Подросток и книги

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подросток и книги

Кольянко А.Ю. 1
1МБОУ "СОШ№ 11" ИГОСК
Молодых Г.И. 1
1МБОУ "СОШ№ 11" ИГОСК
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Для некоторых людей чтение – самый лучший вид отдыха, который расслабляет и успокаивает. От увлекательной книги невозможно оторваться, пока не прочтешь ее «от корки до корки».

Мир книг – прекрасный и удивительный. За каждой обложкой скрывается неповторимая история – со своими героями, событиями и атмосферой. Читая книги, мы погружаемся в этот мир, радуемся или печалимся вместе с персонажами, сочувствуем им или выражаем свое осуждение.

Книга играет огромную роль в жизни человека. В давние времена книга считалась бесценным источником информации, самым древним способом передачи знаний. Сейчас книги пользуются наименьшей популярностью так, как стало на много легче найти информацию из-за появления других источников.

I. СТРУКТУРА РАБОТЫ

  1. Цели проекта: определить роль книг в жизни человека, привлечь внимание подростков к проблеме чтения.

  2. Гипотеза: чтение положительно влияет на формирование личности. Так же играет важную роль в жизни подростка.

  3. Задачи проекта:

  • определить, как чтение влияет на формирование личности;

  • получить представление о роли книги в жизни подростка;

  • установить читательские предпочтения учащихся 7 - 9х классов (провести опрос);

  • проанализировать полученные данные.

  1. Актуальность данного проекта заключается в том, что существует проблема исчезновения книг в жизни подростков. Это связано с появлением большого количества компьютерных технологий. Большинство предпочитает находить любую информацию через интернет по причинам удобства.

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1.Что такое книга?

Книга - источник знаний, хранилище мудрости. Открывая и начиная читать книгу, мы окунаемся в неповторимый мир, который создал писатель. Страница за страницей мы погружаемся в историю, придуманную специально для нас. И та жизнь, что происходит в произведении, порой, оказывается намного интересней нашей повседневной реальности. Сколько умных мыслей таится в каждой книге, сколько нравственных уроков можно вынести. Книга – наш верный спутник по лабиринтам жизни, наш путеводитель.

1.1.Книжные стили.

Стиль­­ – способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств.

Всего различают четыре книжных стиля:

  • научный

  • публицистический

  • официально-деловой

  • художественный

НАУЧНЫЙ.

Научный стиль отличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения. Основной целью научного стиля является сообщение объективной информации, доказательство истинности научного значения.

Научный текст имеет развернутую главную мысль. Научный анализ вскрывает существенные признаки предмета, которые и включаются в главную мысль. В результате главная мысль может оказаться развернутой конструкцией. Она точно передает все содержание и объясняет построение введения: каждый признак раскрывается в особом разделе, композиция определяется развертыванием главной мысли.

Лексика научного стиля включает в себя немало терминов, более других постоянно пополняет словарный запас языка. В научных текстах почти не используются слова из диалектов, просторечные эле­менты.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ.

Деловой стиль – это совокупность языковых средств. Функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений. Отношений, возникающих между органами государства, между организациями. Например, заявление, доверенность, отчеты, расписка, справка и т.д.

Официально-деловой текст имеет развернутую главную мысль, включающую признаки предмета речи, сообщения которых требует схема делового документа. Например, жанр служебной характеристики требует, чтобы были отражены качества человека как специалиста, его общественная работа и т.д. Главная мысль и включает эти признаки, которые в общем содержании будут конкретизированы и аргументированы.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ.

Рассмотрим стиль, который традиционно именуется языком художественной литературы. Нужно заметить, что язык художественной литературы включается в систему функциональных стилей как стиль особый, так как в нем концентрируется и в какой-то мере воспроизводится все многообразие языковых стилей данного языка. При этом нужно подчеркнуть, что художественный стиль до определенной степени противопоставлен остальным функциональным стилям.

