Влияние семейных ценностей на молодое поколение

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние семейных ценностей на молодое поколение

Жданова И.А. 1
1МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Бодрая Е.А. 1
1МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Семья занимает важное место в жизни каждого человека. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близким, щедрости, ответственности за свои поступки. Именно в семье создаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Семейные ценности — это совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Они формируют человека, его характер. Они являются фундаментом.

Актуальность данной темы семья имеет огромное значение для развития личности. Счастливые дети вырастают в тех семьях, где царит взаимопонимание, любовь, доброта и искренность. Именно в семье происходит подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передача духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций, культуры своего общества.

Целью данной работы изучение семейных ценностей молодого поколения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме;

  2. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся;

  3. Проанализировать полученные данные;

  4. Исследовать статистические данные РФ;

  5. Сделать выводы.

Объектом исследования выступают семейные ценности.

Предметом исследования является молодое поколение.

Гипотеза исследования – семейные ценности - основа нравственного воспитания молодого поколения в современном мире.

Практическая значимость данной работы заключается в изучение семейных ценностей молодого поколения и привлечение максимального внимания к данной социальной проблеме.

Методы исследования: теоретический, собранные данные из сети Интернет ресурсов и литературы, эмпирический, опрос, творческое задание, статистические данные Российской Федерации.

Этапы работы над проектом.

Этап

Содержание

1.Подготовительный

Формулировка целей, задач, методов, содержание и конечного результата данной работы. При помощи справочных материалов.

2.Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определения и направление работы, определение примерных сроков для предоставления материала.

3. Осуществление деятельности

Работа по поиску информации, решению поставленных задач: найти теоретический материал по нашей теме. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся. Проанализировать полученные данные.

4. Оформление

Оформление работы согласно выбранной темы.

5. Защита проекта

Выступления на уроках, участие в конкурсах.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы, приложения. Работа изложена на 26 страницах, иллюстрирована 4 рисунками, 3 фотографиями. Общий объем работы составляет 28 страницы.

Глава 1. Понятие семейные ценности и их влияние на молодое поколение.

1.1.Что такое семейные ценности и их значение.

Семья – это главная среда формирования личности. Именно в семье формируется характер человека и его приоритеты. В каждой семье есть свои семейные ценности и воспитываются они по разному. Каким ребёнок вырастет зависит от того, какие отношении складываются в семье и какие семейные ценности являются основными.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это то, что важно и ценно для всех членов семьи. Общие интересы, которые нельзя купить. Они формируют у маленького человека, понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность. Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.[12]

1.2.Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную.

Традиционные ценности:

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются.

  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.

  • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.

  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.

  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.

  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков.[2]

1.3.Основные нравственные ценности.

Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Любовь.

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие.

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Добро.

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность.

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе

Взаимопонимание.

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половины и детей. Чувствуя поддержку, развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение.

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.[4]

1.4. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование.

Ценностные ориентации и потребности молодежи тесно связаны с их жизненными планами. Такие планы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются и каким-то образом корректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.

На жизненные планы и ориентиры молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделить конкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную роль играют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и т.п.

На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние возрастно-демографический фактор. Образовательный фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи, является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций.

Дети более подвержены влиянию семьи, чем любому другому влиянию, особенно в раннем возрасте. Семья, как малая группа, своего рода социальный микрокосм, лучше всего подходит для постепенного введения ребенка в социальную жизнь и для постепенного расширения кругозора и опыта. Семейная жизнь включает в себя социально-биологические, экономические, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждый из этих аспектов семейной жизни играет важную роль в социализации. В семье дети приобретают первые трудовые навыки, помогая старшим домочадцам в уходе за собой, учебе, играх, организации досуга и развлечений, учатся потреблению различных материальных и нематериальных благ. Семья оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Семья развивает способность ценить и уважать труд других, таких как родители и родственники; культивируется будущий отец. Воспитание детей в семье — сложное и тонкое дело, требующее заинтересованности родителей в положительных результатах, терпения, такта, знаний психологии и педагогики ребенка. [7]

Родителям следует уделять особое внимание нравственному воспитанию своих детей, ведь в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают различные поведенческие и межличностные проблемы.

