Эволюция школьной формы в России

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эволюция школьной формы в России

Тараборина А.А. 1
1БМАОУ «Гимназия №5
Ковалева О.С. 1
1БМАОУ «Гимназия №5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Практически во всех странах мира школьная форма для учеников – это неотъемлемая часть школьной жизни. В нашей стране эволюцию школьной формы можно поделить на разные периоды. Наши бабушки и прабабушки ходили в школьной форме, мамы и папы нет. В 1992 году школьную форму отменили. В 2013 году частично вернули.

В напоминание о советском периоде осталась традиция: в день последнего звонка выпускницы школы надевают традиционную для того времени школьную форму: темно-коричневое или черное платье с белым передником, чаще всего кружевным. Необходимый атрибут – белые банты на волосах. Это в праздник. В обычный школьный день не каждый ученик готов надеть школьную форму. Причины могут быть разные. По сей день ведутся споры: нужна ли школьная форма для учеников или нет.

В Государственной Думе разгорелись горячие споры по поводу школьной формы в России. Министр Просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов высказал идею введения единой школьной формы в России на законодательном уровне. Эта новость вновь всколыхнула общественность: неужели опять, как в советские времена, все ученики будут ходить одинаковые?

Меня заинтересовал этот вопрос, поэтому я выбрала тему своей работы: «Эволюция школьной формы в России». Какая форма нужна современным школьникам?

Я изучила нормативные документы, проанализировала информацию из официальных источников и средств массовой информации, провела опрос и беседу с родственниками, одноклассниками, знакомыми.

Цель: выявление предпочтений к современной школьной форме у учащихся, родителей, учителей.

Задачи:

1. Познакомиться с хронологией существования школьной формы в России.

2. Изучить нормативные документы о школьной форме.

3. Провести исследование среди субъектов образовательного процесса по выявлению предпочтений к современной школьной форме.

Объект исследования: субъекты образовательного процесса: учащиеся, родители, педагоги.

Предмет исследования: современная школьная форма.

Гипотеза: современная школьная форма соответствует запросам субъектов образовательного процесса.

Практическая значимость работы заключается в разработке и создании рекомендаций к внешнему виду современного школьника.

База исследования: БМАОУ «Гимназия №5».

Глава 1. Эволюция школьной формы в России

Школьной формой принято называть повседневную форму одежды для учеников средних учебных заведений во время их нахождения в школе (учебном заведении) и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Она установлена официальными документами. [3]

Школьная форма для мальчиков появилась раньше, чем для девочек.

1.1. Школьная форма для мальчиков

Год официального введения школьной формы в России считается 1834 год. Царствовал тогда Николай I. Он издал указ «Положение о гражданских мундирах». Согласно этому положению, для каждого ведомства устанавливалось десять разных разрядов мундиров. Они были от темно-зеленого до темно-синего и отдельно красные мундиры сенаторов. Цвет мундира, а также узоры на нем указывали на ведомство, в котором служил его хозяин. Чиновники должны были изготавливать мундиры за свой счет. [4]

В этот указ вошли гимназисты и студенты. Форма была предметом гордости, она отличала учащегося в толпе юношей. И носили ее везде, на занятия, на улице, на праздниках. Гимнастические и студенческие мундиры были военного фасона: это гимнастерки, шинели, фуражки. Оттенки формы были от светло-синего до темно-синего с расшитым серебряным воротником. Уже тогда гимназисты носили на учебу ранец. (Приложение 1).

До конца XIX века мужская школьная форма изменилась несколько раз. Но главный принцип военного мундира не менялся. После 1870 года основным цветом были разные оттенки синего, из-за этого учеников прозвали «сизяками» и «синими говядинами».[3] В некоторых учебных заведениях был рассмотрен серый цвет. Фуражки и шинели также продолжали входить в форму для мальчиков (Приложение 2).

1.2. Школьная Форма для девочек

Школьная форма для девочек появилась позже, через 60 с лишним лет. Женское образование в России развивалось медленнее. Формой для девочек стали длинные платья с воротничком-стоечкой и фартуком. В будни школьницы носили черный фартук, а в праздничные дни - белый. В таких нарядах девочки выглядели скромно и строго.

Цветовая гамма женской школьной формы отличалась по возрасту: в младших классах это были темно-синие платья, среднее звено носили сине-зеленые платья, а выпускницы – коричневые (Приложение 3). [2] Школьная форма в те годы считалась особым методом, поддерживающим дисциплину ученицы. Она приучала детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где есть свои правила и порядки, которые необходимо соблюдать. И настраивала на учебный лад.

