Школьный рюкзак и его роль в жизни человека

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьный рюкзак и его роль в жизни человека

Дурова В.С. 1
1МБОУ "СОШ №9"
Музыкантова Л.А. 1
1МБОУ "СОШ №9"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Когда я собиралась в первый класс, мы с мамой пошли выбирать мне школьный рюкзак. Я выбирала только по картинке – очень хотелось самый красивый, с кошечкой или принцессой, яркий, большой, с большим количеством отделений, чтобы все вошло. Мама же выбирала по-другому: чтобы был легкий, с жесткой спинкой, широкими лямками и не очень большой. Тогда я узнала, что не все рюкзаки одинаковые, а бывают даже вредные для здоровья.

В школе у ребят я увидела рюкзаки самые разные, а ученики старших классов могут ходить не с рюкзаками, а с сумками или пакетами.

Нам стало интересно разобраться, почему ребята выбирают разные рюкзаки, от чего это зависит и влияет ли их выбор на здоровье. Учитывая разнообразность моделей и вариаций школьных сумок, мы решили провести анкетирование учеников 2 В класса школы №9 и их родителей (см. Приложение 1).

В опросе участвовало 10 учеников. (см. Приложение 1).

  • С какой сумкой ты ходишь в школу? (Рюкзак, дипломат (чемодан), спортивная сумка)

  • Все ли у тебя в нее помещается?

  • Считаешь ли ты свою сумку удобной и почему?

  • Что для тебя важно при выборе школьной сумки?

Узнав мнения учеников, нам стало интересно сравнить его с мнением в выборе школьной сумки родителей:

  • С какой школьной сумкой должен ребенок ходить в школу?

  • По каким параметрам вы выбираете школьную сумку для своего ребенка?

  • Как вы считаете, какой вес должен быть у школьной сумки?

Учитывая разность мнений, мы поняли, что наша тема интересна и актуальна.

Цель работы: изучить влияние школьного рюкзака на здоровье учеников.

Задачи:

  • Изучить литературу по данному поросу, требования нормативных документов

  • Узнать, как вес рюкзака влияет на здоровье учащихся, может ли навредить

  • Провести исследование физических параметров школьных рюкзаков учащихся 2 класса

  • Рассмотреть варианты оптимизации веса рюкзака

Гипотеза: правильно выбранный и наполненный школьный рюкзак сохраняет здоровье.

Глава 1. Немного о школьной сумке

    1. Какие же они бывают?

Из истории мы выделили несколько видов школьных сумок: портфели, ранцы, дипломаты, рюкзаки.

Слово «Портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. Так как кожаный портфель стоил дорого, для школьников второй половины 20 века стали шить портфели из винила, в шестидесятые годы – из коленкора. Модели, в основном, были темных – черных и коричневых цветов.
Ранец - [нем. Ranzen] – сумка для ношения при себе вещей, надеваемая с помощью широких лямок на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения). Для большинства из нас ранец – исключительно школьный предмет, но его, вместе с названием, занесли к нам как «заплечный походный мешок» - наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Только через 150 – 200 лет этот термин полностью перешел на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

У рюкзака схожее значение (от нем. Rucksack — заплечный мешок) — специализированная сумка для переноски на спине снаряжения, продуктов питания, личных вещей и т. п. Снабжён двумя лямками. Может иметь дополнительные отделения (внутренние или накладные карманы).
В семидесятые годы школьники ими уже активно пользовались. Это можно заметить на старых школьных фотографиях. Изготавливали ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, при этом они стали ярче и разнообразнее в цветах.

В восьмидесятые годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь в школьную моду вошли вертикальные сумки с ремешком через плечо.
Во второй половине восьмидесятых годов, ученики старших классов обзавелись «дипломатами».
Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце черного или коричневого цвета. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. 
К преимуществам дипломата можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно. Поэтому, на смену дипломатам в конце восьмидесятых, девяностых годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные.

