% учеников старшей школы, 32% учеников 6-го класса и 25% малышей. Второй по популярности ответ в 6 и 11 классах – это надежда на помощь друга в трудной ситуации. В третьем классе дети спокойнее себя чувствуют, если мама сказала, что не будет ругать за плохую оценку и если ребенок подкрепился шоколадом перед контрольной, ведь так писать гораздо сытнее и спокойнее, а еще говорят – шоколад помогает работе мозга.

Максимальный стресс старшеклассники испытывают перед контрольной, а ученики средних классов перед контрольной и после нее. Ученики начальной школы трясутся больше всего после контрольной работы (Это говорит о неуверенности в своих знаниях или о том, что ребенок ждет подвоха от учителя).

Мои опросы показали отсутствие зависимости тревожности ученика от его успеваемости. Попадались анкеты детей, которые учатся на одни пятерки и пятерки и четверки, но при этом они говорили, что совсем не переживают из-за оценок в школе. Другие дети из этой же категории сообщали, что волнуются из-за учебного процесса. И такие разные анкеты попадались во всех группах по успеваемости. Может это связано с отсутствием отъявленных двоечников в нашей школе или с малым числом опрошенных.

Глава 3. Выводы и рекомендации.

Как показали исследования в средней и старшей школе около 70% детей испытывают волнение, связанное с оценочной системой в школе. В младшей школе этот показатель гораздо выше – 94%. Каждый из нас пытается самостоятельно или с помощью окружающих минимизировать стресс от школы. Основные причины волнения детей из-за учебы связаны с неуверенностью в себе, плохой подготовкой к урокам и излишним давлением взрослых.

В данной главе своей работы я попытаюсь обобщить те способы борьбы со школьным волнением, которыми поделились со мной ученики моей гимназии. Дать свои собственные рекомендации для детей, родителей и учителей, а также привести советы специалистов психологов.

3.1 Как обнаружить проблему?

Для меня стало неожиданностью, что придуманный нами с мамой «календарь накала страстей» позволил достаточно четко определить мое состояние и выявить проблему, с которой нужно бороться (мне нужно работать над стабилизацией своего волнения в дневные часы, когда я нахожусь непосредственно в школе; необходимо научиться принимать внезапные проверочные работы со «спокойным сердцем и холодным разумом», а также не расстраиваться, когда я получаю любую другую оценку, кроме пятерки).

Если Вы чувствуете, что эмоции берут верх над разумом, но не можете понять с чего начать, как выявить то, что не дает Вам покоя. Если Вам кажется, что Вы постоянно волнуетесь, то «Календарь накала страстей» поможет оценить Ваше состояние (см. Приложение 2), но заполнять его нужно не менее месяца, тогда картина будет более четкой.

Обработка полученных результатов:

Высокий уровень волнения – это плохо. Если утром перед школой вы видите у себя преобладание высоких цифр по шкале волнения от 7 до 10 (более 20%) это значит, что школа для Вас постоянный стресс и уже в начале дня Вы не готовы встретить во всеоружии предстоящие испытания.

Преобладание средних цифр (от 4 до 6) говорит о том, что вы настроены на борьбу.

Низкие же цифры свидетельствуют об отсутствии волнения перед предстоящим школьным днем, это может повлиять на уровень концентрации внимания и собранность во время уроков (эти показатели могут быть также понижены).

Днем – главное стабильность. Не должно быть резких перепадов: есть контрольная – волнение высокое, нет контрольной – волнение низкое. Ты либо уж волнуйся всегда, либо, что лучше держи свое волнение на среднем уровне. Иначе организм изматывается, и ты не сможешь контролировать свои переживания.

Вечером волнение от учебного процесса в норме должно уходить в низкую зону (от 0 до 3). Этому может способствовать смена деятельности (прогулки, секции, кружки, даже телевизор). Если этого не происходит, то можно говорить о том, что Вы накапливаете стресс. Лучше не надо так! Можно лопнуть!

