Театр кукол в школе и дома.

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр кукол в школе и дома.

Алексанин А.А. 1Алексанина Л.А. 1
1МБОУ "Степановская СОШ"
Алексанина Е.В. 1
1МБОУ "Степановская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Театр не есть страна реального; в нём картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. Театр в то же время — это страна истинного: на сцене — человеческие сердца, за кулисами — человеческие сердца, в зрительном зале — человеческие сердца.

В. Гюго

Работа над данным проектом началась в 2019 году, когда мы всей семьей посетили Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького. Смотрели  музыкальный спектакль «Три толстяка». Мы были в восторге от спектакля (Приложение 1). Захотелось как можно больше узнать про театр, сохранить незабываемые ощущения. Принести волшебство домой и поделиться со своими друзьями. Потому что и в век интернета и компьютерных технологий для всех остается очень важным живое общение, а театр - страна истинных чувств. Каждое представление в хорошем театре дарит нам что-то новое.

Дома мы дружно обсуждали представление, делились впечатлениями. У нас многодетная семья – два брата и две сестры, все школьники, только Саша в тот момент ходил в детский садик, был очень застенчивым и не знал еще букв и цифр. И тут мы подумали, а что если герои театра станут учить Сашу грамоте, то он, скорее всего, быстрее всему научится. И мы определили для себя цель: создание театра своими руками и использование его в образовательном процессе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- найти и изучить информацию об истории и классификации театра из разных источников;

- узнать какой театр можно создать дома своими руками;

- создать свой театр и показать его дома и в школе;

- использовать театр при обучении.

Объект исследования: театр.

Предмет исследования: применение искусства театра для обучения.

Гипотеза исследования: мы предположили, что театр можно использовать в образовательном процессе.

Основные этапы работы над проектом:

1. Организационно – подготовительный. Планирование деятельности, определение темы, гипотезы, постановка задач.

2. Поисковый. Поиск источников информации, поиск организаций и людей, который могут помочь в сборе информации.

3. Практический. Посещение театров, встреча с педагогом дошкольного образования высшей категории Барышниковой Натальей Анатольевной, изготовление настольного театра и постановка спектаклей.

4. Подведение итогов. Анализ и систематизация информации. Оформление результатов в виде исследовательской работы.

Методы исследования. В настоящей работе использованы методы анализа, синтеза, классификации информации, поиска, беседы, анкетирования, театральной педагогики.

Работа над проектом ведется с 2019 года и по настоящее время.

ГЛАВА 1. Сбор теоритической информации о театре.

1.1 Анкетирование школьников.

Работу над данным проектом мы начали с анкетирования. На вопросы анкеты (Приложение 2) ответили 40 школьников. Проанализировав ответы, мы поняли, что дети любят театр, хотят участвовать в представлениях и будут рады узнать новое о театре. Значит, наша работа интересна и важна! Вперед к новым открытиям!

В начале текущего года Президент Российской Федерации Владимир Путин провел встречу с представителями общественных патриотических и молодежных организаций. В ходе нее глава государства обсудил деятельность школьных театров и указал оказать им поддержку. Планируется к 2024 году создание таких театров в каждой школе [11]. Таким образом, наш проект становится особо актуальным.

Театр, как и любое искусство, не открывает зрителю своей глубины и красоты, если человек не готов к знакомству с ним, не знает самых простых законов искусства, художественно не образован. Такой человек, приходя в театр, не приобретает, а теряет.

1.2 Классификация театров.

Театр – это вид искусства, осваивающий мир художественно посредством драматического действия, осуществляемого творческим коллективом [10].

Все искусства переплетаются в понятии «Театр». Это музыка, живопись, кинематограф, архитектура, фотография, танец, риторика. До зрителя эмоции и мысли, используя все возможные способы, доносит актер. Не только люди могут быть в нем актерами, но и куклы, различные предметы, животные, тени. Театр не может существовать без зрителя. В театре задействовано множество профессий: актеры, режиссеры, гримеры, кукловоды, суфлеры, билетеры, декораторы, осветители, художники и многие другие [2], [3].