С конца девяностых и по настоящее время школьники, в основном, носят ранцы или рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки. (6)

Вывод: ранец или рюкзак по физическим характеристикам оптимально подходит для школьников.

    1. А как влияют здоровье?

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработала целый комплекс документов, регламентирующих требования безопасности, предъявляемые к ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков:

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», (2)

- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», (3)

- технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), (1)

- санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». (5)

- СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования» (4)

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы. (1)

Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.

Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

Требования, предъявляемые к размерам ранцев для обучающихся начальных классов, следующие:

- длина (высота) – 30,0 – 36,0 см,

- высота передней стенки – 22,0 – 26,0 см,

- ширина – 6,0 – 10,0 см,

- длина плечевого ремня – не менее 60,0 – 70,0 см,

- ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 40,0 – 45,0 см) – не менее 3,5 – 4,0 см.

Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм. (5)

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. (4)

Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. (1)

Дополнительно к этому, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся:

1 - 2-х классов - не более 1,5 кг;

3 - 4-х классов - не более 2 кг;

5 - 6-х классов - не более 2,5 кг;

7 - 8-х классов - не более 3,5 кг;

9 - 11-х классов - не более 4,0 кг. (4)

Вывод:чтобы не нанести вред здоровью, вес рюкзака для учеников:

начальных классов не должен превышать 2,7 кг,

средних классов не более 4,5 кг,

старших классов – не более 5 кг.

    1. Возможный вред реален?

В соответствии с исследованиями Роспотребнадзора, ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб, соответственно, на внутренние органы, передавливая их. Так же идёт нагрузка на сердце, что может привести к возникновению болей в спине, нарушениям осанки и походки, искривлению позвоночника. (10)

Нельзя позволять ребенку носить рюкзак на одном плече. Если носить портфель на одном плече, нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом, ребенок может жаловаться на головные боли, усталость, головокружение, т.к могут пережиматься сосуды, ведущие в головной мозг. Правильно же надетый рюкзак - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина держится максимально ровно, следовательно, меньше устает. (7)

У школьников, которые постоянно носят тяжести, может развиться плоскостопие. Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. Тяжелый рюкзак, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, что может сказаться на усвоении нового материала. (8)

Глава 2. Экспериментальная работа по теме исследования.

2.1 Измерение параметров школьного рюкзака

После изучения теории и проведенных опросов, мы решили перейти к практике и взвесить школьные рюкзаки учащихся начальной школы, сколько же они весят на самом деле у учеников второго класса и безопасны ли они для их здоровья

Сначала мы измерили их физические характеристики для сравнения с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) (1)

2 класс.

Максимально допустимые параметры по ГОСТ 36,0 * 10,0, лямки 70,0 * 4,0 см

Ученик

Высота

Ширина

Длина/ширина лямок

Ортопедическая спинка

Мария

37

16

70 / 7

+

Снежана

44

15

53 / 8

-

Амиль

44

20

66 / 6

+

Матвей

30

20

53 / 7

+

Карина

40

23

56 / 6

+

Мария

37

24

72 / 4

+

Виктория

36

21

54 / 5,5

+

Кира

38

13

51 / 5,5

+

Александр

33

21

56 / 6

+

Елизавета

38

22

45 / 6

+

Для начальных классов вес рюкзака с принадлежностями не должен превышать 2,7 кг

Ученик

Дни недели, вес, кг

Средний вес рюкзака, кг

Понедел

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Мария

4,0

4,0

3,0

3,5

2,0

3,3

Снежана

2,5

4,0

2,0

3,0

3,0

2,9

Амиль

2,5

3,0

5,0

5,0

3,0

3,7

Матвей

3,0

4,0

5,0

5,0

4,0

4,2

Карина

4,0

5,0

5,5

5,0

3,0

4,5

Мария

3,0

3,0

3,5

4,0

3,0

3,3

Виктория

4,0

5,0

4,0

5,0

3,0

4,2

Кира

3,0

4,0

4,0

5,0

3,0

3,8

Александр

2,0

4,0

3,0

3,0

2,0

2,8

Елизавета

2,5

4,0

4,0

4,0

3,0

3,5

Средний вес, кг

3,0

4,0

3,9

4,25

2,9

 

Вывод: размеры и вес школьного рюкзака только двух учеников 2 класса приближен к нормативному значению.

