Формирование личности подростка

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование личности подростка

Кун Н.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" №48 Копейского городского округа
Семенюта А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 48» Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его
жизненного пути. Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности.

Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

В подростковом возрасте человек проходит от детства к взрослости, начинает по-другому смотреть на мир. Поведение становится более осознанным.

Для своего проекта я выбрал эту тему, так как считаю, что в нашем возрасте эта тема очень актуальна, именно сейчас закладываются основы становления нашей личности. А правильное ее формирование на этом этапе играет очень важную роль в дальнейшей нашей жизнедеятельности.

Цель моего проекта: изучить тему проекта и выяснить какие факторы влияют на формирование личности подростка, дать советы свнрстникам по правильному формированию личности.

Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Собрать и проанализировать информацию по теме проекта.

2. Сделать вывод.

3. Составить информационные памятки с советами для сверстников.

1.Что такое личность

В классическом значении личность – это совокупность свойств и характеристик человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе и активном деятельном взаимодействии с другими людьми.

Ключевое слово в этом понятии – “общество”. Для того чтобы стать человеком, нам достаточно просто родиться, а вот чтобы стать личностью, маленькому человеку нужно интегрироваться в социальную среду.

В связи с этим возникает вопрос: каждый ли человек становится личностью? Нет, не каждый. Если человек первые годы своей жизни провел в изоляции от людей, он уже не сможет стать полноценным членом общества. Структуры мозга, ответственные за высшие психические функции, такие как речь, мышление, память, внимание, формируются в первые пять лет жизни.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

2. Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста.

Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:10-14 лет, 14-18 лет,12-20 лет. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка - это формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность.

У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность в самосознании возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценивать свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе.

Отечественный психолог Выгодский Л.С. называет самопознание сутью

подросткового возраста. Фридман Л.С. и Кулагина И.Ю. дополняют эту

мысль мнением о том, что обязательным для подросткового возраста

является сравнение подростком себя и окружающих людей, в том числе

взрослых, на которых нужно равняться. И это действительно так, в

процессе сравнения вырабатывается самооценка, которая становится

причиной поведения личности подростка. А особенно важной оценкой для подростка является оценка его коллективом сверстников, в котором он часто бывает. Это друзья, одноклассники. Часто их оценка оказывается более влиятельной для подростка, чем оценка взрослых – родителей, педагогов, знакомых. Так происходит, потому что при формировании личности в подростковом возрасте большое значение имеют дружеские отношения, отношения именно со сверстниками – через них подросток познает жизнь, а это значит, что оценка сверстников, которые являются потенциальными друзьями и объектами симпатии, волнует больше. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого.

Еще одна важная особенность подросткового возраста – формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Сознание собственной взрослости возникают у подростка неслучайно. Он замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость.

Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например, своих родителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно больше.

Таким образом, можно выделить следующие особенности личности подростков:

  • Чувство взрослости.

  • Развитие самосознания.

  • Критичность мышления, формирование самоанализа.

  • Физиологические изменения организма, интерес к противоположному полу.

  • Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

  • Заметное развитие волевых качеств.

  • Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Формирование личности может иметь разную направленность:

  • гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительное;

  • эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

  • депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

  • суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самого себя не представляет никакой ценности.

Исходя из этого, можно сказать, что на этом сложном этапе, нужно направить формирование своей личности в положительном направлении.

3. Влияние семьи на формирование личности подростка

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности. Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков.

4. Как стать сильной личностью, достойной уважения

Сейчас, на этапе формирования личности, личность нужно «настроить» на правильный лад, то есть развивать в себе хорошие человеческие качества. Но над этим нужно серьезно работать.

Каждый человек — это индивидуальный набор эмоций, чувств, потребностей и, конечно же, качеств. И все мы знаем, что, чаще всего, люди делятся на ведущих и ведомых. И каждый понимает, что, как правило, правящие роли занимают совсем не ведомые персонажи этого мира. Если же вы хотите стать сильной, достойной уважения личностью, то стоит поставить перед собой цель, которую нужно добиться любой ценой, несмотря на то, что перед вами будет стоять стена непреодолимых препятствий. Только, расставив все приоритеты, вы сможете понять, как стать сильной личностью со стальной волей и несгибаемой решимостью.

А несколько полезных советов помогут вам в этом.

1.Запомните главное правило — сильные люди никогда не бросают начатое на полпути, и если вы действительно желаете стать сильными, то стоит распрощаться со всеми неуверенностями, смятением, страхом и, в первую очередь, с самым злостным врагом всех сильных людей — ленью!

2.Ваши мысли должны быть настроены на победу.

Сила мысли человека невероятно удивительное явление.

3. Научитесь отстаивать собственные взгляды.

Человека, который не имеет собственного мнения, никогда не будут воспринимать серьезно.

4. Уделяйте время для чтения.

Если вы чувствуете неуверенность в своей осведомленности, то лучше изучите вопрос! Старая пословица гласит: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Чтение развивает фантазию человека, улучшает память и открывает новые горизонты для решения любых проблем.

5. Научитесь дисциплине.