Существует очень много видов театров, самой простой классификацией является: драматический, оперный, балетный, театр кукол, театр пантомимы. Но зачастую театр является симбиозом различных видов. В данную классификацию можно включить театр теней, однако его можно считать разновидностью театра кукол. При этом, театр кукол может быть оперным и т.д. [10].

По видам действия актера в процессе представления театр делится: театр абсурда, авторский театр, театр балета, театр танца, драматический театр, детский театр, театр зверей, театр песни, крепостной театр, театр инвалидов, пантомимы, оперный театр, оперетты, пародии, поэзии, сатиры, эстрады, театр теней и театр света. [10]. (Приложение 3)

Если рассмотреть классификацию по содержанию роли, то театр делится на драматический, музыкальный, пантомимический. Материал для роли поставляет соответственно литература, музыка или пластика. Критерием для классификации может быть язык слова (драматический), язык танца (балет), язык музыки (опера), мимика (пантомима). По форме восприятия образа (человек, кукла или тень) возможна следующая классификация: театр «живого актера, театр кукол, театр теней. По одним признакам театр может входить в одну группу, а по другим – в другую [10].

1.3 История возникновения театра

Слово театр — греческого происхождения (место для зрелища). Театральное искусство возникло на заре человеческой культуры и развивалось вместе с жизнью человека. Для каждого из нас театр рождался еще в детстве во время игры, она является одним из главных элементов театрального искусства. Театр появился из игр и обрядов первобытных людей. Добрые и злые силы стали первыми «действующими силами» [1].

Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию, где появился и новый вид литературы – драматургия. С давних времен театр утверждает высокие чувства и обязанности человека: честность, благородство, любовь к Родине, ненависть к войне.

В английском городе Стратфорд–он-Эйвон в 1564 году родился, а в 1616 году умер гениальный человек, Вильям Шекспир. Он был актером, поэтом, драматургом и создателем театра «Глобус» в Лондоне. Здание «Глобуса» представляло собой ровную плоскую площадку, обнесенную высокими стенами, на внутренних сторонах которых находились ложи для зрителей. Крыши не было, спектакли шли при дневном свете, декораций не было. Вместо них были таблички с надписями: «лес», «дворец», «море» и т.д., которые переносили с места на место. Шекспир написал около 40 комедий, трагедий и пьес [1].

Жан - Батист Мольер (настоящая фамилия Покле́н) (15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — французский актер, драматург и создатель театра. Со своей бродячей труппой актёров колесил по дорогам Франции. Давал представления и в царских покоях, и деревенских сараях. Его искусство было близко народу [1].

Испанец Феликс Ло́пе де Ве́га Ка́рпьо (25 ноября 1562, Мадрид,— 27 августа 1635, там же) сочинил около 2200 пьес! И все они написаны стихами. С пяти лет он начал сочинять стихи, еще не умея читать и писать, и отдавал завтраки старшим товарищам за то, что бы они записывали на бумагу его строки. В 13 лет сочинил первую комедию. Наиболее знаменитые пьесы испанского драматурга неоднократно ставились на русской и советской сцене [1].

В России появление театра связывается с народными играми и обрядами. В XI веке появились на Руси бродячие актеры и комедианты – скоморохи. На протяжение нескольких сотен лет они устраивали свои представления прямо на площадях и ярмарках. Они дрессировали животных, пели песни, разыгрывали смешные сценки, ставили акробатические номера. В 1648 году царь Алексей Михайлович запретил выступления бродячих актеров [1].

Но сценическое искусство продолжало жить. Первый постоянный театр появился в России в Ярославле в середине XVIII века. Его организовал актер Федор Волков (1728-1763). В то время в столице страны, Петербурге, шли спектакли только иностранных трупп, немецких и французских. Императрица Елизавета Петровна вызвала в Петербург ярославских актеров. А 30 августа 1756 года в столице был создан русский публичный театр [1].

