Почему человек хочет быть похожим на других людей?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему человек хочет быть похожим на других людей?

Хачатурян В.Г. 1
1МБОУ "СОШ №11" ИГОСК
Бодрая Е.А. 1
1МБОУ "СОШ №11" ИГОСК
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самых малых лет люди начинают взаимодействовать с обществом. Дети наблюдают за взрослыми, смотрят фильмы, читают книги и выбирают себе модели поведения. Поэтому не удивительно, что многие из нас пытаются подражать кому-либо.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние десятилетия личностное развитие человека напрямую зависит от его окружения. В современном мире появляется много новых направлений, кумиров, мнений – и многие подростки не хотят отставать от «трендов». Но и терять свою индивидуальность тоже никому не хочется.

Цель данной работы - понять, как не потерять индивидуальность и соответствовать условиям современного мира, выявить отношение современных школьников к общественному мнению.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме;

  2. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся;

  3. Проанализировать полученные данные;

  4. Сделать выводы.

Объектом исследования выступает общество.

Предметом исследования является поведение человека в обществе.

Гипотеза исследования – люди хотят быть похожими на других людей и придерживаться популярного мнения для того, чтобы их приняли в обществе и не осуждали.

Практическая значимость данной работы заключается в изучение человека как социального существа и привлечение максимального внимания к данной социальной проблеме.

Методы исследования: теоретический, собранные данные из сети Интернет ресурсов и литературы, практический, опрос, сравнение полученных результатов.

Исследовательская база - ученики 5-6классов.

Этапы работы над проектом.

Этап

Содержание

1.Подготовительный

Формулировка целей, задач, методов, содержание и конечного результата данной работы. При помощи справочных материалов.

2.Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определения и направление работы, определение примерных сроков для предоставления материала.

3. Осуществление деятельности

Работа по поиску информации, решению поставленных задач:найти теоретический материал по нашей теме. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся. Проанализировать полученные данные.

4. Оформление

Оформление работы согласно выбранной темы.

5. Защита проекта

Выступления на уроках, участие в конкурсах.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы, приложения. Работа изложена на 19 страницах. Общий объем работы составляет 21 страницу.

Глава 1. Человек и общество

1.1.Человек как социальное существо

Философское утверждение о том, что человек – социальное существо, нашло место практически во всех гуманитарных науках. Человек, как личность, просто не мыслим без общества. Он может нормально жить, только используя труд и опыт других людей.

У человека как члена общества вырабатывается набор качеств, которые определяют его как личность.

Личность — это человеческий индивид, являющийся носителем качеств, которые он приобрел, живя в обществе.

Разница между человеком и личностью — это вовсе не разница между тем, что свойственно всем людям, и тем, что присуще их отдельным представителям. Эта разница между совокупностью всех общественных отношений и той локальной зоной их, в рамках которых человек как личность реально существует.

Как происходит формирование личности? Американские исследователи первичных социальных групп Ч. Кули и Дж. Мид связывают формирование личности человека с его социальными отношениями.

Ч. Кули полагает, что личность человека формируется на основе реакций других людей на его присутствие в пространстве социальных отношений. Личность человека — это зеркальная копия реакции других людей на его поступки и действия. Не случайно его концепцию личности называют концепцией «зеркального Я».

Дж. Мид исходит из того, что становление личности нельзя свести лишь к субъективной копии норм и ценностей, поддерживающих отношения в обществе. Существенное значение при формировании личности имеет не только то, как к человеку относятся другие, но и то, как он сам оценивает их слова, чувства, жесты, установки. Личность человека формируется на пересечении социального «Я», которое аккумулирует прошлый опыт общества, и индивидуального «Я», которое связано с деятельностью человека, направленной в будущее. Социальное «Я» задает человеку вопросы, ставит проблемы, устанавливает границы и правила поведения. Индивидуальное «Я» дает человеку чувство свободы и инициативы. Взятые вместе и органически связанные, они и составляют его личность.

Человек становится таким, только живя в обществе. Взаимодействие с другими людьми позволяет ему развить те возможности, которые были заложены в его природе. Вне общества большая часть подобных возможностей развиться просто не может, то есть человек не может стать личностью, живя изолированно.

Происходит так называемая социализация, то есть усвоение социального опыта, приобретение навыков и качеств, которые позволяют полноценно и безболезненно взаимодействовать с другими людьми. Это процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Основа социализации – деятельность и общение индивида в различных социальных группах (семье, трудовом коллективе, школе, неформальных группах).