Какое влияние оказывают семейные ценности на воспитание ребенка?

Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено понятие семьи, усвоенное еще в детстве: это представления об отношениях между отцом и матерью, родителями и детьми, а также об отношении к старшему поколению, а самое главное – это дух семьи и родительского дома. Вот почему так важно, чтобы семья для ребенка с самого раннего возраста была источником уюта, любви, уважения, поддержки и безопасности, тогда согласно этим семейным ценностям в будущем он построит и свою семью.

Нередко общение с детьми ограничивается обсуждением,  что было на обед в садике или  как дела в школе и т.п. Но для ребенка очень важно внимание и ощущение, что его любят, уважают, всегда выслушают и, главное, услышат! Поэтому родителям необходимо именно обсуждать с детьми прошедший день (выслушивать мнение ребенка, отвечать на его вопросы и задавать вопросы самим). Хорошо, если в семье есть свои семейные традиции. Например, прогулка в парке по выходным или походы в театр, даже обыкновенный ежевечерний ужин с обсуждением событий, произошедших за день у каждого – все это может стать семейной традицией. Самое главное –  ее соблюдение.

Многие современные семьи связаны только работой и бытом, уже не хочется выйти вместе погулять и находится тысяча причин, чтобы отложить поход в кино, а досуг сводится к ежевечернему просиживанию перед телевизором. Это очень сказывается на отношениях между самыми близкими людьми в семье, вроде бы все вместе, но на самом деле далеко друг от друга.[13]

1.5.Воспитание семейных ценностей.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек.. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.

  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

  • Патриотическое воспитание – важная семейная ценность. Воспитание – это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. Рассказы и беседы об истории семьи, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки нравственности для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя единым целым, неотделимым от своей семьи. В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения. [12]

1.6.Сохранение семейных ценностей

В наше время главной задачей является сохранить основные семейные ценности и передавать их нашим детям, внукам. А также создавать семейные традиции, проводить больше времени с семьей. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает Российским Дом Родословия, целью которого является сформировать и укоренить культуру родословия в российских семьях.[12]

Вывод: создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Глава 2. Анализ и изучение полученных данных.

2.1 Опрос и статистика

Для подведения итогов, мною был проведен опрос среди учащихся 8-11 классов. Основная цель, которого выяснить какие семейные ценности являются более важными, с чем они ассоциируются, какоевлияние оказывают на воспитание молодого поколения, каковы взаимоотношения с родителями.

В ходе опроса, в котором приняли участие 134  человека из них 73 мальчиков и 61 девочка, мною были заданы наводящие вопросы, чтобы выявить, с чем ассоциируются семейные ценности у молодого поколения, что для них лежит основе ценностей и чего им не хватает в своей семье (приложение 1).

Самые показательные вопросы и ответы на них:

Мальчики

Вопрос

А

Б

В

1. С чем у вас ассоциируются семейные ценности?

А) любовь и доверие

Б) доброта и взаимопонимание

В) верность и уважение

52,5% средняя школа

57,5% старшая школа

35% средняя школа

15,1% старшая школа

12,5% средняя школа

12,5 % старшая школа

3. В основе ценностей лежит?

А) уважение

Б) доброта

В) любовь

27,5% средняя школа

42,4%

старшая школа

20% средняя школа

15,1% старшая школа

52,5% средняя школа

18,1% старшая школа

4.  Важно ли мнения детей в семейных вопросах?

А) да

Б) нет

97,5% средняя школа

84,8% старшая школа

2,5% средняя школа

18,1% старшая школа

-

5.  Важна ли родительская любовь в жизни детей?

А) да

Б) нет

92,5% средняя школа

81,8% старшая школа

7,5% средняя школа

18,1% старшая школа

-

7. Хватает ли тебе родительского внимания?