Создание в России первого театра совпало по времени с учреждением в нашей стране Московского университета и Академии наук. Один из первых выпускников Московского университета дворянин Денис Фонвизин (4 апреля 1745 г.- 12 декабря 1792 г.) в 1781 году написал комедию «Недоросль», которая стала классикой отечественной драматургии. Небывалый расцвет русского национального театра связан с эпохой, которую называют пушкинской. А.С. Пушкин (26 мая 1799 г. - 29 января 1837г.) – драматург, театральный зритель и критик. «Моцарт и Сальери» - единственная пьеса Пушкина, поставленная при его жизни. Такая же судьба постигла и комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова (5 января 1795 г. - 11 февраля 1829 г.). Пьесы Пушкина и Грибоедова смогли попасть на сцену в печать значительно позднее [1].

В 1836 году на сцене в Петербурге впервые прозвучала комедия Н.В. Гоголя (20 марта 1809 г. – 21 февраля 1852 г.) «Ревизор». Интересно, что сюжеты для «Мертвых душ» и «Ревизора» Гоголю дал Александр Сергеевич Пушкин. Пьесы А.Н. Островского (1823-1886) определили целую эпоху в культурной жизни России. Спектакли, поставленные по пьесам российских драматургов, не сходят с театральных подмостков и в настоящее время [1].

В июне 1897 года состоялась историческая встреча драматурга и театрального педагога Владимира Ивановича Немировича-Данченко и актера Константина Сергеевича Станиславского. Она положила начало Московскому Художественному академическому театру. Все в этом театре должно быть новым: и режиссура, и выбор пьес, и манера актерской игры. Основу репертуара составила драматургия пьес А.П. Чехова (1860-1904) и А. М. Горького (1868-1936) [1].

Первой пьесой, после революции 1917 года, стала «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского (1893-1930). Премьера состоялась 7 ноября 1918 года. Маяковский сам принимал непосредственное участие в постановке: рисовал и расклеивал афиши, сыграл несколько ролей.

В театре мы веселимся и грустим, отдыхаем, получаем наслаждение от встреч с искусством, особенно остро испытываем чувство патриотизма, любви к своей Родине. Учимся распознавать зло и сопротивляться ему, хотим стать добрее, смелее, честнее и лучше. Ведущие драматурги воспринимают театр, как школу жизни, где мы учимся науке быть человеком [1].

Владимир Иванович Немирович-Данченко утверждал: «Можно выстроить великолепное театральное здание, заказать художнику декорации, композитору — музыку, набрать большой штат сотрудников — и все-таки это еще не будет театр. А вот выйдут на площадь два актера, расстелют коврик, начнут играть пьесу и, если они талантливы, — это уже театр».

Когда началась Великая Отечественная война, многие актеры взялись за оружие и ушли на фронт. А многие получили другое оружие – новые пьесы и роли, материал для духовного сопротивления фашистским захватчикам. В центральном детском театре кукол Гитлера изобразили в виде овчарки, а Муссолини – в виде бульдога. Многие артисты выступали на передовой или в тылу собирали деньги и на свой счет строили танки и самолеты.

Особенная трагическая доля досталась актером блокадного Ленинграда. В 1942 году там родился новый театр. На его сцене шли драматические, оперные и даже балетные спектакли. 9 августа 1942 года состоялась Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича. И все это было подвигом [1].

Театральная труппа может оказывать помощь и в настоящее время. 2 июля 2023 года в Оренбургском областном театре кукол состоялся благотворительный показ спектакля «Маленький принц». Мы присутствовали на этом замечательном представлении, все собранные средства и слова поддержки коллектив театра передал жителям г. Шебекино Белгородской области, находящимся в тот момент в пункте временного размещения [12]. (Приложение 4)

1.4 Встреча с педагогом дошкольного образования высшей категории Барышниковой Н.А., виды театра для детей

Мы встретились с замечательным человеком педагогом дошкольного образования высшей категории, победителем VI Всероссийского конкурса «Воспитатели России» Барышниковой Натальей Анатольевной. (Приложение 5)

В очень теплой и сердечной обстановке она показала театральный уголок, рассказала о множестве видов театров для детей. Оказывается, театры для детей бывают разные; верховые, настольные, напольные.

