Введение
«Театр все равно, что музей:
мы туда не ходим, но приятно знать,
что он есть…»
Гленда Джексон
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей. Театр это прекрасное, яркое явление, которое неповторимо и превосходно! Ни один вид искусства не включает в себя все то, что в театре. Только в театре ты можешь ощутить гармонию своих духовных и телесных ощущений. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием чего-то неизвестного. [12, с.263]
Театр это, конечно, яркий завораживающий праздник! Когда ты заходишь в зал и видишь строгие ряды кресел, лепные украшения на стенах и потолке, то сразу ощущаешь торжественность момента, ожидаешь чего-то волшебного, сказочного и чудесного!
Рано или поздно каждый человек попадает в театр. Кто – то влюбляется в него с первого раза, кому-то надо сходить туда несколько раз, чтобы почувствовать грандиозность театрального действа.
Вот и у меня, первое знакомство с театром произошло в 5 лет, когда родители привели меня на новогоднее представление в «Пятый театр». С этого момента я просто влюбился в него! Я стал интересоваться этим видом искусства и однажды подумал, что хочу не только наблюдать за происходящим со стороны, но и сам участвовать в театральном действии.
Так начались мои первые выступления в детском саду. Затем я захотел большего и поступил в театральный кружок «Калейдоскоп» Ключевского СДК. И вот уже на протяжении 3-х лет я являюсь юным актером и выступаю на театральных подмостках Омского района.
Как и многие ребята, я люблю смотреть мультфильмы, кино, детские телепередачи, играть в компьютерные игры, но играть в театре или смотреть спектакль мне нравится больше. И считаю, что театр нужен современному обществу. Ведь каждый новый спектакль – это новые переживания и незабываемые минуты радости и счастья.
Почему же школьники без особого энтузиазма говорят о театре? На наш взгляд не хватает информации, так называемой рекламы, её необходимо создать.
И я решил поделиться с одноклассниками своими знаниями о театре в компактной форме в виде интерактивной тематической папки – лэпбук, которую мы разместим в школьной библиотеке.
Таким образом, цель моего проекта: популяризация театрального искусства посредством создания лэпбука.
В ходе подготовки работы мы выдвинулигипотезу: имеющийся материал о театральном искусстве можно систематизировать и собрать это всё в компактной форме, т.е. создать лэпбук.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по вопросу исследования;
2) систематизировать изученный материал;
3) изучить технику создания лэпбука;
4) создать лэпбук «Театр».
Методы и способы работы:
изучение и анализ литературы о театрах;
изучение технологии создания лэпбука;
поисково-исследовательская деятельность.
Созданный в ходе реализации проекта лэпбук «Театр» будет способствовать развитию интереса к театральному искусству.Его можно использовать на занятиях в школьном театре, на классных часах, во внеклассной работе,чтобы расширить знания о театре и показать его значимость, как особого вида искусства.
Глава 1. Основная часть
История зарождения театра.
Задумывались ли вы о том, как зарождался театр? В каких условиях находились зрители?
История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально было приурочены к Великим Дионисиям - большому религиозному празднику
История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. [3, с. 62-63]
Народные праздники проходили несколько раз в году, на них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия. [9, с.12-13]
В греческом театре не было крыши, зрители и актеры играли на улице, размеры античных театров были огромны они вмещали в себя от 17 до 44 тысяч человек. Для усадки зрителей использовали деревянные помосты, затем естественные каменные склоны. [11, с.8-9]
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Зародился он в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра-драматические действия.[2]
Старейшим «театром» были игрища скоморохов. Скоморохи, пели, плясали, балагурили, разыгрывали сценки, играли на музыкальных инструментах.
А вообще самый первый театр России начался в селе Преображенское на берегу реки Яуза, случилось это в 1672 году при царе Алексее Романове. Назвали его «Комедийная хоромина». Он представлял собой деревянное здание внутри были сделаны подмостки, сиденья, расположенные амфитеатром, лавки, Царское место, выступающее вперед было обито красным сукном, а для царицы и царевича были устроены ложи с частой решеткой, сквозь которою они смотрели на сцену, оставаясь скрытыми для остальных зрителей. Первая пьеса длилась 10 часов, называлась она «Артаксерксово действо». Основная тема - это библейские сюжеты и исторические эпопеи.