А) да

Б) нет

100% средняя школа

75% старшая школа

0% средняя школа

25% старшая школа

 

Вывод: исходя из полученных данных, мы видим, что в основе семьи и семейных ценностей, для большинства опрошенных являютсялюбовь и доверие, а также доброта и взаимопонимание. Большинству респондентов важна родительская любовь и достаточно родительского внимания,но к сожелению есть и те кому его не хватает. Семейные традиции которые бы они хотели передать своим детям -это совместный досуг (путешествия, прогулки, просмотры фильмов, приготовление еды и т.д). Семейные ценности, которыебудут воспитывать в своих детях: честность, уважение, любовь, доверие, доброта. 10 % опрошенных не хватает в семье путешествий и совместного времяпровождения.Ответы представлены в диаграммах (приложениие 2).

Девочки

Вопрос

А

Б

В

1. С чем у вас ассоциируются семейные ценности?

А) любовь и доверие

Б) доброта и взаимопонимание

В) верность и уважение

48,6% средняя школа

50% старшая школа

32,4% средняя школа

37,5% старшая школа

18,9% средняя школа

12,5% старшая школа

3. В основе ценностей лежит?

А) уважение

Б) доброта

В) любовь

48,6% средняя школа

33,3%

старшая школа

32,4% средняя школа

8,3% старшая школа

5,4% средняя школа

58,3% старшая школа

4.  Важно ли мнения детей в семейных вопросах?

А) да

Б) нет

91,8% средняя школа

96,8% старшая школа

8,1% средняя школа

0% старшая школа

 

5.  Важна ли родительская любовь в жизни детей?

А) да

Б) нет

100% средняя школа

81,8% старшая школа

0% средняя школа

18,1% старшая школа

 

7. Хватает ли тебе родительского внимания?

А) да

Б) нет

81% средняя школа

75% старшая школа

20,5
% средняя школа

25% старшая школа

 

Вывод: проанализировав ответы девочек, мы видим, что в основе семьи и семейных ценностей, для большинства опрошенных являются любовь и доверие, а также доброта и взаимопонимание. Большинству респондентов важна родительская любовь и достаточно родительского внимания, но к сожелению есть и те кому его не хватает. Семейные традиции которые бы они хотели передать своим детям - это совместный досуг (семейные мероприятия и праздники, путешествия, прогулки, просмотры фильмов, приготовление еды и т.д). Семейные ценности, которые будут воспитывать в своих детях: честность, уважение, любовь, патриотизм, доверие, доброта. 12% девочкам не хватает в семье взаимопонимания, совместных прогулок и доверия.

Ответы представлены в диаграммах (приложениие 3).

2.2 Психологический тренинг

«По следам к семейным ценностям и традициям»

Категория участников: подростки

Цели тренинга:

1) создать представление у участников о семейных ценностях в современных семьях;

2) создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций;

3) развитие личностных качеств, способствующих формирования ценности семьи;

4) формирование практических навыков построения взаимоотношений.

Ожидаемые результаты: формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной атмосферы в группе; развитие рефлексивных особенностей; снятие напряжения; развитие эмпатии; закрепление семейных ценностей.

Тренинг проводиллась в течене неделеи, в несколько этапов. Ответы подростков были зафиксированы, по завершению занятий и было проведено сравнение с анкетированием. И можно сделать вывод, что многие подростки обратили внимание на те семейные ценности, которые у них в приоритете. (приложение 5). Цель тренинга была достигнута.

2.3. Изучения данных РФ

Первоочередные устремления россиян – жить в достатке (эту цель отметили 55% опрошенных), воспитать хороших детей (40%), иметь хорошую семью (39%). Ценности «второго плана» – высоко оплачиваемая работа (29), жизнь в гармонии с самим собой (27%). Для каждого пятого россиянина (21 и 19%) главное – вести здоровый образ жизни, а также любить и быть любимым. Менее важно – «посмотреть мир» (15%), сделать карьеру (14%), быть интеллектуалом (10%). Иметь много свободного времени или жить не обремененными излишними обязательствами хотели бы по 7% респондентов. Слава, власть и богатство не относятся к приоритетным ценностям, их отметили соответственно 1, 3 и 6% опрошенных.