Этот процесс позволяет человеку погрузиться в культурную среду, что выражается, прежде всего, через освоение языка, традиций и обычаев данного общества. Затем он приобретает различные ценные знания, опыт и программы поведения, которые уже может передавать самостоятельно. Таким образом, происходит постоянно распространение культуры через пространство и время.

Вне общества человек сможет жить, но вот будет ли развиваться? Дети «маугли», которые были вынуждены расти в дикой природе, после возвращения в общество так и не смогли стать полноценными людьми. Они не сумели даже научиться произносить простейшие слова, не говоря уже о последующей социализации. Социализация личности— это процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества.

Социализация — это пути, с помощью которых люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Она имеет две функции:

— поддерживать взаимодействие людей;

— обеспечивать сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами исторически сложившихся в нем образцов поведения.

Выражение «человек – социальное существо» говорит, прежде всего, о том, что человек всегда взаимодействует с другими людьми и не может без них существовать. Где бы он не находился, какие бы потребности не испытывал, ему необходима помощь других людей.

Человек не способен жить вне общества. Но даже те немногие, кому приходилось, использовали знания и социальный опыт других людей, прошлых поколений, для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, можно смело утверждать, что человек не может жить без общества. Он одновременно является как субъектом, так и объектом воздействия социальных воздействий.

Вывод: человек становится личностью только будучи в обществе, и только в нём он может обрести мнение, взгляды и ценности. [1]

1.2. Как формируется общественное мнение.

Человек и общество — два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Убери одно из них, и смысл второго тут же теряется. Взаимное влияние одного на другое — явление неизбежное. Мы должны подчиняться правилам даже самой малой группы, в которой состоим: даже компания из трех друзей существует за счет соблюдения общих договоренностей ее участниками.

Древняя история гласит: разумный представитель человечества всегда стремился жить в группе, чтобы иметь больше шансов на выживание. Вместе было легче охотиться, защищаться от хищников и вражеских племен. Принадлежность к значимой группе люди очень ценили, старались соблюдать внутренний устав. Нарушение установленных правил влекло за собой изгнание. Последнее всегда означало верную погибель, так как в одиночку прожить в дикой природе не удавалось никому. С тех пор в этом смысле ничего не изменилось — человеку все так же нужен человек. Потребность принадлежать заложена в нас на генном уровне. Именно поэтому у всех членов современного общества есть подсознательный страх отвержения другими. По этой причине общественная позиция в разной степени оказывает влияние на каждого из нас, являясь в жизни весомым аргументом при принятии решений.

Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты). [2]

В жизни человека и общества в целом на формирование мнения по тем или иным аспектам жизнедеятельности оказывается множественное воздействие. Формирование мнения начинается в семье, продолжается в различных общественных институтах. Необходимость формирования общественного мнения обусловлена воспитанием личности, приобретением определенных морально-нравственных ценностей.

В качестве основных источников формирования и развития общественного мнения выступают:

- непосредственное наблюдение за окружающим , одобрение или порицание определенных действий и решений;

- СМИ, которые целенаправленно воздействуют на мнение и поведение людей.

В связи с тем, что формирование общественного мнения и его манипулирование используется в различных целях и различных сферах жизни общества, таких, как политика, право, нравственность, экономика, культура и многих других, изучение методов и способов формирования общественного мнения, выявление целей и особенностей манипулирования им является актуальным.

Всестороннее изучение общественного мнения выявило основные его признаки:

– общественное мнение выражает либо позицию одобрения, либо позицию осуждения по различным общественным проблемам, выражает оценку, отношение к происходящим событиям;

– общественное мнение выражает не все точки зрения, присущие отдельным индивидам или совокупности индивидов, а лишь некоторые, связанные с вопросом, в отношении которого данная совокупность выступает как общность;

– суть и содержание сложившегося в обществе мнения составляют лишь оценки, разделяемые большинством, даже в том случае, если они неистинны;

– общественное мнение относится к конкретной ситуации или вопросу;

– оно должно быть публично выражено, доведено дo общественности или какой-либо общности людей, в противном случае oнo останется индивидуальной точкой зрения отдельных лиц, даже если таких лиц может быть и достаточно;

– общественное мнение складывается только в случае, если общественность имеет доступ к массиву информации, отражающей реальное положение дел или искажающей действительность;

– общественное мнение не может являться постоянным, т.е. неизменным, оно изменяется;

– обобщение мнений как продукт взаимодействия людей, измененное, образовавшее новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. [3]

Ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе. Регулирование общественных отношений является основной функцией общественного мнения. 

