Сохраняется ли в современном мире культ здорового образа жизни у подростков?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сохраняется ли в современном мире культ здорового образа жизни у подростков?

Бурдачёва М.Д. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Прокопьева И.В. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Исследование на тему “Сохраняется ли в современном мире культ здорового образа жизни подростков” показалось нам очень интересным и актуальным. Формирование здорового жизни способствует физическому и нравственному развитию человека, долголетию. Считаем, что проведенное исследование поможет нам разобраться, где более благоприятные условия для жизни подростков: в городе или поселке Кольцово.

Проблемой исследования мы обозначили тезис “Где подростки ведут более здоровый образ жизни в городе или поселке?”. В ходе исследования и сравнения результатов анкетирования мы ответим на этот вопрос.

Целью мы поставили себе выяснить, соответствует ли образ жизни современного подростка здоровому.

Задачи:

1) Выявить составляющие здорового образа жизни современных подростков

2) Составить анкету

3) Провести анкетирование среди школьников 5-9 классов

4) Сделать анализ ответов

Предметом исследования в нашем исследовании является образ жизни подростков в поселке и городе, исследуемый объект – обучающиеся 5-9 классов МБОУ "Лицей Технополис" рабочего посёлка Кольцово Новосибирской области и МБОУ СОШ №192 города Новосибирска.

Методы исследования: анкетирование, математические методы (процентного и статистического анализа), метод сравнения, обобщения.

Мы разделили нашу работу на две главы. В первую главу входит теоретический материал, то, что мы изучили для проведения исследования. Во второй главе мы расскажем о самом ходе исследования и результатах.

Основная часть

Глава 1. Составляющие здорового образа жизни современного подростка

В первой главе, как мы уже сказали, будет рассказано о теоретической части исследования, то есть о том, что мы изучили, чтобы сделать грамотное и полное исследование по нашей теме.

Для перехода к исследованию мы решили в первую очередь углубиться в тему здорового образа жизни, выявить какие составляющие включает здоровый образ жизни.

Прежде всего, нужно понять, что такое здоровый образ жизни. «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой» [2, с. 40]. То есть, здоровый образ жизни, включает в себя психическое и нравственное здоровье, помимо физического. Говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь вспоминают о физическом здоровье.

К основным составляющим здорового образа жизни относится:

- режим отдыха и труда,

- режим дня,

- режим сна,

- правильное питание,

- отказ от вредных привычек

- закаливание [3, с. 369].

Психическое здоровье является не менее важной частью здорового образа жизни Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения» [2, с. 39]. Иными словами, под психическим здоровьем подразумевают гармонию с собой, ясность ума, адекватная реакция на происходящее.

И последнее нравственное здоровье часто не берут во внимание, однако на наш взгляд оно является важной составляющей здорового образа жизни. «Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты»[2, с. 39]. Нравственное здоровье определяется отношением к миру, к людям, к моральным нормам, к обществу. Человек биосоциальное существо, поэтому для полного здоровья ему важно благополучие в общественной, социальной сфере.

Таким образом, здоровый образ жизни затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, помогая в развитии не только физическом, но и духовном. «Здоровый образ жизни сочетает в себе все, что способствует выполнению человеком трудовых, социальных и бытовых функций в наилучших для здоровья условиях и выражает направленность деятельности личности в направлении развития, укрепления и сохранения здоровья личности» [1, с.440].

Понятие «здоровый образ жизни» значительно шире, чем соблюдение режима питания, режима труда и отдыха, различные развивающие упражнения и закаливание. В него также входят отношение к себе, к другому человеку, к жизни в целом. Таким образом, здоровый образ жизни – это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека [2, с. 41].

Теперь, изучив информацию о здоровом образе жизни, мы смогли понять, что из себя представляет здоровый образ жизни и каким должен быть человек, ведущий здоровый образ жизни. Эта информация легла в основу для нашей анкеты, а также помогала с анализом результатов.

