Влияние современных стандартов красоты на формирование самооценки подростков

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние современных стандартов красоты на формирование самооценки подростков

Дымова М.Е. 1
1МБОУ СОШ №11 10Б
Бодрая Е.А. 1
1МБОУ СОШ №11 10Б
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 21 веке внешность играет огромную роль в жизни людей. Знакомясь с кем-то, в первую очередь люди обращают внимание на черты лица, фигуру, одежду человека. По тому, как выглядит человек можно понять многое: чем он увлекается, кем работает, какой образ жизни ведёт, часто можно даже предугадать его характер.

Внешность человека влияет на мнение окружающих о нем. Оценивая, внешний вид друг друга, люди понимают, с кем они хотят общаться, а с кем нет. Чаще всего внешне привлекательные люди получают внимание большинства, к ним тянутся люди, с ними хочется дружить и общаться. Считается, что красивым людям легче жить, ведь им легко заводить знакомства, они легко показывают и держат себя на публике, что очень высоко ценится в профессиональной деятельности.

Актуальность данной темы: в современном мире люди стали забывать, что помимо внешности существует внутренний мир человека, который намного важнее внешней «оболочки». Часто случается, когда очень красивый человек оказывается глупым, «пустым» внутри и вовсе неинтересным, но он добивается в жизни большего, чем умный, грамотный, разносторонний, но некрасивый человек.

В 21 веке красота одобряется обществом больше, чем образованность и ум людей. Именно из-за этого люди, в особенности подростки, всеми силами стараются улучшать свою внешность, держать ее в рамках неких стандартов. Подростки сильно поддержаны влиянию общества и, видя то, как привлекательная внешность превозносится в современном мире, они начинают стараться соответствовать стандартам красоты. Но часто эти старания перерастают в гонку за нереальными результатами, что приводит к отрицательным последствиям, вреду физическому и ментальному здоровью, развитию нездоровой самооценки.

Целью данной работы является изучение влияния современных стандартов красоты на формирование самооценки подростков. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические источники по тематике исследования.

2. Рассмотреть понятие «современные стандарты красоты» и их влияние на самооценку подростков.

3. Провести опрос среди школьников, с целью узнать, как стандарты красоты влияют на оценивание своей внешности подростками.

4. Проанализировать результаты опроса, сделать вывод.

5. Разработать буклет (мини-справочник) с рекомендациями и психологическими приёмами по принятию своей внешности для подростков.

6. Разработать и провести среди учащихся психологическую тренинг-игру.

Объектом исследования выступают современные стандарты красоты.

Предметом исследования является молодое поколение.

Гипотеза исследования – навязанные современным обществом стандарты красоты способствуют снижению самооценки и развитию комплексов у подростков.

Практическая значимость данной работы заключается в изучении современных стандартов красоты и привлечении максимального внимания к проблеме снижения самооценки и развитию комплексов у подростков.

Методы исследования: теоретический, собранные данные из сети Интернет-ресурсов и литературы, эмпирический, опрос, творческое задание, статистические данные Российской Федерации.

Этапы работы над проектом.

Этап

Содержание

1.Подготовительный

Формулировка целей, задач, методов, содержание и конечного результата данной работы. При помощи справочных материалов.

2.Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определения и направление работы, определение примерных сроков для предоставления материала.

3. Осуществление деятельности

Работа по поиску информации, решению поставленных задач: найти теоретический материал по нашей теме. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся. Разработать и провести среди учащихся тренинг-игру. Разработать буклет (мини-справочник). Проанализировать полученные данные.

4. Оформление

Оформление работы согласно выбранной темы.

5. Защита проекта

Выступления на уроках, участие в конкурсах.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы, приложения. Работа изложена на 18 страницах, иллюстрирована 2 рисунками, 8 графиками. Общий объем работы составляет 23 страницы.