К верховым видам относятся: пальчиковый театр, театр би-ба-бо, театр на гапите, театр тростевых кукол, театр ложек. К настольным видам театра относятся: театр теней, театр на фланелеграфе, плоскостно-нарисованный театр, предметный театр. К напольным видам театра относятся: театр марионеток, театр кукол с «живой» рукой, театр ростовых кукол [9].

Мы с восторгом знакомилась с разными видами театров, но, больше всего, нас заинтересовала загадочная коробочка. Мы погасили свет, и из простой коробки появилась сказка. Оказывается – это был театр теней. Наталья Анатольевна рассказала мне удивительную историю возникновения театра теней. (Приложение 6)

Он появился в Китае в  200 году  до нашей эры при императоре Хань-Ву-циЕсть такая красивая легенда: «Однажды, в далекие времена, у китайского императора умерла любимая жена. Он был безутешен, забросил все государственные дела, закрыл окна и перестал разговаривать.  Никто не знал, что делать. Дела  империи стали приходить в упадок.  И вот, главный дворцовый придворный  позвал императора в комнату его жены. И что же? За занавеской император увидел силуэт своей умершей жены. Она стала медленно двигаться, как лебедушка. Очень был потрясен император. Преданный слуга совершил чудо для своего господина, он придумал для него театр теней и вылечил своего императора от тоски». Представления стали показывать каждый вечер. Появились приглашенные гости на это таинство. С этой прекрасной легендой связывают появление театра теней [7].

После этого театр теней узнали в Индии и Турции. Он триумфально прошелся по всей Азии, воины Чингиз-Хана принесли его в Европу, заставили аплодировать и восторгаться. Он покорил Россию, начиная Петербургом и Москвой.

В древности спектакли теневого театра проходили на улице, ночью, при свете масляной лампы. В одном спектакле могло быть задействовано более 1000 кукол, их изготавливали из шкур, чаще из ослиной кожи. Поэтому можно услышать народное название - "театр кукол из ослиной кожи". В основном куклы были высотой до 30 см, они могли быть подвижными. Зрители восторженно наблюдали за сюжетом, переживали за героев, кукловод оставался за экраном. Он управлял куклами длинными прутьями бамбуковыми, деревянными или стальными [5].

ГЛАВА 2. Создание театра своими руками и использование его в образовательном процессе

2.1. Изготовление макета, декораций театра теней.

После встречи с Барышниковой Натальей Анатольевной мы думали только о театре теней. Очень нам хотелось такое чудо показать своим близким и знакомым. Чтобы воплотить свою идею в жизнь, мы попросили помощи у своей семьи.

Для изготовления макета и декораций мы приготовили:

- фанеру, саморезы, дрель, ножовку, строительный стиплер, скобы, наждачную бумагу, отвертки;

- белую ткань, терм пистолет, ленту Velcro, ткань с Совушками, нитки, ножницы, фонарик, стойку для крепления света;

- черный картон, палочки для барбекю, коктейльные палочки, клей момент.

Всей семьей мы трудились над изготовлением макета, всем нашлось дело. Папа выпиливал, прикручивал детали каркаса экрана из фанеры. Экран можно было сделать и из картона, но мы хотели не только дома посмотреть этот театр, но и показать другим, поэтому использовали более прочный материал. Мы помогали папе измерять детали, подавали саморезы, отвертки, учились обрабатывать края изделия наждачной бумагой. Запоминали, как работать с деревом.

