ВВЕДЕНИЕ
Тема казачества всегда интересовала меня, поскольку Ставропольский край и поселок Горячеводский в котором я живу – это моя малая Родина. Он славится своими людьми, которые осваивали и защищали эту прекрасную землю. Особая роль в этом принадлежала казакам. Я учусь в казачьей школе, изучаю быт, культуру и традиции терских казаков и, видя казаков в форме, мне стало по-настоящему интересно. Что это за люди? Как они жили? Почему они подвергались гонениям? Может, их боялись? А может что-то другое? И мне захотелось узнать как можно больше о жизни казаков.
Я стала изучать историю возникновения казачества в различной литературе: в книгах «Энциклопедия казачества» Г. В. Губарева, «Терские казаки» Л.Б. Заседателевой, «Два века Терского казачества» В.А. Потто и т.д. Я так же изучила Интернет ресурсы по данной теме, стала расспрашивать своих родственников, знакомых. В результате узнала много интересного и ценного об истории Терского казачьего войска. В частности и об истории костюма казаков. А почему именно история костюма?
История костюма – это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, что мог человек достичь в своих делах, находит свое отражение в одежде. В костюме соединяется все, что известно об искусстве вышивки, плетении кружев, ювелирном деле. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках.
Актуальность работы «Изучение истории казачьей формы Терского казачьего войска» состоит в том, что история казачества имеет много белых пятен. Не утихают споры вокруг проблем происхождения казачества, о том, что собой представляют современные российские казаки. А история казачьей формы - это один из разделов происхождения казаков, входивших в состав Российской Империи.
Объектом исследования являются документы, статьи, интернет ресурсы, рассказы пожилых людей, фотографии.
Научная новизна работы определяется обобщением материала.
Цель данной работы: изучить историю создания казачьего костюма, внести свою лепту в сохранение традиций и самобытности казачьей культуры.
Задачи:
Ознакомиться с историей терского казачьего костюма.
Расширить знания сверстников о народном костюме (казачьей формы).
Сохранение традиций и самобытности казачьей культуры.
Гипотеза исследования:
Если каждый житель района с детских лет будет интересоваться и знать историю своей местности, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Сроки исследования.
2016 – 2017 учебный год
Этапы исследования.
I этап. Изучение истории возникновения казачества.
II этап. Опрос, беседы, работа с документами.
III этап. Отчёт о проделанной работе.
Методы исследования.
знакомство с газетными статьями прошлых лет;
встречи с пожилыми казаками;
обращение в библиотеку;
анализ фотографий.
В результате выполнения работы были рассмотрены следующие разделы.
История возникновения казаков
В истории казачества очень много белых пятен, не утихают споры вокруг происхождения казачества, что собой представляют современные российские казаки и т.п. История происхождения казаков, входивших в состав Российской Империи, до настоящего времени составляет один из неразрешенных вопросов.
Казаки в составе Российской Империи занимали особое место. Среди различных частей населения, входивших в состав Российской Империи, существовали казачьи области, быт которых отличался от бытовых условий населения других частей страны. В составе Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь из которых были созданы в целях государственной обороны. Население их составили казаки, из бывших областей, пополненных служилым людом и охотниками. Только четыре области сложились исторически, без вмешательства государственной власти. Это области донских, гребенских или терских, уральских и днепровских казаков. Последнее – днепровское войско прекратило существование при Петре I, и части его впоследствии, были использованы для организации кубанского войска, но это было время, когда все войска входили в состав Империи, в царствовании Екатерины II. Время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, и до настоящего времени для истории составляют нерешенный вопрос [1: 36].
Русская история считает, что население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств. Они не мирились с тяжелым бытом и искали более выгодные условия на окраинах, в пределах «Дикого Поля». Беглецы эти объединялись в «ватаги» и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом, по мнению историков, «беглым людом» из русских княжеств был создан народ с уникальным бытом [2: 83]. Формирование своеобразной материальной культуры нашло отражение и в создании однотипного казачьего костюма.