Глава 1. «Стандарты красоты» и их влияние на молодое поколение

1.1. Понятие «стандарты красоты»

«Стандарты красоты» — это совокупность качеств и параметров внешности людей, по которым можно судить, привлекателен и красив человек или нет. Стандарты красоты — социальный конструкт, который был создан людьми, чтобы упорядочить и конкретизировать понятие «красота», а также для того, чтобы была возможность разделять людей на «красивых» и «некрасивых».

Понятие красота – относительное, то, что нравится одному человеку, может совсем не нравиться другому. Но в стандартах красоты заключены основные качества внешности, которые одобряются обществом и нравятся большинству людей.

1.2. Изменчивость стандартов красоты

Стандарты во внешности людей существуют с давних времен. В каждом поколении людей были свои понятия о красоте, и все они отличались друг от друга. То, что являлось эталоном для людей в прошлом, современным людям кажется чем-то некрасивым или странным. Стандарты красоты под веянием моды постоянно меняются, и делают это с огромной скоростью. Если проследить за тем, что модно сейчас, и тем, что было модно у прошлого поколения или несколько лет назад, можно увидеть большую разницу.

Один из главных критериев оценивания внешности, в особенности для женщин, в 21 веке – стройность. Худое и подтянутое тело считается идеалом красоты, но так было не всегда. В прошлом худоба означала бедность и болезненность, а полное тело было показателем богатства и роскошной жизни. Стоит только взглянуть на картины эпохи ренессанса, чтобы понять, как высоко ценилась «пышность» тела. Но требования к внешности менялись. В 50-х годах идеалом считалась фигура «песочные часы», как у Мэрилин Монро, в 90-х в моду вошла утонченность, нездоровая худоба и бледная кожа.

Также стандарты красоты в разных странах заметно отличаются и зависят от культуры страны. В Японии, например, ценится милая кукольная внешность, лицо определенной формы и силуэта, напоминающее лица героев из мультфильмов. В Австралии популярен спортивный образ жизни, поэтому люди стараются добиться подтянутого и загорелого тела. В Китае бледная кожа издревле считается эталоном красоты и показателем высокого социального статуса.

Существуют множество странных, порой шокирующих стандартов красоты, принятых в различных азиатских и африканских племенах. Например, растянутые губы и мочки ушей, тела «украшенные» узорами из шрамов, шеи, удлиненные специальными кольцами.

Во все времена люди меняли себя, стараясь подстроиться под текущие тенденции, часто забывая о своей индивидуальности.

1.3. Нынешние стандарты красоты для женщин

Современные стандарты красоты в первую очередь относятся к женщинам, ведь требования к женской внешности намного жестче, чем к мужской. Некоторые до сих пор уверены, что самое важное качество женщины — красота. Так сложилось из-за того, что в прошлом у женщин не было прав или же они были сильно ограничены, женщины материально зависели от мужчин, поэтому и должны были соответствовать их предпочтениям. Женский образ в патриархальном обществе считался, часто и в наше время считается, украшением мужчины. И поэтому многие считают, что внешность девушки всегда, в любых условиях, должна радовать глаз.

Основные стандарты красоты для женщин в наше время – стройное тело, аккуратные черты лица, идеальная кожа. И главное требование к внешности девушек – естественная красота. Но натуральная внешность, не всегда подходит под этот стандарт. Поэтому девушки стараются скрыть свои «недостатки» макияжем, подбирают правильную одежду, которая подчеркивает фигуру, следят за прической и маникюром или делают пластические операции, чтобы добиться утонченных, кукольных черт лица. Так получается, что естественность – вовсе не естественна.

1.4. Культ красоты, как СМИ диктуют стандарты красоты

С появлением кинематографа и шоу-бизнеса в мир началось транслирование идеальных образов людей. Кинозвезды, известные исполнители, модели на обложках журналов притягивали взгляд огромного количества людей и становились их кумирами. Люди хотели стать похожими на тех, кем восхищались миллионы, поэтому они подражали во всём своим кумирам.