 

Глава 2. Практическая часть: разработка и анализ анкеты

 

Вторая глава является основной частью исследования, здесь мы расскажем о том, как шла наша работа, что мы предпринимали для решения поставленных задач и наглядно покажем результаты исследования.

План работы

Таблица 1. Этапы работы и временных рамки их осуществления

Этап работы

Период

Постановка задач, определение объекта исследования

20.10.22 - 28.10.22

Составление плана работы

01.11.22 - 03.11.22

Изучение теоретического материала

05.11.22 - 10.11.22

Разработка вопросов

11.11.22 - 20.11.22

Подготовка опроса

23.11.22 - 11.12.22

Сбор данных (проведение опроса)

13.12.22 - 27.12.22

Анализ ответов. Составление отчета

02.01.23 - 08.01.23

Итого:

63 дня

Мы включили как прошедшие этапы, так и предстоящие для более полной картины. Рассмотрим каждый этап подробнее.

Разработка анкеты

На основе изученных составляющих здорового образа жизни мы начали разработку вопросов. Разработка вопросов была очень важным этапом в исследовании, от содержания вопросов зависели полученные данные, а, следовательно, и их анализ с результатом исследования. Стояла задача придумать интересные и содержательные вопросы, а также предусмотреть все возможные варианты ответов. Мы составили наш опрос в основном из альтернативных вопросов, однако также присутствуют вопросы множественного выбора. Мы решили анкету сделать в Google форме для удобства работы и сбора ответов. Анкета включает в себя 21 вопрос по теме «Здоровый образ жизни». На каждый вопрос было предложено от трех до восемнадцати вариантов ответов (см. Приложение, 1).

После составления анкеты мы создали копию для разделения ответов школьников из поселка Кольцово от школьников из города. Таким образом, у нас получилось две одинаковые анкеты.

Запуск анкеты и сбор данных

На этом этапе стояла задача получить как можно больше ответов для более подробного исследования. Анкета была отправлена в 5-9 классы МБОУ "Лицей Технополис" рабочего поселка Кольцово Новосибирской области и в 5-9 классы МБОУ СОШ №192 города Новосибирска. Респондентами анкеты являлись обучающиеся МБОУ "Лицей Технополис" р.п. Кольцово и обучающиеся МБОУ СОШ № 192 города Новосибирска. Возраст респондентов с10 до 16 лет.

В итоге за 2 недели (с 13.12.21 по 27.12.21) было получено 62 ответа от подростков из поселка и 156 ответа от подростков из города (см. Приложение 3, пункт 2 и 4).

Статистический и процентный анализ общего показателя ЗОЖ. Анализ результатов анкетирования по общему показателю ЗОЖ

Чтобы провести статистический анализ, из двадцати одного вопроса анкеты мы выбрали семь наиболее информативных по ЗОЖ. Каждому ответу на выбранные вопросы соответствует определенное количество баллов по 10-бальной шкале (см. Приложение 3, пункт 3 и 5).

Складывая количество баллов, полученное респондентом за ответы на указанные семь вопросов, мы получили общий показатель по анкетированию ЗОЖ от 0 до 70 баллов (где 70 – максимальное количество баллов).

В отобранные вопросы мы включили: № 8, 9, 10, 11, 14, 21, 23.

В результате составлена таблица 2. Распределения количества баллов по ответам на вопросы (см. Приложение 1).

Статистический анализ

Для проведения статистического анализа мы использовали следующие показатели:

Среднеарифметическая величина

где – значение показателя, - сумма всех значений от 1 до n, n – общее число респондентов.

Среднеквадратическое отклонение:

где – значение показателя, - сумма всех значений от 1 до n, n – общее число респондентов.

Формулу нахождения процентов от заданного числа

где – значение показателя выбранного признака, - количество респондентов, выбранного признака, n – общее число респондентов.

Среднеквадратическое отклонение мы вычислили, используя возможности приложения Excel. Среднеквадратическое отклонение значений показателя ЗОЖ по результатам статистического анализа составляет примерно 47, что означает, что отклонение значений от среднего значения (45) составляет 47 баллов и является значительным (см. Приложение 3, пункт 3).