Потом вместе с мамой мы вырезали экран из белой ткани, пришили липучки Velcro. Чтобы можно было легко менять декорации. Приклеили терм пистолетом вторую часть ленты на каркас экрана. Украсили каркас экрана тканью с Совушками. Мы узнали много нового. Научились выкраивать детали, попробовали шить на швейной машинке.

Затем все вместе вооружились ножницами, взяли картон и приступили к изготовлению декораций из картона. Для большого дерева пригодилась ненужная картонная коробка. Сначала мы нарисовали дерево и ветви так, чтобы они поместились по краю экрана, потом вырезали, приклеили липучки, что бы закрепить дерево на каркасе экрана. Получилось очень хорошо. Далее стали вырезать фигурки героев из популярных мультиков. Затем картонных героев мы наклеили на деревянные шпажки, а кусочки от коктейльных палочек приклеили внизу экрана, что бы было легче закреплять сменные декорации.

Совместная работа еще больше сплотила нашу семью. Нам было весело и интересно. Мы узнали много нового и полезного.

Этапы изготовления макета и декораций поэтапно освещены в приложении 7.

В первый же вечер мы поставили спектакль для своей семьи «Угадай тень мультяшного героя». Первыми зрителями были члены нашей семьи, потом соседи. А актерами могли быть все. Всем очень понравилось.

А бабушка показала нам, как создать сказку при помощи рук. Оказывается, театр теней можно показывать не только изготовленными куклами, но и руками и даже всем телом. Для этого нужен экран большего размера. Тут же мы натянули простынь на проем двери и провели репетицию. Получилось очень весело, но для постановки такого представления надо приготовить сценарий и долго подбирать движения актеров. Мы решили заняться этим позже. (Приложение 8)

2.2. Уроки с тенью для младшего брата.

Домашние представления нашего театра очень понравились всем нам. Самый младший ребенок в нашей семье Саша, на тот момент посещал детский садик. Он был очень застенчив, плохо говорил, не умел читать и считать. Но с удовольствием принимал участие в спектаклях.

Григорьева Н. Н. считает, что задачи воспитания дошкольников, в том числе и художественно-эстетического, решаются с помощью приобщения детей к большому искусству, театральной и музыкальной культуре. Ребенок не только познает сущность добра и зла, но и в игровой форме активно развивается. Узнает историю, историю живописи, архитектуры, декоративно – прикладное искусство. И что не менее важно – получает праздник, восторг от участия в спектакле. Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра [8].

У нас возник вопрос, может ли театр помочь Саше подготовиться к школе? Вероятно, если знания приносить в игровой форме, они воспримутся быстрее.

Итак, сначала мы вырезали из черного картона цифры. Вечером, устраивая представление, Люба показывала Саше цифры и называла их. Братик моментально запомнил их, уже на следующий день в садике воспитательница похвалила Сашу, назвав его гением. Он первый в своей группе узнал цифры. А через пару занятий, он стал правильно писать все цифры от одного до десяти.

Далее мы вырезали буквы, и приступили к их изучению. Саша стал быстро запоминать буквы и писать короткие слова. Мы продолжали занятия. Эксперимент оказался удачным. Саша стал более общительным, справился с застенчивостью, театр помог ему в общение с другими людьми, показал пример, как правильно излагать мысли. (Приложение 10)

2.3 Театр в школе

Итак, театр теней готов – пора выходить на большую сцену. Мы решили показать театр ученикам младших классов. Для выступления выбрали басни Крылова «Стрекоза и муравей» и «Ворона и лисица» [4]. Подобрали музыкальное сопровождение, вырезали новых героев (Стрекозу, муравья, ворону, лисицу). А также придумали для декораций цветочки, листья, тучки с дождиком, снежинки. Долго дома экспериментировали, как лучше показать стихии, как руководить героями и как управлять светом. Написали памятку «Как создать изображение на экране теневого театра», которую можно увидеть в приложении 9.