Общественное мнение формирует и прививает членам общества определенные нормы социальных отношений. Причём оно регулирует отношения не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.

Общественное мнение как социальный феномен обладает целым рядом функций:

1. Социального контроля. Мнение общества может поспособствовать или затормозить реализацию правительственных решений.

2. Экспрессивной. Путем выражения определенной позиции общественное мнение может контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность.

3. Консультативной. В результате проводимых опросов населения можно разрешить ту или иную проблему, вынудить представителей политической элиты принять более взвешенное решение.

4. Директивной. Изъявление воли народа при проведении референдумов.

Еще одной функцией общественного мнения является воспитание в каждой личности чувства ответственности за свои дела и поступки перед социумом. Воспитательная функция развивает в человеке чувство нравственной ответственности. Следовательно, общественное мнение является универсальным средством воспитания «морально чистых» членов общества. Общественное мнение оказывает влияние на личность, группу, коллектив, воздействует на становление их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает. [4]

Когда и как же возникает общественное мнение? Какие факторы предопределяют его появление и функционирование? Как утверждает большинство ученых, занимающихся исследованием этого феномена, таких факторов несколько, но важнейшими являются социальные интересы людей.

Общественное мнение формируется тогда, когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающая, существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирования общественного мнения.

Однако общественное мнение может влиять на личность, как с позитивной стороны, так и с негативной. Социум выступает неким «ограничителем» для человека, воспитывая в нем конформность заставляя постоянно оценивать себя со стороны, вынуждая быть «тем, кого хотят видеть другие», и, мешая ему быть «тем, кем он действительно является». Личностью человек может стать лишь в том случае, если им будет найден баланс между своей точкой зрения и общественным мнением. Постигнув себя как личность, заняв свою нишу на «социальной лестнице» и осмыслив жизненный путь, человек становится индивидуальностью, приобретает честь и свободу выбора, которые и выделяют его как личность.

Вывод: общественное мнение – не всегда «правильное» мнение. Это точка зрения большинства, причём здесь срабатывает, именно, эффект поддержания большинства.

1.3. Что такое «тренды» и как они задаются

Тренд — поток взаимосвязанных изменений в культуре, технологиях и обществе, влияющий на потребительские предпочтения и дизайн продуктов. Сумма отдельных векторов, к чему стремятся люди. И когда появляется новая тенденция, общество ее поддерживает. Но почему?

Следовать модным трендам – это некое правило, которого многие слепо придерживаются, не задумываясь даже, зачем.  Новый знаменитый дизайнер, оригинальный цвет или крой одежды, накрывает всех как лавина, и вот толпы людей бегут в магазины скупать ненужные, но актуальные в этом сезоне, вещи. Конечно, так делают не все, но подавляющее большинство. Почему это происходит? Почему многие люди стремятся носить только то, что в моде, не обращая внимания, идет ли им данный образ? Причин для такого порой бездумного, поведения есть несколько. И первая – это конечно влияние толпы или по-другому желание ощутить себя частью определенного круга людей. Человек хочет быть составляющей какого-то общества, слоя или касты. Самый простой способ выразить это во внешнем виде. Слепо следуя актуальным трендам человек сам вешает на себя «ярлык» принадлежности к «модной тусовке» или «элите». Он как бы говорит миру: «Смотрите, я не серая масса, я стильный и особенный».

Люди психологически устроены так, чтобы подстраиваться друг под друга, иначе сосуществование было бы невозможным. Конечно, данный природный механизм был заложен с благой целью, но грамотные маркетологи научили пользоваться им, чтобы манипулировать сознаниями своих покупателей. Поэтому не поддавайтесь на манипуляции, ведь еще Джанни Версаче сказал: «Не увлекайтесь трендами. Не давайте моде власти над собой, решайте сами, что вы хотите выразить своей одеждой и своим образом жизни». [5]

Вывод: тренды, тенденции, правила моды появляются из-за человеческой потребности соответствовать «стандарту», желанию быть замеченным другими и получению одобрения.