В настоящее время происходит то же самое, но с появлением интернета влияние популярных людей усилилось. На каждом шагу можно увидеть рекламу с моделями с идеальной внешностью. Просматривая социальные сети, мы видим тысячи фотографий красивых людей, у которых, казалось бы, идеальная жизнь. В медиа пространстве популяризирована идеальная внешность, но такой внешности невозможно добиться в реальной жизни, ведь она часто создается с помощью редактирования фотографий.

Многие забывают, что в интернете мы не видим полную картину. Большинство фотографий, даже видео, отредактированы с помощью Фотошопа, чтобы как можно сильнее изменить внешность и скрыть её недостатки. Каждый человек, тем более известные личности, хотят показать только хорошие стороны своей жизни и счастливые моменты, скрывая плохое.

В современном обществе существует культ красоты. Люди хотят соответствовать стандартам внешности, считая, что только так они получат похвалу и одобрение от других. Такая тенденция очень выгодна для бьюти-индустрии – индустрии красоты, ведь люди готовы тратить огромные деньги на улучшение своей внешности, а рекламодатели хорошо зарабатывают, используя «идеальную» внешность моделей, чтобы привлекать новых клиентов.

Особое влияние медиа индустрия оказывает на молодежь. Подростки проводят много времени в интернете и каждый день сталкиваются с давлением стандартов красоты. У многих подростков есть кумиры: блогеры, кинозвезды, певцы или, например, корейские музыкальные группы (к-поп группы), которые в последнее время стали очень популярны. По отношению к внешности участников этих групп предъявляются очень строгие требования, в интернете они показаны как люди с идеальными телами и чертами лица, и подростки готовы на всё, чтоб подогнать свою внешность под такие корейские стандарты.

У образов, навязанных индустрией, воздействию которых мы ежедневно подвергаемся, есть опасные последствия. У людей появляется чувство неполноценности, они начинают считать себя недостаточно красивыми, ведь их внешность может сильно отличаться от внешности их любимых звёзд. [4]

1.5. Почему стандарты красоты нереалистичны?

В современном мире все процессы движутся с огромной скоростью. В социальных сетях «идеальный образ» человека постоянно меняется. Если проследить за модой, можно заметить, что она меняется каждый год, а то и чаще. Так же быстро меняются и требования к внешности людей.

В интернете существуют тренды – общие тенденции в какой-либо индустрии, которые могут меняться буквально каждую неделю. Тренды вызывают всеобщее внимание, быстро набирают популярность, и люди стараются им соответствовать. Но такая гонка за трендами имеет плохие последствия. Люди забывают о своей индивидуальности, пытаясь быть похожим на большинство.

Особую опасность представляет гонка за трендами в области внешности. Видя новое веяние моды, люди, в частности подростки, начинают изменять свою внешность. Но к несчастию, многие теряются в этих попытках соответствовать новым тенденциям. Они используют все более опасные методы изменения себя, что приводит к проблемам со здоровьем и к неотвратимым последствиям. [1]

Многие не понимают, что стандарты красоты – нереалистичны. Невозможно быть идеально похожим на картинку из интернета. Увы, часто люди не видят нелепости трендов и для них главное в жизни становится стать похожим на «идеал».

1.6. Пагубное влияние стандартов красоты на подростков

Подростки сильно зависят от мнения окружающих о них, поэтому они всеми силами стараются получить одобрение общества. Но так как в современном обществе красота является неотъемлемой частью личности, многие подростки считают, что быть красивым – самое главное в жизни. [3]