Семья и дети занимают верхние позиции списка жизненных целей (на втором месте после материального благополучия) и мужчин, и женщин. Для мужчин в целом это скорее равнозначные ценности, для женщин немного важнее дети. Мужчины чаще женщин стремятся сделать карьеру (17 и 12%), реже – любить и быть любимыми (16 и 22%).

Все возрастные группы респондентов на первое место поставили жизнь в достатке. Далее у опрошенных идут семья и дети: в 18–24 года важнее иметь хорошую семью, в 35–44 года – воспитать хороших детей, в 45–59 лет к семейным ценностям добавляется стремление жить в согласии с самим собой, а после 60 лет «жизнь в гармонии с собой» становится самой важной из нематериальных ценностей, поднимаясь в общем списке на второе место сразу после достатка; третье занимает здоровый образ жизни, и только затем следуют семья и дети.

Вывод: изучив и проанализировав статистические данные РФ, мы видим, что семья и семейные ценности играют важную роль в жизни каждого человека.

Заключение.

Изучив теоретический материал, проведя опрос и психологический тренинг, изучив данные РФ можно подвести итог, что семья и семейные ценности достаточно сильно влияют на молодое поколения и их формирование.

Гипотеза подтвердилась.

Главная задача семьи: научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его людьми, уважать старших, быть честным и искренним. Поэтому, важно каждый день делиться впечатлениями о дне прошедшем, радоваться новым достижениям, утешать обиженных, хвалить за добрые поступки. Важно сформировать правильные установки, нормы и ценности, которые позволят ребенку в будущем создать счастливую семью.

Список использованных источников.

1. Антигалов Л.Н. Нравственные сознание и его структура/ Л.Н. Антигалов// Сибирская психология сегодня: Сб. науч. ст. – Кемерово, 2002.

2.Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб.пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004.

3. Артамонова Е.И.; под ред. Е.Г. Силяевой. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования – М: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. Основные нравственные ценности.

5. Верховод А. В. Личность, развитие личности, личностные качества, социализация личности. Изучение процесса формирования личности человека— Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14

6. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006.

7. Земска М. Семья и личность // Перевод Покровского Н.С. - Прага, 2009.

8. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9. Словарь по этике. Под ред. Кон И.С. – М.: Политиздат, 2002.

10. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р.Психологическая структура нравственной сферы личности. Текст научной статьи.

11. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры/ В.П. Тугаринов – Л.: изд-во ЛГУ, 2003.

12. Что такое семейные ценности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://дом-родословия.рф/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti

13. Специфика ценностей, ориентиры молодого поколения и их формирование. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=Специфика+ценностей+и+ориентиров+молодого+поколения.+Основные+факторы%2C+влияющие+на+их+формирование&l10n=ru&lr=36

14. Семейные ценности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.b17.ru/article/274243/

15. Семейные ценности россиян. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semejnye-czennosti-rossiyan

16. Психологический тренинг [ Электронный ресурс]: Режим доступа

https://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-semeynie-cennosti-3669740.html

Приложение

Приложение 2

Средняя школа (14-15 лет)

Мальчики (рис. 1)

Старшая школа (16-17 лет)

Мальчики (рис. 2)

Приложение 3

Средняя школа (14-15 лет)

Девочки (рис.1)

Старшая школа (16-17 лет)

Девочки (рис.2)

Приложение 4

Приложение 5

Психологический тренинг «По следам к семейным ценностям и традициям»

Мини-лекция «Семья»

У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать.

В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение.

Так что же такое семья?

Семья – это малая социальная группа, основанная на супружеских и родственных отношениях (муж, жена, дети иные родственники), ведущая общее хозяйство и связанная личной и моральной ответственностью.