Но рассвет в театральном искусстве пришел с правлением Екатерины 2. Она объединила все придворные театры в единое ведомство получившее звание Императорских театров. В 1766 году она отдала приказ построить «Большой каменный театр», но к сожалению, до наших дней он не сохранился, его разобрали и на месте построили консерваторию. По приказу Екатерины была учреждена театральная школа, ее учениками становились воспитанники сиротских воспитательных домов. За время ее правления появились новые жанры в театральном искусстве. Во время правления Екатерина2 появились: Эрмитажный театр, Знаменский театр, Петровский театр. Вольный Российский театр, но в 1783 году в связи реорганизацией изменил свой статус и получил название «Малый театр».[6]
Виды театров
Изученные нами статьи о видах театра не дают чёткой классификации их по одному какому-то признаку. В статьях упоминаются театры разных времён, разных стран; вид театра зачастую неразрывно связан с каким-либо определённым жанром. Поэтому в своей работе мы коснулись только некоторых видов, самых распространённых и известных.
Драматический – в этом театре ставят драмы, пьесы по произведениям писателей.
Оперы и балета – это театр, который объединят: музыку, актерское и изобразительное искусство в одно многокрасочное целое.
Камерный театр - название происходит от английского англ. chamber и французского фр. chambre, что в переводе означает комната — небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для узкого круга слушателей, зрителей.
Авторский театр - это театр, которому присуща некая отстранённость от обстоятельств пьесы для развития более глубокого формирования личностного взгляда на героя. Драматургический материал в совокупности с собственным жизненным и творческим опытом используется режиссёром и актёрами как инструмент в создании ситуационной импровизации, порой несущей иронию над театральными штампами и далеко не вписывающейся в каноны академического театра.
Кукольный – это форма театра или представления, которая включает в себя манипулирования куклами –неодушевленными предметами, часто напоминающий какой-то тип фигуры человека и животного.
Театр марионеток –кукловод управляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовина, к которой крепятся на нитях куклы.
Театр пародий –сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальных манер подражание, искаженное подобие чего-либо
Любительский (народный) театр - это театр, в котором играют люди, движимые любовью к нему, они не зарабатывают таким образом хлеб насущный, они выходят на сцену только ради самого акта творчества.
Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.
Театр юного зрителя - профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории. Специализация на детскую аудиторию проявляется не только в репертуаре, но и в сценическом решении спектаклей: красочность, синтетичность, игра со зрителям.
Уличный театр — это театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве — на улице, площади, в парке и т. п. как правило, без оборудования сцены. Нечеткое разделение на артистов и зрителей, зрители часто вовлекаются в действие. Зрители участвуют не только эмоционально, как в классическом театре, но и непосредственно участвуют в спектакле, внося те или иные коррективы. Таким образом, немаловажен момент импровизации.[14]
Театры города Омска
На театральной карте России Омск занимает весьма значимое место. Здесь работают сильные творческие коллективы, деятельность которых известна далеко за пределами региона; проводятся престижные фестивали, в том числе Международный театральный фестиваль «Академия»; выходит специализированное издание — журнал «Омск театральный», освещающий интересную и насыщенную событиями театральную жизнь города. Широк и сам выбор культурных заведений, представляющий взыскательной публике разнообразные жанры сценического искусства — от драмы до музыкальной комедии.[8]
Город Омск насчитывает порядка 13 театров. Изучив информацию обо всех театрах города Омска, своё внимание мы решили остановить на шести театрах, которыми, прежде всего, славен Омск — нынешняя театральная столица Сибири.
Омский государственный академический театр драмы
Первый профессиональный театр в Омске, мэтр драматического искусства в Сибири, один из крупнейших и старейших театров России — все эти определения относятся к Омскому академическому театру драмы, ведущему свою историю с 1874 года. Учреждение занимает возведённое специально для него красивейшее театральное здание — выдающийся памятник истории и архитектуры начала XX столетия. С 1983 года Омский театр драмы носит почётное звание «академический».
Омский государственный музыкальный театр
Омский музыкальный театр был основан в 1946 году. Первоначально это был Областной театр музыкальной комедии, на сцене которого ставились оперетты известных отечественных композиторов. Знаковым для культурного учреждения стал 1981 год, когда театр не только переехал в новое здание с огромным залом, но и получил статус Музыкального театра, что широко раздвинуло рамки его репертуара.
Творческий коллектив театра составляют народные и заслуженные артисты РФ, талантливые молодые исполнители, являющиеся лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Омский театр сотрудничает с известными мастерами сценического искусства, принимает участие в различных театральных фестивалях, ведёт активную гастрольную жизнь.
Омский государственный театр куклы, актера маски «Арлекин»
Кукольный театр появился в Омске в 1936 году. За историю его существования сменилось несколько поколений актёров, хранивших и приумножающих традиции одного из старейших детских театров страны.