Школьная форма для девочек в виде платья с фартуком оставалась неизменной долгие годы.

1.3. Тридцать лет без формы

Трудности со школьной формой появляются с началом Первой мировой войны. У населения не хватает денег. Правительство выпускает указ «…Учащиеся, как в стенах, так и вне оной, могут носить домашнее платье, лишь бы оно было скромное и опрятное». [4]

Дети начинают носить в стенах школы домашние платья, хорошо, когда в семье есть хоть одна белая рубаха на всех детей. Школа со стороны начинает выглядеть небрежно, ученики становятся неопрятными (Приложение 4). В 1918 году школьная форма в России стала считаться буржуазным пережитком и полностью отменена. Власти посчитали, что она символизирует несвободу и рабское положение ученика. Тридцать лет дети ходили учиться в том, что могли купить им родители.

1.4. Школьная форма в СССР

Школьная форма вернулась в 1948 году. В эпоху Сталина была строгость нравов во всем. Был издан Указ, согласно которому все школьники были обязаны носить форменную одежду. Мальчикам вернули гимнастерки с воротником-стойкой и ремни с пряжкой, на голове опять была фуражка. Девочкам также вернули коричневые платья с воротничком, манжетами и фартуками (Приложение 5). Прически разрешали носить - только косы с бантами, никаких стрижек и крашеных волос, украшений. Главным атрибутом школьной формы стал красный пионерский галстук, его обязательно повязывали на шею. [5]

Пионерский галстук носили все: октябрята, пионеры, комсомольцы. Звание «октябренок» присваивали детям младших возрастов с 1-го по 4-й класс. Значок был в виде звезды с рельефным изображением юного В. И. Ленина. «Пионерами» становились подростки 9-14 лет, принимали в пионерию очень строго и индивидуально. Пионерский значок представлял собой портрет взрослого В.И. Ленина на фоне звезды и огня с фразой «Всегда готов!».

«Комсомольцем» мог стать далеко не каждый, с 14 лет в «комсомольцы» принимали только за особые заслуги, за активность и добрые дела. Комсомольский значок также представлял из себя портрет В.И. Ленина на фоне флага и надписи «ВЛКСМ» («Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи») (Приложение 6). [6]

Стоит отметить, что школьная форма в годы СССР также приобреталась родителями, но стоила недорого. Платья для девочек шили из натурального кашемира – мягкая и тонкая шерсть, в котором весной не жарко и зимой не холодно. Платья были обычного прямого кроя и стоили, по словам моей бабушки, примерно 6-8 рублей (1950-1960-е гг). Фартук шился из хлопчатобумажной ткани и стоил в районе 1,5-2 рублей. К платью обязательно покупались белые манжеты и воротнички, пришивать их нужно было самостоятельно. Стоили они недорого 20-50 копеек и до рубля – более изысканные, с кружевом или шитьем.

Для мальчиков брючный костюм также шили из недорогих, но натуральных тканей. Стоил костюм, по данным моей бабушки, 10-12 рублей.

В период оттепели форма пережила несколько небольших изменений. В 1962 году мужской костюм изменил цвет - стал серым, стали его изготавливать, как и платья для девочек - из шерсти. Силуэты стали более молодежными и удобными (Приложение 7). Требования к прическам и стрижкам перестали быть такими строгими. Также детям разрешили носить гольфы и пиджаки с маленькими лацканами.

С 1973 года мальчики носят школьный костюм, пиджак которого становится похож на джинсовую куртку. На плече – эмблема «с солнышком и раскрытой книгой». [2] Заграничная мода в «брежневские времена» добралась и до школьников.

Девочки ходили в тех же коричневых платьях длиной до колен, но массово сами укорачивали юбки, их называли «мини». Моя бабушка носила именно такое платье, собственноручно укороченное (Приложение 8). У учениц нередко возникали проблемы с администрацией школы, им делали выговоры. У школьниц появилась мода стричься до плеч или короче. А у молодых людей наоборот отращивать волосы до плеч.

Школьная форма времен СССР настолько прочно вошла в историю нашего народа, что современные школьницы до сих пор на последнем звонке пародируют те времена и надевают коричневое платье с белым фартуком и повязывают банты.

В 1980-1990-е годы школьная форма официально еще сохранялась (Приложение 9), но частично уже отступала от своих правил, ее можно было при желании не надевать. Не так строго уже спрашивалось её наличие. Для девочек появилась форма-тройка синего цвета, она состояла из жилета, юбки и пиджака (Приложение 10).

