Поликультурное воспитание как ценность современного общества: наша школа-территория дружбы, толерантности и взаимопонимания

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поликультурное воспитание как ценность современного общества: наша школа-территория дружбы, толерантности и взаимопонимания

Федорова А.И. 1
1МБОУ "СОШ№86"
Гараева Н.Г. 1
1МБОУ "СОШ№86"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Сегодня, в условиях глобализации современного мира, мне кажется очень важно формировать у подрастающего поколения уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем, нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы, стимулировать желание познавать разные культуры, формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями, воспитывать подрастающее поколение в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности.

Цель моей работы, а она в большей степени носит практическую направленность заключается в том, чтобы во-первых познакомиться с теоретическим аспектом данного вопроса и во-вторых принять участие и оказать посильную помощь в создании системы средств, способствующих формированию и воспитанию толерантной личности современного общества через знакомство учеников нашей школы с культурой, историей, бытом людей разных национальностей, и в первую очередь тех, представители которых обучаются в нашей школе.

Актуальность.

В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным появляется острая потребность в воспитании поликультурной личности.

Огромное значение в связи с этим имеет максимальное раскрытие опыта многовекового взаимодействия представителей различных национальностей, проживающих на территории республики Татарстан.

Глава I. Поликультурное воспитание, как средство развития этнокультурной компетенции

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает школьник, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности и развития этнокультурной компетенции.

Этнокультурная компетентность – это совокупность знаний о своей и других культурах, которая реализуется через навыки, установки, модели поведения. Обеспечивает эффективное взаимодействие с представителями различных культур.

Сегодня важной задачей является создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую и этнокультурную жизнь общества. В современных социокультурных условиях особую важность приобрело поликультурное образование и воспитание. Поликультурное образование заключается в подготовке человека к активной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, а также понимающего и уважающего представителей других культур, человека, который стремится и умеет жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

Результатом поликультурного воспитания должно быть:

-понимание и уважение других народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;

- осознание необходимости взаимопонимания между людьми народами;

-способности общения;

- осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;

-понимание необходимости участвовать в решении проблем другого этноса и сообщества

-понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества;

Поликультурное воспитание – это важное условие духовного развития человека. Цели поликультурного воспитания достигаются через признание общечеловеческой, гражданской и этнической культур как факторов развития образования и воспитания.

Глава II. Дружба народов – величие Татарстана

Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – здесь представители 173 национальностей. Республика Татарстан   богата культурой разных этносов,  которые живут рядом в мире и уважительном отношении друг к другу.   Здесь переплелись традиции Европы и Азии. Республика Татарстан- это государство, где государственными языками являются русский и татарский. Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют многогранному развитию личности, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира. Таким образом, условия в современном Татарстане идеально подходят для воспитания поликультурной личности, целью, которой является повышение уровня своей собственной культуры в целом: культуры общения, культуры речи, культуры умственного труда.

Сегодня социальная реальность нашей жизнедеятельности не может существовать в качестве монокультурной. Таким образом воспитание поликультурности сейчас как никогда становится актуальным.

В Республике Татарстан в настоящее время приоритетным направлением воспитания детей и молодежи является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.

Очень важно воспитание и формирование у школьников интереса к национальной культуре и традициям, этнического самосознания. Научить детей жить вместе – одна из важнейших задач нашей школы.  Сегодня очень важно формирование у подростков и молодежи этнокультурной компетенции.

Этнокультурная компетентность-это не просто представление об истории и культуре своего народа и других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой современной жизни. В образовательной среде школы проблемы формирования этнической идентичности, а также межличностной и межнациональной толерантности школьников решаются во взаимодействии классной и внеклассной деятельности.

Глава III. Мы – вместе: живем в мире и согласии

Так, в нашей школе обучаются дети 12 различных национальностей: русские татары, марийцы, чуваши, узбеки, таджики, армяне, азербайджанцы, киргизы , другие и кроме того чуть более 15 % – это дети от смешанных браков.

И очень важно именно в школе уделять внимание воспитанию поликультурной личности, способной, ясно осознавая свои корни, свою историю, и с уважением относиться к другим культурам.

Каждая национальность имеет отличия образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований. На этой почве возможны недопонимания, противоречия в поведении детей на бытовом или общественном уровне. Отсюда возникает потребность воспитания толерантной личности.

В нашей школе мы прекрасно понимаем, что сегодня нас окружают дети, представители различных национальностей и год от года таких детей становится все больше. Необходимо учитывать данную тенденцию. Наши учителя стараются создать для учеников политкорректную культурную образовательную среду, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в школе и тем самым способствуя становлению социально активной творческой личности.