2.2 А что же там лежит?

После получения результатов измерения веса рюкзаков учащихся, мы решили проанализировать наполняемость, из чего же состоит весь этот неподъемный груз.

Анализ показал, что помимо учебников и тетрадей, необходимых для текущего учебного дня, пенала с канцелярскими принадлежностями, школьники носят в рюкзаках:

  • Учебники и тетради на остальные дни (чтобы не забыть)

  • Большие наборы маркеров и цветных ручек

  • Слаймы

  • Принадлежности для ИЗО или технологии (забывают выложить)

  • Книги для дополнительного чтения

  • Читательские дневники

  • Игрушки

  • Заколки, расчески, резинки, зеркальца

  • Учебники старших братьев и сестер (была обнаружена алгебра 10 класс)

Вывод: вес школьного рюкзака напрямую зависит от его наполненности. Правильно наполненный рюкзак может стать значительно легче.

2.3 Эксперимент: получится ли облегчить «школьную ношу»?

Для уменьшения веса школьного рюкзака можно предложить несколько вариантов оптимизации, часть из них уже используется в учебном процессе:

  • Учебники по ИЗО и технологии хранятся в классе, т.к. дома по ним нет занятий

  • Проводятся уроки на большом интерактивном экране (разрешено не более 20 минут в день для учащихся младших классов)

  • В некоторых случаях, по договоренности, ученики носят учебники один на парту,

  • Некоторые учебники уже разделены издателями на несколько частей и обложки изготовлены из тонкого картона, что, соответственно, уменьшает их вес

  • Расписание уроков составлено с учетом количества учебников, уроки подобраны максимально оптимально. (9)

Учитывая все перечисленные факторы, создающие условия для сохранения здоровья учащихся, мы решили провести свой эксперимент: объявить конкурс среди учащихся на самый правильно наполненный рюкзак, провести еще одно взвешивание и сделать выводы, изменился ли вес после того, как рюкзак стан наполнен правильно. Обладатели самых «правильных» рюкзаков будут отмечены благодарностями в классе.

Мы получили следующие результаты:

Ученик

Было.

средний вес, кг

Стало,

средний вес, кг

Разница, кг

Посторонние предметы

Мария

3,3

2,0

1,3

 

Снежана

2,9

2,0

0,9

 

Амиль

3,7

2,5

1,2

 

Матвей

4,2

3,0

1,2

 

Карина

4,5

4,0

0,5

Очень объемный пенал, блокнот, шахматы

Мария

3,3

3,0

0,3

 

Виктория

4,2

3,0

1,2

Вода, маркеры, доска для рисования

Кира

3,8

3,0

0,8

 

Александр

2,8

2,0

0,8

Учебник и тетрадь по английскому языку

Елизавета

3,5

3,0

0,5

 

Средний вес, кг

3,0

2,75

0,25

 

Вывод: правильно наполненный школьный рюкзак позволяет значительно сократить его вес, соответственно, уменьшить вред, наносимый здоровью учащихся.

Заключение

Первые предпосылки к возникновению школьного рюкзака возникли в конце 17 века. Через 150-200 лет рюкзак уже прочно укрепил свои позиции. За все эти годы школьники использовали для переноса необходимых принадлежностей разные виды сумок и даже подобие чемоданов, но рюкзаки или ранцы прочно отстояли свои позиции. Они оказались оптимальны и по вместимости и по функциональности и по физическим характеристикам.