Так как подростки каждодневно встречаются с пропагандой идеальной внешности, они начинают очень строго относиться к самим себе. Подросток, недовольный своей внешностью, замыкается в себе, становится тревожным и подавленным. Такое состояние очень опасно, ведь оно не проходит само по себе, а лишь ещё сильнее ухудшается. У подростка появляется нездоровая низкая самооценка, он перестает проявлять себя в обществе. Также могут развиться депрессивное или тревожное расстройство. По статистике Всемирной Организации Здравоохранения, в России около 11% несовершеннолетних юношей и девушек страдают депрессией. То есть это каждый десятый подросток. И это только зарегистрированные случаи, но многие подростки не обращаются к специалистам со своими проблемами, боясь осуждения.[7]

Видя своих кумиров с идеальными телами и чертами лица, многие подростки не могут принять свою внешность. Часто они начинают менять свое тело очень опасными методами, которые вредят здоровью. По свидетельству ученых, один из десяти парней принимает стероиды для увеличения мускулов, а каждая восьмая девочка прибегает к помощи таблеток для похудения или слабительных. Такие действия очень опасны для любого организма, тем более растущего. Гонка за идеальным телом не редко приводит к проблемам с пищевым поведением и к таким болезням как анорексия и булимия. По некоторым данным, 90% страдающих этими заболеваниями – это молодые девушки в возрасте от 12 до 24 лет.[7]

Множество молодых девушек чувствуют себя увереннее с макияжем, некоторые даже не могут выйти на улицу без косметики на лице. Многие подростки уже сейчас говорят, что готовы сделать пластическую операцию, чтобы, наконец, приблизить свою внешность к идеалу. Нередко подростки мечтают о какой-нибудь операции, считая, что, сделав ее, они сразу станут увереннее в себе. Но часто бывает так, что человек не останавливается на одной операции, находя в себе всё больше недостатков от которых хочет избавиться.

Из-за своей внешности, многие подростки подвергаются травле в школе и в других коллективах. В 2016 году эксперты сообщали, что в России 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами буллинга – физического или психологического насилия. Обычно, травле подвергаются те, кто чем-то отличается от своих сверстников. Буллинг сильно влияет на формирование самооценки подростков, жертвы буллинга испытывают сложности с адаптацией в обществе, за ними закрепляется роль «неудачника». Также в мире было немало случаев, когда буллинг доводил детей до суицида.[7]

Глава 2. Анализ и изучение полученных данных

2.1. Опрос и статистика

В рамках исследовательской работы мною был проведён опрос среди учащихся, с целью определить, как современные стандарты красоты влияют на восприятие подростками их собственной внешности, в котором приняли участие 142 человека в возрасте от 13 до 17 лет: из них 74 девушки и 68 юношей. В ходе опроса, мною были заданы наводящие вопросы.

Анкета представлена в приложении 1.

Полученные данные представлены в таблице и в диаграммах (приложениие 2).

Вопрос

Девушки

Юноши

1. Нравится ли Вам своя внешность?

41 % - Да

59 % - Нет

64 % - Да

36 % - Нет

2. Что для Вас важнее в людях: внешность или личность человека?

16 % - Внешность

84 % - Личность

28 % - Внешность

72% - Личность

3. Сравниваете ли Вы себя со своим кумиром или с популярными людьми?

91 %-Да

9 %-Нет

86 %-Да

14 %-Нет

4. Прибегаете ли вы к каким-либо способам изменения внешности: макияж, спорт, диеты, Фотошоп фотографий?

97 %-Да

3 %-Нет

89 %-Да

11 %-Нет

5. Есть ли у вас желание сделать в будущем пластическую операцию?

39 %-Да

61 %-Нет

17 %-Да

83 %-Нет

Вывод: подводя итоги опроса школьников, можно отметить следующее:

1. Количество девушек, недовольных своей внешностью больше, чем число юношей, которым не нравится своя внешность.

2. Количество девушек, которые считают внешность важнее личности человека меньше, чем количество юношей, для которых внешность ценнее.

3. Большое количество молодежи сравнивают себя со своими кумирами, но число девушек, сравнивающих себя с известными личностями, выше, чем число парней.