Спектакли театра всегда проходят с аншлагами. Текущий репертуар составляет более 50 постановок для разных возрастных категорий (для детей 2–4 лет, 5–6 лет, для младших школьников и т.д.), в том числе кукольные спектакли для молодёжи и взрослых. «Арлекин» представляет свои работы на многих фестивалях и конкурсах. В копилке его наград — Национальная театральная премия «Золотая Маска». Сам омский театр выступает учредителем международного фестиваля театров кукол «В гостях у «Арлекина».
Омский государственный драматически театр «Пятый театр»
Театральной площадкой, открытой для творческих экспериментов прогрессивных режиссёров Омска и других городов России, стал драматический «Пятый театр». Несмотря на свой относительно молодой возраст (чуть больше четверти века), «Пятый театр» заслужил репутацию одного из ведущих театров города, составляя здоровую конкуренцию Омскому театру драмы.
Культурное учреждение отличает оригинальный репертуарный облик, в формировании которого сказывается интерес не только к зарубежной и отечественной классике, но и к творчеству современных авторов, а также к пьесам, ранее не имевшим сценической жизни. В репертуаре имеется и несколько спектаклей для детей.
Омский ТЮЗ(театр для детей и молодёжи)
Практически ровесник театра «Арлекин». Его первый театральный сезон был открыт в 1937 году. С тех пор театром было осуществлено свыше 450 постановок.
Неотъемлемой частью жизни коллектива являются фестивальные мероприятия. Большое внимание театр уделяет просветительской работе среди школьников и молодёжи.
Омский драматический театр «Галерка»
Один из наиболее молодых омских театров — «Галёрка» — представляет собой интересное явление в культурной среде города. Своим рождением театр обязан заслуженному артисту России Владимиру Витько, который также является его бессменным художественным руководителем.
Первый спектакль «Галёрки» состоялся в 1990 году. С момента создания основным принципом коллектива стало неуклонное следование традициям русского психологического театра, что нашло отражение и в репертуаре.
Жизнь театра насыщена фестивальными событиями, гастрольными поездками по городам России и Европы.[13]
Глава 2. Практическая часть
Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Это тематическая интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов в любой форме по какой-то теме.[10]
Лэпбук- это книга, которую можно собрать, склеить ее отдельные части в единое целое, креативно оформить, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру он умещался на коленях.[1]
Лэпбук (дословно «наколенная книга») – это сравнительно новое средство обучения, представляющее из себя книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.[5]
В процессе рассматривания такой папки можно не только закрепить и систематизировать информацию, но и обогатить свои знания.
Прежде чем приступить к созданию лэпбука мы провели большую подготовительную работу: изучили литературу и информацию в сети Интернет о театрах и театральном искусстве в целом; проанализировали, в каких театрах города Омска побывали мы сами, про какие ещё не слышали; отобрали интересный материал для своего лэпбука и изучили технику его создания.
Для начала я нарисовал шаблон лэпбука. (Приложение №1)
Я выбрал простой двустворчатый макет.
Для создания папки я применил бумагу, ламинатор, брошюровщик, ножницы, клей, цветные заготовки, мультитул для гриля, липучки.
Для сборки лэпбука я распечатал все необходимые элементы и заламинировал их. После чего вырезал детали и начал сбор лэпбука.
Сначала я сшил саму основу, а потом элементы, которые вырезал, наклеил на основу по плану моего шаблона.
элемент лэпбука: «театр теней» Вырезанные детали персонажей Русских народных сказок с помощью клея я прикрепил к мультитулу и дал им время высохнуть, затем поставил их в соответствующий карман. (Приложение №2)
элемент лэпбука: «пальчиковый театр» Готовые детали и шаблон руки, на которую надеваются персонажи, я поместил в карман. Героев я не собирал преднамеренно. Для тех кто захочет оживить сказку и примерить на себя роль мастера, смогут это сделать самостоятельно. (Приложение №3)
элемент лэпбука: «театральные атрибуты» Здесь я использовал липучки. Данная задумка включает в себя нахождение по тени атрибутов, связанных с театром (Приложение №4)
элемент лэпбука : «правила поведения в театре» Если человек пришел в театр первый раз, ему просто необходимо познакомиться с правилами поведения. В этом кармашке я поместил цветные картинки, используя которые можно познакомиться с правилами поведения в театре.(Приложение №5)
элемент лэпбука: «театральные профессии» В этом кармане я разместил информацию о профессиях, которые связаны с театральным искусством. Я старался, чтобы карточки получились яркие, красочные и содержали описание каждой профессии .(Приложение №6)
элемент лэпбука: «Театральные маски». Театр начинается с игры и маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Каждая маска отличается своей мимикой и гримасой. После того как играющий нашел пару, можно предложить ему передать своей мимикой изображение этой маски. Эта игра очень завлекает, вызывает желание играть в нее не один раз.(Приложение №7)
элемент лэпбука: « Театры родного города» В этих картинках можно увидеть театры города Омска и всю необходимую информацию. (Приложение №8)
элемент лэпбука: «интересные афоризмы и цитаты о театре» Афоризмы всегда чему-то учат и заставляют задуматься. Поэтому я решил, что эта информация должна обязательно быть в лэпбуке. Она позволит как можно больше раскрыть тему театра, показать его сущность (Приложение №9)
элемент лэпбука: В этот карман я поместил карточки с загадками. На обратной стороне каждой карточки можно найти отгадку. (Приложение№10)
элемент лэпбука: пустой кармашек. Его я специально оставил пустым. Я думаю, что буду иметь возможность наполнять его новыми интересными материалами о театре.