Если говорить о тексте в этом стиле, то следует отметить, что художественный текст рассказывает о людях, природе, событиях реальных и вымышленных, фантастических, рассказывает живо и ярко, рисует в слове кусочек жизни. Но это не картина ради картины – в ней, через неё художник говорит читателю о своём взгляде на мир, на человека, смысл жизни, любовь, смерть, он говорит о родине, об уважении к труду, о совести, обо всем, что сейчас или вечно волнует человечество.

1.2.Литературные жанры.

История появления литературных жанров.

Даже на самую первую пробу пера человека вдохновил мир вокруг него. Быт, приключения, фантазии, переживания всегда норовили стать историями, которые можно было бы рассказать кому-то. Время и опыт, культура и история оттачивали инструменты повествования, их уникальные каноны и признаки. Так появился литературный жанр.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и  мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, но в XI веке ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.
Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

Роды литературы.

Исторически их три: эпос, лирика и драма. Роды обобщили литературные жанры:

  • по художественным признакам;

  • по типу отношения автора к его героям и сюжету.

Со временем сформировался и четвертый род, объединивший черты лирики и эпоса. Он получил закономерное имя — лироэпика.

1.3.Эпические жанры.

  • роман-эпопея

  • роман

  • повесть

  • рассказ

Рассмотрим эпические жанры подробнее.

РОМАН-ЭПОПЕЯ.

  • Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;

  • Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;

  • Насыщенный сюжет.

При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.

Пример:

Михаил Шолохов, «Тихий Дон».

РОМАН.

  • Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;

  • Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;

  • Несколько сюжетных линий и временных периодов;

  • Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.

Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления.

Пример:

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».

ПОВЕСТЬ.

  • По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом;

  • Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;

  • Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;

  • История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.

В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман».

Пример:

Николай Карамзин, «Бедная Лиза».

РАССКАЗ.

  • Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;

  • Одна четкая сюжетная линия;

  • Минимум персонажей;

  • Одна проблема, которая разрешается кульминацией;

  • Тема чаще всего прописана в названии.

Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка».

Пример:

Антон Чехов, «Дама с собачкой».

1.4.Лирические жанры.

  • притча

  • лирическое стихотворение

  • элегия

  • послание

  • эпиграмма

  • ода

  • сонет

Рассмотрим лирические жанры подробнее.

ПРИТЧА.

  • Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;

  • Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;

  • Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык. Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно.

Пример:

Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре».

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.

  • Малая форма;

  • Сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;

  • Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифм;

  • В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.

Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки или далеки друг от друга автор и лирический герой.

Пример:

Владимир Набоков, «Лилит»

ЭЛЕГИЯ.

  • Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;

  • Обычно пишется от первого лица и без четкой структуры;

  • Элегия построена на личных эмоциональных переживаниях лирического героя.

Пример:

Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»

ПОСЛАНИЕ.

  • Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;

  • Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;

  • Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;

  • Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога;

К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам.

Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»

ЭПИГРАММА.

  • Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;

  • По сути, является поджанром сатиры;

  • Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;

  • Она наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.

Пример:

Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»

ОДА.

  • «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;

  • Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;

  • Зачастую ода богата на мифологические аллюзии;

В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру.

Пример:

Фридрих Шиллер, «Ода к радости»

СОНЕТ.

  • По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;

  • Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;

  • Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы;

  • Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).

Пример:

Франческо Петрарка, сонет 4

1.5.Драматические жанры.

  • комедия

  • трагедия

  • драма

Рассмотрим драматические жанры подробнее.

КОМЕДИЯ.

  • Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;

  • Комический конфликт выстраивается на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;

  • Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров и комедия положений.

Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»

ТРАГЕДИЯ.

  • Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;

  • Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;

  • Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним.

Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»

ДРАМА.

  • Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;

  • Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;

  • Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;

  • Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.

Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»

1.6.Лироэпические жанры.

  • поэма

  • баллада

Рассмотрим лироэпические жанры подробнее.

ПОЭМА.

  • Может быть как стихотворной, так и в прозе;

  • В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;

  • Разнообразие на темы, сюжетные линии и персонажей;

  • Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев;

  • Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).

Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»

БАЛЛАДА.

  • Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;

  • Характерная черта — напевность, музыкальность слога;

  • Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады;

  • Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.

Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»

2.Роль книг в жизни человека.

Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства, она раскрывала перед нами удивительные тайны жизни и давала полезные советы в трудную минуту, учила нас понимать самих себя.

Важнейшее предназначение книги — сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы.

Общение с книгой помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Ведь для того, чтобы понять смысл, который автор стремится донести до читателя, надо читать вдумчиво, внимательно, подключать свой собственный опыт, уметь анализировать информацию. И если читателю это удается, то перед ним раскрывается целый мир интересных событий, глубоких душевных переживаний, интеллектуальных открытий.

Во все времена к книге относились как к святыне. Некогда, еще до изобретения технологии печати, книги переписывались от руки, а их обложки украшались позолотой и драгоценными камнями. Книгой книг по праву считается Библия — древняя и вечная сокровищница человеческой мудрости на все случаи жизни, что дошла до нас сквозь непростую историю двух тысячелетий. Изложенные в ней принципы жизни актуальны и сегодня.

Книга, написанная много веков назад, помогает нам познать мировоззрение и мышление наших далеких предков, раскрывая тем самым секреты человеческой сущности. Благодаря книгам мы можем проследить эволюцию мировоззрения человека, общественного устройства, этических норм. Книги хранят всю известную историю нашего существования на Земле.

2.1.Чтение как основа формирования культурного, духовного и интеллектуального развития подростков.

Т.Д. Полозова отмечает, что детское чтение – это активный процесс эмоциональной эстетической деятельности ребенка. Этой мысли также придерживались С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая, П.П. Блонский и многие другие ученые-педагоги, психологи.

При этом необходимо заметить, что умение читать не сводится лишь к устному воспроизведению письменного текста: под чтением мы понимаем способность осмысления этих текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения собственных целей, развивая свои знания и возможности.

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Считается, что книга будит эмоции. Еще И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книги, подросток радуется, переживает, удивляется, сострадает.

Кроме того, чтение повышает интеллект. Еще раз заметьте, что человек воспринимает глазами 20 % информации, и из них 70 % – посредством чтения. То есть, если подросток систематически не читает, то он упускает около 27 % от всей доступной ему информации. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям.

Общеизвестно, что чтение помогает в учебе. Действительно, хорошо читающий подросток быстро улавливает смысл прочитанного текста, выделяет главное. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному тексту. Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. Если подросток читает больше, он обладает большим объемом информации, имеет навыки ее поиска и обобщения, лучше ориентируется во всех учебных предметах.

Без сомнения, книги формируют самообразовательные навыки. Читающий подросток с удовольствием идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Школьник знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в книге, которая мудрее всех.

Утверждают, что чтение побуждает к нравственным поступкам. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но компьютер никогда не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди просто безумно любят держать книги в руках, поскольку считают их истинным «чудом», которое помогает перенестись в мир спокойствия, любви и романтики. Именно чтение избавляет читателей от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем.

Подросток должен понимать, каким книгам стоит отдавать предпочтение. Рекомендуется, например, читать научную литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг нас. Именно научная литература (в том числе учебники и учебные пособия) развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно читать философские размышления, что помогает понимать желания и потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке (кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная художественная литература (преимущественно классика и проверенная временем беллетристика), история и поэзия.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогает осознать жизнь, понять все события и объяснить реальность. Поэзия должна занимать особое место в чтении подростка, она, считаясь одним из важнейших достижений человечества, развивает эмоциональную сферу, красноречие и оттачивает языковые умения.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, классической и специально созданной для детей. Именно литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.

Классика потому и считается таковой, что она приобщает к универсальным жизненным смыслам, которые не только были важны вчера, но и сохраняют свою значимость до тех пор, пока вообще существует человек. Между тем сегодня классика читается все меньше. Это приводит к тому, что появляется все больше людей с размытой идентичностью, неспособных связать в единую нить собственное прошлое, настоящее и будущее. А это значит – классическая литература должна занимать ведущее место в читательском репертуаре юных читателей. Итак, рассматривая роль чтения в жизни подростка, можно сделать следующие выводы:

  • чтение развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать;

  • чтение учит общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное время;

  • чтение дарит спокойствие, помогает сконцентрироваться и радостно воспринимать окружающий мир;

  • книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом для юного читателя.

  • книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

  • важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.

  • поскольку подростку предстоит жить в обществе знаний, ему необходимо осознать, что – чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

2.2.Проблема чтения в современном мире.

Ученые отмечают процесс падения уровня читательской культуры населения в России, так же как и во многих странах мира. Исследования социологов «Левада-центр» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения», а ситуация с чтением в целом характеризуется как «кризис читательской культуры. В последние десятилетия по результатам многочисленных исследований». «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», – делают вывод исследователи (И.В. Васильченко, Л.Н. Рожина и др.), по мнению которых истоки данной проблемы следует искать в «раннем приобщении детей к визуальной массовой культуре», в компьютерных играх, которые развивают в человеке неустойчивость, поверхностность и фрагментарность. Это, в свою очередь, приводит к затруднению чтения и работы со словом.

Недостаточный лексический запас является причиной непонимания значения многих слов – ребенок употребляет слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. Неточности словоупотребления, инертность слов (повтор одних и тех же слов), лексические замены искажают замысел высказывания, снижают качество речевого оформления сказанного. Чаще бедность словарного запаса проявляется в пересказах прочитанного текста. Несформированность грамматического строя речи мешает восприятию структуры предложений, особенно сложных. А неумение и отсутствие привычки и желания обращаться к словарям делает невозможным решение этой проблемы. В результате этого смысл текста «ускользает»– читать становится неинтересно.

2.3.Решение проблемы чтения.

Самым распространенным способом приобщения детей к чтению считается преподавание литературы в школе. Но в последнее время исследователи отмечают, что школьная программа по литературе не всегда соответствует возрастным особенностям школьников, особое внимание уделяется функции контроля, при этом мало учитывается качество чтения, его глубина, любовь к литературе. Поэтому вопрос о том, что школьник XXI века должен изучать на уроках литературы, по-прежнему остается открытым.

Другой способ приобщения к чтению – это обращение школьников к различным стратегиям чтения на любом предмете как его обязательный компонент. В зависимости от вопросов, с которыми учитель и учащиеся сталкиваются на уроке, возможно использование выборочного и беглого чтения (просмотр текста), сплошного чтения, чтения с проработкой читаемого и без его проработки. Соответственно, приобщение к чтению может целенаправленно осуществляться не только на уроках литературы.

Еще одной форм приобщения к чтению можно считать медиатеки, которые с учетом современных реалий технического прогресса объединяют и систематизируют различные информационные ресурсы на аналоговых и цифровых носителях. Опыт работы с медиатеками показал, что при умелом педагогическом подходе сочетание традиционного чтения и новых технологий не только уместно, но и полезно. «Часто информация, полученная из Интернета или CD, становится поводом для обращения к книге, и наоборот: книга побуждает к поиску новых источников информации».

Эффективным способом приобщения к чтению можно считать ресурсы Интернета, которые создают уникальную возможность для приобщения к чтению. Это и чаты по проблемам литературы и чтения, интернет-магазин, и огромное число бесплатных электронных библиотек, содержащих литературу практически любого направления. Например, библиотека Максима Мошкова, интернет-библиотека Алексея Комарова.

Литературные музеи – это еще одна форма приобщения к чтению. Особенно интересно будет посещение мемориальных музеев, посвященных выдающимся писателям и поэтам России, которые обычно создаются на базе охраняемых государством памятных комплексов: домов, усадеб, квартир, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей. Например, в г. Пензе и Пензенской области мы можем посетить музей-усадьбу В.Г. Белинского, государственный музей А.Н. Радищева, музей-заповедник «Тарханы», музей А.И. Куприна, музей А.Г. Малышкина, музей В.Э. Мейерхольда и другие.

Вклад в приобщение к чтению вносят такие виды искусства, как театр и кино. Например, телесериалы по книгам «Обломов» И. Гончарова. «Идиот» Ф.Достоевского. «Война и мир» Л. Толстого. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова и др.

