Введение
В современной экономике самая распространенная роль — это роль потребителя, благополучие которого зависит не только от личного дохода, экономических знаний, рациональных решений, но и от ежедневных трат. Ведь чем выше стоимость потребительских товаров, тем меньше средств остается для удовлетворения разных потребностей. Но можно сэкономить на ежедневных расходах, если знать, как изменяются цены на разные виды товаров, в особенности на продукты питания и другие товары первой необходимости. Таким образом, рационально распределив и сэкономив семейный бюджет, можно накопить на свою мечту и сделать ее реальностью. Так возникло предположение, что можно экономить и не отказываться от привычных товаров, если знать, как изменяются цены.
Цель исследования: изучить изменение цен на продовольственные товары за определенный период времени и объяснить, с чем связаны данные изменения.
Задачи исследования:
а) способствовать развитию потребительской культуры;
б) найти практическое применение полученных данных в повседневной жизни.
Методы исследования:
а) теоретические (изучение учебной литературы, справочных материалов, систематизация полученных данных с целью достижения цели исследования на практике);
б) практические (наблюдение за ценами и их изменениями, опрос);
в) метод наглядности (оформление сравнительной таблицы, построение графиков, диаграмм).
Предмет исследования: цены в ближайших магазинах.
2. Понятие цены. Факторы, влияющие на ценообразование.
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.
Цена – сложная экономическая категория, т.к. в ней переплетены все основные проблемы развития экономики и общества в целом.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.
Одним из важнейших факторов формирования уровня цен является спрос и предложение.
На спрос оказывают влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т. д.
На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налоги, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.
Относительное равновесие этих двух факторов приводит к оптимальному достижению результата процесса продаж – извлечению максимальной прибыли.
Важными объектами рынка выступают продавец и покупатель.
Для обычного человека («покупателя») цена – это стоимостное выражение того или иного продукта потребления. Логично, что покупателю хочется потратить минимум денежных средств, приобретая при этом наибольший набор товаров.
Одновременно магазины («продавец») стремятся продать максимальное количество товаров по максимально возможно высоким ценам.
Казалось бы, баланса достичь нельзя, в связи с диссонансом требований и условий, характерных для объектов рынка.
Если есть только один продавец и только один покупатель, то ситуация на рынке создается тупиковая. Однако в реальности мы имеем множество продавцов и еще большое количество покупателей. Здесь во взаимоотношения объектов рынка включается самый важный фактор, влияющий на образование цен: конкуренция.
Конкуренция в глобальном смысле представляет собой соперничество в той или иной сфере с целью получения большей выгоды. Иными словами, каждый продавец желает продать максимальное количество товара, получив максимальную прибыль. Как это сделать?
Во-первых, привлечь максимальное количество покупателей разнообразием товаров.
Во-вторых, увеличить продажи, путем установления приемлемых цен на основной набор потребительских товаров.
С развитием цивилизации общества, потребности человека возрастают. Если в древности человеку достаточно было использовать шкуры животных в качестве одеяния и питаться сырым или жареным на костре мясом мамонта, то в XXI веке изобилие продовольственных и промышленных товаров не перестает удивлять своим разнообразием.
Есть товары, без которых можно прожить, используя более доступный аналог, например, необязательно приобретать личный автомобиль (для покупки которого представителям среднего класса, как правило, приходится направлять кредитные или заемные средства) – достаточно пользоваться общественным транспортом. Однако есть товары, без которых человек не может прожить в силу физиологических особенностей, например, продукты питания, сезонная одежда, бытовая химия. Этотовары первой необходимости, приобретаемые регулярно.
3. Мониторинг цен на товары первой необходимости.
3.1.Организация исследования. Методы исследования.
В своей работе я доказываю, что экономить очень просто. Для этого надо использовать стремление продавца остаться лидером продаж, путем снижения цен на перечень определенных товаров. Экономию средств я связала с динамикой цен на товары первой необходимости. В моей семье к товарам первой необходимости относятся:
1.Хлеб «Дарницкий»
2.Батон «Столичный»
3.Масло растительное «Олейна»
4.Масло сливочное «Ухоловское»
5.Макароны «Щебекинские»
6.Гречка «Увелка»
7.Сахарный песок «Русский сахар»
8.Молоко «Эковакино»
9.Капуста белокочанная
10.Лук репчатый
11.Морковь мытая
12.Чай «Липтон»
13.Шоколад «Алёнка».