После проведения практических исследований мы выяснили, какие рюкзаки предпочитают школьники, а какие – взрослые, на что ориентируются при их выборе и как наполняемость рюкзака влияет на его вес, и, соответственно, на здоровье.

Мы выяснили, что тяжелый рюкзак, давящий на плечи школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам могут испортить портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Учитывая значимость рюкзака в жизни и здоровья школьника, мы создали памятку-рекомендации для детей и родителей при выборе модели и наполняемости школьного рюкзака (Приложение 2).

Цели и задачи, поставленные в работе, выполнены. Гипотеза нашла свое подтверждение.

В перспективе было бы очень интересно изучить рюкзаки и их наполняемость учащихся средних и старших классов, отвечают ли они требованиям всех нормативных документов, влияет ли наполняемость рюкзака на здоровье учащихся.

Список используемой литературы

  1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011)

  2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,

  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

  4. СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»

  5. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

  6. А. Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: от начала в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17

  7. А. Лопанин. Тяжелая ноша.// Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2009г.

  8. С. Прокошева. Увесистые знания.//Невское время № 11 2010г

  9. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.- М., 2002.

  10. https://18.rospotrebnadzor.ru

Приложение 1

По результатам анкетирования учеников 2 класса мы получили следующие результаты:

  1. 100% ребят ходят в школу с рюкзаками

  2. У 90% учеников все помещается в рюкзак

  3. Так же, 90% считают свой рюкзак удобным

  4. Самым популярным параметром выбора рюкзака стали вместительность, удобство и красота. Так же присутствовали следующие критерии выбора:

  • Много карманов

  • Вес

  • Прочность

  • Надежность

  • Наличие наклеек, ярких элементов

  • Чтобы не давил на плечи

По результатам анкетирования родителей учеников 2 класса мы получили следующие результаты:

  1. 100% родителей считают, что ребята должны ходить в школу с рюкзаками

  2. 50 % родителей отметили самым важным параметром легкий вес и удобные лямки

  3. 30 % считают важным наличие ортопедической спинки, размер, наличие светоотражающих элементов и дизайн

  4. Так же были отмечены:

  • Устойчивая форма

  • Соответствие росту ребенка

  • Наличие поперечного крепления спереди

  • Соотношение цены и качества

  • Удобные застежки, вместительность

Приложение 2

Памятка ученикам:

  1. Очень важно правильно собирать рюкзак - самые тяжёлые предметы должны находиться в отделении, расположенном ближе к спине, тетради можно располагать у внешней стенки.

  2. Проверяйте портфель ежедневно и не забывайте выкладывать из него ненужные учебники и тетради.

  3. Не носите не нужные вещи – игрушки, лишние наборы карандашей, фломастеров, воду, книги.

  4. При покупке рюкзака обращайте внимание на элементы рюкзака, сберегающие здоровье, а не декоративные составляющие

  5. Если есть возможность, используйте второй комплект учебников, который будет храниться в школе.

  6. Электронные «гаджеты» можно использовать не только как развлечение, но и как обучающий материал.

Рекомендации родителям учащихся:

  1. Старайтесь каждый день помогать детям, особенно ученикам начальной школы, правильно собирать портфель по расписанию, обращайте внимание ребенка на наличие лишних вещей.

  2. Тетради и дневники не покупайте в тяжёлых картонных ламинированных обложках, отдавайте предпочтение облегченным вариантам (это касается и самого портфеля, в зависимости от возраста школьника).

  1. Не покупать тяжёлые портфели на каркасе, вес пустого портфеля не должен превышать 1 кг

  1. При покупке портфеля, кроме качества ткани, швов и картинок, обращайте внимание на жёсткую спинку с мягкими подушечками и светоотражатели.

  1. Не забывайте, что ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка, верхний край не должен быть выше плеч, а нижний – ниже бёдер, лямки должны быть не уже 3 сантиметров. Если рюкзак выбран не правильно, то это может серьёзно навредить здоровью вашего ребенка.

Просмотров работы: 372