1.4. Почему люди боятся отличаться от других людей?

На первый взгляд этот вопрос кажется довольно простым. Ведь общество состоит из абсолютно разных людей. У каждого человека свои интересы, свои взгляды на жизнь. Но, несмотря на это, люди отчаянно стараются быть похожими друг на друга. Они осознанно или не осознанно подстраиваются под общество. Люди уверены в том, чтобы стать частью общества необходимо быть как все. К счастью, в обществе таких людей встречаются те, кто имеет отличительные черты по внешности, происхождению и по социальному статусу.

Общество критикует и не принимает людей, не похожих на большинство. Но почему так происходит? Непринятие обществом некоторых людей часто связано с тем, что люди, которые осознанно или неосознанно стараются быть похожими друг на друга, не понимают тех людей, которые имеют отличительные черты. Если человек не похож на окружающих людей, он становится заметным, к нему приковано все внимание. Таких людей в обществе не любят, так как многие люди уверены в том, что быть частью общества – значит, быть похожими друг на друга. Люди с трудом признают, что каждый человек является индивидуальностью и должен оставаться самим собой и не бояться этого.[6]

Почему же возникает феномен следования за большинством?

Эффект присоединения к большинству — склонность человека вести себя так же, как это делает большая часть его окружения, часто игнорируя собственные взгляды, вкусы, убеждения, интересы.

Именно эффект присоединения к большинству лежит в основе распространения модных тенденций в одежде, кулинарии, культуре. Он способствует закреплению социальных норм.

Почему же он возникает?

  • Из-за социальности человека. Социальность — качество, сыгравшее определяющую роль в выживании людей как вида. В условиях дикой природы люди увеличивали свои шансы выжить, если были членами сплоченной группы.

В наше время люди уже не так сильно зависят от помощи и поддержки друг друга. Но они все равно не в силе противостоять заложенной в них потребности быть включенными в человеческое сообщество и находиться в дружеских отношениях с окружающими. Активное согласие с мнением большинства и стремление вести себя так же, как все, лишний раз не выделяясь, — способ реализовать эту подсознательную потребность.

  • Из-за стремления мозга к эффективности. Как и другие когнитивные искажения, эффект присоединения к большинству помогает быстро принимать важные жизненные решения, не тратя на это много энергии. Поэтому мозг старается использовать этот механизм в максимально большем числе ситуаций.

  • Из-за желания быть правым. Другая подсознательная потребность человека: принимать правильные решения. Это способствует жизненному успеху. Но на практике это невероятно сложная задача. Никто не может гарантировать, что решение, которое ему кажется беспроигрышным, в итоге таким окажется. Чтобы свести риск этого к минимуму, люди полагаются на коллективный разум. В этом виновато еще одно коллективное искажение — уверенность в том, что большое количество людей по определению не может в чем-то ошибаться. [7]

Вывод: люди боятся не соответствовать нормам общества, из-за осуждения – человек, будучи существом социальным, не может им быть без общества. Из-за эффекта большинства человек всегда следует за остальными.

По какой причине общество не принимает некоторых людей? Потому что общество является целостной системой, объединяющей людей и включающей в себя определенные правила и эталоны поведения. Однако есть и такие люди, которые выпадают из общего строя, не соответствуют имеющимся принципам, либо отличаются особенным образом жизни.

1.5. Как сохранить свою индивидуальность?

Многие психологи размышляли о том, как человек может проявить себя в социуме и реализоваться в нем индивидуально, уникально и самобытно.

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.

Основными принципами сохранения индивидуальности в обществе можно выделить следующие:

  • Активность - познавательная и практическая деятельность человека, отражающая баланс между желаемым и необходимым. Именно нарушение этого баланса заставляет человека что-то делать. В рамках субъектного подхода, наиболее значимым видом активности авторы называют - социальную активность, потому что именно она отражает сознательный выбор человека участвовать в социальной жизни с целью ее преобразования. Именно этот вид активности определяет человека как субъекта, выделяя его индивидуальность.

  • Активная жизненная позиция - неотъемлемая черта субъектности. Она отражает стремление человека преобразования действительности в соответствии с какими-то ценностями и убеждениями.

  • Осознанная система ценностей: ценностные ориентации являются ведущим и организующим принципом любой деятельности, а особенно они проявляются в субъектном отношении к жизни.