В Выходные дни в идеале вы не должны испытывать волнения от учебного процесса. Оно может появляться в воскресенье вечером и не должно превышать средних показателей по Вашей индивидуальной шкале.

3.2 Рекомендации ученикам.

Вы скажете: «Хорошо говорить со стороны, но как это сделать в реальной жизни? Как не волноваться? Как не накапливать волнение от учебы?» Ученики моей гимназии помогли мне сформулировать ряд рекомендаций по этому поводу:

1. Хорошая подготовка урока снижает уровень волнения. Так что в первую очередь нужно учить уроки! Смысл волноваться, если все знаешь!

2. Если есть возможность, садитесь за парту с ПРОВЕРЕННЫМ человеком, на которого можно положиться.

3. Писать ли шпаргалки? КОНЕЧНО! Если Вам это нужно. Они помогают запомнить материал. А вот пользоваться ими на уроке вовсе не обязательно! Зато они есть и от этого как-то спокойнее.

И наденьте уже, наконец, свои счастливые носки, блузки и заколки! Пишите счастливой ручкой. Все будет замечательно, а если нет, то в следующий раз найдете другие счастливые предметы.

Кроме школы, обязательно должны быть какие-то занятия, которые приносят Вам радость, чтобы все Ваше внимание не было сосредоточено только на учебе в школе.

Не стесняйтесь говорить родителям о своих переживаниях. Они знают Вас лучше остальных, любят Вас больше всех на свете, независимо от Ваших достижений и чаще всего смогут посоветовать, как перестать нервничать.

Если контрольной не избежать, а нервы на пределе. Попробуйте применить систему своеобразного дыхания: глубокий вдох и медленный плавный выдох. Десять таких вдохов и ты спокоен как слон. Это, так называемый, «обман мозга».

Можно заранее договориться с родителями, чтобы они не ругали Вас за полученную плохую оценку, это предаст Вам уверенности в себе и поможет, не думая об этом, сконцентрироваться на вопросах контрольной работы. Результат приятно удивит Ваших мам и пап.

Домашние питомцы помогают снять тревогу и стресс. Проверено на личном опыте.

3.3 Рекомендации родителям и учителям.

Самые наши дорогие и любимые родители! Конечно, Вам хотелось бы, чтобы Ваш ребенок достиг космических высот в любой отрасли науки, искусств и спорта, но, пожалуйста, не перегибайте палку, и в тоже время всегда держите руку на пульсе. Делайте вид, что Вас нет в учебном процессе, но будьте курсе всего и помогайте тогда, когда дети этого просят. И еще, нам приятна похвала, за наши успехи. И не надо быть слишком строгими, неужели Вы никогда не ошибаетесь? У нас тоже есть это право.

Учителям только одна рекомендация – набраться терпения. Мы очень часто задаем глупые вопросы, делаем дурацкие ошибки, забываем школьные принадлежности дома, плохо себя ведем. Если есть возможность, то лучше не сообщать ребенку, что раз он не понял материал с десятого раза, значит, ему пора подумать о более слабой школе, может на одиннадцатый раз наступит озарение.

И еще, все дети очень хотят заранее знать о предстоящих контрольных работах, так им спокойнее жить. Пожалуйста, обратите на это внимание.

3.4 Советы, которые дают профессиональные психологи.

Здесь нужно сделать некоторую оговорку: практически все рекомендации, которые мне удалось найти и прочитать адресованы не ученикам, а их родителям, что мне показалось достаточно странным. Но все же я перечислю некоторые из них, чтобы отдать должное профессионалам.

1. Родители должны хвалить детей даже за небольшие достижения. Избегать в общении с детьми угроз и наказаний.

2. Не надо сравнивать ребёнка с «более успешными» одноклассниками или старшими детьми. Не использовать заданий на скорость или конкурентного характера.

3. Разговаривать с ребёнком, чтобы он чувствовал поддержку в семье.

4. Научить выражать отрицательные эмоции без агрессии с помощью различных физических комплексов и дыхательных упражнений.

5. Демонстрировать ребёнку своё доверие к нему, не наказывать его запретами.