Основа семейной жизни – любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины, их духовная и нравственная связь.

У каждой семьи есть свои функции:

1) Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.

2) Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.

3) Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.

4) Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Упражнение «Семья – это…»

Участники по очереди называют слово, которое ассоциируется у них с понятием «семья». Слова не должны повторяться. Все ассоциации выписываются на доске. Если участник не готов назвать вариант ответа, он может пропустить свою очередь и сказать слово в конце.

Вопросы участникам:

1. Трудно было выполнять задание?

2. Каких было больше ассоциаций - позитивных или негативных?

3. Как вы думаете, почему было больше позитивных высказываний?

4. Какие слова, понятия актуальны для вашей семьи?

Итог: семья — это самое важное, что есть в мире. Семья - это наш тыл, поддержка. В будущем для Вас семья – это опора.

Упражнение «Дерево семейных ценностей»

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – ранжировать ценности:

в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей:

уважение

забота о каждом члене семьи

финансовая обеспеченность

семейное проведение праздников

здоровье

любовь

взаимопонимание

семейные традиции

общие цели

общее хобби

образование

связь поколений

совместное проведение выходных

праздничных дней

комфортабельное жилье

дети

занятия спортом

высокооплачиваемая работа

наличие общих друзей

совместные путешествия

знания

преданность

достоинство

творчество

честь

красота

счастье

развлечения

физическая сила

совместный труд

принципы

верность

карьерный рост

доверие

Представление результатов работы.

Мини-лекция «Семейные традиции» В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Как же она возникает? Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущих поколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи.

Традиция — правило поведения, событие, регулярно повторяющееся.

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества.

Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Какие бывают семейные традиции и праздники:

1) Проведение семейных праздников. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д.

2) Проведение общенародных праздников. К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая.

3) Игры с детьми. Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол.

4) Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.

5) Совместное принятие пищи. Эту традицию стоит назвать важнейшей, ведь нет ничего приятнее совместных трапез с родными людьми. Такой семейный обычай практикуют многие. Во время семейных завтраков есть прекрасная возможность обсудить планы на день и зарядиться позитивом. Совместный ужин позволит расслабиться, наслаждаясь обществом родных, поделиться впечатлениями от прожитого дня. Желательно, чтоб во время совместных трапез все присутствующие общались, а не смотрели телевизор.

6) Празднование значительных событий. Этот прекрасный обычай позволяет отметить такие значимые для семьи события как юбилей, именины, получение диплома или окончание школы, помолвка, предстоящее пополнение в семействе. Такие небольшие праздники дают возможность поделиться счастьем и радостью со своими близкими, стимулируют к новым успехам.

7) Чтение сказок перед сном. Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну.

8) Прогулки всей семьей. Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом.

9) Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись.

10) Совместные поездки на отдых. Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты.

11) Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.

Упражнение «Какая будет Ваша семья?»

Цель: формирование семейных ценностей, навыков построения собственной семьи.

Подумайте, какие фразы Вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать? Какая будет у Вас семья? Вам нужно на каждую букву придумать прилагательные.

С – счастливая, сильная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, скромная, сообразительная, смешная, спокойная, суровая, сказочная, серьезная, стильная, способная;

Е – единая, единственная, единомыслящая, естественная;

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, модная, молодежная, милосердная;

Я – яркая, ясная, ярчайшая.

Упражнение «Представление о своей будущей семье»

Цель: оценить состояние участников группы.

«Закройте глаза, расслабьтесь и войдите каждый в свое внутреннее пространство. Представьте, что Вы – взрослый человек. Вот Вы идете по улице, подходите к своему дому, подниметесь по лестнице, открываете дверь свои ключом. Что Вы видите, что слышите, какие запахи чувствуете? Ваша семья радостно встречает Вас или каждый занят своими делами? Вы проходите в комнату? Оглядитесь внимательно, что Вы видите, кто в ней находится?».

Затем желающий рассказывает о том, что он видел.

В конце раздается анкета-обратная связь.

Просмотров работы: 158