4. Большинство подростков стремятся различными способами изменить свою внешность, чтобы подогнать ее под современные стандарты красоты. Всего лишь 3% девушек ничего не меняют в своей внешности, а число юношей, не прибегающих к изменениям внешности – 11%.

5. Более чем у половины опрошенных школьников нет желания делать пластическую операцию. Но 39% девушек хотят в будущем сделать пластическую операцию, в то время как число юношей, у которых есть желание изменить свою внешность с помощью операции, почти в 2 раза меньше – 17%

Таким образом, на основе полученных данных, я могу сделать вывод о том, что современные стандарты красоты сильно влияют на восприятие себя подростками. Большинство подростков хотят, чтобы их внешность соответствовала стандартам или была похожа на внешность их кумира, поэтому они различными способами меняют своё тело, также многие в будущем планируют пластическую операцию. Личность другого человека подростками ценится выше, чем внешность, но свою собственную внешность молодёжь старается подогнать под стандарты красоты.

Требования к внешности девушек и женские стандарты красоты намного жестче, чем мужские, поэтому девушек, которые меняют свою внешность или хотят изменить ее с помощью пластической хирургии, больше, чем парней. Также девушки чаще сравнивают себя со звёздами или со своими кумирами.

Таким образом я пришла к выводу, что пропаганда идеальной внешности оказывает особое влияние на подростков, чья психика еще неустойчива и очень восприимчива. Стереотипы о красоте — главная причина комплексов у подростков. Стандарты, применяемые к внешности людей, становятся всё более жестокими, нереалистичными и недосягаемыми.

2.2. Как помочь подростку в принятии себя?

Подростки, которые не могут принять свою внешность нуждаются в помощи и поддержке близких. Крепкие и теплые отношения в семье – основа здоровой самооценки подростка, ведь дети копируют поведение своих родителей и опираются на их мнение. От того как воспитывается ребенок, какие качества в него вкладываются и как относятся к нему родители зависит то, как в будущем подросток будет оценивать себя самого.

Важно не игнорировать проблему непринятия себя и вовремя обращаться к специалисту – психологу или психотерапевту. Бытует мнение, что к психологам нужно обращаться только в крайнем случае, но это не так. Терапия у психолога может помочь подростку сформировать адекватную самооценку и справиться с тревожными мыслями. Только врач сможет оказать правильную помощь и не допустить развитие еще больших психологических проблем.[5]

В интернете набирает популярность такое движение как бодипозитив (англ. body-positivity; от body — «тело» и positive — «позитив»). Главный принцип бодипозитива – каждый человек, независимо от его внешности, достоин уважения и принятия обществом. Бодипозитив помогает многим людям принять и полюбить себя, построить правильную самооценку и комфортно чувствовать себя в своем теле. К счастью, всё больше подростков осознают важность любви к самому себе и понимают, что невозможно угнаться за трендами. [6]

Важно, чтобы больше людей задумывалось о важности внутреннего мира человека, а не только о внешности. Общество должно отказываться от нереалистичных стандартов красоты, которые так негативно сказываются на нашем представлении о внешнем виде людей и пагубно влияют на нашу самоидентичность. Важно осознавать, что стандарты красоты – это постоянно меняющиеся предпочтения, навязанные извне медиа сферой и обществом с патриархальными устоями. [2]

2.3. Тренинг-игра по повышению самооценки и принятию своей внешности для подростков

После того как я представила свой проект, многие ученики моей школы заинтересовались темой принятия себя и своей внешности. Я решила разработать психологические тренинги для подростков, с целью привлечь большее внимание школьников к движению «бодипозитив», проработать упражнения, которые помогут привить позитивное отношение к своему телу и сформировать здоровую самооценку.