Выбор магазина для изучения цен зависел от следующих критериев: удобного месторасположения, внешнего и внутреннего вида (дизайна, порядка и чистоты), доступности цен, приветливости персонала. Я твердо решила экономить, поэтому магазины, расположенные не в шаговой доступности, не рассматривала. В ближайшей округе оказался супермаркет «Магнит». До магазина «Магнит» быстрым шагом я потратила 3 минуты. Залы с стеллажами товаров оказались просторными и чистыми. На поиск цен необходимых продуктов у меня ушло двадцать минут. «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей в России по торговле продуктами питания, лидером по количеству магазинов и географии их расположения. Общая выручка розничной сети «Магнит» во 2 квартале 2022 года составила 547 миллиардов рублей, поэтому для привлечения покупателей супермаркет может использовать систему скидок, на которые я так рассчитывала. Я отслеживала изменение цен на продукты питания каждую неделю с 26 октября по 27 декабря 2022 года, данные заносила в специальную таблицу.1
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Согласно собранным данным неизменными за исследуемый период оставались цены Дарницкого хлеба, масла сливочного и шоколада «Аленка». Цены на другие продукты изменялись неравномерно от максимально низких до максимально высоких. Для того, чтобы найти периоды с минимальными и максимальными затратами, была введена колонка с общей стоимостью продуктов. Таким образом, можно выделить периоды относительно низких цен — 7 — 14 декабря (общая сумма затрат в этот период составила 935, 57 рублей) и максимально высоких цен — 26 октября — 2 ноября. В целом за исследуемый период цены снизились с 985,87 рублей до 935, 57 рублей. В зависимости от темпа изменения цен исследуемые товары можно разделить на несколько групп:
1. Товары, цены на которые остались неизменными (хлеб «Дарницкий», шоколад «Аленка», масло сливочное «Ухоловское»);
2. Товары, цены на которые снизились (масло растительное «Олейна» - 35%, сахарный песок «Русский сахар» - 5%);
3.Товары, цены на которые повысились (батон «Столичный — 88,7%, капуста белокочанная — 5,5%, лук репчатый — 16,38%, морковь мытая — 13,7%);
4. Товары, цены на которые менялись скачкообразно, т.е. сначала росли, а потом снижались, затем устанавливались на прежнем уровне (макароны «Щебекинские», гречка «Увелка», молоко «Эковакино», чай «Липтон»).2
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что снижение цен в указанный период по определённым видам продукции вызвано сезонным сбором урожая и насыщением продовольственных сетей сельскохозяйственными продуктами (морковь, лук, капуста, сахарный песок, гречка, масло растительное). При этом, все исследуемые продукты питания, за исключением шоколада, согласно Постановлению Правительства РФ №530, являются социально значимыми, для которых при увеличении цен на 30% и более со стороны государства применяется прямое регулирование цен. В связи с этим, после сезона снижения цены вернулись на исходный уровень. Отмечается колебание цен на молоко в указанном диапазоне +- 30%, что вероятно связанно со стоимостью кормов для животных. Если сравнивать количество товаров, на которые цены снизились с количеством товаров, на которые цены возросли, то можно сделать вывод о пусть невысоком, но росте цен. (в среднем цены снизились на 20%, а выросли на 31,07%, разница роста цен составила 11,7%). Мои расчеты совпали с данными Росстата (инфляция по итогам 2022 года в России составила 11,94%).
Таким образом, если заранее запланировать покупку товаров по сниженным ценам, то можно существенно сэкономить и накопить на ту вещь, о которой давно мечтаешь. Например, если закупить на месяц продуктов по самым низким ценам, то общая сумма затрат составит 3130, 65 рублей. Расчет: сахарный песок 55,99х2 (111,98) + капуста белокочанная 15, 99х3 (47, 97) + лук репчатый 20,99х2 (41,98) + морковь мытая 43,99х2 (87,98) + чай 89,99х2 (179, 98) + шоколад «Аленка» 119,99 х 4 (479,96) + хлеб «Дарницкий» 20,29х10 (202,9) + масло растительное 129, 99х2 (259,98) + масло сливочное 79,99х2 (159,98) + макароны 54,99х6 (329,94) + гречка 114х3 (345) + средняя стоимость молока 77,5х8 (630) + средняя стоимость батона 32х8 (256) = 3030, 65.
Но, если те же продукты покупать по самым высоким ценам, то общая сумма расходов увеличится и составит 3530, 25. Разница небольшая, но в течение года таким образом можно накопить флешку или беспроводные наушники.