Как известно 2021 год был объявлен в нашей республике Годом родных языков и народного единства. И мы в прошлом учебном году начали работу над проектом «Наша школа-территория дружбы, толерантности и взаимопонимания». Данный проект направлен на сплочение детей разных национальностей в классе и школе посредством знакомства их с многообразием культуры разных народностей и стран.

Для начала мы проанализировали национальный состав в школе и получили более детальную картину. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ). Затем у нас в школе сформировался небольшой по численности этноотряд « Вместе» куратором которого я являюсь. Помощников у меня еще немного, но главное они есть. Мы составили план работы на ближайшее время и успешно начали претворять его в жизнь. Так как старт проекту был дан весной 2021 года, то первые мероприятия были проведены в марте-мае 2021 года. И мне хотелось бы поделиться именно практической деятельностью в рамках данного проекта.

Наша школа всегда уделяла значительное внимание воспитанию культуры межнационального общения, но в прошлом году работа в данном направлении активизировалась и во многом благодаря деятельности нашего этноотряда.

Прошлый учебный год у нас в школе завершился ярким, масштабным и событием- общешкольным фестивалем национальных культур «Национальная мозаика Татарстана». И действительно на фестивале была представлена настоящая мозаика богатой культуры народов нашей республики. Этот праздник стал общешкольным и каждый класс получил возможность представить национальные блюда, национальные костюмы, музыку, танцы, традиции и др. Школьники состязались в знании национальных традиций, пословиц и поговорок, представляли национальную игрушку. Также большой интерес вызвали и парламентские уроки, посвящённые Году родных языков, которые прошли во всех классах. На уроках говорили о культурном богатстве Татарстана, о традициях и обычаях народов нашей республики, некоторые дети читали стихи Габдулы Тукая на родных языках, проводились классные часы и тематические беседы.

Таким образом мы считаем, что сегодня, в нашей многонациональной республике важнейшей задачей школы становится сообщение детям и молодежи систематизированных знаний о народах, населяющих Татарстан, об их взаимоотношениях. В своей деятельности мы стараемся делать акцент на равноправные партнерские отношения, что достигается путем изучения национально-культурных особенностей этнических групп. В стенах нашего учебного заведения совместными усилиями учителей, родителей, детей создаются условия для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам. Так наши учителя на своих уроках знакомят учеников с богатой культурой и историей народов нашего края.

Так например, на уроках ОДНКНР (Основы духовно нравственной культуры народов России) в прошлом году наши пятиклассники активно работали над мини –проектами, посвященными культуре народов Поволжья и члены нашего этноотряда выступали в качестве жюри оценивая представленные работы. Работа велась по таким направлениям как «Традиции и обряды народов нашего края», «Вкусный стол», «Тайна моего имени», «Музыка – душа народа» и др. В этом году мы слегка расширили диапазон и предложили нынешним пятиклассникам проекты по культуре национальностей не только народов республики, но национальностей, проживающих в Татарстане, которые приехали из стран ближнего зарубежья. А на уроках музыки поют и слушают песни различных народов, проживающих на территории республики Татарстан. На занятиях по ИЗО знакомятся с изобразительным искусством Татарстана, Башкирии, Чувашии. На физкультуре играют в различные народные национальные спортивные игры. На уроках истории и родного языка учителя знакомят с историей родного края, с выдающимися людьми различных национальностей, которые внесли свой вклад в процветание Татарстана. С учениками начальной школы мы проводим викторины на знание истории и культуры народов Поволжья. Мы стараемся воспитывать у наших детей уважительное отношение к обычаям и традициям культур других народов, прививаем любовь к народному творчеству, знакомим с историей малой Родины и таким образом способствуем воспитанию толерантной личности школьника.

Глава IV. Школа друзей

В нашей школе уделяется вниманиеформированию культуры межнационального общения, через различные коллективные и классные дела мы приобщаем учащихся к традициям и культуре народов, проживающих на территории Татарстана. Наша деятельность в рамках проекта направлена на сплочение и дружбу детей разных национальностей, формирование знаний о национальных особенностях культуры разных народов. В рамках Года родных языков в школе создаются условия для творческой, социально-общественной самореализации учащихся, представителей разных национальностей. Работа в данном направления в нашей школе ведется регулярно и целенаправленно.