В 1992 году, после развала СССР, школьную форму официально отменили. Ученики ходили на уроки в разнообразной одежде: джинсах, джинсовых юбках, свитерах, толстовках, пестрых блузках и даже ярких лосинах (Приложение 11).

Школа уже второй раз за свою историю выглядит небрежно. Часто дети приходили на учебу в неуместных для учебного заведения вещах. Ученики в те годы не были похожи на учеников. Яркие толстовки отвлекали от уроков, порождались стычки между детьми на фоне зависти к гардеробу друг друга. Дети нередко подшучивали и даже откровенно смеялись над нарядами одноклассников.

Почти 20 лет ученики ходили в школу в свободной одежде... До 1 сентября 2013 года.

1.5. Современная школьная форма

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» были приняты общие требования к одежде школьников. Выполнение этих требований полностью легло на плечи администраций учебных заведений. Другими словами, с 1 сентября 2013 года школы были наделены полномочиями устанавливать требования к одежде своих учеников: к ее общему виду, цвету, фасону и знакам отличия (логотипам). Соответствующий нормативный акт принимался в каждом образовательном учреждении директором и педагогическим составом с учетом мнения родительских комитетов. [7]

Так как школы самостоятельно решали, какую одежду будут носить их учащиеся, нельзя говорить о полном возвращении школьной формы в России. Скорее это принятые на законодательном уровне дресс-коды для учащихся. Были обязательные для всех образовательных организаций требования, которые должны были учитываться при утверждении внешнего вида, фасона и допустимых расцветок в одежде школьника:

1. Прежде всего, школой должны быть разработаны три вида школьной формы: парадная, ежедневная и спортивная.

2. Школьная форма должна быть светской, выдержанной в деловом, классическом стиле. Для мальчиков – брюки и рубашки светлых тонов, для девочек – юбки и сарафаны не выше колен и непрозрачные светлые блузки.

3. Требования к расцветке одежды могут варьироваться от черного и коричневого цветов до темно-синего, темно-бордового, серого без рисунков и надписей.

4. Возможно ношение на одежде логотипов и отличительных знаков учреждения образования.

5. Парадная школьная форма предполагает добавление нарядной белой блузки/белой рубашки, галстука, бабочки или другого аксессуара).

6. Школьная форма должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам и рекомендациям. Предпочтение следует отдавать натуральным тканям.

7. Ношение джинсовой одежды не допускается.

8. Школьная форма не должна быть яркой и вульгарной. Ученикам не рекомендуется ношение в школе одежды, обуви и аксессуаров «с травмирующей фурнитурой, символикой неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие противоправные действия». [1]

Это всего лишь общие правила к внешнему виду учащегося. Некоторые школы добавляли что-то свое, некоторые учебные заведения ограничивались простым критерием: «белый верх, черный низ».

Каждому родителю приходилось ответственно относиться к сборам ребенка в школу. Это сильно ударило по карманам родителей, ведь комплект школьной формы хорошего качества на ученика-подростка стал стоить порядка 6-8, а то и 10 тысяч рублей.

Глава 2. Законодательство о школьной форме

После подписания закона «Об образовании» президентом В. Путиным Министерство Образования рекомендовало российским регионам ввести единые требования к школьной форме.

О необходимости введения школьной формы представители власти заговорили в октябре 2012 года после резонансного случая в Ставропольском крае, когда директор школы №12 села Кара-Тюбе запретила нескольким ученицам-мусульманкам приходить на уроки в хиджабах. Родители школьниц заявили, что права их детей на доступность бесплатного среднего образования и свободу вероисповедания, закрепленные в Конституции РФ, были нарушены. С защитой права детей на ношение хиджабов в российских школах высказался омбудсмен Павел Астахов, однако на высших уровнях власти его не поддержали.

Через несколько дней с предложением ввести школьную форму в РФ высказался В. Путин. Он выразил мнение, что в России «не должно быть, как в Советском Союзе - одна форма на всю страну». Его главным доводом в пользу введения формы стала необходимость обеспечения внешнего социального равенства.

Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выразил мнение, что школьная форма должна быть бесплатной: по его словам, она должна выдаваться ученикам на безвозмездной основе, как учебники и детское питание. Он также подчеркнул, что «форма является мощным рычагом воздействия на здоровье детей». Тем не менее, в Минобрнауки его не поддержали. [8] Родителям пришлось покупать форму самостоятельно. Компенсация за приобретение школьной формы в размере 2000 рублей положена социально незащищенным слоям населения - малоимущим и многодетным, остальные должны покупать форменную одежду своим детям на собственные средства.

