Как подружиться с эмоциями

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как подружиться с эмоциями

Лещинский М.А. 1
1МАОУ СОШ №69
Белоцерковская Е.Г. 1
1МАОУ СОШ № 69
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Всем известно, что современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в школе, так и в семье. Исследователи и психологи отмечают наличие нарушений в общении у детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека. А ведь именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу.

Развитию эмоций не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к нарушениям в поведении. Очень важно научиться рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна.

Но самое важное попытаться разобраться самому в этом сложном и интересном вопросе.

Цель

Познакомиться со спектром человеческих эмоций, разобраться в собственных чувствах, а также узнавать и признавать эмоции окружающих.

Задачи

  • Узнать, что такое эмоции

  • Изучить, какие бывают эмоции

  • Научиться определять эмоции

  • Изучить «способы дружбы с эмоциями»

Методы исследования

  • Поиск информации: словари, энциклопедии, интернет, беседа с родителями, учителем

  • Анкетирование

  • Личный опыт изучения эмоций

  • Создание творческого продукта «шпаргалка эмоций»

  1. Определение эмоций

Эмоции - (из латинского языка - emovere) «потрясаю, волную».

1. Душевное переживание, чувство (толковый словарь Ожегова)

2. Внешнее проявление чувств (словарь Ефремовой)

3.Психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру (Википедия)

 Познавая мир, человек так или иначе относится к окружающим его предметам или явлениям: вещам, событиям, другим людям, к своей личности. Когда наблюдаем природу, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на воз­никший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с познавательной деятель­ностью мы проявляем свое отношение к окружающему миру. Одни явления раду­ют нас, иные печалят, третьи восхищают, четвертые возмущают. Радость, печаль, возмущение, гнев — все это разные виды отношения человека к действительности, переживание им того, что на него воздействует, или эмоции.

  1. Анкетирование

Я провел анкетирование, в котором приняло участие 24 человека. Для более точного результата я включил равное количество взрослых и детей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Среди анкетируемых было:

6 девочек

6 мальчиков

6 женщин

6 мужчин.

В анкетировании приняли участие члены моей семьи, одноклассники, друзья. Я раздал участникам карточки с изображением 6 основных эмоций (рисунок №1).

Рисунок №1

Задачей участников было определить эмоцию, изображенную на картинке.

Результаты анкетирования: из 24 анкетируемых ошиблись 12 человек.

Основная ошибка участников заключалась в том, что они перепутали гнев и отвращение.

Результаты исследования представлены на рисунке №2.

Из проведенного исследования я сделал вывод, что у многих людей возникают трудности в определении эмоций.

7

  1. Описание эмоций

Различные исследователи выделяют до 500 видов эмоций.

Но большинство ученых сходятся во мнении, что основных эмоций всего шесть: радость, грусть, страх, удивление, отвращение, гнев.

Люди не так часто говорят о своих эмоциях напрямую. Как понять, напуган человек или опечален? Радуется он или нервничает? Удивлен или заинтересован? Искренен ли он? Различать эмоции других людей можно опираясь на их мимику, выражение лица, действия.

Эмоции проявляются в речи в виде интонаций, тембра, ритма, темпа, в виде повышения и понижения голоса, пауз, а также с помощью мимики, положения тела и жестов. У каждой эмоции есть характерные физические проявления. Вот некоторые признаки базовых эмоций. Злость: учащенное дыхание, щёки горят, кулаки сжимаются. Грусть: тяжесть в груди, подступают слезы. Страх: повышенное сердцебиение и потоотделение, трудно дышать. Отвращение: замедление сердцебиения, тошнота. Радость: «распирающее» ощущение в груди, прилив тепла.

Не бывает «плохих» и «хороших» эмоций. Положительные и отрицательные стороны различных эмоций отражены в рисунке №3.

Эмоции возникают бесконтрольно, но как ими распорядиться — решать нам. Даже смелый человек может испугаться, но один при этом заплачет и спрячется, а другой посмотрит страху в лицо и победит его. И как раз этому стоит учиться с детства — иначе успешным не стать.

8

Рисунок №3

  1. Мой личный опыт изучения эмоций

В данной части работы я определил своей задачей наблюдение за проявлением эмоций у себя.

4.1 Общение с семьей, учителями, друзьями, одноклассниками.

В первую очередь мы изучаем свои эмоции, общаясь с людьми. Мне иногда сложно даже осознать, а тем более сформулировать, что сейчас хочется, что я чувствую, отчего вдруг стало дискомфортно. Главное, мне необходимо понять, что с этим делать. Зная эмоцию «в лицо», я не растеряюсь перед нею.

4.2 Ведение дневника эмоций

Эта ежедневная практика позволяет наблюдать за своими эмоциями, и ощущениями. Так проще отслеживать повторяющиеся эмоциональные состояния и их причины. Как только вы научитесь распознавать, что вызывает у вас наибольшие затруднения, можно будет научиться избегать таких ситуаций или более эффективно с ними справляться.

Рисунок № 4

    1. Просмотр мультфильмов и художественных фильмов.

В детстве с помощью книг, мультфильмов и других историй мы учимся понимать чужие эмоции: осознаем причину их возникновения и разбираемся в мотивах поведения других людей. При этом сам процесс обучения через анимацию часто идет быстрее, чем через книги, ведь я могу не только прочитать, что чувствует и переживает герой, но и увидеть и услышать, поскольку в мультфильмах настроение передается посредством музыки, звуков и изображения.

При просмотре мультфильма я сопереживал героям. Я видел последствия негативных поступков и размышлял, как стоит и не стоит себя вести. Я изучал разные ситуации, учился чувствовать, что хорошо, а что плохо.

У меня сложилась своя подборка мультфильмов и художественных фильмов:

М/ф «Головоломка»

Х/Ф «Хатико»

Х/ф « Белый Бим Черное ухо»

М/ф «Вверх»

М/ф «Вовка в тридевятом царстве»

М/ф «Как львенок и черепаха пели песню»

    1. Игры на развитие эмоций

Во время игр я учился распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Это было весело, интересно и увлекательно:

  • «Эмоциональный скульптор»

  • «Зеркало»

  • «Компот счастья»

  • «Мимическая гимнастика»

  1. Создание творческого продукта – Эмоциональная шпаргалка

Результатом моего проекта стала разработка Эмоциональной шпаргалки.

Рисунок №5

Эмоциональная шпаргалка будет хорошим помощником моим друзьям, одноклассникам, педагогам и родителям в изучении эмоций.

Выводы.

  1. Эмоции есть у всех.

  2. НО люди не всегда умеют различать эмоции.

  3. Эмоции передаются мимикой, словами и пантомимикой.

  4. Эмоции помогают людям понять себя и других людей.

  5. Эмоциями нужно учиться управлять с детства

Список использованной литературы:

  1. Википедия [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D1%8F]

  2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003 г.

  3. Быкова А. Как подружить детей с эмоциями. – Изд-во Бомбора, 2018 г.

  4. Кедрова Н. Азбука эмоций. - Изд-во Редкая птица, 2022 г.

  5. Умназия [https://umnazia.ru/detjam-pro-jemocii]

Просмотров работы: 43