Я провела тренинг-игру, среди учеников моей школы. Тренинг содержит 5 упражнений и 1 домашнее задание. Командные упражнения тренинга создали позитивную атмосферу и помогли подросткам научится коммуникации со своими сверстниками. Тренинг помог школьникам определить свои плюсы и достоинства, сформулировать положительные установки и оценки самих себя. Подростки научились менять свои негативные мысли на позитивные, научились хвалить себя и друг друга.

Мною был разработан буклет (мини-справочник) с психологическими методами и рекомендациями по повышению самооценки для подростков, которые также использовались в проведении тренинга. Буклет представлен в приложении 2.

Упражнения тренинга способствовали повышению самооценки подростков и помогли им стать увереннее и открыться другим людям. Также я дала подросткам домашнее задание, которое они выполняли ежедневно 2 месяца.

Программа тренинга представлена в приложении 5.

2.4. Повторный опрос и статистика

Спустя 2 месяца после проведения тренинга я провела повторный опрос среди школьников.

Полученные данные представлены в таблице и в диаграммах (приложение 4).

Вопрос

Девушки

Юноши

1. Нравится ли Вам своя внешность?

49 % - Да

51 % - Нет

47 % - Да

53 % - Нет

2. Сравниваете ли Вы себя со своим кумиром или с популярными людьми?

83 %-Да

17 %-Нет

79 %-Да

21 %-Нет

3. Есть ли у вас желание сделать в будущем пластическую операцию?

29 %-Да

71 %-Нет

9 %-Да

91 %-Нет

По результатам повторного опроса можно заметить, что девушек и юношей, довольных своей внешностью стало больше. Меньше подростков продолжают сравнивать себя со своими кумирами. Число девушек, которые хотели в будущем сделать пластическую операцию стало на 10% меньше.

Я могу сделать вывод, что мой психологический тренинг по повышению самооценки для подростков помог учащимся моей школы принять и полюбить себя и узнать свои индивидуальные положительные черты, избавится от самокритики и отказаться от негативного оценивания своей внешности. Я опровергла мифы о бодипозитиве и привлекла внимание школьников к проблеме низкой самооценки подростков.

Заключение

Сегодня, индустрия красоты – сильно развитая отрасль. Множество людей теряют свою индивидуальность в погоне за модой, которая меняется изо дня в день. Молодому поколению стоит задуматься, настолько ли нам важна наша внешность, стоит ли тратить всю свою жизнь на приближение своего облика к идеалу, или важнее развивать свои внутренние качества. Общество должно перестать культивировать идею идеальной внешности, люди должны постепенно отказываться от недосягаемых стандартов красоты и начать уделять большее внимание личности человека.

Гипотеза о том, что навязанные современным обществом стандарты красоты способствуют снижению самооценки и развитию комплексов у подростков

подтвердилась. Большинству подростков действительно важно соответствовать современному идеалу, и, если их внешность отличается от стандартов, у подростков появляются проблемы с самооценкой и развивается комплекс неполноценности.

Список использованных источников

1) Белинская, Е. (2013). Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования, 6(30). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.679

2) Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Наоми Вульф; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 445 с.

3) Луиза Хей. Стань счастливым за 21 день. Самый полный курс любви к себе: Эксмо; Москва; 2016

4) Сигитова Е. Рецепт счастья: Принимайте себя три раза в день / Е. Сигитова. - Москва : Альпина, 2019. - 336 с.

5) Струк, Л. А. Исследование самооценки подростков / Л. А. Струк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 655-659. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92368/

6) Фадеева К.М.О. Компоненты образа тела и их значение в процессе социализации старших подростков // Психология, социология и педагогика. 2013.№9[Электронныйресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/09/2424

7) Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений, 2005. — 2-е изд., испр. М.: — Издательский центр «Академия», 2005 — 160 с.

8) Бодипозитив [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бодипозитив

9) Веб- сайт Всемирной организации здравоохранения https://www.who.int/ru/

Приложение 1

Анкета

1) Нравится ли вам своя внешность?