Театр теней мы принесли в школу, и после нескольких репетиций показали спектакли – миниатюры «Угадай сказочного героя», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» ученикам начальных классов. Перед спектаклями рассказывали о видах и истории возникновения театра. После каждого представления ученики уносили с собой много незабываемых впечатлений. А ученики первого, второго и четвертого класса поставили ответные спектакли «Волк и семеро козлят», «Репка на новый лад», «Муха – цокотуха хоровым чтением». Получился такой замечательный и для всех интересный обмен спектаклями (Приложение 11).

Театр теней отлично вписался в образовательный процесс. Мы показывали спектакли и мастер – классы для учеников младших классов, но и ученики старших классов не остались равнодушными! Они с удовольствием принимали участие в спектаклях вместе с нами. Всем и малышам, и старшим было интересно. Наиболее успешно ставились басни И.А. Крылова [4], так как их изучают на уроках литературы, а в такой игровой форме все ребята запоминали басни очень легко и шли на урок с большим удовольствием.

Нашу методику изучения букв и цифр мы применяли в 2021 и 2022 для детей, которые приходили в школу на подготовку к 1 классу. Мы им показывали буквы и цифры, а они их быстрее запоминали. (Приложение 12) К сожалению, в 2019 и 2020 году мы не смогли, как планировали принести театр теней в детский садик, так как ковидные ограничения не позволили воплотить эти наши планы в жизнь.

Рассказывая ребятам в школе о театре, мы пробуждали в них интерес, поэтому неоднократно посещали областные театры с нашими одноклассниками. (Приложение 13)

27 марта 2023 года мы провели в нашей школе развлекательно – познавательную игру «Закулисье», приуроченную к Всемирному дню театра. Вместе с учениками 2а класса окунулись в волшебный мир театра. Ребята с удовольствием побывали в ролях костюмеров, гримеров, актеров, звукооператоров и режиссёров (Приложение 14).

Нам очень нравится наш театр! И мы решили познакомить ребят с новыми видами театра кукол, изготовив их своими руками. Сначала мы рассказали ребятам о перчаточных куклах, а затем их сделали по мотивам русских сказок, используя готовые рабочие перчатки, картон и фломастеры. (Приложение 15).

В начале года к ребятам в класс пришла в гости новая кукла на нитях – марионетка и рассказала много интересного. На одном занятии мы вылепили из пластилина кукол – марионеток и декорации к басне И.А. Крылова «Лиса и журавль». А после небольшой репетиции, все ребята из наших классов поучаствовали в постановке одноименного спектакля. (Приложение 16).

Мы решили не останавливаться на достигнутом, а изготовить кукол - марионеток и декорации к спектаклю «Колобок». Для этого приготовили: нитки, иголки, цветные носочки, ножницы, клей, картон, фломастеры, синтепон для набивки кукол, палочки деревянные для мороженого. Для головы кукол мы использовали елочные шарики и пластилин.

Так как это дело требует немалого времени, мы с ребятами шили и клеили на нескольких занятиях после уроков. Изготовили полностью декорации. Но для кукол – марионеток мы успели сшить только тела в школе, а одежду мы уже доделывали дома (Приложение 17). Сценарий к спектаклю нашли в свободном доступе в сети Интернет [13].

Куклы и декорации для спектакля колобок готовы! Мы провели несколько репетиций. Рады видеть всех на представлении! Мы показали спектакль нашим одноклассникам, а во время летних каникул и детям, которые посещали площадку кратковременного пребывания «Солнышко» (Приложение 18).

Заключение

Отлично, наш эксперимент удался. Все поставленные задачи мы выполнили, и даже перевыполнили. Изначально планировали изготовить только театр теней, но в процессе работы над проектом, работая с нашим экраном, изготовили еще и перчаточных кукол и кукол марионеток. Мы достигли своей цели. У нас получилось сделать замечательный театр кукол, который востребован в учебном процессе.