  1. Анализ общего критерия ЗОЖ (по данным анкетирования, проведенного в МБОУ «Лицей Технополис»).

Выделим критерии оценивания общего показателя ЗОЖ. Значение общего показателя ЗОЖ от 65 до 70 баллов говорит о том, что респонденты являются «отличниками» в здоровом образе жизни. Значение показателя ЗОЖ от 64 до 50 баллов отсеивает респондентов, занимающихся спортом на регулярной основе. Значение суммарного показателя ЗОЖ менее 30 баллов говорит о том, что респонденты с таким показателем практически не ведут здоровый образ жизни.

Таблица 3. Критерии оценивания общего показателя ЗОЖ (МБОУ «Лицей Технополис»):

п/п

Уровень общего показателя ЗОЖ

Количество баллов

Количество респондентов

Процентное содержание респондентов

1

Высокий

70≤65

7

11

2

Повышенный

64≤50

18

29

3

Средний

49≤31

27

44

4

Низкий

30≤0

10

16

Диаграмма 1. Данные анкетирования, проведенного в МБОУ «Лицей Технополис»

Проанализируем содержание общего показателя ЗОЖ для респондентов МБОУ «Лицей Технополис».

7 респондентов из 62 (примерно 11%) имеют высокое значение показателя ЗОЖ от 65 до 70 баллов. Найдем сколько процентов составляют 7 респондентов от общего числа опрошенных, используя формулу (3). Общее число опрошенных для Технополиса составляет, как мы уже говорили 62 человека:

18 респондентов из 62 (примерно 29%) имеют повышенное значение общего показателя ЗОЖ от 64 до 50 баллов, вычисляем аналогично проценту высокого значения показателя ЗОЖ

Таким образом, регулярно занимаются спортом около 40 % обучающихся лицея Технополис (7+18=25 человек), используя формулу вычисления процента по числу (3), получим

27 респондентов из 62 (примерно 44%) имеют среднее значение общего показателя ЗОЖ от 49 до 31 балла,

10 респондентов из 62 (примерно 16%) имеют низкое значение общего показателя ЗОЖ от 0 до 30 баллов, используя формулу (3), получаем

Эта группа респондентов не придерживается здорового образа жизни.

  1. Анализ общего критерия ЗОЖ (по данным анкетирования, проведенного в МБОУ «Лицей Технополис»)

Выделим критерии оценивания общего показателя ЗОЖ. Значение общего показателя ЗОЖ от 65 до 70 баллов говорит о том, что респонденты являются «отличниками» в здоровом образе жизни. Значение показателя ЗОЖ от 64 до 50 баллов отсеивает респондентов, занимающихся спортом на регулярной основе. Значение суммарного показателя ЗОЖ менее 30 баллов говорит о том, что респонденты с таким показателем практически не ведут здоровый образ жизни.

Таблица 3. Критерии оценивания общего показателя ЗОЖ (МБОУ СОШ № 192):

п/п

Уровень общего показателя ЗОЖ

Количество баллов

Количество респондентов

Процентное содержание респондентов

1

Высокий

70≤65

6

4 %

2

Повышенный

64≤50

44

28 %

3

Средний

49≤31

66

42 %

4

Низкий

30≤0

40

26%

Диаграмма 2. Данные анкетирования, проведенного в МБОУ СОШ № 192

Проанализируем содержание общего показателя ЗОЖ для респондентов МБОУ СОШ № 192 г. Новосибирска.