Особенностью казачьего быта было то, что с древности в основе их жизни была военная организация, свойственная кочевым народам. Казаки не принадлежали к кочевым народам, но их внутренний быт складывался под большим влиянием кочевников. Живущие на далеких окраинах русских княжеств, окруженные со всех сторон воинственными ордами кочевников, они должны были быть готовы к войне, уметь защитить свои земли и отразить нападение своих соседей. Казаки и казачий внутренний быт уважительно поддерживались российским правительством, а казачьи войска, как военная сила, высоко ценились.
Особенностью казаков была привязанность их к своим землям и своим порядкам. Казаки отстояли себя от подневольного положения татарского ига, а потом крепостной зависимости.
Разделение казаков на войско Донское и войско Терское
В зависимости от места поселения казаки разделялись на Терских и Донских.
Донские казаки - одна из ветвей казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков. Донские казаки всегда составляли особое политическое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далекие предки Донских казаков были в какой-то мере связаны генетически со скифским народом Сака [2: 158].
Доподлинно неизвестно когда на Тереке появились первые поселенцы-казаки. Первоначально терских казаков называли гребенцы, потому что поселения были расположены на склонах Терского хребта.
Казаки поступали на государственную службу. Эта служба заключалась в охране границы, которая проходила по линии вдоль реки Терек. Российское правительство снабжало казаков вооружением и припасами и использовало их для борьбы против крымских и ногайских татар и горских князьков.
Гребенцы заселяли преимущественно бассейн среднего течения Терека и его притока Сунжи. В XVI веке сюда же переселились донские казаки с реки Калитвы [5: 117].
Появление формы у казаков: повседневной и для ведения военных действий
Когда появилась точно форма у казаков сказать трудно. Форменный костюм терских казаков прошел сложный путь своего развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов.
За верхней казачьей одеждой – «мундиром» было закреплено название черкеска. Черкеска – у кавказских горцев и казаков: узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди (Прил.1).
Черкеска шилась обычно из черного (с 1900 г. – темно-серого) сукна местного производства длиной не короче 7 вершков (около 31 см) от земли. На черкеске на груди по обеим сторонам бортов нашивались напатронники (газы) из 10 (позднее 14) гнезд с каждой стороны длиною 5 вершков (около 22 см) из того же сукна с подкладкой из плотной непромокаемой парусины (Прил.2). В напатронниках носились в военное время патроны, а мирное – гильзы белого или желтого цвета. Черкеска застегивалась крючками от нижней части напатронников до пояса. Края рукавов у офицеров и урядников обшивались серебряными галунами кавалерийского или пехотного образца в зависимости от рода службы.
Офицеры носили чешуйчатые серебряные эполеты на синем подбое с золотой начальной буквой названия полка и серебряные погоны с синим подбоем и синими полосками в зависимости от чина, с литой серебряной матовой начальной буквой полка и гладкой пуговицей. У урядников и нижних чинов были погоны синего сукна с черным, позднее – серым подбоем, желтой буквой печатного шрифта и с гладкой пуговицей. Для различия званий использовалась белая тесьма.
Бешмет – у некоторых народов Кавказа: верхняя распашная, обычно стеганая, одежда (Прил.3).
Бешмет шили из шерстяной ткани синего цвета (в пеших полках – черного) длиной до колен с закругленным воротником и застегивался на крючках.
У урядников и офицеров воротники обшивались серебряным галуном, пришитым по нижнему шву воротника углом вверх.
Башлык – кавказский и казачий покров на голову. Его шили из тонкого сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и с длинными лопастями в открытом углу. Это название тюркское, означает «головной», «на голове». Первоначальный фасон башлыка без лопастей встречается на изображениях скифских ваз (Прил.4).
Башлык допускался произвольного цвета из сукна местного производства, обшитый черной тесьмой.