Наша гипотеза нашла подтверждение. В ходе эксперимента удалось установить, что театр может стать учителем для младшего брата. Театр — это еще и целый мир новых слов для него. Через игру он запоминал новые буквы, цифры. Научился решать простые примеры, Театр помог ему расширить словарный запас и кругозор. А потом мы поделились своими знаниями и с другими ребятами.

Через игру помогали ребятам (особенно робким) лучше адаптироваться в школьном коллективе, совместное изготовление декораций и репетиции спектаклей являются отличными инструментами для сплоченности.

Мы поняли, что театр дарит близкое, сердечное общение. Его нельзя заменить современными гаджетами. Эмоции, которые дарит театр, положительно влияют на детей. Для них очень важно живое общение со сверстниками и взрослыми. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает рассказывать, петь, читать стихи, общаться с новыми людьми.

Мы надеемся, что данная исследовательская работа будет полезна и познавательна. Она показывает, что волшебный мир театра объединяет все виды искусства. Искусство сближает больших и маленьких, а малышам дает возможность познакомиться со сложными дисциплинами в игровой форме – научиться играя.

В начале нового 2023-2024 года, наш театр кукол очень востребован в школе, мы будем продолжать нашу работу, исполняя наказ Президента, что бы в каждой школе был свой театр!

Список использованных источников

1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре/ Рис. Р. Доминова; Макет В. Коломейцева. – 2-е изд., переработ, и доп. – Л.: Детская литература, 1990.- 159с.: ил. 

2.   Антонова К. В театре. Экскурсия за кулисы/ Антонова К., Бауман Е. – г. Аксай: Проф-Пресс, 2017. – 9 с.: ил.

3. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры/ Художник В. Косоруков. – М.: Детская литература, 1989. – 54 с.: ил. 

4. Крылов И. А. Басни. – М.: Детская литература, 1980. – 80 с.

5. Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня, или Как приручить тень? / Лыкова И. А., Шипунова В. А. — М.: Цветной мир, 2012. — 94 с.: ил.

6. Салария Д. Развлечения: сцена, экран, актеры/ Салария Д., Морли Ж. - М.: Росмэн, 1994. – 57 с.: ил.                               

Интернет-ресурсы

7. Википедия [сайт]/ Свободная энциклопедия// Кукольный театр Китая — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кукольный_театр_Китая (дата обращения: 16.07.2023)

8. Григорьева, Н. Н. Роль театра в жизни дошкольника / Н. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 472-473. — URL: https://moluch.ru/archive/64/9514/ (дата обращения: 17.07.2023)

9. Интерактивный детский театр [сайт]/ Виды детских театров для детей

URL: https://u-skazki.com/blog/putevoditel-dlya-roditeley-vidy-detskikh-teatrov/

(дата обращения 17.07.23 г.)

10. Калинина Л.Л. Классификация театров // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 23.06.2023. — URL https://spravochnick.ru/iskusstvo/klassifikaciya_teatrov / (дата обращения: 18.07.2023).

11. Министерство просвещения Российской федерации/ Владимир Путин поручил поддержать театральное школьное движение - URL: https://edu.gov.ru/press/6493/vladimir-putin-poruchil-podderzhat-teatralnoe-shkolnoe-dvizhenie/ (дата обращения: 16.07.2023)

12. Оренбургский областной театр кукол. Госорганизация [сайт]/ Вот на такой трогательной ноте завершился 88-й театральный сезон - URL: https://vk.com/teatr_kukol_orenburg?w=wall-11168140_11230

13. Театральная библиотека Олеси Емельяновой [сайт]/ Колобок – сценарий, пьеса, инсценировка, сценка для кукольного театра URL:

https://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-kolobok.html (дата обращения 17.07.23 г.)

Приложения

Приложение 1. Семья АлексаниныхвОренбургском областном драматическом театре имени М. Горького, спектакль «Три толстяка», 2019 год.

Приложение 2.

АНКЕТА

1. Посещаете ли вы со своими родителями театр?