  • Чувствительность и толерантность к противоречиям и неравновесию систем: данный принцип отражает творческий потенциал личности.

  • Инициатива и ответственность - два параметра, которые поддерживают активность. Инициатива отражает быстроту вхождения в активность, отсутствие страха совершить ошибку, а ответственность - принятие последствий этой активности.

Каждый человек обладает индивидуальностью. Ее определяет ряд свойств:

  • Специфика интересов

  • Манера поведения

  • Образы мышления

  • Стиль общения

На формирование индивидуальности влияют следующие факторы:

  • Физиологические особенности индивида

  • Наследственность

  • Окружение, в котором он растет и развивается

  • Качества характера, которые человек развил в себе самостоятельно

Сама по себе индивидуальность – это ни хорошо, ни плохо. Качества человека определяются его поступками. А индивидуальность необходима, если он хочет отличить себя от других.

Как развить и сохранить свою индивидуальность:

  • Познавайте себя, чтобы понять, кто вы есть на самом деле. Сохранить свою индивидуальность можно лишь в том случае, когда вы умеете отличать желания собственные от тех, которые навязаны кем-то.

  • Формируйте собственный взгляд на вещи. Вы должны иметь свое личное суждение. Не будьте рабом чужих мнений и установок других людей или средств массовой информации. В современном мире сложно сохранить индивидуальность мышления. Но это необходимо, если вы хотите стать сильной личностью.

  • Воспитывайте в себе независимость. Вы можете уважать чужие принципы, но не должны подстраиваться под окружающих. Поступайте так, как считаете нужным.

  • Не бойтесь быть непохожим на других. Конечно, человек живет в обществе и должен подчиняться основным его законам. Однако не стремитесь быть, как все. Не принимайте участия в мероприятиях или разговорах, которые вам не интересны или не нравятся.

  • Не бойтесь кому-то не понравиться и относитесь спокойно к критическим замечаниям. Прислушивайтесь к мнению только тех людей, которые важны для вас, которых вы уважаете.

  • Найдите себе увлечение. Занятие любимым делом не только дарит удовольствие, но и придает силы. Сохранить индивидуальность значительно легче, если вы являетесь разносторонней личностью и имеете разные хобби. К тому же, чем шире круг ваших занятий, тем больше возможностей встретить единомышленников.

  • Проявляя свою индивидуальность, будьте тактичны. Учитесь правильно выбирать время для ее демонстрации. Ведь человек, который изо всех сил стремится к непохожести на других, и из кожи вон лезет, стараясь не быть как все, в итоге вызывает лишь смех и непонимание со стороны окружающих. [8, 9, 10]

Вывод: чтобы сохранить индивидуальность нужно быть уверенным в себе и в своих убеждениях. Индивидуальность необходима, если человек хочет отличить себя от других. Главное ценить свою индивидуальность, стараться раскрыть свой талант, а не пытаться изменить себя, подражая кому-то.

Глава 2. Роль общества в жизни учащихся

2.1 Опрос и статистика

Для подведения итогов, мною был проведен опрос среди учащихся 6-11 классов, основная цель, которого выяснить, насколько сильно подвержены общественному влиянию школьники.

В ходе опроса, в котором приняли участие 134 человека, мною были заданы наводящие вопросы, чтобы выявить отношение учащихся к общественному мнению, их уверенность в своих убеждениях.

Анкета представлена в приложение 1.

Вопрос

6-7 классы

8-9 классы

10-11классы

1. Следишь ли ты за трендами и тенденциями в разных сферах жизни?

Да

Нет

61,5% - да

38,5 % - нет

68,4% - да

31,6 % - нет

65,8% - да

34,2 % - нет

2. В конфликтах и спорах ты скорее поддержишь большинство?

Да

Нет

33,3% - да

66,7 % - нет

30,7% - да

69,3% - нет

9,7% - да

90,3 % - нет

3. Перед тем, как принять решение, ты советуешься с близкими людьми (друзьями и т.д.), как тебе поступить?

Да

Нет

76,9%-Да

23,1%-Нет

79,4%-Да

20,6%-Нет

65%-Да

35%-Нет

4.Часто ли ты делаешь (покупаешь, смотришь, читаешь, носишь) то, что распространено среди твоего круга общения?

Да

Нет

35,8%-Да

64,2%-Нет

48,7%-Да

51,3%-Нет

34.1%-Да

65.9%-Нет

5. Ты боишься оказаться в меньшинстве или быть осужденным обществом?