Наибольшее влияние на развитие читательской культуры, по мнению исследователей, оказывает семейное чтение, как «целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.)». Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов: «регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей». «Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов». «В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать».

2.4.Интересные книги для подростков.

К счастью, сегодня нет дефицита в печатных изданиях – выбор огромный: у детей есть возможность прочитать самые интересные книги для подростков, как классиков, так и наших современников.

Какие же книги для подростков можно внести в разряд самых популярных, самых востребованных читательской аудиторией детей среднего и старшего школьного возраста? В первую очередь, конечно, это произведения, касающиеся непосредственно проблем подростка.

Книги, которые помогут подросткам найти друзей.

«Искать друзей» — понятие субъективное. Но, наверное, каждому подростку хочется, чтобы рядом был надёжный и верный товарищ, с которым и в огонь, и в воду. Вот интересные книги для подростков, которые преподают уроки о дружбе и заставляют задуматься — а что же это на самом деле? 

«Дом, в котором…», Мариам Петросян.

Главные герои романа — подростки, живущие в интернате. Среди них есть лидеры, изгои, неформалы и те, кто стараются дружить со всеми. Они взрослеют, дружат и решают конфликты. В книге показано множество непростых ситуаций, и автор ненавязчиво рассказывает, как с ними справляться. Книга будет интересна подросткам старше 12 лет.

«Чудо», Р. Дж. Паласио.

Книга о пятикласснике по имени Август. Он играет в компьютерные игры, обожает свою собаку, смотрит «Звёздные войны». Вот только из-за редкой генетической болезни он перенёс 27 операций на лице. Эта книга о юморе, настоящей дружбе, доброте и принятии себя таким, какой ты есть. Самый удачный возраст для чтения — после 14 лет, но можно и раньше. 

Книги, которые помогут пережить первую любовь.

Первая влюбленность — волнительно, страшно и радостно. Справиться с нахлынувшей волной чувств помогут книги — в тексте подросток сможет найти себя, понять, что это нормально, и сделать выводы. А ещё читать книги о первой любви невероятно увлекательно — легко ассоциируешь себя с героями. Вот список популярных подростковых книг на эту тему. 

«Правдивая история Федерико Рафинелли», Антон Соя.

«Жуткая» сказка о любви клоуна Федерико и красавицы Надиры придётся по душе всем подросткам старше 12 лет. История о том, как среди жестокости и страха сохранить настоящее чувство. Отношения Федерико и Надиры доказывают, что нужно всматриваться в суть вещей, видеть в людях хорошее и верить, что дружба и любовь спасут мир. 

«Первокурсница», Виктория Ледерман.

История любви семнадцатилетней Саши Тюлькиной — отличный пример современной книги о подростках. Героиня всеми силами старается завоевать расположение любимого человека. Если вы в старших классах, то, скорее всего, вы узнаете в ней себя и получите ценные советы, как выходить из неловких ситуаций с юмором.

Книги, которые помогут подростку полюбить учиться.

В переходный период с учёбой могут возникать трудности. Подростку и так приходится справляться с тонной новых ощущений и эмоций, переживать взлёты и падения — какие уж тут уроки. Но и тут на помощь приходит современная литература для подростков, которая не поучает и не читает нотации, а мягко рассказывает про то, что учёба тоже бывает классной.  

«Я хочу в школу!», Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский.

История про вымышленную альтернативную школу. В ней дети не сидят за уроками и не заучивают правила. Они делают интересные проекты вместе с друзьями разного возраста. Но не всё так просто — школу грозятся закрыть, и дети должны будут учиться в обычной школе. Удастся ли им привыкнуть к новым обстоятельствам и при этом сохранить любовь к знаниям? Читателю предстоит найти ответ на этот вопрос. Книга подойдёт для всех любителей учиться старше 12 лет. 

«Школа в Кармартене», Анна Коростелёва.