Расчет: сахарный песок 58,99 х 2 (117,98) + капуста белокочанная 18, 99х3 (56, 97)+ лук репчатый 29,79х2 (59,58)+ морковь мытая 49,99х2 (99,98)+ чай 132,99х2 (265,98) + шоколад «Аленка» 119,99х4 (479,96) + хлеб «Дарницкий» 20,29х10 (202,9) + масло растительное 199,99х2 (399,98) + масло сливочное 79,99х2 (159,98) + макароны 71,99х6 (431,94) + гречка 123х3 (369) + средняя стоимость молока 77,5х8 (630) + средняя стоимость батона 32х8 (256) = 3530, 25.
Можно конечно постоянно ходить в магазин, следить за скидками, затем планировать покупки, но можно для мониторинга цен использовать электронное приложение, в котором заранее сообщают о скидках. Современные технологии позволяют скачать на любой смартфон специальные приложения, где уже представлены лучшие цены в основных сетевых магазинах. Таким образом, можно экономить не только деньги, но и время.
4. Диагностика уровня потребительской культуры.
4.1. Проведение опроса.
Идея экономии личных средств на динамике цен мне показалась очень выгодной, и я решила выяснить – знают ли мои родственники о сезонных изменениях цен, делают ли они покупки с учетом скидок и провела среди них опрос.3
Ниже представлена форма опросника.
1. Какие продукты Вы покупаете каждый день?
2.Какие продукты Вы покупаете каждую неделю?
3.Совершаете ли Вы спонтанные покупки? Как часто?
4.Что чаще всего Вы покупаете спонтанно?
5.Сколько Вы тратите на продукты ежедневно?
6.Сколько Вы тратите на продукты каждую неделю?
7.Составляете ли список покупок перед походом в магазин?
8.Назовите самые дешевые продукты, приобретаемые Вами.
9.Назовите самые дорогие продукты, приобретаемые Вами.
10.Влияют ли на Ваш выбор продуктов акции? Какие продукты Вы покупаете по акциям?
11.Как изменились цены на продукты за последние 3 месяца?
В опросе участвовали близкие родственники, их знакомые в возрасте от 40 до 60 лет, мужчины и женщины.
4.2. Описание результатов опроса.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм. 70% опрашиваемых считают, что за последние 3 месяца цены на продукты питания повысились, 30% считают, что цены остались неизменными. Затем оказалось, что все (100% опрошенных) совершают спонтанные покупки и спонтанно покупают десерты, конфеты, шоколад и колбасу, при этом 60% составляют список продуктов перед походом в магазин. Ежедневно мои родственники покупают молочные продукты, хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо, макароны и шоколад.
Ежедневные расходы на продукты питания составляют от 500 до 2000 рублей. Скидки влияют на выбор 70% опрошенных родственников. Таким образом, можно сделать вывод, что мои родственники владеют информацией о динамике цен, но не всегда рационально распределяют денежные средства и позволяют спонтанные покупки. 4
5. Выводы и заключение.
В результате проведённой работы мне удалось изучить особенности динамики цен на продукты питания. Было установлено, что, действительно, цены меняются, растут, снижаются. Можно ли этом сэкономить? Мой вывод: не всегда. Задумывая эту работу, я надеялась, что можно, сэкономив, купить то, о чем мечтаешь. Но экономия составила всего 500 рублей, поэтому и масштаб мечты уменьшился. В результате гипотеза подтвердилась частично. В какой — то степени мониторинг цен и приобретение необходимых товаров по выгодным ценам позволяют экономить бюджет семьи, но экономия невелика. Владеют ли информацией о динамике цен мои близкие? Результаты опроса подтвердили, что владеют данной информацией, т.к. ежедневно совершают покупки в магазине. Мои выводы и результаты опроса близких совпали: в целом цены возросли. Однако, даже небольшая экономия — это все таки экономия семейного бюджета. Экономия небольшая, но если рационально планировать покупки с учетом скидок, снижения цен, то можно накопить небольшую сумму для желаемой покупки. Вероятно, именно так и работает механизм динамики цен. Поэтому важно не только заранее планировать покупки, но и учитывать сезонные изменения цен и планировать наиболее выгодные варианты покупок и таким образом экономить средства семейного бюджета.
6. Литература и интернет источники.
1. Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов, О.В. Португалова, В.Е. Новиков и др.; Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003г.
2. Баздникин А. С. Цены и ценообразование / А.С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2017.-332c.
3. Вальтух, К. К. Общий уровень цен. Теория. Статистические исследования / К.К.Вальтух.-М.Янус-К,2017-220c.
4. Герасименко, В. В. Ценообразование / В.В. Герасименко. - М.: ИНФРА-М,2016. - 422 c.
5. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 7-8 класса. – Вита-Пресс. 2021. – 224 с.