Да

Нет

28,2%-Да

71,8%-Нет

25,6%-Да

74,4%-Нет

24.3%-Да

75.7%-Нет

6. Можешь ли ты кардинально изменить свою точку зрения из-за других?

Да

Нет

17,9%-Да

82,1-Нет

15,3%-Да

84,7%-Нет

24.3%-Да

75.7%-Нет

7. Можешь ли ты осудить мнение большинства?

Да

Нет

76,9%-Да

23,1%-Нет

84,2%-Да

15,8%-Нет

85.3%-Да

14.7%-Нет

8. Проявляешь ли ты свою индивидуальность?

Да

Нет

66,6%-Да

33,4%-Нет

76,9%-Да

23,1-Нет

80%-Да

20%-Нет

9. Что для тебя будет лучшим вариантом – а) быть в кругу похожих людей; б) быть уникальным, но в одиночестве?

52,5% - ответ а

47,5 % - ответ б

64,1% - ответ а

35,9%- ответ б

57.5% - ответ а

42,5 % - ответ б

Вывод: исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большая часть учащихся, конечно, следит за трендами и общественным мнением. Также стоит отметить, что старшие школьники стремятся к большей индивидуальности, но, тем не менее, предпочтут быть с большинством, и ничем не отличаться от других. Мнение близких людей важно как для младших, так и для старших классов.

Заключение

Цель работы достигнута - мною были изучены различные источники и я узнал, как не потерять индивидуальность и соответствовать условиям современного мира, а также выяснил отношение современных школьников к общественному мнению.

Проводя свое исследование, я

  1. Изучил теоретический материал по теме;

  2. Составил вопросы и провел анкетирование среди учащихся;

  3. Проанализировал полученные данные;

  4. Сделал­ выводы.

Гипотеза о том, что люди хотят быть похожими на других людей и придерживаться популярного мнения для того, чтобы их приняли в обществе и не осуждали, частично подтвердилась. Большинству респондентов важно сохранить свою индивидуальность.

Список литературы

  1. Почему человека называют социальным существом. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-866958-pochemu-cheloveka-nazyvayut-socialnym-suschestvom

  2. Общественное мнение: понятие, структура, функции. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studopedia.ru/7_178839_obshchestvennoe-mnenie-ponyatie-struktura-funktsii.html

  3. Формирование общественного мнения. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studfile.net/preview/8519254/page:2/

  4. Влияние общественного мнения на личность. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/26459/

  5. Почему мы готовы следовать даже глупым трендам? [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.astrostar.ru/articles/psihologiya/ psihologiya- lichnosti/artikle_fation_trend.html

  6. Почему общество не принимает некоторых людей? Автор: Рая Шустова [Электронный ресурс]: https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=10934795

  7. Я как все: что такое эффект присоединения к большинству [Электронный ресурс]: https://journal.tinkoff.ru/bandwagon-effect/

  8. Сохранение индивидуальности в социуме [Электронный ресурс]:https://spravochnick.ru/psihologiya/sohranenie_individualnosti_v_sociume/#kak-otstaivat-svoyu-individualnost

  9. Сохранение своей индивидуальности [Электронный ресурс]:https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/sohranenie-svoej-individualnosti-kratko.html

  10. Свою индивидуальность нужно отстоять [Электронный ресурс]: https://funnew.ru/

Приложение 1

Анкета

  1. Следишь ли ты за трендами и тенденциями в разных сферах жизни?

Да или Нет

  1. В конфликтах и спорах ты скорее поддержишь большинство?

Да или Нет

  1. Перед тем, как принять решение, ты советуешься с близкими людьми (друзьями и т.д.), как тебе поступить? Да или Нет

  2. Часто ли ты делаешь (покупаешь, смотришь, читаешь, носишь) то, что распространено среди твоего круга общения? Да или Нет

  3. Ты боишься оказаться в меньшинстве или быть осужденным обществом? Да или Нет

  4. Можешь ли ты кардинально изменить свою точку зрения из-за других? Да или Нет

  5. Можешь ли ты осудить мнение большинства? Да или Нет

  6. Проявляешь ли ты свою индивидуальность? Да или Нет

  7. Что для тебя будет лучшим вариантом –

а) быть в кругу похожих людей; б) быть уникальным, но в одиночестве?

Просмотров работы: 137