2. Когда в последний раз были в театре?

3. Нравится ли вам, когда в детский садик или в школу приезжают артисты театра?

4. Хотелось бы вам самим принимать участие в школьных театральных постановках?

5. Ставили ли вы дома театральные постановки?

6. Хотели бы вам устраивать дома небольшие спектакли, концерты, представления? Изготавливать афиши, костюмы, декорации?

_______________________________________________________________

Приложение 3 Виды театров.

Кукольный театр

Театр оперы и балета

Драматический театр Авторский театр

Музыкальный театр Моноспектакль

Театр оперетты Уличный театр

Ледовые шоу Подводный театр Театр сатиры

Театр юного зрителя Буффонада Театр роботов

Пантомима Театр зверей

Приложение 4. Благотворительный спектакль Оренбургского областного театра кукол «Маленький принц» 2 июля 2023 года.

Приложение 5. Встреча с Барышниковой Н.А.

Приложение 6. Театр теней.

Приложение 7. Изготовление театра теней и декораций.

Приложение 8. Домашние спектакли.

Приложение 9. Памятка «Театр теней своими руками»

1. Готовим любой источник направленного рассеянного света (лампа, туристический фонарик, хорошо подходит фонарик от мобильного телефона)

2. Экран – полупрозрачная белая плоскость (калька, бумага, ткань)

3. Рамкой для экрана может служить любая конструкция, на которую можно натянуть экран (дверной проем, двухъярусная кровать, багет для картин, рамка, вырезанная из картона и др.)

4. Декорации и персонажи могут быть созданы силуэтами людей, руками людей, получаются «живые образы». Также можно персонажей вырезать из черного (чтобы лучше был контраст) картона.

5. Сначала располагается экран, затем актеры, после источник света.

6. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой. 

7. Фигурки лучше использовать черные, тогда изображение будет контрастнее и четче.

8. Декорации надо закреплять вплотную к экрану (скотчем, скрепками, липучкой Велкро), тогда они не сдвигаются и не падают во время представления.

9. Размер тени зависит от расстояния фигурок от источника света. Чтобы персонаж «вырос» - удалите его от экрана.

10. Можно для спектакля использовать цветные лампочки или фильтра, тогда представление становится цветным. (Ночь, закат и т.п.)

11. Фигурки можно сделать подвижными, если детали скрепить проволокой или веревочками.

12. Если использовать коктейльные палочки, то они меньше заметны на экране.

13. Можно изготовить настоящий занавес, билетики, программки. В антракте можно устроить буфет.

14. Современные фонарики светят настолько ярко, что можно смотреть спектакли и при дневном свете.

15. Не забываем про музыкальное сопровождение.

Приложение 10. Уроки с младшим братом

https://disk.yandex.ru/i/zc0OypncOqisFQ

Приложение 11. Наши первые выступления в школе 2019-2020 год. Театр теней.

https://disk.yandex.ru/i/YutmQ9YrvqmxvA

Ответные спектакли учеников 1, 2 и 4 классов.

Приложение 12. Занятия с детьми, которые готовились к поступлению в 1 класс.

https://disk.yandex.ru/i/MnlatAtoUJOrOA

https://disk.yandex.ru/i/lbDvjAA4CwkRnA

Приложение 13. Мы на спектаклях в Оренбургских театрах с нашими одноклассниками.

Приложение 14. Развлекательно – познавательная игра «Закулисье».

https://vk.com/orendruzhba?w=wall-156910047_29832

https://disk.yandex.ru/i/-5IdTQpshVUvoQ

Приложение 15. Изготовление перчаточных кукол.

Приложение 16. Изготовление пластилиновых кукол-марионеток и показ спектакля для одноклассников.

https://disk.yandex.ru/d/S5O3uvLXWk2LTw

Приложение 17. Изготовление кукол – марионеток и декораций для спектакля «Колобок».

Приложение 18. Спектакль «Колобок»

Просмотров работы: 26