2) Что для вас важнее в людях: внешность или личность человека?

3) Сравниваете ли вы себя со своим кумиром или с популярными людьми?

4) Прибегаете ли вы к каким-либо способам изменения внешности: макияж, спорт, диеты, Фотошоп фотографий?

5) Есть ли у вас желание сделать в будущем пластическую операцию?

Приложение 2

М
ини справочник с методами повышения самооценки для подростков

Приложение 3

Результаты опроса учащихся

Приложение 4

Р


езультаты повторного опроса учащихся

Приложение 5

Программа тренинга-игры по повышению самооценки и принятию своей внешности для подростков

Проведение беседы с участниками тренинга, направленной на знакомство с общественным движением «бодипозитив», его основными принципами, опровержение мифов о бодипозитиве.

1. Упражнение «Познай себя»

Участники рисуют на листе бумаги круг, разделяют его на 5 секторов: красота, ум, характер, достижения, изюминки (индивидуальные черты). В каждой сфере записываются свои достоинства и недостатки.

Это упражнение поможет подросткам лучше узнать себя, понять точную причину их заниженной самооценки, и то, в какой сфере самооценки им не хватает положительных оценок самих себя.

2. Упражнение «Благодарю»

Участники встают в круг и кидают друг другу мяч. Кидая, каждый участник говорит благодарность тому человеку, которому кидает мяч. Например: «Благодарю тебя за то, что помог мне с уроками», «Благодарю тебя, за то, что ты хороший друг».

Эта игра создает позитивную атмосферу среди участников, помогает каждому почувствовать свою значимость и привязанность друг к другу.

3. Упражнение «Спроси у друга»

Каждый участник подписывает своим именем свой лист бумаги. На нём записывает свой, как он считает недостаток (внешности или характера). Листок передается другим участникам и каждый пишет другому человеку комплименты: то, что он считает его положительным качеством, то, что он ценит в этом человеке и считает красивым. Также можно написать свое мнение насчет написанного другим человеком недостатка, опровергнуть его, написав то, почему этот недостаток совсем незаметен другим людям или то, как можно из этого «минуса» сделать плюс.

Так, каждый участник тренинга, может узнать свои плюсы и достоинства. Участники узнают, что другие люди считают привлекательным в них, а также научаться коммуникации друг с другом, которая принесет позитивные эмоции.

4. Упражнение «Из минуса в плюс»

У каждого из нас есть или были определенные установки в голове, которые как-либо принижают нас самих и не дают нам развиваться. Например, многие говорят самим себе следующие фразы: «Я неудачник, у меня ничего никогда не получится», «Я не достоин этого». Участникам предлагается выписать такие негативные установки о себе и переформулировать их в нейтральные или позитивные фразы.

Пример: «Никто не захочет со мной дружить, потому что я застенчивый, из-за этого все думают, что я скучный» --> «Я скромный, мне нужно провести больше времени вместе с другим человеком чтобы раскрыться».

Участники поменяют свои негативные мысли, на позитивные, что поможет им меньше осуждать самих себя, позволит легче справляться с трудностями и открываться другим людям.

5. Упражнение «Я могу, ты можешь»

Участники садятся в круг. По очереди, каждый говорит сначала то, что он хорошо умеет делать, а потом то, что умеет делать его сосед слева. И так по кругу. Пример «Я могу красиво петь, а ты можешь красиво рисовать».

С помощью этого упражнения участники получат одобрение от своих сверстников, узнают свои таланты и особенные навыки. Это поможет подросткам лучше знать свои достоинства, то, что отличает их от других.

Домашнее задание «Зеркало»

Участники каждое утро, подходя к зеркало произносят фразы любви к себе: «Я красивый», «Я заслуживаю лучшего», «Я умный». А все негативные мысли следует игнорировать, не использовать по отношению к себе фразы, которые только принижают внешность человека.

Просмотров работы: 2383