Шаровары – широкие казачьи штаны. Их также разрешалось носить произвольного цвета, заправлялись в сапоги или ноговицы (Прил.5).
Шашки и кинжалы полагались черкесские. В 1901 г. император разрешил казакам выходить на службу с «дедовским» оружием, если оно было годно в боевом отношении.
Форменная одежда, конь, оружие были составными частями казачьей «сирины», то есть – снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить.
Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались носить ее и в обычные дни, когда все остальные ограничивались шароварами и рубахой.
Рубаха с прямым разрезом ворота, которая шилась почти до колен, с прямыми рукавами и шаровары были основой повседневного мужского костюма. Терцы носили рубахи по-украински, заправленными в штаны, или по-русски навыпуск и обязательно подпоясывались узким кавказским ремешком с серебряным набором. У мальчиков до 5-7 лет рубаха с поясом была единственной одеждой.
Шаровары шились из двух полотнищ ткани и соединялись вставкой – мотней. Носили также русские штаны со вставкой клиньями. Шили их на очкуре (шнурке), так как застежки из пуговиц и крючков были неудобны при джигитовке. Праздничной обувью являлись сапоги, из которых больше ценились «гамбургские» –шевровые. Рабочей обувью служили башмаки из грубой сыромятной кожи с пришивной подошвой, которые называли ходоками или черевиками. Эту обувь обычно надевали на шерстяные носки, в которые казаки заправляли шаровары. Голову летом казаки покрывали войлочной шляпой горского типа или плетенными из соломы «брылями». В начале XX века головным убором казаков стали шапки-кубанки с красным, синим и малиновым верхом (Прил.6). Зимой верхней одеждой служили кожухи – шубы с запахом и короткие – полушубки.
Значение военной формы в целом
Вообще под словом форма мы понимаем – внешний вид, одежду, установленную для лиц, служащих в армии, в гражданских учреждениях.
В Русской армии казаки всегда служили со своим собственным обмундированием, которое вначале не отличалось от национального костюма. Но указом от 18 августа 1801 г. для Донских полков установлена специальная форма, распространенная после и на все другие казачьи строевые и нестроевые формации. С этого времени казаки должны были приобретать на свои средства общеармейские головные уборы, мундиры, шинели и синие шаровары с лампасами. Исключение составили Кубанские и Терские казаки, для которых одежда кавказских горцев – бешмет, черкеска, папаха и башлык – были сохранены в качестве строевой формы.
Различиев военной форме Донского и Терского казачьего войска
Форма Донского казачьего войска состояла из зеленого кителя и синих брюк. Она предназначалась как для ведения боя, так и повседневной носки.
Форма Терского казачьего войска состояла из черкески, бешмета, брюк, башлыка. Она, также, как и форма Донского казачьего войска предназначалась как для ведения боя, так и повседневной носки.
Заключение
Разработка этого материала производилась на основе глубокого изучения истории возникновения, исторических условий жизни, культуры и быта казачества и были сделаны следующие выводы:
История костюма – это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все то, что мог достичь человек в различной деятельности, нашло свое отражение в одежде.
История костюма необычайно интересна и полна напряженных, драматических событий. В России период весьма решительных преобразований начался с воцарением Петра I, который хорошо понимал, как реагируют люди на костюм, и стремился использовать это, чтобы обуздать бояр и привлечь на свою сторону представителей других сословий.
Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох.
Я намерена и дальше развивать тему «История терского казачьего костюма», расширить свои знания о казачьей одежде и детально изучить особенности женского костюма, так, как о женском терском костюме ещё много недосказано.
Литература
Гордеев А.А. История казаков. Золотая Орда и зарождение казачества. – М.: «Страстной бульвар», 1991.
Губарев Г.В. Энциклопедия казачества. – М.: Вече, 2007.
Заседателева Л.Б. Терские казаки. – М.: Наука, 1974.
Омельченко И.Л. Терское казачество. – Владикавказ: Ир, 1991.
Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. Т. 1. Т. 2.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6