В школе, где я обучаюсь, принят Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего и среднего общего образования. Информацию о нем можно посмотреть на сайте БМАОУ «Гимназия №5»: «В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утвердить нормативный правовой акт с целью:

- обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;

- устранение признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;

- предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;

- укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности. [9]

Летом 2022 года были внесены некоторые поправки и уточнения в Положение о школьной форме обучающихся (Приложение 12).

Глава 3. Исследование о школьной форме

На сайте www.wciom.ru были приведены результаты всероссийского исследования «Школьная форма: за или против», проводимого в 2013 году, спустя полгода после принятия «Закона об образовании». По данным (опроса ВЦИОМ), введение школьной формы поддерживают две тети россиян – 66%. Главный аргумент сторонников этого шага – тезис о том, что форма обеспечивает социальное равенство учащихся (43%). Второй по значимости довод заключается в убеждении, что форма дисциплинирует и настраивает на рабочий процесс (32%). Еще 5% нравится, что по форме «видно, что это школьник». [10]

Против введения школьной формы, по результатам ВЦИОМ, выступили 17% россиян. Они объясняют свою точку зрения тем, что это лишние расходы (36%), а также убеждением, что дети потеряют индивидуальность (24%). Еще 9% респондентов полагают, что у школьников должен быть выбор, столько же (9%) считают форму неудобной и некрасивой, а 10% отметили, что просто не видят смысла в введении формы (Приложение 13).

Аналогичное исследование ВЦИОМ проводило в 2018, 2022 годах. Доля россиян за эти годы заметно выросла с 66% (2013 г) до 82% (2022 г). Добавились «за» - это «красивый и аккуратный вид» и «удобство». [10]

Я провела свой опрос с целью выяснить у учеников, родителей и учителей гимназии, не только, за или против школьной формы они выступают, но и какой они хотели бы видеть современную школьную форму учеников. В опросе приняли участие по 20 человек каждой группы: учеников учителей, родителей. Среди учащихся были респонденты разной возрастной категории с 6 по 11 класс.

Результаты опроса учителей. Опрос учителей показал, что практически все они хорошо относятся к школьной форме. Рады её введению в гимназии - 95% (19 человек из 20), практически единогласно считают, что форма настраивает на учебный лад, «вид учеников» радует их глаз. 5% (1 человек из 20) воздержались и считают, что наличие школьной формы никак не влияет на учебный процесс. Дети всё равно периодически ходят в джинсах и толстовках (Приложение 14). Учителям очень нравится, что у каждого учебного заведения есть свой цвет формы, своя символика, и по внешнему виду ученика можно определить в какой школе он учится. Они полностью поддерживают данное решение Правительства и считают такой подход самым оптимальным. Учителя считают школьную форму необходимостью, и рады, что она есть в нашей гимназии. Им приятно смотреть на учеников в школьной форме.

Результаты опроса родителей. Родители по поводу школьной формы, в отличие от учителей, высказались более сдержанно. Их занимает больше финансовая сторона вопроса и невозможность выразить «индивидуальность» своих детей. «Против» школьной формы высказались 20% (4 человека из 20). Нейтрально высказались 25% (5 человек из 20), они готовы покупать своим детям школьную форму, если того требуют правила гимназии и считают, что на форму, что на свободный стиль тратят из семейного бюджета примерно одинаково. 55% родителей (11 человек из 20) поддерживают мнение учителей и выступают «за» школьную форму, она удобна, красива и социально уравнивает учащихся (Приложение 15). По общему мнению родителей, школьная форма, раз ее ввели на законодательном уровне, должна выдаваться бесплатно или хотя бы компенсироваться большей частью государством. Таким образом, большинство родителей также поддерживают наличие школьной формы в учебном заведении.

Результаты опроса учеников. В отличие от старшего поколения, тем, кому школьную форму приходится носить каждый день, воспринимают ее далеко не позитивно. 65% (13 человек из 20) не любят школьную форму, считают, что она не дает им в полной мере выразить их индивидуальность и неудобна, «в ней жарко», «сложно переодеться на физкультуру», «она сковывает движения», «ее нужно часто гладить/стирать», их напрягает «однообразие». 25% (5 человек из 20) относятся к форме нейтрально. «Раз нужно носить, значит нужно». «Будем носить, деваться некуда». И 10% (2 человека из 20) выступили «за» школьную форму и считают, что даже через нее можно выразить свою индивидуальность, не нарушая дресс-код и выглядеть при этом красиво, опрятно и нескучно (Приложение 16).