6 респондентов из 156 (примерно 4%) имеют высокое значение показателя ЗОЖ от 65 до 70 баллов. Найдем сколько процентов составляют 6 респондентов от общего числа опрошенных, используя формулу (3). Общее число опрошенных для школы № 192 составляет, как мы уже говорили 156 человек:

44 респондентов из 156 (примерно 28%) имеют повышенное значение общего показателя ЗОЖ от 64 до 50 баллов, вычисляем аналогично проценту высокого значения показателя ЗОЖ

Таким образом, регулярно занимаются спортом около 32% обучающихся МБОУ СОШ № 192 (6+44=50 человек), используя формулу вычисления процента по числу (3), получим

66 респондентов из 156 (примерно 42%) имеют среднее значение общего показателя ЗОЖ от 49 до 31 балла,

40 респондентов из 156 (примерно 26%) имеют низкое значение общего показателя ЗОЖ от 0 до 30 баллов, используя формулу (3), получаем

Эта группа респондентов не придерживается здорового образа жизни.

  1. Анализ общего критерия ЗОЖ (по данным анкетирования, проведенного в МБОУ СОШ № 192)

Выделим критерии оценивания общего показателя ЗОЖ. Значение общего показателя ЗОЖ от 65 до 70 баллов говорит о том, что респонденты являются «отличниками» в здоровом образе жизни. Значение показателя ЗОЖ от 64 до 50 баллов отсеивает респондентов, занимающихся спортом на регулярной основе. Значение суммарного показателя ЗОЖ менее 30 баллов говорит о том, что респонденты с таким показателем практически не ведут здоровый образ жизни.

Диаграмма 3. Сравнительный анализ данных анкетирования, проведенного в МБОУ Технополис и МБОУ СОШ № 192

Проанализирует содержание общего показателя ЗОЖ для респондентов МБОУ «Лицей Технополис» и МБОУ СОШ № 192.

Высокое значение показателя для Технополиса почти в три раза выше, чем в СОШ №192 (для МБОУ «Лицей Технополис» он составляет 11 %, для СОШ №192 4%),

Это означает, что повышенное внимание ЗОЖ уделяют в 2,7 раза больше ребят в Технополисе, чем в СОШ №192, эти ребята занимаются спортом серьезно и уделяют спорту от 4 до 6 часов в день. Процент таких ребят в лицее «Технополис» выше, чем в СОШ №192.

Повышенное и среднее значение общего показателя ЗОЖ для лицея «Технополис» и СОШ №192 находится практически на одном уровне. Для СОШ №192 повышенный показатель выше на 5%, чем у лицея, а средний у лицея выше на 2% (для лицея «Технополис» эти показатели будут 23% и 44% соответственно, а для СОШ №192 28% и 42% соответственно).

Если сравнивать суммарно значения высокого и повышенного уровней для лицея «Технополис» и СОШ № 192, это 40% (25/62=40%) и 34% (50/146=34%) соответственно. То есть, регулярно занимаются спортом в лицее «Технополис» на 6% больше ребят, чем в СОШ №192

40%-34%=6%

Низкое значение общего показателя ЗОЖ для лицея «Технополис» меньше, чем у СОШ №192 более, чем в полтора раза

Это означает, что процент ребят, не уделяющих должного внимания ЗОЖ, хоть и имеет относительно небольшое значение для обеих школ, но все же для лицея «Технополис» процентное содержание таких подростков меньше.

При этом среднеквадратическое отклонение для лицея «Технополис» показывает значение равное примерно 47, при среднем арифметическом равным 45, а для СОШ №192 (см. Приложение 5) эти показатели будут 44 и 41 соответственно. Статистический анализ показал, что средний уровень значения ЗОЖ на 4 единицы выше у лицея «Технополис», чем у школы №192, аналогично среднеквадратическое отклонение для Технополиса выше на 3 единицы.

Заключение по общему показателю ЗОЖ в школах поселка и города:

Что в МБОУ “Лицей Технополис”, что в МБОУ СОШ №192 у большей части обучающихся средний показатель ЗОЖ (от 31 до 49 баллов) – это говорит о том, что большая часть подростков не старается вести здоровый образ жизни.

На втором месте по показателям - подростки ведущие здоровы образ жизни. Это респонденты, набравшие от 50 до 70 баллов. Сюда включены подростки с высоким и повышенным показателями.