6. Не стесняться демонстрировать свою любовь с помощью тактильного контакта. Родительские объятия придают ребёнку чувство защищённости и уверенности в себе.

Список используемой литературы:

Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, корректность». Издательство Речь, 2006.

Реджин Галанти. «Ты сильнее тревоги!» Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2021.

Редакторы журнала Breathe. «Дыши. Как стать спокойнее». Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2021.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь. Издательство «Азъ», 1992.

Приложение 1

Опросник

Опрос:

Пол:

М.Ж.

Возраст:

1. Что для вас является самым тревожным в школе?

а) Учебный процесс.

б) Отношения с одноклассниками.

в) Взаимодействия с учителями.

г) Участие родителей в школьной жизни.

д) Страх попасть в неловкую ситуацию и выглядеть глупо или смешно.

2. Чего вы боитесь больше?

а) Письменной работы на оценку.

б) Устного ответа у доски перед учителем и одноклассниками.

3. Хотите ли Вы знать о предстоящей работе?

а) Хочу знать заранее, чтобы иметь возможность подготовиться дома в спокойной обстановке.

б) Предпочитаю узнать о контрольной прямо в день написания, чтобы лишний раз себя не накручивать.

4. Почему тебе важно хорошо учиться и получать высокие баллы в школе?

а) Чтобы не расстраивать родителей и учителей.

б) Я хорошо учусь и мне важно не потерять свой авторитет в глазах одноклассников.

в) Я переживаю из-за оценок, ведь они отражают мои знания.

г) От оценок зависит моё будущее.

д) Я не волнуюсь из-за учёбы вообще.

5. Есть ли у тебя вредные привычки или внешние проявления, которые возникли от переживаний из-за учёбы. Можно выделить несколько вариантов.

а) Я грызу ногти.

б) Я грызу ручки и карандаши.

в) У меня потеют и трясутся руки.

г) Когда я переживаю, у меня плохое настроение и я не общаюсь с одноклассниками или ссорюсь с ними.

д) Свой вариант.

6. Когда ты чувствуешь себя спокойнее? Можно выделить несколько вариантов.

а) Когда я хорошо подготовил урок.

б) Когда я написал шпаргалки. Даже если я ими не воспользуюсь, они мне греют душу.

в) Мне спокойнее, когда я сижу с умным одноклассником, который подскажет и даст списать.

г) Когда я съем перед контрольной 10 шоколадных конфет, ведь шоколад помогает работе мозга и я обязательно справлюсь с заданиями.

д) Когда на мне счастливая блузка (рубашка, заколка, носки и т.д.) Это мой амулет, он придаёт мне уверенности в себе.

е) Если мама сказала, что не будет ругаться из-за плохой оценки.

ж) Свой вариант.

7. Когда ты переживаешь больше всего:

а) Перед контрольной работой.

б) Во время контрольной работы.

в) После контрольной работы. (Думаю о допущенных ошибках и об оценке)

8. Как ты учишься в школе:

а) На отлично

б) На пятерки и четверки

в) Хорошо но бывают и тройки

г) Я учусь плохо есть и тройки и двойки

9. Помимо школы ты занимаешься в каких-либо кружках или секциях

а) Да

б) Нет

Приложение 2

«Календарь накала страстей»

Дата:

Утро.

Оценка волнения по шкале от 1 до 10:

Намечены ли сегодня запланированные работы в школе (контрольные, самостоятельные, проверочные, тесты, ответы у доски)?

День.

Оценка волнения по шкале от 1 до 10 (максимальная за день):

Были ли сегодня запланированные работы в школе (контрольные, самостоятельные, проверочные, тесты, ответы у доски)?

Были ли неожиданные работы в школе?

Какие отметки ты получил (-ла) в школе?

Вечер.

Оценка волнения по шкале от 1 до 10:

Усталость (высокая, средняя, низкая):

Сколько потрачено времени на выполнение домашнего задания?

Были ли сегодня дополнительные занятия в кружках и секциях?

Просмотров работы: 66