Мне было очень приятно складывать оформленный материал в кармашки и надеюсь, что мой лэпбук получился интересным и красочным. Он содержит всю необходимую информацию о театре. Мы уверены, что, посмотрев его, любой (даже самый ленивый) захочет побывать в театре.(Приложение №11)
Заключение
Изучив информацию о роли театра в жизни человека, начиная с античных времён, мы убедились, что театр – это не просто развлечение, а возможность для человека найти себя, найти ответы на свои вопросы и на свои переживания, это попытка прикоснуться к неизведанному. Театр – это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать.
Работая над данной темой, мы изучили литературу, проанализировали, как зарождалось театральное искусство, какие виды театров существуют в мире, какие театры есть в нашем городе. При работе с проектом изучили технику создания лэпбука.
В результате работы цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась. В моей маленькой книжке – лэпбук поместилось очень много информации, которая в привлекательной и интересной форме рассказывает о мире театра.
Разнообразие театральных постановок и широкий репертуар способны привлечь любую зрительскую аудиторию. Наш проект, а также лэпбук «Театр» помогут сориентироваться любому школьнику в театральном искусстве, в театральных терминах. Кроме того, имея доступ к информации о театре, которая находится в созданном нами лэпбуке, ребята смогут не только расширить свой кругозор, но и решиться на посещение театра, которому они отдадут своё предпочтение.
Список литературы
Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. с. 29–30.
Волков А. А. Русская культура / [А. А. Волков и др.; науч. ред.: Е. И. Белова и др.] . - Москва : Энциклопедия, 2007 - 318, [1] с. : ил., портр.. - (Библиотека Новой Российской энциклопедии)
ВоротынцевПётр. На сцене: история театра: для младшего и среднего школьного возраста / Пётр Воротынцев. — Москва : Пешком в историю, 2020. — 91 с. : цв. ил. ; 28 см. — (Мировая история).
Графова Е. О. Театральное искусство конца XIX – начала XX века в контексте культурологических процессов «Арнуво» в России [Электронный ресурс] //Культурологический журнал. – 2017 – № 4 (30). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnoe-iskusstvo-kontsa-xix-nachala-xx-veka-v-kontekste-kulturologicheskih-protsessov-ar-nuvo-v-rossii (Дата обращения 13.02.2023)
Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk/ (Дата обращения 13.02.2023)
Костерина-Азарян А. Б. История и метафизика русского театра: монография / А. Б. Костерина. – Екатеринбург : РГППУ, 2012 – 310 с.
Мир театра [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://tc.edu.severodvinsk.ru/meropr/it/2019/5/index.html (Дата обращения 08.02.202)
Найди лучшее в Омске. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://localway.ru/omsk (Дата обращения 06.02.2022)
О театре: Д/Э (детская энциклопедия): познавательный журнал для мальчиков и девочек. – 2008 - №3.
Словарь современного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://myslang.ru/slovo/lepbuk (Дата обращения 10.02.2023)
Смирнова Л.Н. Популярная история театра / Л.Н. Смирнова – «ВЕЧЕ», - (Популярная история)
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве/ Константин Сергеевич Станиславский; предисловие Т.В. Дорониной. – М.: Вагриус, 2007. – 448 с.
Театр: сквозь призму времени. [антология - Омск , 2019 . - 364, [35] с. : ил., цв. ил., портр., факс. (Три века омской культуры)
Урусов Е. Искусство. Энциклопедический словарь школьника / Е. Урусов, П. Кошель; сост. П.Кошель; Худож. Е.Урус . - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2000 - 446 с., [40] л. ил. : ил. - Библиогр.:
с. 444-446.
Энциклопедический словарь юного зрителя. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Для сред. и ст. шк. возраста / [Ведущие ред. Минина Т.П., Таттар Г. В.]; ред. Т.П. Минина . - Москва : Педагогика, 1989 - 415 с. : ил. - Библиогр.: с. 407- 410 - Алф. указ.: с. 411-415
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
П РИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11