Еще одним сектором поликультурной деятельности школы является работа с детьми –мигрантами, незнакомыми с русским языком. Таких детей год от года становится больше. Мы руководствуемся принципом ««Диалог – путь к пониманию». Именно образование играет значительную роль в интеграции мигрантов. В нашей школе традиционно с добром и пониманием относятся к таким детям. В каждом классе, где обучаются дети, слабо говорящие и даже плохо понимающие по- русски существует группа поддержки или отдельные одноклассники, которые помогают адаптироваться таким детям, которые попадая в новую языковую среду, получают психологический стресс, в результате чего создаются дополнительные препятствия на пути обучения и установления контактов со сверстниками. Так как для ребенка иной культуры и другого языка русский язык становится еще и инструментом социализации в обществе, наши учителя-филологи стараются сформировать положительное мотивационное отношение к русскому языку у ребенка через развитие познавательного интереса и осознания его социальной необходимости.  Создаются условия для включения таких детей в местную подростковую и молодежную культуру. Обязательно разъясняем родителям необходимость участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях внеурочной деятельности (использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках). В этом учебном году мы продолжаем работать в рамках нашего проекта, так в октябре мы провели среди 5-6х классов конкурс рисунков по теме Национальные блюда, с презентацией рецептов.

А в ноябре дети приняли участие в конкурсе «Наряди куклу в национальный костюм», что тоже вызвало интерес.

Хочу отметить, что не только наши коренные дети, помогают и учат детей-мигрантов, но сами узнают много нового от них. Так в последние дни буквально нашу школу захватила такая игра, как лянга . Все и везде играют. И это в какой то степени способствует объединению и взаимопониманию наших школьников.


Глава V. Содружество с родителями. (Работа с родителями в рамках поликультурного воспитания)

Очень важным для нашей школы является организация конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптацию детей мигрантов, детей вынужденных переселенцев, слабо владеющих русским языком. Семьи мигрантов должны быть широко информированы о возможностях социальной среды, в которую они вливаются. Для семей-мигрантов, имеющих детей школьного возраста, центром информирования может, а возможно должна, стать школа. В школе принято создавать оптимально «принимающей среды» для включения детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языком может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками. Организуя совместную работу образовательного учреждения с семьями детей- представителей различных национальностей, мы продумываем объединяющие мероприятия, способствующие сближению учащихся и становлению активной гражданской позиции (семейные соревнования, проведение общегражданских праздников).Таким образом мы стараемся приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и тем самым формировать в детях представления о многообразии культур и их взаимосвязи, осознание важности культурного многообразия для самореализации личности, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Следует обратить внимание родителей, что адаптация их детей будет проходить успешно только в условиях тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. В этих целях мы в нашей школе организуем проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей конференций, тематических уроков, общешкольных мероприятий. Таким образом знакомство с ценностями отдельных народов и основных конфессий позволяет уйти от предрассудков и стереотипов в восприятии других культур, упрочить межнациональный и межконфессиональный мир.

Заключение

Мы живем в одном из прекраснейших регионов. Не только своей удивительной природой, гостеприимством и красотой славится наша республика Татарстан, но и своей богатой историей. Но главное богатство Татарстана  — это люди, её населяющие.

На территории нашей республики проживают представители свыше 173 национальностей : татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры и другие народы.

Поэтому необходимо с детства приобщить детей к культуре того народа, на земле которого они проживают, но не стоит забывать и свои корни, потому что только человек понимающий и уважающий культуру своего народа сможет принять самобытность другой нации.

Очень важно формирования полиязычной и поликультурной личности:

передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры.

У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции. Казань славится своими достопримечательностями. Но главное богатство нашего города, нашей республики - это люди. За многовековую историю на нашей земле подружились между собой люди многих национальностей.

     В Республике Татарстан большое внимание уделяется вопросам сохранения отношений добрососедства и веротерпимости между народами, и одним из основных направлений государственной национальной политики является   обеспечение равных условий жизнедеятельности представителям всех народов республики. Президент Татарстана справедливо отметил «Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики» .

Список литературы

1. Алдошина, М.И. Основы поликультурного образования / М.И. Алдошина. – М.; Берлин, 2014. – 260 с. «Директ-Медиа»

2. Гурьянова О.А. . Поликультурное образование (учебно-методическое пособие) Издательство Тольяттинского государственного , 2013

3. Шаяхметов, Б. Р. Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы / электронная версия журнала // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306).

4. http^//ippo.selfip.com:85/izvestia/polikulturnoe-obrazovanie-v-shkole-p/

5. https://www.art-talant.org/publikacii/33293-polikulyturnoe-vospitanie-i-obrazovanie-mladshih-shkolynikov

ПРИЛОЖЕНИ 1.