 Эта книга рассказывает о волшебной школе в Кармартене, населённой обычными людьми и мифологическими персонажами. Стать её студентом просто: нужно лишь после наступления 16 лет найти директора Мерлина и сдать ему экзамен. При этом необязательно уже быть с какими-то способностями — магии там научат. А кроме неё — химии, физике, медицине и другим важным наукам. Студенты школы Мерлина настолько позитивные и активные, с таким удовольствием всё изучают, что могут заразить своей тягой к знаниям кого угодно.

Книги, которые помогут подростку добиться успеха.

В современной молодёжной культуре бытует мнение, что успех, слава и деньги приходят мгновенно. Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. Вот список подростковых книг, которые рассказывают, что на пути к мечте могут быть и трудности — но их можно преодолеть. 

«Первая работа», Юлия Кузнецова.

Героиня книги подросток Маша мечтает уехать на стажировку в Барселону. Но родители считают, что это слишком дорого. Зато предлагают девушке другой вариант — поработать репетитором по испанскому языку для шестилетней избалованной Даши. Пока Маша занимается с девочкой, она открывает для себя много нового, тренирует свой язык, а главное — идёт к своей мечте.

«Пик», Роланд Смит.

Вдохновляющая история о четырнадцатилетнем подростке Пике, который обожает высоту. Однажды отец предлагает ему подняться на Эверест, стать самым молодым покорителем этой могущественной вершины. В пути мальчик столкнётся с разными трудностями: болезнью, страшной непогодой, сильным страхом, усталостью и другими. Но это всё закалит его и поможет разобраться в себе.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

3.Анкетирование учащихся МБОУ «СОШ№11» ИГОСК.

Для того чтобы узнать о читательских предпочтениях учащихся 7 – 9х классов школы МБОУ «СОШ№11» ИГОСК.

Мною была создана анкета, (Приложение 1) состоящая из 5 вопросов. Количество опрошенных учеников составило 94 человека.

Вывод:большинство учащихся 7 – 9х классов нашей школы любят читать.

Вывод: большинство опрашиваемых подростков читают помимо школьной программы.

Вывод: чаще всего подростки читают 2 – 3 раза в неделю.

Вывод: самым предпочитаемым жанром у подростков является фэнтези.

Вывод: к сожалению, большинству подростков не нравится классическая литература.

IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению.

В своей работе я ставила цели: определить роль книг в жизни человека, а так же привлечь внимание подростков к проблеме чтения.

Тщательно изучив литературные жанры, подробно смогла рассказать о них.

В результате проведенного исследования было установлено, что книги играют значительную роль в жизни не только подростка, но и каждого человека. Общение с книгой помогает человеку развиваться и совершенствоваться.

Вместе с тем было выявлено, что чтение помогает формированию культурного, духовного и интеллектуального развития подростка.

Была подробно рассмотрена проблема чтения в современном мире кроме того были найдены разные способы решения этой проблемы.

Изучив проблему чтения, я составила список интересных книг для подростков. Эти книги помогут добиться успеха, полюбить учиться, пережить первую любовь и найти друзей. Так же для решения проблемы чтения мною была разработана брошюра с советами о пользе чтения.

Одной из задач моего исследования было установить читательский интерес 7 – 9х классов моей школы. Проанализировав информацию, представленную в диаграммах можно прийти к выводу о том, что читательский интерес учащихся школы МБОУ «СОШ№11» ИГОСК достаточно высок. В целом, ребята положительно относятся к чтению, увлекаются книгой 2 – 3 раза в неделю. Выбирают различные жанры, но не всем нравится читать классическую литературу.

Все вышесказанное доказывает, что гипотеза: чтение положительно влияет на формирование личности. Так же играет важную роль в жизни человека, была полностью подтверждена.

Список использованной литературы.

  1. Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей: сборник материалов Международной научно-практической конференции / [науч. ред.: Г. А. Иванова, А. С. Матвеева]. Москва: МГУКИ, 2013. 167 с.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студ. средн. пед. учебн. заведений. - Москва, 2018. 312 с.

  3. Бородина В.А. Чтение как стратегия жизни в трудах Н.А. Рубакина // Шк. б-ка. — 2011. — № 9—10. — С. 134—139.