Умейте контролировать не только свои мысли и поступки, но и порядок своей жизни. Распределите собственный режим дня, начните заниматься физическими упражнениями, спортом, откажитесь от вредных привычек, которые уже долгое время досаждают вам. Заведите ежедневник, который поможет вам стать серьезной личностью, и следуйте ему. Распишите свой день, отметьте важные события и обязательно выполните все задуманные вами цели. Ученые давно доказали тот факт, что человеку требуется ровно 21 день для того, чтобы любое занятие стало его привычкой.

6. Никогда не сдавайтесь.

Научиться проигрывать — это целое искусство, необходимое каждому человеку, который желает стать самодостаточной личностью. Вы должны постепенно приучать себя к мысли, что не всегда все идет по плану, но даже если вам кажется, что вы упали в пропасть, не стоит опускать руки.

7. Научитесь любить себя.

Полюбите себя и к вам потянутся окружающие. Странная закономерность, но она работает уже много веков. Полюбить себя, в первую очередь, означает то, что человек нацелен саморазвиваться и стремиться к своему идеалу. Каждый человек должен не только принимать себя таким, какой он есть, но и четко понимать свои плюсы и минусы, работать над собой и развивать свои хорошие качества.

8. Не ищите причины своих неудач в других.

Никогда не обвиняйте других в своих проигрышах. Запомните, все плохое, что приходит к вам, вы притягиваете сами.

9. Умейте принимать критику.

Человек должен спокойно принимать критику в свой адрес, уметь ее анализировать и стараться исправить собственные недостатки. Научитесь контролировать свои эмоции и не затевайте конфликт только из-за того, что вам высказали правду. Криками, спорами и выяснениями отношений, вы еще раз докажете, что неуверенность преобладает в вас больше, чем сила и спокойствие.

10. Умейте отпускать и вычеркивать людей.

Чтобы стать сильной личностью нужно уметь ограничивать себя от людей, которые намеренно или неосознанно тянут вас вниз. Никогда не держитесь за таких людей.

11. Станьте добрее.

Стать сильной полноценной личностей вам помогут добрые и чистые качества вашей души. Научитесь прощать и просить прощения, помогайте тем, кто в этом действительно нуждается, говорите правду и не терпите лжи. Люди никогда не станут уважать и доверять тому, кто будет наполнен злобой и гневом.

Это всего лишь несколько простых советов, которые подскажут вам, как правильно развивать в себе хорошие качества. А приготовленные мной памятки помогут вам не забыть эти советы (Приложение 1).

Лично от себя хотел бы порекомендовать вам один очень хороший проект, Wikium. Все материалы Викиума направлены на саморазвитие человека.

Это онлайн-платформа для развития внимания, памяти и мышления с помощью когнитивных игр-тренажёров, российский образовательный проект сегмента Human Cognitive Improvement (развитие мозговой деятельности). Также на этом сайте есть специальные программы, составленные для развития личности, которые можно подобрать индивидуально для каждого человека.

Заключение

Изучив и проанализировав изученный материал проекта, я выяснил, что

подростковый возрaст представляет собой один из вaжнейших и сложнейших этaпов жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человекa. Нa формирование личности подростка влияет множество фaкторов: социaльнaя средa, окружaющaя подросткa, отношения с родителями, социaльный стaтус в коллективе сверстников, социaльные роли подросткa, aкaдемическaя успешность, сформировaнность творческих интересов, a тaкже ведущaя деятельность в дaнный период, проявление которой игрaет немaловaжную роль.

Без всего этого личность развиваться не может.

Список литературы и интернет-источников

  1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

  3. Высоцкий, А.И. Психологическая характеристика процесса само-воспитания подростков / А. И. Высоцкий. - Ярославль, 2004.

  4. Обухова Л.Ф. Детская Психология. — М.: Юрайт, 2013.

  5. https://psylist.net/hrestomati/readerage052.htm

  6. https://ppt-online.org/234559

  7. https://works.doklad.ru/view/daY4h3dGrBw/all.html18

  8. https://student.zoomru.ru/psih/harakteristika-podrostkovogo-vozrasta-kak-jetapa/159165.1271064.s1.html

  9. https://zen.yandex.ru/media/id/5e303c683bde7a55f580c73d/kak-stat-silnoi-lichnostiu-10-horoshih-sovetov-5e5ba7e6227f403871e7dbda

  10. https://vsvoemdome-ru.turbopages.org/vsvoemdome.ru/s/psihologiya/kak-stat-lichnostyu

Приложение 1

Памятка: Как стать сильной личностью

  • Никогда не бросайте начатое на полпути

  • Распрощайтесь со всеми неуверенностями, смятением, страхом и с самым злостным врагом - ленью!

  • Ваши мысли должны быть настроены на победу

  • Научитесь отстаивать собственные взгляды

  • Уделяйте время для чтения

  • Научитесь дисциплине

  • Научитесь проигрывать, но никогда не сдавайтесь

  • Научитесь любить себя

  • Не ищите причины своих неудач в других

  • Умейте принимать критику

  • Умейте отпускать и вычеркивать людей

  • Станьте добрее

  • Wikium - тренажер для мозга

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!

Просмотров работы: 1136