Ученики хотели бы видеть в школьной форме большее разнообразие, к примеру, толстовки, джинсы и кеды с символикой гимназии. Или возможность ходить в спортивном стиле хотя бы в дни, когда есть уроки физкультуры, чаще вводить «свободные от формы дни».

Учитывая мнение респондентов, я изучила предложение производителей школьной формы в нашем регионе и сделала вывод, что производители учли все требования, вкусы, стили потребителей. Выбрала образцы школьной формы, подтверждающие то, что современный школьник имеет возможность самовыражения в предпочтениях: в стиле, в цвете, в форме. Ими созданы каталоги, буклеты, плакаты с указанием цен в разной ценовой категории, разных тканей и размеров (Приложение 17).

Таким образом, это подтверждает гипотезу о том, что современная школьная форма способствует самовыражению ученика, а, значит, соответствует запросам, как педагогов, так и учащихся, и их родителей.

Заключение

Школьная форма, с момента ее появления и до наших дней, является особым требованием к внешнему виду. Необходимость ее введения была обусловлена разными причинами. Были периоды, когда он была отменена, поэтому была возможность сравнить учеников и в форме, и в свободном стиле. Здесь мы пришли к выводу, что в форме ученик выглядит строго, опрятно, красиво, аккуратно, и внешний вид выражает сопричастность к определенному образовательному учреждению. Форма уравнивает социальное неравенство, настраивает на учебный лад, приучает к порядку и дисциплине

Оказывается, школьная форма многообразна, интересна, красива. Необходимо прививать учащимся чувство эстетики и правового сознания.

По результатам опросов Всероссийского Центра Изучения Общественного мнения с 2013 года, со времени последнего принятия школьной формы, люди всё более позитивно относятся к ней, принимают и одобряют. Безусловно, есть какие-то недостатки, но все же достоинства преобладают.

Мнение о неспособности школьной формы для самовыражения ученика (один из самых распространенных ответов респондентов) может быть основано на отсутствии понимания сопричастности к учебной деятельности, ценности образования и значении его для построения профессиональной карьеры, школьная форма обязывает ученика учиться.

Учащиеся не хотят соблюдать принятые нормы, следовательно, родителям и педагогам необходимо воспитывать в подрастающем поколении нравственные качества и чувство уважения к социальным нормам. При этом, форма позволяет «сглаживать» неравенство социальных групп.

Школьная форма – это лицо ученика, и для подрастающего поколения созданы все условия достойно нести почетное звание «ученик».

Источники и литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http:/www.garant.ru

2. Комсомольская правда. [Газета], 2022, №80, 2 декабря.

3. Школьная форма в России. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/

4. Школьная форма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cheshzhanna-livejournal-com. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.02.2023)/

5. Школьная форма в России: когда появилась и как менялась. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://7ya.ru.turbopages.org/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.02.2023).

6. Школьная форма – кратко об истории развития в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauka.club.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.02.2023).

7. 100 лет школьной формы: как она менялась в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.thevoicemag.ru/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.02.2023).

8. В России выросла доля сторонников единой школьной формы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rbc.ru.turbopages.org/. Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.02.2023).

9. Положение о школьной формы БМАОУ Гимназии №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gym-5.ru/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.02.2023).

10. Школьная форма: за или против. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.02.2023).

11. Фотографии вязы из личного архива, газеты Комсомольская правда (выпуск от 02.12.2022 и электронных ресурсов поиска Яндекс.ru

Приложение 1

Школьная форма для мальчиков. 1834 год

Приложение 2

Школьная форма для мальчиков. «Синяя говядина». 1870-1880-ее гг.

Приложение 3

Первая форма для девочек. 1896 год.

Приложение 4

Учащиеся школ в довоенные годы

Учащиеся школ в годы войны

Приложение 5

Школьная форма в СССР. 1950-е.

Приложение 6

Значки на школьной форме

Приложение 7

Школьная форма 1960-е гг.

Приложение 8

Школьная форма в СССР. 1970-1980 гг.

Приложение 9

Ш кольная форма в СССР. 1980-егг.

Приложение 10

Школьная форма в СССР. 1988-1991 гг.

Приложение 11

Ученики школы. 1992 год.

Приложение 12

Положения о школьной форме обучающихся БМАОУ «Гимназии №5»

Приложение 13

Р езультаты исследования ВЦИОМ

Приложение 14

Результаты опроса учителей гимназии №5

Приложение 15

Результаты опроса родителей Гимназии №5

Приложение 16

Результаты опроса учеников Гимназии №5

Приложение 17

С овременная школьная форма учеников.

Просмотров работы: 111