  4. Линкова И.Я. «Ты и твоя книга». - М.:1994.

  5. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Москва: МЦБС, 2014. с. 72

  6. Поварин С.И. «Как читать книги». - М.: Книга, 1978.

  7. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. «О культуре чтения: что нужно знать каждому». М.: Книга, 1984.

  8. Чирва А. «Книга в твоих руках» (Книга для учащихся - М. Просвещение), 1985.

  9. Чубарьян О.С. «Человек и книга». - М.: Наука, 1978.

Список интернет источников.

https://blog.selfpub.ru/genresofliterature

https://schoolessay.ru/rol-knigi-v-zhizni-cheloveka/

https://studopedia.su/12_64047_knizhnie-stili.html

Приложение 1

Анкета

1.Любите ли вы читать?

  1. Да.

  2. Нет.

2.Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

  1. Да.

  2. Нет.

3.Как часто вы читаете?

  1. Каждый день.

  2. 2 – 3 раза в неделю.

  3. 1 раз в неделю.

  4. Реже чем 1 раз в неделю.

4.Какие жанры литературы вы предпочитаете?

  1. Фантастика.

  2. Детектив.

  3. Фэнтези.

  4. Ужасы.

  5. Другое.

5.Нравится ли вам классическая литература?

  1. Да

  2. Нет

Приложение 2

Советы подросткам о пользе чтения.

Для того чтобы школьники заинтересовались чтением и поняли его практическую пользу необходимо дать им несколько полезных советов.

  1. Развитие воображения.

Лучший способ развить фантазию и воображение – это чтение книг. Регулярное чтение запускает и тренирует такие мыслительные процессы, как моделирование, планирование, память, творческое мышление. Читающий человек самостоятельно режиссирует «полученный» из книги текст, который в его голове «конвертируется» в красочный живой кинофильм.

  1. Развитие уверенности в себе.

Начитанный человек имеет развитые мыслительные способности, благодаря чему возможно поддерживать разговор на любую тему.

Даже не зная ответ на какой-нибудь вопрос, эрудит сможет подобрать его благодаря ассоциативным связям.

  1. Увеличение словарного запаса.

Каждый человек имеет свой словарный запас (активный и пассивный) в определенном, индивидуальном объеме.

Словами из активного запаса мы пользуемся каждый день в бытовой речи. Пассивный же представлен совокупностью слов и речевых оборотов, которые взяты из литературной речи и не используются каждый день.

Начитанному индивидууму будет значительно легче сходу подобрать ряд синонимов к нескольким предложенным словам. Исходя из этого, польза чтения книг очевидна.

  1. Развитие памяти и мышления.

Читая литературное произведение, людям автоматически приходится запоминать имена героев, события в хронологической последовательности, а также предсказывать развитие сюжетной линии.

  1. Расширение кругозора.

Польза чтения для человека определяется значительным расширением границ познания в любой выбранной области. Хорошо тренируют мозг в этом отношении исторические романы и научная фантастика.

Кроме того, читая, можно узнать даже больше информации о культуре, быте и традициях других народов, чем во время настоящего путешествия.

  1. Саморазвитие.

Чтение литературы влияет на мозг гораздо благотворнее, чем просмотр телевизора. Во время чтения мозг человека вынужден сам придумывать декорации, одежду героев, их голоса, звуковые вибрации, до мелочей прорисовывать детали интерьера и даже текстуру поверхностей. Готовый продукт в виде экранизированного романа не провоцирует «включение» этих мыслительных процессов, мозг принимает готовую картинку без необходимости «напрягаться».

  1. Улучшение сна.

Какая польза от чтения перед сном выяснили исследователи кембриджского университета. Процесс работы мозговых центров во время чтения активизирует выработку мелатонина – гормона, который улучшает качество сна, а соответственно – и ночного отдыха в целом. Кроме того, перенесение в мир книжных героев перед сном помогает мозгу «разграничить» активную бытовую деятельность и постепенный переход к засыпанию.

Приложение 3

Просмотров работы: 688