6. Свободная энциклопедия «Википедия» –https://ru.wikipedia.org/wiki
7. Агрегатор скидок и акций «Едадил» https://edadeal.ru/ryazan/retailers
8. kommersant.ru
Приложение 1.Таблица «Динамика цен»
Цена за неделю, руб. / Название |
Сахарный песок «Русский сахар», 1 кг |
Молоко «Эковакино», 0,93 л 3,4% ж. |
Капуста белокочанная, 1 кг |
Лук репчатый, 1 кг |
Морковь мытая, 1 кг |
Шоколад «Алёнка», 100 г |
Чай «Липтон», 20 пак., 30 г |
Общая стоимость, руб. |
26.10 |
58,99 |
89,99 |
17,99 |
23,19 |
43,99 |
119,99 |
129,99 |
985,87 |
02.11 |
58,99 |
73,99 |
17,99 |
21,99 |
47,99 |
119,99 |
129,99 |
971,07 |
10.11 |
58,99 |
82,99 |
16,99 |
20,99 |
49,79 |
119,99 |
129,99 |
974,97 |
17.11 |
58,99 |
100,00 |
16,99 |
24,80 |
43,99 |
119,99 |
89,99 |
964,99 |
23.11 |
58,99 |
119,99 |
15,59 |
22,39 |
43,99 |
119,99 |
89,99 |
982,17 |
30.11 |
58,99 |
79,99 |
15,59 |
21,39 |
49,99 |
119,99 |
132,99 |
938,17 |
07.12 |
55,99 |
79,99 |
15,99 |
21,39 |
49,99 |
119,99 |
132,99 |
935,57 |
14.12 |
55,99 |
73,99 |
17,99 |
25,79 |
49,99 |
119,99 |
132,99 |
949,78 |
21.12 |
57,99 |
73,99 |
16,99 |
29,79 |
49,99 |
119,99 |
132,99 |
950,98 |
27.12 |
55,99 |
73,99 |
18,59 |
26,99 |
49,99 |
119,99 |
132,99 |
937,57 |
Цена за неделю, руб. / Название |
Хлеб «Дарницкий», 700 г |
Батон «Столичный», 550 г |
Масло растительное «Олейна», 1 л |
Масло сливочное «Ухоловское», 180 г 72,5% ж. |
Макароны «Щебекинские» (вермишель), 450 г |
Гречка «Увелка», 800 г |
26.10 |
20,29 |
19,49 |
189,99 |
79,99 |
71,99 |
119,99 |
02.11 |
20,29 |
20,69 |
189,99 |
79,99 |
71,99 |
119,99 |
10.11 |
20,29 |
24,99 |
199,99 |
79,99 |
54,99 |
114,99 |
17.11 |
20,29 |
33,99 |
179,99 |
79,99 |
71,99 |
123,99 |
23.11 |
20,29 |
34,99 |
179,99 |
79,99 |
71,99 |
123,99 |
30.11 |
20,29 |
36,99 |
129,99 |
79,99 |
71,99 |
119,99 |
07.12 |
20,29 |
36,99 |
129,99 |
79,99 |
71,99 |
119,99 |
14.12 |
20,29 |
36,79 |
144,99 |
79,99 |
79,99 |
119,99 |
21.12 |
20,29 |
36,99 |
140,00 |
79,99 |
71,99 |
119,99 |
27.12 |
20,29 |
36,79 |
129,99 |
79,99 |
71,99 |
119,99 |
Приложение 2. Графики динамики цен.
Приложение 3. Анкета «Уровень потребительской культуры»
Анкета
Уважаемый участник опроса, просим Вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в изучении потребительской грамотности. Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, сформулируйте ответ самостоятельно.
1. Какие продукты Вы покупаете каждый день?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие продукты Вы покупаете каждую неделю?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Совершаете ли Вы спонтанные покупки? Как часто?
___________________________________________________________________________
4.Что чаще всего Вы покупаете спонтанно?
___________________________________________________________________________
5.Сколько Вы тратите на покупку продуктов ежедневно?
___________________________________________________________________________
6.Сколько Вы тратите на продукты каждую неделю?
___________________________________________________________________________
7.Составляете ли список покупок перед походом в магазин?
___________________________________________________________________________
8.Назовите самые дешевые продукты, приобретаемые Вами.
___________________________________________________________________________
9.Назовите самые дорогие продукты, приобретаемые Вами.
___________________________________________________________________________
10.Влияют ли на Ваш выбор продуктов акции? Какие продукты Вы покупаете по акциям?
___________________________________________________________________________
11.Как изменились цены на продукты за последние 3 месяца?
___________________________________________________________________________
Приложение 4. Результаты опроса.
1см. приложение 1.
2см. приложение 2.
3см. приложение 3.
4см. приложение 4.