Последними хоть и с небольшим отрывом оказались респонденты не ведущие здоровый образ жизни совсем. Это респонденты, набравшие от 0 до 30 баллов по общему показателю ЗОЖ.

Заключение

В ходе нашего исследования мы поняли, что понятие «здоровый образ жизни» значительно шире, чем соблюдение режима питания, режима труда и отдыха, различные развивающие упражнения и закаливание, в него также входят отношение к себе, к другому человеку, к жизни в целом. И на основе изученных статей была составлена анкета для обучающихся 5 –9 классов по теме «Здоровый образ жизни».

В результате анализа ответов респондентов сделаны следующие выводы. Респонденты стараются придерживаться правильного питания, но не ограничивают себя. Большая часть подростков часто испытывает стресс. Количество подростков, не занимающихся спортом довольно большое. В «Лицее Технополис» распространены такие виды спорта как плавание, танцы, гимнастика и лыжи. В школе №192 распространены волейбол, борьба и танцы. Анализ данных анкетирования показал, что образ жизни большей части респондентов соответствует здоровому только наполовину, несмотря на положительные выводы в анализе отдельных ответов, анализ общего показателя ЗОЖ показывает, что у большинства подростков средний общей показатель ЗОЖ, что говорит о неполном соответствии здоровому образу жизни.

Если сравнивать отдельно подростков из поселка (обучающиеся МБОУ «Лицей Технополис») и подростков из города (обучающиеся МБОУ СОШ №192), то высокий и повышенные показатели ЗОЖ вместе у подростков из поселка составляют 40% от общего числа опрощенных (от 62 чел.), а у подростков города эти показатели составляют 32% (от 156 чел.). Это говорит о том, что в поселке процент ведущих здоровый образ жизни подростков больше на 8% в отличие от города.

Список литературы

1. Антонова, М. А., Бабенко А. Ю. Здоровый образ жизни как основа современного развития системы физического воспитания / М. А. Антонова,. // Молодой ученый. 2022. № 50 (445). С. 440-442. URL: https://moluch.ru/archive/445/97852/

2.Гуцу, В. Ф. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника / В. Ф. Гуцу, А. В. Топор, М. Д. Ушнурцев. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). Казань: Бук, 2018. С. 39-41. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13516/ (дата обращения: 18.02.2023).

3. Масягин, С. С. Основные составляющие здорового образа жизни студента // Молодой ученый. 2021. № 15 (357). С. 368-371. URL: moluch_357_ch6_BAhwgK6.pdf

4. Статистические методы анализа: [учеб. пособие] / И. С. Шорохова, Н. В. Кисляк, О. С. Мариев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2015. 300 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482354

Приложение 1

Таблица 2. Распределения количества баллов по ответам на вопросы

п/п

Вопросы

Ответы

1

№ 8. Делаете ли вы зарядку по утрам?

Да, каждый день

Делаю, но не регулярно

Нет, никогда не делаю

   

10

5

0

   

2

№ 9. Вы занимаетесь спортом?

Да

Иногда

Нет

   

10

5

0

   

3

№ 10. Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?

Каждый день

4-6 раз

2-3 раза

1 раз

Не занимаюсь

10

7

5

3

0

4

№ 11. Какими видами спорта вы занимаетесь*

         

5

№ 14. Сколько времени в день вы выделяете на прогулки на свежем воздухе?

Более 4-х часов

От 2-4 часов

Не более часа

Обычно не гуляю

 

10

7

5

0

 

6

№ 21. Присутствуют ли у вас вредные привычки (курение, курение вейпа, употребление алкоголя, долгое пребывание за компьютером)

Нет, у меня нет вредных привычек

Да, долгое пребывание за компьютером

Да, употребление алкоголя

Да, курение

Да, все вышеперечисленное

10

5

0

0

0

7

№ 23. На сколько, на ваш взгляд, (по 10-балльной шкале) ваш образ жизни соответствует здоровому?**

         

*Ответы на вопрос № 11, содержащих один и более видов спорта соответствуют 10 баллов. Ответ «Не занимаюсь спортом» оценивается 0 баллами.