План работы школы на 2023-24 уч.г. в рамках проекта

«Школа-территория дружбы, толерантности и взаимопонимания»

Направления и названия мероприятий

Период

Ответственные

Общешкольный фестиваль национальных культур «Национальная мозаика Татарстана»

Апрель 2023 г.

Классные руководители

Парламентские уроки, посвящённые Году родных языков «Мы вместе!»

Март 2023 г.

Учителя истории и обществознания

Круглый стол в первых и пятых классах «Давайте познакомимся» (говорим слово «здравствуйте» на разных языках)

Сентябрь 2023 г.

 

Классный час «Мы разные – в этом наше богатство!» Воспитание терпимого отношения друг к другу

Сентябрь 2023 г.

Классные руководители

Конкурс плакатов и рисунков «Дружба народов-единство республики»

Октябрь 2023 г.

Классные руководители

Учитель ИЗО

Члены этноотряда

Познавательные игры и викторина «Народы населяющие Татарстан»

Октябрь 2023 г.

Учителя родного языка, истории и обществознания

Классные часы общения для учащихся 1-4 классов «Учимся жить в добре, мире и согласии»

Классные часы общения для учащихся 8-9 классов «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья»

Классные часы общения для учащихся 10-11 классов «Наша истинная национальность - человек»

Ноябрь 2023 г.

Классные руководители

Инициативная группа класса

Цикл бесед: школа национального этикета

«Мы ходим в гости-гости к нам»

Сентябрь- декабрь,

2023 г.

Этноотряд

Кл. руководители

«Культура добрососедства»:

диалог наций, как условие для поликультурного воспитания ( каждый класс представляет одну из национальностей, обучающейся в нашей школе.

Ноябрь 2023 г.

Инициативная группа класса

Кл. руководитель

Интернациональная елка" - праздник встречи Нового года, участниками которого являются дети разных национальных диаспор, проживающих на территории РТ. Игровая программа, посвященная Новому году, и знакомству с национальными традициями встречи Нового года.

Декабрь 2023

Этноотряд

Классные руководители

Инициативная группа

Выставка рисунков, фото-работ и плакатов: «Национальная одежда»

Январь – февраль

2024 г.

Инициативная группа класса

Тайна моего имени

Презентация самых необычных и интересных национальных имен

Февраль 2024 г.

Этноотряд

Классные руководители

Конкурс «Секреты национальной кухни»

Презентация национальных блюд

Март 2024 г.

Родительский комитет класса

Инициативная группа класса

Составление краткой энциклопедии национальных культур.

Каждая параллель составляет в произвольном формате обзор по различным национальностям, проживающим на территории Республики, включая историю, народные промыслы, культуру)

В течение учебного года 2023-24 уч.г.

Этноотряд

Инициативная группа

Классный руководитель

«На полках библиотеки»: представление книг на различных языках (не менее 5).

В течение 2023-24 уч. года

Библиотекарь

Инициативная группа класса

«Республика, в которой я живу»: знакомство с историей и культурой народов Татарстана Викторина по усвоенному материалу.

Март, 2024

Учителя истории и обществознания

Библиотечные уроки. «Знакомство с русскими традициями и обычаями», «Знакомство с религиозными мировоззрениями, культурными традициями разных народов».

Апрель, 2024 г.

 

Классный час: «Ты и Я – мы оба разные, Ты и Я – мы оба классные» - формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, традициям, образу жизни представителей разных народов, формированиеосознанного и уважительного отношения к разным религиям и религиозным организациям, религиозным традициям, к вере и религиозным убеждениям.

Апрель, 2024

 

Классный час в начальной школе: «В гостях у народной сказки» Знакомство с народными сказками с инсценировкой

Май,2024

 

«Родной язык – душевный язык»

Конкурс стихов на родном языке

Май, 2024

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Народы

Классы и количество учащихся

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

К-во учащихся

143

127

119

115

110

94

90

66

81

33

31

1009

Народы, проживающие в Республике Татарстан

 

Русские

65

59

53

51

67

28

30

31

31

25

23

463

Татары

35

35

44

48

43

45

39

29

27

8

8

361

Таджики

 

2

2

       

7

9

   

22

Узбеки

3

   

1

 

3

1

       

8

Азербайджанцы

       

1

2

2

       

5

Киргизы

     

1

 

1

1

       

3

Чуваши

   

2

1

2

 

1

1

     

7

Марийцы

 

2

 

1

 

1

1

       

5

Армяне

     

1

1

   

1

     

3

Тувинцы

     

1

           

1

2

Якуты

   

1

1

             

2

Украинцы

               

1

   

1

Смешанные

                       

 

Просмотров работы: 328