** Ответы на вопрос № 23 указываются конкретные значения.

 
Приложение 2

Анализ отдельных вопросов анкетирования

Так как вопросы, выбранные для предыдущего анализа, больше касаются физического благополучия, мы возьмем вопросы касающиеся всех трех благополучий. А именно, восемь вопросов, касающиеся ЗОЖ: №3, 4, 5, 7, 11, 16, 22, 23, а так же вопросы №1, 2 касающиеся возрастных и гендерных особенностей респондентов.

*синий цвет – отражает в диаграммах данные по МБОУ «Лицей Технополис»; оранжевый цвет – обозначает данные по МБОУ СОШ №192.

Диаграмма 4. Вопрос № 1, данные о возрасте респондентов:

Вывод: в Лицее Технополисе возраст большей части респондентов от 10 до 12 лет, а в школе №192 – от 13 до 14.

Диаграмма 5. Вопрос № 2, гендерные данные:

Вывод: большая часть респондентов в обеих школах – девушки.

Диаграмма 6. Вопрос №3, оценка своего физического состояния респондентами:

Вывод: по оценкам большей части респондентов их физическое здоровье хорошее или относительно хорошее.

Диаграмма 7. Вопрос №4, оценка своего психологического состояния респондентами:

Вывод: по оценкам большей части респондентов их психологическое здоровье хорошее или относительно хорошее.

Диаграмма 8. Вопрос №5, комфорт респондентов в их семье:

Вывод: как правило, подростком комфортно в семье, за исключением некоторых ситуаций.

Диаграмма 9. Вопрос №7, подверженность стрессу:

Вывод: большая часть подростков часто испытывает стресс.

Диаграмма 10. Вопрос №11, виды спорта, которыми занимаются респонденты:

Вывод: можно заметить, что количество подростков, не занимающихся спортом довольно большое. В «Лицее Технополис» распространены такие виды спорта как плавание, танцы, гимнастика и лыжи. В школе №192 распространены волейбол, борьба и танцы.

Диаграмма 11. Вопрос №16, правильное питание:

Вывод: респонденты стараются придерживаться правильного питания, но не ограничивают себя.

Диаграмма 12. Вопрос №22, что респонденты относят к ЗОЖ:

Вывод: большая часть респондентов считает, что к здоровому образу жизни относится не только здоровье тела, но и ментальное состояние, хорошие отношения с людьми. Однако людей, которые относят к ЗОЖ только физическую активность тоже большое количество.

Диаграмма 13. Вопрос №23, оценка респондентов насколько их образ жизни соответствует здоровому (по 10-ти балльной шкале):

Вывод: большая часть респондентов оценивают соответствие их образа жизни здоровому на шкалу выше среднего (от 6 до 8 в среднем).

Приложение 3.

1) Ссылка на анкету: https://forms.gle/CoAVvQtJ2tsSumCv6

2) Ссылка на Google таблицы с ответами обучающихся МБОУ «Лицей Технополис» рабочего поселка Кольцово, Новосибирской области: https://docs.google.com/spreadsheets/d/16W__4g4dEuXpoixAnUb1tQNtEc7qu7dEek_X589g0I/edit?usp=sharing

3) Ссылка на Google таблицы с ответами обучающихся МБОУ «Лицей Технополис», представленных в виде чисел (баллов) для проведения статистического анализа:https://cloud.mail.ru/public/WKCo/HnQzh7Xwt

4) Ссылка на Google таблицы с ответами обучающихся МБОУ СОШ №192 г. Новосибирска: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ZDsi3Cig7DrPYAWY8QAIzXPckop2Nb0NA4CIXn4Tpc/edit?usp=sharing

5) Ссылка на Google таблицы с ответами обучающихся МБОУ СОШ № 192, представленных в виде чисел (баллов) для проведения статистического анализа: https://cloud.mail.ru/public/2TVk/7PJ5UpS8V

Просмотров работы: 48